Договор перевозки пассажиров воздушным транспортом

Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 103 Воздушного кодекса РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 29 сентября 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 228-ФЗ

1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 29 сентября 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 228-ФЗ

1.1. Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Договор воздушной перевозки пассажира

Определение договора воздушной перевозки пассажира дается в п. 1 ст. 103 ВК. Оно несколько отличается от понятия договора перевозки пассажира, сформулированного в ст. 786 ГК, но при этом сохранило его содержание.

Как указано в ВК, “по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа”.

Пространно изложенное определение договора за счет включения в него положений о предоставлении пассажиру места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, и о сроке доставки пассажира и багажа, определяемом установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, не улучшило дефиницию договора перевозки пассажира, закрепленную в ГК, и не отразило каких-либо особенностей договора воздушной перевозки пассажира.

Следует отметить, что такие особенности имеются, но носят они по большей части несущественный характер. Эти особенности касаются сторон договора, его формы, цены и расчетов за перевозку, обязанностей сторон и вопросов ответственности.

Сторонами договора являются воздушный перевозчик и пассажир. Положение ВК о том, что перевозчиком, осуществляющим на основании договоров воздушные перевозки, является эксплуатант, распространяется как на договор воздушной перевозки груза, так и на договор воздушной перевозки пассажира. Поэтому все положения о перевозчике как стороне договора воздушной перевозки груза, изложенные в параграфе 11.3 данной главы, в полной мере относятся к перевозчику по договору воздушной перевозки пассажира. Это касается в том числе и вопроса о праве перевозчика передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок перевозочными документами, именуемому уполномоченным агентом, а также лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством РФ сертификата соответствия, или другому лицу и быть при этом ответственным и за их действия (бездействие) перед пассажиром, и за выполнение воздушной перевозки пассажира.

Вторая сторона договора – пассажир. В дополненной Федеральным законом от 10.06.2012 № 78-ФЗ п. 2 ст. 100 дается определение пассажира воздушного судна, в соответствии с котором им является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна (воздушный чартер). По сравнению с другими транспортными уставами и кодексами в воздушном законодательстве его положение как участника договорных отношений прописано наиболее детально. Это касается вопросов перевозки детей, больных пассажиров, пассажиров с ограниченными возможностями. Установлено правило обязательного прохождения пассажиром предполетного досмотра. Кроме того, закреплен присущий только воздушной перевозке порядок регистрации пассажира на рейс, указанный в его билете.

Форма договора. Определенные особенности присущи форме договора воздушной перевозки пассажира и порядку оформления билета пассажира. Они связаны главным образом с применением билета в электронном виде. Как указано в Общих правилах воздушных перевозок, билет оформляется либо на бумажной основе, либо в электронном виде.

Оформление билета пассажира и багажной квитанции осуществляется перевозчиком или уполномоченным агентом путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочных документов в ручном, автоматизированном или электронном режиме.

Как правило, оформленный билет или маршрут-квитанция электронного билета выдается пассажиру непосредственно в пункте продажи перевозчиком или уполномоченным агентом [1] . По согласованию с ними пассажиром может быть выбран иной способ доставки билета на бумажной основе. Что касается маршрут-квитанции, то пассажир может получить ее в порядке, установленном перевозчиком или уполномоченным агентом.

Билет пассажира воздушной перевозки является именным, поэтому он может быть использован только тем лицом, которое указано в этом транспортном документе.

Цена договора. При оформлении проездных документов и выдаче их пассажиру с него взимается провозная плата. Имеются некоторые особенности, касающиеся установления цены договора воздушной перевозки пассажира и порядка оплаты перевозки. Размер провозной платы определяется исходя из установленной перевозчиком денежной суммы, взимаемой за перевозку одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, до аэропорта (пункта) назначения. Если оплата производится по тарифам, они должны быть зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке.

Оплата перевозки и оформление билета производятся, как правило, после бронирования перевозки пассажира. Иногда указанные действия выполняются до бронирования. Это следующие случаи, когда оформление билета пассажира производится:

  • – с открытой датой отправления;
  • – со статусом ожидания свободной провозной емкости (билет со статусом “на посадку”);
  • – при наличии свободных провозных емкостей после окончания регистрации пассажиров и оформления багажа [2] .

Установлена возможность осуществлять оплату перевозки, используя предварительную форму. Она допускает оплату в одном пункте продажи билетов, а оформление перевозочного документа – в другом пункте их продажи.

Для оформления оплаты соответствующих платежей, связанных с перевозкой пассажира и багажа, предусмотрены различные формы документов. Так, перевозчик или уполномоченный агент используют документ, удостоверяющий оплату сборов и услуг, который именуется ордером разных сборов. Документ, оформленный перевозчиком или уполномоченным агентом и удостоверяющий оплату перевозки багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа, подлежащего дополнительной оплате, – это квитанция для оплаты сверхнормативного багажа. Документом, удостоверяющим оплату сборов и услуг, может быть квитанция разных сборов. Этот документ оформляется не перевозчиком или уполномоченным агентом, а другими участниками перевозочного процесса, осуществляющими контрольные функции.

