Правила страхования ОСАГО в 2020 году

Реформа ОСАГО 2020 – последние новости

  1. ДТП уже можно оформить почти полностью электронно через мобильное приложение. Но пока только в некоторых городах.
  2. Водителям стоит готовиться к индивидуализации автогражданки – тарифы на страховку станут больше зависеть от конкретного водителя, его данных и количества нарушений ПДД.
  3. Стоимость полиса ОСАГО после грядущих изменений может существенно возрасти.
  4. Не за горами объединение ОСАГО и КАСКО.

Говоря о реформе и об индивидуальных условиях в области ОСАГО для водителей, и страховщики, и Центральный Банк (регулятор рынка автогражданки) не имеют в виду предоставление каких-то особенных условий для каждого водителя в плане страхового возмещения или ремонта машин. Речь, конечно же, идет только о деньгах. А именно, о стоимости полисов после изменений в зависимости от того, кто из водителей заключает договор ОСАГО и кто будет допущен к управлению автомобилем.

Кто и сколько будет платить за полис в 2020 году?

Первый этап реформы уже прошел в 2019 году, в результате чего были скорректированы коэффициенты по возрасту и стажу, а также КБМ. Расширили и границы тарифного коридора на 20% в большую и меньшую стороны.

Но в 2020 году нас ждет уже следующее изменение границ тарифного коридора:

  • с 1 января – изменение тарифов на 40 процентов,
  • а в октябре 2020 года еще на 30 процентов.

При таких поправках стоимость договора для конкретного водителя может возрасти почти на 100%, ведь планируют еще отменить территориальные коэффициенты и коэффициент по мощности авто.

Если от процентов перейти к реальным деньгам, то к концу 2020 года верхняя граница базовой ставки после поправок может приблизиться к 9 тысячам рублей. И это только базовая ставка, без учета оставшихся коэффициентов. Таким образом, реформа ОСАГО в новом году может пойти далеко не на пользу обычным автовладельцам.

Скидки и надбавки

Коэффициенты, так или иначе меняющие конечную стоимость полиса ОСАГО, останутся. Предполагается, что в рамках реформы страхования появятся и новые, которые будут зависеть от манеры езды водителя, от количества нарушений ПДД.

Но поскольку это все еще проект, а все проекты у нас разрабатываются за закрытыми дверями, нельзя с уверенностью сказать, какие именно коэффициенты появятся, и как сильно они будут удорожать или удешевлять страховку.

Телематика в автомобилях

Много разговоров и обсуждений вызвали последние новости о том, что страховщики для нового расчета стоимости страховки ОСАГО будут применять так называемые телематические устройства. Вернее, не для самого расчета, а для определения скидки или коэффициента, применяемых при расчете.

Подобные телематические устройства уже используются страховщиками при страховании по КАСКО. Используют такие устройства не все страховщики, а, например такие, как:

  • ИНТАЧ-страхование,
  • Ренессанс страхование,
  • страховая компания УРАЛСИБ
  • ИНГОССТРАХ.

Такие “жучки”, установленные в авто, будут показывать, какой стиль езды предпочитает водитель данного авто, быстро ли он ездит и резко ли он тормозит.

Однако, эти факторы могут никак не влиять на вероятность наступления страхового случая, ведь ДТП может произойти в случае, когда нарушит другой водитель, отсюда возникает вопрос, для чего всё это придумывают.

Объединение ОСАГО и КАСКО

В сентябре 2019 года регулятор предложил и разработал проект поправок, которыми предлагается как бы объединить два полиса в один. Но пока он ещё не вступил в силу.

В основном, условия для каждого из видов страхования останутся разными, но бланк будет один. В бланке полиса ОСАГО будет указываться информация о заключении соответствующего договора КАСКО. Взаимосвязаны будут сроки действия договоров.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Новые бланки с 1 февраля 2020 года

Напомним, что с 29 октября 2019 года вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО касаемо бланков полисов.

До 1 февраля 2020 года можно будет получить полис ОСАГО на старом бланке, в котором есть и серия, и номер. После указанной даты каждому бланку будет присвоен уникальный номер, соответственно, изменится и внешний вид самого бланка.

Электронный полис и электронное извещение о ДТП

Нововведениями в Закон об ОСАГО и Правила страхования дорабатываются некоторые изменения по оформлению и использованию электронных полисов ОСАГО. Регламентируются правила запросов страховщиком данных об автомобиле и страхователе в других системах и ведомствах, а не только у страхователя, в виде сканированных копий. Копии теперь необходимо будет загружать только в случае, если страховщику не удалось получить эти данные другими способами.

Данная реформа будет проходить и дальше, планируется освободить водителей, участвовавших в ДТП, от заполнения извещений, если ДТП оформлялось сотрудниками полиции, ведь в таком случае сотрудники сами указывают все необходимые данные в выдаваемых документах.

Но пока обязанность оформлять извещения никуда не делась, а в некоторых городах водители уже могут оформлять ДТП и извещение в электронном виде.

