ДТП – это дорожно-транспортное происшествие: причины, виды, последствия
ДТП – это дорожно-транспортные происшествия, в которых могут участвовать автомобили и люди. Они могут происходить по разным причинам, а также последствия таких аварий могут значительно отличаться. Наиболее часто возникают такие ситуации из-за невнимательности автовладельцев, незнания ПДД или неисправного состояния транспортных средств. Каждый владелец машины должен ответственно подходить к процессу управления автомобилем, чтобы избежать происшествий, которые могут приводить не только к нарушению целостности ценного имущества, но и даже к причинению вреда здоровью или жизни людей.
Определение аварии
ДТП – это происшествие, осуществляемое исключительно при передвижении автомобилей. Если наносится ущерб припаркованной машине людьми, то такая ситуация не считается аварией.
Определить происшествие можно по разным признакам, к которым относится:
- наличие тяжелых последствий, представленных нарушением целостности имущества или нанесением вреда людям;
- имеется возможность установить точное место происшествия;
- фиксируется минимально два участника аварии.
Последствия ДТП могут быть разными, так как могут наноситься телесные повреждения людям или вовсе может иметься смертельный исход. Машинам при этом наносится материальный ущерб.
Характеристика ДТП
ДТП – это столкновение автомобиля с людьми или другими транспортными средствами. Процесс реализуется только при движении хотя бы одной машины. Двигаться автомобили могут по дороге, прилегающей территории, парковке или трассе.
К основным характеристикам аварии относится наличие не менее двух участников, а также должно устанавливаться нанесение определенного ущерба. Процедура оформления может реализоваться с привлечением работников ГИБДД или при составлении европротокола двумя автовладельцами.
Основные разновидности
Существует достаточно много видов происшествий, которые отличаются разными нюансами и имеющимися участниками. ДТП на трассе или на другом участке дороге может быть представлено разновидностями:
- Столкновение. Оно осуществляется двумя движущимися автомобилями или может одна двигающаяся машина столкнуться с припаркованным авто. Наиболее часто встречается такой вид ДТП в городе. Столкновение может возникать даже с неподвижным транспортом. Поэтому оно может быть встречным, боковым или попутным.
- Опрокидывание. Оно предполагает опрокидывание одного или нескольких автомобилей в результате ДТП на трассе или на другой дороге. Обычно такая ситуация возникает за счет слишком сильного удара, плохих погодных условий или из-за технических неисправностей в машине.
- Наезд на препятствие. В качестве препятствия выступает неподвижный предмет, например, дерево, ограждение или камень. В результате такого действия могут наноситься повреждения автомобилю или пассажирам.
- Наезд на пешехода. Такое происшествие заключается в том, что движущийся автомобиль наезжает на человека, располагающегося на проезжей части или на обочине. Гражданин может при этом двигаться на велосипеде.
- Падение пассажира. Это ДТП представлено происшествием, в результате которого человек, находящийся в машине, по разным причинам падает из машины. Обычно это происходит из-за резкого торможения, изменения направления движения или столкновения с другими объектами на дороге.
Инспекторы ГИБДД обязательно на месте происшествия устанавливают конкретный вид аварии.
По каким причинам возникают происшествия?
Причины ДТП являются многочисленными, но наиболее часто они возникают из-за невнимательности, халатности или неграмотности водителей. Некоторые владельцы автомобилей вовсе не знают основные положения ПДД, поэтому регулярно нарушают данные правила, что часто приводит к ДТП.
Нередко после происшествия не получается определить, в чем основания причина происшествия. При таких условиях судом назначается экспертиза ДТП, заключающаяся в комплексном изучении всех обстоятельств аварии.
К основным причинам, по которым возникают аварии, относится:
- водители нарушают ПДД;
- автовладельцы обладают недостаточным опытом и квалификацией, чтобы оперативно среагировать на какую-либо аварийную ситуацию;
- имеется какая-либо техническая неисправность в машине;
- неправильно расположен груз;
- плохо закреплен груз на автомобиле;
- участники дорожного движения ведут себя неправильно, причем сюда относятся не только автовладельцы, но и пешеходы или велосипедисты;
- дорожные условия являются неудовлетворительными, поэтому не могут оптимально водители реагировать на большое количество снега или сильный ливень.
По статистике наиболее часто аварии возникают из-за неправильной реакции водителей на те или иные обстоятельства. Дополнительно нередко пешеходы переходят дорогу в неположенном месте или на запрещенный цвет светофора.
