Вина пешехода в ДТП со смертельным исходом

ДТП со смертельным исходом

ДТП со смертельным исходом одного или нескольких человек, относится к тяжким преступлениям, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Избежать наказания в виде лишения свободы помогут смягчающие обстоятельства и признание невиновности водителя. Рассмотрим, какая ответственность за ДТП со смертельным исходом предусмотрена для участников аварии.

Статистика в РФ

Статистика гласит, что автомобиль является самым небезопасным видом транспорта. В качестве подтверждения приводятся процент смертности людей.

К сожалению, цифры не имеют тенденции к значительному уменьшению, что говорит о безответственности участников дорожного движения:

  • за первую половину 2015 года произошло 76199 ДТП. В них погибло 9712 человек, травмы получили 99740 лиц.
  • согласно статистике, основная часть ДТП происходит по вине водителей мужского пола. Из всех произошедших катастроф 66968 аварий зафиксировано по несоблюдению ДТП мужчинами. Женщины становятся виновницами аварий значительно реже – всего 9062 аварий за первое полугодие 2015 года.
  • в безопасных для пешеходов местах пострадало почти 6 тысяч человек. Погибло 343 человека.

Рассматривая статистику по причинам, повлекшим ДТП, также стоит выделить несколько моментов:

Боковое и лобовое столкновение автомобиля32754 пострадавших лиц
Некачественное дорожное покрытие30 667 пострадавших человек, около 4 000 погибли
Наезд автомобиля на пешехода23724 человека пострадало, из них 2731 погибли
Опрокидывание автомобиля7906 лиц получили травмы, 2731 человека погибли
Неисправность деталей автомобиля945 аварий, в которых умерло 145 человек

А теперь о самых опасных видах транспортных средств. За 2016—2017 год смертность в результате ДТП составила:

Мотоциклы и мопеды признаны самым опасным видом транспорта125 смертей на 1,5 млрд.км. Из года в год езда на мототранспорте признается самой опасной. Согласно статистике, мотоциклы и мопеды составляют всего 1% от общего количества ТС. Но более 20% всех смертей приходится на водителей данного вида транспорта
Велосипед по опасности на втором месте35 смертей на 1,5 млрд.км
Микроавтобусыкаждые 1,5 млрд.км наступает смерть 5 человек
Автомобильпо 4 смерти на каждые 1,5 млрд.км
Автобусзабирает 2 человеческие жизни каждые 1,5 млрд.км

Количество человеческих жертв зависит от региона. Чем больше и активнее автомагистраль, тем чаще случаются аварии со смертельным исходом.

Наказание водителю за ДТП со смертельным исходом по статьям УК РФ

Статья №264 Уголовного кодекса рассматривает наказание для водителей, по чьей вине произошло ДТП и смерть людей.

При этом обвинение выносится только после детального рассмотрения произошедшего происшествия, чтобы найти связь между аварией и гибелью человека.

Например, смерть наступила в результате сердечного приступа, который произошел во время ДТП. Это означает, что вина водителя отсутствует.

Возможна и противоположная ситуация. После аварии человек находится в сознании, может отвечать на вопросы и отказывается от медицинской помощи.

Но через некоторое время умирает по причине серьезных повреждений внутренних органов. В этом случае водитель признается виновным.

Виновному в ДТП лицу обвинения предъявляются после возбуждения уголовного дела и судебного разбирательства.

Эксперты устанавливают связь между аварией и смертью человека, изучают факторы, повлекшие гибель людей. Полученные сведения являются доказательством вины или невиновности водителя.

От правоохранительных органов требуется проведение расследования:

  • выяснение обстоятельств произошедшего происшествия, для чего опрашиваются свидетели с места ДТП, просматривается съемка с видеорегистраторов;
  • проведение технический анализ транспортного средства, водитель которого стал виновником ДТП. Изучаются параметры, повлиявшие на управление автомобилем.

От экспертов требуется изучение обстоятельств, ставших причиной ДТП. Обязательно анализируется состояние автомобиля, чтобы выявить неисправности и определить, могли ли они стать причиной столкновения транспортных средств.

К данным исследования относится:

  • трасологическое исследование, подразумевающее осмотр места ДТП и автомобиля. Выясняется скорость ТС по тормозному следу, препятствия и факторы, послужившие причиной столкновения автомобилей;
  • психологическое исследование, необходимое для изучения состояния водителя на момент аварии, скорости реакции.

Следует учитывать и срок давности ДТП со смертельным исходом. Если в аварии погибли люди, то срок исковой давности составляет 10 лет. В течение этого периода потерпевшая сторона может подать исковое заявление о возбуждении уголовного дела.

При наезде на пешехода

С 1 июля 2016 года ужесточились наказания для водителей, чьи действия привели к гибели людей.

За наезд на пешехода по причине нарушения правил дорожного движения водителю назначается:

Лишение свободына срок от 5 до 7 лет
Принудительные работына срок до 4 лет
Лишение водительского удостоверенияна срок до 3 лет

Если водитель принимает активное участие в расследовании и признает свою вину, то наказание смягчается. Срок за ДТП со смертельным исходом составит 2/3 от максимального.

Если наезд на человека был осуществлен по вине самого пешехода, то наказание предусмотрено аналогичное. Но опытный адвокат может доказать, что у водителя не было возможности предотвратить аварию.

Это избавит ответчика от тюремного заключения, а наказание будет назначено в виде штрафа или принудительных работ.

В нетрезвом виде

Нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения ужесточает наказание водителя.

При нарушении ПДД, что повлекло аварию и смерть людей, срок тюремного заключения увеличивается до 9 лет. Также нарушитель лишается возможности управлять ТС пожизненно или на несколько лет.

Наказание не удастся смягчить, если причиной смерти человека или людей стали другие лица. Нахождение в нетрезвом виде уже является тяжким нарушение, за которое предусмотрено лишение водительского удостоверения.

А причинение вреда жизни людям является следствием отсутствия нужной концентрации внимания, которая помогает предотвращать аварии на дорогах.

