Какие предъявляются требования при транспортировке опасных грузов

Перевозка автомобильным транспортом опасных грузов: требования, предъявляемые к автомобилю в 2020 году и советы юриста

Довольно часто на дороге мы видим специальные автоцистерны, перевозящие различные грузы. Что в них везут? Газ? Нефть? Бензин? Стоит задуматься, сколько твёрдых опасных грузов перевозится вообще по дорогам в крытых машинах. Например, самые обыденные вещи, такие как краска-эмаль, полиэтиленовая плёнка, ветошь, спички, рыбная мука, вата, бенгальские огни и фейерверки, бытовая химия в аэрозолях – всё это классифицируется, как опасный груз.

Если начать обращать внимание на количество таких машин на дорогах, окажется, что примерно ½ общего грузооборота провозится именно по общественным дорогам. У многих возникает два вопроса: неужели эти сложные автоперевозки экономически выгодны для продавцов и насколько безопасны такие перевозки для окружающих? Все понимают, что перевозка опасных грузов – это серьёзная сфера деятельности, требующая специального оборудования, навыков водителя, разрешительной документации и, самое главное, соблюдения максимальной осторожности при погрузке-разгрузке и самой транспортировке.

Что является опасным грузом?

Согласно своему названию, опасным признается тот груз, который при его перевозке, погрузке-разгрузке, нарушении тары самого груза, может нанести вред окружающей среде, другим участникам дорожного движения или может вызвать возникновение опасных ситуаций.

Еще в середине прошлого века в Европе было принято, действующее до сих пор, международное соглашение о правилах безопасного передвижения опасных грузов в рамках международной безопасности. А в связи с бурным развитием химической, нефтегазовой промышленности и фармакологии, меры по увеличению безопасности на дорогах, поддержали почти 50 стран, в том числе и наша страна. Международное соглашение называется ДОПОГ на перевозку опасных грузов, в России также используется аббревиатура ПОГАП (правила перевозки опасных грузов автотранспортом).

Классификация грузов

Согласно международному соглашению, все опасные грузы делятся на классы, в зависимости от своих свойств:

  1. Кл.1: грузы взрывоопасные.
  2. Кл.2: грузы газообразные.
  3. Кл.3: грузы легковоспламеняющиеся твёрдые.
  4. Кл.4: грузы самовозгорающиеся; грузы, способные при взаимодействии с водой выделять горючие газы; грузы окисляющие.
  5. Кл.5: грузы — органические пироксиды.
  6. Кл.6: грузы ядовитые, токсичные, инфекционные.
  7. Кл.7: грузы радиоактивные.
  8. Кл.8: грузы коррозионные, едкие.
  9. Кл.9: прочие.

Чёткое понимание, к какому классу относится груз, нужно для того, чтобы быстро подобрать тару и упаковку, пройти необходимую подготовку к транспортировке, получить сопутствующую документацию и провести специальный инструктаж для водителя.

Основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Единые международные правила перевозки опасных грузов — это своего рода шпаргалка, для приведения к одному формату самого процесса оформления груза, подготовки транспорта и водителя, для разработки безопасного маршрута.

ДОПОГ охватывает весь план перевозки:

  • технические требования к автотранспорту, таре, упаковке, к методам погрузки-разгрузки;
  • юридические требования к документальному взаимодействию между отправителем, получателем и перевозчиком груза;
  • специальные требования к водителю и другим лицам, задействованным в подготовке и транспортировке груза;
  • информационные требования к маркировке, знакам, описи и классификации груза.

Чтобы процесс перемещения опасных грузов был максимально безопасным, правила периодически дополняются.

Согласно правилам ДОПОГ, классификацию грузов производит сам отправитель. На территории России отправитель вынужден обратиться в Федеральное Ведомство по испытаниям и исследованиям материалов, которое выдаст соответствующую документацию.

Перечень необходимых документов

Во время перевозки ОГ у водителя или у лица, сопровождающего груз, при себе должен быть пакет документов, необходимый для такого рода деятельности. Он включает в себя:

  • маршрутный лист (1 экземпляр), по которому двигается автотранспорт с опасным грузом, согласно нормам безопасного движения;
  • лицензия ТС на осуществление данного вида перевозок;
  • аварийная карточка, как документ, содержащий всю информацию о характеристиках перевозимого опасного груза;
  • товарно-накладная документация на перемещение груза;
  • разрешительный документ на право управления данным ТС водителем и свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • контактные данные компании отправителя, получателя и перевозчика;
  • разрешительная документация, выданная Министерством Транспорта или других уполномоченных органов на перевозку особо опасных грузов.

Маршрут

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом происходит по строго установленному маршруту. Нередко на стационарных постах ГИБДД можно увидеть стоящие автоцистерны. Как правило, эти машины нарушили установленный путь следования. Для водителя и компании перевозчика такие нарушения становятся очень дорогостоящими – потеря времени, нарушение сроков доставки и, соответственно, штраф.

Ещё до начала поездки, перевозчик должен согласовать с Госавтоинспекцией маршрут перевозки опасного груза, практически в каждом конкретном случае. Но существуют и общие требования для всех перевозчиков ОГ.

Так на маршруте опасного груза не должны встречаться места и зоны общественного отдыха, природные заповедники и объекты культурного наследия. Запрещено прокладывать пути следования опасных грузов вблизи от учебно-воспитательных, оздоровительных учреждений и крупных промышленных предприятий, производящих опасные вещества и изделия.

Маршрутный лист должен содержать в себе всю информацию о пункте назначения, местах планируемых остановок, стоянок и заправок АЗС. Он выписывается в трёх экземплярах: один берёт с собой водитель или лицо, сопровождающее груз; второй остаётся в компании; третий предназначен для ГИБДД.

Погрузка и разгрузка

Для обеспечения максимальной безопасности сотрудников, осуществляющих погрузку-разгрузку опасных грузов и для сохранности самих грузов, во избежание возникновения опасных ситуаций, необходимо соблюдать ряд требований.

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ необходимо проинструктировать работников, согласно имеющейся на предприятии (складе) инструкции, по вопросам мер профилактики и мер первой медицинской помощи в случае нарушения упаковки, разгерметизации тары ОГ, протечки, розлива опасных веществ.

В местах погрузки должны присутствовать представители отправителя, в местах разгрузки – представителя получателя, а именно, специалисты, способные обезвредить возможную опасную ситуацию.

Манипуляции с опасными грузами осуществлять максимально с использованием погрузочной техники, машин и механизмов, желательно с дистанционным управлением. При ручных работах опасные грузы переносить на спине, плечах и перед собой. Бросать, волочить ОГ запрещено. Размещать рядом грузы разных классов опасности нельзя, также как и совместно размещать опасные и неопасные грузы.

Требования к автомобилю

Автомобильный транспорт, которым будет проводиться транспортировка ОГ, также должен быть соответствующим образом подготовлен и технически оборудован.

Прежде всего, у такого транспорта должна быть выпускная труба глушителя, вынесенная перед радиатором и обязательно с наклоном. Конструктивно топливный бак должен находиться вдали от аккумулятора, защищённый перегородкой. Вся электрика должна быть изолирована специальным материалом. Напряжение всего электрического оборудования автомашины не может быть больше 24 вольт.

Обязательным условием выхода на линию с опасным грузом выступает система электрического заземления и наличие, усиленного против удара бампера. Отдельного внимания заслуживает тормозная система, она должна быть износоустойчивой, с аварийным аналогом, а для машин массой более 16 т, с противоблокировочной системой. В целях усиления мер безопасности, автомашины, предназначенные для перевозки ОГ, могут оборудоваться специальным устройством, которое позволяет отключать аккумулятор прямо из кабины.

Автомашина с ОГ может быть только с одним прицепом.

Кроме технических требований, для передвижения опасных грузов, автотранспорт должен быть оснащён:

  • усиленными мерами противопожарной безопасности;
  • наличием средств индивидуальной защиты для водителей;
  • установленными сигнальными средствами мигающего оранжевого цвета;
  • наличием маркировки, сигнальных табличек и наклеек, предупреждающих об опасности;
  • специфичным окрасом кузова и цистерны.

Оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов должно быть в соответствии с нормами и требованиями ДОПОГ и не противоречить общим правилам перевозки грузов.

