Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 457 “О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)”
Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 457
“О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)”
ГАРАНТ:
См. Справку о Правилах лицензирования отдельных видов деятельности
В соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
2. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2007 г. N 397 “О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3284; 2008, N 27, ст. 3283; 2010, N 19, ст. 2316; N 40, ст. 5076) следующие изменения:
а) наименование изложить в следующей редакции:
“О совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок”;
слова “В соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” исключить;
слова “и в целях совершенствования” заменить словами “В целях совершенствования”;
в) пункт 1 признать утратившим силу.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 457)
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выполняемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее – перевозки воздушным транспортом пассажиров).
2. Лицензирование деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта (далее – лицензирующий орган).
3. Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
5. Осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
К грубому нарушению лицензионных требований относится нарушение лицензиатом требования, указанного в подпункте “а” пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
ГАРАНТ:
О понятии грубого нарушения в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности см. справку
6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части первой и пунктах 1, 3 и 4 части третьей статьи 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, а также сведения о наличии сертификата эксплуатанта, указанного в подпункте “а” пункта 4 настоящего Положения.
7. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и документах, соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.
8. Информация, относящаяся к выполнению перевозок воздушным транспортом пассажиров, установленная статьей 21 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, размещается на безвозмездной основе в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня:
а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к перевозкам воздушным транспортом пассажиров;
б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении ее действия;
в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
9. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии, предоставление дубликата и копии лицензии, ведение информационного ресурса и реестра лицензий, а также предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
10. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
11. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Положение
о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 457)
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выполняемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее – перевозки воздушным транспортом грузов).
2. Лицензирование деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта (далее – лицензирующий орган).
3. Деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом грузов.
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом грузов в соответствии с формируемым лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом грузов и (или) программой выполнения нерегулярных перевозок воздушным транспортом грузов;
в) соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок грузов и требований к обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
5. Осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
К грубому нарушению лицензионных требований относится нарушение лицензиатом требования, указанного в подпункте “а” пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
ГАРАНТ:
О понятии грубого нарушения в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности см. справку
6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части первой и пунктах 1, 3 и 4 части третьей статьи 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, а также сведения о наличии сертификата эксплуатанта, указанного в подпункте “а” пункта 4 настоящего Положения.
7. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и документах, соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.
8. Информация, относящаяся к выполнению перевозок воздушным транспортом грузов, установленная статьей 21 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, размещается на безвозмездной основе в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня:
а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к перевозкам воздушным транспортом грузов;
б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении ее действия;
в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
9. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии, предоставление дубликата и копии лицензии, ведение информационного ресурса и реестра лицензий, а также предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
10. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
11. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Установлен новый порядок лицензирования воздушных перевозок пассажиров и грузов.
Как и ранее, лицензии организациям и предпринимателям выдает Росавиация. Разрешительный документ требуется как на регулярные, так и на чартерные рейсы. Как и прежде, лицензия не нужна, если перевозки осуществляются для собственных нужд.
Уточнены лицензионные требования и условия. В частности, необходимо наличие воздушных судов с действующим сертификатом летной годности. Их количество должно быть достаточным для выполнения полетов в соответствии с расписанием (программой) рейсов.
Для получения лицензии на пассажирские авиаперевозки более не требуется представлять договор страхования ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу или багажу пассажиров. Соискателям лицензии на грузоперевозки не нужно предъявлять договор страхования ответственности перед грузовладельцами (грузоотправителями) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Эти документы необходимы для получения сертификата эксплуатанта.
Лицензия действует бессрочно. За ее предоставление, переоформление и выдачу дубликата уплачивается госпошлина.
Определено, какие нарушения лицензионных требований считаются грубыми. Таковым является отсутствие сертификата эксплуатанта, приведшее к негативным последствиям (например, причинению вреда жизни или здоровью граждан, возникновению чрезвычайной ситуации). Отметим, что за указанные нарушения лицо может быть привлечено к ответственности.
Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 457 “О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)”
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 мая 2012 г. N 20 ст. 2555
Лицензирование воздушных перевозок
Воздушные грузоперевозки и гражданские рейсы должны пройти обязательное лицензирование в установленном порядке. Разрешительные мероприятия регламентированы профильными законами, без наличия лицензии деятельность авиаперевозчиков находится вне закона. В настоящее время правила прохождения проверки ужесточены, поэтому следует заранее побеспокоиться о получении лицензии.