При оплате или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию об условиях перевозки, в том числе указанную в оформленном перевозочном документе, а также о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д. Это также сведения, касающиеся правил перевозчика, который будет фактически осуществлять перевозку, способа проезда до аэропорта отправления, места и времени начала и окончания регистрации на рейс, правил и порядка проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажира и багажа, условий обслуживания на борту воздушного судна, типа воздушного судна. Наконец, это сведения о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ.

Содержание договора. Обязанности сторон при регистрации пассажира. Ряд обязанностей сторон договора связан с прохождением пассажиром регистрации. Только на воздушном транспорте применяется процедура регистрации пассажира, прибывшего для посадки в воздушное судно. Она выполняет функцию допуска пассажира к перевозке. На этапе регистрации осуществляется комплекс действий по прохождению предполетных формальностей и выполнению требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля.

Обязанностью перевозчика является обеспечение проведения регистрации пассажира. Пассажир должен быть допущен к выполнению этих процедур. Непременное условие допуска пассажира к перевозке – наличие у него надлежаще оформленного билета.

Общими правилами воздушных перевозок урегулирована ситуация, когда билет пассажиром утрачен либо неправильно оформлен, либо поврежден. В отличие от железнодорожных перевозок, где при утере билета пассажир обязан доказывать факт его приобретения (ст. 82 УЖТ), на воздушном транспорте в каждом из указанных случаев перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира [3] . Если окажется, что договор воздушной перевозки пассажира не был заключен, то билет признается недействительным, и пассажир к перевозке не допускается. Билет, признанный недействительным, аннулируется перевозчиком с составлением акта. В нем указываются причины признания билета недействительным. При установлении, что договор воздушной перевозки пассажира был заключен, перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями договора и оформляет ему билет.

В Общих правилах воздушных перевозок закреплено принципиальное положение, согласно которому отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира [4] . По сути, в них воспроизведена ст. 3 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, что следует расценивать как один из шагов в направлении дальнейшей унификации и гармонизации транспортного законодательства.

Этой прогрессивной нормой, защищающей интересы “слабой” стороны договора, какой является пассажир, воздушное законодательство выгодно отличается от нормативной базы перевозок пассажиров другими видами транспорта. Например, как уже отмечалось, УЖТ закрепляет положение прямо противоположного смысла, в соответствии с которым утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не может быть осуществлена, и уплаченные за них деньги не возвращаются (ст. 82 УЖТ).

Учитывая роль и значение анализируемой нормы в практике воздушных перевозок, было бы целесообразно закрепить ее в ВК.

Процедура регистрации обязывает пассажира прибыть к указанному месту заблаговременно с таким расчетом, чтобы не позднее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна, когда заканчивается регистрация, пройти установленную процедуру регистрации и оформления багажа, оплатить сверхнормативный провоз багажа и выполнить требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, фитосанитарным и другими видами контроля.

Если пункты регистрации находятся за пределами аэропорта, а также если регистрация осуществляется на интернет-сайте, время окончания регистрации устанавливается с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажира и багажа в аэропорт отправления для посадки в воздушное судно, прохождения предполетных формальностей и выполнения требований, связанных с указанными видами контроля в соответствии с законодательством РФ.

Регистрация пассажиров производится на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, а при необходимости иных документов, предусмотренных законодательством РФ.

При регистрации пассажиру выдается посадочный талон – документ, который не применяется ни на одном другом виде транспорта. В нем указывается фамилия и инициалы пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер посадочного места на борту воздушного судна. Посадочный талон может содержать и другую дополнительную информацию. Именно посадочный талон предъявляется пассажиром при посадке на борт воздушного судна соответствующего рейса.

По установленным правилам, на вещи, находящиеся при пассажире и перевозимые в салоне воздушного судна, именуемые ручной кладью, прикрепляется безномерная бирка “ручная кладь”.

Пассажир обязан прибыть к выходу на посадку не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. В случае если он опоздал ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или ко времени посадки в воздушное судно, перевозчик может отказать ему в перевозке данным рейсом. Что касается багажа пассажира, не явившегося на посадку, то он подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.

В соответствии со ст. 85.1 ВК в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчик обязан организовать передачу персональных данных пассажира воздушного судна в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, а при международных воздушных перевозках – также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита (в ред. Федерального закона от 05.04.2011 № 50-ФЗ).

Обязанности перевозчика при обслуживании пассажира. Одна их группа относится к обслуживанию пассажиров в аэропорту, другая – на борту воздушного судна. Обязанности перевозчика по обслуживанию пассажира в аэропорту касаются обеспечения его необходимой информацией о времени отправления и прибытия воздушных судов; месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете; месте, времени начала и окончания посадки пассажира в воздушное судно; задержке или отмене рейса и причинах задержки или отмены рейса; способе проезда до ближайшего населенного пункта от аэропорта и между аэропортами; правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; общих правилах выполнения требований, связанных с видами контроля: пограничным, таможенным, иммиграционным и др.