Частые нарушения ПДД виновниками аварий
Причины ДТП могут быть разными, но часто устанавливается работниками ГИБДД, что виновник происшествия нарушил основные ПДД. Сюда входят случаи:
- превышение скоростного режима;
- быстрая езда в опасных условиях;
- нарушение правил обгона;
- проезд перекрестка на красный цвет;
- перевозка людей или грузов с нарушением правил;
- перегрузка транспортного средства.
Особенно значимым правонарушением выступает управление машиной в нетрезвом виде. Недавние изменения в законодательство привели к тому, что за такое действие назначается не только значительный штраф в 30 тыс. руб., но и привлекается гражданин к уголовной ответственности при повторном нарушении.
В пьяном состоянии не может владелец машины рационально оценивать дорожную обстановку, а также его реакция значительно замедляется. Это часто приводит к ДТП с пострадавшими и нанесением значительного урона автомобилям.
Последствия аварий
Каждый автовладелец пытается всеми возможными способами предотвратить аварию. Это обусловлено негативными последствиями дорожно-транспортных происшествий. Они могут быть представлены в разных видах в зависимости от обстоятельств ДТП. К ним относится:
- наносится значительный урон автомобилям, поэтому они теряют свою первоначальную рыночную стоимость и привлекательный внешний вид, а также требуется проводить дорогостоящий ремонт;
- может наноситься вред здоровью пассажиров, пешеходов или автомобилистов;
- нередко ДТП заканчиваются летальным исходом для участников происшествия;
- виновник аварии не получает компенсации от страховой компании, поэтому должен оплачивать ремонт своего автомобиля за счет личных сбережений;
- если перед аварией нарушались гражданами ПДД, то они привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от обстоятельств дела.
Если виновник аварии в результате нарушения ПДД или нахождения в пьяном состоянии совершает наезд на пешехода или сталкивается с другим автомобилем на полосе встречного движения, что приводит к смерти участника происшествия, то он привлекается к уголовной ответственности. Такое ДТП с пострадавшими приводит к тому, что водитель получает реальный тюремный срок, поэтому относиться к управлению автомобилем надо осторожно.
Какие действия совершаются владельцем авто после ДТП?
Каждый водитель должен знать, что необходимо выполнить сразу после аварии. Для этого реализуются действия:
- не допускается покидать место ДТП, так как это является серьезным правонарушением, причем это относится не только к виновнику, но и к пострадавшей стороне;
- машина останавливается, после чего включается аварийка;
- впереди или сзади выставляется знак аварийной остановки;
- если обнаруживаются граждане, которым был нанесен урон, то оказывается им первая помощь, если водители обладают соответствующей подготовкой, после чего вызывается скорая помощь;
- если случай является экстренным, то допускается одному из участников ДТП покинуть место аварии, чтобы доставить пострадавшего в больницу, после чего он должен вернуться на место происшествия;
- если машины мешают проезду других автомобилей, то с помощью фотографий фиксируются все нюансы, имеющие отношение к аварии;
- вызываются сотрудники ГИБДД.
Не допускается покидать место аварии, так как это является серьезным правонарушением.
Можно ли обойтись без сотрудников ГИБДД?
Если участвует в ДТП только две машины, отсутствуют пострадавшие и наносится незначительный урон, то автовладельцы могут воспользоваться европротоколом, чтобы оформить ДТП самостоятельно. В этом случае они могут сэкономить много времени, но они должны обладать сведениями о правилах заполнения данного документа.
Если имеются разногласия у водителей относительно того, кто является виновником происшествия, то обязательно придется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Дополнительно привлекаются свидетели ДТП, которые могут дать показания относительно того, как действовали водители перед столкновением.
Дальнейшие действия
Если требуется помощь сотрудников ГИБДД, то придется дождаться их приезда. Совместно с инспектором составляется протокол ДТП, причем работник ГИБДД записывает показания всех участников происшествия, а также может опросить свидетелей.
Водители должны получить от инспектора копии всех составленных документов, так как только при их наличии можно рассчитывать на компенсацию от страховой компании.
Работники ГИБДД выполняют разные действия:
- выявляют пострадавших;
- подготавливают протокол и другие документы, имеющие отношение к аварии;
- обеспечивают сохранность доказательств;
- устанавливают всех участников ДТП;
- находят свидетелей или доказательства, представленные записями с камер наблюдения;
- при необходимости ими организуется дальнейшее движение автомобилей по дороге.
Нередко автовладельцы скрываются с места происшествия, поэтому в обязанности инспектора входит выявление примет машины, после чего владелец автомобиля объявляется в розыск.
