Маркировка транспорта при перевозке опасных грузов

Маркировка опасных грузов и знаки опасности

Постановлением правительства РФ №272 от 15 апреля 2011 г. утверждены правила, согласно которым с 25 апреля 2012 г. опасные грузы автотранспортом в России можно перевозить только в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Возможны два варианта таблички ДОПОГ:

  • табличка с надписью — применяется для маркировки автомобилей, перевозящих опасные грузы, для которых указан №ООН и КЭМ;
  • табличка без надписей — применяется для маркировки автомобилей, перевозящих опасные грузы независимо от способа их перевозки.

КЭМ (код экстренных мер) состоит из цифр, обозначающих необходимые действия при тушении пожара (аварии) и букв, обозначающих меры защиты необходимые для людей.

Информационные таблицы опасного груза и знаки опасности

Различают информационные таблицы опасного груза и знаки опасности.

Таблички оранжевого цвета опасного груза должны быть светоотражающими 400×300 мм и иметь черную окантовку шириной 15 мм. Таблички могут быть разделены посередине горизонтальной линией черного цвета шириной 15 мм. Номер ООН указывается в нижней части таблички, а идентификационный номер опасности (КЭМ) — в верхней. КЭМ и номер ООН должны состоять из цифр черного цвета высотой 100 мм и толщиной линий 15 мм. Допускается уменьшение таблички до 300×120 мм, а ширины черной окантовки — до 10 мм.

Знаки опасности опасных грузов (ромбы) размещаются на:

  • обеих боковых сторонах и сзади ТС;
  • обеих боковых сторонах и к каждой торцевой стороне контейнера, многоэлементного газового контейнера, контейнера-цистерны или переносной цистерны. Когда контейнер-цистерна или переносная цистерна имеют несколько отсеков и в них перевозятся два или более опасных грузов, надлежащие знаки опасности опасных грузов должны быть размещены на каждой боковой стороне в месте расположения соответствующих отсеков и один знак опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, должен быть размещен на обеих торцевых сторонах.

Знаки маркировки опасных грузов должны:

  • иметь размеры не менее 250×250 мм, соответствовать знаку опасности, требуемому для данного опасного груза;
  • на цистернах вместимостью не более 3 м3, малых контейнерах, могут использоваться знаки опасности размером 100×100 мм.

Маркировка грузов опасных для внешней среды не используется в тех случаях, когда количество вещества не больше 5 литров у жидкости и 5 килограмм у твердых веществ.

Маркировка и знаки опасности

КЛАСС 1
Взрывчатые вещества и изделия

(№ 1)
Подклассы 1.1, 1.2 и 1.3
Символ (взрывающаяся бомба): черный; фон: оранжевый; цифра “1” в нижнем углу.

Фон: оранжевый; цифры: черные; числовые обозначения должны быть высотой около 30 мм и толщиной около 5 мм (для знака с размерами 100 ? 100 мм); цифра “1” в нижнем углу.

(№ 2.1)
Легковоспламеняющиеся газы
Символ (пламя): черный или белый
[кроме случаев, предусмотренных пункте 5.2.2.2.1.6 с)];
фон: красный; цифра “2” в нижнем углу.

(№ 2.2)
Невоспламеняющиеся, нетоксичные газы
Символ (газовый баллон): черный или белый;
фон: зеленый; цифра “2” в нижнем углу.

(№ 2.3)
Токсичные газы
Символ (череп и скрещенные кости): черный;
фон: белый; цифра “2” в нижнем углу.

КЛАСС 3
Легковоспламеняющиеся жидкости

(№ 3)
Символ (пламя): черный или белый;
фон: красный; цифра”3″ в нижнем углу.

КЛАСС 4
подкласс 4.1
Легковоспламеняющиеся твердые вещества,самореактивные вещества и десенсибилизированные взрывчатые вещества.

(№ 4.1)
Символ (пламя): черный;
фон: белый с семью вертикальными красными полосами;
цифра “4” в нижнем углу

подкласс 4.2
Вещества, способные к самовозгоранию

(№ 4.2)
Символ (пламя): черный;
фон: верхняя половина белая, нижняя – красная;
цифра “4” в нижнем углу.

подкласс 4.3
Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой

(№ 4.3)
Символ (пламя): черный или белый;
фон: синий; цифра “4” в нижнем углу.

