Договор перевозки грузов на ЖД транспорте

Договор железнодорожной перевозки

Договор железнодорожной перевозки грузов заключается в форме железнодорожной накладной, поскольку грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную, которая является основным провозным документом (ст. 31-33 ТУЖД). Накладная составляется на имя определенного грузополучателя. Ее подписывает грузоотправитель, и она сопровождает груз на всем пути его следования, а на станции назначения ее выдают грузополучателю вместе с грузом. Время приема груза к перевозке удостоверяется календарным штемпелем станции на накладной.

Для удостоверения приема груза к перевозке станция выдает грузоотправителю грузовую квитанцию (ст. 31 ТУЖД).

Правовое значение железнодорожной накладной состоит не только в том, что она выполняет роль письменного договора перевозки груза, но и в том, что она является одним из важных документов, представление которого необходимо в подлиннике при предъявлении претензий к железной дороге в случае просрочки доставки груза либо его недостачи или порчи. Что касается грузовой квитанции, то, удостоверяя факт сдачи груза к перевозке, грузополучатель с ее помощью вправе предъявить претензию к железной дороге при утрате груза (ст. 138 ТУЖД РФ).

Аналогичный порядок оформления грузовых перевозок установлен на речном, а с некоторыми изменениями (например, грузоотправитель вместо грузовой квитанции получает копию накладной) и на воздушном транспорте.

Грузовые перевозки

Железные дороги всегда были одним из основных видов транспорта при перевозке грузов в нашей стране, поскольку перемещение достаточно значимых объемов грузов на большие расстояния другими видами транспорта в России было попросту невозможно. Практически на протяжении всей истории существования они удерживали первенство по общему объему грузооборота среди других видов транспорта.

Внутри отрасли перевозки грузов также исторически являются основной работой. К концу XX в. на сети железных дорог РФ грузооборот примерно в 6 раз превышал пассажирооборот в количественном выражении. Такое положение вещей, безусловно, объясняется географическими условиями размещения производственной и сельскохозяйственной базы в экономике страны, климатическими и природными различиями ее районов, историей развития отдельных регионов и многими другими объективными причинами, поэтому можно предположить, что оно вряд ли кардинально изменится в течение нескольких последующих десятилетий.

Важное значение в характеристике рынка грузовых перевозок железнодорожного транспорта имеет структура объема перевозок и грузооборота, т.е. удельный вес в их величине отдельных родов груза.

Количество наименований грузов, перевозимых по железной дороге, насчитывает десятки тысяч, поэтому их группируют по родам в соответствии с железнодорожной номенклатурой. Все возможные грузы в ней делятся на 11 разделов, каждый из которых в свою очередь подразделяется далее, за каждым родом груза закрепляется свой номер. Известно, что ведущую роль в железнодорожных перевозках играют массовые грузы: полезные ископаемые, минеральные удобрения, лесные и хлебные грузы, черные металлы. На эти грузы приходится свыше 80% объема перевозок и грузооборота. Доля одного и того же груза в объеме перевозок и грузообороте может сильно различаться, что связано с различной дальностью перевозок отдельных родов грузов. Для тех грузов, дальность перевозок которых выше средней (каменный уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, черные металлы, химические и минеральные удобрения), доля в грузообороте больше, чем в объеме перевозок и наоборот, доля грузов с небольшой средней дальностью (торф, металлические руды, минеральные строительные материалы) больше в объеме перевозок, чем в грузообороте. Для каждой отдельной железной дороги основными являются, как правило, лишь несколько грузов из перечисленных, а на отдельных направлениях или участках дорог основным грузом может стать и такой, чье наименование входит в группу «прочие», например рыба или сахарная свекла, строительный песок или соль.

Учет структуры грузопотоков и грузооборота на железнодорожном транспорте имеет весьма важное значение, поскольку от нее зависят структура вагонного парка, основные параметры подвижного состава, количество и типы средств механизации погрузо-разгрузочных работ и др. Многие общественные явления – экономические, политические, социальные – испытывают на себе периодические колебания, вызванные наличием определенной цикличности как в природном устройстве мира, так и в человеческой деятельности. Не являются исключением и грузовые перевозки – они чаще всего неравномерны.

Различают неравномерность грузовых перевозок по времени и по направлению. Неравномерность перевозок по времени характеризуется коэффициентом неравномерности.

Объем перевозок по кварталам неодинаков – обычно он минимален в первом квартале, максимален во втором и на среднегодовом уровне – в третьем.

Неравномерность перевозок по времени связана с сезонным производством и потреблением многих видов продукции, неритмичной работой предприятий-грузовладельцев, наличием выходных и праздничных дней. Чем выше неравномерность перевозок во времени, тем большие резервы всех ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) должен иметь железнодорожный транспорт для выполнения своей функции.