Правила ОСАГО в 2020 году — изменения в страховании

В отличие от пресловутого КАСКО, страхование по типу ОСАГО является обязательным. Данная мера носит социальный характер: ее задачей является страхование не транспортного средства частного лица, а его гражданской ответственности. В данном статье мы остановимся на изменениях в правилах ОСАГО 2020 года — о них следует знать каждому автовладельцу.

Какие изменения предусмотрены в новых правилах ОСАГО 2020?

Обязательное страхование гражданской ответственности регулируется российским законодательством: действует федеральный закон об ОСАГО, последняя редакция которого вступила в силу в 2018 году. Нелишним будет напомнить, что данная система страхования, обязательная каждого автовладельца, не ставит задачи застраховать транспортное средство наподобие каско. ОСАГО направлено на страхование гражданской ответственности. Благодаря ему вы:

  • сбережете свои средства, став виновников ДТВ.
  • сможете возместить ущерб, нанесенный чужому имуществу, жизни или здоровью.
  • в рамках установленной законом процедуры получите положенную компенсацию, если являетесь потерпевшим.

Не оформив страховку ОСАГО, вы столкнетесь с запретом на вождение автомобильного средства, не сможете поставить его на учет в органах ГИБДД, вынуждены будете своими силами возмещать ущерб потерпевшим в случае аварии, будете постоянно оплачивать штраф за отсутствие страховки ОСАГО. Впервые закон об ОСАГО был принят в далеком 2002 году. С тех пор он неоднократно менялся. Новая редакция закона 2018 года оказалось богатой на внесенные изменения и дополнения, которые коснулись самих полисов ОСАГО, правил возмещения, лимитов по европротоколу и проч.

Правила оформления ОСАГО 2020

Главный вопрос, интересующий тех, кто только собирается оформить ОСАГО, а также желающих продлить договор страхования: изменилась ли стоимость ОСАГО? Ответ однозначный — нет. Стоимость страховки по-прежнему складывается из базового тарифа (ставки) и индивидуального коэффициента. В новом году действует те же ставки, что и в минувшем. Стоимость страховки в случае конкретного автовладельца может измениться только из-за новых данных транспортного средства, вписанных водителей или наличия/отсутствия ДТП в истории.

Изменениям подверглись полисы ОСАГО. С начала года компании-страховщики имеют право выдавать бланки исключительно нового образца. Их главным нововведение стало появление QR-кода размером 2 кв. см., позволяющего моментально проверить подлинность полиса и получить базовую информацию об автовладельце. Просканировав QR-код в специальном приложении на мобильном устройстве, вы перейдете официальный сайт Российского союза автостраховщиков. Это может быть полезно при оформлении ДТП по условиям европейского протокола, ведь вы будете уверены в том, что перед вами не поддельный документ и на сделку с другим водителем смело можно идти.

Новые правила выплаты ОСАГО

Важное нововведение касается коэффициента бонус-малус (далее — КБМ). В новых бланках указывается класс на начало действия ОСАГО, а также таблица для каждого их вписанных водителей. Это означает, что теперь, зная правила расчета стоимости страховки (класс безаварийности, коэффициенты по региону и некоторые др. параметры), вы можете самостоятельно определить цену страховой премии. Таким образом повышается прозрачность расчета стоимости ОСАГО и исключается ряд неприятностей. Например, вероятность того, что из-за несогласованности работы компаний-страховщиков вы потеряете скидку.

Существенные модификации претерпели правила выплат. Отныне ОСАГО покрывает лишь часть ущерба, возмещение остального потерпевший вправе стребовать с виновника ДТВ напрямую. Решение о внесении данного изменения было принято Конституционным судом РФ, который почитал, что, если ОСАГО полностью не покрывает объем реального ущерба, нанесенного виновником, потерпевший вправе взыскать разницу на основе своего конституционного права. Этому поспособствовала новая методика расчета возмещений, которая учитывает износ запчастей на машину — ее наравне с последними изменениями внесли в правила ОСАГО. Это ограничение, правда, не касается выплат ОСАГО по ремонту — в случае не денежного возмещения правила страхования остаются прежними.

Что в итоге?

Новые правила ОСАГО 2020 года внесли ряд корректив в порядок действия страховки. Это коснулось таких чувствительных тем, как внесение выплат по ОСАГО, причем новая редакция закона была неоднозначно воспринята в рядах автовладельцев. Положительных изменений было больше — они коснулись правил расчета стоимости страховки, новых бланков ОСАГО. В целом же, страхование ОСАГО едва ли исчерпало себя в вопросах развития: еще много правил подлежит корректировке в будущем.

Документы для оформления ОСАГО в 2020 году

  • ОСАГО
  • КАСКО
  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и строит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи
  • 1 водитель
  • 2 водителя
  • 3 водителя
  • 4 водителя
  • 5 водителей
  • Мультидрайв
  • Сначала выберите марку

Оформление ОСАГО является достаточно простой процедурой, тем более что в 2020 г. сделать это можно будет не только в офисе выбранной страховой компании, но и на ее сайте онлайн. Какой бы способ оформления вы ни выбрали, вам все равно потребуются определенные документы, без которых выписать полис просто невозможно. Далее мы расскажем о том, что надо иметь при себе для заключения договора «автогражданки» в 2020 г. и какие документы вы получите на руки после приобретения страховки.