КЛАСС 5
подкласс 5.1
Окисляющие вещества

(№ 5.1)
Символ (пламя над окружностью): черный;
фон: желтый;
цифры “5.1” в нижнем углу.

подкласс 5.2
Органические пероксиды

(№ 5.2)
Символ (пламя над окружностью): черный;
фон: желтый;
цифры “5.2” в нижнем углу.

КЛАСС 6
подкласс 6.1
Токсичные вещества

(№ 6.1)
Символ (череп и скрещенные кости): черный;
фон: белый;
цифра “6” в нижнем углу.

подкласс 6.2
Инфекционные вещества

(№ 6.2)
В нижней половине знака могут иметься надписи “ИНФЕКЦИОННОЕ ВЕЩЕСТВО” и “в случае повреждения или утечки немедленно уведомить органы здравоохранения”
Символ (три полумесяца, наложенные на окружность) и надписи: черные;
фон: белый;
цифра “6” в нижнем углу.

КЛАСС 7
Радиоактивные материалы

(№ 7A) Категория I – Белая

Символ (трилистник): черный;
фон: белый;
Текст (обязательный): черный в нижней половине знака: “РАДИОАКТИВНО”, “СОДЕРЖИМОЕ…”, “АКТИВНОСТЬ…”. За словом “РАДИОАКТИВНО” должна следовать одна красная вертикальная полоса;
цифра “7” в нижнем углу.

(№ 7B) Категория II – Желтая

Символ (трилистник): черный;
фон: верхняя половина – желтая с белой каймой;нижняя – белая
Текст (обязательный): черный в нижней половине знака: “РАДИОАКТИВНО”, “СОДЕРЖИМОЕ…”, “АКТИВНОСТЬ…”. В черном прямоугольнике: “ТРАНСПОРТНЫЙ ИНДЕКС”.

За словом “РАДИОАКТИВНО” должны следовать две красные вертикальные полосы;

цифра “7” в нижнем углу.

(№ 7С) категория III – Желтая

Символ (трилистник): черный;
фон: верхняя половина – желтая с белой каймой;нижняя – белая
Текст (обязательный): черный в нижней половине знака: “РАДИОАКТИВНО”, “СОДЕРЖИМОЕ…”, “АКТИВНОСТЬ…”. В черном прямоугольнике: “ТРАНСПОРТНЫЙ ИНДЕКС”.

За словом “РАДИОАКТИВНО” должны следовать три красные вертикальные полосы;

цифра “7” в нижнем углу.

(№ 7Е)
Делящийся материал класса 7

Фон: белый
Текст (обязательный): черный в верхней половине знака – “ДЕЛЯЩИЙСЯ МАТЕРИАЛ”. В черном прямоугольнике в нижней половине знака: “ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ ПО КРИТИЧНОСТИ”;
цифра “7” в нижнем углу.

КЛАСС 8
Коррозионные вещества

(№ 8)
Символ (жидкости, выливающиеся из двух пробирок и поражающие руку или металл): черный;
фон: верхняя половина белая, нижняя – черная с белой каймой;
цифра “8” белая в нижнем углу.

КЛАСС 9
Прочие опасные вещества и изделия

(№ 9)
Символ (семь вертикальных полос в верхней половине): черный;
фон: белый;
подчеркнутая цифра “9” в нижнем углу.

Классификация и маркировка опасных грузов

Опасным грузом считается согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15 апреля 2011 г. N 272, вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Нормативно-правовые акты регламентирующие перевозку опасных грузов

Правила перевозки опасного груза регулируются как международными договорами, так российскими нормативными актами.

Среди основных документов следует отметить:

  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
  • Международный морской кодекс по опасным грузам;
  • Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ);
  • Правила перевозок опасных грузов. Приложение 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС);
  • Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утвержден на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ 5 апреля 1996 г.);
  • Постановление Правительства РФ «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15 апреля 2011 г. N 272;
  • Приказ Минтранса РФ от 5 сентября 2008 г. N 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»» и т.д.;
  • Постановление Госстандарта СССР «Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ 19433-88» от 19 августа 1988 г. N 2957 и т.д.

