Применима ли Единая Методика РСА при суброгации по КАСКО?
В феврале этого года я стал виновником в дтп. Пострадавшему отремонтировали его машину по КАСКО в официальном дилере, в итоге за замену фары, капота и переднего бампера вышло 600 тысяч (машина новая и дорогая). Страховка покрыла 400 тысяч, и страховая компания потерпевшего предъявила мне на оставшиеся 200 тысяч рублей. С претензией большая пачка документов – Полис, СТС, права потерпевшего, предварительная экспертиза (в ней только оценка внешних повреждений, нет суммы), ч/б фото автомобиля, калькуляция и счет от дилера Мерседес. Документы в приложении.
Хотел бы проконсультироваться по описанной ситуации – можно ли оспорить претензию по причине того, что предъявляемая мне сумма расчитана по счету от дилера (дилер – Мерседес, цены сильно выше среднего), а не по единой методике РСА (в которой среднерыночные цены на запчасти и нормочасы)? То есть правда ли что страховая потерпевшего не может требовать с меня и моего страховщика больше чем ущерб, оцененный по Единой Методике? Какова судебная практика по таким делам?
Пожалуйста, приведите выдержку из закона по данному вопросу.
Ответы юристов ( 2 )
- 9,5 рейтинг
- 9893 отзыва
можно ли оспорить претензию по причине того, что предъявляемая мне сумма расчитана по счету от дилера (дилер — Мерседес, цены сильно выше среднего), а не по единой методике РСА (в которой среднерыночные цены на запчасти и нормочасы)?
Можно попробовать оспорить, поскольку практика тут пока еще не сложилась окончательно.
Единственное НО — при оспаривании не стоит ссылаться на возможность применения Единой методике.
Дело в том, что при суброгации, исходя из смысла ст. 965 ГК РФ к страховой компании переходят права требования потерпевшего, которые он мог бы предъявить к Вам.
И в этом случае, расчет ущерба осуществляется по правилам ст. 15 ГК РФ, согласно которой
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Единая методика не позволяет определить ущерб в полном объеме.
Как разъяснено в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
И на возможность взыскания с виновного лица ущерба в полном размере, рассчитанного не по Единой методике, а следовательно применимого при суброгации, указывает и
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П
где прямо отмечено, что
Положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации сами по себе не ограничивают круг доказательств, которые потерпевшие могут предъявлять для определения размера понесенного ими фактического ущерба. Соответственно, поскольку размер расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства определяется на основании Единой методики лишь в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и только в пределах, установленных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а произведенные на ее основании подсчеты размера вреда в целях осуществления страховой выплаты не всегда адекватно отражают размер причиненного потерпевшему фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения, суды обязаны в полной мере учитывать все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.
Однако как отмечено в данном же постановлении Конституционного Суда РФ — необходимо соблюдение баланса интересов, где виновное лицо должно нести ответственность лишь в пределах причиненного ущерба, а требования потерпевшего не привели к неосновательному обогащению.
Вместе с тем, в силу вытекающих из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 55 (часть 3), принципов справедливости и пропорциональности (соразмерности) и недопустимости при осуществлении прав и свобод человека и гражданина нарушений прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) регулирование подобного рода отношений требует обеспечения баланса интересов потерпевшего, намеренного максимально быстро, в полном объеме и с учетом требований безопасности восстановить поврежденное транспортное средство, и лица, причинившего вред, интерес которого состоит в том, чтобы возместить потерпевшему лишь те расходы, необходимость осуществления которых непосредственно находится в причинно-следственной связи с его противоправными действиями.
Соответственно и размер ущерба должен определяться не по ценам дилера — а по среднерыночным ценам на дату ДТП.
Показательным в этой связи является следующее решение суда
Например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 14.02.2018 по делу N 33-6121/2018 указано. что
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания разницы между выплаченным страховым возмещением и стоимостью ремонта не имеется.Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оснований для их удовлетворения не имеется.Ссылка в апелляционной жалобе на неприменение судом первой инстанции Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 г. N 6-П является несостоятельной, поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ допустимых доказательств, подтверждающих сумму восстановительного ремонта, истцом представлено не было, а о проведении судебной экспертизы для определения стоимости восстановительного ремонта истец в суде первой инстанции ходатайство не заявлял.
И здесь можно утверждать, что не доказан размер требуемой суммы ущерба.Здесь можно ссылаться на то, что выплата страхового возмещения по КАСКО не была определена экспертным путем, а рассчитана на основании данных СТО.Что говорит о том, что расчет ущерба предполагается определять не на основании произведенных затрат, а исходя из среднерыночных цен имевших место на дату ДТП, что обеспечивает соблюдение баланса интересов — а определить данную стоимость можно только на основании экспертного исследования.
Далее в решении суда отмечено, что
При этом суд первой инстанции не принял в качестве допустимого доказательства по делу заказ-наряды, представленные истцом в подтверждение стоимости восстановительного ремонта автомобиля, поскольку не представлено доказательств наличия у лица, составившего заказ-наряд, соответствующего образования и специальных знаний в области оценочной деятельности, а оказание подобного рода услуг за вознаграждение расценивается коммерческим предложением.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, изложены в мотивировочной части решения, основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
То есть правда ли что страховая потерпевшего не может требовать с меня и моего страховщика больше чем ущерб, оцененный по Единой Методике?
Соответственно с Вашей страховой компании компания потерпевшего не вправе требовать более того ущерба который рассчитан по Единой методике, с Вас же взыскание может быть осуществлено на основании расчетов по среднерыночным ценам.
Здесь на руку страховой компании играет ст. 1072 ГК РФ, в силу которой
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
И выше приведенное постановление Конституционного Суда РФ, которым подтверждено право требования взыскания ущерба непосредственно с виновного в ДТП лица, после произведенной выплаты его страховой компании.
Как избежать суброгации по КАСКО
Количество автомобилей в городах постоянно увеличивается. Для большинства граждан приобретение своего личного авто – первоочередная задача, выполнение которой позволит сэкономить время в пробках и не зависеть от расписания движения общественного транспорта.