Законодательные нормы
Лицензирование грузовых и пассажирских маршрутов проводится по ряду законодательных актов федерального и ведомственного значения. В первую очередь сюда можно отнести нормативы по контролю за самими предприятиями и получению лицензий на операции:
- Воздушный кодекс РФ, где отражены правила и требования ко всем авиа предприятиям;
- Приказ Минтранса №82 от 28.06.2007 г.;
- Правила внутренних грузовых авиалиний;
- требования к транспортно-экспедиционной деятельности ФЗ-№87 от 30.06.2003 г.;
- внутренние требования и стандарты по упаковке, маркировке, такелажу и размещению грузов в лайнерах и др.
Основным документом по процедуре получения лицензии в авиаотрасли является Постановление Правительства № 784 от 22.12.2006 г. Данный официальный акт указывает все действующие положения по получению разрешения на данные виды деятельности.
Постановление №784 устанавливает следующие правила и регламент:
- проведение процедуры и мероприятий по выдаче лицензий;
- допустимая длительность разрешения на работу;
- требования к перевозчику, условия выдачи документа;
- перечень сведений, необходимых для получения лицензии;
- проверка правильности заполнения документов, последовательность проверки.
Перед обращением в Управление по надзору за предоставлением лицензии следует внимательно ознакомиться с внесенными изменениями и придерживаться последовательности установленных шагов.
Требования к получению лицензии
Чтобы была возможность получить разрешение на авиаперевозки, необходимо удовлетворять строгим требованиям:
соблюдение федеральных установок безопасности, ст.84 Воздушного кодекса РФ;
- соответствие международным стандартам;
- необходимо предоставить на согласование собственную программу по соблюдению безопасности;
- наличие подразделения, обеспечивающего контроль за авиаперевозками. Руководитель подразделения должен иметь стаж ответственной должности свыше 3 лет и профильное образование;
- трудоустройство сотрудников, выполняющих авиаперевозки, соответствующих ст. 52 ВК РФ;
- обязательное требование: переобучение и подтверждение квалификации 1 раз в три года.
Начинать мероприятия следует с проверки имеющихся правовых документов на соответствие государственным нормативам. Если заявитель работает по лицензии и срок ее ограничен определенной датой, то разрешительный документ возможно продлить. Если срок будет пропущен, то работать будет нельзя и придется вновь пройти процедуру оформления.
Лицензия не потребуется тем организациям, которые используют воздушные судна для внутренних нужд. При таком варианте предъявляются требования по другим нормативным установкам. Ранее для лицензии требовалось предоставить документы страхования перевозок, сейчас установка регламентируется отдельно, независимо от получения лицензии.
Необходимые для лицензии документы
Перечень документов, которые подаются соискателем на государственную проверку, установлены законодательно и включают в себя:
- собственные программы безопасности, утвержденные самим перевозчиком;
- подтверждающие право собственности документы на владение, аренду или лизинг имущества для авиаперевозок;
- документы, подтверждающие квалификацию и допуски работников авиакомпании, разрешение на владение оружием;
- соответствие ст. 52 ВК РФ в отношении требований к кадровому составу.
Пакет документов на получение авиалицензии имеет закрытый перечень, то есть надзорный орган не имеет права запрашивать дополнительные сведения, которые не установлены законом.
Необходимо учитывать, что закон о лицензиях претерпевает регулярные изменения, что требует проверки условий перед подачей документов. Требуется ознакомиться со списком грубых нарушений, которые не позволят пройти необходимые процедуры. Например, причинение вреда 5 или более пассажирам относится к грубым противоправным действиям и отложит лицензирование до разрешения конфликтной ситуации. Значимым нарушением является причинение ущерба окружающей среде или причинение материального убытка третьим лицам, связанным с перевозками.
Кто выдает авиалицензии
Разрешение для осуществления грузовых и пассажирских авиаперевозок выдает Росавиация, согласно ПП-№457 от 05.05.2012 г. Обращаться необходимо в региональные отделения посредством личного посещения офиса или подать сведения по интернету на сайте государственных услуг. Для получения разрешительного документа необходимо обратиться при чартерных и регулярных рейсах, всех направлений авиационных перевозок.
На рассмотрение поданного пакета сведений надзорному органу предоставляется 30 дней. После рассмотрения выдается заключение об отказе или выдачи лицензии. Получить разрешительный документ можно в течение 3 дней. Отказ обязательно аргументируется, в случае неверного заполнения или других процессуальных нарушений соискателю предоставляется срок на исправление, повторное обращение возможно через 30 дней.