Как подготовить автотранспорт к перевозке?

Как правило, специализированный автотранспорт для перевозки ОГ, уже приобретается технически оснащённым для этого. Производители такого рода машин предусматривают все тонкости и нюансы конструктивных особенностей и стараются угодить своим покупателям.

Что касаемо подготовки автомобильного транспортного средства к транспортировке ОГ, то следует обратить внимание на информационные надписи, таблички, наклейки, согласно классу опасности груза. Особо важными являются коды экстренных мер. Из комбинации цифр и букв специалисты, прибывшие на место аварии, получают информацию о мерах, необходимых для ликвидации опасных последствий. Все надписи и маркировки должно быть хорошо видно, поэтому высота шрифта должна быть 15 см, в крайних случаях при невозможности размещения, не менее 5 см.

Требования к водителю

Помимо общего стажа вождения не менее 3 лет, будущий водитель-перевозчик ОГ должен пройти специальные курсы, так как перевозка опасных грузов может осуществляться только водителем, получившим свидетельство ДОПОГ. Перед рейсом водитель должен пройти обязательный медицинский осмотр.

Водитель должен быть дисциплинированным, организованным, соблюдающим особые меры предосторожности – не курить в транспорте и ближе, чем в 50 метрах от него, не допускать возможность открытого огня вблизи с опасным грузом. Он должен помнить, что резко трогаться с места и резко тормозить с ОГ на борту запрещено, с горки двигаться с выключенным сцеплением и двигателем нельзя, оставлять машину без присмотра также опасно. Обгонять и опережать другие транспортные средства, двигающиеся со скоростью более 30 км/ч, автотранспорту с опасным грузом строго запрещено.

Кроме того, водители, перевозящие опасные грузы, должны помнить и всегда соблюдать общепринятые нормы вождения и правила ПДД.

Как пройти обучение на перевозку грузов?

До 2013 года система обучения водителей для перевозки ОГ сводилась к одной лекции и экзамену в тот же день. Но данная система не показала себя эффективной. Министерством Транспорта было принято решение усложнить обучение: курсы проходят 4 дня и разбиты на классы опасности.

  1. Общеобразовательный курс.
  2. Основной курс по транспортировке ОГ в цистернах.
  3. Спецкурс по 1-му классу опасности.
  4. Спецкурс по 7-му классу опасности.
  5. Допкурс по 2-му классу опасности, перевозка в цистернах.
  6. Допкурс по 3-му классу опасности.
  7. Допкурс по 5, 6, 7, 8-м классам опасности, перевозка в цистернах.

Курсанты проходят классификацию опасных грузов и изучают их характеристики, знакомятся с общепринятыми знаками маркировки, учатся оказывать первую медицинскую помощь в случаях ДТП и контакте с опасными веществами. Также в ходе занятий, водители получают базовые знания, необходимые для составления отчётной документации, а в случае экстренной ситуации, как правильно себя вести и как передать сигналы о помощи.

Обучающиеся на следующий день после прохождения курсов сдают экзамены в присутствии специальной комиссии и получают свидетельства, согласно пройдённым программам. Свидетельство, полученное после курсов, действительно для работы в течение 5 лет.

Требования к грузу

Перед началом процесса перевозки, отправитель должен самостоятельно оценить опасный груз по международной классификации. Если груз подходит под знак «опасно», то он должен получить аварийную карточку, спецдопуск и приложить все усилия для обеспечения максимально безопасного передвижению груза по автодорогам.

В зависимости от химического состава, для каждого вида ОГ необходимо выбирать упаковку и тару, которая обеспечит одновременно его сохранность и качество, соблюдение температурных и иных условий перевозки и безопасность доставки.

Тара должна быть в соответствии с ГОСТом, прочной, водо- и светонепроницаемой, герметичной, хорошо закреплённой и промаркированной, согласно требованиям по перевозке опасных грузов.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Для получения данного разрешения необходимо обратиться в Управление Государственного Автодорожного Надзора с письменным заявлением о выдаче документа.

В заявлении описывается класс груза и его характеристики, прикладывается аварийная карточка. Обязательно докладывается маршрут самой перевозки, с указанием точки отправления и точки доставки, мест планируемых остановок, стоянок и АЗС, и прикладывается список лиц, ответственных за транспортировку. На основании заявления, при наличии допуска самого автотранспорта и водителя к перевозке опасных грузов и соблюдении всех требований, согласно международным стандартам и российскому законодательству, перевозчику выдаётся лицензия на транспортировку опасного груза.

Ответственность при отсутствии разрешения

Нередко бывает, что в погоне за прибылью, предприниматели и организации, занимающиеся перевозкой опасных грузов, сознательно идут на нарушения и пытаются отправить опасный груз с нарушением закона, нелегально, под видом обычного рейса. Обычно это касается твёрдых веществ в крытых машинах.

Так, например, на приёме у нашего юриста побывал водитель со стажем, который пришёл проконсультироваться по поводу сложившейся ситуации на работе по перевозке полной машины – фуры лакокрасочных изделий. Работодатель неоднократно, а именно 4 раза в течение 3 месяцев, пытался загрузить машину краской, не имея на то специального разрешения, да и у водителя нет допуска для таких перевозок.

Водитель отказывался брать такой груз. Назрел конфликт, и водитель вынужден был уволиться, не желая нарушать правила ПДД и особые правила перевозки опасных грузов, рисковать «остаться без прав и средств к существованию». Юрист подтвердил, что относительно краски-эмали, то её перевозка в одной машине до 1000 литров не требует специальных разрешительных документов, а полная фура краски требует допуска по всей строгости закона:

  • ответственность водителя выражается в денежном штрафе от 2 до 2,5 т. р. и лишении прав до 6 месяцев;
  • ответственность для компании-перевозчика и отправителя предусматривает штраф от 400 до 500 т. р., конфискацию груза и ТС; изъятие допуска и лицензии по перевозкам ОГ и наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за перевозку от 15 до 20 т. р.

Недобросовестных перевозчиков немало, поэтому передвигающиеся на большие расстояния крытые фуры находятся под усиленным вниманием сотрудников ГИБДД, их чаще других машин останавливают на стационарных постах с целью проверки грузов.

Заключение

Безопасность – превыше всего! Такое убеждение должно быть у всех участников процесса по перевозке опасных грузов. Каждый из них должен знать какие грузы относятся к опасным, какие особые условия транспортировки требуются для них. Насколько бывают опасными последствия халатного отношения к этому вопросу, мы часто узнаем из новостей по телевизору. Несоответствие документов и содержимого автомашин, неправильные маркировки и неподходящая тара, усталость водителей от многочасовых поездок без выходных и нарушения правил дорожного движения приводят к ужасающим последствиям.

Особо важно для отправителя груза работать с надёжной и ответственной фирмой-перевозчиком, которая с особой тщательностью соблюдает все правила и нормы закона, щепетильно подбирает кадры для работы с ОГ. Качественное обучение водителей на специальных курсах ДОПОГ — это обязательная составляющая безопасности на дорогах. Но одного обучения мало, водитель – перевозчик должен быть серьёзным специалистом и ответственным человеком!

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минтранса РФ от 08.08.95 N 73 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ”
Наименование документПРИКАЗ Минтранса РФ от 08.08.95 N 73 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ”
Вид документаприказ, правила
Принявший органминтранс рф
Номер документа73
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции08.08.1995
Номер регистрации в Минюсте997
Дата регистрации в Минюсте18.12.1995
Статусне действует
Публикация
  • “Российские вести”, N 15, 25.01.96, N 20, 01.02.96
НавигаторПримечания

5.1. Требования к водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы

5.1.1. Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила и инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах.

5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.

5.1.3. Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает:

изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);

изучение свойств перевозимых опасных грузов;

обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;

обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);

подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте.

5.1.4. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

5.1.5. Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 N 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.6. Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.7. В транспортных документах (Приложение 7.12) должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.

5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Постановление Российской Федерации N 372 от 23 апреля 1994 г.).

5.1.9. Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой “Перевозка ОГ”

путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой “Опасный груз”, выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе “Особые отметки” N опасного груза по списку ООН;

свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение 7.12);

аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5);

адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

5.1.10. При перевозке опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГАИ МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения.