По неосторожности

Адвокаты и юристы при ДТП со смертельным исходом помогают смягчить наказание, доказав, что авария произошла по неосторожности. Например, спровоцировало столкновения животное, выбежавшее на дорогу. Или водитель был ослеплен солнечным светом.

Причинение тяжкого вреда другим лицам по неосторожности не избавляет от наказания, но заключения под стражу можно вполне избежать.

Сложнее обстоят дела, когда в результате аварии погибло более 1 человека. В этом случае предусмотрена уголовная ответственность и наказание в виде лишения свободы сроком до 9 лет.

Вина водителя подтверждается при имеющихся доказательствах алкогольного опьянения или нарушения ПДД (например, превышение скорости, проезд на запрещающий свет). И смягчить наказание «по неосторожности» не получится.

Срок рассмотрения претензии по КАСКО страховой компанией приведен в статье:
претензия в страховую компанию по КАСКО.

Какие документы нужны для автокредита, читайте здесь.

При оставлении места аварии

После ДТП ни под каким предлогом нельзя оставлять место происшествия и двигать автомобиль. Скрываясь из-за страха или намеренно, водитель обрекает себя на тяжелое наказание.

Связано это с несколькими факторами:

  1. Оставление места ДТП является административным правонарушением.
  2. Неоказание помощи пострадавшим.
  3. Отказ от участия в следственном расследовании.

Каждый из перечисленных факторов отягощает наказание. Суд может увеличить срок лишения водительского удостоверения на 1,5 года. Также нарушителю грозит арест до 15 суток.

Но в некоторых случаях оставление места ДТП является смягчающим обстоятельством:

  1. Оказание помощи пострадавшим людям. Водитель может на своем автомобиле отвезти пострадавших в ДТП лиц в медицинское учреждение. Это не является нарушением. Главное, вернуться затем на место аварии и помочь расследованию.
  2. Произошло возгорание автомобиля. Передвижение ТС позволит избежать большого количества человеческих жертв.
  3. В ДТП пострадал ребенок водителя. С разрешения медицинских работников, взрослый может отправиться в больницу с ребенком.

В иных случаях оставление места аварии расценивается как побег, отягощающий наказание для виновника ДТП.

Ответственность работодателя

Если виновником ДТП стал водитель служебного автотранспорта, то он несет уголовную ответственность. Не освобождается от наказания и работодатель. Его могут обязать выплатить моральный ущерб пострадавшей стороне.

Вопрос о размере компенсации решается в судебном порядке. Близкие родственники погибшего человека могут запросить определенную сумму, которая подтверждается или уменьшается после судебного разбирательства.

Законодательством РФ установлено правило работодателя требовать возмещение выплаченной суммы со своего сотрудника, ставшего виновником аварии. Исключения составляют случаи, когда ДТП произошло по непреодолимым обстоятельствам.

Сумма компенсации выплачивается работником сразу или вычитается из заработной платы. Если водитель был заключен под стражу, то удерживается только заработок за отработанный период.

Родственники виновного водителя не несут материальную ответственность перед работодателем.

Что может служить смягчающими обстоятельствами

В законодательстве РФ не предусмотрены смягчающие обстоятельства для лиц, чьи действия привели к гибели людей. ДТП со смертельным исходом относится к тяжким преступлениям, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 4 до 9 лет.

Но это не означает, что если в аварии погиб человек, виновник происшествия обязательно окажется в тюрьме. В судебной практике существует такое понятие как смягчающие обстоятельства, уменьшающие наказание.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • виновник аварии принимал активное участие в следствии, общался с родственниками, предпринимал меры по заглаживанию вреда;
  • виновнику не исполнилось 18 лет;
  • авария произошла по неосторожности или под воздействием внешних факторов, когда ДТП избежать было нельзя.

Грамотные адвокаты также используются несколько фактов, позволяющих смягчить наказание:

  • беременность женщины;
  • наличие малолетних детей;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим лицам;
  • незначительность нарушения ПДД;
  • выплата компенсации родственникам за моральный ущерб;
  • противоправные действия пострадавшей стороны;
  • совершение аварии под физическим или психологическим давлением со стороны.

Каждый случай рассматривается индивидуально. Но самостоятельно отстоять свои права виновнику не удастся.

Только опытные адвокаты способны предоставить в суде факты, значительно смягчающие наказание. При отсутствии отягощающих обстоятельств наказание не превышает 2/3 от установленного максимума.

Примирение сторон

Пострадавшая и виновная сторона могут принять решение о примирении. Для этого составляется документ, в котором указывается, что у представителя погибшего лица отсутствуют претензии к виновному водителю.

Это соглашение передается в судебные органы, что останавливает дело об уголовном правонарушении.

Примирение сторон возможно при соблюдении нескольких условий:

  • у виновного водителя положительные характеристики и отсутствуют судимости в прошлом;
  • преступное деяние относится к средней тяжести (погибло не более 2 человек);
  • виновный водитель достиг с потерпевшей стороной мирового соглашения;
  • была выплачена материальная компенсация за причиненный вред;
  • отсутствуют обстоятельства, отягощающие вину.

В случае примирения сторон виновник ДТП отделается штрафом за нарушение ПДД.

ДТП Происшествие с пьяным пешеходом, если водитель невиновен

Если причиной смерти пешехода стало его грубое нарушение или злой умысел, то водителю потребуется возместить родственникам погибшего человека материальную компенсацию.

Но избежать тюремного заключения получится только при условии, что доказана невиновность водителя:

  • соблюдались ПДД;
  • были предприняты меры по предотвращению наезда на пешехода;
  • отсутствовала возможность избежать наезда;
  • действия пешехода были противоправными;
  • была оказана первая медицинская помощь.

Примеры из судебной практики

Чтобы понять принцип определения меры наказания для виновников ДТП со смертельным исходом, стоит рассмотреть примеры из судебной практики.

Пример № 1

Водитель Н. двигался в сторону переходного пешехода, сбавляя скорость. На обочине в этот момент находился К., определяющий дальнейшую траекторию движения. Водитель, решив, что пешеход не будет переходить дорогу, прибавил скорость.