Страхование физических лиц в офисе СК

Полисы ОСАГО в основном покупают частники – владельцы автомашин. Поэтому процесс продажи страховок максимально упрощен и отрегулирован всеми компаниями. Если вы планируете оформление в офисе, то в 2020 г. вам нужно захватить с собой оригиналы:

  • паспорта (если к пользованию машиной допущены другие люди, то их паспорта тоже нужны, исключение – «открытая» страховка, где список водителей и их данные не требуются);
  • водительского удостоверения (только вашего или всех, кто будет пользоваться автомобилем);
  • диагностической карты (выдается на СТО, в ней отражается техническое состояние автомобиля, карту получить надо заранее, иначе вам откажут в заключении договора ОСАГО);
  • СТС (свидетельства о регистрации а/м), если его еще нет – ПТС (если вы получили электронный техпаспорт, стоит взять у продавца выписку);
  • заявление на бланке, который выдадут в офисе.

Страхование физических лиц онлайн

Оформление е-ОСАГО онлайн позволит вам сэкономить время, так как ехать никуда не нужно. Вы можете в любой момент зайти в онлайн-калькулятор, сравнить там все предложения от разных страховщиков, выбрать лучший вариант и перейти на сайт нужной вам компании. Там вам предложат заполнить форму и внести в нее все нужные сведения о себе, других водителях, автомашине. Оригиналы документов уже не нужны, хотя в некоторых случаях их все же могут потребовать для проверки – тогда вы просто отправите сканы.

Будьте внимательны при заполнении заявки на ОСАГО. Если вы укажете недостоверную информацию или ошибетесь, могут появиться проблемы при оформлении договора или выплате компенсации. Полис признают недействительным, вас оштрафуют и заставят платить за ремонт поврежденной по вашей вине чужой машины самостоятельно. Штраф в 2020 г. сохранится в том же размере – 800 р. Однако отсутствие действующей страховки доставит вам немало проблем.

Документы для оформления страховки онлайн нужны те же, только вы сами должны внести сведения из них в предлагаемую форму:

  1. Номер и сроки действия карты диагностики.
  2. Номер, серию, дату выдачи СТС.
  3. Номер, серию и прочие данные своего паспорта и паспортов допущенных к эксплуатации застрахованного ТС лиц (при оформлении открытой страховки – только вашего).
  4. Номер, серию, дату выдачи первых водительских прав.

Страхование юридических лиц, ИП

В 2020 г. купить страховку ОСАГО может и организация, если она имеет собственный автотранспорт. Для этого нужны следующие документы:

  1. Заявление
  2. Доверенность на заявителя, подписанная гендиректором
  3. Выписка ЕГРЮЛ
  4. Печать организации
  5. СТС/ПТС
  6. Карта диагностики автомобиля.

Документы, которые выдаются страхователю

При покупке ОСАГО в 2020 г. страхователь получает следующие документы:

Основным документом, который всегда надо иметь при себе в 2020 г., является полис ОСАГО. Если вы получили бланк в офисе, всегда имейте его при себе и предъявляйте по требованию инспектору ГИБДД. Если вы оформили электронную страховку, то бланк надо распечатать на бумаге и тоже возить с собой. Такая распечатка не вызывает вопросов и абсолютно равнозначна официальному бланку страховой фирмы. В 2020 г. планируется разрешить водителям предъявлять ОСАГО на любом гаджете, так что распечатывать электронный полис не потребуется. Но пока данное новшество в силу не вступило.

Памятку также положите в машину. Она поможет вам правильно выполнить необходимые действия в случае аварии. Неверно оформленное извещение о ДТП или некорректное поведение на дороге чревато штрафом и отказом страховщика платить возмещение пострадавшей стороне.

Автомобилистам следует знать важное правило, которое сохранится и в 2020 г.: действие ОСАГО начинается не сразу после ее оплаты, а лишь спустя 72 часа после оформления. Это необходимо в целях минимизации рисков махинаций со страховкой. Поэтому приобретайте полис заблаговременно. И на всякий случай проверяйте его наличие в базе РСА. Если его там нет или при внесении данных допущены ошибки – обращайтесь к своему страховщику.

Последние изменения в ОСАГО с 2020 года: свежие новости о правилах, тарифах

В области страхования регулярно появляются нововведения. В стороне не остается и обязательная страховка автогражданской ответственности (ОСАГО). Так, Центробанк часто публикует новости о смене правил составления полиса, расчете его стоимости, применяемых коэффициентах. Какие изменения в ОСАГО с 2020 года следует ожидать автовладельцам – подробный разбор в данной статье.

Реформа ОСАГО

С самого запуска ОСАГО являлось наиболее убыточным продуктом для страховщиков и несправедливым для водителей. Ведь при расчете стоимости полиса в первую очередь обращали внимание на место жительства страхователя и поверхностно рассчитывали коэффициенты возраст-стаж, бонус-малус. Поэтому с целью разрешить споры относительно неверно определенной стоимости страховки было принято решение ввести изменения в области данного вида обязательного страхования.