Кроме того, перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает:

  • – регистрацию пассажира;
  • – доставку пассажира к месту стоянки воздушного судна и посадку в него;
  • – выход пассажира из воздушного судна и доставку в здание аэровокзала.

Обязанности перевозчика по обслуживанию пассажира на борту воздушного судна заключаются в предоставлении комплекса услуг в зависимости от типа и оборудования воздушного судна, продолжительности полета, времени суток, в течение которого происходит полет, а также класса обслуживания, указанного в билете.

Прежде всего перевозчик информирует пассажира об условиях полета и правилах поведения на борту воздушного судна, обеспечивает предоставление прохладительных и (или) горячих напитков и питания, первой медицинской помощи. Горячее питание предоставляется пассажиру при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов и далее каждые четыре часа – в дневное время и каждые шесть часов – в ночное время.

Перевозчик может предоставить пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле. Порядок их оказания и оплаты устанавливается перевозчиком. Он обязан предоставить пассажиру целый набор дополнительных услуг в случаях возникновения экстраординарных ситуаций, таких, например, как перерыв по вине перевозчика, задержка рейса, отмена рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, технических причин, изменение маршрута перевозки. К этим услугам относятся:

  • – предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • – два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • – обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов и горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • – размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • – доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • – организация хранения багажа.

Перечисленные услуги предоставляются без взимания дополнительной платы.

Право пассажира сделать остановку в пути. Перевозчик обязан обеспечить выполнение всей процедуры, связанной с реализацией права пассажира прервать перевозку и сделать остановку в пути следования. Пассажир может воспользоваться этим правом только в пределах срока действия обязательств перевозчика по его перевозке.

Указанное право заключается в том, что по согласованию с перевозчиком пассажир может прервать свою перевозку в аэропорту (пункте), указанном в билете, в котором согласно договору воздушной перевозки пассажира время между прибытием пассажира в аэропорт и отправления из него составляет более 24 часов. Условия реализации права остановки состоят в том, что она: заранее согласована с перевозчиком; указана в билете; учтена при расчете стоимости проезда.

Если осуществляется международная перевозка, то дополнительным условием является разрешение государственных органов той стороны, на территории которой предполагается остановка.

При совершении остановки в аэропорту (пункте) по маршруту перевозки багаж пассажира оформляется только до аэропорта (пункта) остановки и подлежит выдаче в этом аэропорту.

Если при бронировании перевозки пассажир не заявил об остановке в аэропорту (пункте) по маршруту перевозки, однако решил сделать такую остановку и заявил об этом в аэропорту трансфера или в аэропорту, в котором воздушное судно совершает посадку для технического и (или) комплексного обслуживания и продолжает выполнение рейса, которым оно прибыло в аэропорт трансфера, то такая остановка расценивается как добровольный отказ пассажира от перевозки [5] .

Остановка не считается добровольным отказом пассажира от перевозки, если она вызвана вынужденным его отказом от перевозки, обусловленным, во-первых, нарушением перевозчиком обязательств, а во-вторых, внезапной болезнью пассажира или смертью члена семьи пассажира, совместно следовавшего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами. Кроме того, перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях [6] .

Авиаперевозки

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» (далее Правила), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
  • бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках – в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
  • бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка – 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете;
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию;
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);
  • Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (территориальные отделы в административных округах);
  • Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);
  • Органы полиции (противодействие мошенническим действиям).

Договор перевозки пассажиров воздушным транспортом

Приложение к приказу АО «Ижавиа»

от 21.03.2018 № 187

Договор воздушной перевозки пассажира

1. Общие положения

1.1. В настоящем договоре используются следующие термины:

билет — пассажирский билет и багажная квитанция, в том числе электронный билет, удостоверяющий настоящий договор;

договор перевозки — настоящий договор;

перевозка — воздушная перевозка пассажира и багажа;

перевозчик — все авиаперевозчики, которые перевозят или обязуются перевезти пассажира или его багаж по настоящему договору или осуществляют любое другое обслуживание, связанное с воздушной перевозкой;

электронный билет — билет, в котором информация представлена в электронно-цифровом формате; частями электронного билета являются маршрут/квитанция, оформляемая перевозчиком или от имени перевозчика, электронные купоны и посадочный документ (в установленных законодательством случаях);

Варшавская конвенция — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12.10.1929, или указанная Конвенция с изменениями, внесенными Протоколом, подписанным в Гааге 28.09.1955, в зависимости от того, какой из этих документов может быть применен к перевозке;

Монеральская конвенция — Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, подписанная в Монреале 28.05.1999.

1.2. На международную перевозку, выполняемую по настоящему договору, распространяются правила, установленные Монреальской конвенцией и/или Варшавской конвенцией, в зависимости от того, какой из этих документов может быть применен к перевозке.