Неравномерность перевозок по направлению характеризуется коэффициентом обратности, который определяется как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему перевозок грузов в грузовом (груженом) направлении. При этом грузовым (груженым) направлением принято называть направление с преобладающим грузопотоком, в то время как обратное направление называют порожним. Обычно грузовые и порожние направления достаточно устойчивы во времени, однако с изменением размещения производительных сил они могут меняться местами.

Неравномерность перевозок по направлениям связана со специализацией и кооперацией экономики в масштабах народного хозяйства и характером размещения производства и потребления. Районы страны, специализирующиеся на добывающей промышленности или на масштабном сельскохозяйственном производстве, вывозят больше грузов, чем ввозят, и наоборот, центры перерабатывающей промышленности и крупные города ввозят больше, чем вывозят. Чем больше неравномерность перевозок по направлениям, тем больше порожний пробег вагонов и тем больше эксплуатационные расходы железных дорог.

Чем ближе оба приведенных коэффициента к единице, тем более рационально используются ресурсы железнодорожного транспорта.

Тем не менее, совсем устранить неравномерность перевозок невозможно, поэтому ее необходимо учитывать в экономических расчетах для своевременного создания запасов соответствующих ресурсов.

Сглаживание неравномерности перевозок – одна из важнейших задач железнодорожного транспорта. Решать ее можно по-разному, однако, как показывает практика, наиболее действенными в этом случае являются экономические меры, например, снижение тарифов в порожнем направлении.

Договор железнодорожной перевозки грузов.

Понятие договора перевозки.

Основания для заключения договора перевозки.

В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса – грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона – перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона – отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу Железнодорожного Транспорта РФ (постатейный).

Юридическая фирма «Контракт», 2004 г. Правовая Система КонсультантПлюс.. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий относится:

– перевозка грузов транспортом общего пользования, в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица;

– перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК).

Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок.

С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении – это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении – ежесуточная заявка, недельный календарный план.

1. ) При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.

Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст. 11 УЖТ), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, – не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.

Заявка на перевозку грузов представляется грузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки.

Однако если грузоотправитель подал заявку на перевозку грузов не на специальном бланке и с нарушением предусмотренных Уставом сроков, но указал в ней сведения, необходимые для осуществления перевозки, в частности объем перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки, а перевозчик такую заявку принял к исполнению, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки перевозчик и грузоотправитель несут ответственность, предусмотренную Уставом железных дорог.

Особенностью в порядке подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в ст. 11 УЖД оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов. В соответствии со ст. 11 УЖД такой отказ возможен в случаях:

введения согласно ст. 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза;

обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.

В соответствии со ст. 11 УЖД владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате согласования.

В соответствии с Уставом владелец инфраструктуры имеет право (в случаях, прямо предусмотренных ст. 11 Устава) отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.

Случаи непредставления грузоотправителями заявок в срок, предусмотренный нормами Устава, должны рассматриваться как отказ от транспортных средств См.: п. 18 инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9 “О

практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге” //

Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете

Министров СССР. М., 1983. Ст. 218. .

К такому отказу грузоотправитель обычно прибегает, если у него нет груза, который предназначен для перевозки, если он не может отправить груз по причинам, относящимся к грузополучателю (например, в связи с переводом грузополучателя в порядке применения договорных санкций на аккредитивную форму расчетов и не выставлением им аккредитива).

2. ) Другой правовой формой в транспортном законодательстве, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. Изд.: ЗАО Юстицинформ, 2007 г. С. 74.

Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.

Долгосрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме, при этом стороны сами определяют (в зависимости от объемов перевозки грузов), на какой срок они будут заключать такой договор. Следует иметь в виду, что заключение договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортными кодексами и уставами. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, носит консенсуальный, взаимный характер.

УЖТ РФ в ст. 11 устанавливает, что заявки на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении подаются грузоотправителем не менее чем за 15 дней. Однако эта норма носит общий характер, касается грузоотправителя и не устанавливает, в какие сроки перевозчик подает заявку другому перевозчику в отношении перевалки грузов.

Таким образом, при исполнении обязательств по перевалке грузов в прямом смешанном сообщении применяется заявка-уведомление, предусматривающая передачу определенного количества груза в течение предстоящих суток.

Следует отличать заявку-уведомление от заявки, направляемой перевозчиками при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении.

Во-первых, заявка способствует заключению договора перевозки грузов. В соответствии с поданной грузоотправителем заявкой перевозчик подает транспортные средства, после чего сторонами заключается договор перевозки грузов.

Ежесуточная заявка-уведомление, используемая при перевалке грузов, способствует продолжению грузоперевозочного процесса и исполнению договора перевозки, главная ее задача – ускорить этот процесс.