В самый последний момент К. начинает движение на другую сторону. В результате столкновения пешеход получил серьезные травмы, приведшие к его гибели.

Суд постановил водителя виновным и избрал меру наказания в принудительных работ сроком на 1 год.

Смягчающими обстоятельствами в данном случае послужило доказательство неожиданного маневра пешехода и оказание ему первой медицинской помощи.

Пример №2

В результате столкновения с бетонным столбом погибает непристегнутая ремнем пассажирка автомобиля, 23-летняя И. Ее мать обращается в суд для назначения в сторону водителя высшей меры наказания.

Восстановив события с помощью видеорегистратора, следствию удалось выяснить, что погибшая пассажирка сама расстегнула ремень во время движения автомобиля.

Затем она стала препятствовать движению, выхватывать руль из рук водителя, что привело к столкновению. Суд полностью оправдал водителя.

Авария со смертельным исходом относится к тяжким преступлениям, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы. Однако не всегда водитель, признанный виновным в ДТП, совершает нарушения.

Часто причиной столкновения и смерти людей становятся внешние факторы и действия третьих лиц.

Каждый случай в суде рассматривается индивидуально, с учетом отягощающих и смягчающих обстоятельств. И только после детального изучения дела назначается наказание.

Как сделать расчет автокредита онлайн, рассказывается в статье: расчет автокредита.

Что выгоднее автокредит или потребительский кредит, смотрите на странице.

Видео: В новом УК убрали норму о примирении сторон за совершение ДТП со смертельным исходом

Если сбил пешехода по его вине: последствия

В крупных городах аварии с участием пешеходов происходят каждый день. На самом деле, сбить человека очень просто, особенно в тех случаях, когда пешеход сам намеренно перебегает дорогу в неположенном месте. В большинстве случаев люди считают, что они поступают правильно: ведь по ПДД у них есть приоритетное право на дороге, а переход в неположенном месте – реальный способ сэкономить свое время.

Однако не все такие опрометчивые решения заканчиваются благополучно. Иногда водитель просто не успевает затормозить, и человек оказывается под колесами. Многие ошибочно считают, что в ДТП с участием пешеходов автомобилист всегда остается виновником аварии. Так ли это на самом деле?

Что лучше не делать после ДТП с пешеходом

Изучая нормы российского законодательства и практику, можно выделить целый перечень рекомендаций, что не должен делать автолюбитель, ставший участником ДТП, в котором виноват пешеход. При соблюдении этих правил, ему удастся отстоять свою точку зрения в ходе судебного разбирательства:

  1. Нельзя скрываться с места дорожно-транспортного происшествия. Данное обстоятельство играет большую роль вне зависимости от того, является водитель виновным или пострадавшим лицом в аварии.
  2. Нельзя убирать или передвигать автомобиль с места аварии. Даже если к моменту приезда на место ДТП сотрудников дорожной инспекции авто будет перемещено всего на пару метров, это будет основанием для привлечения собственника к ответственности. Размер ответственности за такое нарушение – до 2 лет лишения права на управление транспортными средствами.
  3. Если у водителя нет специального образования или навыков, он не должен оказывать пострадавшему доврачебную помощь. Достаточно успокоить пешехода, постараться остановить кровотечение. Перемещать потерпевшего нельзя, так как это может усугубить ситуацию и вызвать внутреннее кровотечение.

По приезду сотрудников ГИБДД на место аварии, ими будут проведены обязательные следственные действия, сбор доказательств и фактов аварии, а также вынесено решение о виновности в ДТП. Виновнику аварии будет предъявлено обвинение в дорожно-транспортном происшествии.

Пешеход виновен в ДТП: последствия

К сожалению, большая часть пешеходов не знает правила дорожного движения. Именно по этой причине у них сформировано мнение о том, что водитель должен пропускать людей на дороге в любом случае. Переходя дорогу в неположенном месте, многие люди забывают о своей безопасности, искренне считая, что у автомобилиста будет возможность резко снизить скорость и остановить авто или иным способом уйти от столкновения. К сожалению, технические характеристики авто не позволяют водителю полностью остановить авто за пару секунд, поэтому большая часть таких выходов на дорогу заканчивается неблагоприятными последствиями.

Пешеход – это такой же участник дорожного движения, поэтому на него также распространяются требования ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен следующий перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен пешеход – виновник ДТП.

  1. За причинение вреда здоровью легкой или средней степени тяжести, виновник должен выплатить штраф в размере от 1 до полутора тысяч рублей.
  2. За причинение тяжкого вреда здоровью виновник может понести уголовное наказание и лишение свободы на срок до 2 лет.
  3. Если в результате столкновения пострадавший умер, виновное лицо привлекается к ответственности в рамках уголовного законодательства, а также лишается свободы на срок до 4 лет.
  4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия умерло 2 пострадавших, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности и лишается свободы на срок до 7 лет.

Как виновность пешехода закреплена в законодательстве

Помимо того, что пешеход, по своей собственной неосторожности, может погибнуть под колесами транспортного средства, он также может быть привлечен к материальной ответственности. Однако на практике привлечение к финансовому наказанию встречается достаточно редко из-за сложности его реализации на практике.

В соответствии с требованиями российского законодательства, обязанность по возмещению причиненного ущерба пострадавшему возложена на виновника дорожно-транспортного происшествия. То есть, если столкновение произошло по умыслу пешехода, то компенсировать причиненные повреждения должен именно он.

В случае с пешеходами данный вид ответственности закреплен в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного законодательного акта, обязанность по возмещению причиненного вреда возлагается на виновного в аварии, вне зависимости от того, кто это.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии с определением данного суда, вынесенном в 2012 году, пешеходы, которые стали виновниками дорожно-транспортных происшествий, не могут быть освобождены от ответственности за причиненный пострадавшему материальный ущерб.

Соответственно, можно сделать вывод, что в ДТП, произошедших по вине пешехода, действует обоюдная ответственности:

  1. Водитель транспортного средства должен возместить вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего в результате столкновения пешехода.
  2. Пешеход должен компенсировать материальный ущерб, который был причинен водителю транспортного средства в результате ДТП.