При внутренних перевозках правила перевозки регламентируются воздушным законодательством Российской Федерации.

1.3. По настоящему договору перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу, а пассажир обязуется оплатить воздушную перевозку и провоз багажа (при его наличии) в соответствии с условиями применения тарифов перевозчика и установленными перевозчиком тарифами.

1.4. Перевозка, выполняемая по настоящему договору, и другие предоставляемые каждым перевозчиком услуги подчиняются: условиям, изложенным в билете; условиям применения тарифов перевозчика; условиям перевозки, установленным перевозчиком, и относящимся к ней правилам, с которыми можно ознакомиться на сайте перевозчика в сети Интернет.

1.5. Приобретая билет, пассажир подтверждает, что он ознакомлен со всеми существенными условиями договора перевозки, они ему понятны, и выражает свое согласие с предложенным вариантом следования.

К существенным условиям договора перевозки относятся, в том числе: пункт назначения, рейс, совершаемый воздушным судном, условие о возврате/невозврате провозной платы, норма бесплатного провоза багажа (при наличии), норма провоза ручной клади, размер провозной платы.

1.6. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверятся билетом.

1.7. Билет может быть оформлен в бумажной или электронной форме. При оформлении билета в электронной форме пассажиру выдается маршрут-квитанция.

1.8. Билет действителен для полета на воздушном судне, совершающем рейс в дату и время, указанные в билете. Перевозка по билету с открытой датой отправления осуществляется после бронирования пассажирского места и внесения перевозчиком или уполномоченным агентом в билет даты отправления и номера рейса. При отсутствии мест на рейсе, которым пассажир изъявил желание следовать, перевозчик не гарантирует перевозку на указанном рейсе.

1.9. Перевозка пассажира осуществляется в той последовательности, в которой оформлены полетные купоны. В случае неявки пассажира на предыдущий рейс о своем желании следовать дальнейшим рейсом пассажир обязан известить перевозчика, в противном случае перевозчик оставляет за собой право аннулировать дальнейшую перевозку без предупреждения пассажира как не приступившего к перевозке (пункты 27, 75 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 (далее — ФАП-82)).

1.10. Если билет, оформленный в бумажной форме, был пассажиром утрачен либо поврежден, то пассажир обязан обратиться по месту оформления билета или к перевозчику за выдачей дубликата билета. За выдачу дубликата билета взимается плата в размере, установленном перевозчиком.

1.11. Пассажир самостоятельно и за свой счет обязан оформить все пограничные, таможенные, иммиграционные и иные необходимые документы для соблюдения необходимых требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, в аэропортах отправления, назначения и промежуточной посадки. Перевозчик не несет ответственность перед пассажиром за возможные случаи наступления негативных последствий при нарушении данных требований.

1.12. Пассажир самостоятельно определяет возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья. Об особых условиях перевозки, в том числе в связи с имеющимися у пассажира ограничениями жизнедеятельности или инвалидности (при их наличии), пассажир обязан сообщить перевозчику при бронировании или оформлении билета в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

При оформлении билета посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет пассажир сообщает перевозчику или агенту перевозчика в момент оформления билета о необходимости обеспечения особых условий перевозки путем заполнения соответствующего поля запроса на сайте (при наличии) или по телефону.

В случае если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки.

Стороны соглашаются, что состоянием здоровья пассажира, угрожающим безопасности самого пассажира или других лиц, создающим беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, считается, в том числе, нахождение пассажира в состоянии алкогольного опьянения, повышенный или пониженный уровень артериального давления у пассажира. В случае если у представителя перевозчика имеются основания считать, что пассажир находится в одном из указанных состояний, перевозчик вправе потребовать у пассажира пройти медицинское освидетельствование.

2. Отказ от перевозки

2.1. Пассажир имеет право отказаться от воздушной перевозки. Забронированное место при этом аннулируется и возвращается в систему продаж.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки (за исключением вынужденного отказа от перевозки) возврат провозной платы осуществляется в порядке и размере, установленных в условиях применения тарифов перевозчика.

2.2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

2.3. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:

— отмены или задержки рейса, указанного в билете;

— изменения перевозчиком маршрута перевозки;

— выполнения рейса не по расписанию;

— несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

— несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

— необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

— болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете. Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика.

Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры;

— непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

— неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Во всех иных случаях отказ пассажира от перевозки признается добровольным отказом от перевозки.

2.4. Вынужденный отказ возможен в течение срока годности билета, установленного перевозчиком. Срок годности билета (срок действия билета) устанавливается в условиях применения тарифов перевозчика.

