Что такое износ в ОСАГО и как его рассчитать в 2019 году
При расчете компенсации при наступлении страхового случая ОСАГО учитывается износ элементов транспортного средства. Во время проведения экспертизы оценивается возраст транспорта, факт замены деталей. Полученная цифра напрямую зависит от итогового результата, который выведет эксперт и повлияет на сумму компенсации.
Что такое износ автомобиля и как он влияет на ОСАГО
Российское законодательство не определяет понятие “износ” для расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако в нормативным акте Центробанка, служащему как дополнение к основному ФЗ № 40 об обязательном страховании авто, содержится правовая норма данного понятия.
Согласно акту, автогражданка действует по принципу выплаты компенсации владельцу авто, которое попало в ДТП, выплаты производит как страховая компания или сам виновник происшествия за счет своего полиса.
Страховая фирма оплачивает не только ремонт и восстановление, но и производит замену комплектующих транспорта. Но все авто в ДТП не новые на 100%. Раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.
С мая 2017 года действую поправки в данной сфере подсчета износа и его влияния на ОСАГО. Это ФЗ № 49 “О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств”. Что привело к перерасчету и выплате компенсации без учета износа ТС и с ним в определенных ситуациях.
Что говорит закон о вопросах износа ТС по ОСАГО
Согласно Положению № 432 в 1 пункте 3.4 (о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт) указано:
- размер компенсации на восстановление определяется с учетом изношенности комплектующих авто, которые подлежат замене.
Законодательная норма указывает на параметр изношенности авто как характеристику размера потери деталей авто от первоначально состояния. Расчет должен производится с целью определить потери и возместить их пострадавшему.
Расчет износа авто
Параметр изношенности авто рассчитывается несколькими способами:
- Страховой агент заказывает экспертизу и оценивает состояние авто.
- Владелец авто заказывает независимую экспертизу.
- Владелец авто, попавшего в ДТП, производит расчет на онлайн-калькуляторе.
Когда и кем производится расчет износа
Расчет износа проводится страховой компанией после наступления случая ДТП. Страховщик отправляет авто на экспертную оценку состояния транспорта, степени повреждений. Такую же экспертизу может заказать сам собственник транспортного средства, если не уверен в расчетах компании. После этой процедуры выбирается один из способов компенсации:
- денежная выплата;
- направление на ремонт.
Внимание. По факту ремонт может обойтись дороже, а разницу будет доплачивать сам водитель.
На какие детали износ не распространяется
Износ распространяется только на заменимые детали и запчасти. Если при ремонте детали можно восстановить, то выплату страховки производят без учета изношенности.
Но износ не начисляется на некоторые виды оборудования, список которых узаконен и идет дополнением в ФЗ № 40 (как приложение №7 от Банка РФ). К данным элементам относятся следующие:
- части подушек безопасности;
- крепления и ремни безопасности;
- гидравлическая система;
- сигнализация;
- пневматические тормоза;
- динамики и акустические установки;
- индикаторы неисправности тормозов;
- рулевой механизм;
- сцепное устройство и т.д.
В полном списке присутствует оборудование, при повреждении которого автомобиль требуется вывести из эксплуатации, а не восстанавливать.
Методика, формула и пошаговый порядок расчета с примером
На законодательном уровне принята единая методика расчета износа авто. Она используется страховыми компаниями и онлайн-калькуляторами. Формула расчеты выглядит следующим образом:
Износ автомобиля по ОСАГО (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:
где:
Ики — износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
e – основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72);
ΔT – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), его срока эксплуатации;
Tки– срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата);
ΔL – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки – пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия.
Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных категорий и марок транспортных средств приведены в приложении 5 к настоящей Методике подсчета.
- Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705.
- Далее возводится основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получается = 0,75033809
- 1 — 0,75033809 = 0,2496619
- 100 х 0,2496619 = 25%
Износ равен 25%. Данный процент применим к любой детали авто.
- Дата эксплуатации – 12.12.2007.
- Дата ДТП – 20.05.2019.
- Категория ТС — ВАЗ.
- Пробег – 530 000 км.
- В результате получается фактический износ 89.11 %, но он не должен быть выше 50%, а значит владельцу авто придется доплачивать за ремонт лично.
Максимальные и минимальные значения, условия, при которых это возможно
Износ зависит от следующих параметров:
- от технического обслуживания;
- от качества смазывания;
- первоначально состояния деталей;
- регулировки механизмов и пр.
Изношенность деталей возрастает при увеличении срока службы деталей и выполненного объема работы. При расчете допускается максимальный процент изношенности авто в 50%. Минимальный износ, который характерен для всех авто 1-10%.
Каким образом происходит выплата – с учетом или без учета износа? Кто оплачивает стоимость износа в 2019 году? Порядок выплат
Процент изношенности вычитывается только с заменимых деталей, степень износа которых определяется экспертизой после свершения аварии.
Получить компенсацию с учетом износа по ОСАГО могут граждане с договором страховки от начала 2017, после 17-го в законе ФЗ № 40 вышли поправки, где отменялась данная характеристика при расчете компенсации.
Изменения в законодательстве по полисам ОСАГО привели к отмене выплат в большинстве случаев ДТП, заменив их на направление на ремонт. Станция ремонта выбирается страховщиком, работы производят на лимитированную сумму, все что будет выше указанного в направлении оплачивается собственником авто.