Предполагается, что вводимые правила расчета цены полиса ОСАГО будут направлены на максимальную индивидуализацию тарифа. Планируется увеличить стоимость полиса для «опасных» водителей (практикующих регулярное нарушение правил дорожного движения, рискованную езду) и снизить для аккуратных автолюбителей. Как заявил Габуния Филипп Георгиевич, директор департамента страхового рынка Банка России, на сегодняшний же день стоимость ОСАГО для многих несправедлива. Например, прилежному водителю из Челябинска придется заплатить больше, чем регулярно попадающему по своей вине в ДТП сочинцу – и это только из-за того, что при расчете цены страховки был взят во внимание региональный коэффициент.

В рамках реформы предполагается внести несколько кардинальных изменений:

  • увеличить тарифный коридор на 80% (по 40% в большую и меньшую сторону);
  • ввести больше значений коэффициента возраст-стаж;
  • разрешить страховым компаниям использовать при расчете стоимости ОСАГО в 2020 году новые показатели (только не выходя за рамки установленного ценового коридора);
  • перестать использовать при расчете рассматриваемой страховки территориальные и «мощностные» коэффициенты.

Важно! Изменения будут введены не одномоментно, а в течение некоторого времени. Так, часть поправок должны вступить в силу уже с начала 2020 года.

Отмена коэффициентов

В июле 2019 года на рассмотрение в Государственную думу был внесен законопроект под номером 754963-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»». Подразумевалось отменить два вида коэффициентов, используемых при расчете стоимости ОСАГО:

  • территориального – с 1 января 2020 года;
  • мощности – с 1 октября 2020 года.

Важно! Цена страховки складывается из двух составляющих: базового тарифа и различных коэффициентов. Предполагается, что отказ от указанных показателей и ввод новых позволит сделать стоимость полиса более справедливой для автолюбителей.

При этом вводимые изменения должны внести поправки и в допустимые значения базового тарифа. Так, с начала 2020 года коридор ставок должен повыситься на 40% в каждую сторону, а с октября того же года – на 30. Тем самым, страховщики смогут удорожить ОСАГО для небрежных водителей и удешевить – для аккуратных.

Внимание! На сегодняшний день (январь 2020 года) законопроект все еще находится на стадии рассмотрения. Отмена территориального коэффициента еще не осуществлена.

Как изменится цена страховки

Новость о внесенном на рассмотрение законопроекте об отмене коэффициентов и увеличении тарифного коридора стала поводом для выплеска автовладельцами отрицательных эмоций в сети. Многие считают, что цена ОСАГО подорожает для большинства водителей и жители небольших населенных пунктов, где преобладает спокойная обстановка на дорогах, будут платить столько же, сколько и коренные москвичи.

С уверенностью, согласиться или опровергнуть домыслы пользователей пока невозможно – изменения в Федеральный закон об ОСАГО еще не внесены. Пока только остается надеяться, что реформа действительно поможет максимально индивидуализировать цену полиса и сделать ее, наконец, справедливой для всех водителей.

Калькулятор ОСАГО онлайн

Понять, насколько повлияла вводимые изменения в области обязательного страхования автогражданской ответственности на стоимость полиса, позволит предложенный на сайте сервис. Следуя инструкции и вводя в указанные поля требуемые значения, можно получить информацию о стоимости страховки в различных страховых компаниях.

Итак, пользователю потребуется заполнить следующие поля:

  • Информацию о транспортном средстве: марка, модель, год выпуска, мощность автомобиля;
  • Место жительства автолюбителя (показатель актуален, так как последние изменения в законе об ОСАГО еще не вступили в силу);
  • Предполагаемый срок страхования;
  • Контакты для связи (номер телефона, адрес электронной почты).

После заполнения всех полей следует отправить запрос на определение цены полиса. В дальнейшем здесь же есть возможность приобретения страховки.

Скидка для аккуратных водителей

Насколько положительно изменится стоимость ОСАГО для водителей благодаря отмене старых и вводу новых коэффициентов, расширению тарифного коридора, пока сказать трудно. Есть другое предложение правительства, которое точно должно снизить цену страховки для аккуратных автовладельцев. Речь идет о возможности использовать сведения с телематических устройств, позволяющих оценить манеру езды на автомобиле. Таким образом, прилежные автолюбители смогут получить скидку на приобретение полиса.

Внимание! Предположительно под телематическими устройствами понимается система Эра-ГЛОНАСС, которой оснащены все новые автомобили отечественного и зарубежного производства. Она позволяет фиксировать ускорение при разгоне и торможении. А систематически производимые плавные наборы скорости и торможения – признак аккуратной езды и, соответственно, повод страховщику сделать скидку своему клиенту.

Естественно, свежее изменение окажется актуальным только обладателям новых автомобилей, в которых уже установлено указанное устройство. Ведь снабжать машину системой Эра-ГЛОНАСС только для получения скидки по ОСАГО не совсем рационально: стоимость механизма превышает 30 000 рублей. Однако на перспективу такая поправка вполне справедлива и оправдана и, пожалуй, действительно позволит сделать цену обязательной страховки объективной.