2.5. При намерении пассажира отказаться от воздушной перевозки пассажир или уполномоченное им лицо обязаны уведомить АО «Ижавиа» о расторжении договора перевозки в одностороннем порядке одним из следующих способов:

1) личное обращение пассажира или его представителя по месту оформления билета или в кассы АО «Ижавиа» при предоставлении документов, указанных в пункте 2.6 договора;

2) через личный кабинет на официальном сайте АО «Ижавиа» (в случае оформления билетов на официальном сайте АО «Ижавиа»);

3) письменное обращение пассажира или его представителя в АО «Ижавиа» с предоставлением документов, указанных в пункте 2.6 договора. Письменное обращение может быть направлено по почте (426015, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Аэропорт) либо по электронной почте (office@izhavia.su).

В случае письменного обращения датой уведомления об отказе от перевозки является дата получения АО «Ижавиа» обращения со всеми документами.

В случае если билет был приобретен юридическим лицом, независимо от канала продажи, помимо вышеуказанных документов предоставляется доверенность на получение денежных средств за подписью руководителя юридического лица.

2.6. Для оформления отказа от воздушной перевозки пассажир должен предоставить АО «Ижавиа» следующие документы:

1) письменное заявление, составленное в произвольной форме;

2) билет или маршрут-квитанцию (при наличии);

3) документ, удостоверяющий личность пассажира, на основании которого был оформлен билет, или его копию;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира (при обращении представителя), или его нотариально заверенную копию;

5) документ, удостоверяющий личность представителя (при обращении представителя), или его копию.

2.7. Возврат пассажиру провозной платы за чартерную перевозку не производится.

2.8. Возврат провозной платы осуществляется по месту оформления билета.

2.9. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в следующих случаях:

— нарушение пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

— отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

— если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

— отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

— отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;

— нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;

— наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

2.10. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушением пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающим угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата пассажиру не возвращается.

3. Ответственность перевозчика

3.1. За просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года исчисление платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

3.2. В случае полной или частичной утраты, повреждении (порчи) багажа, зарегистрированного и переданного перевозчику, а также ручной клади перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

— в размере объявленной ценности в случае принятия к воздушной перевозке багажа с объявлением ценности. За воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа;

— в размере стоимости багажа, но не более шестисот рублей за килограмм веса в случае принятия к воздушной перевозке багажа без объявления ценности;

— в размере стоимости вещей, находящихся при пассажире, но не более чем одиннадцать тысяч рублей в случае невозможности ее установления;

— в случае международной перевозки — в размере согласно Монреальской конвенции.

3.3. В случае нарушения договора воздушной перевозки перевозчик по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов обязан составить коммерческий акт. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика или пассажира.

3.4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира пассажир предъявляет перевозчику заявление или претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Претензия (заявление) к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев.

3.5. В случае повреждения (порчи) багажа при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно уведомить об этом перевозчика в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа. В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

3.6. Порядок выдачи, хранения и розыска зарегистрированного багажа установлен главами 12, 13 ФАП-82.

3.7. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах услуги, предусмотренные пунктом 99 ФАП-82.

3.8. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами Российской Федерации либо в соответствии с гражданским законодательством.

4. Заключительные положения

4.1. Во всем ином, не урегулированном данным договором, пассажир и перевозчик руководствуются законодательством Российской Федерации или международными договорами, а также правилами, установленными перевозчиком.

Обращаем внимание: опубликование информации на официальном сайте авиаперевозчика является надлежащим информированием пассажиров обо всех существенных условиях договора воздушной перевозки.

Статья 103 ВЗК РФ. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

1.1. Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Комментарии к ст. 103 ВЗК РФ

В соответствии с Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденными Приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. N 19 , по договору воздушной перевозки пассажира авиационное предприятие обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении багажа. Пассажир обязан уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной нормы – и за провоз этого багажа.

Данный документ не публиковался.

Договор воздушной перевозки груза характерен тем, что перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении груза, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Перевозочными документами являются:

при перевозке пассажира – билет;

при перевозке вещей пассажира в качестве багажа – багажная квитанция.

Перевозчик в удостоверение уплаченных ему пассажиром, отправителем или получателем дополнительных сумм выдает:

квитанцию разных сборов – при оплате пассажиром, отправителем или получателем сборов и платежей, связанных с изменением договора воздушной перевозки, обслуживанием, а также оплатой штрафов;

квитанцию платного багажа – при оплате пассажиром провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза;

иные документы, удостоверяющие внесение платежей.

Перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам), рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того, имели ли место пересадки, перегрузки или перерыв в перевозке. Напротив, перевозка пассажира в направлениях “туда” и “обратно” рассматривается как два отдельных договора перевозки.

Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 21 июля 1997 г. N 153 “О внесении изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие выполнение воздушных перевозок” установлены определенные особенности перевозки отдельных категорий пассажиров. Так перевозка детей на внутренних и международных воздушных линиях (в том числе в страны СНГ) обеспечивается:

Internet www.db.ftcenter.ru // Сервер Федерального Компьютерного Центра фондовых и товарных информационных технологий Мингосимущества России (ФТ-центр), правопреемника ГВЦ Госснаба СССР.