Предоставление возмещения при договоре, заключённом позднее 2017 года, производится в случаях:
- смерть при ДТП, причинение вреда здоровью;
- пострадавший имеет инвалидность;
- ремонт обходится выше лимита страхового возмещения;
- повреждения не ремонтируемые.
- получения финансовой выплаты;
- получение направления на ремонт, где сумма работ свыше оплачивается самостоятельною
Без учёта износа выплаты по полису страхования предоставляются страховщиком в случаях, определенных страховым договором, а также в ситуациях, когда степень износа является нулевой (например, если в аварию попал новый автомобиль).
Как выяснить и что делать, если СК обманывает при оценке
Страховые компании также намерены получать выгоду при заключении договоров с автовладельцами. Поэтому компенсационные выплаты нередко минимальны, из-за чего возникают спорные ситуации.
Если владелец авто видит неточности, то может потребовать провести перерасчет, сверить даты эксплуатации авто, что может изменить размер компенсации.
Если владелец авто заметил данные неточности, то он вправе подать в суд на страховую фирму. Для доказательства своей правоты понадобится заказать дополнительную независимую экспертизу авто.
Результаты исследования передаются в суд в качестве доказательства и требования полноценной компенсации.
Суд проведет оценку состояния авто после ДТП. Назначается судебный эксперт, который проведет независимую экспертизу для вынесения судебного решения.
Какие страховые полисы не учитывают износ автомобиля
Все страховые фирмы, зарегистрированные в системе РСА, не учитывают износ автомобиля при расчете компенсации согласно новым изменениям в формировании компенсации ОСАГО.
Если автовладелец не менял страховую фирму с 2017 года и у него была договоренность по износу, то право компенсации сохраняется.
Заключение
Износ автомобиля при выплате ОСАГО это параметр, который распространяется на замену или восстановление деталей автомобиля из соответствующего перечня (дополнения к ФЗ № 40). Автовладелец получает от страховщика направление на ремонт или денежную выплату для его осуществления, то есть производиться натуральное возмещение повреждений без учета изношенностей деталей.
Износ по ОСАГО
Согласно с ныне действующим законодательством Российской Федерации, граждане, что попали на своем автомобиле в ДТП, при этом не по своей вине, могут рассчитывать на компенсацию ремонта по страховому полису ОСАГО. Это действует лишь в том случае, когда такой документ присутствует и не закончил срока своего действия. Максимальный размер суммы, что предоставляется в качестве компенсации морального ущерба, прописывается в полисе, однако окончательная сумма, что будет вам предоставлена, рассчитывается специалистами оценщиками страховой компании и зависит от степени износа транспортного средства. Наряду с этим имеется возможность рассчитать степень износа по ОСАГО самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, однако придется учесть некоторые важные моменты, без учета которых получить точную сумму за будущий ремонт вам не удастся.
Как рассчитывается износ по ОСАГО
Достаточно часто, при компенсации ущерба за ремонт после ДТП, выплаченной суммы не хватает на полное восстановление транспортного средства. Чаще всего это связано с износом автомобиля. Данный момент заметно влияет на размер компенсируемых средств. В итоге, автомобилисты, чей автомобиль имеет возраст старше 3 – 5 лет, вынуждены добавлять свои кровные средства для полного ремонта, даже при условии, что они не являются виновником происшествия.
Для расчета износа по ОСАГО применяются специальные формулы, что присутствуют в положении о расчете размера компенсации материального ущерба за ремонт, которое вступило в силу с сентября 2014 года и имеющего номер 432.
Как рассчитывается износ автомобиля
Расчет износа транспортного средства распространяется лишь на те детали и агрегаты, что будут подвергаться замене после совершения ДТП. Если же они могут быть восстановлены, то износ не учитывается. Таким образом, износ рассчитывается на запасные части, покрасочные и иные ремонтные работы.
Стоит отметить, что любой расчет суммы выплаты производится в день, когда было совершено ДТП, а не в момент проведения оценки ущерба.
От чего зависит процент износа автомобиля
Учет износа автомобиля обусловлен его деталями и шинами. В первом случае, учитываются следующие моменты:
- Прежде всего, страховой компании приходится учитывать срок эксплуатации транспортного средства и каждого отдельного поврежденного агрегата. Если поврежденная в результате ДТП деталь, была установлена не на заводе, а после покупки авто, то это должно быть подтверждено определенными данными, в случае их отсутствия, в расчет берется полный срок пользования машиной.
- Также возможная выплата зависит от пробега авто, на момент совершения дорожно-транспортного происшествия.
Что касается используемых на транспорте шин, то здесь принимаются во внимание следующие моменты:
- Срок эксплуатирования шин
- Минимально допустимая высота протектора согласно законодательству РФ.
- Высота протектора, что присутствовала на колесах в момент совершения ДТП.
- Также учитывается высота рисунка протектора в новых таких же шинах, что и на вашем транспорте.
Законодательство по вопросам износа тс по ОСАГО
Ныне действующий закон, предусматривает возможность, когда величина выплаты снижается из-за износа транспортного средства, несмотря на то, что это не совсем справедливые действия в отношении автомобилистов, регулярно страдающих в авариях. Износ авто рассчитывается в соответствии с действующими нормативными актами:
- Федеральным законом об обязательном страховании транспортного средства.
- Положение, где присутствует единая методика определения суммы денежной компенсации за ущерб, полученный в результате аварии.
В вышеперечисленных нормативных актах, присутствуют отдельные выдержки, что предусматривают снижение суммы средств на возмещение ущерба, полученного в результате ДТП, в соответствии с износом авто и его отдельных агрегатов.