Какие подготавливаются документы?
Инспектор ГИБДД обязан подготовить многочисленную документацию, копии которой передаются участникам аварии. К этим документам относится:
- протокол осмотра места аварии, где указываются все факты ДТП, место и время происшествия, а также описываются участники аварии, погодные условия и состояние дорожного покрытия;
- схема происшествия, для чего предварительно проводятся соответствующие измерения подходящим оборудованием, что позволяет установить положение машин до столкновения, места удара, а также другие важные особенности;
- протокол осмотра машин, включающий описание всех видимых повреждений, полученных в результате ДТП;
- если имеются признаки того, что водитель находится в состоянии опьянения, то проводится медицинское освидетельствование, по результатам которого формируется соответствующий акт;
- письменные объяснения участников аварии и выявленных свидетелей;
- справка о ДТП.
Все документы могут изучаться участниками происшествия, причем они могут выразить несогласие с разными сведениями, указанными в бумагах.
Что делать при наличии разногласий?
Нередко отсутствуют доказательства виновности какого-либо участника аварии, поэтому для установления вины приходится обращаться в суд. Суд может назначаться экспертизу ДТП, которая призвана всесторонне оценить обстоятельства аварии.
Для этого изучается непосредственное место происшествия, проверяются автомобили, а также анализируются документы, составленные работниками ГИБДД сразу после ДТП. По результатам экспертизы выносится решение суда.
На основании решения суда привлекается виновник аварии к ответственности в зависимости от тяжести нанесенного урона имуществу или здоровью и жизни людей. Если отсутствует необходимость в судебном разбирательстве, то штраф накладывается работниками ГИБДД.
Заключение
ДТП является неприятным событием для каждого автовладельца. Оно представлено в разных видах, а также происходит авария по разным причинам. Всегда имеются негативные последствия такого происшествия, поэтому водители должны ответственно подходить к своим обязанностям.
Автовладельцы должны разбираться в том, как они должны поступать после аварии, а также в том, как правильно оформляется происшествие. При определенных условиях может составляться даже обоими участниками аварии европротокол.
Что грозит виновнику ДТП без пострадавших
Предусмотрена ли ответственность водителю за ДТП без пострадавших? Как показывает статистика, этот вопрос интересует большое количество автолюбителей, ведь автомобильные аварии достаточно часто происходят практически без каких-либо последствий.
В Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением в 1993 году, содержится классификация дорожно-транспортных происшествий. Согласно этой классификации, в ДТП без пострадавших причиняется вред только имуществу – объектам собственности. Причем, речь не всегда идет только о транспортном средстве, повреждения могут быть причинены любому имуществу, к примеру, перевозимому в момент столкновения грузу.
По нормам российского законодательства, подобное рода нарушение может быть оформлено в упрощенном порядке, путем оформления европротокола. Причем назначение этого документа в российских нормативных актах никак не закреплено, оно позаимствовано из аналогичных норм законодательства стран, входящих в Евросоюз.
Обязанности водителя после ДТП
По закону, после дорожно-транспортного происшествия автолюбитель должен придерживаться определенного порядка действий – выполнять обязанности. В противном случае (как правило, если в ДТП есть пострадавшие), водитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
Сразу же после столкновения водитель должен:
- Остановить транспортное средство.
- Следующий обязательный шаг – включение сигнализации и выставление аварийного знака, который уведомит прочих автолюбителей о том, что произошла автомобильная авария.
- Далее автолюбитель должен оценить окружающую обстановку. Если его транспортное средство мешает нормальному движению прочих машин, водитель должен убрать его с места происшествия, даже несмотря на то, что такое мероприятие запрещено на законодательном уровне.
- Далее автомобилист должен зафиксировать последствия дорожно-транспортного происшествия, используя для этого все доступные средства. Сделать это нужно обязательно, даже если в момент ДТП между автолюбителями нет никаких разногласий относительно виновности в аварии, они могут возникнуть впоследствии.
Изменения в законодательстве
В 2015 году в Правила дорожного движения были внесены изменения, благодаря которым удалось существенно упростить процедуру оформления документов после дорожно-транспортного происшествия, при условии, что в аварии не было пострадавших. С этого года вызов сотрудников ГИДД на место столкновения для оформления автомобильной аварии больше не является обязательным, делать это нужно только в отдельных случаях.
Но стоит помнить о том, что водители должны оценить обстановку на месте ДТП объективно. По нормам законодательства, если водитель создает своим авто препятствие для передвижения прочих транспортных средств, при условии, что авария незначительна, он привлекается к ответственности.
