Авария на переезде: что делать, является ли страховым случаем
Главная страница | ![]() | Форум Гарант |
Является ли это страховым случаем?
для какого вида страхования?
если вред причинен не машиной того же предприятия – ага, является.
Сокол П.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. – “Деловой двор”, 2012 г.
Важной новеллой Закона об изменении ОСАГО от 1 декабря 2007 года явилось исключение из перечня случаев, когда возникновение гражданской ответственности владельцев транспортных средств не влекло за собой обязанности страховщика по выплате страхового возмещения, случая причинения вреда на внутренней территории.
Ранее в пп. “и” п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО указывалось, что причинение вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории организации не покрывается обязательным страхованием. Однако, нигде в законе не определялось понятие внутренней территории, что на практике приводило к возникновению большого числа споров.
Можно было предположить, что к отдельным признакам внутренней территории относились ограждение ее забором, наличие специального пропускного режима для въезда на территорию, особенности движения по территории, определенное хозяйственное господство над указанной территорией со стороны организации. Эти признаки могли наличествовать как в совокупности, так и могут проявляться лишь часть из этих признаков. В каждом конкретном случае определение внутренней территории носило индивидуальный характер.
Проблеме отсутствия понятия внутренней территории уделял внимание и Президиум Верховного Суда РФ, который в Обзоре судебной практики при ответе на вопрос 27: Какие признаки содержит понятие “внутренняя территория организации” отметил, что внутренняя территория организации представляет собой земельный участок, прилегающий к зданию организации, который принадлежит ей на праве собственности или на ином законном основании. Такая территория предназначена для движения транспортных средств в целях обеспечения деятельности организации, имеет ограждение и характеризуется наличием ограниченного режима допуска на нее транспортных средств и выезда с нее (пропускной режим). Страховщик может дополнительно запрашивать, отвечает ли территория, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, вышеуказанным признакам, запросив эти сведения у данной организации*(52).
Однако, это не исключало факты необоснованных отказов со стороны страховщиков и неоднозначности правовой квалификаций в судебных инстанциях тем более, что Высший Арбитражный Суд РФ свою позицию по этому поводу не обозначал. Так по одному из споров арбитражный суд отказал в удовлетворении требований потерпевшего о взыскании страхового возмещения со страховой компании причинителя вреда, т.к. ДТП произошло на внутренней территории потерпевшего, что исключает ответственность страховой компании по договорам страхования. Как отметил суд, ни ст. 6 Закона об ОСАГО, ни Правила об ОСАГО не оговорили принадлежность внутренней территории организации владельцу транспортного средства, который осуществляет страхование. Соответственно, указанная норма относится ко всем случаям причинения вреда на внутренней территории независимо от принадлежности транспортных средств*(53).
В другом споре суд расценил как внутреннюю территорию организации проходную завода, несмотря на такие аргументы потерпевшего как то, что имело место использование транспортного средства, ущерб был причинен при движении принадлежащего ему застрахованного автомобиля по территории транспортной проходной завода, являющимся участком земли, предназначенным для движения транспортных средств, поскольку оборудован дорожными знаками, обеспечивающими безопасность дорожного движения, установка которых согласована с ГИБДД*(54).
Хотя непонятным во всех этих ситуациях была логика законодателя, а именно: чем с точки зрения сущности произошедшего события по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средств причинение вреда потерпевшему на внутренней территории отличается от причинения вреда не на внутренней территории?
Теперь по смыслу изменений в законодательстве об обязательном страховании, случаи причинения вреда на внутренней территории организации, произошедшие после 1 марта 2008 года, будут подпадать под случаи, охватываемые обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
правда, некоторые “продвинутые” суды до сих пор продолжают думать по-старому:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2014 г. N 10АП-13339/13
г. Москва
24 февраля 2014 г. Дело N А41-38246/13
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО “Аэропорт Москва” на решение Арбитражного суда Московской области от 20 ноября 2013 г., принятое судьей И.М. Локшиной в порядке упрощенного производства по делу N А41-38246/13 по иску ОАО “Международный Аэропорт Шереметьево” к ООО “Аэропорт Москва” о взыскании ущерба
при участии в заседании:
от истца: Чеглокова Е.В., доверенность N 197 от 16.04.2013 г.;
от ответчика: Власов С.Е., доверенность N Д-040/13 от 05.09.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО “Международный Аэропорт Шереметьево” (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО “Аэропорт Москва” (далее – ответчик) о взыскании ущерба в сумме 34 500 руб., причиненного в результате наезда на правую створку ворот КПП-2 аэродрома Шереметьево.
Решением суда от 20 ноября 2013 г. по делу N А41-38246/13 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в суд, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 10.08.2010 г. водитель мототранспортных средств – грузчик СПОГ ООО “Аэропорт Москва” Касьянов Ю.В., управляя автопоездом в составе трактора МТЗ-82 гос. N 50 ОК 1936 и четырех паллетных роликовых тележек с грузом, двигался с территории грузового терминала ООО “Аэропорт Москва” в направлении КПП-2 аэродрома Шереметьево, совершил наезд первой паллетной роликовой тележкой на правую створку ворот КПП-2.
Факт наезда на правую створку ворот КПП-2 подтверждается актом служебного расследования ДТП на аэродроме Шереметьево от 20.08.2010 г. и объяснительной запиской Касьянова Ю.В.
В результате наезда на ворота КПП-2 имуществу ответчика был причинен ущерб в виде повреждения правой створки, а именно: разрыв на верхнем и нижнем углах с правой стороны створки, потертость и скол краски с правой стороны створки.
Согласно акту об оказании услуг 00000033 от 04.10.2010 г., счету N 039 от 04.10.2010 г., счету-фактуре N 00000040 от 04.10.2010 г. стоимость восстановительного ремонта поврежденного имущества составила 34 500 руб. и была оплачена истцом платежным поручением N 4208 от 12.10.2010 г.