Порядок действий водителя в случае ДТП по вине пешехода

Результат определения виновного в ДТП лица во многом зависит от действий участников аварии. Так как автомобилист управлял источником повышенной опасности, именно ему необходимо доказывать свою невиновность и следить за соблюдением порядка действий после ДТП.

Действия водителя до приезда ГИБДД

Прежде всего стоит запомнить, что даже если пешеход, которого сбил автомобиль, уверяет автомобилиста в том, что с ним все нормально, и он не нуждается в помощи, лучше настаивать на своем и вызвать на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД.

В судебной практике есть много случаев, когда пешеход, вернувшись домой, составляет грамотное заявление о наезде на него. Причем в этом документе будут содержаться все сведения об автомобиле и данные автомобилиста.

В этом случае водителю транспортного средства не избежать ответственности, так как именно он будет считаться виновником ДТП. Кроме того, судом будет учитываться и отягчающее обстоятельство аварии – виновное лицо скрылось с места ДТП, что влечет за собой лишение водительских прав.

Чтобы избежать таких неприятных последствий, если пешеход настаивает на том, чтобы не вызывать ГИБДД (незначительные повреждения, а ждать приезда сотрудников дорожной инспекции нет времени), автомобилист должен взять расписку, в которой пострадавший пишет, что у него нет никаких претензий. Данный документ выступает в качестве соглашения об обоюдном примирении сторон.

Однако стоит помнить о том, что в суде такая расписка не будет иметь никакой юридической силы. Поэтому лучше всего сразу же вызвать на место аварии сотрудников дорожной инспекции, чтобы зафиксировать факт ДТП с участием пешехода.

До приезда на место ДТП сотрудников ГИБДД, водитель должен переписать данные очевидцев произошедшего. Помимо ФИО и контактных данных, желательно взять их письменные доказательства, подтвержденные личной подписью. В дальнейшем эти документы могут быть приобщены к материалам дела и использованы в качестве доказательства невиновности автолюбителя в суде.

В случае если есть следы торможения, знак аварийной остановки необходимо установить именно в начале тормозного пути. Это позволит сотрудникам дорожной инспекции определить расстояние, с которой водитель начал останавливать авто. Данный факт является свидетельством того, что автомобилист пытался предотвратить столкновение. Кроме того, по этим данным эксперт может рассчитать скорость, с которое двигалось транспортное средство.

Чтобы у специалистов была возможность провести автотехническую экспертизу, нельзя трогать осколки стекла, пластика и прочие части автомобиля.

До приезда на место ДТП по вине пешехода сотрудников ГИБДД, водитель должен зафиксировать положение транспортного средства и пострадавшего относительно крупных стационарных объектов.

Действия после приезда ГИБДД

По приезду на место ДТП сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенный порядок действий.

  1. Во время составления протокола об аварии, водитель должен постоянно находиться рядом с сотрудниками ГИБДД, следить за фиксируемыми ими цифрами, сведениями, заносимыми в протокол об аварии. Стоит помнить о том, что схема и протокол должны быть подписаны автомобилистом только после полного изучения этих документов.
    Водитель имеет право вносить свои изменения в протокол, если, на его взгляд в документе имеются какие-либо неточности. Лучше всего привлечь адвоката еще на стадии составления протокола, чтобы он смог проверить правильность отраженной в документе информации.
  2. Ни в коем случае нельзя грубить и пререкаться с сотрудниками полиции. Лучше всего разговаривать с ними адекватно и сдержанно. В случае если водитель по каким-либо причинам не согласен со сведениями, указанными в протоколе, он имеет право обжаловать полученный документ в течение 10 дней, подкрепив свою точку зрения доказательствами (записи с камер, показания свидетелей).
  3. На схеме ДТП обязательно должны быть зафиксированы те условия и препятствия, которые могли стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Чтобы доказать свою невиновность в ходе судебного разбирательства, автовладельцу необходимо добиться максимальной детализации обстоятельств аварии.
    В судебной практике есть много случаев, когда пешеходы умышленно создавали аварийные ситуации и подговаривали свидетелей, чтобы получить с водителя денежную компенсацию.
  4. Заключительный этап – получение записей с видеорегистраторов свидетелей произошедшего, камер наблюдения. Однако здесь стоит поторопиться – записи с камер видеонаблюдения хранятся всего 3 дня, так что, если водитель не успеет получить их в течение этого срока, он лишиться доказательства своей невиновности.

К сожалению, ситуации, когда водителя авто необоснованно обвиняют в ДТП встречаются достаточно часто. Поэтому стоит заранее подготовиться и узнать, как правильно действовать, чтобы в дальнейшем была возможность доказать свою невиновность в суде.

Наезд на пешехода: что грозит водителю

Содержание статьи

ДТП “наезд на пешехода” признается происшествие, в ходе которого автомобиль наехал на человека, либо человек натолкнулся на автомобиль. В эту категории входят и случаи с участием перемещаемого груза автомобиля. Наезд на пешехода со смертельным исходом – тяжкое преступление. Ответственность будет зависеть от дополнительных обстоятельств.

ДТП по вине водителя и ДТП по вине пешехода

Обязательными признаками такого ДТП являются:

  • произошло в результате маневра автомобиля. Не считается наездом падение пешехода на припаркованный автомобиль;
  • сопровождается взаимодействием человека с автомобилем или его грузом.

Признание вины водителя и возможное наказание для него зависят от обстоятельств ДТП и его последствий. Ответственность для водителя может быть гражданская, административная или уголовная.

Гражданско-правовая ответственность водителя установлена статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации. Автомобиль признается источником повышенной опасности и по смыслу указанной нормы за любой ущерб причиненный в ходе управления водитель несет ответственность в любом случае, несмотря на степень собственной вины.

Обратите внимание!

Исключения составляют случаи действия непреодолимой силы. Например, в условиях чрезвычайной ситуации либо когда имеет место умысел самого потерпевшего.