5.1.11. В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку, предусмотренными настоящими Правилами (пункт 4.1.9).

5.1.12. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГАИ МВД России.

5.1.13. В случае возникновения инцидента водитель обязан:

не допускать посторонних лиц к месту инцидента;

сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГАИ МВД России и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;

вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);

оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;

в соответствии с указанием аварийной карточки принять меры по первичной ликвидации последствий инцидента;

по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГАИ МВД России и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

5.1.14. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор – за креплением груза в кузове и за сохранностью маркировки и пломб.

5.1.15. Водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, запрещается осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных станциях общего пользования. Заправка топливом этих транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями пункта 2.9.14 настоящих Правил.

5.1.16. При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается:

резко трогать транспортное средство с места;

производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;

двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;

курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);

пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);

оставлять транспортное средство без надзора.

5.1.17. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации (пункт 5.1.9), а также посторонних лиц.

Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке

Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ КОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ДОПУЩЕНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ

9.1.1 Общие положения

9.1.1.1 Сфера применения

Положения части 9 применяются к транспортным средствам категорий N и О, определенным в приложении 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3) 1 и предназначенным для перевозки опасных грузов.

9.1.1.2 Для целей части 9:

“транспортное средство” означает любое транспортное средство, будь то укомплектованное (например, автофургоны, грузовые автомобили, тягачи, прицепы цельной конструкции), неукомплектованное (например, шасси, шасси с кабиной, прицеп-шасси) или доукомплектованное (например, шасси с кабиной, оснащенное кузовом), предназначенное для дорожной перевозки опасных грузов;

” базовое транспортное средство” означает любое транспортное средство, будь то укомплектованное (например, автофургоны, грузовые автомобили, тягачи, прицепы цельной конструкции), неукомплектованное (например, шасси, шасси с кабиной, прицеп-шасси) или доукомплектованное (например, шасси с кабиной, оснащенное кузовом), предназначенное для дорожной перевозки опасных грузов;

“транспортное средство ЕХ/II” или

“транспортное средство ЕХ/III” означает транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий (класс 1);

” транспортное средство FL” означает транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 61°С (за исключением дизельного топлива, соответст­вующего стандарту EN 590:1993, газойля или печного топлива (легкого) – № ООН 1202 – с температурой вспышки, установленной в стандарте EN 590:1993) или легковоспламеняющихся газов в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 м , во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м 3 , либо транспортное средство-батарею вместимостью более 1 м 3 , предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов;

“транспортное средство ОХ” означает транспортное средство, предназначенное для перевозки стабилизированного пероксида водорода или стабилизированного водного раствора пероксида водорода, содержащего более 60% пероксида водорода (класс 5.1, № ООН 2015), в контейнерах-цистернах или переносных цистернах вместимостью более 3 м 3 , во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м 3 ;

“транспортное средство АТ” означает транспортное средство, кроме транспортных средств FL или ОХ, предназначенное для перевозки опасных грузов в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 м 3 , во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м 3 , либо транспортное средство-батарею вместимостью более 1 м 3 , кроме транспортных средств FL.

1 Документ Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций Trans/WP.29/78/Rev.1 с внесенными в него поправками

9.1.1.3 Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны удовлетворять изложенным в настоящей части требованиям, касающимся конструкции.

9.1.2 Допущение к перевозке транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT

ПРИМЕЧАНИЕ: Для транспортных средств, за исключением транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT, не требуется специальных свидетельств о допущении, помимо свидетельств, которые требуются согласно общим правилам безопасности, обычно применяемым к транспортным средствам в стране происхождения.

9.1.2.1 Допущения к перевозке отдельных транспортных средств

9.1.2.1.1 Транспортные средства EX/II, EX/III, FL, OX и AT должны подвергаться в стране их регистрации ежегодному техническому осмотру с целью проверки того, соответствуют ли они применимым положениям настоящей части и общим правилам безопасности (тормоза, освещение и т. д.), действующим в стране их регистрации; если эти транспортные средства являются прицепами или полуприцепами, сцепленными с тягачом, последний с этой же целью должен быть подвергнут техническому осмотру.

Если требуется, чтобы транспортные средства были оборудованы износостойкой тормозной системой, изготовитель транспортного средства или его должным образом уполномоченный представитель должен выдать декларацию о соответствии положениям подраздела 9.2.3.3. Эта декларация предъявляется при первом техническом осмотре.

ПРИМЕЧАНИЕ: В отношении переходных положений см. также пункт 1.6.5.1.

9.1.2.1.2 Соответствие транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT требованиям настоящей части подтверждается свидетельством о допущении к перевозке, выдаваемым компетентным органом страны регистрации на каждое транспортное средство, успешно прошедшее технический осмотр. Это свидетельство составляется на языке или одном из языков выдающей его страны. Оно должно соответствовать образцу, приведенному в пункте 9.1.2.1.5. Заголовок свидетельства о допущении, а также любые замечания, вносимые в клетку 11, должны составляться на языке или одном из языков выдающей его страны и, кроме того, если этот язык не является английским, немецким или французским, – на английском, немецком или французском языке.

9.1.2.1.3 Свидетельство о допущении к перевозке, выданное компетентными органами одной Договаривающейся стороны на транспортное средство, зарегистрированное на территории этой Договаривающейся стороны, признается в течение срока его действительности компетентными органами других Договаривающихся сторон.

9.1.2.1.4 Срок действительности свидетельства о допущении к перевозке истекает по прошествии не более одного года после даты технического осмотра транспортного средства, предшествовавшего выдаче свидетельства. При этом следующий срок действительности зависит от номинальной даты истечения предыдущего срока действительности, если технический осмотр осуществляется в течение одного месяца до или после этой даты. Однако в случае цистерн, подлежащих обязательной периодической проверке, это положение не означает, что испытания на герметичность, гидравлические испытания под давлением или внутренние осмотры цистерн должны проводиться через более короткие промежутки времени, чем те, которые предусмотрены в главах 6.8 и 6.9.

9.1.2.1.5 Свидетельство о допущении к перевозке должно соответствовать приведенному ниже образцу. Его размеры должны соответствовать формату А4 (210 мм х 297 мм). Можно использовать лицевую и оборотную стороны. Свидетельство должно быть белого цвета с розовой диагональной полосой. В свидетельстве о допущении к перевозке транспортного средства с вакуумной цистерной для отходов должна быть сделана следующая запись: “транспортное средство с вакуумной цистерной для отходов“.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДОПУЩЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ПЕРЕВОЗКЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Настоящее свидетельство удостоверяет, что указанное ниже транспортное средство отвечает условиям, предписанным Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)

2. Изготовитель транспорт­ного средства:

2. Изготовитель транспорт­ного средства:

4. Регистрационный номер

(если таковой имеется):

5. Наименование перевозчика, оператора или владельца и его адрес:

6. Описание транспортного средства 1

  1. Обозначение(я) транспортного средства согласно пункту 9.1.1.2 ДОПОГ 2

EX/II EX/III FL OX AT

9. Описание встроенной(ых) цистерны (цистерн)/транспортного средства-батареи (если применимо):

9.1 Изготовитель цистерны:

9.2 Номер утверждения цистерны/транспортного средства-батареи:

9.3 Серийный номер цистерны, присвоенный изготовителем/обозначение элементов транспортного средства-батареи

9.4 Год изготовления:

9.5 Код цистерны согласно подразделам 4.3.3.1 или 4.3.4.1 ДОПОГ:

9.6 Специальные положения согласно разделу 6.8.4 ДОПОГ (если применимо):

10. Опасные грузы, разрешенные к перевозке:

Транспортное средство отвечает условиям, требуемым при перевозке опасных грузов, отнесенных к обозначению(ям) транспортного средства, указанному(ым) в пункте 7.