Ответчик в добровольном порядке причиненный ущерб не возместил, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Возникший в результате использования источников повышенной опасности (автотранспортных средств и т.д.) ущерб, возмещается на основании статей 1064, 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми вред, причиненный имуществу граждан, подлежит возмещению в полном объеме лицом, владеющим источником повышенной опасности на законном основании.
В подтверждение понесенных на оплату восстановительного ремонта расходов в размере 34 500 руб. истцом в материалы дела представлен акт N 00000033 от 04.10.2010 г., счет N 00000040 от 04.10.2010 г., платежное поручение N 4208 от 12.10.2010 г.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность лица, право которого нарушено, требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом применение меры ответственности в форме возмещения убытков при осуществлении предпринимательской деятельности предполагает необходимость наличия совокупности юридических фактов: наличие убытков на стороне истца, доказанности причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями, а также размера убытков.
Факт причинения транспортным средством ответчика имуществу истца ущерба в размере 34 500 руб., осуществления истцом ремонта поврежденного имущества, несения фактических расходов в размере стоимости восстановительного ремонта, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанными.
Ссылка ответчика на необходимость предъявления указанных требований к страховщику гражданской ответственности ответчика правомерно не принята арбитражным судом первой инстанции.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – Закон об ОСАГО) установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным Законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона об ОСАГО использованием транспортного средства является его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожное движение).
Согласно абзаца 9 пункта 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 (далее – Правила), дорожным движением признается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
При этом дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (абз. 8 пункта 1.2. Правил).
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нераспространении на правоотношения сторон по настоящему делу правил Закона об ОСАГО постольку, поскольку на внутренних территориях аэродрома дороги общего пользования отсутствуют, движение транспорта регулируется Инструкцией по организации движения специального транспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.07.2006 г. N 82, причинение вреда на указанных территориях не может быть квалифицировано как наступление страхового случая по ОСАГО.
Ввиду изложенного, и принимая во внимание вытекающую из содержания статей 15, 1064, 1079 ГК РФ обязанность ответчика как владельца источника повышенной опасности возместить потерпевшему стоимость причиненного ущерба, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам отзыва ответчика, представленного в суде первой инстанции, и им дана надлежащая оценка в решении суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч.1 ст.269, ст.271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20.11.2013 г. по делу N А41-38246/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья Е.Н. Короткова
Зацепил порогом автомобиля за дорожное покрытие на стройплощадке (стык бетонных плит). Распространяется ли КАСКО на данное дтп.
читайте ваш договор со страховой.
Если да, то как оформить?
а как написано в ваших правилах страхования?
Можно ли расценивать ДТП во дворе как страховой случай по ОСАГО?
Сегодня дорожно-транспортное происшествие – это достаточно распространенное явление, которое может произойти где угодно: на оживленной трассе, на перекрестке, на пешеходном переходе и даже во дворе.
Как известно, после аварии автомобилист обращается в страховую компанию с целью получения компенсации на восстановление транспортного средства. Однако, существует ряд требований и регламентируемых ситуаций, при которых страховщик может на вполне законных основаниях отказать клиенту в выплате по полису.
А является ли страховым случаем ДТП во дворе по ОСАГО?
Понятие страхового случая и ДТП
Является ли ДТП, совершенное во дворе или на автостоянке, страховым случаем? Наверняка этим вопросом интересуются многие автовладельцы.
Если автомобилист сдавал назад и не заметил авто или же аварийная ситуация произошла по какой-либо другой причине, следует осуществлять стандартные действия, положенные при возникновении ДП. При этом стоит помнить, что аварийная ситуация во дворе – это стандартный случай. И такой прецедент подпадает под действия тех же нормативно-правовых документов что и остальные дорожные происшествия.
Понятие ДТП подробно раскрывается в пункте 1.2 правил дорожного движения. Под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее при передвижении ТС, в результате которого был причинен материальный ущерб чему-либо или же пострадали люди (водители, пешеходы).
При этом существует закрепленный на законодательном уровне перечень основным признаков дорожного происшествия:
- Дорожное происшествие возникает в результате перемещения ТС. К примеру, если водитель совершил наезд на пешехода. Но при этом, если пешеход самолично упал на стоящую машину, то такое ДТП на парковке не может являться инцидентом, за которое полагается страховая выплата.
- ДТП является только то событие, в котором принимало участие транспортное средство (машина, мотоцикл, квадроцикл и прочий транспортный агрегат).
Аварией не является дорожно-транспортное происшествие, совершенное двумя автомобилями, которые не совершали движения. Кроме того, если ни на одном ТС нет повреждений, например, только стерлась пыль, то такое ДТП на парковке нельзя отнести к страховому случаю. Если при таком инциденте будет вызван инспектор ГИБДД, то он может на законных основаниях оштрафовать обоих автомобилистов.
Если же в результате столкновения были получены серьезные повреждения, то не имеет значения, стоянка это или же дорожное полотно, такой случай будет рассматриваться как полноценное дорожно-транспортное происшествие.
В такой ситуации необходимо составить схему аварии и совершить все остальные обязательные в подобной ситуации действия.
Как бы не развивались события после дорожного происшествия, его участники не должны совершать попытки оставления места аварии. В противном случае такие действия будут расцениваться сотрудниками ГИБДД как сокрытие от правоохранительных органов, за что беглец может быть очень серьезно наказан, вплоть до изъятия водительского удостоверения.
Кроме этого крайне нежелательно перемещать ТС в сторону с места ДТП. Это может не самым лучшим образом отразиться на установлении виновной в происшествии стороны.
Как видим, чтобы ответить на вопрос, является ли страховым случаем ДТП во дворе по ОСАГО, необходимо рассматривать каждый отдельный случай в индивидуальном порядке.
Что делать и кого вызывать?
При наступлении дорожно-транспортного происшествия автомобилист должен следовать обязательному ряду действий, регламентируемым пунктом 2.5 ПДД:
- В первую очередь участник аварии должен остановиться, включить аварийную сигнализацию и ни в коем случае не перемещать транспортное средство, равно как и любые другие предметы, причастные к прецеденту, с места ДТП. Также необходимо выставить за 10 метров до места происшествия знак аварийной остановки.