Максимальный процент износа машины по ОСАГО
Согласно с действующим законодательством, устанавливается максимальный процент износа транспортного средства. Поэтому страховщик не может получить сумму компенсации после аварии, меньше определенного предела. Исходя из этого, следует, что процент износа не может составлять больше половины стоимости деталей, узлов и иных поврежденных агрегатов. Эти сведения также прописаны в Федеральном законе об обязательном страховании транспортного средства.
Можно ли взыскать износ с виновника
Достаточно часто на восстановительный ремонт после аварии, средств предоставленных страховой компанией недостаточно. В этом случае, есть желание затребовать недостающую сумму денежных средств с виновника ДТП, однако это невозможно. Если обратиться к судебной практике, то чаще всего суд занимает сторону виновника аварии, так как у того присутствует общепринятый полис ОСАГО, что автоматически перекладывает всю ответственность на страховую компанию.
Наряду с этим в вышеупомянутом положении присутствует информация о том, что компенсация степени износа автомобиля необходима. Поэтому получить дополнительные средства на ремонт с виновника ДТП вам не удастся.
Как избежать износа в ОСАГО
Современный калькулятор расчета степени износа автомобиля для машин с пробегом, практически всегда предусматривает снижение суммы выплат. Однако имеется возможность такого снижения избежать, для этого потребуется подключить услугу “Авария не по моей вине.” Тогда можно будет рассчитывать на следующие положительные выходы из ситуации:
- Ремонт транспортного средства после ДТП у официального дилера. В этом случае, вам не придется доплачивать из своего кармана.
- Не потребуется самостоятельно подбирать сервис, а также заниматься поиском деталей, узлов и иных агрегатов.
- Максимальная компенсация ущерба по полису ОСАГО, при этом она не может превышать сумму стоимости транспортного средства.
- Ваш полис будет действовать даже при условии, что у виновника аварии не имеется страховки.
Расчет износа автомобиля
Возмещение ущерба автомобилю по полису ОСАГО может стать проблемой. Страховые компании не скрывают, что ОСАГО для них невыгодно. Так, согласно данным РСА, в 2017 году средние выплаты по КАСКО и ОСАГО практически сравнялись – около 70 тысяч, при этом страховка по КАСКО стоит гораздо дороже. Некоторые организации пытаются всячески снизить суммы выплат пострадавшим в ДТП. Один из способов для страховщика сэкономить – это ввести в заблуждение автовладельца относительно расчета износа по ОСАГО.
Специалисты Хонеста защищают клиентов от действий недобросовестных страховых организаций несколько лет. Мы считаем, что автовладельцу будет нелишним узнать, как на самом деле должен рассчитывать износ транспортного средства. Читайте подробнее в нашей статье.
Когда выполняется расчет износа
Давайте разберемся, что же такое учет износа по ОСАГО и зачем в принципе знать, как все устроено.
Принцип ОСАГО
Само понятия обязательного страхования автогражданское ответственности подразумевает страховку, с помощью которой производится оплата ремонт и лечения пострадавшим в ДТП. По сути, именно виновник ДТП оплачивает ущерб пострадавшему в аварии, но делает это за счет предусмотренного законодателем страхования.
Страховые компании по полису ОСАГО должны отремонтировать автомобиль. Иначе говоря – восстановить машину в состояние «до аварии». Но ведь автомобиль, попавший в ДТП, был не новым. Поэтому страховая компания рассчитывает износ машины и выплачивает пострадавшему компенсацию из учета именно суммы после расчета, а не как за новый автомобиль.
Новый закон
Оговоримся сразу – депутаты Госдумы в 2017 году провели реформу ОСАГО, и правила применения расчета износа изменились. А точнее, понятие расчета износа автомобиля для автомобилистов пропало как таковое – ведь теперь выплаты ОСАГО деньгами остались только в исключительных случаях. В основном же решено проводить компенсацию натуральным образом, то есть через ремонт автомобиля.
Есть и исключения, в которых натуральное возмещение не предусмотрено:
- Ремонт требует более 400 тысяч рублей;
- Урон получил не автомобиль, а другое имущество;
- Страховая не может произвести компенсацию в натуральном виде;
- ДТП оформлялось с помощью европротокола, без участия сотрудников полиции
- Автомобиль полностью уничтожен.
Новшества касаются только тех водителей, которые заключили новый договор ОСАГО с мая 2017 года, после принятия соответствующих изменений в закон. Для тех, кто ездит по старому полису, все работает как раньше.
Кто выполняет расчет
Итак, мы разобрались с применением поправок. Если речь идет об учете износа автомобиля, стоит понимать, что здесь говорится об исключениях из новых правил либо о водителях, которые заключили договор до вступления в силу поправок.
Страховая компания может провести расчет износа деталей автомобиля самостоятельно или с помощью сторонних экспертов. В теории все просто – эксперты осматривают автомобиль, страховая делает расчет. Дальше по желанию пострадавшей стороны происходит один из двух вариантов:
- Пострадавший выбирает ремонт автомобиля – машину направляют на сервис страховой компании, ремонтируют его и страховая оплачивает работы СТО;
- Пострадавший решает забрать деньги и сам ремонтирует машину – страховая выплачивает денежную компенсацию. Сумма компенсации устанавливается страховщиками.
Водитель выбирает ремонт
Если выбран вариант с ремонтом, то расчет износа не учитывается. Страховщики платят за детали по таблице РСА. Если по факту ремонт обойдется дороже, то водителю придется доплатить разницу между суммой реальной и суммой по расчету страховой компании.