Классификация опасных грузов

В соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) выделяются следующие классы опасных грузов:

Класс 1Взрывчатые вещества и изделия
Класс 2Газы
Класс 3Легковоспламеняющиеся жидкости
Класс 4.1Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, полимеризирующиеся вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества
Класс 4.2Вещества, способные к самовозгоранию
Класс 4.3Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
Класс 5.1Окисляющие вещества
Класс 5.2Органические пероксиды
Класс 6.1Токсичные вещества
Класс 6.2Инфекционные вещества
Класс 7Радиоактивные материалы
Класс 8Коррозионные вещества
Класс 9Прочие опасные вещества и изделия

Маркировка опасных грузов

Существует опасность взрыва массой (взрыв массой – это мгновенное распространение взрыва на груз).

Существует опасность разбрасывания груза

Существует опасность пожара, а также либо незначительная опасность взрыва, либо незначительная опасность разбрасывания, либо тем и другим

Существует незначительная опасность взрыва в случае воспламенения или инициирования при перевозке. Взрыв происходит в основном внутри упаковки, при этом не ожидается выброса осколков значительных размеров или на значительное расстояние.

Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой, но обладают настолько низкой чувствительностью, что существует очень малая вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации при нормальных условиях перевозки.

Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой. Эти изделия содержат в основном вещества чрезвычайно низкой чувствительности и характеризуются ничтожной вероятностью случайного инициирования или распространения взрыва.

Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой. Эти изделия содержат в основном вещества чрезвычайно низкой чувствительности и характеризуются ничтожной вероятностью случайного инициирования или распространения взрыва.

ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ГАЗЫ
FLAMMABLE GASES

Невоспламеняющиеся нетоксичные газы (удушающие и окисляющие).Существует риск удушения. Груз может находиться под давлением. Могут вызывать обморожение. В случае нагрева емкости возможен взрыв.

НЕВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ГАЗЫ
NON-FLAMMABLE NON-TOXIC GASES

Токсичные газы. Существует опасность отравления. Груз может находиться под давлением. Возможны ожоги и/или обморожение. В случае нагрева емкости возможен взрыв.

ТОКСИЧНЫЕ ГАЗЫ
TOXIC GASES

Существует риск пожара и взрыва. В случае нагрева емкости возможен взрыв.

ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ
FLAMMABLE LIQUIDS

Существует риск пожара. Легковоспламеняющиеся или горючие вещества могут воспламеняться под воздействием тепла, искр или пламени. Могут содержать самореактивные вещества, способные к экзотермическому разложению в случае нагрева, контакта с другими веществами (такими, как кислоты, соединения тяжелых металлов или амины), трения или удара. Это может привести к выделению вредных или легковоспламеняющихся газов или паров либо самовозгоранию.
В случае нагрева емкости возможен взрыв. Существует риск взрыва десенсибилизированных взрывчатых веществ после потери десенсибилизатора.

ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА САМОРЕАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПОЛИМЕРИЗИРУЮЩИЕСЯ ВЕЩЕСТВА И ТВЕРДЫЕ ДЕСЕНСИБИЛИЗИРОВАННЫЕ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА
FLAMMABLE SOLIDS SELF-REACTIVE SUBSTANCES SOLID DESENSITIZED EXPLOSIVES

Существует риск в результате самовозгорания, если упаковки повреждены или произошла утечка их содержимого. Возможно бурная реакция с водой.

Существует риск пожара и взрыва при соприкосновении с водой.

ОПАСНО ПРИ УВЛАЖНЕНИИ
DANGEROUS WHEN WET

Существует риск бурной реакции, воспламенения или взрыва при соприкосновении с горючими или легковоспламеняющимися веществами.

ОКИСЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
OXIDIZING SUBSTANCES

Существует риск экзотермического разложения в случае нагрева, соприкосновения с другими веществами (такими, как кислоты, соединения тяжелых металлов или амины), трения или удара. В результате возможно выделение вредных или легковоспламеняющихся газов или паров либо самовозгорание.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ПЕРОКСИДЫ
ORGANIC PEROXIDES

Существует риск отравления при вдыхании, соприкосновении с кожей и проглатывании. Существует опасность для водной окружающей среды или канализационной системы.

ТОКСИЧНЫЕ ВЕЩЕСТВА
TOXIC SUBSTANCES

Существует риск инфекции. Может привести к серьезным заболеваниям у людей или животных. Опасность загрязнения водной окружающей среды или канализационной системы.