– бесплатно, а при международных перевозках со скидкой 90% от нормального (полного) тарифа – в возрасте не старше двух лет, без предоставления отдельного места. Каждому взрослому пассажиру разрешается перевезти бесплатно (а при международных перевозках со скидкой 90%) только одного ребенка в возрасте до двух лет;

– со скидкой в размере 50% от нормального тарифа – других детей в возрасте до двух лет, а также детей в возрасте от двух до двенадцати лет;

– при перевозке детей в салонах повышенной комфортности скидка с тарифа исчисляется от нормального тарифа соответствующего класса обслуживания.

Норма бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливается перевозчиком и не может быть менее: 10 кг – для воздушных судов с максимальной взлетной массой до 12 тонн; 20 кг – для воздушных судов с максимальной взлетной массой 12 тонн и более.

Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления воздушного судна (если перевозчиком не установлен льготный срок) и получить обратно уплаченную за перевозку сумму. При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна пассажиру возвращается уплаченная за перевозку сумма с удержанием сбора в размере:

– 10% – при отказе от полета менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 3 часа до отправления воздушного судна;

– 25% – при отказе от полета менее чем за 3 часа до отправления воздушного судна.

При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна при групповых перевозках возвращается сумма с удержанием сбора в размере 25%.

Осуществление воздушных перевозок в Вооруженных Силах РФ регулируется отдельным актом, а именно Инструкцией по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах РФ (приложение к Приказу Минобороны РФ от 26 марта 2003 г. N 90).

Данная Инструкция определяет порядок планирования, организации и контроля выполнения воздушных перевозок военно-транспортными и транспортными самолетами и вертолетами авиации Вооруженных Сил РФ (далее – воздушные суда авиации ВС РФ), а также обязанности должностных лиц, участвующих в планировании, организации, обеспечении и выполнении воздушных перевозок. Воздушными судами авиации ВС РФ, как правило, перевозятся:

1) военнослужащие Вооруженных Сил, члены их семей, лица гражданского персонала Вооруженных Сил;

2) военнослужащие, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту – на избранное место жительства при увольнении военнослужащего с военной службы;

3) члены семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти) – к месту погребения и обратно (но не более трех человек), кроме того, члены семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту и погибшего (умершего), – к избранному месту жительства;

4) один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, захороненного на территории Российской Федерации, – к месту погребения и обратно (один раз в год);

5) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, – к месту использования отпуска и обратно (один раз) и на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца;

6) члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, – к месту санаторно-курортного лечения и обратно (один раз в год);

7) лица, сопровождающие груз (до 5 человек на один рейс);

8) лицо, сопровождающее военнослужащего, который следует в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, следующие в лечебные или санаторно-курортные учреждения, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии;

9) два члена семьи военнослужащего или два близких родственника в случае тяжелой болезни военнослужащего – от места своего жительства до места нахождения больного и обратно (один раз за время болезни);

10) офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения – на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год);

11) члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (один раз в год);

12) граждане, призванные на военную службу и направленные на комплектование войск (сил);

13) граждане, поступившие на военную службу по контракту, либо направляемые для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны РФ, либо призванные на военные сборы, либо направленные в воинские части для заключения контрактов о прохождении военной службы;

14) граждане, проходящие обучение в суворовских военных, Нахимовском военно-морском и Военно-музыкальном училищах, кадетских (морских кадетских и музыкальных кадетских) корпусах, а также воспитанники воинских частей и военных оркестров;

15) гражданские специалисты с необходимым оборудованием – при выполнении задач в интересах Вооруженных Сил РФ;

16) российские и иностранные делегации, осуществляющие визиты по планам военного и военно-технического сотрудничества;

17) иностранные военные инспекционные наблюдатели, контролирующие выполнение международных договоров Российской Федерации;

18) воинские грузы.

Кроме того, воздушными судами могут перевозиться другие лица и грузы по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главнокомандующего Военно-воздушных сил и начальника Главного штаба Военно-воздушных сил в установленном порядке без ущерба боевой готовности и выполнению задач по прямому предназначению.

Воздушные суда авиационных воинских частей центрального подчинения, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ используются для выполнения воздушных перевозок в соответствии с годовыми и месячными планами воздушных перевозок, утвержденными главнокомандующими видами (командующими родами войск) Вооруженных Сил РФ, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, а также в соответствии с суточными планами воздушных перевозок, утвержденными начальниками главных штабов видов (штабов родов войск) Вооруженных Сил РФ. В случаях, не предусмотренных планами, воздушные перевозки выполняются указанными воздушными судами по решениям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, начальников главных штабов видов (штабов родов войск) Вооруженных Сил РФ, а также начальников главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, которым они подчинены.

В целях обеспечения видов Вооруженных Сил РФ, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, родов войск Вооруженных Сил РФ, не имеющих возможности выполнения перевозок своими воздушными судами, воздушные перевозки выполняются воздушными судами 61 Воздушной армии Верховного Главного Командования Вооруженных Сил РФ (Военно-транспортной авиации) и 8 Авиационной дивизии (особого назначения) в соответствии с годовыми планами воздушных перевозок, утвержденными начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, на основании заявок, представляемых в Главный штаб Военно-воздушных сил.