Оба этих обстоятельства водителю предстоит доказать. Подходящими доказательствами будут запись регистратора автомобиля или свидетельские показания.

В рамках гражданских правоотношений пострадавший сможет взыскать: имущественный ущерб, моральный ущерб и даже упущенную выгоду – те средства, которые он мог заработать и не заработал из-за произошедшего инцидента.

С другой стороны, если потерпевший сам умышленно спровоцировал ДТП и отсутствует вина водителя, уже водитель может предъявить требование о возмещении ущерба. В том числе может быть возмещен вред, причиненный транспортному средству в результате происшествия.

Если пешеходу был нанесен легкий вред

Административно-правовая ответственность наступает, когда в результате наезда потерпевший получил легкий вред здоровью или вред средней тяжести.

Статья 12.24 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает, что ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее соответствующий вред здоровью потерпевшего и устанавливает ответственность за него:

  • при причинении легкого вреда здоровью это может быть административный штраф в сумме от 2 500 рублей до 5 000 рублей или лишение прав сроком до полутора лет.
  • при причинении вреда средней тяжести – административный штраф от 10 000 до 25 000 рублей или лишение прав до двух лет.

Если авария привела к тяжёлым увечьям или смерти

Если ДТП повлекло тяжкий вред здоровью потерпевшего, водитель может быть привлечен уже к уголовной ответственности. Статья 264 Уголовного кодекса устанавливает следующие виды ответственности для водителя:

  • ограничение свободы продолжительностью до 3 лет,
  • принудительные работы продолжительностью до 2 лет,
  • арест продолжительностью до 6 месяцев,
  • лишение свободы продолжительностью до 2 лет.

Также может быть наложен запрет осуществлять определенную профессиональную деятельность на срок до 3 лет.

Еще строже наказание будет, если ДТП имело смертельный для пострадавшего исход:

  • принудительные работы до 4 лет,
  • лишение свободы продолжительностью до 5 лет.

Обратите внимание!

Запрет на осуществление профессиональной деятельности, связанной с управлением транспортным средством в таком случае налагается в обязательном порядке.

Отягчающими обстоятельствами в обоих случаях признаются причинение вреда более, чем одному человеку и состояние алкогольного опьянения водителя. И то и другое обстоятельства влекут более тяжелое наказание для виновного.

Если наезд был совершен умышленно

В случае если у водителя присутствовал прямой или косвенный умысел на причинение вреда или смерти потерпевшему, такое деяние будет квалифицироваться, соответственно либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по статье 111 УК РФ, либо как убийство по статье 105 УК РФ.

Во всех случаях, вопросы, связанные с наездом автомобиля на пешехода рассматриваются в судебном порядке. Судебной оценке подлежат имеющие отношения к ДТП обстоятельства:

  • степень вины обеих сторон;
  • дорожно-транспортная ситуация в момент происшествия;
  • дорожное покрытие;
  • уровень освещенности;
  • степень вреда потерпевшему, как физического, так и имущественного;
  • степень общественного вреда.

Например, если в результате произошедшего потерпевший, являющийся единственным кормильцем семьи, потерял дееспособность, ответственность водителя, в том числе имущественная, будет строже.

Что можно выяснить с помощью экспертизы

Для разрешения дел о наезде на пешехода требуются судебные экспертизы, в числе них:

  • медицинская для определения вреда здоровью потерпевшему;
  • автотехническая для определения состояния транспортного средства;
  • трасологическая позволяет по следам на дорожном покрытии определить траекторию движения автомобиля и воссоздать картину происшествия и действия водителя.

Если авария произошла не на пешеходном переходе

Для разрешения дел о ДТП с наездом на пешеходов важным обстоятельством является место происшествия: случилось ли это на пешеходном переходе или вне его.

Самой неприятной ситуацией для водителя будет наезд на пешехода на пешеходном переходе, регулируемом или нерегулируемом. В большинстве случаев в таких обстоятельствах водитель признается виновным и несет ответственность в зависимости от степени ущерба, нанесенного пешеходу.

Обратите внимание!

Если пешеход попал под колеса, перебегая проезжую часть в месте, не оборудованном пешеходным переходом, и ДТП произошло по его вине, шансов для водителя оправдаться больше. Но они также не абсолютны, ведь само управление источником повышенной опасности ставит водителя в невыгодное положение относительного пешехода.

Для того, чтобы минимизировать возможные проблемы в последующим водителю следует соблюдать следующие рекомендации:

  • установить в автомобиле регистратор. Запись с него позволит доказать, что пешеход сам бросился под колеса и вины водителя в произошедшем нет;
  • в случае наезда немедленно прекратить движение, включить аварийку;
  • обезопасить пострадавшего, оградив его от дорожного движения;
  • вызвать ГИБДД и скорую помощь. Очень важно вызвать медиков на место происшествия, а не вести пострадавшего в больницу самостоятельно. Самостоятельная транспортировка возможна только если состояние сбитого пешехода не терпит промедления, но даже в этом случае вести его следует не на своей машине – ее необходимо оставить там, где произошло ДТП;
  • по приезде сотрудники ГИБДД составят протокол. Ознакомиться с ним необходимо внимательно и внести все правки, которые кажутся существенными. Самостоятельно оцените состояние потерпевшего и автомобиля. Если пешеход был пьян, это необходимо зафиксировать в протоколе;
  • если у ДТП были свидетели, соберите по мере возможности их контактные данные, заручитесь согласием свидетельствовать в суде.

Обратите внимание!

Бывает, что в результате наезда у пострадавшего отсутствуют какие-либо видимые повреждения, и он может предложить разойтись без разбирательства, забыв об инциденте. Делать этого не стоит, поскольку в результате шока пострадавший, возможно, не может сразу оценить собственное состояние. Оправившись на следующий день, он решит обратиться с заявлением и тогда доказать собственную невиновность будет практически невозможно.

Если пострадавший все же категорически отказывается задержаться на время разбирательств, прежде чем разойтись, возьмите с него расписку, где пострадавший прямым текстом укажет, что не имеет к Вам претензий.