ИНФЕКЦИОННОЕ ВЕЩЕСТВО.
В случае повреждения или утечки немедленно сообщить санитарным органам
INFECTIOUS SUBSTANCE.
In case of damage or leakage immediately notify public health authority.

Существует риск поглощения и внешнего радиоактивного излучения.

РАДИОАКТИВНОЕ. СОДЕРЖИМОЕ. АКТИВНОСТЬ
“RADIOACTIVE”. “CONTENTS…”. “ACTIVITY…”

Существует опасность возникновения ядерной цепной реакции.

Существует риск ожогов в результате разъедания кожи. Возможна бурная реакция между собой, с водой и другими веществами. Разлившееся/просыпавшееся вещество может выделять коррозионные пары. Опасность загрязнения водной окружающей среды или канализационной системы.

Существует риск ожогов, пожара, взрыва. Опасность загрязнения водной окружающей среды или канализационной системы.

Вы также можете написать нам на почту info@cc-customs.ru или позвонить:

Может быть полезно

О нас

Сайт не является публичной офертой

© Customs Cargo Clearance 2007-2020

Вы также можете написать нам на почту info@cc-customs.ru или позвонить по бесплатному номеру:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие правила регулируют отношения между Посетителем/Пользователем/Заказчиком и Исполнителем по предоставлению Услуг.
1.2. Исполнитель осуществляет размещение на Сайте информации о предлагаемых Услугах, иной информации, связанной с деятельностью Исполнителя. Внесение изменений, в том числе в сведения об оказании Услуг на Сайте и их стоимости, осуществляется Исполнителем в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. Информация действительна до внесения Исполнителем соответствующих изменений, если иной срок не указан Исполнителем дополнительно.
1.3. Полным и безоговорочным согласием и принятием настоящих Правил является размещение Заказчиком Заявки в порядке, установленном на Сайте.

2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ

2.1. Посетитель Сайта — лицо, пришедшее на Сайт без цели размещения Заявки. 2.2. Пользователь — посетитель Сайта, принимающий условия настоящего Соглашения и желающий разместить Заявку на Сайте.
2.3. Заказчик — Пользователь, разместивший Заявку на Сайте.
2.4. Исполнитель — Юридическое лицо, описание Услуг которого размещено на Сайте. Сведения о юридическом лице: ООО «Квазар» ( ОГРН 1142536007790, ИНН 2536276283, КПП 253601001, место нахождения: г. Владивосток, ул. Дальзаводская, 2а. Офис 218.)
2.5. Сайт — Интернет-сайт, принадлежащий Исполнителю, расположенный в сети интернет по адресу http://cc-customs.ru, где представлены Услуги.
2.6. Услуги — информационные услуги, оказываемые Исполнителем и доступные для Заявки на Сайте.
2.7. Заявка — должным образом оформленный запрос Заказчика на оказание Услуги, выбранной на Сайте.

3. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

3.1. Предоставляя свои персональные данные при отправке формы заявки на Сайте, Заказчик даёт Исполнителю своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в бессрочном порядке и в целях, указанных в настоящем Соглашении.
3.2. Исполнитель использует персональные данные Заказчика в целях:
— оформления Заказчиком Заявки на Сайте;
— обратной связи с Заказчиком.
3.3. Персональные данные, которые собирает Исполнитель:
— Номер телефона Заказчика;
— Адрес электронной почты Заказчика;
— ФИО Заказчика.
3.4. Исполнитель обязуется не разглашать полученную от Заказчика информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
3.5. Заказчик может отозвать свое согласие на обработку персональных данных после личного обращения к Исполнителю.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Исполнитель оставляет за собой право вносить изменения в одностороннем порядке в настоящие правила. Изменения условий настоящих правил вступают в силу после их публикации на Сайте.

Маркировка при перевозке нефтепродуктов в автоцистернах

Элементами маркировки транспортных единиц при перевозке нефтепродуктов являются информационные табло, маркировочные знаки, таблички оранжевого цвета и предупреждающие надписи. Информационные табло передают в графической форме информацию о виде (видах) опасности перевозимого груза. Маркировочные знаки информируют об опасности нефтепродукта для окружающей среды и предупреждают о высокой температуре перевозимого груза. Таблички оранжевого цвета указывают на то, что перевозка груза осуществляется по специальным правилам, а также предоставляют информацию, необходимую для идентификации опасного груза, определения видов и степени его опасности. Предупреждающие надписи дополнительно информируют о пожарной опасности груза.