Во-вторых, если заявку может подавать только грузоотправитель, то при прямых смешанных перевозках заявку-уведомление могут подавать оба перевозчика в строго установленное время.

В-третьих, если действие заявки распространяется на определенный отрезок времени (это может быть декада, месяц и т.д.), то ежесуточная заявка-уведомление имеет силу в течение суток.

В-четвертых, если при неподаче заявки грузоотправителем перевозчик имеет возможность перераспределить транспортные средства между другими грузоотправителями, то при неподаче суточной заявки при перевалке груза с одного транспорта на другой возникает простой транспортных средств, который наносит немалый ущерб участникам транспортного процесса.

Правовое значение суточной заявки заключается в том, что она способствует продолжению грузоперевозочного процесса, причем главная задача такой заявки – ускорение этого процесса с тем, чтобы не допускать простоя транспортных средств.

Характеристика договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

Такое действие, как перевозка груза имеет под собою законодательную базу, без знания которой отправитель не может совершать грузоперевозки. Снабжение товара начинается с изучения отправителем нормативных актов, правил, уставов. Какой вид перевозки значения не имеет. После пройденного курса, между отправителем и перевозчиком заключается обусловленность на доставку багажа согласно всем требованиям. Если поставка производится железнодорожным транспортным средством, то заключается договор железнодорожной перевозки грузов. В документе прописываются все этапы доставки, права, обязательства и требования сторон. Преимущество перевозки железной дорогой в том, что заказчику не нужно обдумывать маршрут.

Транспортировка грузов по жд требует подписания соответствующего договора

Общая характеристика

В контракте перевозки грузов железнодорожным транспортным средством выступают две стороны — клиент, он же отправитель, и перевозчик. Если есть потребность, то доставка может производится в сопровождении экспедитора. Состоит документ из девяти разделов, которые характеризуют согласие сторон, определяют меру их полномочий и действий:

  1. В первом разделе стороны характеризуют объект своего соглашения.
  2. Второй раздел характеризует обязательства участников поставки содержимого багажа.
  3. Третий раздел определяет порядок произведения расчета за выполненную работу.
  4. Четвертый раздел определяет меру ручательства отправителя и перевозчика.
  5. Пятый раздел помогает разрешить спорные вопросы.
  6. Если будет потребность, участники процесса доставки могут изменить или дополнить обусловленность. Как это можно сделать указано в шестом разделе.
  7. Седьмой раздел предусматривает возникновение дополнительных условий.
  8. Временное пространство соглашения определяется в разделе номер восемь.
  9. Полные юридические данные сторон, их контакты, атрибуты указано в девятом разделе договора.

Юридические данные сторон указываются в девятом разделе договора

Общие понятия документа

Все условия контракта регулируются законодательством Российской Федерации, нормативными актами и Гражданским кодексом Российской Федерации. Понятие «договор» регламентируется 420 статьей ГК РФ. Согласно Кодексу, договором выступает соглашение сторон на оказание услуги перевозки товара транспортным средством. Гражданский Кодекс определяет право за участниками процесса доставки содержимого багажа заключить соглашение, которое регулируется и не регулируется законом, Кодексом и другими нормативными актами. Соглашение должно соответствовать закону, правовым актам, правилам. Возвратной силы закон не имеет. Если нормативно-правовой акт изменит действие, то договор будет иметь силу.

Соглашение, которое составлено в определенный промежуток времени, имеет юридическую силу и действует на протяжении периода, сроков, указанных в договоре. Если за это время законодательная база изменится, будут внесены поправки, то условия, которые были раньше указанные в договоре будут продолжать действовать.

Внесение изменений координируется сторонами документа. Изменить их можно по соглашению сторон или в случае заключения нового договора. Стоимость за снабжение товара регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, 424 статьей. Период действия и момент вступления в силу соглашения определяется 425 статьей ГК РФ. Заключается соглашение по установленной законом форме. Форма договора координируется 434 статьей Гражданского Кодекса. Для того чтобы соглашение было оформлено согласно законодательству, важно придерживаться порядка заключения, который регламентируется 445 статьей ГК РФ. В договоре на перевозку товаров жд транспортом, есть раздел, в котором характеризуются условия решения споров. Законодательно, основу раздел имеет в Гражданском Кодексе Российской Федерации, 446 статья.