10.1 В случае транспортного средства ЕХ/II или ЕХ/Ш 3

□ грузы класса 1, включая группу совместимости J

□ грузы класса 1, исключая группу совместимости J

10.2 В случае автоцистерны/транспортного средства-батареи 3

□ могут перевозиться только вещества, разрешенные согласно коду цистерны и любым специальным положениям, указанным в пункте 9 5 , или

□ могут перевозиться только следующие вещества (класс, номер ООН и, если требуется, группа упаковки и надлежащее отгрузочное наименование):

Могут перевозиться только вещества, не способные опасно реагировать с материалами корпуса, прокладок, оборудования и защитной внутренней облицовки (если применимо).

12. Действительно до: Печать учреждения, выдавшего свидетельство

Место, дата, подпись

13. Продление срока дествительности

Срок действительности Печать учреждения, выдавшего свидетельства, место, дата, подпись:

1 Согласно определениям механических транспортных средств и прицепов категорий N и О, приведенным в приложении 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3) или в директиве 97/27/ЕС.

2 Ненужное вычеркнуть.

3 Отметить нужное.

4 Указать соответствующее значение. Значение, равное 44 т, не будет ограничивать “максимальную допустимую массу для регистрации/эксплуатации”, указанную в регистрационном(ых) документе(ах).

5 Вещества, отнесенные к коду цистерны, указанному в пункте 9, или к другим кодам цистерн, разрешенным согласно иерархии, предусмотренной в пунктах 4.3.3.1.2 или 4.3.4.1.2, с учетом, при необходимости, специального(ых) положения(ий).

9.1.2.1.6 Свидетельства о допущении к перевозке, соответствующие требованиям ДОПОГ, действовавшим по 30 июня 2001 года, могут по-прежнему использоваться до 31 декабря 2003 года.

9.1.2.2 Официальное утверждение типа

9.1.2.2.1 По просьбе изготовителя или его должным образом уполномоченного представителя компетентный орган может подвергнуть базовые транспортные средства новых автотранспортных средств и их прицепов, которые подлежат допущению к перевозке в соответствии с подразделом 9.1.2.1, процедуре официального утверждения типа на основании Правил № 105 ЕЭК 2 или директивы 98/91/ЕС 3 при условии соответствия требований указанных Правил и указанной директивы положениям главы 9.2 настоящей части. Такое официальное утверждение типа, выданное одной Договаривающейся стороной, признается другими Договаривающимися сторонами как гарантирующее соответствие базового транспортного средства при прохождении процедуры допущения к перевозке укомплектованного или доукомплектованного транспортного средства при условии, что никакая модификация базового транспортного средства не ставит под сомнение действительность официального утверждения типа.

9.1.2.2.2 После прохождения базовым транспортным средством процедуры официального утверждения типа соответствие пункту 9.2.4.7.2 должно проверяться на доукомплекто­ванном транспортном средстве.

2 Правила № 105 (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении конструктивных особенностей).

3 Директива 98/91/ЕС Европейского парламента и Совета от 14 декабря 1998 года, касающаяся автотранспортных средств и их прицепов, предназначенных для дорожной перевозки опасных грузов, и изменяющая директиву 70/156/ЕЕС, касающуюся официального утверждения типа автотранспортных средств и их прицепов (Official Journal of the European Communities No. L 011 of 16.01.1999, p. 0025 – 0036).

ТРЕБОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ КОНСТРУКЦИИ БАЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

9.2.1 Базовые транспортные средства EX/II, EX/III, FL, OX и AT должны удовлетворять требованиям настоящей главы в соответствии с приведенной ниже таблицей.

В случае других транспортных средств, кроме транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT:

– требования подраздела 9.2.3.1 применяются ко всем транспортным средствам, впервые зарегистрированным после 30 июня 1997 года;

– требования раздела 9.2.5 применяются ко всем автотранспортным средствам максимальной массой более 12 т, зарегистрированным после 31 декабря 1987 года.

Нормативные требования к транспортным средствам по перевозке опасных грузов

Общие конструктивные требования

Основные требования к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, регламентируются в Республике Беларусь Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Требования к документации, техническому состоянию и комплектации отдельных видов транспортных средств, перевозящих опасные грузы, устанавливаются также рядом инструкций и государственных стандартов, например ГОСТ 27352-87 «Автотранспортные средства для заправки и транспортирования нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические условия», Инструкцией по эксплуатации автомобильных цистерн-топливовозов, Правилами перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом и др.

Транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных грузов, должно быть зарегистрировано в компетентном национальном органе по контролю за перевозкой опасных грузов в установленном порядке и иметь соответствующий регистрационный документ. В Республике Беларусь таким документом является регистрационная карточка транспортного средства, перевозящего опасные грузы.

Номер регистрационной карточки должен быть нанесен на борту транспортного средства. При этом на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы в цистернах, регистрационный номер наносится на левой стороне цистерны в виде таблички с окантовкой черного цвета толщиной 10 мм. Размеры таблички 200 х 300 мм, фон белый, цифры и буквы черного цвета высотой 50 мм, толщиной 10 мм. На табличке должны быть указаны следующие данные:

  • регистрационный номер
  • разрешенное давление
  • число, месяц и год следующего осмотра и гидравлического испытания

На прочие транспортные средства регистрационный номер наносится на левой стороне кузова автомобиля, прицепа или полуприцепа на металлической табличке с окантовкой черного цвета толщиной 10 мм. Размеры таблички 100 х 300 мм, фон белый, цифры черного цвета высотой 50 мм, толщиной 10 мм.

Информационные таблицы средств информации об опасности (СИО) должны быть съемными или закрывающимися. Крепление таких таблиц на транспортном средстве производится с помощью специальных устройств, обеспечивающих их надежную фиксацию. Таблицы должны располагаться спереди (на бампере) и сзади транспортного средства перпендикулярно к его продольной оси, не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также не выступая за габариты транспортного средства.

В Республике Беларусь при внутренних перевозках опасных грузов классов 1, 2 (в цистернах, контейнерах или баллонах), 3 (в цистернах или контейнерах), а также 7 механические транспортные средства оборудуются проблесковым маячком. Он должен быть оранжевого цвета, надежно крепиться на крыше кабины. Для транспортных средств, перевозящих опасные грузы в международном сообщении, наличие проблескового маячка не обязательно.

Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи.

Высота букв и надписей, наносимых на транспортные средства (цистерны), перевозящие опасные грузы, должна быть 150 мм.

Запрещается нанесение на цистернах и контейнерах, перевозящих опасные грузы, надписей, не предусмотренных нормативными документами.

На боковых сторонах по центру контейнеров и цистерн должны быть установлены или нанесены знаки опасности, соответствующие перевозимому опасному грузу. При перевозке опасных грузов в цистернах, имеющих две и более секции, знак опасности наносится или устанавливается на каждой секции, а спереди и сзади транспортного средства размещается информационная таблица СИО со знаком опасности наиболее опасного груза.

Выпускная труба транспортного средства, используемого для перевозки взрывчатых веществ и изделий, легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и газов (в баллонах, цистернах и контейнерах), должна быть вынесена в правую сторону вперед перед радиатором с наклоном выпускного отверстия вниз и обеспечивать установку съемного искрогасителя. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допускается выносить выпускную трубу в правую сторону или вверх вне зоны топливной коммуникации, топливного бака, опасного груза с обеспечением возможности установки на выходное отверстие искрогасителя.

Топливные баки транспортных средств, используемых для перевозки взрывчатых веществ и изделий, легковоспламеняющихся жидкостей и газов (в баллонах, цистернах и контейнерах), должны быть оборудованы металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища — металлической сеткой с размерами ячейки 10×10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и сеток должно быть не более 30 мм.

Расположение топливного бака и аккумуляторной батареи в одном отсеке не допускается.

Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:

  • номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24 В
  • электропроводка должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы провода были хорошо защищены от термических и механических воздействий
  • изолированные электрические провода должны защищаться бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии
  • присоединение проводов к аппаратам, осветительным устройствам должно производиться во вводных коробках, вводы проводов во вводных коробках должны быть надежно уплотнены, а неиспользуемые — заглушены
  • все электроцепи должны быть защищены плавкими предохранителями заводского изготовления или автоматическими выключателями

Электропроводка транспортных средств, перевозящих взрыво- и пожароопасные грузы в цистернах, контейнерах, баллонах и клетях, должна быть выполнена в металлических трубах. На транспортных средствах не допускается применение ламп, имеющих цоколи с резьбой. Электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную оградительную сетку или решетку.