К сожалению, радость от покупки автомобиля может практически сразу закончиться. Из-за постоянного роста количества авто, увеличивается шанс попадания в дорожно-транспортное происшествие.
Даже если у автовладельца оформлен полис КАСКО, ДТП может закончиться для собственника авто неблагоприятно. Страховщик может начать возмущаться, отказывать в выплате страховки. Или у страхователя могут возникнуть проблемы с суброгацией.
Что такое суброгация
Под суброгацией подразумевается требование от страховой компании о возмещении страховой суммы, выплаченной потерпевшем в аварии стороне. В соответствии с нормами российского законодательства, такие требования могут быть предъявлены только в отношении лица, который официально был признан виновником дорожно-транспортного происшествия.
Чтобы у страховщика появилась возможность выставить виновнику ДТП счет, должны быть соблюдены несколько условий, которые делают данную процедуру законной. В частности, к таким обстоятельствам можно отнестись:
- На момент ДТП у виновника должен быть действующий комплексный договор страхования по программе АМТС.
- Сумма ущерба, причиненного пострадавшей в результате столкновения стороне, а также сумма вреда, причиненного его имуществу, должны быть официально задокументированы и подтверждены.
- Страховая компания должна признать, что дорожно-транспортное происшествие – это страховой случай, в установленные законом сроки произвести выплату пострадавшей стороне.
- Выплаты по страховке КАСКО должны быть произведены в полном объеме. Должно быть подтверждение того, что все суммы по договору были выплачены, а пострадавшее лицо их получило.
В соответствии с нормами страхового законодательства, для предъявления требования о суброгации должно быть исполнено каждое из этих обстоятельств. Только при одновременном наличии каждого из этих условий, страховая компания может инициировать начало процесса суброгации, входе которого с виновника ДТП будет высчитана сумма, которую страховщик потратил по его вине.
Законодательная база
Основные моменты суброгации по полису КАСКО отражены в гражданском законодательстве. В соответствии со статьей 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, механизм суброгации может быть применен только при наличии договора имущественного страхования.
Следовательно, страховая компания не может предъявить требования о суброгации в случае, если у ее клиента заключен договор на страхование жизни или здоровья, так как такие требования будут признаны незаконными.
В соответствии с требованиями гражданского законодательства, механизм суброгации может быть применен только при наличии весомых обстоятельств, а так же если эта процедура никаким образом не противоречит нормам законодательства.
То есть, если возникает ситуация, когда по существенным обстоятельствам страховая компания в рамках действия соглашения о страховании имеет право применить механизм суброгации, но данное условие не содержится в законодательстве, договор признается ничтожным. Автовладелец может обратиться в суд для его обжалования и выиграть дело.
Что делать, если предъявили претензию в порядке суброгации
Если на имя собственника транспортного средства, виновного в ДТП, поступила претензия о взыскании денежных средств порядке суброгации, не стоит паниковать и пытаться избежать оплаты.
В случае если претензия имеет обоснованные причины и не противоречит нормам законодательства, у водителя не будет возможности избежать уплаты понесенных страховщиком расходов.
Однако пока законность и обоснованность суброгации не доказаны, автовладельцу стоит придерживаться двух правил:
- Нельзя игнорировать претензию. В этом случае судья решит, что собственник транспортного средства действительно виновен, а суброгация автоматически признается обоснованной.
- Ни в коем случае нельзя сразу же признавать все требования страховой компании. Вполне вероятно, что обстоятельства дорожно-транспортного происшествия не дают страховщику возможности сразу же выставить счет на оплату всех понесенных расходов.
Как правило, претензия представляет собой бумагу, в которой собственнику транспортного средства сообщается, что так, как он признан виновником ДТП, он должен возместить все расходы, понесенные страховщиком на выплату пострадавшему компенсации за причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия материальный ущерб.
Сбор документов
Первое, что стоит сделать собственнику транспортного средства, сразу же после получения претензии – интенсивный сбор всей документации, которая имеет прямое или косвенное отношение к этому делу.
Подготовить все документы нужно максимально быстро. Уже на стадии досудебного производства у автовладельца на руках должен быть полный комплект бумаг по этой аварии.
Соблюдение этого требования позволит лучше подготовиться к судебному производству и определиться, можно ли избежать суброгации по КАСКО. В перечень обязательных документов обязательно должны быть включены:
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
- Документы, подтверждающие виновность автомобилиста в дорожно-транспортном происшествии. Это может быть судебное решение, уже вступившее в законную силу, протокол или постановление сотрудника ГИБДД, прибывшего на место ДТП и занимавшегося его оформлением.
- Документы, подтверждающие право страховой компании требовать со страхователя возмещения средств в порядке суброгации. Могут быть представлены любые бумаги, которые подтверждают наличие отношений между страховщиком и страхователем.
- Документы, прямо подтверждающие размер причиненного в результате ДТП материального ущерба. Это может быть акт об оценке, составленный независимым экспертом, фотографии с места ДТП или калькуляция ремонтных работ, выданная на СТО.
После сбора всех необходимых документов, автовладелец должен их внимательно изучить. Сделать это самостоятельно сложно, ведь неподготовленный человек может легко упустить важные детали. Поэтому лучше всего привлечь к этому опытного человека, к примеру, обратиться к юристам.
Юрист сможет разобраться, может ли страховая компания рассчитывать на получение возмещения от виновника дорожно-транспортного происшествия, а также как правильно действовать собственнику авто, чтобы избежать суброгации.
Как подготовиться к суду
Автовладелец, который решил разобраться с этим вопросом самостоятельно, без обращения к специалистам, при проверке документов должен поставить перед собой несколько вопросов:
- Соответствуют ли выполненные на СТО ремонтные работы повреждениям, которые были получены транспортным средством в результате столкновения.
- Находился ли виновник ДТП на экспертном осмотре поврежденного транспортного средства или не принимал участие в этом процессе.
- Не были ли входе ремонта использованы лишние ремонтные работы. К примеру, если во время восстановительных работ были отремонтированы повреждения, которые были получены не во время этой аварии.