Объект соглашения

Раздел, в котором стороны характеризуют объект своего соглашения, состоит из трех пунктов:

  1. Пункт первый описывает общие обязанности участников процесса поставки содержимого багажа. Перевозчик обязуется произвести работы по организации перевозок грузов в соответствии с условиями настоящего договора, а Грузоотправитель обязуется оплатить Перевозчику плату, определяемую в соответствии с настоящим Договором.
  2. Второй пункт определяет меры действий сторон при оказании и поручительстве дополнительных услуг, характеристики доставляемого багажа. Способ, ограничения, требования к перевозке товара, отправитель прописывает в заявке. Заявка формируется на каждое количество поставок.
  3. Условия страхования. Грузоотправитель должен обеспечить и дать гарантию, что товар не опасен для перевозки и безопасен для внешней среды. Это определяется ГОСТ, ДОПОГ и приказом Министра Российской Федерации от восьмого августа 1995 года номер 73 .

Отправитель должен гарантировать, что его груз не несет опасности для окружающей среды

Положение обязанности сторон

Обусловленность определяет и распределяет обязанности участников процесса доставки багажа между грузоотправителем и грузоперевозчиком. Перевозчик должен придерживаться и выполнять ряд норм:

  1. Предоставлять информацию о количестве жд транспорта и разновидности, для произведения доставки товара. Проинформировать заказчика, каким типом жд транспорта выгоднее произвести поставку груза.
  2. Для произведения поставки, вагоны и весь состав должны быть в полной исправности, без технических отклонений. Если неисправности есть, то представитель железной дороги обязан поставить отправителя в известность.
  3. Срок доставки товара определяется для каждого вида поставки отдельно. Это зависит от города, расстояния между местом отправки и пунктом назначения.
  4. Произведение снабжения груза может происходить с участием других лиц. Этот пункт рассматривается для каждого случая индивидуально.

Передача товара отправителем грузоперевозчику происходит на основании таких обязательств со стороны заказчика:

  1. По соглашению сторон к договору составляется Приложение. Это заявка отправителя на организацию поставки. В заявке заказчик указывает время, до которого он обязуется загрузить состав. Рекомендовано заказчику удостовериться в том, что грузоперевозчик получил заявку.
  2. До того времени, как жд транспорт будет доставлено в пункт погрузки товара (транспортное средство должно быть готовым до погрузки), грузоотправитель должен подготовить груз, оформить сопроводительные документы. Место погрузки должно быть готовым, без препятствий.
  3. Организовать проверку технической исправности жд транспорта. Запросить эту информацию у перевозчика.
  4. Погрузка в месте отправки и выгрузка в пункте назначения должна быть беспрепятственной.
  5. Отправитель груза должен оформить товарно-транспортную накладную. Этот документ отображает финансовую сторону договора, также полную информацию о товаре, лицах, которые производят перевозку. Заверяется товарно-транспортная накладная печатью и подписями сторон.

ТТН заполняется отправителем

Расчет за доставку

При заключении договора между отправителем и перевозчиком составляется дополнительное соглашение, Приложение к основному документу. Первое Приложение отвечает за порядок организации подготовки отправки товара к погрузке. Второе Приложение регулирует сумму расчета за предоставленную, железной дорогой, услугу. Отправитель обязуется произвести оплату, которая указана в Приложении. Сумма оплаты определяется для каждого случая поставки содержимого багажа индивидуально.

Порядок оплаты происходит по такой схеме: после согласования суммы за услугу, отправитель оплачивает аванс, в размере пятидесяти процентов от общей суммы, стоимости за услугу. Вторая часть оплаты производиться отправителем после полного выполнения поставки содержимого багажа.

Отправитель относит полное выполнение доставки груза к получению товара получателем. Свидетельством того, что процесс доставки багажа завершен успешно, выступает отметка в товарно-транспортной накладной или в другом сопровождающем документе. В тот момент, когда денежные средства поступили на счет перевозчика, доставка будет завершенной и расчет полностью произведен. Для произведения расчета, в договоре и в сопроводительных документах указываются реквизиты, атрибуты перевозчика. Эта информация прописывается в девятом разделе документа.

Поручительство участников перевозки

Для того чтобы контролировать документально процесс снабжения, в контракте прописывается мера ответственности участников действия. Получатель несет ручательство за:

  1. Срок доставки. Срок доставки указывается во всех сопроводительных документах. Если между отправителем и перевозчиком не заключен контракт, то время, период поставки багажа прописывается в товарной накладной или в товарно-транспортной накладной. Если сроки поставки были нарушены по вине перевозчика, и это привело к порче товара, то перевозчик оплачивает штраф. Сумма штрафных санкций зависит от той суммы, на которую был нанесен ущерб за порчу груза.
  2. Ответственность перевозчик несет и за потерю груза. Если был утеряно все содержимое багажа, то компенсация в полной мере стоимости товара, соответственно той общей сумме, которая указана в сопроводительных документах и договоре.
  3. Железнодорожное транспортное средство должно быть предоставлено в срок. Доставка груза производится получателю в указанный период. Если железнодорожное транспортное средство имеет простой, что влечет за собою задержку в поставке груза без весомых причин, то ручательство в виде штрафа, перевозчик производит оплату за каждый день простоя.
  4. Поставить заказчика в известность, если в момент перевозки багажа возникла поломка, аварийная ситуация, нарушаются сроки. Отправитель должен обеспечить состав мобильной связью.