Изменения в страховых суммах

Предложенный на рассмотрение в Государственную думу законопроект должен изменить и максимальный порог страховой выплаты. Сейчас при причинении вреда жизни и здоровья гражданину в результате дорожно-транспортного происшествия может быть выплачена компенсация в размере до 500,000 рублей. Поправки в закон должны увеличить этот показатель в 4 раза: до 2,000,000 рублей.

Страховая выплата согласно тексту законопроекта должна была увеличиться с 0101.2020 года. Однако решение по поправке еще не принято – соответственно, автолюбителям на сегодняшний день следует полагаться на прежние цифры.

Другие новшества и нюансы 2020 года

Но на вышеупомянутых поправках реформа ОСАГО 2020 еще не заканчивается. Согласно тексту законопроекта предполагается внести и другое изменение – а именно обязать пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия граждан оповестить страховщика о месте и времени проведения независимой технической экспертизы попавшего в аварию транспортного средства. Тем самым предполагается минимизировать количество злоупотреблений при осуществлении подобных операций.

Как проводится независимая экспертиза транспортного средства после ДТП можно узнать в специальной статье.

Важно! Все вышеперечисленные поправки – это еще только пункты предложенного на рассмотрение законопроекта. Возможно, при принятии решения относительно обновленного закона часть из них будет одобрена, другая – отменена, а третья вовсе изменена до неузнаваемости.

Статистика европротоколов в России

Если еще несколько лет назад столкновение автомобилей обязательно сопровождалось вызовом сотрудников ГИБДД, то, согласно изменениям в ПДД, внесенным с 1 марта 2009 года, конфликт стало допустимо разрешать с помощью так называемого «европротокола». Рассчитывалось, что такой ход решения проблемы позволит снять нагрузку с дорог (ведь водители смогут освободить проезд скорее – не нужно часами ожидать приезда инспектора на место) и, в общем, упростит процедуру оформления ДТП.

На деле нововведение не сразу было оценено автолюбителями. В первые годы очень малый процент аварий регистрировался с помощью Европротокола. Но ситуация несколько изменилась в последние годы.

Важно! Европротокол – специальный бланк, предназначенный для заполнения в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия. Он выступает своего рода извещением о произошедшей аварии. Составляется такой акт непосредственно на месте столкновения водителями пострадавших транспортных средств. Эта форма – реальное основание для получения страховой выплаты.

Более подробная информация о Европротоколе, способах его использования расписана в отдельном посте Европротокол по ОСАГО: как составить, сроки подачи, требования и варианты получения выплаты в 2020 году.

Судя по свежей статистике, большинство россиян в 2019 году предпочли отказаться от вызова на место ДТП инспектора ГИБДД и самостоятельно заполнили бланк с подробностями случившейся аварии. Так, согласно данным, приведенным на официальном сайте Госавтоинспекции России, 52,6% столкновений транспортных средств были зарегистрированы новым способом, что говорит о росте количества оформленных бланков за год (752,000 европротоколов в 2019 году против 623,400 от 2018 года).

Выводы

Подводя итоги вышесказанному о вводимых изменениях в ОСАГО с 2020 года, можно выделить следующие основные пункты:

  • Законопроект о нововведениях в области страхования автогражданской ответственности еще находится на рассмотрении – значит, новые правила расчета стоимости полиса еще не вступили в силу;
  • Наиболее значимые пункты предложенного на рассмотрение в Государственную думу законопроекта призывают к отказу от регионального и «мощностного» коэффициентов, увеличению тарифного коридора на 40% в каждую сторону, возможности страховыми компаниями создавать новые показатели для расчета стоимости ОСАГО (с целью сделать цену более обоснованной для всех автовладельцев), увеличению размера страховых выплат от полумиллиона до 2 миллионов рублей в случае причинения в ходе ДТП вреда жизни и здоровью участников аварии;
  • Кроме того, принятие нового законопроекта повлияет и на ход проведения независимой экспертизы транспортного средства после столкновения. Теперь водители будут обязаны оповещать страховщика о месте и времени проведения процедуры – это позволит избавиться от умышленно произведенных недостоверных оценок.

Заранее благодарны за «лайки» и репост записи в социальных сетях!

Все коэффициенты ОСАГО в 2020 году с расшифровкой

  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и строит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи
  • Сначала выберите марку

В 2020 году коэффициенты, участвующие в расчете ОСАГО не отличаются от тех, что использовались в 2019 году. Изменения происходят в рамках реформ, проводимых государством в сфере обязательного автострахования и либерализации ОСАГО.

Какие коэффициенты ОСАГО планировалось отменить в 2020 году

Перед тем, как приступить к описанию актуальных факторов формирования цены ОСАГО, перечислим коэффициенты, которые планировалось отменить в 2020 году.

Территориальный коэффициент (КТ)

Территориальный коэффициент мог утратить свое действие с первого дня 2020 года — 1 января.

Коэффициент мощности (КМ)

Спустя чуть более полугода мог перестать учитываться в расчете ОСАГО коэффициент мощности транспортного средства КМ — 1 октября 2020 года.