Водитель выбирает деньги
Страховая компания проводит расчет износа как раз в ситуации с выплатой денежной компенсации. Учет износа проводят по специальной формуле, он калькулируется в процентах. Учитывается цена детали по справочнику РСА, а также место (регион), где проводится сам ремонт. Вычислив коэффициент, стоимость запчасти умножают на него и полученную сумму предлагают водителю.
Что нужно знать о расчете износа автомобиля при ОСАГО? Ключевое – что износ рассчитывают только для запчастей, которые нужно заменить. Если восстановление детали возможно без замены, то износ не рассчитывается.
Особенности расчета
По каким деталям проводится расчет
Расчет износа по ОСАГО проводится не по всем деталям автомобиля. Есть конструкции, на восстановление которых страховые компании не влияют. Это, в основном, детали и части машины, которые отвечают за безопасность водителя и пассажиров:
- Система ремня безопасности, в том числе сам ремень и крепления;
- Детские крепления;
- Элементы тормозов – все детали, которые поддерживают работу тормозной системы и колодки;
- Части автомобиля, которые обеспечивают рулевое управление
- Подушки безопасности – вся система.
Формула расчета
Расчет износа по ОСАГО проводится страховой компанией по специальной формуле, утвержденной законодателем. Результат участвует в формуле расчета самого ОСАГО. Она не закрыта от обычных водителей и опубликована в положении ЦБ РФ.
Учитываются следующие факторы:
- Дата начала использования автомобиля;
- Дата произошедшей аварии;
- Тип автомобиля (есть специальная таблица);
- Количество пройденных километров.
К примеру, износ деталей автомобиля ВАЗ, с пробегом в 15 000 километров и использованием в течение 11-ти месяцев будет равняться 9,7%. Сейчас водителю проще всего воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами расчета износа, которые без труда можно найти в сети.
Максимальная величина
Законодатель предусмотрел возможность некоторых недобросовестных страховых компаний вычислять расчет износа до уровня 90-95%. Был введен показатель максимального износа деталей. Сейчас эта цифра составляет 50%. Но шанс повысить его у страховщиков все равно есть – если оценщиком компании будет выявлены повреждения на автомобиле, полученные в другом ДТП.
Проблемы со страховой
Страховые компании не всегда с радостью выплачивают вам полную сумму компенсации или выполняют качественный ремонт вашего автомобиля. Расчет износа по ОСАГО – одна из возможностей «занизить» сумму выплаты.
Если в вашей ситуации применяется учет износа автомобиля, стоит потребовать бумаги у страховой компании. Речь идет о оценке износа с калькуляцией. Страховщик может отказать в выдаче такого заключения – это первый признак недобросовестных действий.
Другой способ занизить суммы – не заносить в расчет все повреждения. Будьте внимательны при изучении листа с калькуляцией – там могут оказаться только внешний повреждения, некоторые внутренние дефекты могут не учитываться.
Обратите внимание на дату, с которой проводится расчет износа. Бывает, что страховая компания считает использование автомобиля с 1 января года выпуска, хотя в паспорте транспортного средства указана дата начала эксплуатации. Это еще один способ снизить сумму компенсации автовладельцу.
Как бороться со страховой
Если вы столкнулись с проблемой занижения суммы выплаты компенсации по ОСАГО – отстаивайте свое право на полное восстановление ущерба. Причем неважно, в чем выражается уловка страховой, в расчете износа или применяется другой способ. У вас есть право на получение полной выплаты по полису ОСАГО.
Сделайте экспертизу
В первую очередь вам нужно подтвердить свою позицию о недобросовестных действиях страховой компании. Ни суд, ни другой орган государственной власти не воспримет просто «мнение», вам нужно обосновать свою позицию. Для это требуется экспертиза автомобиля после ДТП. Звоните в Хонест, наш оценщик сделает заключение, которое примут в суде любой инстанции.
Провести осмотр автомобиля можно около нашего офиса и около вашего дома, однако если есть подозрения на скрытые повреждения, необходим осмотр в автосервисе. Мы рекомендуем приглашать нашего эксперта в тот техцентр, где вы в дальнейшем планируете ремонтировать автомобиль – так выйдет дешевле.
Обращение в страховую
Имея на руках заключение эксперта с ценой ущерба отличной от той, которую предлагает страховая компания, составьте досудбную претензию, приложите отчет независимой экспертизы и отправьте в страховую. В большинстве случаев страховые выплачиваю полную сумму ущерба в досудебном порядке.
Обратите внимание, претензию нужно подготовить в двух экземплярах и отнести в страховую компанию. Менеджер забрать один экземпляр, а на вашем поставить отметку о принятии с датой и своей должностью и ФИО. Если отказывается – отправляйте заказным письмом.
Иск в суд
Если страховая компания не ответила на досудебную претензию или ответила отказом – обращаемся в суд. Если автовладелец делал все по инструкции, у него есть все основания для обращения – экспертиза с подтверждением нарушений по выплатам компенсации ущерба и игнорирование претензии о решении проблемы мирным путем. Прикладывайте к иску эти бумаги.
В иске вам нужно потребовать выплату полной суммы компенсации. Также к цене иска добавляются и расходы – на выполнение экспертизы, на почтовые расходы и другое. Если общая цена иска меньше 50 тысяч рублей, то обращайтесь в мировой суд. Если больше – то в районный.
Вам нужна помощь? Звоните в Хонест. Мы готовы проконсультировать вас, разобраться в проблеме, сделать нужную экспертизу и при необходимости оказать юридическую поддержку в суде.