Сроки рассмотрения дорожно-транспортного происшествия
Сроки рассмотрения любых административных дел урегулированы Кодексом об административных правонарушениях. В этом нормативном акте установлено, что протокол и справка, где отражаются все детали дорожно-транспортного происшествия, степень повреждения транспортных средств, должны выдаваться на месте столкновения.
При составлении протокола, все участники и свидетели автомобильного происшествия описывают случившееся, при этом дают свое письменное объяснение. Далее готовый документ передается для расследования уполномоченному лицу, в протоколе указывается дата и время рассмотрения автомобильной аварии. По результатам проведения расследования выносится постановление, далее виновное лицо привлекается к ответственности.
По нормам российского законодательства, сроки для рассмотрения ДТП, в котором нет пострадавших, не должны превышать двух месяцев.
По закону, срок для проведения расследования составляет 1 месяц. Однако по решению руководителя органа, рассматривающего административное дело, расследование может быть продлено еще на этот же срок (не более 30 дней).
Если же в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, то сроки для проведения расследования совершенно иные. К примеру, если в результате столкновения был причинен тяжелый вред здоровья, а также есть иные основания то проведение расследования может занять до полугода.
Особенности рассмотрения аварии без пострадавшего
По нормам российского законодательства, сроки для рассмотрения дорожно-транспортного происшествия, в котором нет пострадавших, могут быть гораздо менее значительными. В Кодексе установлены только предельные сроки для производства по административному делу.
При этом стоит учитывать тот факт, что постановление, вынесенное сотрудником ГИБДД, не является основанием для установления виновности того или иного автомобилиста в ДТП. Этот документ нужен только для того, чтобы зафиксировать факт нарушения конкретной нормы законодательства (Правил дорожного движения в частности). Полученное постановление может быть оспорено в суде, в этом случае судья будет заниматься установлением виновности автомобилиста на основании всех представленных доказательств.
Если автолюбитель принимает решение об обжаловании постановление, то сроки рассмотрения административного дела и установления виновности водителя в автомобильной аварии, могут существенно увеличиться. По нормам российского законодательства, если в ДТП нет пострадавших, то допускается оформление такого столкновения даже без привлечения сотрудников ГИБДД, что существенно упрощает взаимоотношения между сторонами.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
ДТП: причины, последствия, советы
Рубрики
Метки
18 самых удивительных прототипов и концептов «АвтоВАЗа»
10 самых красивых автомобилей с дизайном от Pininfarina
Тройка «живых» автомобилей в кино и в реальности
Как и сколько прогревать автомобиль в холодную погоду
За что лишают прав в Казахстане
Причины различны: от недисциплинированности других участников движения до рокового стечения обстоятельств.
Причины
Главная причина аварий – несоблюдение требований ПДД. Причем недисциплинированностью грешат не только водители, но и пешеходы.
Огромное количество ДТП происходит по вине пьяных водителей. Заторможенная реакция, неспособность адекватно воспринимать действительность, необоснованное желание лихачить и рисковать – то, что приводит к страданиям и гибели неповинных людей.
Многие серьезные аварии случаются по причине переутомления водителя. Он рассеян, не в силах сосредоточиться, контролировать ситуацию и оперативно реагировать на изменение дорожной обстановки. Уставший человек недооценивает возможные опасности, но при этом твердо убежден в том, что он ведет машину не хуже, чем всегда.
К серьезным ДТП нередко приводит техническая неисправность транспортных средств.
Невнимательность водителей – еще одна распространенная причина аварий. Не лучше ведут себя и пешеходы, излишне увлеченные разговором по телефону или чем-то еще.
Часто аварии происходят по причине неудовлетворительного состояния проезжей части, когда дороги изобилуют выбоинами, ямами и иными дефектами. Небольшого размера яма или ухаб может стать причиной опрокидывания автомобиля либо самопроизвольного выезда его на встречную полосу.
Нельзя не отметить также климатический фактор: мокрая или покрытая гололедом поверхность проезжей части может сделать автомобиль полностью неуправляемым.
Причиной серьезных аварий иногда становится неисправность технических средств организации дорожного движения (светофоров).
Много аварий случается по вине неопытных водителей: слабый уровень как теоретической, так и практической подготовки является еще одной причиной ДТП. Как показывает практика, такие водители зачастую неспособны быстро сориентироваться в сложной ситуации, оперативно принять единственно верное решение. В связи с этим предполагается отменить возможность сдачи экзамена в ГИБДД экстерном и обязать всех кандидатов в водители проходить обучение в автошколах, имеющих соответствующую лицензию.