Если у автовладельца возникли сомнения относительно суммы потраченной на ремонт транспортного средства пострадавшего (страховые компании часто намеренно идут на обман своих клиентов, завышая стоимость ремонтных работ), он может составить ответную претензию. В этом документе должна быть отражена реальная сумма, которая потребовалась для ремонта автомобиля. Кроме того необходимо подчеркнуть согласие виновника ДТП на выплату компенсации.
Если страховщик не соглашается с указанной в претензии суммой, разрешить этот спор может только в суде. Как показывает практика, если доводы собственника автомобиля достаточно убедительны, судья встает на его сторону. Такое решение напрямую зависит от того, пытался ли автовладелец урегулировать данный спор в ходе досудебного разбирательства.
Можно ли избежать суброгации по КАСКО
Как показывает практика, большинство автомобилистов намеренно стараются обмануть в размере причиненного вреда не только страховую компанию, но и виновника дорожно-транспортного происшествия. Из-за этого появляются несостыковки, которые очень сложно устранить.
Срок исковой давности по суброгации составляет 3 года. Если страховщик направляет претензию по истечении этого срока, документ признается недействительным. Поэтому все документы по аварии также нужно хранить в течение всего этого срока.
Если виновник ДТП старается избежать выплат по суброгации, он должен придерживаться нескольких рекомендаций:
- Во время движения необходимо соблюдать ПДД и ни в коем случае не нарушать их.
- Страховой договор должен быть заключен на максимально возможную сумму. К примеру, если размер страховой выплаты составляет 1 миллион рублей, страховщик сможет покрыть с этой суммы не только затраты на возмещение вреда, причиненного пострадавшему в ДТП, но и расходы страховой компании.
- При получении претензии о суброгации нельзя тянуть время. Лучше всего сразу же обратиться за консультацией к специалисту.
- Не стоит соблюдать дистанцию и отказываться от участия в следственных процедурах. В частности, виновнику ДТП обязательно нужно присутствовать при проведении экспертной оценки причиненного материального ущерба.
Как избежать выплат в порядке суброгации
Если виновник дорожно-транспортного средства не желает получить претензию о возмещении потраченных страховщиком средств в порядке суброгации, он должен придерживаться некоторых правил:
- Если автомобилист стал виновником ДТП, он должен узнать у других участников аварии, оформлены ли у них полиса КАСКО. Необходимо выписать их персональные данные.
- Ни в коем случае нельзя соглашаться с мнимой виной, если ее пытаются вменить сотрудники ГИБДД, прибывшие на место происшествия. По этой же причине необходимо внимательно следить за тем, какие именно сведения заносятся в протокол об аварии. Если автомобилист не согласен с данными, указанными в документах, он обязательно должен сразу же отразить свою точку зрения.
- Если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине нескольких водителей, данный факт обязательно должен быть озвучен сотрудникам дорожной инспекции. Соответственно, эта информация должна быть отражена в протоколе об аварии. В этом случае автомобилист будет должен выплатить по суброгации минимальную сумму и избежит больших денежных затрат.
- Автовладелец должен принимать активное участие в определение суммы вреда, причиненного пострадавшему транспортному средству в результате ДТП. Страховщики и пострадавший может существенно завысить стоимость ремонтных работ, что приведет к увеличению затрат по суброгации для виновника дорожно-транспортного происшествия.
- Во время проведения экспертизы автомобиля, виновник аварии обязательно должен присутствовать. Это позволит избежать мошеннических действий со стороны страховой компании или пострадавшего водителя.
Существует ли защита от суброгации
Не стоит пытаться разрешить этот вопрос самостоятельно, так как незнание основ этого механизма может только усугубить ситуацию. Лучше всего привлечь к этому профессионала, который сможет разобраться в претензии определить, насколько она законна и обоснованна.
Если автовладелец хочет иметь достаточно хорошую защиту от суброгации, необходимо задуматься о заключении полиса ДСАГО. Данный вид страховки покрывает ущерб от дорожно-транспортного происшествия, который значительно превышает размер компенсации за ущерб по ОСАГО.
Конечно, стоимость такого страхового полиса значительно выше, чем обычной страховки. Однако, оформив его, автомобилист сможет не опасаться того, что ему придется выплачивать суброгацию. Суммы по такому полису хватит на компенсацию причиненного пострадавшему вреда и расходы, которые понесла страховая компания.
Нельзя стесняться использовать в ходе судебного разбирательства любые механизмы решения проблемы. К примеру, можно потребовать проведения экспертизы, настаивая на том, что виновник не присутствовал на прошлой и поэтому сомневается в ее правильности.
Можно попросить у суда потребовать проведения расследования вины второго участника ДТП в столкновении. Как показывает практика, в большем количестве случаев пострадавший в ДТП также косвенно мог повлиять на аварию. Соответственно, требование о суброгации от страховой компании может быть признанно необоснованным.
Если же столкновение произошло во время выполнения водителем его должностных обязанностей, он освобождается от выплаты по суброгации. По закону, все расходы должен взять на себя руководитель организации.
Как не платить суброгацию по КАСКО: взыскание убытков в порядке суброгации с виновника аварии
Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57
Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.
Ежедневно с 9.00 до 21.00
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 .
Это быстро и бесплатно!
Столкнулись с требованием возместить ущерб на основании суброгации по КАСКО. Неприятная ситуация. Не знаете, что делать? Постараемся помочь.
Изначально, нужно констатировать факт о том, что суброгация по КАСКО, это самый распространенный вид перехода прав требования возмещения ущерба. Страховые компании всегда совершают попытку вернуть выплаченные деньги, если есть возможность.
При этом если они не уверены в успехе на 100% то, делают это посредством очень хитрых манипуляций. А если вероятность выиграть дело довольно большая, то идут напролом. В данной публикации мы раскроем некоторые секреты и поможем советами, как избежать суброгации, если страховая подала в суд.
Взыскание ущерба в порядке суброгации по КАСКО
Для начала, следует полностью осознать, какой именно смысл вложен в понятие суброгация.