Расчет выплаты по Осаго с учетом износа
Защищенный по «автогражданке» автовладелец, попавший в автокатастрофу и ставший потерпевшим, наверняка захочет взять как можно больше денег с виновника инцидента. Но как известно, если инициатор происшествия на дороге был также защищен полисом, то расплачиваться с потерпевшим будет не он, а его страховая контора.
На первый взгляд, все складывается хорошо, зная, что придется иметь дело с организацией, а не просто не ответственным человеком. Но СК занижают компенсацию, поскольку учитывают изношенность ТС. Поэтому давайте разберем подробнее, что это за параметр такой учет износа по ОСАГО: расчет процента износа авто с выплатами по страховке невиновным.
Выплаты по Осаго
Начнем с того, что еще в прошлом году в силу вступил закон, за счет которого выплата ОСАГО с учетом износа теперь уже в 2022, предназначается только определенным категориям потерпевших (пострадавших физически в результате автокатастрофы, при полном уничтожении ТС и т.д.).
Для остальных же автовладельцев величины износа по ОСАГО не учитываются, поскольку ТС автоматически отправляется в ремонт. Отправив на ремонт, СК оплачивает стоимость всех работ включая абсолютно новые запчасти и изнашивание запчастей роли не играет.
Если вы относитесь к категории невиновных в ДТП водителей которым полагается компенсация, то вам необходимо рассчитать износ автомобиля, попавшего в автокатастрофу. Износ по ОСАГО – это приоритетный параметр, который влияет на величину выплаты в дальнейшем.
Простыми словами, износ автомобиля – это процент который получается в результате подсчета возраста, пробега средства передвижения и других показателей. То есть, это своего рода изнашивание автомобиля, которое неминуемо происходит в процессе его эксплуатации.
Как рассчитывается износ автомобиля
В действующем законодательстве о защите автогражданской ответственности ОСАГО 2022 присутствуют специальные положения, которые регулируют порядок расчета страховых выплат, а именно определяют размер расходов на ремонт.
Страховые агенты и оценщики используют этот способ только для расчета выплат компенсаций пострадавшим. В зависимости от того сколько процентов получится в результате расчета, такое по размерам смогут получить возмещение невиновные водители.
В основной расчет износа автомобиля заложены такие данные как:
- Дата начала эксплуатации ТС (выпускной год автомобиля);
- Дата автокатастрофы;
- Категория авто и страна, в которой он производится;
- Автопробег (его величина на момент происшествия);
- Величина (высота) протектора покрышки.
Перед тем как рассчитать износ, указанные выше показатели переводят в специальные значения (коэффициенты). Для принятия нужного коэффициента используется таблица, в которой указаны транспортные средства по категориям. Если используется формула для расчета, то применяются как коэффициенты применительно к сроку эксплуатации и автопробегу, а также их непосредственные величины (в годах и в тыс. км), которые перемножаются между собой.
К примеру, взяв пятилетнее Audi с автопробегом 33,5 тыс. км, мы можем посчитать износ пострадавшего ТС с помощью специальных калькуляторов. Калькуляторы, используя специальную формулу и значения, посчитали что износ будет равен ≈ 25%.
Каков максимальный процент износа машины по ОСАГО
Теперь вы знаете каким образом производится расчет износа по ОСАГО поврежденного автомобиля. Естественно, каждый пострадавший получающий возмещения с учетом износа получит не полную сумму. Как видно из примера, если коэффициент износа из указанных показателей автомобиля получился равным 25%, то скажем выплата будет равна именно этому значению.
То есть, если для расчетного автомобиля необходим бампер ценой 15 000 рублей, то, когда считается износ равный 25%, потерпевший получит лишь 11250 рублей. Естественно, владельцам абсолютного нового авто, которому пару месяцев от роду, интересно какой минимальный процент износа автомобиля по ОСАГО будет применим к ним. К радости обладателей новеньких авто, данный параметр будет равен нулю.
А вот максимальный процент считается немного иначе. Ведь известно, что изношенность зависит от возраста, и если, посчитав по формуле коэффициент получился равным 68% или более, то он все равно в последствие приравнивается к 50%. То есть, максимальное значение изношенности может быть равно не более 50%.
Методика и формула расчета
Как вы уже поняли калькуляторы ведут расчет по единой методике, установленной на законодательном уровне. Использовать калькулятор износа ОСАГО достаточно удобно, поскольку вам не нужно задумываться над тем как рассчитывается износ, вы просто указываете даты и числа и нажимаете кнопку рассчитать.
Но если онлайн калькулятор Осаго износа у вас не внушает доверия, вы можете посчитать самостоятельно, какой будет сумма при выплате полиса гражданской ответственности ОСАГО при ДТП.
Сама же формула расчета амортизации износа автомобиля выглядит так:
Износ = 100 х (1 – е-х)
Х = Коэф. срока х Срок эксп. + Коэф. автопробега х Пробег
Применяя формулу к соответствующим значениям, которые, мы указывали ранее, получим:
Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705
Возводим основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получаем = 0,75033809
1 — 0,75033809 = 0,2496619
100 х 0,2496619 = 25%
Далее посчитанный износ применяется к любой из нужных деталей и агрегатов для ремонта автомобиля.
На какие детали учитывается, на какие нет
Как известно, для восстановительного ремонта ТС может понадобится множество запасных частей, узлов и агрегатов, в том числе материалы для кузовных работ и т.д.