Кроме того, на цистерне или на прикрепленной к ней табличке указывается название ее владельца (оператора) и техническая информация, необходимая для безопасной эксплуатации цистерны.

При перевозке опасных веществ в цистернах, большая часть требований ДОПОГ, в том числе касающихся маркировки информационными табло, маркировочными знаками и табличками оранжевого цвета, действуют практически с первого грамма опасного груза. Поэтому пустые, не очищенные от опасных грузов цистерны и перевозящие их транспортные средства, должны иметь такую же маркировку, как и наполненные.

На водителя возлагается обязанность по креплению к транспортным средствам соответствующих загруженным в цистерну нефтепродуктам информационных табло, маркировочных знаков и табличек оранжевого цвета. Водитель должен также снять (закрыть) эти элементы маркировки после опорожнения цистерны и ее очистки от всех остатков опасных грузов.

5.1. Маркировка информационными табло

В зависимости от класса перевозимого нефтепродукта, для маркировки автоцистерн используются информационные табло по образцу знака опасности № 3 или № 9. Соответствующие образцы информационных табло показаны на рис. 5.1 и 5.2.


Информационные табло размещаются на боковых сторонах и сзади автоцистерны. Когда в автоцистерне с несколькими секциями перевозятся различные нефтепродукты, соответствующие информационные табло крепятся с обеих сторон цистерны, в местах расположения соответствующих секций. По одному информационному табло каждого образца, прикрепленного к боковым сторонам цистерны, крепится сзади автоцистерны (рис. 5.3). Однако, если для всех секций цистерны требуются одни и те же информационные табло, они должны быть прикреплены по одному с обеих сторон и сзади автоцистерны (рис. 5.4).

К пустым, не очищенным от остатков опасного груза автоцистернам, должны быть прикреплены информационные табло, соответствующие грузу, который в них перевозился. Информационные табло, которые не относятся к перевозимым грузам или их остаткам, должны быть сняты или закрыты.

5.2. Технические требования к информационным табло

Информационные табло, которые крепятся к автоцистернам должны иметь (рис. 5.5):
• цвет, символы и общую форму, соответствующую образцам знаков опасности, указанным в колонке 5 Перечня опасных грузов для грузов, содержащихся в цистерне или секции цистерны (см. табл. 5.1);
• минимальные размеры 250 × 250 мм;
• пунктирный или сплошной внешний контур, если они располагаются не на контрастном фоне.

Разрешается использовать информационные табло уменьшенных размеров (100 × 100 мм) или заменять информационные табло знаками опасности для автоцистерн вместимостью не более 3 м3 (3000 л).

Информационные табло могут быть изготовлены из самоклеющейся пленки, нанесены краской или любым другим равноценным способом, обеспечивающим долговечность маркировки и ее стойкость к атмосферным воздействиям.

Когда информационные табло размещаются на устройствах с откидными щитками, то эти устройства должны быть сконструированы и закреплены таким образом, чтобы исключалась любая возможность их откидывания или отрыва от крепления во время перевозки (в частности, в результате ударов или непреднамеренных действий).

5.3. Маркировка знаками для веществ при повышенной температуре

Битум в цистерну обычно наливается подогретым до температуры 160—200 °С. Автоцистерны при его перевозке обозначаются маркировочными знаками для веществ, перевозимых при повышенной температуре, соответствующими образцу, показанному на рис. 5.6.

Знак является обязательным, если температура битума при отгрузке или перевозке не ниже 100ºС.

Знак должен быть красного цвета и иметь форму равностороннего треугольника с минимальным размером боковых сторон 250 мм.

Знак размещается по бокам и сзади транспортных средств (рис. 5.7).

5.4. Маркировка знаками для веществ, опасных для окружающей среды

Бензины, реактивные, дизельные и судовые топлива, а также некоторые масла, являются веществами, опасными для окружающей среды (на что указывает дополнительная запись в транспортном документе). Автоцистерны при их перевозке обозначаются маркировочным знаком, показанным на рис. 5.8. Знак вещества, опасного для окружающей среды, должен иметь размер 250 × 250 мм и крепиться рядом с информационными табло, прикрепленными к цистерне (рис. 5.9).