Для этого приведем пример. Водитель, имеющий полис КАСКО попадает в аварию. ГИБДД признала его не виновным в происшествии. Выплаты от страховщика по КАСКО он получил в полном объеме, при этом сумма составили 638 000 рублей.
После чего, СК обратилась в компанию ОСАГО виновника ДТП за взысканием убытков в порядке суброгации, так как к ним перешло право требования, и получили возмещение на 400.000 рублей, то есть максимально возможные деньги. А оставшиеся 238.000 рублей пожелали взыскать с виновника аварии.
Вот примерная схема действий при взыскании ущерба в порядке суброгации по КАСКО с виновника ДТП.
Как всему этому противодействовать?
Для этого нужно рассмотреть ряд вопросов, а именно:
- Правила предъявления требований на основании суброгации.
- Какой, максимально допустимый, размер суммы.
- Временной период, на протяжении которого, суброгацию можно применять.
- Какие меры можно предпринять в качестве противодействия к недобросовестным компаниям.
Порядок предъявления претензии
С недавнего времени, все споры со страховыми компаниями, в обязательном порядке должны разрешаться по предусмотренным законом правилами. Суть этих правил заключается в досудебном разбирательстве.
То есть прежде чем обратиться в суд, СК обязаны предъявить свои требования в претензионном порядке. А именно, отправить претензию в письменном виде гражданину, с которого предполагается взыскать ущерб посредством суброгации.
Кроме того, в данном документе должно быть изложено предложение возместить ущерб в добровольном порядке. И если, виновник столкновения автомобилей откажется от добровольных выплат, то у страховой появляются основания для обращения в суд.
Мы бы не советовали соглашаться на проявление добровольности и расставаться со своими деньгами вот так просто. Чтобы понять как действовать, необходимо обратиться к профессиональным юристам, которые помогут разобраться и оценить шансы страховщиков и виновника ДТП.
А вот в суд идти обязательно нужно. Почему? Об этом мы поведаем ниже. Читайте внимательно.
Максимальный размер требований
Теперь мы хотим обратить внимание на сумму, которую вообще вправе требовать страховщики. Пользуясь таким обстоятельством, как юридическая неграмотность населения, недобросовестные организации требуют, чуть ли не звёзд с неба. И это возмутительно!
Как уже было сказано выше, в вопросах, касающихся суброгации, действует принцип перехода права требования. Следовательно, у СК это право появилось в результате покрытия обязательств виновника по возмещению ущерба потерпевшему.
В примере, указанном в начале статьи, сумма составила 238 000 рублей. Так вот, меньше этой суммы требовать допустимо, а больше, нет. Данное обстоятельство нужно знать и учитывать при возникновении ситуаций, связанных с суброгацией.
Страховые агентства часто завышают допустимые суммы. Это происходит потому, что граждане не заявляют протестов в суде, а раз возражений нет, то суд не рассматривает этот вопрос.
Для того чтобы не попасть в такую нелепую ситуацию, следует прибегнуть к помощи автоюристов, которые осуществят защиту ваших интересов в суде, заявят необходимые ходатайства и протесты.
Как избежать выплат по суброгации
Как же можно добиться того, чтобы избежать суброгации по КАСКО и как не платить?
На самом деле есть несколько вариантов, но, как правило, суть сводиться к одному.
Необходимо сделать так, чтобы суммы выплаты по договору ОСАГО было достаточно, для погашения страхового случая. Это нелегкая задача, однако, наши специалисты во многих случаях с ней справляются.
Действия, которые помогут в данной ситуации, должны быть направлены на уменьшение общего размера компенсации ущерба при дорожном происшествии. Можно ли уменьшить сумму?
Коротко перечислим возможные варианты:
- Опротестовать решение, которое изложено в заключение ГИБДД. То есть добиться обоюдной вины или переложить на другого участника ДТП.
- Оспорить заключение о стоимости ремонта разбитого автомобиля.
Здесь нужно сказать, что независимая экспертиза часто делает выводы отличные от тех, к которым пришли гаишники или страховщики. Так что шансы есть.
Суброгация по КАСКО с виновника ДТП: судебная практика
Если случается дорожно-транспортное происшествие, большую часть ущерба возмещается страховыми фирмами. Механизм зависит от типа страховки – ОСАГО или КАСКО.
После предоставления компенсации деньгами или оплатой ремонта, затраты взыскиваются с виновника ДТП. В рамках ОСАГО это называется на юридическом языке регрессом.
В случае с КАСКО используется другой термин с аналогичной сутью – суброгация. Однако она применяется только в части ущерба, непокрытым полисом ОСАГО виновника дорожного происшествия.
Взыскание средств свыше порогового лимита ОСАГО
В суд к ответчику Дмитриеву (фамилия изменена) обратилось ПАО СК «Росгосстрах» с просьбой взыскать в порядке суброгации 109 000 рублей. Требования мотивированы тем, что в 2013 году Ответчик совершил ДТП, допустив наезд на автомобиль Nissan X-Trail, который был застрахован в рамках полиса КАСКО.
Экспертное заключение показала, что восстановительная стоимость ремонта составила 229 000 рублей. Часть этих средств в размере 120 000 рублей погашена за счет ОСАГО. Поэтому сумма иска составила 109 тысяч.
Представитель Дмитриева с иском не согласился. Доводы он мотивировал тем, что доверитель не присутствовал при определении ущерба. Помимо этого, по мнению ответчика, был пропущен срок исковой давности для обращения в суд. А также сделан акцент на отсутствие досудебного урегулирования спора.
Апшеронский районный суд Краснодарского края своим решением от 17.05.2017 г., дело № 2-453/2017, иск страховщика удовлетворил. Отдельно судья отметил, что сроки давности были соблюдены. Что же касается претензии, то ее предварительное направление в этом случае законодательством не предусмотрено.
Если лицо не вписано в договор КАСКО
Суть дело такова. Районный суд, с которым согласилась апелляция, взыскал с гражданки Федоровой в пользу ПАО СК «Росгосстрах» 544 тысячи рублей в порядке суброгации. Эта сумма была выплачена ее супругу в качестве компенсации за ущерб автомобилю, нанесенный вследствие ДТП.