Безусловно, необходимо учитывать тот факт, что страховые компании не могут позволить себе оплачивать полноценную стоимость поврежденных деталей, поскольку на момент автокатастрофы авто могло быть уже не новым. Следовательно, рассчитывается процент, а именно износ деталей авто и выплачивается только частью от нужной суммы.
Несмотря на то, что при изношенности по ОСАГО с учетом коэффициентов потерпевшие получают не полные компенсации, есть некоторые детали, которые устанавливаются новыми по полной стоимости.
Итак, такими деталями при которых не учитывается износ являются:
- Приспособления, осуществляющие безопасность водителя: подушка, ремень, крепление для ребенка;
- Тормозная система и ее элементы;
- Агрегаты, отвечающие за рулевое управление.
Таким образом, если для данных запчастей не определяется процент износа, то СК оплачивает их полноценную стоимость. Но стоит заметить, что детали без износа по ОСАГО, а точнее их стоимость может выйти за пределы максимальной суммы возмещения, выплачиваемой СК. В таком случае, невиновный водитель, которому восстанавливают авто будет вынужден доплачивать сам или обязать на это инициатора ДТП.
Выплата
Давайте вернемся к тому, что у размера страхового возмещения есть лимит. Любые выплаты по ОСАГО с учетом износа или без, осуществляются только после того, как будет проведена оценка ущерба специалистами. Естественно, в случае повреждения имущества потерпевшего вместе с телесными повреждениями (вред здоровью), страховая контора инициатора автокатастрофы обязана выплатить полную стоимость ремонта и лечения.
По ОСАГО выплаты производятся без учета транспортного налога. Количество расходов на материалы и запасные части ложится целиком на плечи СК. Если, учитывая расчет износа авто, выделяемая сумма компенсации не покрывает все ваши убытки, вы можете обратиться с жалобой к СК.
Если они будут иметь обоснованную причину в отказе, недостающую часть денег должен возместить виновник аварии в судебном порядке.
Как проконтролировать страховую
Всем известно, что ремонт автомобиля, особенно при замене полностью на новые автозапчасти, может обойтись в большую сумму. Если нет вреда причиненного здоровью водителя, то компенсацию ОСАГО выплачивают в натуральном эквиваленте.
Но часто получается, что договор обязательного страхования не приносит никакой выгоды, поскольку сумма, на которую эксперты оценивают ТС часто не соответствует действительности. И вот когда страховое возмещение недостаточно велико и приходится обращаться в суд.
Когда по ОСАГО заключен договор у страховщика появляется обязанность в проведении экспертизы и оценке урона, поврежденного авто. Оценщики, которые сотрудничают с СК стараются преуменьшить размеры инцидента, тем самым уменьшая размер компенсации.
Если наличие разницы между реальным повреждением и оцененным очевидно, то вы можете потребовать калькуляцию или же провести свою независимую экспертизу. Помните, что автострахование РСА и расчет стоимости запчастей ОСАГО ведется по единой методике.
Поэтому старайтесь проверять не только расчеты, но и сверять все даты, ведь неправильно вписанная дата начала эксплуатации может серьезно сказаться на размере компенсации.
Как рассчитывается износ по ОСАГО
Особенности
Как узнать, на какую сумму компенсации можно рассчитывать
Как влияет износ на размер страховой выплаты
Как считается износ деталей и элементов
Оглавление
Е сли владелец ТС попал в аварию, и причиной ДТП был не он, страхователь может быть уверен, что получит страховое возмещение по ОСАГО, но часто тех денег, на которые водитель может рассчитывать, не оказывается в достаточном количестве. Чтобы узнать, на какое количество денег вы можете рассчитывать из-за случившейся аварии, нужно знать, как высчитывается износ по полису ОСАГО.
Износ и ОСАГО
Износ деталей – это совокупность действий, приводящая к умеренным повреждениям компонентов ТС. Возмещение по урону от аварии высчитывается, опираясь на уровень износа элементов ТС ко времени ДТП.
Чтобы понять, насколько тот или иной компонент изношен, учитывайте следующие факторы:
- возраст автомобиля и длительность срока эксплуатации; момент производства ТС может отличаться от начала эксплуатации;
- километраж, пройденный ТС;
- состояние покрышек.
Причиной для высчитывания по определенному компоненту может быть лишь необходимость в смене компонента. Если есть возможность реконструкции – не учитывается. В среднем, изнашиваются компоненты на 8-15% от стартового ценника компонента ТС.
Порядок произведения расчетов
Обладатель ОСАГО может выбрать тип компенсации сам:
- восстановление за счет страхователя;
- компенсация денежными средствами (сейчас работает только в особых ситуациях).
Неважно, какой метод будет использован – подсчет страховой компенсации учитывает закономерное переутомление компонентов, подлежащих замене. Если учитывать нормативы, износ не может быть определен больше чем в 50% стоимости компонентов, сломавшихся в момент ДТП.
Средства, требуемые для реконструкции ТС, высчитываются с помощью списка, утвержденного по «Единой методике» Центробанка РФ. С помощью плана выясняют сумму издержек, которая будут использована для возврата ТС в исходное до происшествия состояние.
Перечень правил, который даст понять, каким образом высчитывается сумма компенсации:
- компоненты, поврежденные не во время аварии, а до нее – не включаются в перечень расходов возмещения;
- необходимо провести осмотр ТС незамедлительно после аварии, это нужно для того, чтобы составить перечень компонентов, сломавшихся во время происшествия; впоследствии может понадобиться вспомогательное исследование.