- При наличии пострадавших необходимо оказать первую медицинскую помощь и вызвать неотложку. В случае необходимости вызываем МЧС, пожарную, полицию.
- Если в результате ДТП на дороге образовалась большая пробка, то необходимо максимальное емко зафиксировать (на фото, а лучше видеокамеру) все предметы и обстановку на месте аварии. И только после этого, с целью освобождения проезжей части, можно перемещать автотранспорт.
- После этого необходимо собрать показания очевидцев, зафиксировать их контактные и личные данные.
- По приезду сотрудников следует проконтролировать правильность составления схемы аварии и заполнения протокола. При наличии спорных вопросов обязательно ставим их на обсуждение, ведь от этого зависит, кого обвинят в провоцировании аварийной ситуации на дорожном полотне.
- И по завершению процедуры фиксирования дорожно-транспортного происшествия не забываем обменяться контактными данными со вторым участником аварии.
При этом необходимо помнить и о том, что иногда можно зарегистрировать дорожно-транспортное происшествии и без помощи сотрудников Госавтоинспекции. В этом случае необходимо только составить схему ДТП и заполнить бланк Европротокола. На основании такого документа пострадавшая в результате аварийного прецедента сторона может на законных основаниях получить компенсацию по полису ОСАГО.
Схема ДТП во дворе.
При каких обстоятельствах можно обойтись без инспектора ГИБДД:
- в ДТП пострадало только 2 транспортных средства;
- нет пострадавших среди людей;
- оба водителя не имеют друг к другу претензий и готовы оформить на месте Европротокол;
- каждый водитель имеет при себе действующий полис ОСАГО;
- сумма причиненного ущерба не превышает отметки в 50000 рублей (для жителей Москвы и Санкт-Петербурга – это 400 тысяч рублей).
Если все эти требования соблюдаются, то участники ДТП на парковке могут поступить следующим образом:
- заполнить бланк Европротокола, составить схему аварии и направить документы в страховую компанию;
- виновная в ДТП сторона может на месте компенсировать ущерб пострадавшему, а стороны обменяются расписками о том, что никто не имеет претензий.
В каждой конкретной ситуации нужно в обязательно порядке брать во внимание большое количество различных нюансов. Именно на основании таких тонкостей принимается решение касаемо того, кто будет признан виновником аварии.
Поэтому необходимо помнить, что даже если визуальные повреждения по какой-либо причине отсутствуют, то не факт, что внутри машины нет дефектов.
В этом случае лучше обратиться за помощью к независимому эксперту. Ведь если эти подробности всплывут уже после выплаты компенсации, то страховки не хватит, чтобы в полном объеме отремонтировать авто.
Можно ли считать ДТП во дворе страховым случаем?
Страховым случаем, который подпадает под действие полиса ОСАГО, является авария, в результате которой:
- был причинен ущерб чужому имуществу;
- был причинен вред жизни и здоровью других участников дорожного движения.
При этом, на основании страховки ОСАГО производится выплата компенсации только лицу, которое пострадало в результате инцидента на дорожном полотне. Виновная в ДТП сторона, за неимением полиса КАСКО, должна собственными силами организовывать ремонт своего транспортного средства.
Именно поэтому если автомобилист имеет страховку ОСАГО, получение компенсационной выплаты от страховщика будет возможно лишь тогда, когда он – пострадавшая сторона.
Чтобы понять, относится ли то или иное происшествие к страховому случаю, страхователь должен максимально подробно ознакомиться с договором страхования. В силу того, что большинство страховщиков стараются всеми силами избежать осуществления положенных при ДП выплат, следует максимально скрупулезно изучить процедуру подачи всей необходимой документации, а также имеющиеся подводные камни.
Также можно прибегнуть к помощи квалифицированных автоюристов, которые как говорится на таких делах «собаку съели». Именно специалисты сориентируют автовладельца в том, что ему нужно делать чтобы получить положенные ему страховые выплаты.
Как быть, если виновник скрылся?
Оставление места ДТП является серьезным правонарушением действующего на территории нашего государства законодательства. Этот момент регламентируется правилами дорожного движения.
Полагаясь на соответствующую статью, за оставление места дорожно-транспортного происшествия предусматривается следующие меры наказания:
- изъятие водительского удостоверения на срок до полутора лет;
- административный арест сроком до 15 суток.
Если правонарушитель, спровоцировавший аварийную ситуацию во дворе, скрылся, то необходимо зафиксировать как можно больше данных о его транспортном средстве (номерной знак, цвет ТС, отличительные особенности и т.п.).
Все дальнейшие действия осуществляются согласно действующим правилам нормативно-правового регламента (ограждение места ДТП соответствующими аварийными знаками, вызов сотрудников ГИБДД, скорой, полиции и т.п.).
Как только на месте аварии появятся сотрудники Госавтоинспекции, нужно поставить их в известность о произошедшем, передать данные «беглеца» (при наличии таковых) и составить все необходимые документы и схемы. Здесь же можно допросить свидетелей, что поможет отстоять свою точку зрения при определении виновника дорожного происшествия.
Оставление места происшествия вовсе не означает, что беглец автоматически признается виновником ДТП. Его причастность к совершению правонарушения должна быть доказана согласно регламенту действующего законодательства. Но при этом он не освобождается от наказания за оставление места аварии.
Оформление ДТП во дворе
Как правило, при возникновении дорожного происшествия во дворе или на парковке размер причиненного вреда не очень велик. Поэтому наиболее оптимальным вариантом разрешения ситуации – это составление Европротокола. Но при этом каждый участник инцидента должен помнить, что сможет получить страховую выплату не более, чем 50 тысяч рублей.
Алгоритм оформления аварии во дворе имеет следующий вид:
- Включаем аварийку, выставляем соответствующий знак.