Отправитель несет ответственность, если его груз навредил железнодорожному составу

Отправитель несет ручательство за:

  1. Если груз, который передал отправитель в доставку, нанес перевозчику и железнодорожному транспортному средству ущерб, поломку. Это действие может стать причиной того, что отправитель не учел вес товара, его габариты.
  2. В случаи нарушения сроков оплаты. В заявке на выполнения предоставленной работы, в Приложении, договоре и сопроводительных документах, отправитель указывает сумму, которую он обязуется выплатить после успешного выполнения заказа перевозчиком. Если, без весомых причин, заказчик задерживает выплату денежных средств, то к нему применяются штрафные санкции в размере 0, 1 процентов за каждый день не оплаты. Эта сумма не должна превышать десяти процентов.
  3. При отправке товара, отправитель обязан предоставить перевозчику всю информацию о поставке содержимого багажа и она должна быть достоверной. В обратном случае заказчик будет оплачивать штраф, в размере убытков, которые познал грузоперевозчик.
  4. Ручательство за железнодорожный транспорт в момент погрузки содержимого багажа несет заказчик.

Решение спорных моментов

Если после подписания обусловленности одна сторона нарушает правила, между участниками процесса поставки может возникнуть конфликтная ситуация. Законодательство рекомендует решать спор путем мирных переговоров. Если этого не происходит, то спор решается в судебном порядке. Для того чтобы снизить риски возникновения конфликтной ситуации, стороны имеют право дополнять или изменять условия действующего соглашения. Дополнение или изменение имеет силу тогда, когда на документе есть печать и подпись двух сторон. Стороны имеют право остановить действие документа. Это нужно делать за тридцать дней до завершения основного срока действия соглашения. Если расторжение происходит в другие сроки, в период, позже чем за тридцать дней, то документ будет автоматически продолжен. Действуют условия документа с момента его подписания двумя сторонами процесса поставки содержимого багажа.

Переговоры — лучший способ решения спорных вопросов

Завершающий этап оформления документа

К завершающему этапу оформления документа относиться девятый раздел контракта. В этом разделе стороны указывают свои полные юридические данные, атрибуты, контактный телефоны. Это может быть мобильный телефон, стационарный телефон или факс. Соглашение заверяется подписями сторон и печатями. Количество экземпляров документа оговаривается участниками действия в индивидуальном порядке.

К договору рекомендовано приложить такие документы, как фактуру, ведомость сопровождающую груз и документы, наличие которых согласовали отправитель и перевозчик. Документ, который оформляется для определения количества пройденного метража, заверяется подписями и печатями сторон.

Товарно-транспортная накладная регулирует финансовую сторону соглашения, выписывается в четырех экземплярах. Передается всем участникам поставки груза. Четвертый экземпляр, согласно законодательству, передается в бухгалтерию для контроля оплаты услуги. Вид сопроводительных документов определяется законом и участниками процесса доставки багажа в индивидуальном порядке. В договоре, стороны могут предоставить информацию о страховании груза, о сопровождающих багаж лицах.

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом – это правовой документ, в котором предусматриваются обязательства и ответственность для каждого субъекта (грузоотправителя, перевозчика, экспедитора, грузополучателя, а также агентов и контрагентов). Данный документ должен быть составлен грамотно, поскольку при нарушении его условий любой из сторон существует вероятность несения материальных и финансовых потерь, которые должны быть возмещены.

Поэтому его составлением должны заниматься квалифицированные специалисты, к которым относятся юристы интернет-ресурса Правовед.ru. В таком случае можно получить консультацию в онлайн-режиме и по выгодным ценам (более низким по сравнению с другими компаниями).

Посмотрите пример
документа перед обращением к юристам сайта!

3 Выберите юриста

Выберите юриста, который
предложит самые выгодные
условия, и начните работу!

2 Получите предложения

Заинтересованные юристы
в течение 10-15 минут предложат
вам свои услуги и назовут цены.

1 Заполните заявку

Опишите документ, который вам
нужен. Это бесплатно и займет
не более пяти минут.