Последствия
В зависимости от тяжести последствий все ДТП принято классифицировать на три вида:
– со смертельным исходом;
– с телесными повреждениями;
– с нанесением материального ущерба.
Самыми тяжкими считаются аварии, в которых имеются человеческие жертвы, и это неудивительно.
Что касается телесных повреждений, которые не повлекли за собой гибель людей, то они делятся на три группы: легкие, средние и тяжкие.
Если пострадавший в ДТП получил незначительное расстройство здоровья или утратил трудоспособность на непродолжительное время, то считается, что он получил легкие повреждения.
Когда полученные травмы повлекли за собой продолжительное расстройство здоровья или значительную утрату трудоспособности менее чем на 1/3 и при этом безопасны для жизни – они квалифицируются как повреждения средней тяжести.
Тяжкие телесные повреждения влекут за собой причинение серьезного ущерба здоровью пострадавшего, представляющее опасность для его жизни. Кроме того, к таким повреждениям относится и иной нанесенный здоровью пострадавшего вред, который послужил причиной значительной стойкой утраты трудоспособности более чем на 1/3 или повлек за собой прочие тяжелые последствия для здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения, от травм, полученных в ДТП, в мире ежегодно погибает 1,2 млн человек и чуть меньше 50 млн травмируются. В России погибает более 36000, в Беларуси – более 1500.
Основная часть дорожно-транспортных происшествий (81,5%) состоит из аварий с участием МТС и пешеходов. Остальные 13,3% – транспортных средств. По вине пешеходов – 58,4% происшествий. В состоянии опьянения находилось 35,2% пешеходов, пострадавших в ДТП. По вине водителей произошло 41,6% аварий. В состоянии алкогольного опьянения были замечены 8,1% водителей.
Дорожные аварии происходят чаще всего с 16.00 до 20.00.
Лидирующий день недели – пятница (18,5%), минимум – в выходные (воскресенье – 9,5% и суббота – 11,2%).
Советы
Если после ДТП вам трудно контролировать себя, вы не можете сосредоточиться – позвоните близкому человеку и попросите его приехать к вам. Во-первых, вы получите моральную поддержку, во-вторых, он поможет вам разобраться в происходящем.
Постарайтесь успокоиться, потому что в подобного рода ситуациях это необходимо для вас в первую очередь.
После того как немного успокоитесь, как можно внимательнее оцените ситуацию: при каких обстоятельствах случилась авария, что делается после нее на проезжей части и в непосредственной близости. Помните, что ДТП может быть обусловлено не только виной конкретного человека, но и целым рядом внешних факторов, о которых многие водители не знают или забывают. Если отразить их в протоколе, то авария, причины ее возникновения и сопутствующие обстоятельства могут предстать в совершенно ином свете. Поэтому особое внимание обратите на нижеследующее.
– В каком состоянии находится поверхность проезжей части. Не исключено, что на ней имеются ямы, трещины, выбоины, ухабы и прочие подобные дефекты. В таком случае нужно их измерить по длине, высоте и ширине и внести полученные данные в протокол.
– Исправность технических средств организации дорожного движения (знаки, светофоры и другое), их внешний вид и порядок расположения (высота, место и другое), наличие и состояние дорожного оборудования. Например, если ДТП произошло по причине поломки светофора – все участники могут быть признаны невиновными.
– Специфические особенности места, где случилась авария. Возможно, это произошло в низине, где в момент происшествия был туман, или на недостаточно просматриваемом участке проезжей части.
– Наличие в месте аварии и непосредственной близости от него льда, луж, грязи, пятен масла и иных нефтепродуктов: если таковые имеются, следует их измерить и внести точные размеры в протокол.
– Наличие следов и факторов, имеющих непосредственное отношение к аварии: тормозной путь транспортных средств, обломки деталей и осколки стекол, вылетевшие из автомобилей предметы и вещи и другое.
– Вы вправе инициировать проведение дополнительных мероприятий, которые помогут установить истинную картину происшедшего.
– Если у вас имеется видеокамера или фотоаппарат, сделайте несколько снимков или небольшой видеосюжет, зафиксировав все подробности: место аварии, положение транспортных средств и пострадавших, особенности дорожного покрытия и другое.
– Проверьте, чтобы в протокол были включены данные об очевидцах происшедшего: нередко их показания играют решающую роль при определении виновника ДТП.
Никогда не стоит забывать о мелочах, потому что именно они могут сыграть решающую роль в сложившейся ситуации.