Изменение заводской конструкции или схемы оборудования, за исключением случаев, когда такие изменения согласованы с заводом-изготовителем и компетентным национальным органом, не допускается.

Транспортное средство должно быть оборудовано приборами прямого и дистанционного управления размыканием электрических цепей от аккумуляторной батареи. Один такой прибор устанавливается в кабине водителя, второй — снаружи транспортного средства. Прибор, расположенный в кабине водителя, должен находиться в непосредственной близости от места водителя, быть защищен от случайного срабатывания либо защитным кожухом, либо путем использования двойного выключателя.

Транспортные средства, имеющие встроенные или съемные цистерны либо другие емкости, в которых перевозятся легковоспламеняющиеся жидкости или газы, оборудуются устройствами для отвода статического электричества, конструкция которых указывается в безопасных условиях перевозки конкретного опасного груза. Заземляющие цепочки должны быть изготовлены из искронеобразующих материалов и приварены к корпусу цио терны (емкости) либо из электропроводящей резиновой ленты, электропроводно соединенной с корпусом цистерны и имеющей касание земли на длине 200 мм.

На транспортном средстве типа ЕХ/П в качестве покрытия должен использоваться стойкий к разрыву, непроницаемый и трудновоспламеняющийся материал. Он должен натягиваться таким образом, чтобы покрывать загружаемое пространство со всех сторон. В закрытых транспортных средствах все отверстия в грузовом отделении должны иметь запираемые, плотно посаженные двери или жесткие крышки. Кабина водителя должна быть отделена от грузового отделения сплошной стенкой.

На транспортном средстве типа ЕХ/Ш кабина водителя должна быть отделена от грузового отделения сплошной стенкой. Соприкасающиеся с грузом поверхности должны быть сплошными, все соединения — герметизированы, а отверстия — снабжены запирающимися устройствами. Двери или крышки кузова должны быть расположены и устроены таким образом, чтобы обеспечивалось их соединение внахлестку. Для изготовления такого кузова необходимо использовать жаропрочные и огнестойкие материалы, его стенки должны иметь толщину не менее 10 мм.

Общие требования по комплектации

Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных грузов, должно иметь:

  • набор ручного инструмента для аварийного ремонта (для транспортного средства, перевозящего опасные грузы классов 1, 2, 3, 4, — не образующий искру)
  • переносной огнетушитель, пригодный для тушения загоревшегося груза или шин. Для каждого транспортного средства огнетушитель должен быть испытан, опломбирован и иметь табличку с указанием даты следующей проверки
  • два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета
  • не менее одного противооткатного упора
  • два знака «Опасность» по СТБ 1140-99
  • специальную медицинскую аптечку
  • оранжевый жилет

Общие требования к цистернам

Цистерны, используемые для перевозки опасных грузов, могут быть изготовлены или переоборудованы только по конструкторской документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Поверхность цистерны не должна иметь следов коррозии и вмятин. Окрашенные части цистерны не должны иметь повреждений.

Корпус цистерны должен быть подсоединен к шасси с помощью прочного электрического кабеля с указанием знака заземления.

В пожаро- и взрывоопасных зонах цистерн запрещается применение электрооборудования, изготовленного неспециализированными организациями, а также кабелей и проводов с полиэтиленовой изоляцией и кабелей в полиэтиленовой оболочке.

Цистерны должны быть оборудованы площадками обслуживания люков, стационарными или откидными поручнями в зоне обслуживания, лестницами для подъема на площадку обслуживания.

Предохранительные клапаны, разрывные мембраны, запорная аппаратура и заглушки должны быть окрашены в красный цвет.

Специальные требования к оборудованию транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов класса 3. При перевозке опасных грузов класса 3 грузовым бортовым транспортным средством должны соблюдаться следующие требования:

  • кузов должен быть прочным, не иметь щелей
  • кузов должен отделяться от кабины водителя на расстояние не менее 150 мм
  • для внутреннего покрытия необходимо использовать материалы, не вызывающие искр и не способные образовывать опасные соединения с нефтепродуктами

Транспортные средства с цистернами, предназначенные для перевозки опасных грузов класса 3, оборудуются следующими устройствами для отвода статического электричества:

  • заземляющей цепочкой из неискрообразующих материалов или лентой из электропроводящей резины, электропроводно соединенной с корпусом цистерны, имеющей касание земли на длине 200 мм
  • розеткой с защитным кожухом, электропроводно соединенной с корпусом цистерны
  • гибким многожильным проводом сечением площадью не менее 2,5 мм2 и длиной не менее 20 м с двухполюсными вилками на концах для присоединения к заземлительному контуру в пунктах погрузки и разгрузки
  • металлическим тросом длиной не менее 7 м с клином (штырем) длиной не менее 0,5 м

На транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов класса 3, дополнительно должны иметься лопата, топор, кошма размерами не менее 1,5×1,5 м, емкость, заполненная сухим песком массой не менее 25 кг.

Огнетушители, другие противопожарные средства и шанцевый инструмент на подвижном составе крепятся в местах, предусмотренных для этих целей заводом-изготовителем.

Инструмент и принадлежности должны быть в пригодном для использования состоянии и надежно закреплены в отведенных для них местах.

Каждая цистерна (секция) транспортного средства должна быть оборудована устройствами и приспособлениями для пломбирования запорной арматуры. Раздаточные краны и сливно-наливные патрубки в транспортном положении должны быть зачехлены или закрыты заглушками.

Транспортное средство с цистерной должно быть оборудовано устройством для хранения рукавов во время передвижения, ящиками для укладки запасных частей, специнструмента и принадлежностей. Конструкция ящиков для рукавов должна обеспечивать слив случайно пролитого нефтепродукта и предохранять от проникновения внутрь пыли и атмосферных осадков. Наружные элементы рукавов не должны иметь механических повреждений.

Двери, ящики, пеналы должны легко, без заеданий закрываться, открываться и надежно запираться.

Дверки и крышки шкафов, а также места для доступа к транспортируемому нефтепродукту должны быть приспособлены для пломбирования.

На цистерне должна быть табличка с предупреждающей надписью «При наливе и сливе автоцистерна должна быть заземлена».

Цистерны, предназначенные для перевозки нефтепродуктов, должны иметь исправные крышки наливных люков с уложенными в их пазах прокладками, а также скобы, рычаги и нажимные винты. Кроме того, они должны иметь исправный дыхательный клапан. Сетка и корпус дыхательного клапана должны быть очищены от загрязнений.

Правила перевозки на автомобильном транспорте опасных грузов, требования безопасности

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом обязательны для исполнения всеми людьми, неважно, работают они в больших промышленных компаниях или ведут свое дело как индивидуальные предприниматели. Правила равно касаются перевозок транспортом рк как по государственным дорогам, так и по принадлежащим частным владельцам как по городским районам и улочкам, так и по сельской земле. Опасный груз представляет угрозу вне зависимости от того, какая их машина везет, поэтому правила касаются всех автомобилей.

Перевозка опасных грузов строго регулируется законодательством

В любых правилах есть и исключения: они не распространяются на автомобили, перевозящие опасные вещества по территории их производителей и потребителей, а также на машины, принадлежащие военным и органам внутренних дел. Однако знание правил перемещения веществ, готовых взорваться или загореться при малейшем нарушении норм, будет нелишним даже для тех, кто подпадает под исключения.

Что такое опасные грузы

Опасные грузы — это все товары будь то вещества, газы или твердые материалы, которые несут потенциальную опасность при перевозке для людей, их имущества и для окружающей среды. Перечень веществ группируют по классам опасности, коих насчитывается девять. Требования безопасности включают маркировку грузов специальными опознавательными знаками, благодаря которым автомобилисты могут издалека узнать насколько опасные вещества везет автомобиль.

Взрывчатые материалы

Первый класс опасности объединяет материалы и вещества, которые могут загореться или взорваться, а также различные устройства вызывающие взрывы. Примеры таких материалов – тротил и нитроглицерин. Класс имеет шесть подклассов: самые опасные для людей и окружающей среды, подклассы от 1.1 до 1.3. Вещества, причисляемые к подклассам от 1.4 до 1.6 менее склонны взрываться «на ровном месте», но все еще опасны — порядок обращения со взрывчатыми материалами не должен нарушаться во время поездки неважно к какому подклассу принадлежит изделие. Все материалы первого класса требуют особой осторожности в обращении: взрыв или пожар способны спровоцировать искры, повышение температуры или неаккуратная транспортировка.