Условия договора на перевозку грузов железнодорожным транспортом

Грузы по железной дороге могут перевозиться в контейнерах, вагонах, открытых платформах, цистернах, которые находятся в собственности заказчика либо перевозчика. Этот способ перевозок используется для перемещения любых грузов на большие расстояния. Он отличается удобством и экономичностью, поскольку благодаря разветвлённости железнодорожных путей сельскохозяйственные и промышленные грузы могут быть доставлены в любой регион РФ вне зависимости от его удалённости. Договор жд перевозки грузов может заключаться на длительный срок. При этом его участниками могут быть компании, ИП, перевозчик грузов (транспортная компания). При наличии такого договора значительно проще оформить каждую новую заявку. В договоре железнодорожной перевозки груза предусматриваются следующие условия:

  • обязательства сторон по договору;
  • контактные данные участников, заключивших договор;
  • наименование груза и его главные характеристики;
  • организационные вопросы и выполнение работ, связанных с погрузкой, перевозкой и разгрузкой;
  • маршрут следования с указанием времени прибытия на начальный и конечный пункт;
  • стоимость услуг, смета, порядок оплаты и сроки;
  • дата и время отправления и прибытия грузов в соответствии графиком-планом, согласованным предварительно;
  • другие условия, определённые сторонами, заключившими сделку.

В каждом типовом договоре (одноразовом и долгосрочном) на перевозку грузов железнодорожным транспортом следует предусмотреть схему перевозки.

Транспортировка грузов по железной дороге может осуществляться по следующим схемам:

  • использование одного либо нескольких подвижных составов для транспортировки грузов по одной железной дороге (местное сообщение);
  • использование одного либо нескольких единиц транспорта для перевозки грузов по железным дорогам, объединённым одной сетью (прямое сообщение);
  • использование для перевозки грузов не только железнодорожного, но и других видов транспорта (прямое смешанное сообщение);
  • использование однотипного транспорта либо его разных видов. При этом возможна его перегрузка вагонов либо смена их колёсных пар на границе (международное сообщение).

В договоре должны быть указаны обязанности каждой из сторон.

Договор перевозки грузов жд транспортом заключается с отправителем, перевозчиком и грузополучателем.

При этом заказчик обязан:

  • оформить и подать заявку на перевозку груза железнодорожным транспортом;
  • согласовать заявку с перевозчиком, который должен утвердить её, доставить груз в пункт назначения и передать его ответственному лицу вместе с сопроводительной документацией;
  • оплатить перевозку груза в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре.

В перечень обязанностей грузоперевозчика (исполнителя) входит:

Дискуссионные вопросы формы договора перевозки грузов на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мушина Ирина Аркадьевна

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы о форме договора железнодорожной перевозки грузов . Даётся определение понятия перевозчик , а также подробно рассматривается важность железнодорожной накладной. Кроме того, обсуждается перевозка груза по электронной железнодорожной накладной, которая осуществляется в сопровождении электронной железнодорожной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. Электронная железнодорожная накладная так же является письменной формой договора перевозки груза , что подтверждается рассмотренной судебной практикой.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мушина Ирина Аркадьевна

Текст научной работы на тему «Дискуссионные вопросы формы договора перевозки грузов на железнодорожном транспорте»

1. Сафонова Т. Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым правовым статусом: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2011. С. 64.

2. Шобухин В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 55.

3. Дьячков Д. А. Прокуратура РФ как политико-правовой институт урегулирования конфликтов (на примере Ярославской, Владимирской, Тверской областей): Дис. . канд. юрид. наук. Ярославль, 2009. С. 32.

4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 10.02.2014. № 6. Ст. 548.

5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 3.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.

6. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, 1995. № 229.

Дискуссионные вопросы формы договора перевозки грузов на железнодорожном транспорте Мушина И. А.

Мушина Ирина Аркадьевна /Mushina Irina Arkadievna – магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Институт права Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы о форме договора железнодорожной перевозки грузов. Даётся определение понятия перевозчик, а также подробно рассматривается важность железнодорожной накладной. Кроме того, обсуждается перевозка груза по электронной железнодорожной накладной, которая осуществляется в сопровождении электронной железнодорожной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. Электронная железнодорожная накладная так же является письменной формой договора перевозки груза, что подтверждается рассмотренной судебной практикой.

Ключевые слова: перевозка грузов, письменная форма, транспортная накладная, перевозчик, грузоотправитель.

В настоящее время в литературе являются дискуссионными вопросы о форме договора железнодорожной перевозки груза.

Особенностью правового регулирования договора перевозки является то, что помимо обшдх норм гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), приняты и действуют транспортные уставы и кодексы. В связи с этим необходимо будет обращаться не только к нормам ГК РФ, но и к специальному законодательству.