Срок действия и стоимость
В настоящее время лицензирование бессрочно и выдается отдельное разрешение в случае грузовых и пассажирских перевозок. Стоимость услуги составляет 6 тыс. рублей, оплата производится удобным для заявителя способом. Если при наличии лицензии перевозчик совершил грубые нарушения, то разрешительный документ отзывается и теряет правовую значимость. Для восстановления деятельности необходимо вновь пройти все мероприятия по получению государственного разрешения на авиаперевозки.
Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты
ГЛАВА 16. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК
Лицензирование авиаперевозок нормировано в документе «Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.01.1998 г. №85).
Лицензирование деятельности в области гражданской авиации производится в целях обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, соблюдение установленных экологических норм при эксплуатации воздушных судов, обеспечения нормального функционирования рынка авиационных перевозок, работ и услуг; защиты интересов потребителей этих услуг и реализации требований антимонопольного законодательства.
Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
а) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и
международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой
основе;
б) обслуживание воздушного движения, а также обслуживание
воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;
Лицензии выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) и в отдельных случаях ее региональными управлениями (далее именуются лицензионные органы).
Для получения лицензии заявитель предоставляет:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
– для юридических лиц – наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка;
– для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан), места жительства;
– вида деятельности с перечислением работ (услуг) и условий (параметров), которые -заявитель предусматривает обеспечить при их выполнении;
– срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом, то с предъявлением оригиналов);
в) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия,
учреждения, организации;
г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
д) справку налогового органа о поставке на учет или свидетельство о
государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя со штампом налогового органа и указанием
идентификационного номера налогоплательщика; – е) копию документа, подтверждающего профессионально-техническую
е) копию документа, подтверждающего профессионально-техническую (технологическую) возможность заявителя выполнять лицензируемый вид
деятельности (свидетельства эксплуатанта, сертификата);
ж) документ, удостоверяющий финансово-экономическую состоятельность заявителя, позволяющую выполнять лицензируемый вид деятельности (по форме, установленной Росавиацией);
з) заключение регионального управления Росавиацией (при получении лицензии в Росавиации).
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема, подлежащих экспертизе материалов, руководителем лицензионного органа может быть дополнительно продлен до 30 дней срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Выдача лицензии юридическому (физическому) лицу может быть
обусловлена возложением на него обязанностей выполнять наряду с запрашиваемыми и другие социально значимые воздушные перевозки и (или) авиационные работы.
Выдача лицензий может осуществляться на конкурсной основе. Конкурсные условия выдачи лицензий определяются лицензионным органом.
Основанием для отказа в выдачи лицензий является:
– наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или
– отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности и условиям безопасности.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа.
В лицензии указываются:
– наименование лицензионного органа;
для юридических лиц – наименование и юридический адрес предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию;
для физических лиц – фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства;
– вид деятельности с перечислением работ (услуг), на осуществление которой выдается лицензия;
– условия (параметры) осуществления данного вида деятельности и работ (услуг);
– срок действия лицензии;
– регистрационный номер и дата выдачи;
– идентификационный номер налогоплательщика.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от вида деятельности, но не менее 3 лет. По заявлению лица, обратившегося за ее получением, лицензия может выдаваться на более короткий срок.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Лицензия на авиаперевозки
Лицензия на авиаперевозки
Если вы собираетесь осуществлять международные перевозки, также будет необходимо дополнительное разрешение.
Для законного ведения коммерческой деятельности необходимы два документа: сертификат на проведение рейсов дает право подниматься в воздух и проводить перелеты, а лицензия на авиаперевозки — летать с целью получения денег.
Лицензионный сбор: 6 000 рублей
Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)
Срок действия 5 лет
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
- наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;
- соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
- копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
- копии документов, подтверждающих право собственности соискателя лицензии или иное законное основание на владение или использование зданий, сооружений, помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними (если такие права зарегистрированы в указанном реестре, предоставляются сведения об этих зданиях, сооружениях, помещениях);
- перечни нормативной и технической документации, оборудования, стендов, средств программного обеспечения, средств измерений, необходимых для осуществления заявленных работ (услуг), а также копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение или использование технической документации, оборудования, стендов, средств программного обеспечения и средств измерений;
- копии документов, подтверждающих наличие в штате заявителя специалистов, осуществляющих ремонт авиационной техники в эксплуатации, имеющих профессиональное образование, заключивших с заявителем трудовые договоры и отвечающих квалификационным требованиям, предусмотренным Воздушным кодексом Российской Федерации;
- Сведения о соблюдении требований федеральных законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в случае наличия иностранных инвестиций;
- сведения о соблюдении заявителем требований Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в случае осуществления работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В случае отсутствия таких работ, соискателем лицензии предоставляется соответствующая справка, подписанная руководителем организации;
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии системы производственного контроля, необходимой для осуществления заявленных работ (услуг);
- копия сертификата, выданного уполномоченным органом, на который возложено проведение обязательной сертификации;
- опись прилагаемых документов.