На момент аварии за рулем находилась Федорова и ее вина в инциденте была доказана. Однако по условиям договора КАСКО право на управление машиной имел только муж.
Поэтому именно к ней СК предъявила требования. Верховный Суд РФ своим определением от 23.04.2018 г. по делу № 49-КГ17-36 оставил в силе предыдущие решения. Отдельно отмечено, что наличие супружеских отношений не влияет на суброгацию.
Пропуск сроков для обращения в суд
В июле 2015 года СК обратилась с иском к ответчице о взыскании 96 тысяч рублей в порядке суброгации. Требования мотивированы тем, что в ноябре 2011 года с участием гражданки произошло ДТП, и страховщик оплатил восстановительный ремонт.
Вторая сторона спора ссылалась на истечение исковой давности. Первая и апелляционная инстанция не приняли этот довод во внимание. Они посчитали, что сроки начинают отсчет с момента предоставления возмещения.
Однако Верховный Суд с таким мнением не согласился. В своем определении от 21 февраля 2017 г. N 18-КГ16-194 он указал, что исковую давность по суброгации следует применять с того дня, когда случилось ДТП.
Применение заключения экспертизы о стоимости ремонта
В суд обратился страховщик с требованиями к Поповой (фамилия изменена) о взыскании 131 тысячи рублей в рамках суброгации. Иск мотивирован тем, что по ее вине произошло ДТП. СК “Ингосстрах” оплатила ремонт на сумму 251 000 рублей.
С учетом максимального лимита по ОСАГО, действовавшего в то время (120 тыс. руб.), взысканию подлежит 131 000 рублей.
Однако Попова заказала проведение независимой экспертизы с целью выяснить стоимость восстановительного ремонта с учетом износа. По заключению специалиста она составила 199 тысяч рублей.
Поэтому Серпуховский городской суд Московской области своим решением от 27.03.2017 г. по делу № 2-706/2017 решил взыскать 79 000 рублей (199 000 – 120 000).
Обоюдное столкновение
Зачастую бывает так, что дорожная авария является следствием действий обоих водителей, руководствующихся разными обстоятельствами. Вот еще один пример судебного спора.
СК “УралСиб” стала автором иска к гражданину Гаврилову (инициалы изменены). Сутью исковых требований стало взыскание ущерба – определенной суммы денежных средств с ответчика в порядке суброгации.
Произошло обоюдное столкновение. Однако назначенная техническая экспертиза подтвердила, что Гаврилов действовал исключительно с целью предотвращения аварийной обстановки, умысла в нарушении ПДД с его стороны не было.
Поэтому Котельничский районный суд Кировской области своим решением от 02.05.2015 года, дело № 2-93/2015 в иске страховой компании отказал.
Суброгация при обоюдной вине
Виновниками ДТП могут быть все его участники. Поэтому и выяснение отношений со страховыми, оформляющими полиса, могут иметь свои особенности. Многие суды идут на то, что возмещение распределяется в соотношении 50 на 50.
Участниками дел по суброгации с обоюдной виной могут быть не только участники ДТП, но и страховые компании.
В качестве подтверждения можно привести постановление от 10 октября 2012 г., вынесенное десятым арбитражным апелляционным судом по делу N А41-14142/12. Коллегия судей решила, что расходы между организациями по возмещению ущерба распределяются пополам.
Есть еще один момент. Когда к ДТП причастны оба водителя, назначаются экспертизы. Расходы в итоге суд распределяет в соответствии со степенью их вины (например, 65 на 35 процентов).
Кроме того, суды всегда при обоюдной вине определяют степень причастности каждого участника ДТП. Обычно она выражается в процентном соотношении. Поэтому с суброгацией поступают также.
Вопросы и ответы
К консультантам часто обращаются люди с целью найти поддержку по спорам со страховой компанией. Вопросы касаются и случаев, когда дело до суда еще не дошло.
Каждая ситуация имеет свои особенности. Однако есть и черты, объединяющие большинство проблемных блоков.
Вот лишь несколько часто встречаемых проблем. И важно изначально правильно выбрать тактику поведения.
Претензионный порядок
Скажите, должна ли страховая компания перед обращением в суд направить претензию? Если да, то сколько мне отводится на ее рассмотрение.
Андрей. г. Москва.
Поэтому, нужно готовиться сразу к судебному иску. О тактике поведения расскажет юрист в ходе консультации.
Применение сроков давности
Подскажите, пожалуйста, есть ли какое-то время, в течение которого страховая фирма может подать на меня в суд. Я совершил ДТП еще в 2015 году.
Денис. г. Балашиха.
Судебная практика по спорам КАСКО утверждает – это момент ДТП. Поэтому если оно произошло 4 года назад, то суброгационный иск может быть отклонен ввиду окончания исковой давности. Об этом нужно прямо заявить в суде.
Отмена судебного решения
Здравствуйте. Получил заочное решение о взыскании с меня в пользу страховой компании 60 тысяч рублей в порядке суброгации. Однако никаких повесток в суд я не получал. Подскажите, как поступать дальше.
Артем. г. Москва.
Обязательно надо указать, что вы не были оповещены о заседаниях. А также указываются доводы, напрямую связанные с предметом спора.
Судебный приказ по суброгации
Вчера мне прислали судебный приказ на сумму в 40 тысяч рублей. Как следует из его содержания, инициатором обращения в суд выступила страховая компания. Она возместила ущерб по ДТП, в котором виновником оказался я. Что делать?
Филипп. г. Коломна.
Нужно писать заявление об отмене судебного приказа. На это есть десять дней (дата получения не учитывается).
Как не платить по суброгации: рекомендации
В рамках КАСКО суброгация может изменяться десятками тысяч рублей в зависимости от масштабов нанесенного ущерба. Поэтому бюджет не каждой семьи может осилить дополнительные расходы.
Вместе с тем, в спорах по КАСКО можно и нужно отстаивать собственную позицию.