7 основных причин ДТП – как их предупредить?
Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
1. Нарушение ПДД
Самая «популярная» причина возникновения дорожно-транспортных происшествий это нарушение правил дорожного движения. Чаще всего встречаются:
- Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
- Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
- Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
- Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
- Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.
2. Неисправности ТС
Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:
- нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
- несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
- превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
- наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
- неисправность системы усиления рулевого управления;
- неисправность внешних осветительных приборов;
- недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
- повреждения шин;
- нарушение герметичности системы питания двигателя;
- неисправности в системе вывода отработавших газов.
3. Неуважение
Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:
- проезд перекрёстков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»;
- лихачество;
- «Незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы.
4. Дороги
По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:
- Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
- Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
- Неисправность светофоров.
5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте
Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов. Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств. Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.
6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке
Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.
7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад
Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.
Опасности тумана:
- Снижение дальности обзора.
- Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
- Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
- Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.
В случае гололёда актуальными советами будут:
- Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
- Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
- Передачи переключать желательно быстро, но плавно.
Опасности сильных дождей:
- Снижение видимости.
- Повреждение дорожных знаков.
- Размыв самого полотна дороги.
- Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
- Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
- Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.
Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:
- Уменьшение дальности видимости.
- Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
- Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
- Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
- Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
- Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.
Другие причины ДТП
К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.
Статистика
Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:
- 25% по причине нарушения скоростного режима.
- 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
- 10% занимает выезд на встречную полосу.
Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.
На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:
- По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
- Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
- Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .
Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Последствия скрытия с места ДТП
Никто, даже самый ответственный и профессиональный водитель, не застрахован от случайного ДТП. Согласно правилам, все участники дорожного происшествия должны оставаться на месте инцидента до прибытия инспектора ГИБДД. Несмотря на это, существуют случаи, когда место аварии можно покинуть до этого, но далеко не всегда; у этого могут быть последствия, поэтому важно знать все нюансы, чтобы не ошибиться в сложной ситуации, а главное – понимать, почему место дорожно-транспортного происшествия покидать не стоит, и что за этим может следовать.
Общая информация
Скрытие с места ДТП является нарушением, и при различных условиях аварии рассматривается по разным статьям. Участник происшествия должен помочь пострадавшим, не менять расположение предметов и своего автомобиля, включить аварийную сигнализацию и дождаться прибытия сотрудников ГИБДД.
Обычно водители сбегают с ДТП, имея ошибочное мнение, что так им удастся избежать наказания. Очевидно, что участники ДТП этого наказания боятся, но по разным причинам: наркотическое или алкогольное опьянение, действия, которые привели к тяжким травмам или смерти других. Иногда люди не понимают, что произошло дорожно-транспортное происшествие, например, не замечают, что поцарапали чужой автомобиль. Также водители могут просто не желать дожидаться инспектора: времени нет, опаздывают на встречу или работу и так далее.
Но нужно понимать, что ответственности не избежать. И хуже последствия будут в том случае, если попытаться их избежать скрытием с места, где произошло дорожно-транспортное происшествие, в чем бы оно ни заключалось изначально.
Возможные последствия
Водителей, которые скрылись с места аварии намеренно или по незнанию законов, ждет строгое наказание.
Если водителей не помог пострадавшим и/или оставил их в тяжелом состоянии и скрылся, то его может ждать:
- Штраф от 80000 рублей до суммы зарплаты водителя за полгода.
- Общественные работы длительностью до 360 часов.
- Арест до 3 месяцев.
- Лишение свободы сроком на 12 месяцев.
- Принудительные работы сроком до 12 месяцев.
- Исправительные работы сроком до 12 месяцев.
- Изъятие заработной платы равной полугодовому окладу.
- Лишение водительских прав сроком от года до года с половиной.
- Если при судебном процессе доказать, что место аварии было оставлено не специально, можно уменьшить наказание до штрафа в размере всего 1000 рублей.
- Если авария привела к чьей-то смерти, то виновника ждет 5 лет лишения свободы или 4 года принудительных работ.
- Если в результате аварии кто-то погиб, а виновное лицо было в состоянии опьянения, его лишат свободы на срок от 2-х до7-ми лет. Помимо этого ему нельзя будет занимать высокие должности 3 года.
- Если у дорожно-транспортного происшествия не было никаких тяжелых последствий, виновника могут лишить прав на срок до 18 месяцев и выписать штраф в 1000 рублей.
- При нарушении ПДД (перемещении автомобиля и предметов, участвовавших в ДТП, сбегания с места происшествия) и правил эксплуатации – штраф от 2 до 5 тысяч.