- Проводим предварительную оценку размера причиненного вреда.
- Собираем контакты всех очевидцев.
- Составляем схему ДТП.
- Фиксируем место происшествия, повреждения авто на фото- или видеокамеру.
- Заполняем Европротокол (если вы не знаете, как это делается, то в комплекте с протоколом должна быть инструкция).
- Обращаемся в страховую фирму с целью получения компенсационной выплаты.
Если же страховщик отказывает вам в выплате, то необходимо поинтересоваться причиной такого решения. Не получив вразумительного ответа, вы имеете полное право пожаловаться на неправомерные действия страховой организации.
Для этого есть масса контролирующих органов:
- Российский Союз Автостраховщиков;
- Федеральная антимонопольная служба;
- прокуратура;
- Центральный Банк РФ;
- Федеральная служба по вопросам финансовых рынков;
- ну и, в конце концов, – суд.
Надеемся, эти советы помогут вам добиться справедливости, если вы стали участником ДТП во дворе. Удачи!
ДТП с животными. Ответственность за наезд на животное
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про наезд автомобиля на животное. Вы узнаете, является ли наезд на животное дорожно-транспортным происшествием, а также об ответственности, которая грозит водителю за сбитое животное.
Ежегодно в России тысячи животных оказываются под колесами. В крупных населенных пунктах сбивают в основном домашних животных (собак и кошек). В сельской местности жертвами автомобилей становятся сельскохозяйственные животные (куры, утки, овцы, козы, коровы и лошади). На загородных трассах под колеса попадают дикие животные (зайцы, лисы, косули, лоси, медведи и другие).
Столкновение с мелким животным может пройти почти незаметно для транспортного средства, а вот наезд на тяжелого лося или медведя ведет к значительному повреждению автомобиля и к тяжелым травмам водителя и пассажиров.
Рассмотрим ДТП с участием животных подробнее.
Ниже будут рассмотрены следующие вопросы:
Животные в правилах дорожного движения
В правилах дорожного движения животные не выступают отдельными участниками дорожного движения. Это вполне логично, ведь лося не заставишь выучить ПДД и переходить дорогу по переходу.
В ПДД понятие “животные” встречается всего несколько раз:
- В пункте 1.2 (понятие “Водитель”);
- В разделе 25, посвященном движению гужевых повозок и прогону животных;
- В описании дорожных знаков 1.26 “Перегон скота”, 1.27 “Дикие животные”, 3.8 “Движение гужевых повозок запрещено”.
Данные пункты в основном относятся к прогону сельскохозяйственных животных. Так что если произошел наезд на сельскохозяйственное животное, следует обратиться к разделу 25 ПДД.
Например, мне несколько раз доводилось видеть, как в одной из деревень стадо коров отдыхало прямо на проезжей части. Коровы прилегли прямо на асфальт вблизи опасного поворота. В описанной ситуации в случае ДТП виновником должны признать погонщика животных, который оставил животных без надзора.
Что касается прочих видов животных, то правил дорожного движения для них нет.
Является ли наезд на животное ДТП?
Давайте разберемся, является ли ДТП наезд на животное. Для этого обратимся к понятию дорожно-транспортное происшествие из пункта 1.2 ПДД:
“Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Итак, очевидно, что наезд на животное происходит в процессе движения транспортного средства по дороге. При этом если автомобиль получает повреждения, то ситуация гарантированно является ДТП.
Если же повреждений автомобиля нет, то следует обратиться к иному материальному ущербу.
Статья 137 Гражданского кодекса РФ:
К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Если животное домашнее и имеет хозяина, то наезд на данное животное является ДТП, т.к. несет материальный ущерб его владельцу. Так что наезд на домашних животных (кошек, собак) или сельскохозяйственных животных (кур, уток, овец, коз, коров, лошадей) является дорожно-транспортным происшествием.
Осталось разобрать вопрос с дикими животными. Обратимся к Федеральному закону “О животном мире”. Статья 1:
животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
Дикие животные являются составляющей частью понятия животный мир. Статья 4:
Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Т.е. наезд на дикое животное (зайца, лису, косулю, лося, медведя, кабана) влечет материальный ущерб для государственной собственности.
Таким образом, наезд на любое животное является дорожно-транспортным происшествием. Естественно, к ДТП не относятся небольшие столкновения, в которых ни автомобиль, ни животное не получили повреждений.
Административная ответственность за наезд на животное
Кодекс об административных нарушениях не предусматривает дополнительной ответственности за причинение вреда жизни или здоровью животных, в отличие от наезда на пешехода. Таким образом наезд на собаку, неожиданно выскочившую под колеса, хоть и будет являться ДТП, но не повлечет административной ответственности.
Однако административная ответственность наступает в случае нарушения водителем других пунктов правил дорожного движения. Например, самый распространенный случай, – это оставление места ДТП. В основном нарушение затрагивает ДТП с участием небольших животных. Многие водители не считают наезд на кошку, курицу или зайца дорожно-транспортным происшествием, поэтому даже не останавливаются. Однако очевидцы, которые запомнили номера автомобиля, вызывают ГИБДД и водитель получает лишение прав на 1 – 1,5 года или административный арест на срок до 15 суток.
В случае ДТП с участием крупного животного (коровы или лося) так просто покинуть место ДТП не удастся, т.к. автомобиль получает серьезные повреждения в ходе столкновения.
Аналогичным образом штраф может быть наложен и на водителя, который до ДТП ехал с превышение скорости. Величина наказания зависит от того, на сколько водитель превысил скорость.
Гражданско-правовая ответственность за наезд на животное
Выше речь шла о том, что наезд на животное не влечет административной ответственности. Однако материальный ущерб, причиненный собственнику животного, придется возместить. Статья 1079 Гражданского кодекса:
1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Таким образом, водитель автомобиля будет вынужден возместить ущерб, нанесенный животному.
В случае домашнего или сельскохозяйственного животного стоимость ущерба может быть определена по документам, имеющимся у хозяина.