- для выяснения количества трат, нужных для покупки новых компонентов, учитываются ценники на элементы во время аварии в регионе, где произошел страховой случай;
- расходы на приобретение запчастей рассчитываются исходя из степени потери части функциональных характеристик, а также от того, насколько интенсивно деталь эксплуатировалась;
- расчет за услуги ремонтной мастерской, покупка компонентов, новые запчасти тоже включены в сумму компенсируемых расходов, но модернизация ТС в эту сумму не входит.
Только эксперт-партнер страховщика имеет полномочия определять степень износа ТС. Этот момент чаще всего является камнем преткновения в отношениях страхователя и страховщика, потому что часто выплаченной компенсации оказывается мало для возврата автомобиля в вид, предшествующий ему до происшествия.
Самостоятельное выяснение уровня автомобиля даст возможность решить проблему со страховщиком.
Перечень компонентов, не участвующих в ценообразовании страховой компенсации:
- подушки и ремни безопасности;
- крепеж для фиксирования элементов;
- тормоза и сопутствующие компоненты;
- система, отвечающая за рулевой контроль.
Фаркоп также исключен из этого перечня. Все, что выбивается из перечня, должно опираться на факты закономерного износа в процессе пользования ТС. Компоненты, не имеющие износа по ОСАГО утверждены ЦБ РФ в приложении 7 Постановления о порядке расчета.
Формула расчета
Есть необходимость определения индекса стадии негодности компонента – пускайте в ход специальную формулу. Вычисления ведутся в процентах, опираясь на несколько факторов.
Меры расчета износа:
- время дорожного инцидента;
- состояние покрышек;
- пробег авто;
- начало использования авто;
- вид застрахованного ТС;
Если надо узнать время начала вождения – смотрите в ПТС. Если точное время начала использования ТС узнать невозможно – отсчет начинается с 1 января. Дату аварии можно узнать в извещении. Показатель учета износа элементов высчитывается посредством онлайн-калькулятора.
В формуле определения естественного износа комплектующих элементов ТС применяется основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72), а также следующее:
- ΔT – показатель влияния срока использования поврежденного элемента;
- Tки – срок эксплуатации;
- ΔL – показатель износа по пробегу, с использованием определенной детали;
- Lки – километраж до ДТП.
Рассчитать коэффициенты вы можете при помощи информации из 5-го приложения к Единой методике.
Максимальный показатель ограничен в процессе вычислений. Это происходит по причине того, что страховщику выгодно увеличить показатель естественного износа до времени ДТП. Таким образом, сумма возмещения становится меньше. Пару лет назад максимальным значением износа стали 50 %, в целях воспрепятствования учета 95 % показателя.
В случае превышения фактического износа 50 % от стоимости, расчетным значением все равно будет 50 %. Увеличение этого числа возможно только при условии нахождения следов дефектов и повреждений, являющихся результатом иных аварий.
В таком случае сумма может увеличиться до 75-95 %. Однако если вы предоставите доказательства того, что элемент был заменен до аварии, есть возможность снижения степени этого показателя.
Нововведения по ОСАГО
Не так давно были утверждены изменения, которые практически отменили (за исключением особых случаев) возможность расчета со страхователем посредством денежных средств, и обязывающие рассчитываться с ним посредством оказания услуг, т.е. ремонтом.
Также, получившие урон детали будут заменяться на новые, без оглядки на степень износа компонента. Возможна и установка компонентов бывших в эксплуатации, при согласии страхователя.
Если же стоимость восстановления авто превышает сумму выплаты, владелец автомобиля доплачивает средства самостоятельно. Новые положения нужны для того, чтобы интересы страхователя были защищены в большей степени, но только практика покажет, насколько эффективен будет этот прием в будущем.
Видео
Расчет выплат по ОСАГО с учетом износа автомобиля
Цель ОСАГО – помочь водителю оплатить ремонт машины и привести ее в доаварийное состояние. Не всегда страховая верно оценивает ущерб, используя в манипуляциях расчет износа по ОСАГО. Калькулятор позволит проконтролировать правильность расчетов, с учетом нюансов определения суммы.
Учитывается ли износ по ОСАГО при страховом возмещении
Сумма компенсации расходов на ремонт регламентируется сразу несколькими законодательными актами и нормативами. Возмещению подлежат затраты на услуги автомастерской, расходные материалы, детали, узлы.
Так как страховщик заинтересован в минимизации сумм компенсации, есть риск того, что расчет возмещения может быть занижен по многим основаниям, включая неправильное применение показателя того, насколько авто изнашивался перед аварией.
Автомобилисту, намеренному добиться верного исчисления компенсации по автострахованию, следует руководствоваться следующими актами:
- Закон №40-ФЗ (ст. 12) в последней редакции;
- Положение о Правилах ОСАГО №432-П .
Так как при ремонте возникает необходимость замены новыми изношенных деталей, вышедших из строя в момент ДТП, возникла необходимость создания особого регламента, позволяющего правильно определить и учесть износ. Данный документ представляет собой единую методику, утвержденную Центробанком (см. Положение №432-П) и вступившую в силу в 2014 году.
Способ расчета компенсации, описанный в вышеуказанной методике, является обязательным к использованию всеми СК, работающими в сфере ОСАГО, а также оценщиками, выполняющими экспертизу машины после ДТП.
Если выявлен износ деталей, нуждающихся в замене после страхового случая, сумма компенсации снижается на показатель износа, определяемый индивидуально. Иногда некачественная работа с нарушением технологий по ремонту или покраске авто может стать поводом для снижения компенсируемых затрат, как в случае повышенной коррозии отдельных элементов, когда может применяться понижающий показатель в 25%.