Вот несколько полезных советов, которые пригодятся автолюбителям:
- Если страховщик подал иск только через 3 года после ДТП, требуется настаивать на окончании сроков давности. Об этом делается письменное заявление.
- Когда есть сомнения в расходах, понесенных СК, заявляется ходатайство о проведении независимой экспертизы.
- При наличии у виновника полиса ОСАГО, суброгация возможна только сверх суммы максимальной выплаты. На данный момент она составляет 400 тысяч рублей. Поэтому целесообразно проверить расчеты страхового агентства.
- В суд нужно предоставить как можно больше доказательств собственной правоты. Допускаются и собственные подсчеты.
- Когда лицо имеет доступ к автомобилю, но не вписан в полис КАСКО, следует восполнить данный пробел.
Выше приведено только несколько примеров из судебной практики. Если необходимо, можно найти дополнительные прецеденты. Помогут и советы грамотного автоадвоката.
Маленькие секреты, способствующие выиграть спор
Начнем раскрывать секреты с того, что расскажем, какими хитростями и манипуляциями добиваются успеха страховщики. Вот, например, один из любимых вариантов их действий.
Заключается он в том, что обращение в суд происходит, когда уже заканчивается исковая давность по суброгации. Делают они это из расчета, что дело было давно, документы у виновника аварии могли не сохраниться, ведь прошло уже почти три года.
Кроме того, в суд люди ходить не любят, и скорее всего не пойдут. А это ошибка. Даже если исковая давность закончилась, в суд идти просто необходимо, хотя бы для того, чтобы заявить о том, что сроки вышли.
Существуют и другие варианты. Обратившись в юридическую фирму, вы узнаете много нового. Звоните!
В заключение дадим совет на будущее. Обезопасьте себя и заключите договор о Добровольном Страховании Автогражданской Ответственности. Это поможет избежать излишней траты времени денег и нервов.
Кроме того, помните, что в споре со страховщиками, помощь автоюристов просто бесценна!
Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.
Обязательно поделитесь с друзьями!
Суброгация по КАСКО с виновника ДТП
Суброгация при ДТП: правовые основы
Суброгация — это право страховщика на взыскание средств, потраченных им на исполнение обязательств перед страхователем, транспортному средству которого причинен ущерб. Субъектом, на которого направлено такое взыскание, становится лицо, виновное в ДТП (ст. 965 ГК РФ), т. е. им может быть как водитель другого транспортного средства, так и пешеход, который также имеет статус участника дорожного движения.
При определении размера компенсации стоит помнить, что условия договора КАСКО всегда предусматривают полную оплату ремонта авто, вне зависимости от степени его износа. Ведь для восстановления транспортного средства используются новые детали, стоимость которых может существенно превышать фактическую цену поврежденных. В связи с этим обстоятельством вопрос о том, какая сумма подлежит взысканию (полная, рассчитанная исходя из стоимости новых деталей, или частичная, определенная с учетом степени износа), долгое время являлся предметом судебных разбирательств между страховщиками и виновниками ДТП.
В 2017 году в этом споре была поставлена точка: Конституционный суд РФ вынес постановление «По делу о проверке…» от 10.03.2017 № 6-П, в котором указал на то, что степень износа не влияет на размер компенсации. Это означает, что виновник ДТП должен возместить страховой компании все понесенные ею расходы на ремонт.
Как возмещается ущерб в порядке суброгации
Схема применения механизма суброгации при наличии у пострадавшей стороны полиса КАСКО следующая:
- После столкновения автомобилей определяется виновная сторона. Участники ДТП могут сделать это самостоятельно, составив европротокол. Если же согласия между ними не достигнуто, виновник определяется с помощью сотрудников ГИБДД или через суд.
- Владелец поврежденного авто обращается в страховую компанию, с которой у него заключен договор КАСКО.
- Страховая компания оплачивает восстановительный ремонт из собственных средств.
- В адрес виновника ДТП направляется требование о возмещении расходов, фактически понесенных страховой компанией.
Суброгация по КАСКО с виновника может быть применена как в судебном, так и в досудебном порядке. Как правило, страховщики стремятся взыскать средства с виновника аварии, не обращаясь в суд. В этом случае в адрес инициатора ДТП направляется досудебная претензия, содержащая требования страховщика. В ней указывается в том числе точная сумма, которая, по мнению страховой компании, должна быть выплачена ей в качестве компенсации.
Однако возмещать расходы страховой по собственной воле станет далеко не каждый водитель. К тому же многие участники дорожного движения даже не знают о том, что с них могут быть взысканы средства на восстановление поврежденного автомобиля. Более того, если ущерб был нанесен дорогому автомобилю (именно в таких случаях стандартной суммы страхового покрытия по ОСАГО не хватает на ремонт), у инициатора ДТП может попросту не оказаться собственных средств. В таком случае решение проблемы через суд становится единственным возможным способом возврата денег.
Основания для применения суброгации по КАСКО
Наличие полиса КАСКО на поврежденный автомобиль является обязательным условием для того, чтобы у страховщика возникло право требования выплаты компенсации с виновника аварии. Если авто застраховано по программе ОСАГО, все затраты по его ремонту лягут на страховую компанию. Единственным финансовым последствием для инициатора ДТП станет необходимость самостоятельного восстановления собственного транспорта и увеличенный размер страховой премии при оформлении полиса ОСАГО в течение нескольких следующих лет.
Кроме того, для возникновения суброгации необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
- Сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат по ОСАГО или полис ОСАГО у виновника аварии отсутствует.
- Страховщик выполнил свои обязательства перед владельцем поврежденного авто в полном объеме.
Документы, подтверждающие право страховщика на суброгацию
Чтобы получить право требовать с виновника аварии выплаты компенсации за понесенные на восстановление авто расходы, страховщик пострадавшей стороны должен подтвердить тот факт, что в сложившейся в результате ДТП ситуации присутствуют признаки суброгации.