Хотелось бы обратить внимание на то, что договор перевозки грузов должен быть заключен в письменной форме. Данный вывод можно сделать, проанализировав содержание ст. 161 ГК РФ. Так, независимо от согласия сторон, сделка должна быть совершена в простой письменной форме в случаях, если она совершается между юридическими лицами или между юридическими лицами и гражданами. То есть, если одной стороной договорных отношений выступает юридическое лицо, то договор должен заключаться в простой письменной форме. Так как в ст. 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) закреплено, что перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, груз, багаж из пункта назначения в пункт отправления. Следовательно, правила о простой письменной форме ст. 161 ГК РФ применимы к договору перевозки грузов.

В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа. УЖТ РФ противоречиво регулирует вопрос о том, каким документом оформляется данный договор перевозки, и при наличии какого документа договор перевозки грузов

считается заключенным, так как при оформлении соответствующих правоотношений требует различные документы, а именно:

1) заявку на перевозку грузов (ст. 11 УЖТ РФ);

2) транспортную железнодорожную накладную (ст. 25 УЖТ РФ);

3) квитанцию о приеме груза (ст. 25 УЖТ РФ);

4) иные перевозочные документы (абз. 1 ст. 25 УЖТ РФ).

То есть из норм п. 2 ст. 785 ГК РФ и УЖД РФ определенно не следует, какой документ является письменной формой договора перевозки груза железнодорожным транспортом.

По наиболее распространенному мнению, письменной формой договора перевозки груза является транспортная накладная (А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой [11, 345]). В. К. Шайдуллина так же справедливо отмечает, что значение накладной состоит также в том, что заключившие договор стороны – перевозчик и грузоотправитель принимают на себя обязанность и ответственность за выполнение требований УЖД РФ и правил перевозок грузов, обеспечивающих сохранную и своевременную доставку груза [13, 200].

В соответствии с иной точкой зрения, письменной формой договора перевозки груза служат два документа, железнодорожная накладная и квитанция о приеме груза (А. В. Расулов [12, 99]).

Представляется верной первая точка зрения, так как, являясь письменной формой договора перевозки груза, накладная содержит в себе все существенные условия договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Важно также и то, что транспортная накладная имеет правоустанавливающее значение, является документом, представление которого в ряде случаев обязательно для предъявления претензий к перевозчику. Транспортная накладная имеет и расчетное значение, так как в ней отражаются расчеты с железной дорогой по провозным платежам при сдаче и выдаче груза. Вместе с тем, перевозчик в удостоверение принятия груза к перевозкевыдает грузоотправителю грузовую квитанцию. Видится, что грузовая квитанция не может признаться договорным документом, так как обязательственные отношения между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) этим документом не создаются, а только удостоверяются. В случае противоречия в содержании транспортной накладной и грузовойквитанции решающее значение всегда принадлежит транспортной накладной.

О важности транспортной накладной, как письменной формы договора перевозки свидетельствует и УЖТ РФ. В соответствии со ст. 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Согласно ч. 2 п. 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом при обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт. На их основании начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа [3].

Как указал Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 28 Постановления от 06.10.2005 № 30, при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного ст. 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения [5]. При этом необходимо учитывать, что Высший Арбитражный суд Российской Федерации в Информационном письме от 10.07.2007 № 119 уточнил порядок применения к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза именно в транспортных железнодорожных накладных. Так, если перевозчиком и грузоотправителем применялся один и тот же способ определения массы груза, грузоотправитель несет ответственность за искажение им сведений о массе груза в транспортной железнодорожной накладной в том случае, если масса груза, определенная перевозчиком, превышает с учетом допустимых погрешностей измерений массу, указанную в транспортной железнодорожной накладной [6].

В судебной практике так же основным доказательством заключения договора перевозки и основанием взыскании с перевозчика убытков является наличие транспортной накладной, отражающей все его существенные условия. В железнодорожных накладных грузоотправителем, перевозчиком делаются различные отметки, связанные с условиями и исполнением договора перевозки. Данные отметки имеют значение при разрешении споров в случаях просрочки доставки груза, задержки выдачи груза, взыскания штрафа за использование

перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев, при этом, согласно ст. 120 УЖТ РФ к претензии, направляемой перевозчику, прилагаются помимо прочих документов транспортные накладные.

Так, например, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 26.07.2012 согласился с мнением нижестоящих судов, отказавших грузополучателю в иске, поданном в связи с просрочкой доставки груза. При этом были исследованыжелезнодорожные накладные. Факт просрочки установлен датами приема груза к перевозке и доставки в адрес грузополучателя, указанными в накладных. Однако в накладных сделаны отметки «срок доставки увеличивается для исправления погрузки по вине отправителя». Основываясь на данных доказательствах, суд отклонил ссылки истца на виновность перевозчика в просрочке доставки груза.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 26.09.2012 г. так же отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с перевозчика убытков в виде упущенной выгоды, возникших в результате неисполнения последним договора перевозки в связи с отсутствием транспортной накладной.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 03.04.2012 г., напротив, правомерно удовлетворил иск о взыскании с ответчика задолженности за поставленную продукцию, так как оригинал указанной накладной со штампом о получении груза находился у грузополучателя.