- Если потерпевшему нанесен не тяжелый вред, виновного также ждет штраф в размерах 2-5 тысяч рублей.
- Лишить водительских прав могут от года до полутора лет максимум.
- Если виноватый человек был пьян, но тяжких последствий эта авария не имела, его ждут три исхода по решению судьи: лишение свободы на 4 года или 3 года принудительных работ с запретом занимать высокие должности следующие три года.
- Если доказать, что последствия инцидента незначительны, то можно сильно снизить штраф или договориться с другим участником дорожного происшествия.
Последствия скрытия с места дорожно-транспортного происшествия смягчаются или наказания не следует в следующих случаях:
- Виновное лицо – беременная женщина или женщина с новорожденным младенцем на руках.
- Виновник успел вернуться на место происшествия до прибытия сотрудников ГИБДД.
- Обе стороны самостоятельно разрешили конфликт или не знают или не поняли, что ДТП вообще произошло.
- Если водитель уведомил сотрудников правоохранительных органов об аварии, но те не выехали на вызов.
- Если с того момента, как инцидент произошел, прошло три часа. Но рекомендуется сделать повторный звонок в ГИБДД.
- Если водитель покинул место аварии для того, чтобы отвезти пострадавшего человека в больницу, заранее уведомив работников государственной инспекции безопасности дорожного движения.
- Правонарушение было совершено ребенком или несовершеннолетним.
Вывод и рекомендации
Если человек, находящийся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, садится за руль, значительно повышается вероятность попасть в аварию или небольшое происшествие. И, тем более, если человек пьян, и произошло ДТП, его ждут более жесткие последствия и наказание.
Если следовать всем законам, то есть добровольно сознаться на первых этапах расследования, вызвать инспектора ГИБДД, не сбегать с места происшествия, то наказание виновного лица может быть смягчено. Также стоит сделать фото или видео с места аварии, найти свидетелей.
Вывод из всего вышеперечисленного можно сделать такой, что скрываться с ДТП, даже если виновному участнику страшно или у него «важная» встреча, не стоит. Это не избавит его от ответственности, а добавит еще больше, и судить его будут еще строже.
Основные виды ДТП, их причины и последствия
История свидетельствует, что первая авария с участием автомобиля произошла в 1896 г. Это был наезд на пешехода, который не успел вовремя покинуть проезжую часть. Мировая статистика современности утверждает, что дорожно-транспортные происшествия становятся причиной гибели более миллиона человек ежегодно. Причины повышенной аварийности основаны как на человеческом факторе, так и на качестве дорожного покрытия, уровне освещенности трасс. Существует несколько видов и классификаций ДТП, которые отражают наиболее частые причины и последствия аварийных ситуаций на дороге.
Классификация по тяжести последствий
По тяжести последствий происшествия на дороге можно разделить на несколько видов. Наиболее легкими считаются ДТП, повлекшие лишь материальный ущерб для участников. В этом случае учитывается не только порча транспортных средств или имущества пассажиров, но и стоимость ремонтно-восстановительных работ, оплата труда работников автоинспекции, выезжающих на место ДТП, медиков и т.д. Остальные виды ДТП обусловлены наличием пострадавших, которые:
- Получили легкие повреждения или утратили трудоспособность на короткое время;
- Получили повреждения средней тяжести (длительное расстройство здоровья) и тяжкие (серьезная и длительная потеря трудоспособности, увечье, опасность для жизни);
- Скончались на месте или после транспортировки в медучреждение.
К категории особо тяжких отнесены аварии, когда гибнет несколько человек (4 и более), есть больше десятка раненых. Участниками таких ДТП чаще всего бывают транспортные средства, перевозящие большое количество пассажиров (общественный транспорт, междугородние рейсы). Причиной может стать состояние дорожного покрытия (обледенение, снежные заносы), человеческий фактор (несоблюдение водителем правил, смерть за рулем), столкновение с большегрузом или поездом.
Столкновение и опрокидывание авто
В «Правилах учета и анализа ДТП на автодорогах РФ» (приложение 3) от 29.05.1998 г. прописаны виды аварий: столкновение, наезд, опрокидывание и другие ДТП. Данной классификацией руководствуются сотрудники автоинспекции, оформляя протокол происшествия на дороге. Одно из первых мест по частоте фиксации (до 98%) занимает столкновение (двух ТС, авто с животным, железнодорожным составом). Наименее опасными считаются столкновения по касательной, возникающие в процессе перестроения, парковки. Несоблюдение положенной дистанции водителем — причина задних столкновений, которые приводят к значительным повреждениям ТС, легким травмам. Самое опасное 1 столкновение лоб в лоб, которое часто возникает из-за выезда на встречную полосу или поломки ТС. Авария, при которой сталкивается авто и поезд, практически всегда заканчивается летальным исходом, поскольку у ж/д транспорта нет возможности для маневра. Столкновения с животными на загородных дорогах чаще всего происходят в сумерки. Последствия — повреждения ТС.