Уголовным кодексом РФ за осуществление деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом без разрешительных документов или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предусмотрены следующие санкции:
- штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
- за то же деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере — штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Кодексом РФ об административных правонарушениях за осуществление деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом предусмотрены следующие санкции:
- без лицензии — штраф для граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; для должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- с нарушением условий — штраф для граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда;
- с грубым нарушением условий — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 9 ВЗК РФ. Лицензирование деятельности в области авиации
1. Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Утратил силу. – Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.
3. Выдача соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.
4. Выдача соответствующей лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.
5 – 7. Утратили силу. – Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.
Комментарии к ст. 9 ВЗК РФ
Законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” , в соответствии с которым лицензированию подлежат, в частности, перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики. Кроме того, лицензированию подлежат: разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3430.
В соответствии с указанным Федеральным законом Правительство РФ в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с комментируемой статьей Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85 утверждены Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации, которые действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.
СЗ РФ. 02.02.1998. N 5. Ст. 622.
Поскольку такого закона еще нет, в соответствии с указанными Правилами лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
а) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;
б) обслуживание воздушного движения, а также обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;
в) проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;
г) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;
д) деятельность общественных объединений в области авиации:
– по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей;
– по осуществлению контроля за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей.
В соответствии с указанными Правилами лицензии выдаются Федеральной авиационной службой России и в отдельных случаях ее региональными управлениями. Однако в связи с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” (приложение N 1 ) функции указанной Федеральной службы переданы Федеральному агентству воздушного транспорта.
Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346 утверждены:
СЗ РФ. 10.06.2002. N 23. Ст. 2159.
Положение о лицензировании разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Положение о лицензировании производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Положение о лицензировании ремонта авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Положение о лицензировании испытаний авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
Порядок взимания платы за соответствующие лицензии установлен в Положении о временном порядке взимания платы за лицензии на осуществление лицензируемой деятельности на воздушном транспорте, утвержденном Приказом Федеральной авиационной службы России от 2 августа 1996 г. N 38 “О мерах по совершенствованию организации и контроля за лицензированием перевозочной и другой деятельности на воздушном транспорте в Российской Федерации” , установлена плата за лицензию на осуществление деятельности на воздушном транспорте в Российской Федерации в размере 0,00143 от доходов, декларируемых (планируемых) предприятием от лицензируемой деятельности на заявленный срок действия лицензии. Внесение платы за лицензию производится в 10-дневный срок со дня принятия решения лицензионной комиссией.
Оформление и выдача лицензии производятся после предъявления заявителем документов, подтверждающих перечисление денежных средств в качестве платы за лицензию. При неоплате за лицензию в установленный срок решение о выдаче лицензии аннулируется.
Выдача соответствующих лицензий гражданам и юридическим лицам, подлежащим обязательной сертификации в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ, при отсутствии сертификатов запрещается.
Кроме того, выдача соответствующей лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.
Некоммерческая деятельность в области государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, может осуществляться без лицензий.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в суд.
Авиаперевозки
Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» (далее Правила), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).
Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.
Договор воздушной перевозки
По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Пассажир воздушного судна имеет право:
- проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
- бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
- бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках – в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
- бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Условия приобретения авиабилетов
Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.
Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.
При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.
Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки
Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.
До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.
Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.
В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.
При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка – 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.
В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.
Вынужденный отказ от авиаперевозки
В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.
Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:
- отмена или задержка рейса, указанного в билете;
- изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию;
- несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
- несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
- неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
- а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.
В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.
Обязательный претензионный порядок урегулирования спора
При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.
Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.
В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.
В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.
Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.
Законодательное регулирование
Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.
Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);
- Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (территориальные отделы в административных округах);
- Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);
- Органы полиции (противодействие мошенническим действиям).