В настоящее время в соответствии с п. 1.13. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом допускается оформление перевозочных документов в электронном виде. В соответствии с п. 1.15 данных Правил, перевозка груза по электронной железнодорожной накладной осуществляется в сопровождении электронной железнодорожной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. Электронная транспортная железнодорожная накладная оформляется в «ЭТРАН» – автоматизированной системе централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ОАО «РЖД» [4].

Электронная железнодорожная накладная так же является письменной формой договора перевозки груза, что подтверждено и судебной практикой. Так, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.11. 2016 г. принято решение о взыскании убытков за испорченный и утерянный груз с ОАО «РЖД» в пользу ООО «Холсим (Рус)», когда в результате схода вагона произошло его опрокидывание, повреждение и просыпание находящегося в нем груза на железнодорожные пути и близлежащую к ним территорию. Доказательственное значение при признании вины ответчика и расчете понесенных им убытков имела железнодорожная накладная №ЭМ645417 на перевозку груза в вагоне №97187413, оформленная в электронном виде посредством автоматизированной системы ЭТРАН, и подписана ЭЦП уполномоченных лиц. При этом судом принято во внимание, что между ОАО «РЖД» и ООО «Холсим (Рус)» заключен договор об электронном обмене документами от 13.08.2014г. № 173ЭОД/14.

Таким образом, анализ судебной практики подтверждает вывод о том, что транспортная накладная, как в бумажном, так и в электронном виде, имеет правоустанавливающее значение, является документом, представление которого в ряде случаев обязательно для предъявления претензий к перевозчику, а, следовательно, именно ее и нужно считать письменной формой договора перевозки груза.

Итак, при анализе дискуссионных вопросов о форме договора железнодорожной перевозки груза были сделаны выводы:

1) договор железнодорожной перевозки груза должен заключаться в простой письменной форме;

2) письменной формой договора перевозки груза является транспортная накладная;

3) транспортная накладная, как в бумажном, так и в электронном виде, имеет правоустанавливающее значение, является документом, представление которого в ряде случаев обязательно для предъявления претензий к перевозчику.

Грузовая квитанция, заявка на перевозку грузов, квитанция о приеме груза не могут признаться договорным документом, так как обязательственные отношения между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) этим документом не создаются, а только удостоверяются.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 1996. № 5. Ст. 410.

2. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 2003. № 2. Ст. 170.

3. Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 28 (ред. от 03.10.2011) «Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом» // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов, 2003. № 32.

4. Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 39 «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом»// Российская газета, 2004. 26 февраля.

5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 (ред. от 01.07.2010) «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

6. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 119 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных».

7. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2012 г. № А82-2470/2012-22.

8. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.07.2012 № А82-10543/2011-7.

9. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.04.2012 г. № А78-9656/11-С1-23/282-Ф02-1261/12-С2.

10. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2016 года №Ф09-10511/2016, А50-9007/2016.

11. Гражданское право: учебник / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2016. 780 с.

12. Расулов А. В. Договор железнодорожной перевозки пассажира и багажа: учеб. пособие / А. В. Расулов. М.: Юридический институт МИИТа, 2012. 241 с.

13. Шайдуллина В. К. Договор перевозки грузов: дисс. канд. юридич. Наук / В. К. Шайдуллина. М., 2016. 200 с.

Особенности гражданско-правовой ответственности генерального директора ООО и АО в Российской Федерации Омаровский А. А.

Омаровский Александр Александрович / Omarovskiy Alexander Alexandrovich — магистрант, бакалавр, кафедра гражданского права и процесса и международного частного права Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в данной статье автором анализируется проблема гражданско-правовой ответственности исполнительного органа юридического лица в Российской Федерации. Основное внимание уделено ответственности единоличного исполнительного органа юридического лица. В статье автором рассматриваются различные стороны ответственности исполнительного органа юридического лица, а именно: для сравнения автор разбирает как гражданско-правовую ответственность генерального директора, так и административную ответственность. В данной работе затрагиваются вопросы разделения ответственности между исполнительными органами юридического лица.

Ключевые слова: гражданское право, юридическое лицо, ООО, АО, гражданско-правовая ответственность, генеральный директор.

В современной судебной практике Российской Федерации установилось довольно сложное и неоднозначное положение, связанное в первую очередь с нерешенностью вопроса критериев

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 “Расходы на продажу”.

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет “НДС”, Кредит 19

– принят к вычету НДС.

Итоги

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ссылка на основную публикацию