ДТП по вине пешехода: ответственность водителя и пешехода

Ответственность за ДТП по вине пешехода наступает по правилам ГК РФ, а возмещение ущерба может происходить не только по иску пострадавшего водителя, но и страховой компании. Процедура привлечения пешеходов к ответственности существенно осложняется отсутствием у них полиса ОСАГО, а при рассмотрении дела суду предстоит устанавливать степень вины обеих сторон. В этом материале рассмотрим основания для возмещения ущерба при ДТП по вине пешехода и порядок взыскания.

Условия разграничения ответственности

Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.

При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:

  • вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке – возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
  • если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны – одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
  • при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред.

Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ – соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.

Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО. Для автовладельцев этот вопрос решается просто – компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии. Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.

Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:

  1. надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом – вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
  2. обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
  3. получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ – этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
  4. оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
  5. оформление искового заявления в суд;
  6. получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.

Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.

Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.

Порядок привлечения к ответственности

Непосредственно на месте ДТП сложно установить однозначную вину пешехода, так как его поведение на дороге может зависеть от множества факторов – нарушение ПДД со стороны других водителей, отсутствие знаков или разметки, иные причины. Чтобы зафиксировать все обстоятельства аварии, нужно выполнить следующие действия:

  1. убедиться в отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в больницу;
  2. зафиксировать место положения автомобилей, а также иные доказательства (например, сделать фото- или видеосъемку);
  3. вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола о нарушении ПДД, а также для составления акта о повреждениях машины;
  4. обратиться к независимому эксперту для оценки имущественного вреда;
  5. пройти медосвидетельствование для оценки вреда здоровью.

Если в результате ДТП, по вине пешехода, наступил тяжкий вред здоровью или летальный исход, существует вероятность привлечения к уголовной ответственности. Однако для этого в действиях виновника аварии должна подтверждаться одна из форм умысла. В иных случаях наказание последует только в виде штрафа по КоАП РФ, а также в рамках гражданского дела.

Если сотрудником ГИБДД будет установлена вина не только пешехода, но и водителя, составляет два административных протокола. В этом случае, компенсация пострадавшему пешеходу будет выплачена по программе ОСАГО. Для взыскания компенсации в пользу водителя потребуется подать иск в суд.

Для обращения в суд потребуются следующий комплект документов:

  • исковое заявление, подписанное лично автовладельцем или его представителем по нотариальной доверенности;
  • копия правоустанавливающих документов на автомашину – свидетельство о регистрации ТС, ПТС;
  • полис ОСАГО и/или КАСКО;
  • материалы административного производства, подтверждающие вину пешехода в ДТП;
  • акт независимой экспертизы, подтверждающий размер имущественного ущерба;
  • акт медосвидетельствования, подтверждающий тяжесть телесных повреждений;
  • платежные документы, подтверждающие частичную выплату по страховке;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление госпошлины.

Существует возможность взыскать ущерб с пешехода, даже если он не привлекался к административной ответственности. Например, КоАП РФ позволяет избежать наказания, если правонарушение будет признано несущественным или малозначительным. В этом случае сам факт вынесения административного постановления будет являться доказательством вины пешехода.

Судебный процесс

Основанием для возбуждения гражданского дела является исковое заявление. В его содержании нужно указать не только сведения о каждом участнике дела, но и следующие данные:

  1. все обстоятельства ДТП, подтвержденные процессуальными документами (схемами, актами, протоколами и т.д.);
  2. перечень имущественных и телесных повреждений, наступивших после ДТП;
  3. обоснование размера морального вреда, а также расчета имущественного ущерба;
  4. обстоятельства, подтверждающие вину пешехода в нарушении ПДД.

Если от пешехода поступило встречное исковое заявление о компенсации вреда от ДТП, оно будет рассматриваться в рамках единого процесса.

При рассмотрении дела суду предстоит оценить следующие факты и обстоятельства:

  • отсутствие или наличие вины в ДТП пешехода и/или автовладельца;
  • характер и степень вины;
  • наличие дополнительных обстоятельств, повлекших аварию или повлиявших на размер ущерба;
  • характер повреждений автомашины, физического и морального вреда;
  • обоснованность расчета ущерба и компенсации морального вреда.

Если истцом выступает страхования компания, она должна подтвердить факт выплаты компенсации по полису ОСАГО или КАСКО. Документы, связанные с подтверждением страхового случая, будут приобщены к материалам дела.

Для оценки имущественного ущерба проводится независимая экспертиза. О ее проведении должен уведомляться виновник ДТП. При проведении экспертных действий фиксируется все повреждения автомашины и иного имущества, непосредственно связанные с ДТП. Для расчета суммы ущерба принимаются во внимание рыночные цены. Также можно взыскать утрату товарной стоимости автотранспорта, поскольку страховые компании практически всегда отказывают о выплатах по этому основанию.

Если суд установит вину водителя и пешехода, удовлетворение исковых заявлений может происходить по следующим вариантам:

  1. суд может признать вину обоих участников аварии в равных размерах – в этом случае будет происходить удовлетворение обоих исков с пропорциональным взаимозачетом требований;
  2. суд может признать, что даже виновные действия пешехода и нарушение ПДД не явились причиной столкновения (например, если пешеход нарушил правила перехода велосипедной дорожки, однако попал под выехавший автомобиль);
  3. на пропорциональное определение вины может повлиять наличие дополнительных объективных факторов – например, если водителю пришлось внезапно изменить траекторию движения, чтобы избежать наезда на случайно возникшее препятствие на дороге.

Компенсация морального вреда будет взыскана, если истец подтвердит психические и нравственные страдания, наступившие не только во время ДТП, но и в качестве последствий аварии. Например, в состав таких страданий включаются переживания в момент столкновения и стрессовой ситуации, страдания от болевых ощущений и т.д. Оценка морального вреда носит индивидуальный характер, а расчет суммы компенсации определит суд с учетом всех обстоятельств дела. Если истцом выступает страховая компания, компенсация морального вреда не взыскивается.