Что касается стоимости диких животных, то ее нужно рассмотреть отдельно. Она рассчитывается в соответствии с приказом “Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам”.
В таблице приведены названия диких животных, а также их стоимость с точки зрения государства:
Животное | Стоимость, рублей |
Гибрид зубра с бизоном, домашним скотом | 180 000 |
Снежный баран | 100 000 |
Лось, сибирский горный козел, овцебык | 80 000 |
Благородный олень | 70 000 |
Медведи, пятнистый олень, лань, туры, сайгак, кабарга | 60 000 |
Косули, муфлон, серна, рысь | 40 000 |
Кабан, дикий северный олень | 30 000 |
Соболь, выдра, росомаха | 15 000 |
Барсук | 12 000 |
Сурки, бобры, куницы, харза, глухари | 6 000 |
Тетерев, фазаны, улары, саджа | 2 000 |
Песец, корсак, дикие кошки, норки, зайцы, дикий кролик, гуси, казарки | 1 000 |
Утки, рябчик, куропатки, кеклик, голуби, лысуха, вальдшнеп | 600 |
Горностай, солонгой, ласка, ондатра, хори, колонок, белки, бурундуки, летяга | 500 |
Волк, лисица, шакал, енот-полоскун, енотовидная собака, перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, горлицы | 200 |
Кроты, водяная полевка, хомяки, суслики | 100 |
Популярные виды животных в таблице подчеркнуты. Обратите внимание, за сбитую лисицу в пользу государства придется заплатить всего 200 рублей. Сумма, прямо скажем, небольшая, поэтому вряд ли из-за нее представитель государства будет обращаться в суд. А вот за сбитого лося придется заплатить 80 000 рублей. Сумма солидная, поэтому соответствующие дела довольно часто доходят до суда.
Выплата возмещения за животное по ОСАГО
У многих водителей возникает вопрос по поводу того, должна ли страховая компания возместить вред владельцу животного, попавшего под колеса.
потерпевший – лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства – участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”);
страховой случай – наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату;
При наезде на животное его владелец является потерпевшим, а ситуация – страховым случаем. Максимальная выплата по ОСАГО (400 000 рублей) покрывает стоимость любого дикого животного и большинства домашних.
Тем не менее, обратите внимание на тот факт, что стоимость страхового полиса водителя увеличится, т.к. страховая выплата увеличит коэффициент КБМ. Поэтому в случае ДТП с участием животного, стоимость которого не велика, (лисица, заяц и т.п.) имеет смысл возместить ущерб без обращения в страховую компанию.
В завершение хочу отметить, что на дороге нужно соблюдать требования правил дорожного движения и всячески избегать столкновений с животными. Однако животные ведут себя непредсказуемо, поэтому если ДТП все-таки произошло, ведите себя правильно. В первую очередь вызовите ГИБДД и оформите происшествие. Это позволит избежать административной ответственности. При необходимости возместите ущерб владельцу животного.
Также предлагаю Вам посмотреть видео о том, как неожиданное появление птицы на дороге спровоцировало ДТП:
ДТП во дворе
Практика показывает, что ДТП во дворе – это достаточно распространенный случай. Даже несмотря на то, что здесь автомобили не движутся на высокой скорости, нет насыщенного потока, неприятные ситуации происходят очень часто.
Рядовой случай – автомобиль выезжал со стоянки, и водитель не заметил другое транспортное средство, допустил столкновение, в результате чего оба авто получили механические повреждения. Безусловно, если опираться на п. 1.2 ПДД, такая ситуация может называться ДТП.
Важно! По определению п. 1.2 ПДД дорожно-транспортное происшествие – это случай, возникший при движении автомобиля по дороге, в результате которого, повреждены транспортные средства, грузы или пострадали люди.
Таким образом, когда случается ДТП во дворе, то водители должны вести себя в соответствии с установленными правилами.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ДТП во дворе, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с ДТП во дворе, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
- Позвонить:
- ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844
Что нужно делать, когда случилась авария
Прежде всего, необходимо обсудить случившееся со вторым участником, оценить повреждения транспортных средств. Зачастую они незначительные, поэтому бывает удобнее разойтись полюбовно, покрыть пострадавшей стороне материальный ущерб добровольно. К тому же, в большинстве случаев виновная сторона точно известна, и не требуется дополнительного разбирательства, поэтому, вероятность возникновения спора на этом основании минимальна.
Если водители не смогли договориться, нужно вызвать инспекторов ГИБДД. Они оформят ДТП по всем правилам, составят протокол на виновника, выдадут справку о происшествии. Это позволит пострадавшему в дальнейшем обратиться в страховую компанию, получить возмещение причиненного виновным лицом материального ущерба по его полису ОСАГО. Если автомобиль виновника застрахован по КАСКО, он тоже сможет рассчитывать на страховое возмещение. ДТП во дворе дома считается страховым случаем, поэтому проблем не возникнет.
Рассматривая действие участников ДТП более подробно, отметим, что они должны быть следующими:
- остановить автомобили и не передвигать их до приезда сотрудников ГИБДД;
- установить специальный знак, свидетельствующий об аварии;
- если есть пострадавшие люди, вызвать скорую помощь;
- взять показания свидетелей, если в этом есть необходимость, сделать фотоснимки места ДТП, но не позднее, чем через 2 часа после того, как оно произошло;
- дождаться инспекторов ГИБДД, подписать оформленные ими протоколы;
- обменяться контактами со вторым участником, записать основные его данные и предоставить свои. Обязательно назвать номер полиса страхования и компанию, в которой он оформлен, чтобы пострадавшая сторона могла туда обратиться для получения возмещения.
Важно! Вызывать инспекторов ГИБДД следует, если действительно на автомобилях имеются повреждения. В случае, когда последние отсутствуют ввиду того, что столкновение было очень легким, водители рискуют получить наказание за ложный вызов.