Частое место опрокидываний — загородные и скоростные трассы, поскольку ТС может опрокинуться при высокой скорости движения. Также причинами могут быть: неудовлетворительное качество дорожного покрытия (ямы, кюветы, обледенение), прокол резины, резкий маневр. Опрокидывание очень опасно для пассажиров, которые не пристегнулись ремнями безопасности. Опрокинувшееся авто загорается в считанные минуты, поэтому главная задача для людей — покинуть салон. Материальный ущерб также значителен, так как отремонтировать машину будет сложно — нарушается кузовная геометрия. Опрокидывание ТС может стать продолжением столкновения, однако в протоколе сотрудники ГИБДД фиксируют ДТП как столкновение, поскольку машина переворачивается после удара. Реже переворачиваются авто из-за неисправности. Стоит отметить, что опрокидывание является ДТП, только если произошло во время движения.
Виды наездов
Более 65% ДТП происходит по причине наезда ТС на предмет или человека. В зависимости от объекта наезды бывают: на пешехода (более 49%), на препятствие (8,4%), на велосипедиста (8%), на стоящий транспорт (в том числе прицеп) или гужевую повозку (встречаются значительно реже). Основная причина — невнимательность участников дорожного движения. Дополнительной причиной может стать затрудненная видимость (темное время суток, сумерки, метель, туман). Пешеходами в подобном ДТП также признаются инвалиды-колясочники и лица, катающиеся на санках, роликах, трехколесных велосипедах, самокатах. Наезд на пешехода часто фиксируется на «зебре», реже — на тротуаре, когда авто вылетает с дорожного полотна. Падение велосипедиста на стоящую машину не квалифицируется как ДТП. Под наездом на гужевую повозку подразумевается авария, при которой автомобиль задел упряжку или повозку с животными. Сумма причиненного ущерба рассчитывается и для транспорта, и для животных, если они пострадали.
Аварии с участием детей и иные происшествия
С каждым годом количество аварий, в которых участвуют дети, растет. Основная причина — невнимательность детей, незнание или несоблюдение правил движения, игры возле проезжей части. При этом виновной стороной практически всегда оказывается водитель, который не смог предотвратить ДТП. Родителей наказывают крайне редко и только в том случае, если невиновность водителя очевидна. Распространенные причины возникновения ДТП с участием детей:
- Катание на велосипедах, коньках на проезжей части;
- Пересечение улицы на запрещающий сигнал светофора;
- Самостоятельный переход дороги дошкольниками и младшими школьниками (дети в таком возрасте еще не могут реально оценить возможность наезда);
- Переход дороги в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
- Низкое качество преподавания ПДД в школе (только теория);
- Пример родителей, которые игнорируют правила перехода через дорогу;
- Невнимательность водителей, неадекватно оценивающих поведение детей.
Вышеупомянутая классификация не ограничивается названными случаями ДТП, однако не может охватить весь спектр аварий на дорогах. К категории «иной вид ДТП» относятся все остальные аварии, у которых нет документально зафиксированного определения. Это выпадение пассажиров, обусловленное резкой остановкой, началом движения, изменением скорости; падение грузов или отрыв частей ТС, которые причинили материальный ущерб, спровоцировали травмы. К этой же категории относятся бесконтактные аварии, когда виновник и пострадавшая сторона избежали прямого взаимодействия, но причинен ущерб и третьим лицам. Выезд на тротуар, причинение вреда лицам, которые не являются участниками дорожного движения, также относится к иным ДТП. В судебных инстанциях часто возникают споры по поводу аварий, которые произошли во время остановки ТС. Единого мнения, считать ли такие происшествия ДТП, которые предусмотрены договором автострахования, пока нет. Суд выносит решения по каждому конкретному случаю.
Заключение
Классификация дорожно-транспортных происшествий зависит от вида и тяжести ущерба, причины аварии. Некоторые дорожные происшествия не квалифицируются как ДТП, а значит, страховые выплаты исключены. Чаще всего на дорогах РФ фиксируются столкновения, наезды, аварии с участием детей.