Судебный акт о взыскании с пешехода компенсации имущественного, физического и морального вреда может быть исполнен добровольно или принудительно. Если гражданин отказывается выплатить присужденную сумму, документы нужно направить в службу ФССП. Страховая компания имеет право получить с пешехода только компенсацию, фактически выплаченную по страховому полису ОСАГО или КАСКО.

ДТП с участием пешехода

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про ДТП с участием пешехода. Такие аварии являются довольно опасными для пешеходов и часто ведут к серьезным последствиям как для здоровья пешехода, так и для кошелька водителя.

Однако сразу же следует отметить, что виновником наезда на пешехода далеко не всегда является водитель автомобиля. Соответственно, не всегда водителю придется нести наказание за аварию.

ДТП по вине пешехода

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большое количество наездов на пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда успевает вовремя заметить на дороге пешехода в темной одежде и затормозить. Что касается пешеходов, то далеко не каждый из них понимает, что в темное время суток водителю хуже видно дорогу. Поэтому многие пешеходы переходят дорогу точно также, как делают это днем.

Если Вам приходится часто переходить дорогу в темное время суток, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами хорошо видно в темноте, поэтому риск попасть под колеса намного меньше.

Примечание. Напомню, что с 1 июля 2015 года пешеходы вне населенных пунктов обязаны иметь световозвращатели. В населенных пунктах такой обязанности нет, однако правила все же рекомендуют иметь подобные элементы.

Перейдем к рассмотрению аварий по вине пешеходов. Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего имеют место следующие нарушения:

  • Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.
  • Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход торопится и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причиной очень многих дорожно-транспортных происшествий. Поэтому если Вы понимаете, что приходится торопиться при участии в дорожном движении, то остановитесь на пару минут и переведите дух. Лучше опоздать по делам, чем попасть в ДТП и опоздать еще больше.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется наиболее удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

  • Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Чаще всего такие случаи происходят в спальных районах городов, поэтому там устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).
  • Пешеход-пенсионер, который помнит те времена, когда машины были диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Поэтому он ходит по проезжей части, как по тротуару. Такого пешехода, к сожалению, переубедить очень сложно.
  • Местный пешеход, который по привычке переходит дорогу там, где еще недавно был пешеходный переход. Организацию дорожного движения время от времени меняют, в связи с этим исчезают привычные переходы. Однако далеко не каждый пешеход обращает внимание на знаки и разметку. Многие продолжают ходить по привычному маршруту в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не уступают дорогу, а пешеходы все равно идут.
  • Пешеход бежит за троллейбусом. В данном случае человек сильно нервничает, т.к. боится опоздать на общественный транспорт. При этом спешка затуманивает мозг и пешеход может вообще не обратить внимание на автомобили, перед которыми он пытается проскочить. Так что будьте крайне внимательны проезжая мимо остановок общественного транспорта. Рядом с ними ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько распространенных ситуаций, о которых должны знать и пешеходы и водители.

Напомню, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель автомобиля, однако и самому пешеходу следует позаботиться о собственной безопасности. Не следует выходить на переход не глядя. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

Ответственность пешехода за ДТП

В 2020 году ответственность пешехода за нарушение правил дорожного движения невелика. Максимальный штраф – 1 000 рублей (статья 12.30 КоАП).

Однако если по вине пешехода произойдет ДТП, в котором будет причинен вред здоровью, то наказание будет более серьезным:

  • Легкий или средней тяжести вред здоровью – штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей (статья 12.30 КоАП).
  • Тяжкий вред здоровью – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть человека – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть двух или более людей – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до семи лет (статья 268 УК РФ).

Обратите внимание, что пешеход может в том числе попасть за решетку при нарушении правил дорожного движения.

Наезд на пешехода по вине водителя

В отличие от пешехода водитель может допустить гораздо больше нарушений, которые приведут к наезду:

  1. ДТП на нерегулируемом пешеходном переходе. Причиной наезда может послужить то, что водитель вовремя не заметил пешехода, либо вообще не заметил пешеходный переход.
  2. ДТП при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при съезде с дороги (пункт 8.3 ПДД). К сожалению, далеко не каждый водитель знает о том, что при повороте следует уступить дорогу пешеходам. Кроме того, далеко не всегда удается заметить пешехода, которого скрывают припаркованные автомобили или других препятствия.
  3. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе.
  4. ДТП вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или при нарушении другого пункта правил.

Однако не только нарушения правил могут послужить причиной наезда. Существуют несколько ситуаций, при которых водителю следует быть особо внимательным:

  1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы могут неожиданно появляться на дороге.
  2. Притормаживающие автомобили. Некоторые водители пропускают пешеходов везде (в том числе вне пешеходных переходов) и если этого вовремя не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.
  3. Припаркованные у края проезжей части автомобили. Хаотичная парковка транспортных средств затрудняет движение по дороге. Однако это не останавливает пешеходов и они могут неожиданно выйти на проезжую часть.
  4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, удается заметить не сразу.
  5. Неширокие дороги в спальных районах города. На такую дорогу может неожиданно выбежать ребенок, увлеченный игрой.

Если скомбинировать несколько перечисленных факторов, получится еще более неприятная ситуация:

Например, нерегулируемый пешеходный переход, расположенный около остановки общественного транспорта, рядом с которым припаркован грузовик или микроавтобус, в темное время суток. В такую ситуацию может попасть любой водитель. Вероятность неожиданного появления пешехода при этом довольно большая, а заметить его вовремя оказывается довольно сложно. Так что будьте предельно осторожны, двигайтесь со скоростью 20-30 км/ч, внимательно следите за другими участниками движения.

Ответственность водителя за наезд на пешехода

Водитель, который допустил наезд на пешехода, может быть привлечен к ответственности по следующим пунктам:

1. За нарушение правил, повлекшее наезд на пешехода.

Например, в случае наезда на пешеходном переходе – штраф в размере 1 500 – 2 500 рублей.

2. Штрафы за другие нарушения правил, которые могут быть между делом выявлены сотрудниками ГИБДД.