Для этого к досудебной претензии или исковому заявлению (в зависимости от того, в каком порядке происходит решение спора) ему потребуется приложить определенные документы:
- Подтверждающие факт расходования страховщиком денежных средств в указанном размере, а также обоснованность их расходования:
- чеки, квитанции, платежные поручения, договоры на оказание услуг и пр.;
- фото- и видеоматериалы, снятые на месте ДТП;
- заключение эксперта-оценщика, устанавливающее размер повреждений и стоимость их восстановления.
- Подтверждающие виновность лица, к которому предъявляется требование по суброгации:
- справку о ДТП;
- постановление по делу об административном правонарушении;
- судебное решение.
- Подтверждающие право страховщика на суброгацию:
- копию заявления страхователя о наступлении страхового случая;
- копию ПТС и полиса КАСКО пострадавшей стороны.
Если страховщик не представляет такие документы, виновник аварии может запросить их самостоятельно, изложив свою просьбу в письменном обращении. Отсутствие подтверждения правомерности требований со стороны страховщика является основанием для отказа в суброгации.
Если виновник аварии не согласен с размером требований, он может обратиться к независимому эксперту, который на основании представленной информации вынесет свое заключение о реальной стоимости ремонта авто.
Суброгация по КАСКО – как не платить
Избежать обязанности по погашению понесенных страховщиком затрат можно, если:
- истек срок исковой давности по заявленному требованию (в соответствии с п. 1 ст. 196 и п. 1 ст. 200 ГК РФ, он составляет 3 года с момента ДТП);
- виновник ДТП в момент аварии находился за рулем служебного автомобиля и исполнял свои должностные обязанности — в этом случае компенсацию по суброгации должен выплатить не он, а его работодатель;
- пакет документов, представленных страховой, является неполным (страховщик должен самостоятельно доказать свое право на суброгацию);
- страховщик предъявил завышенные требования, например, указал в смете расходов значения, не соответствующие действительности;
- у виновника аварии есть полис ОСАГО и сумма ущерба, причиненного автомобилю пострадавшей стороны, не превышает максимально возможного размера компенсации по «автогражданке» (в 2018 году он составляет 400 тыс. руб. при оформлении ДТП в общем порядке и 100 тыс. руб. — при составлении европротокола);
- у виновника аварии есть полис ДоСАГО, размер страхового покрытия по которому превышает максимальную сумму компенсации по ОСАГО (при условии, что размер причиненного ущерба меньше, чем сумма зафиксированной в договоре страховой выплаты);
- инициатор ДТП впоследствии был оправдан (например, когда составленный по итогам аварии протокол, зафиксировавший потерпевшую и виновную стороны, затем был оспорен в судебном порядке).
Как оспорить суброгацию страховой компании
Получив досудебную претензию от страховой компании или повестку в суд на слушание по делу о взыскании средств в порядке суброгации, не стоит игнорировать действия инициатора разбирательств. Страховщик, не получивший ответа от виновника ДТП, обратится в суд, который, в свою очередь, в отсутствие возражений и доводов со стороны ответчика примет, вероятнее всего, сторону истца. Именно поэтому защищать свои права не только можно, но и нужно — и делать это допускается не только в суде, но и в досудебном порядке.
Так, чтобы оспорить суброгацию, можно:
- Воспользоваться помощью независимого эксперта-оценщика, который установит точную стоимость восстановления поврежденного авто. Недобросовестные страховые компании могут включать в смету несуществующие детали или работы, использовать копии запчастей вместо оригинальных деталей от производителя, завышать стоимость используемых комплектующих или услуг автосервиса и увеличивать размер якобы понесенных ими затрат другими нечестными способами. После проведения независимой экспертизы может оказаться, что фактически ремонт стоит гораздо меньше, чем указано в требовании страховщика. В результате сумма, которая полагается страховой компании по суброгации, может существенно уменьшиться или вообще покрыться страховой выплатой по полису ОСАГО.
- Уточнить срок, прошедший со дня аварии. Если с момента ДТП прошло более 3 лет, ответчик может отказаться от исполнения всех предъявляемых к нему требований. Причем отказ в таком случае возможен вне зависимости от того, виновен он был в аварии или нет.
Итак, суброгация при возмещении страховой компанией ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП, возникает только в том случае, если транспорт пострадавшей стороны имел страховку КАСКО. Страховщик, затративший собственные средства на ремонт авто, вправе взыскать их с виновника аварии. Чтобы избавиться от обязанности по выплате компенсации в пользу страховой компании, инициатор ДТП может привлечь эксперта для проведения независимой оценки стоимости повреждений, проанализировать полноту пакета представленных страховщиком документов, воспользоваться выплатой по полису ОСАГО и пр.
Суброгация по КАСКО: за все платит виновник
Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба. Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»
«Письмо счастья» или неожиданный поворот
Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы. Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован. Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .
Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.
Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО. После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО. Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.
Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
Что делать, если случилось неизбежное
С 2011 года абсолютно все страховые компании повсеместно пользуются своим правом на суброгацию. Поэтому любой участник дорожного движения (и водитель, и пешеход), ставший виновником ДТП, может столкнуться с необходимостью платить по счетам страховой компании. Поэтому, нужно быть не только морально готовым к подобному развитию событий, но и примерно ориентироваться в теме. Это непременно поможет отстоять свои права и свести материальные потери к минимуму. Итак, важно понимать следующие моменты:
Срок исковой давности
Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП. Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя. Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.
Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.
Досудебное разбирательство
При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно. Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована. Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу. Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.
Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.
Претензия должна быть правильно оформлена
Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:
- Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
- Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
- Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.
Другие моменты
- Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
- Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
- Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.
Коварство страховщиков
По статистике, в каждом третьем случае обращения в порядке суброгации страховые компании так или иначе пытаются завысить требуемую с виновника сумму возмещения ущерба. Для этого они, например, предоставляют калькуляции сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко оспорит в досудебном разбирательстве или непосредственно в суде. Поэтому не надо без вопросов идти на поводу у страховщика. Если есть хоть малейшие сомнения в реальности суммы ремонта, нужно тщательно проанализировать все документы, касающиеся оценки убытка, и проверить правильность всех расчетов:
- Соответствуют ли произведенные ремонтные работы повреждениям, указанным в справке о ДТП. Может обнаружатся ничем необоснованные повреждения?