  1. Вещества этого подкласса способны взорваться массой.
  2. Материалы опасны, разбрасыванием, но не взрываются массой.
  3. Изделия пожароопасны, могут взорваться и им также свойственна опасность разбрасывания. Взрыва массой можно не опасаться;
  4. Вещества представляют небольшую опасность взрыва, чаще всего эффекты от него проявляются только внутри упаковки.
  5. Материалы подкласса могут взорваться массой, но из-за малой чувствительности риск такого исхода крайне низок.
  6. Изделия малочувствительны и не взрываются массой, одни из самых «безопасных» для перевозки грузов первого класса.

Класс опасности грузов 1,4-1,6 не взрывается беспричинно

Второй класс опасных грузов группирует газы – иначе говоря, вещества, являющиеся газообразными в нормальном состоянии. В класс входят газы сжатые, сжиженные или хранящиеся под давлением, а также чистые или смешанные с другими газами. Автомобильным транспортом РК перевозят газы с различным воздействием от удушливых до ядовитых, от воспламеняющихся до едких. В зависимости от дополнительных свойств, газообразный груз относят к одной из девяти групп.

Легковоспламеняющиеся вещества

Под таким названием понимают различные жидкости и их смеси обладающие свойством воспламеняться от малейшей искры. Сюда относится бензин. Жидкость относят к одной из групп, смотря, какую опасность она представляет. Некоторые грузы ядовиты, или могут перейти в состояние газа либо обладают коррозийными эффектами.

Воспламеняющиеся твердые вещества

Их особенность в том, что они легко загораются – достаточно искры, трения, попадания влаги или повышения температуры. Воспламеняющимися твердыми веществами можно назвать спички, белый фосфор, цинк. Требования важно соблюдать при обращении с каждым трех подгрупп класса:

  1. Легковоспламеняющиеся материалы, самореактивные вещества или изделия, вымоченные в жидкости. Твердые вещества обычно находятся в порошкообразном виде или в форме гранул либо же в пастообразной. Помимо воспламеняемости, дополнительная опасность идет от продуктов горения. Особо опасны загоревшиеся порошки металлов, так как их труднее потушить – обычные меры вроде воды здесь не дают желаемого эффекта, а только усугубляют положение.
  2. Ко второму подклассу воспламеняющихся твердых веществ относятся, пирофорные вещества и растворы, воспламеняющиеся при встрече с воздухом за считаные минуты. Пирофорные вещества загораются легче прочих материалов четвертого класса грузов, а потому требования безопасности по отношению к ним нужно соблюдать особенно четко. К подклассу 4.2. относят вещества к самонагреванию. В отличие от пирофорных материалов, загорающихся даже в небольших долях, самонагревающиеся изделия возгораются только в больших объемах и не за минуты, а за часы или дни. Самонагреваются вещества от контакта с кислородом.
  3. К этому подклассу причислены вещества, которые производят воспламеняющиеся газы, столкнувшись с жидкостями. Получившиеся смеси взрываются от соприкосновения с искрами, порождая взрывную волну и пожар.

Второй класс опасности грузов воспламеняется при контакте с воздухом

Окисляющие вещества

Изделия поддерживают горение из-за того, что вырабатывают кислород. Вместе с другими веществами или материалами и при определенных условиях могут взорваться.

  1. Вещества подкласса 5.1 благодаря свойству выделять кислород, могут поддерживать очень долгое горение грузов и именно этим они опасны.
  2. Подкласс образуют пероксиды, которые разлагаются при повышении температуры, из-за трения или в результате контакта с кислотами. Разложение становится причиной выделения легковоспламеняющихся газов, причем некоторые виды пероксидов разлагаются со взрывом. Инструкция по правилам обращения с пероксидами велит беречь глаза, так как попадание веществ на органы зрения вредит им также эти вещества разъедают кожу. Пероксиды сгруппировали в семь уровней в зависимости от уровня опасности для окружающих.

Ядовитые вещества

Токсичные или инфекционные вещества, по степени риска разделяющиеся на четыре класса опасности. Четвертая группа – это патогенны вызывающие тяжелые заболевания. Патогены эти легко передаются от одного живого существа, человека или животного, к другому, быстро заражая население. Эффективных способов лечения от таких болезней не существует. Патогены третьей группы также вызывают тяжелые заболевания, но не недуги эти обычно не считаются заразными и против них разработаны действенные методики излечения.

Вторая группа включает патогены, которые меньше всего опасны для людей. Болезни, вызываемые ими, сравнительно легко лечатся, существуют профилактические меры против недугов.

Класс ядовитых материалов распадается на два подкласса, требования безопасности к перемещению грузов обеих групп очень высокие:

  1. Токсичные. В зависимости от угрозы людям разделяют на три группы: сильно-токсичные, средне и слабо.
  2. Инфекционные – вещества, имеющие в составе патогены-микроорганизмы возбуждающие заболевания у живых существ.

Ядовитые вещества могут быть токсичными или инфекционными

Радиоактивные вещества

Опасно радиоактивное излучение, а разделяется класс на категории согласно опасности. Требования безопасности к перемещению радиоактивных веществ особенно строги из-за ущерба здоровью, которое может нанести лучевое излучение.

Едкие вещества

В восьмой класс также входят коррозийные материалы. Коррозийные вещества воздействуют на кожу и слизистую оболочку, наносят ущерб грузам если была повреждена упаковка. Некоторые вещества этого класса превращаются в коррозийные пары из-за воды или влажности воздуха.

Прочие вещества

В последний, девятый класс грузов входят все прочие опасные жидкости, не вошедшие в предыдущие классы. Перемещение всех этих изделий, веществ или материалов опасно, следует четко выполнять порядок работы с ними, как гласит приложенная инструкция.

Опасные грузы, не подпадающие под классификацию, также снабжаются значками опасности и всей необходимой техникой

Организация перевозок

Перевозят грузы в соответствии с правилами РФ. Важно также соблюдать требования безопасности, которые помогают избежать травмоопасных ситуаций. Предварительно придется добыть специальный допуск к перевозкам:

  • Веществ от первого до шестого класса опасности.
  • Для материалов в цистернах и других съемных сосудах с вместимостью от тысячи литров.
  • Для международных перевозок.

Грузоотправитель получает разрешение на перемещение грузов от органов внутренних дел, перед выдачей допуска МВД проверяет состояние машины.

Порядок подачи документов для получения допуска на перевозки автотранспортом РК:

  • Заявление от грузоотправителя с указыванием названия перевозимого товара и его количество; перечисление лиц сопровождающих и перевозящих опасные материалы; должен быть отмечен маршрут перевозки.
  • Аварийная карточка СИО.
  • Путь перевозки, выработанный организацией, предоставляющей автотранспорт рк, и согласованный со всеми необходимыми инстанциями и грузоотправителем. В верхней части бланка оставляют запись о разрешении на транспортировку груза;
  • Документ о допуске водителя автотранспорта РК и самой машины к перевозке опасных грузов.

Разрешение перевозить груз дается на несколько подобных мероприятий или на партию веществ, перемещаемых по одному и тому же маршруту на 6 месяцев, но не более. Право на перевозку ядерных продуктов выдается Госатомнадзором.

Позволение перевозить особо опасный груз дают только в случае, если его будет сопровождать специально обученный человек, который знает порядок обращения с ним и может эти знания применить на практике. Сопровождающих специалистов и охрану обязан представить заказчик. Если обе функции ложатся на водителя автотранспорта РК, то порядок обращения с грузом и требования безопасности необходимые для соблюдения, водителю разъясняет грузоотправитель.

Человек, отвечающий за груз, выполняет следующие обязанности:

  • Наблюдает за погрузкой и выгрузкой товара в и из транспорта РК. Сопровождает товар на протяжении всей перевозки до конца путешествия.
  • Надзирает за тем, чтобы требования безопасности по обращению с ним были соблюдены и охраняет его. Следит за тем чтобы упаковка была в соответствующем состоянии, не поврежденная.