Есть ситуации, когда водитель замечает на своем автомобиле повреждения, но виновного лица нет. Здесь он действует точно так же – не перемещает автомобиль, ждет приезда сотрудников дорожной инспекции.
Как обращаться в страховую компанию
Мы уже знаем, что авария во дворе считается страховым случаем. Поэтому, последовательность действий ее участников, желающих получить страховое возмещение, будет стандартной:
- собрать все документы и обратиться в страховую компанию. При себе нужно иметь водительское удостоверение, техпаспорт автомобиля, справку о ДТП и протокол о нарушении ПДД, составленный на одного из участников. Также нужен личный паспорт, ИНН, реквизиты счета для перечисления возмещения;
- написать в страховой компании заявление о ДТП. Оно составляется в стандартной форме, предполагает заполнение специального бланка. Все данные нужно указывать точно и понятно, не забывать прописывать свои контакты, чтобы в случае необходимости сотрудники фирмы могли выйти на связь;
- предоставить автомобиль для осмотра. Последний осуществляется экспертом страховщика, предполагает составление протокола с перечнем повреждений, по которому в дальнейшем будут осуществляться расчеты. Виновная сторона должна присутствовать на осмотре, и вызывают ее телеграммой с уведомлением;
- дождаться страховой выплаты, которая по полису ОСАГО осуществляется в течение 30 дней с момента предоставления всех документов. Сроки перечисления возмещения по КАСКО могут отличаться, прописываются в договоре. Если страховая задерживает выплату, необходимо узнать о причинах, устранить недочеты, если такие есть. Когда явных предпосылок для задержки нет, следует оформить претензию к страховщику или обратиться в вышестоящие инстанции, контролирующие деятельность СК. Можно подать исковое заявление в суд.
Так мы видим, что не стоит думать, является ли страховым случаем ДТП во дворе. Ответ на вопрос будет положительным, поэтому необходимо соблюдать все правила, указанные в договоре страхования. Если же страховщик оформляет отказ в страховой выплате, такое действие считается неправомерным, и заявитель может обратиться к квалифицированному автоюристу, чтобы оспорить такое решение.
Когда страховщик выплатил сумму материального ущерба, но пострадавшая сторона имеет еще какие-то претензии, например, хочет взыскать утрату товарной стоимости, этот вопрос уже решается непосредственно с виновником, и в судебном порядке.
NastenaKoT › Блог › 12 ситуаций, в которых вам не выплатят автостраховку.
Автострахование должно снижать возможные финансовые потери в случае непредвиденных ситуаций. Но в некоторых ситуациях выплата страховки напрямую зависит от действий застрахованного лица. Каких ситуаций стоит избегать, чтобы не остаться без выплаты?
1. Зарубежные поездки
Автовладельцу стоит помнить, что ОСАГО и КАСКО действуют только на территории России. Если вы планируете зарубежную поездку на машине, то в этом случае нужно приобрести специальный страховой полис. Обратиться в страховую компанию лучше еще до поездки, услуги страховых компаний, которые доступны на границе – как правило дороже, и выбора у Вас уже не будет.
2. Страховая компания не будет платить по ОСАГО, если виновник ДТП был пьян или не вписан в страховку.
Это совершенно НЕ так! По закону страховая компания обязана выплачивать страховое возмещение потерпевшим в ДТП, даже если виновник:
— находился в состоянии алкогольного опьянения;
— скрылся с места ДТП, а потом его нашли;
— у виновника нет водительского удостоверения;
— не вписан в страховку ОСАГО (не включен в список лиц, допущенных к управлению ТС)
ДТП произошло вне срока действия страховки (уточнение: имеется ввиду ситуация, когда страховка куплена с ограниченным периодом использования.
Т.е. в ОСАГО срок действия договора всегда указывается равным 1 году, но внутри этого года можно выбирать периоды – 3 месяца и более. Если ДТП произошло не в эти месяцы, но внутри этого года, то случай – страховой).
При вышеуказанных обстоятельствах страховая компания выплачивает возмещение потерпевшему, но потом имеет право взыскать все расходы непосредственно с виновника в порядке регрессного требования (ст. 14 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств»).
3. Расчет на месте ДТП
Страховщик не будет выплачивать компенсацию в том случае, если стороны договорились между собой и рассчитались на месте, не фиксируя факт ДТП и не вызывая сотрудников ГИБДД, так как во-первых, ущерб уже будет возмещен по соглашению сторон, а во-вторых, Вы не сможете предоставить страховой компании необходимые документы. Крайне не рекомендуем поступать подобным образом, так как второй участник ДТП может позднее обратиться в ГИБДД и сообщить, что Вы просто покинули место происшествия, не обратившись в компетентные органы, что чревато лишением водительских прав.
4. Документы не собраны
Страховая выплата не будет осуществлена, если потерпевший не предоставил документы, предусмотренные ст. 35 закона об ОСАГО: заявление, первичную и расширенную справку из ГИБДД, постановление суда.
Важно! В этой ситуации необходимо в кратчайшие сроки получить все недостающие документы (например, максимально ускорить судебное разбирательство, присутствуя на заседаниях, а при необходимости — и на судебных экспертизах).
5. У виновника ДТП нет полиса ОСАГО
Если виновник ДТП не имел полиса ОСАГО, соответственно нет и страховщика. Если же на виновное авто есть полис ОСАГО, в котором указано от 1 до 5 водителей, но во время ДТП за рулем находился водитель, не указанный в полисе, страховщик все равно обязан произвести выплату.
Важно! В случае отказа следует в крайне сжатые сроки получить все необходимые документы и обращаться за выплатой к страховщику, а при необходимости — в суд.
6. Отсутствует вина – отсутствует выплата
Страховщик не заплатит пострадавшему, если второй участник ДТП, имеющий полис ОСАГО, не виновен в наступлении ДТП. На страховку КАСКО данное ограничение не распространяется. Если вина участников ДТП обоюдная, то выплаты производятся обеим сторонам, пропорционально степени вины каждого участника. Степень вины, равно как и размер возмещения, может определить только суд.