Знак вещества, опасного для окружающей среды, не требуется крепить к автоцистернам с битумом (№ ООН 3257), кроме случаев, когда грузоотправитель сделал в транспортном документе запись «Опасное для окружающей среды».

5.5. Маркировка табличками оранжевого цвета

Транспортные единицы, перевозящие нефтепродукты, должны иметь две расположенные в вертикальной плоскости таблички оранжевого цвета. Одна из этих табличек крепится спереди транспортной единицы, другая — сзади, и обе — перпендикулярно продольной оси транспортной единицы.

На обеих боковых сторонах автоцистерн с нефтепродуктами крепятся хорошо видимые и размещенные параллельно продольной оси транспортного средства дополнительные таблички оранжевого цвета. В случае цистерн с несколькими секциями эти таблички крепятся на боковых сторонах каждой секции цистерны. На дополнительных табличках оранжевого цвета указывается номер ООН и идентификационный номер опасности, предписанные в Перечне опасных грузов для каждого из нефтепродуктов, перевозимых в цистерне или в отсеке цистерны (см. табл. 5.1).

Пример маркировки транспортных единиц табличками оранжевого цвета показан на рис. 5.10.

Если в автоцистерне или транспортной единице с несколькими цистернами перевозится только один нефтепродукт, дополнительные таблички оранжевого цвета могут не прикрепляться, при условии, что на табличках, прикрепленных спереди и сзади транспортной единицы, указаны идентификационный номер опасности и номер ООН перевозимого вещества (рис. 5.11).

На автоцистерны или транспортные единицы с одной или несколькими цистернами, перевозящие только вещества с номерами ООН 1202, 1203, 1223 или авиационное топливо с номерами ООН 1268, 1863, дополнительные таблички оранжевого цвета могут не прикрепляться, при условии, что на прикрепленных спереди и сзади транспортной единицы табличках указаны идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для наиболее опасного из перевозимых веществ, в данном случае — для вещества с самой низкой температурой вспышки (рис. 5.12).

Идентификационные номера опасности, которые указываются на табличках оранжевого цвета при перевозке нефтепродуктов, имеют следующие значения:
30 – легковоспламеняющаяся жидкость (температура вспышки 23—60 °С, включая предельные значения); легковоспламеняющаяся жидкость или твердое вещество в расплавленном состоянии с температурой вспышки выше 60 °С, разогретые до температуры, равной или превышающей их температуру вспышки; самонагревающаяся жидкость;
33 – легковоспламеняющаяся жидкость (температура вспышки ниже 23 °С);
90 – опасное для окружающей среды вещество; прочие опасные вещества;
99 – прочие опасные вещества, перевозимые при повышенной температуре.

Все таблички оранжевого цвета, прикрепленные к транспортным средствам и цистернам, должны соответствовать перевозящимся в них опасным грузам. Таблички оранжевого цвета, не относящиеся к перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть сняты или закрыты. Если таблицы закрыты, то покрытие должно быть сплошным и оставаться эффективным после пребывания в огне в течение 15 мин.

5.6. Технические требования к табличкам оранжевого цвета

Таблички оранжевого цвета должны иметь светоотражающую поверхность, черную окантовку шириной 15 мм, основание 400 мм и высоту 300 мм. Они могут быть разделены посередине горизонтальной линией черного цвета шириной 15 мм. Если площадь поверхности транспортного средства не позволяет прикрепить таблички таких размеров, то могут применяться уменьшенные таблички оранжевого цвета, размер основания которых может варьироваться в пределах от 300 до 400 мм, размер высоты от 120 до 300 мм. Ширина черной окантовки уменьшенных табличек оранжевого цвета должна быть не менее 10 мм (рис. 5.13). Для каждого размера допускается отклонение ±10%.

Используемый материал должен быть атмосферостойким и обеспечивать долговечность маркировки.

Крепления должны быть такими, чтобы таблички оставались прикрепленными к транспортному средству независимо от его положения. Кроме того, таблички не должны отделяться от их креплений после пребывания в огне в течение 15 мин.