Аварийная карточка СИО необходима для получения разрешения на перевозку опасных грузов

Установление маршрута

Путь перевозки выбирает и прорабатывает грузоперевозчик. Путь следования транспорта, везущего опасный груз, согласовывается с ГАИ МВД, в особенности если маршрут проходит по дорогам со сложной транспортной ситуацией, при плохой видимости или по горным областям. А также тогда когда опасные вещества перевозит колонна из трех и более грузовиков. Требования безопасности настаивают на том, чтобы маршрут не пролегал через или рядом с:

  • Зонами отдыха и заповедниками, а также разного рода достопримечательностями.
  • Не проходит по территории промышленных объектов.
  • Внутри крупных городов, а в случае если все же проезд по крупному населенному пункту неизбежен, путь пролегал далеко от школ, больниц и культурных центров.
  • Маршрут должен быть проложен с таким расчетом, чтобы на пути находились стоянки для грузовиков и места отдыха для их водителей, а также автозаправки.

План маршрута должен быть представлен МВД за 10 дней до начала мероприятия по перевозке. Работникам МВД нужно предоставить документы с маршрутом перевозки, отпечатанные в трех экземплярах, свидетельство о допуске автомобиля к перевозке. А также если планируется перемещение особо опасного груза, вкупе к перечисленным выше документом нужна инструкция по перевозке, которую передают грузоперевозчикам их заказчики и разрешение на перевоз этого груза.

Если возникает ситуация, при которой маршрут приходится изменить, это изменение также нужно согласовать с МВД – тем отделом, где утверждался первоначальный вариант путешествия. Утвержденный экземпляр маршрута хранится у МВД, в организации грузоперевозчика и у водителя либо у сопровождающего лица.

Транспортные средства рк должны двигаться в соответствии с нормами, установленными МВД на основании выбранного маршрута и правил дорожного движения. Выбранная скорость передвижения должна быть такой, чтобы не подвергать опасности контейнеры со взрывчатыми веществами. При движении колонны автомобилей рк, они должны двигаться так, чтобы расстояние между транспортами составляло 50 метров. При перевозке особо опасных веществ, автомобили сопровождают для охраны машины ГАИ.

Перемещение транспорта с опасными веществами в районе заповедников и рекреационных зон крайне нежелательно

Знаки и прочие меры безопасности

Прежде чем принимать грузы, грузоперевозчики получают паспорт безопасности перевозимого вещества. Если он не был передан заказчиком – сделка сорвалась, товар на машины не загружают и никуда его не везут. По тем же нормам, опасные грузы маркируют знаками, оповещающими об угрозе. Оповещающими таблицами украшают и транспортные средства, причем таблицы должны быть определенного формата и со светоотражающей поверхностью. Порядок маркирования груза зависит от его класса опасности:

  • Взрывчатые вещества. Оранжевого цвета знак с символическим рисунком взрыва.
  • Воспламеняющиеся газы. Красный ромб, на фоне которого изображены черные или белые языки пламени. Нетоксичные и несклонные к воспламенению, газы – на зеленом фоне рисунок баллона.
  • Легковоспламеняющиеся материалы подкласса 4.1 – знак, окрашенный в красно-белую полоску, со стилизованным изображением пламени. Подкласс 4.2. – знак, поделенный на две части: внизу красного цвета, сверху окрашен в белый. На белой половинке нарисовано пламя. Подкласс 4.3 – синий фон и рисунок огня.
  • Окисляющие вещества. Ромб желтого цвета, на котором нарисована окружность, объятая языками пламени;
  • Подкласс 6.1 – токсичные вещества, отмечаются белым знаком с «пиратским» рисунком черепа и перекрещенных костей; инфекционные вещества из подкласса 6.2 предупреждают о себе также белым знаком, но с изображением перекрещенных месяцев на нем.
  • Радиоактивные вещества. Внешний вид ромба зависит от категории, но обязательно должен быть рисунок в виде черного трилистника, а в нижней половине знака большими буквами написано слово «Радиоактивно».
  • Коррозийные вещества – их опознавательный знак выполнен в форме ромба, нижняя часть которого окрашена в черный цвет, а на верхней, белой половине нарисованы пробирки, склоненные к руке или слитку металла.
  • Прочие вещества из девятого класса выделяет знак, верхняя половина которого закрашена вертикальными черными полосами, а нижняя часть оставлена белой.

Новые правила перевозки (с 2012 г.) гласят, что перевозка опасных грузов автомобилями возможна только в соответствии с международным соглашением ( ДОЛОГ). Согласно одному из пунктов этого соглашения, транспорт, перевозящий опасные грузы должен быть промаркирован информационной таблицей. Оранжевого цвета таблица должна быть величиной 40×30, со светоотражающей поверхностью. На табличке должны быть начертаны номер опасности и цифры ООН. Качество изготовления табличек должно быть таким, чтобы нарисованные на них цифры смогли вынести огонь и воду. Иногда грузоперевозчики приобретают наклейки или таблицы из дешевых материалов – это неприемлемо.

В случае возникновения нештатной ситуации, водители должны знать как и в какой последовательности действовать, чтобы ликвидировать последствия. А также водителям следует предпринять все меры для собственной защиты, изложенные в аварийной карточке. Главные задачи при появлении нештатных ситуаций: первая помощь попавшим в беду, при необходимости эвакуация людей, нахождение поврежденной емкости и удаление его и вылившегося вещества, оповещение о происходящем организации грузоотправителя.

Знак маркировки коррозийных веществ

Погрузка и разгрузка

Контролирует погрузочные работы представитель грузоотправителя. Вес грузов, загружаемых на машину, не должен превышать меру грузоподъемности. Погрузочные и разгрузочные работы осуществляются людьми, работающими на грузоотправителя, но если это было заранее оговорено, эти мероприятия берет на себя водитель транспорта РК.

При погрузочно-разгрузочных мероприятиях должно царить четкое следование установленным нормам. Требования безопасности запрещают во время этих работ допускать толчки или удары по контейнерам с веществами, а также давление на них или высекание искр. Во время работ двигатель автомобиля заранее выключают, а сам водитель покидает транспортное средство и уходит на безопасное расстояние. Посторонним лицам также запрещено присутствовать при процессе разгрузки или погрузки товара. Иногда машины, используемые в погрузочных работах, требуют включенного двигателя.

Во избежание катастроф, погрузка или выгрузка взрывоопасных товаров не проводится во время грозы. А также все мероприятие проводится на постах, причем единовременно возможна работа, только с одной машиной. Посты должны быть обустроены на расстоянии не менее чем 125 метров от грузовых и производственных строений или жилых домов. Все эти правила разработаны для предотвращения опасных ситуаций: порчи груза и увечий среди рабочих людей и прохожих.

Перечень документов при перевозке опасных грузов

Документация в любом деле имеет важное значение. Без правильно и своевременно оформленных бумаг невозможно осуществить ни одну сделку. В сфере грузоперевозок наличие соответствующих документов отслеживается на протяжении всего рейса, а также при подготовке к нему. Особенное внимание уделяется при транспортировке грузов повышенной вредности. Поэтому, знать, какие надо оформить документы при перевозке опасных грузов, обязательно каждому участнику поездки, а также тем, кто занимался организацией.

Основные сведения

Перевозка грузов, обозначенных как опасные, давно признана делом серьезным и ответственным. По этой причине, независимо от типа применяемого транспорта, осуществляется строжайший контроль за подлинностью и правильным оформлением документации. На основании этого главным регламентирующим сборником правил является международное соглашение Дорожной Перевозки Опасных Грузов (ДОПОГ). Оно устанавливает требования, которые обязательны к соблюдению на территории стран — участников.

Невидимая для камер наноплёнка на номера
Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Аналогичный контроль грузоперевозок другими видами транспортных средств осуществляется:

  • МК МОПОГ — при транспортировке по водным путям;
  • СГМС — во время железнодорожных рейсов;
  • ИКАО — для авиационного сообщения.

Также, помимо главных правил перевозки опасных веществ, нужны официальные бумаги следующего характера:

  • разрешительные;
  • сопроводительные;
  • для водителя транспортного средства;
  • другие необходимые документы, требующиеся в зависимости от типа груза, класса опасности и сопутствующих условий.