Однако, в последний момент законодатели отказались от отмены этих двух коэффициентов.

Другие действующие коэффициенты ОСАГО в 2020 году

Далее мы рассмотрим прочие коэффициенты, которые будут прямо влиять в 2020 году на стоимость страховки.

ТБ — базовая ставка

Базовая ставка — важнейший фактор, формирующий стоимость ОСАГО. Именно к ТБ применяются так называемые поправочные коэффициенты и в итоге формируется окончательная цена страховки.

Для легковых автомобилей значение базовой ставки в 2020 году может варьироваться от 2 746 до 4 942 рублей. Центральный Банк РФ разрешает страховым компаниям самостоятельно устанавливать значение ТБ в рамках этого коридора. Кроме этого, ЦБ предполагает после отмены коэффициентов КТ и КМ расширить границы этого коридора на 40% в обе стороны.

Подробнее о тарифном коридоре базовой ставки для других категорий ТС читайте в отдельной статье.

КБМ — коэффициент бонус-малус (аварийность)

Коэффициент бонус-малус, пожалуй, является самым важным поправочным коэффициентом. Он может вдвое уменьшить стоимость полиса (0,5), а может увеличить более чем в 2 раза (2,45). Ежегодно у водителя уменьшается КБМ в случае безаварийной езды в прошлом году и наоборот, увеличивается, если ДТП по его вине случались.

Узнать свой КБМ можно самостоятельно при помощи таблицы, на сайте РСА или при помощи специальных сервисов.

Онлайн-проверка КБМ:

КВС — коэффициент возраста и стажа

Коэффициент возраста и стажа — не менее важный фактор, уменьшающий или увеличивающий стоимость полиса на 0,04 или 1,87 соответственно. В отличие от КБМ, повлиять на этот коэффициент невозможно — он формируется исключительно в зависимости от возраста и стажа водителя.

КО — с ограничениями/без ограничений

В 2020 году коэффициент ограничений КО может принимать 2 значения — 1 или 1,87, в случае оформления на ограниченное количество водителей или без ограничений, соответственно.

КС — продолжительность страховки

Часто водители прибегают к уменьшению периода страхования ОСАГО. Если, к примеру, страхователь будет использовать ТС только один сезон — резонно оформить полис на 3 месяца. Однако, стоимость полиса не будет пропорционально уменьшаться с сокращением периода страхования.

С подробной таблицей КС вы можете ознакомиться в таблице ниже:

КП — продолжительность страховки для иностранных ТС

КП — аналог коэффициента КС, с тем лишь отличием, что применяется он для ТС, зарегистрированных за границей. Кроме этого, КП предусматривает более короткие периоды страхования. Подробности в таблице:

КН — коэффициент нарушений

Исходя из расшифровки аббревиатуры КП понятно, что повышающий коэффициент применяется к лицам, которые ранее нарушали правила страхования (Закон об ОСАГО, ст. 9, п. 3). Данный коэффициент в 2020 году имеет 2 значения:

  • 1 — для страхователей без нарушений;
  • 1,5 — для страхователей, имевших в своей истории факты нарушений.

КПр — использование ТС с прицепом

Использование ТС без прицепа дает застрахованному лицу коэффициент КПр 1. В остальных случаях использование прицепа приводит к повышению тарифа, в зависимости от типа ТС:

Как будет изменяться стоимость ОСАГО в 2020 году

Автогражданка

Стартовать второй этап либерализации ОСАГО должен был с начала нынешнего года. Но не сложилось. В середине октября 2019-го депутаты отвергли разработанный Минфином законопроект о продолжении перехода на индивидуальный тариф, аргументировав тем, что предложенные нововведения приведут к росту стоимости «автогражданки» для водителей. До первого чтения он не дошел. Зато подтолкнул депутатов создать свою версию реформирования «автогражданки», которую в первом чтении Госдума планирует рассмотреть в марте нынешнего года. Хотя еще буквально месяц назад глава комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков прогнозировал, что это произойдет в январе, чтобы в феврале прошли второе и третье чтения.

Впрочем, поскольку никаких серьезных реформ в документе не предлагается, с его принятием, кажется, можно не торопиться. Но это только на первый взгляд. В текущей ситуации рынок ОСАГО уверенно движется к состоянию 2014—2015 годов, когда страхователи покупали поддельные полисы, а страховщики не выплачивали возмещение по настоящим.

Российский союз автостраховщиков (РСА) в конце января обнародовал результаты первого этапа либерализации «автогражданки», конечная цель которой — переход на индивидуальные тарифы. Чтобы полисы для лихачей за рулем стоили значительно дороже, чем для аккуратных водителей, страховщикам дали небольшой карт-бланш. Во-первых, расширили на 20% вверх и вниз тарифный коридор, из которого они выбирают свою базовую ставку — до 2 746—4 942 рублей. Во-вторых, реформировали коэффициент «возраст-стаж», и теперь в нем вместо четырех градаций 58. В-третьих, определились с коэффициентом «бонус-малус» (КБМ): если у автовладельца было несколько разных значений, за ним закрепили самый низкий, то есть наиболее выгодный для него. Кроме того, КБМ перестал «сгорать» в случае перерыва в вождении.