7.Мошенничество
О страховой выплате можно и не мечтать если потерпевшего и виновника уличат в мошенничестве. В таких случаях, если потерпевший не при чем, необходимо обращаться за помощью к адвокату и судиться со страховщиком.
8. Пассажиры застрахованы
Выплаты может не быть в том случае, если пассажиры авто, пострадавшие в ДТП, уже были застрахованы от несчастных случаев на транспорте. В этом случае ущерб им будет возмещен именно по этому полису, а не по полису ОСАГО.
9. Место ДТП не прописано в договоре.
Развенчаем миф о том, что при повреждении автомобиля на парковке страховая компания не выплатит возмещение. На сегодняшний день закон и правила ОСАГО не содержат указания на то, что для возмещения ущерба автомобиль должен находиться только на автодороге. То есть автомобиль находится под защитой страховки на любой территории, где имеется возможность проезда транспортного средства, если не оговорено иное.
10. Истёк срок действия полиса
Нередко мы забываем о том, что срок действия полиса истек, в таких случаях страховая выплата по определению невозможна, так как фактически отсутствует страховщик.
11. Банкротство страховщика
Перед заключением договора желательно проверить надежность страховой компании, благо сейчас эта информация легко доступна в интернете. Вы сможете увидеть как общий рейтинг, характеризующий надежность компании, так и посмотреть, например, насколько просто в компании урегулировать спор по стоимости ущерба.
Важно! В случае несостоятельности (банкротства) страховой компании, если речь идет об ОСАГО, выплаты всё равно будут произведены. А вот с КАСКО рассчитывать на компенсации крайне затруднительно.
12. Оплата КАСКО в рассрочку
В том случае, если Вы решили оплатить страхование КАСКО частями, существует нюансы, связанные с правилами каждой страховой компании. Если до момента полной оплаты произойдет ДТП, то страховая компания может попросить оплатить страховую премию целиком, либо уменьшит сумму страховой выплаты на остаток задолженности по оплате. Некоторые компании всё же выплатят полную стоимость ущерба без дополнительных затрат с вашей стороны. Кроме того, следует обратить внимание, что действие страховки в случае просрочки платежа приостанавливается, и вы будете не вправе требовать возмещения.
Дорожно-транспортное происшествие на парковке
Ни один водитель не застрахован от различных неприятностей, которые могут их ожидать во время управления автомобилем. Одной из наиболее распространенных проблемных ситуаций является дорожно-транспортное происшествие. Причем, данная неприятность может случиться где угодно: при движении на трассе, в городе, на придомовой территории, а, иногда, и на парковке. Причем, если во время аварии на дороге все предельно ясно и установить виновного, как правило, не составляет значительного труда, то ДТП на парковке требует понимания определенных нюансов и знания порядка действий водителя транспортного средства.
Авария на парковке – это ДТП?
Чтобы разобраться, является ли неприятная ситуация на парковке дорожным происшествием, нужно, изначально, разобраться с самим определением термина ДТП.
В соответствии с действующим законодательством, под ДТП понимается столкновение одного автотранспорта с другим ТС либо наезд автомобиля на какой-либо стационарный объект. Именно поэтому, большинство юристов и автоэкспертов не расходятся во мнении относительно трактовки данного термина и приравнивают к ДТП любое столкновение одного либо нескольких ТС, которое произошло как на самой автомобильной дороге, так и на прилегающих к ней объектам инфраструктуры. К числу таким объектов относится и автопарковка.
Кроме того, понятие аварии зависит от ряда характеристик происшествия:
- Характера удара, произошедшего при столкновении;
- Причины, которая привела к данному удару;
- Объемов ущерба, который нанесен имуществу пострадавшей стороны.
Поэтому ряд проблемных ситуаций нельзя отнести к ДТП, например, удар дверью при ее открывании, по кузову другого автотранспорта, расположенного на парковке, не будет относиться к аварии. Именно в следствии подобных нюансов, при возникновение подобных ситуаций, необходимо обратиться к нормативам и статьям ГК РФ.
Уважаемый посетитель!
Если у Вас возникают вопросы, Вы можете бесплатно задать их юристу по телефонам.
Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.
Как себя вести при аварии на автопарковке
Если подобная неприятность произошла, то большинство автолюбителей задается одним и тем же вопросом: что же делать? Как правило, порядок действий участников происшествия, практически полностью аналогичен тому, который происходит во время аварии на дороге, за исключением ряда небольших нюансов:
- Изначально, в случае ДТП, ни в коем случае не нужно поддаваться панике. Прежде всего необходимо сконцентрироваться и взять себя в руки;
- Если в момент столкновения происходило движение транспортного средства, необходимо сразу же остановиться, чтобы не усугублять последствия и не увеличить объем ущерба, который возник в результате столкновения;
- Установить знак, обозначающий аварийную остановку авто, а также, при возможности, включить аварийную сигнализацию. Таким образом удастся предупредить других водителей о том, что на этом месте произошла авария;
- Вызвать сотрудников ГИБДД. Если кто-либо серьезно пострадал в результате происшествия, необходимо вызвать неотложную помощь, а до ее приезда постараться оказать помощь пострадавшему собственными силами, используя медицинскую аптечку.
Как установить виновника?
В соответствии с существующей статистикой, каждая пятая авария происходит именно в месте парковки автотранспорта, независимо от того, где такая парковка осуществлена.
Чтобы установить, по чьей вине совершено столкновение, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД на место аварии и ожидать результатов их экспертизы. Чаще всего виновным оказывается тот водитель, который нарушил правила во время маневрирования.
Если участник скрылся с места ДТП
Нередки ситуации, когда человеком, который стал виновником аварии, овладевает паника и он покидает место происшествия аварии. Прежде всего такая мысль может прийти в голову в том случае, когда он надеется, что его участие в данном инциденте доказать не получится либо же доказательства настолько незначительны, что их не хватит для составления обвинительного заключения. Чаще всего, в ситуации со столкновением на парковке, такое происходит, когда задет припаркованный автомобиль во время езды задним ходом.