- Не фигурируют ли в перечне заменяемых деталей лишние запчасти?
- Не посчитаны ли одни и те же запчасти несколько раз?
- Соответствуют ли реальности стоимость деталей/запчастей и стоимость нормо-часа и прочее.
Случается, что надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая суброгационные требования, идут на прямой подлог документов. Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит свою независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в разы больше. Но страховая компания, заплатив клиенту по оценочному акту своего, «карманного», эксперта, в порядке суброгации предъявляет документы от независимой экспертизы, организованной именно клиентом.
Оказавшись однажды виновником ДТП, нельзя обольщаться, что КАСКО пострадавшей стороны избавит вас от всех расходов, потому что его страховая компания оплатит стоимость ремонта вместо вас.
Если на момент аварии у вас имелся полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее всего взять ситуацию под свой контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований чересчур прытких страховщиков. Для этого надо постараться:
- Поддерживать постоянную связь с потерпевшим.
- Присутствовать на всех проводимых осмотрах поврежденного авто, причем лучше всего делать это вместе со своим специалистом-оценщиком. Можно сделать копию отчета эксперта и обратиться с ней к другому оценщику, чтобы в дальнейшем иметь возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
- По возможности контролировать процесс составления калькуляции.
Не попадайтесь в ловушку
Никто не застрахован от мошенников. Если вы принимаете решение добровольно возместить пострадавшей стороне убытки, нужно обязательно взять расписку о передаче денег и отсутствии претензий. В противном случае, может оказаться, что в дальнейшем потерпевший автовладелец получит деньги по полису КАСКО от своей СК, которая, в свою очередь, выставит вам через пару лет счет в порядке суброгации. Таким образом, придется возмещать убытки в двойном размере.
До недавнего времени гарантией не оказаться под бременем суброгации в случае виновности в ДТП являлся полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности), который расширял ответственность по автогражданке до 500 000 рублей и более. Но в настоящий момент, когда ситуация с ОСАГО напряженная, практически все страховые компании приостановили продажи страховок ДСАГО. Хотя, возможно, когда-нибудь ситуация вернется в привычное русло. Пока же, если дело дошло до суброгации, не отчаивайтесь и используйте все шансы, чтобы минимизировать сумму, затребованную страховой компанией.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Что означает суброгация по КАСКО для всех участников аварии
Понятие «суброгация» установлено Гражданским Кодексом, и означает оно, что страховая компания может требовать от виновника ДТП ту же сумму, что была выплачена ее пострадавшему клиенту. Это не касается лишь водителя, допущенного к управлению авто по договору. А тому, кто был за рулем другой машины, и является виновником аварии, платить придется. То же при аналогичных обстоятельствах может ожидать и пешехода.
О том, что есть суброгация по КАСКО, можно ли ее избежать, читайте в статье.
Что такое суброгация по КАСКО
Отношения между автовладельцем и страховщиком регулируются условиями договора. По нему в случае ДТП фирма оплачивает ремонт поврежденной машины, кто бы ни был виновен в происшествии. Но если это водитель другого транспорта или пешеход, страховщик может потребовать с него деньги, перечисленные своему клиенту. Право и называется – суброгация с виновника аварии. О том, как оно осуществляется, сказано в ст.965 ГК РФ:
Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Однако условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно.
Учитывается ли при этом износ авто
Использование машины приводит к ее удешевлению, и на момент ДТП она будет стоить меньше, чем в период покупки. Тем не менее для восстановления транспорта используют новые детали, которые имеют соответствующую цену. И в этой ситуации ответчики по искам страховых компаний видели противоречие. Они считали, что сумма возмещения для фирмы должна рассчитываться с учетом амортизации машины.
Но с 2017 г. износ не учитывается по суброгации, когда речь о договоре добровольного автострахования. Правило утверждено Постановлением Конституционного суда РФ от 10.03.2017 г. В соответствии с ним ответчик должен вернуть фирме все деньги, потраченные на ремонт авто ее клиента. То есть стоимость новых деталей и работы специалистов.
Порядок оформления суброгации по КАСКО
О процедуре возврата денег страховщику виновником ДТП в ГК РФ сказано следующее:
2. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
3. Страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования.
Более детально порядок выглядит так:
- Получив от клиента сведения о ДТП, фирма платит ему возмещение и выясняет, кто виновен в событии. Для этого страхователь должен предоставить европротокол или бумаги, составленные сотрудником ГИБДД.
- Компания собирает документы, подтверждающие размер положенной ей выплаты. Это важно, так как без них ответчик откажется ее компенсировать, и его поддержит суд.
- Фирма отправляет виновнику аварии претензию, в которой указывают возвращаемую сумму, перечисляют статьи закона, позволяющие выдвигать требование. К ней прилагают копии обосновывающих необходимость выплаты документов.
- Если виновник отказывается или не отвечает на претензию, компания подает иск по суброгации в суд. Пишется заявление, к нему прилагают упомянутые выше бумаги.
Для обоснования претензии страховщик обязан предъявить:
- акт осмотра пострадавшего ТС;
- калькуляцию стоимости его восстановления или квитанцию о внесении средств за ремонт;
- справку о ДТП, протоколы ГИБДД, постановление инспекции или суда;
- копии договора КАСКО со страхователем, ПТС, заявления о страховом случае.
Смотрите в этом видео о том, чем суброгация отличается от регресса:
Как не платить виновнику ДТП
Право страховой компании на возврат средств предполагает, что виновный в аварии должен отдать все потраченное ею на ремонт машины потерпевшего. Сумма может быть большой. Поэтому автовладельцы ищут способы, как не платить страховщику второй стороны. Здесь есть варианты:
- Указать на истекший срок давности. Если он прошел, следует упомянуть об этом в суде или в ответном письме на претензию от страховщика.
- Указать на то, что виновник ДТП во время происшествия выполнял служебные обязанности. Значит, он не должен платить суброгацию, это следует делать его работодателю.