На какие детали не распространяется
По некоторым деталям и частям авто повреждения не учитывают степень износа при определении суммы. Подробный их перечень можно найти в Приложении №7 к Постановлению ЦБ № 432П от 14.09.2014 года (Единая методика определения расходов на восстановление ТС). Согласно приведенной в Приложении номенклатуре, нулевой износ при восстановительном ремонте назначают для следующих деталей:
- Ремень безопасности.
- Подушка безопасности.
- Фиксаторы приспособлений для перевозки детей.
- Тормоза.
- Рулевое управление.
- Сцепные устройства и др.
Не указанные в данном перечне детали машины, пострадавшие при страховом случае ОСАГО, ремонтируются с определением размера компенсации с учетом естественного старения в процессе эксплуатации ТС.
Расчет износа автомобиля
Исчисление страховой выплаты с учетом износа или без него требует применения сложной формулы, с использованием нескольких показателей и коэффициентов. По этой причине многие автомобилисты в 2022 году выбирают более комфортный и удобный вариант расчета в онлайн калькуляторе. Достаточно ввести основные показатели автомобиля, чтобы получить точную цифру, которая должна быть учтена в калькуляции страховщика:
- Год выпуска автомобиля.
- Дата страхового случая.
- Вид транспорта.
- Пройденный машиной километраж.
- Показатель высоты протектора шины к моменту ДТП.
Данные позволят автоматические рассчитывать цифры с определением общего износа, степени изношенности аккумулятора и шин.
Калькулятор, приводимый на специализированных интернет-ресурсах, работает по утвержденной Центробанком формуле, обязательной к применению во всех страховых случаях. Результат определяется в виде процента, применяемого для снижения страховой выплаты.
Чтобы получить данные о возрасте автомобиля, когда неизвестна точная дата выпуска транспортного средства с конвейера, указывают год выпуска из ПТС, а день определяют первым января указанного года. Калькулятор естественного износа содержит все вычисления.
В расчетах используется несколько величин, включая основание натурального логарифма (е ≈ 2,72), коэффициенты и показатели авто:
- ΔT определяет степень влияния эксплуатации вышедшего из строя узла, детали;
- Tки устанавливает коэффициент использования;
- ΔL соответствует показателю износа согласно данным о пробеге после установки поврежденной детали;
- Lки –километраж транспорта до того, как произошел страховой случай.
Показатели коэффициентов можно взять из Приложения №5 , приведенного в Единой методике исчисления, с учетом категории транспорта и марки.
Пример
Чтобы увидеть, как влияет износ на расчетные значения, достаточно рассмотреть вариант использования формулы на примере. Для подсчета износа трехлетнего транспортного средства Лада Гранта, прошедшего с момента выпуска с конвейера 42 тысячи км, применяют следующие показатели из методики:
Путем применения формулы получают следующее вычисление:
- ΔТ*Тки*ΔL*L = 0,057х3х0,003х42 = 0,021546.
- Далее потребуется применение основания натурального логарифма в расчетной степени 0,9786844569: 1 — 0,9786844569 = 0,0213155431.
- Находим процент износа 100х0,0213155431= 21,3155431.
В результате выполненных вычислений, устанавливаем, что к моменту ДТП автомобиль имел износ в 21,32%.
Самостоятельно рассчитывать значение износа в назначении выплаты сложно. Как правило, математические операции эксперты выполняют автоматически, используя специальные программы.
Чтобы понять влияние износа на итоговую выплату после получения сметы согласно оценке независимым экспертом пострадавшего авто, необходимо рассмотреть пример:
- Необходимо рассчитать компенсацию по поврежденному в аварии бамперу, стоимостью в 8,5 тысяч рублей.
- Стоимость расходов на ремонтные услуги – 4 тысячи рублей.
- Степень износа детали составила 25%.
- Путем вычета из рыночной стоимости бампера 25-процентного износа, остается сумма в 6375 рублей.
- Так как на расходы по услуги сервиса износ не влияет, общие затраты составят суммарно 10,375 тысяч рублей.
Как следует из примера, на общих выплатах отразится естественный износ бампера, определенный в 25%. Если повреждение небольшое, а изношенность незначительна, снижение в оплате не сильно сказывается на общих расходах, однако при серьезных авариях авто, прошедшего значительный километраж, потеря в средствах может быть весьма болезненной для кошелька водителя. Это заставляет сомневаться в целесообразности восстановления, поскольку обычно в таком случае приходится доплачивать сумму из личных средств.
Максимальный процент износа
При определении сумм страховщики применяют показатели в пределах установленных максимумов, стремясь повысить естественный износ машины к моменту страхового случая, чтобы снизить размер выплат. С 2017 года недобросовестных страховщиков ограничили пределом в 50%, запретив к применению ранее действовавший допустимый показатель в 80%. В результате, несмотря на возможный существенный износ, превышающий 50%, будет применяться максимально возможное значение.
Только выявленная коррозия и повреждения, не соответствующие характеру данного ДТП, могут повысить процент износа дополнительно на 25-45%. Если автомобилист сможет доказать, что менял вышедшую из строя деталь накануне аварии, коэффициент может быть снижен.
Нарушение данного предела страховщиком дает право обратиться в РСА и судебную инстанцию с иском, требуя справедливого пересмотра выплаты с учетом последних изменений в законе об ОСАГО. Несоблюдение введенного запрета также дает возможность привлечь СК к административной ответственности.