Однако зачастую, подобное решение не спасет нарушителя от ответственности. Скорее, таким поступком он даже сможет усугубить и без того неприятную ситуацию. К тому же, пострадавшее лицо может затребовать применить к такому нарушителю наиболее суровое наказание за то, что он оставил место столкновения.
Единственно правильным решением в случае, если задет припаркованный автомобиль, будет дождаться собственника данного автотранспорта и постараться пойти на мировую.
Порядок оформления
Чтобы у участников ДТП в дальнейшем не возникало никаких проблем с решением вопроса о виновнике инцидента, все оформление сложившейся ситуации должно происходить в соответствии с конкретным регламентом и порядком.
Первоначально участники должны решить вопрос относительно того, могут ли они разрешить ситуацию по обоюдному согласию либо же им необходимо присутствие сотрудников ГИБДД. В случае, если без вызова полиции не обойтись, а транспортные средства участников инцидента мешают проезду других автомобилей, водители могут произвести фото и видеофиксацию места инцидента, после чего убрать свой автотранспорт чтобы другие участники движения смогли беспрепятственно проезжать данный участок.
После прибытия на место аварии представителей ГИБДД, необходимо проконтролировать, чтобы они выполнили ряд обязательных мероприятий.
К их числу относятся:
- Составление схемы аварии;
- Осмотр ТС и классификация всех повреждений, которые нанесены авто;
- Стоимостная оценка нанесенного ущерба.
Кроме того, представители ГИБДД должны определить лицо, которое является виновником ДТП, благодаря опросу возможных свидетелей, а также просмотру фото и видеоматериалов, при их наличии. Только по результату проведения всех вышеуказанных действий представитель ГИБДД составлять административный протокол.
Каждая из сторон-участников получает на руки по одному экземпляру протокола, который в дальнейшем будет выступать основным доказательством в случае проведения судебных разбирательств и тяжб.
Также необходимо помнить о том, что участники аварии могут составить европротокол без привлечения представителей ГИБДД. Однако данное решение возможно только в случае, когда в нарушении задействовано не более двух ТС, которые имеют оформленную и действительную на момент столкновения страховку.
Для того, чтобы европротокол был признан правильным, участники столкновения должны выполнить следующее:
- Обязательно выполнить фото либо видеофиксирование места аварии.
- При наличии свидетелей, записать их показания либо привлечь для составления самого протокола.
- Составить схему ДТП и, при отсутствии разногласий, включить ее в бланк извещения.
- Выполнить подробное описание всех повреждений и причиненного ущерба.
- Обязательно указать в извещении виновную сторону.
- Подписать протокол со стороны нарушителя и пострадавшего.
- Убрать ТС с места столкновения.
Также, немаловажным фактором является правильность составления схемы места ДТП. В соответствии с действующими законодательными нормами, в ней обязательно должны быть указаны:
- Та часть парковки, где случилось столкновение. Если рядом с пострадавшим автомобилем находятся другие ТС, они также должны быть указаны на схеме;
- Автотранспорт, который принимает непосредственное участие в ДТП, должен быть точно отмечен на схеме;
- Также необходимо обязательно указать, в каком направлении автомобили двигались в момент столкновения. Даже в случае, когда столкновение произошло только при одном двигавшемся ТС, направление его движения должно быть обязательно отображено;
- Все дорожные знаки и разметка мест парковки также должны обязательно отображаться на схеме;
- Если парковке расположена на территории какого-либо учреждения, то в обязательном порядке нужно указать наименование данного предприятия, а также близлежащие компании и название соседних улиц;
- Обязательно необходимо указание того, какие части ТС были повреждены.
Можно ли отнести ДТП на автопарковке к страховому случаю
После того, как в 2016 году были внесены некоторые изменения в основные правила действия и выплаты ОСАГО, столкновение ТС на автопарковке является страховым случаем, поскольку само понятие парковки определяется как внутренняя территория.
Выплата ОСАГО в случае ДТП на парковке будет осуществлена при соответствии места происшествия следующим критериям:
- Парковка расположена на цокольном этаже ТЦ;
- Авто было припарковано на местах остановки во дворах многоквартирных домов;
- Остановка ТС осуществлена возле государственного либо муниципального здания.
Кроме того, выплата будет возможна только в таких случаях:
- Водитель имеет актуальный полис ОСАГО либо КАСКО;
- Участниками происшествия являются не менее 2-х ТС;
- Ущерб, который причинен автотранспорту не является следствием каких-либо неправомочных действий водителя;
- Представители ГИБДД установили лицо, виновное в аварии.
Штрафные санкции за аварию на парковке
Как и любое нарушение ПДД, авария на парковке подразумевает взыскание, размер которого зависит от целого ряда факторов.
Прежде всего необходимо понимать масштабы ущерба, причиненного автомобилю пострадавшей стороны. Кроме того, необходимо понимать, двигалось ли авто нарушителя задним ходом и не были ли при этом нарушены правила движения ТС. Как правило, большинство аварий на парковках происходит во время движения задним ходом одного из авто, соответственно водитель данного ТС, вероятнее всего, будет признан виновником столкновения.
Таким образом, в качестве заключения можно отметить, что столкновение нескольких ТС на парковке относится к термину ДТП, а также, при стечении определенных обстоятельств, является страховым случаем, и сумма ущерба подлежит возмещению со стороны страховой компании. Эта выплата будет возможна в том случае, если соблюдены все правила по оформлению протокола нарушения. Все нюансы и мелочи, которые кажутся на первый взгляд незначительными, необходимо обязательно зафиксировать и указать в протоколе.
Также необходимо напомнить о том, что независимо от того, является лицо виновным в столкновении либо оно наоборот, пострадало в результате ДТП, покидать место аварии нельзя ни в коем случае. Подобный проступок приведет к возникновению проблем с законодательством и органами, которые ответственны за контроль его соблюдения.