Результаты нововведений оказались позитивными для автомобилистов: в 74 регионах, где проживают более 95% всех автовладельцев, средняя страховая премия снизилась на 5% до 5 423 рублей. На 5% выросло количество водителей, имеющих КБМ меньше 1, то есть получающих скидку за безаварийную езду. Таких почти 90% от общего числа, или 33,8 млн человек. Причем в максимальном размере (50%) ее получили почти четверть страхователей.

Автомобилисты стали платить меньше. Но и заработки страховщиков, соответственно, уменьшились. От них же зависит возможность при наступлении страхового случая покрывать убытки пострадавшей в ДТП стороны.

По данным РСА, страховые компании в прошлом году собрали с автовладельцев премий на 7,7 млрд рублей меньше, а выплатили возмещения на 8 млрд рублей больше. Падение премии на 5% сопровождалось ростом средней выплаты на 2,3% — с 67 тыс. до 68,6 тыс. рублей. Количество заявленных убытков за год тоже выросло на 3,5% — с 2,19 млн до 2,27 млн штук, а урегулированных — на 3,2%, до 2,19 млн штук. Общая сумма страховых выплат за год выросла на 5,6% — до 150,14 млрд рублей.

«Мы видим, что начатая Центробанком реформа по индивидуализации тарифов ОСАГО приносит позитивные плоды для автовладельцев: большая их часть, как и предполагалось, ощутила снижение цены полиса обязательной «автогражданки», — говорит президент РСА Игорь Юргенс. — Однако мы также видим, что финансовая ситуация на рынке ОСАГО становится все более напряженной. Если страховщикам не дать возможности устанавливать тариф более индивидуально, то они будут вынуждены вернуться к «уравниловке».

По его словам, давление на экономику рынка обязательной «автогражданки» растет. В том числе и из-за подорожания с 1 декабря стоимости «корзины» запчастей по актуализированным справочникам почти на 10%. «Все эти изменения создают напряженную финансовую ситуацию на рынке ОСАГО. Чтобы сохранить позитивный для автовладельцев тренд на снижение стоимости обязательной «автогражданки», реформу необходимо как можно быстрее продолжить», — цитировала Юргенса пресс-служба РСА в середине января.

Итак, реформа будет продолжена. Открытым остается вопрос «когда?». В идеале Госдума, как планируется, рассмотрит законопроект в первом чтении в мартовскую сессию. Насчет второго и третьего загадывать рано. Как и насчет того, когда документ вступит в силу.

Рискнем предположить, что это все же случится в нынешнем году, потому что страховщики ждут продолжения. Генеральный директор «БизнесДром» Павел Самиев говорит, что на первом этапе реформы снижения стоимости полисов удалось добиться, не нарушив баланса на рынке. «Убыточность СК находится на умеренном уровне, всплеска ее не произошло, а ситуация по регионам стала более сбалансированной, — утверждает он. — Но останавливаться на текущей позиции нельзя, потому что, отпустив ситуацию на самотек, мы придем к росту убыточности ОСАГО».

К каким последствиям это приводит, можно было наблюдать в 2014—2015 годах, когда рынок ОСАГО был сильно монополизирован и уход с него главного игрока породил дефицит полисов. Чтобы повысить привлекательность «автогражданки» для других страховых компаний, тарифы повысили. Автомобилисты отреагировали на это ожидаемо — начали покупать поддельные полисы или ездить вообще без них. «Никому такие проблемы не нужны: ни потребителям страховых услуг, ни страховым компаниям. Поэтому затягивать проведение реформы нельзя», — считает Самиев.

Депутатское видение реформы кардинально отличается от правительственного. Разработанный Минфином законопроект предусматривал еще два этапа расширения тарифного коридора: на 30%, а затем на 40%. Кроме того, речь шла об отмене двух из восьми действующих сейчас коэффициентов, на которые умножается базовая стоимость полиса, — территории и мощности двигателя автомобиля. Например, из-за территориального коэффициента полис ОСАГО в разных регионах значительно отличатся в цене, а на безаварийность езды конкретного водителя это никак не влияет. Планировали увеличить и выплаты за причинение вреда жизни и здоровью до 2 млн рублей, поскольку нынешние 500 тыс. рублей уже не покрывают реальные расходы на лечение после серьезного ДТП.

Ничего этого нет в разработанной депутатами версии. «Законопроект учитывает далеко не все сделанные ранее предложения страховщиков и Банка России по либерализации — в частности, сохраняет территориальный коэффициент и коэффициент мощности, а также отказывается от дальнейшего расширения коридора».

В депутатской редакции законопроекта нет и повышения страхового возмещения до 2 млн рублей. Основное его нововведение — право страховых компаний варьировать тариф в пределах установленного ЦБ коридора, но с учетом индивидуальных характеристик водителя. Их планируется определять, исходя из допущенных водителем грубых нарушений ПДД, таких как, например, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, вождение в нетрезвом виде. Установка телематических устройств остается делом добровольным, как и у версии Минфина. Ну а к вопросам увеличения лимита выплат за вред жизни и отмены коэффициентов мощности двигателя и территории законодатели обещают вернуться когда-нибудь позже.