3. Дополнительное административное или уголовное наказание в случае причинения вреда здоровью пешехода:

  • Легкий вред здоровью – штраф 2 500 – 5 000 рублей или лишение водительских прав на 12 – 18 месяцев.
  • Причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – штраф 10 000 – 25 000 рублей или лишение водительского удостоверения на 18 – 24 месяцев.
  • Тяжкий вред здоровью потерпевшего – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
  • Смерть пешехода – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
  • Смерть нескольких пешеходов – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.

Примечание. Водитель должен быть наказан лишь в том случае, если с его стороны было совершено нарушение правил дорожного движения, которое и повлекло возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия нескольких факторов. Поэтому и пешеходам, и водителям транспортных средств нужно внимательно следить за дорожной ситуацией и не рисковать собственными жизнью и здоровьем.

ad-c › Блог › [юрИнфо] ДТП с пешеходом: варианты последствий

Все мы знаем присказку “пешеход всегда прав, пока жив”. Однако, это заблуждение: исходя из сложившейся судебной практики, если не выявлен явный умысел со стороны пешехода, в таких ДТП водитель признается виновным в двух случаях:
• пешеход сбит на регулируемом пешеходном переходе, когда совершал переход на свой зеленый;
• пешеход сбит на нерегулируемом пешеходном переходе (не рядом, не отлетел на зебру, а именно на зебре).

В остальных случаях виновником ДТП признается пешеход на основании:
• нарушения правил перехода: переход на красный;
• нарушения правил перехода: проезд пешеходного перехода на велосипеде (как правило, вина считается обоюдной);
• нарушения правил предоставления приоритета.

Таким образом, исходя из ПДД, пешеход может переходить проезжую часть и вне зебры, однако, в этих случаях он не обладает приоритетом, и пропускать его водители ТС не обязаны.

Согласно статье 1079 ГК РФ автомобиль признается средством повышенной опасности, а его владелец (не водитель, а владелец!) несёт ответственность (гражданско-правовую, а не уголовную и не административную) за вред, причиненный таким средством. Есть три исключения:
• пешеход имел умысел (к примеру, решил покончить с собой и прыгнул под колёса);
• вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы (автомобиль подняло ураганом и сбросило на старушку);
• автомобиль выбыл из владения законного владельца ввиду противоправных действий третьих лиц (угнали автомобиль и на нём сбили пешехода).

Ответственность владельца средства повышенной опасности
оплата лечения пешехода или его погребения — покрывается полисом ОСАГО (только сверх того, что подпадает под ОМС)
Если ОМС покрывает более дешевый аналог, то сбитому пешеходу не только не светит лечение подбитой коленки за границей, но и пластические операции, любые лекарства, медицинские операции, протез.
Любые попытки судиться тут же будут провалены, владелец ТС в судебном заседании указывает, что ответчик выбран неправильно, так как его ответственность застрахована.

моральный вредстатья 1100 ГК РФ
ОСАГО моральный вред не покрывает.
За тяжкий вред или летальный исход (в случае вины пешехода!) по сложившейся практике присуждается 25.000 рублей компенсации морального вреда. (При вине водителя — 80.000 рублей по Москве, по России — до 150.000 рублей.)

Ответственность пешехода в случае признания его виновником ДТП
административная (штраф);

уголовная: в случае причинения в ДТП тяжкого вреда здоровью или смерти — до двух лет тюремного заключения. Таким образом, если доказано, что из-за действий пешехода водитель, его пассажиры или третьи лица каким-то образом получили тяжкий вред или погибли, пешехода, в случае если сам он выживет, могут привлечь к уголовной ответственности.

гражданско-правоваястатья 1064 ГК РФ — возмещение причинённого материального вреда в полном объёме.
В случае гибели причинителя вреда, материальный вред взыскивается из наследственной массы покойного.

В 2012 году несовершеннолетняя А. переходила дорогу в неположенном месте и была сбита автомобилем. Водитель, являвшийся и владельцем ТС, добровольно выплатил компенсацию морального вреда в размере 25.000 рублей, и хотя несовершеннолетняя А. получила тяжкий вред здоровью, ей была оказана медицинская помощь в полном объёме по ОМС. ТС, пострадавшее в результате ДТП, было застраховано по КАСКО, и владелец обратился за выплатой в страховую компанию (СК). Выплата была произведена, а СК обратилась в суд с требованием возместить понесенные расходы к родителям несовершеннолетней, так как она была признана виновником ДТП. Районный суд удовлетворил требования в полном объёме и присудил взыскать в пользу СК 300.000 рублей (во столько был оценен восстановительный ремонт автомобиля). Была подана апелляция, но решение было оставлено в силе. В итоге была подана жалоба в конституционный суд, который также отказал в пересмотре дела.

Ещё важные моменты
Правонарушения водителя не являются основанием для признания его виновником ДТП
Даже если водитель сам совершил правонарушение (например, ехал с превышением, не пристегнул ремень безопасности, не включил ближний свет, даже находился в состоянии алкогольного опьянения), он не будет признан виновным в ДТП только по этим основаниям. Алкогольное опьянение является отягчающим обстоятельством вины, однако, в случае невиновности не является основанием в установлении вины за водителем. Правда, водитель всё равно будет привлечен к административной ответственности, хотя виновником ДТП всё же признают пешехода.

Не покидать место ДТП
Во-первых, за это положено лишение прав по КоАП РФ.
Во-вторых, в УК РФ есть статья 125 — оставление в опасности. За неё может уцепиться адвокат пешехода (в ДТП водитель не виноват, а за оставление в опасности — ответит), и суд может встать на его сторону.
Поэтому в случае ДТП нужно тут же остановиться, незамедлительно вызвать скорую помощь.
Нельзя оказывать никакую медицинскую помощь пострадавшим, если не являешься врачом.

Возможно обвинение водителя в том, что он не принял никаких мер, чтобы избежать ДТП
Действительно, в тот момент, когда водитель заметил опасность, он обязан принять меры для снижения скорости своего ТС (не пытаться проскочить, не пытаться объехать, а только тормозить).

Ссылка на основную публикацию