Разрешительная документация

Бумаги, подтверждающие санкции на перевозку вредоносных веществ по России и за ее пределами, относятся к категории разрешительных.

В перечень требуемых документов входят практически любые постановления и сертификаты, в которых прописаны правила транспортировки ОГ (опасных грузов). Основной комплект документов должен иметь:

Лицензию. Получением этого документа занимается организация — перевозчик. Данное разрешение выдается контролирующей организацией государственного типа на один рейс или на период до года. Без подобного допуска транспортная компания может лишиться права заниматься перевозочной деятельностью, особенно относительно опасных грузов.

Для того чтобы получить на руки данный документ разрешительного характера, компании — перевозчику потребуется предоставить в соответствующее территориальное отделение Ространснадзора официальные бумаги по списку, а именно:

  • квитанцию об оплате государственной пошлины;
  • заполненное письменное заявление;
  • уставные документы транспортной организации;
  • на право владения или распоряжения автомобилем на период всей поездки (договор аренды или купли — продажи);
  • сведения об ответственном в течение всего пути за груз лице;
  • о соответствующей квалификации водителя используемого транспорта;
  • копии вышеозначенных документов (идеальным решением являются нотариально заверенные копии).

Вся предоставленная для получения разрешения информация должна быть достоверной. В случае, если указанные сведения оказались сфабрикованы, неполные или с ошибкой в данных, в получении лицензии будет отказано. При обнаружении подобных моментов в документации компаний с уже выданным допуском, действие данной разрешительной бумаги будет аннулировано, а получить новый документ весьма проблематично.

Допуск от МВД на трансфер вредоносных веществ автомобильным транспортом по дорогам страны. Требуется, когда осуществляется перевозка опасного груза повышенного класса опасности.

Разрешение на оказание услуг провоза опасных грузов. Данный документ выдается Министерством транспорта РФ. Для его получения в соответствующее территориальное отделение Минтранса потребуется предоставить:

  • разработанный и согласованный маршрут перевозки;
  • действующую лицензию на трансфер ОГ;
  • документы на транспорт;
  • бумаги водителя ТС.

Несмотря на универсальность получаемого допуска, в случае прохождения маршрута по платному участку дороги потребуется дополнительная бумага на проезд ТС.

При организации транспортировки вредных веществ железнодорожным транспортом кроме лицензии и разрешения понадобятся:

  1. акты технического осмотра жд вагона и состава полностью;
  2. допуск руководства станции на выполнение провоза, погрузки и разгрузки груза вредной направленности.

Сопроводительные бумаги

Документация для сопровождения ОГ в течение всего рейса обычно оформляется отправителем, если в договоре не указано иначе. К сопроводительной документации относят:

  • Товарно — транспортную накладную (ТТН), состоящую из двух частей. Первая часть содержит данные о маршруте, опасных участках, местах стоянки. В втором разделе указывается характеристика груза, с обязательной отметкой о классе опасности.
  • Путевой лист. Путевка предоставляется водителю ТС до начала поездки. Маршрутный лист хранит информацию о перевозимом веществе, подробном пути и уровне токсичности и опасности груза, номере аварийной карточки и т.д.
  • Паспорт безопасности MSDS. Содержит полные сведения о грузе, правилах перевозки, погрузки и разгрузки. Весьма ценна информация о необходимых действиях в случае возникновения непредвиденной ситуации во время рейса.
  • Аварийную карточку. Незаменимый документ с подробными вещественными характеристиками груза, классе опасности и мерах предосторожности при обращении. Оформлениевыполняется отправителем.

Для провоза опасных веществ воздушным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает декларация, в которую отправителем вносится информация о грузе. Вся характеристика перевозимого объекта отражается в декларации.

Требования к водителю и авто

Перевозка опасных грузов по автомобильным дорогам страны выполняется чаще всего наемными транспортными средствами и водителями.

Знак опасности груза вносит коррективы в документы, которые должен иметь при себе водитель во время поездки. Для допуска к перевозочной деятельности касаемо ОГ водителю потребуется:

  • действующее водительское удостоверение с уже открытой категорией перевозки;
  • водительский стаж не менее 3 лет;
  • возраст более 21 года;
  • свидетельство о регистрации ТС (ПТС);
  • страховой полис ОСАГО;
  • удостоверение по ДОПОГ как для водителя, так и для автомобиля, подтверждающее допуск к перевозке ОГ;
  • карта диагностики;
  • доверенность на право управления конкретным авто;
  • документ с подтверждением права собственности ТС.

Водитель автомобиля перед получением разрешения на осуществление перевозки ОГ проходит специальное обучение и сдает экзамен (обязательно!).

Транспортное средство должно отвечать предъявляемым требованиям, иметь соответствующую маркировку и отличительные знаки опасности груза.

Дополнительные бумаги

Даже во время провоза опасных веществ возникают ситуации, когда требуется дополнительная документация.

Это бывает необходимо чаще всего, когда выполняется трансфер груза высокого класса опасности и токсичности. Для осуществление перевозки надо будет предъявить:

  • копию договора оказания услуг перевозки ОГ;
  • инструкции и рекомендации с алгоритмом действий в непредвиденной ситуации;
  • счет-фактуру с расшифровкой стоимости груза (общей и штучной);
  • контактную информацию участников рейса, сопровождения на протяжении всего маршрута;
  • прочие бумаги.

Комплектация необходимых документов корректируется согласно типу и классу вредоносности перевозимого груза.

Международные перевозки опасных веществ

На международном уровне в 2019 году транспортировки опасных грузов востребованы не менее внутренних.

И, конечно же, сопровождается набором соответствующих документов международного значения. Так для автоперевозок потребуется оформить:

  1. Водителю — водительское удостоверение международного образца и загранпаспорт для беспрепятственного передвижения по другим государствам.
  2. Лицам, выполняющим сопровождение (при транзите груза высокого класса опасности), — заграничный паспорт.
  3. Лицензию на осуществление транспортировки опасных веществ между странами. Копия документа всегда должна быть под рукой.
  4. Допуск от Ространснадзора к перевозкам меж субъектного характера.
  5. Таможенное разрешение (предоставить для этого декларацию, квитанцию об оплате пошлины и т. п.).

Для трансфера опасных грузов межгосударственного значения оформление документов выполняется на двух языках — страны отправителя и международном английском. В последнее время все популярнее становится составление бумаг на трех языках — отправителя, получателя и английском международного формата.

Нарушение регламента и штрафы

Важность организации и контроля процесса транспортировки опасных веществ на территории РФ и за ее пределами не допускает оплошностей или халатного отношения к оформлению документации. Однако, подобные ситуации все же возникают. В зависимости от серьезности нарушения водителю и/или организации-перевозчику может грозить:

  • денежное взыскание;
  • аннулирование действующего разрешения;
  • экспроприация имущества компании;
  • конфискация транспортного средства на штрафную стоянку;
  • лишение водителя права управления автомобилем;
  • лишение шофера водительских прав;
  • уголовное наказание, особенно за управление водителем в состоянии опьянения любого типа (наркотического, алкогольного).

Минимальная сумма денежных штрафов при выявлении нарушений правил перевозки опасных грузов установлена в размере:

  • для водителя транспортного средства — 1000-1500 рублей;
  • для лиц, ответственных за организацию процесса провоза, — 5-10 тысяч рублей;
  • для транспортной компании — 150-250 тыс. рублей.

Итоговый размер взыскания зависит от типа и обстоятельств нарушения.

Заключение

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом по России и за ее пределами сопровождается высокими рисками в процессе осуществления деятельности. В связи с повышенной опасностью при работе с вредными веществами установленных правил необходимо придерживаться неукоснительно.

Соответствующая маркировка транспортного средства, тщательная разработка и согласование безопасного маршрута, а также оформление всей необходимой документации. Указанные действия помогут избежать возникновения непредвиденной ситуации и последующего загрязнения окружающей среды. Нарушение же регламента влечет наказание как водителя, так и транспортной компании и всех причастных к организации процесса транспортировки лиц. Осуществляйте деятельность на законных основаниях и свобода останется с вами всегда.

Ссылка на основную публикацию