Договор воздушной перевозки

Договор авиаперевозки груза

Воздушные грузоперевозки относятся к наиболее динамично развивающейся сфере транспортировки грузов, хотя процент грузов, перевозимых авиатранспортом, в общем обороте грузоперевозок является минимальным.

Однако в условиях территориальной труднодоступности грузополучателя, либо сезонности функционирования других путей сообщения (морских, речных, автомобильных) авиатранспорт становится незаменимым.

Сторонами договора авиаперевозки груза являются грузоотправитель и авиатранспортная компания, выступающая в роли грузоперевозчика.

Если законодательно для грузоотправителя не предусмотрено никаких ограничений по статусу, то воздушным грузоперевозчиком может быть только авиакомпания, обладающая государственной лицензией на осуществление грузоперевозок.

Виды договоров на авиаперевозку груза

В Российской Федерации существуют два вида соглашений, касающихся перевозки груза воздушным транспортом:

  1. договор внутренней перевозки;
  2. договор международной перевозки.

Внутренние воздушные перевозки всецело регламентируются внутренним законодательством РФ и в частности Воздушным кодексом.

При осуществлении международных перевозок как грузоотправителю, так и грузоперевозчику следует учитывать законодательство:

  1. страны грузополучателя;
  2. страны транзитной остановки;
  3. страны транзитного пролета.

При любом типе авиаперевозки основным документом на груз будет авианакладная. В случае если груз перевозится за пределы РФ, то авианакладная должна быть исполнена на двух языках – русском и английском. При отсутствии транзитных перелетов, английский язык может быть заменен на официальный язык страны получателя.

Обязательные условия

К нотификациям, обязательным для договора авиаперевозки груза, относятся:

  1. цена груза, заявленная грузоотправителем;
  2. ответственность контрагентов;
  3. условия действия договора, а равно условия его изменения либо расторжения;
  4. взаимоответственность контрагентов и штрафные санкции на случай неисполнения или неполного исполнения договорных условий.

Правила авиаперевозок пассажиров

Лицензированные авиатранспортные компании в договорах воздушных перевозок именуются перевозчиками (эксплуатантами). В соответствии с договорными обязательствами они выделяют пассажиру указанное в билете место в самолете на конкретный рейс и доставляют его вместе с багажом в населенный пункт по месту назначения. Багаж выдается лично пассажиру или его доверенному лицу.

Правилами установлены предельные габариты и вес груза, сдаваемого в багаж. Помимо оплаты билета, пассажир обязан оплатить сверхнормативную часть багажа. Независимо от того, летит пассажир регулярным или чартерным рейсом, основные принципы работы авиакомпаний будут одинаковыми. Так:

  1. Авиакомпания не может гарантировать безусловное исполнение времени отправления и прибытия в соответствии с расписанием полетов. Неблагоприятные погодные условия на маршруте полета, повреждения взлетно-посадочной полосы, катастрофы являются объективными обстоятельствами задержки или отмены рейсов. Авиадиспетчеры в этих случаях руководствуются в первую очередь нормами безопасности пассажиров во время полета.
  2. В компетенции авиаперевозчика находится его право на изменение маршрута полета. Он может также заменить воздушное судно при обнаружении технических неполадок и определить конечной точкой полета аэропорт, не предусмотренный расписанием. Основанием для вышеперечисленных действий является обеспечение безопасности полетов. Сохранению здоровья и жизни пассажиров на борту самолета отдаются безусловные приоритеты.

При возникновении обстоятельств, нарушающих распорядок авиаперелетов, перевозчик обязан:

  • заранее известить авиапассажиров о задержках или отмене рейса;
  • обеспечить перелет пассажиров до места назначения другими рейсами своей авиакомпании или привлечь для этого партнеров;
  • организовать питание и жилье для пассажиров, остающихся в аэропорту продолжительное время;
  • вернуть стоимость авиабилета при нежелании пассажира лететь в более позднее время.

Права контрагентов договора

Авиатранспортная компания вправе расторгнуть контракт, если пассажир при покупке авиабилета предоставил неверно оформленные документы. Гражданин должен обратиться в госорганы, выдавшие эти документы, для их изменения и дополнения. Претензии к авиаперевозчику в этом случае неправомерны.

Авиапассажир по своему желанию может остановиться в транзитном аэропорту, если самолет (другое авиатранспортное средство) делает в нем посадку. Продолжение полета возможно этим же рейсом в другое время или подобным по этому же маршруту. Однако остановка разрешена только в следующих случаях:

  1. законы страны, где пассажир хочет прервать полет, разрешают ему покинуть борт самолета;
  2. продолжительность остановки не превышает время действия билета;
  3. пассажир своевременно известил авиакомпанию о своем намерении;
  4. дополнительная стоимость по перегрузке багажа и разница в тарифах на различные рейсы оплачена;
  5. пассажирское и багажное места на другом рейсе забронированы;
  6. место на том же рейсе, но на альтернативную дату, подтверждено авиаперевозчиком.
  7. обострение (внезапный приступ) болезни пассажира или его близкого родственника, летящего этим же рейсом, не требует дополнительных извещений и оплат.