То есть получился компромиссный вариант между тем, что нужно было бы делать, и тем, что можно безболезненно провести через Госдуму.

Страховщики, похоже, рады даже таким полумерам: они дадут хоть какую-то возможность для маневрирования, а значит, конкуренции между компаниями за клиента.

В РСА на запрос ответили, что «поддерживают компромиссный вариант поправок об индивидуализации закона об ОСАГО, внесенный группой депутатов. Он предполагает отказ от некоторых нововведений в обмен на стабильность тарифов по обязательной «автогражданке». При обсуждении законопроекта на парламентских слушаниях в Совете Федерации представители властей и страховщики сошлись во мнении, что индивидуализация тарифов по ОСАГО сама по себе приведет к более справедливому ценообразованию в обязательной «автогражданке» и сделает цены ниже для безаварийных автовладельцев.

Хотя ОСАГО, конечно, нуждалось в более решительных переменах. Жесткое регулирование этого обязательного вида страхования приводит к «уравниловке»: как бы безопасно ты ни ездил, на стоимость полиса это кардинально не влияет.

«На мой взгляд, правительственный вариант законопроекта, подготовленный Минфином и Центробанком, был более адекватным, — говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Депутатское предложение — это лишь затягивание неизбежного процесса индивидуализации обязательного автострахования».

«Депутатский законопроект все же несколько приближает рынок к заветной цели — установлению более справедливого тарифа, так как учитывает хотя бы потенциальную аварийность водителя через коэффициент нарушений правил дорожного движения», — считает Дмитрий Кузнецов. По его словам, при реализации первого этапа реформы ОСАГО стало более привлекательным для страховых компаний, что привело к ужесточению конкуренции между ними и, соответственно, к снижению средней премии. «Например, в СК «Согласие» она уменьшилась на 6%, — продолжает он. — Страховщики заинтересованы в дальнейшем переходе к более справедливым индивидуальным тарифам и реализации второго и третьего этапа либерализации».

О возросшей в прошлом году конкуренции между страховщиками говорит и генеральный директор СК «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик. «Дальнейшая либерализация — это единственное, на наш взгляд, лекарство от «болезней», присущих ОСАГО», — цитирует его пресс-служба компании.

Редкий случай, когда интересы страхователей и страховщиков действительно совпадают. И первые, и вторые заинтересованы в справедливой цене. Автомобилисты — чтобы тем, кто ездит аккуратно, не приходилось платить столько же, сколько регулярно попадающим в аварии. Продолжение реформы даст гарантию, что если ОСАГО и подорожает, то не больше, чем на размер инфляции.

Интерес страховщиков в том, чтобы не уходить в убытки. Пока реформа продолжается, такой массовый вид страхования, как «автогражданка», будет их интересовать. На рынке сейчас не так много потенциальных драйверов роста. «В сфере страхования имущества юрлиц уже есть основной игрок, доля которого около 50%. ДМС хоть и растет, но рентабельность его на грани. А каско и ОСАГО — рыночные виды, и в них, возможно, все страховщики и ринутся, — прогнозирует директор по рейтингам страховых компаний рейтингового агентства «НКР» Евгений Шарапов. — Такую тенденцию мы уже наблюдаем: растет комиссионное вознаграждение, упала премия по ОСАГО — это проявления конкуренции. Страховая «полянка» не такая уж большая и стала прирастать темпами гораздо меньшими, чем в предыдущие периоды, поэтому страховщики будут толкать локтями друг друга, переманивая агентов и страхователей, чтобы зарабатывать».

Полумеры второго этапа реформы могут, конечно, несколько охладить их интерес к ОСАГО, но к коллапсу в отрасли автострахования, как в 2015—2016 годах, конечно же, не приведут. Сейчас нет ярко выраженного монополиста среди страховщиков, уход которого может нарушить стабильность, — в сегменте конкурируют около двух десятков страховых компаний. «Причем этот топ страховщиков чувствует себя очень неплохо, рентабельность у них высокая, то есть дела идут хорошо. Они могут себе позволить уронить немного тарифы ОСАГО и не пострадать».

Некрупным страховщикам, особенно из второй сотни, у которых сборы минимальные, и так ждать чудес не приходилось. Рано или поздно им придется уйти с рынка.

Но, по мнению Евгения Шарапова, рано или поздно в ОСАГО придется отказываться от коэффициентов мощности и территории, продолжить реформировать КБМ . «Не должно быть перекосов, дотирования одними страхователями / регионами / классами водителей других. Система КБМ должна быть сбалансирована: сейчас она дает около 2% снижения объемов премий в год, и так каждый год. То есть скидки «хорошим» водителям должны компенсироваться за счет увеличения платежа для «плохих» и в итоге выходить на ноль. Для этого и нужна реформа, в финале которой будет тариф, отражающий реальный риск, застрахованный по конкретному полису».

Ссылка на основную публикацию