Вышеизложенное относится к авиаперевозкам по нормальным тарифам. Применение специальных пониженных расценок ограничивает или полностью запрещает остановки в пути.

Законодательные акты государства, куда прилетает пассажир, должны им неукоснительно соблюдаться. Прохождение паспортно-визового контроля обязательно, а его нарушение влечет за собой отказ компетентных органов во въезде в страну назначения. В этом случае пассажир оплачивает авиаперевозчику его доставку домой.

Таможенные и санитарные правила страны назначения выполняются всеми пассажирами без исключений.

В соответствии с федеральным законодательством в области авиаперевозок пассажирам предоставляются следующие льготы:

  • неоплачиваемый полностью или частично проезд для групп лиц с ограниченными возможностями и других льготных категорий граждан в соответствии с Федеральными авиационными правилами;
  • безвозмездный провоз не менее десяти килограммов багажа на человека;
  • бесплатный (или частично оплачиваемый для международных рейсов) перелет ребенка до двух лет;
  • пониженные расценки на перелет детей младше двенадцати лет с указанием в авиабилете персонального места;
  • свободное размещение в общих и специальных залах отдыха в аэропортах;
  • спальное место в отеле за счет авиакомпании, если по ее вине произошло значительное опоздание по времени вылета.

Акты на авиаперевозки пассажиров

Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.

  1. Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
  2. Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
  3. Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
  4. Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.

Правила расторжения договора

Правила авиаперевозок предусматривают безусловное их исполнение пассажирами. Авиакомпания может отказаться от перевозки пассажира в следующих случаях:

  • пассажир нарушил требования таможенного и/или санитарного законодательства, а также паспортного режима как РФ, так и стран назначения (транзита);
  • авиапассажир пренебрегает правилами поведения на авиационных судах и не выполняет требований обслуживающего персонала;
  • пассажир тяжело болен и условия полета создают угрозу его здоровью;
  • клиент авиакомпании отказывается оплатить стоимость багажа сверх установленной нормы;
  • путешественник не оплатил перелет ребенка старше двух лет;
  • в багаже или личной клади пассажира обнаружены взрывоопасные или отравляющие вещества, оружие.

В случае недопуска к полету или снятия пассажира с борта самолета при нарушении правил поведения стоимость билета ему не возвращается. При других обстоятельствах расторжение договора по инициативе авиаперевозчика подразумевает обязательный возврат финансовых средств, потраченных пассажиром.

Пассажир имеет право отказаться от полета при таких вынужденных обстоятельствах:

  1. перенос времени вылета на более позднее время;
  2. изменение конечного пункта полета по метеорологическим условиям;
  3. грубые ошибки в авиабилете, приведшие к невозможности предоставить пассажиру место соответствующего класса, указанного им при бронировании;
  4. менее комфортабельный тип предоставляемого воздушного судна по сравнению с указанным в билете;
  5. обострение болезни пассажира или лица, его сопровождающего;
  6. невозможность пересадки на рейс трансфера в соответствии с купленным билетом из-за опоздания основного рейса.

Компенсации перевозчика при вынужденных обстоятельствах отказа пассажира от полета могут быть следующими:

  1. первоочередной перелет следующим по нужному маршруту рейсом;
  2. полный возврат стоимости билета за весь маршрут или частичный – при доставке пассажира в пункт пересадки.

По личным обстоятельствам пассажир также может отказаться от авиаперевозки. В этом случае его отказ носит добровольный характер и наносит ущерб авиаперевозчику. При этом перевозчик имеет право из стоимости билета, возвращаемой пассажиру, вычесть следующие процентные сборы:

  • при уведомлении перевозчика об отказе пассажира в интервале времени от 24-х до трех часов до вылета – 10% цены билета;
  • при уведомлении в срок менее трех часов до отлета – 25%;
  • для групп пассажиров при отказе менее чем за сутки – 25%.

Размеры компенсаций и условия их выплат при добровольном отказе авиапассажира установлены в следующих формах:

  1. полная стоимость билета за вычетом служебных сборов при невыполнении перевозки по всему маршруту;
  2. частичный возврат с удержанием сборов лишь за неосуществленную часть маршрута;
  3. возврат стоимости билетов, приобретенных по спецтарифам, регулируется правилами их использования.

Деньги за неиспользованные авиабилеты получает пассажир или приобретавший их гражданин при наличии доказательств покупки. Возврат денег происходит в агентствах авиакомпании в той же валюте, в которой билет покупался. Если билет приобретался по безналичному расчету, то и возврат осуществляется в той же форме оплаты.

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Ссылка на основную публикацию