Если на табличке необходимо указывать идентификационный номер опасности и номер ООН, то идентификационный номер опасности располагается в верхней ее части, а номер ООН — в нижней. Горизонтальная линия шириной 15 мм делит табличку на две равные половины. Номер ООН и идентификационный номер опасности должны быть нестираемыми и оставаться разборчивыми после пребывания таблички в огне в течение 15 мин.

Если используются таблички со сменными цифрами, составляющими идентификационный номер опасности или номер ООН, то эти цифры должны оставаться на своем месте независимо от положения транспортного средства.

5.7. Предупреждающие надписи

Эксплуатируемые на территории Таможенного союза автоцистерны для перевозки жидких нефтяных топлив * и масел должны иметь предупреждающие надписи.

* В соответствии с ГОСТ 26 098—84 «Нефтепродукты. Термины и определения» жидкими нефтяными топливами являются жидкие нефтепродукты, удовлетворяющие энергетические потребности путем превращения химической энергии углеводородов в тепловую. К таким топливам относятся, например, авиационный и автомобильный бензин, дизельное и газотурбинное топливо, авиационный керосин (реактивное топливо), мазут, топливо моторное и судовое.

По бокам и сзади автоцистерны, прицепа (полуприцепа) — цистерны для перевозки нефтепродуктов наносится надпись «Огнеопасно». Цвет надписи должен обеспечивать ее четкую видимость.

Места нанесения предупреждающих надписей на автоцистерне для перевозки нефтепродуктов показаны на рис. 5.14.

5.8. Техническая информация о цистерне

Каждый корпус цистерны должен быть снабжен коррозиестойкой металлической табличкой, постоянно закрепленной в месте, легкодоступном для прочтения текста на ней (рис. 5.15). Методом штамповки или гравировки должны быть нанесены, по крайней мере, указанные ниже сведения. Эти сведения могут быть выгравированы непосредственно на стенках самого корпуса, если стенки усилены так, что это не приведет к уменьшению прочности корпуса.

Сведения должны включать:
• номер официального утверждения;
• наименование или знак завода-изготовителя;
• серийный номер, присвоенный заводом-изготовителем;
• год изготовления;
• испытательное давление (манометрическое давление);
• внешнее расчетное давление;
• вместимость корпуса, в случае многосекционного корпуса — вместимость каждой секции, а также символ «S», когда корпус или секция разделены с помощью волноуспокоителей на секции вместимостью не более 7500 литров;
• расчетная температура (только если она выше +50 °С или ниже –20 °С);
• дата и вид последней проверки: «месяц, год», за которыми следует буква «Р», если эта проверка является первоначальной или периодической; «месяц, год», за которыми следует буква «L», если эта проверка является промежуточной;
• клеймо эксперта, проводившего проверку;
• материал, из которого изготовлен корпус, и, при необходимости, защитная облицовка, а также стандарты на материалы, если таковые имеются;
• испытательное давление корпуса в целом и испытательное давление секций;
• допустимое рабочее давление в случае цистерн, наполняемых или опорожняемых под давлением.

Кроме того, на самой автоцистерне или на табличке должны содержаться следующие данные:
• название владельца или оператора;
• масса транспортного средства в порожнем состоянии;
• максимально допустимая масса.

5.9. Маркировка емкостей для присадок

Переносные емкости с присадками (рис. 5.16), которые являются опасными грузами, или емкости с остатками таких присадок должны иметь такую же маркировку, как и упаковки с опасными грузами. На эти емкости наносится номер ООН и знак опасности, соответствующие содержимому емкости, а также маркировочный знак опасного для окружающей среды вещества. Перед номером ООН проставляются буквы «UN».

Наличие на автоцистерне устройства для добавления присадок или наличие в нем присадок не влияет на размещение информационных табло или маркировки на цистерне (см. разделы 5.1, 5.4 и 5.5).

На рис. 5.17 показан пример размещения на автоцистерне информационных табло, маркировочных знаков, табличек оранжевого цвета, предупреждающих надписей. На рисунке также показаны коррозиестойкая металлическая табличка с технической информацией и табличка со сведениями о владельце, массе порожней автоцистерны и о ее максимально допустимой массе.

Перевозка нефтепродуктов в автоцистернах: Пособие для водителей / А. Пахно, В. Шок. — М.: Спецпортал, 2017. — 231 с.: ил.

Маркировка и комплектация ТС по ДОПОГ

C целью обеспечения согласованности между странами и другими правилами (правила по охране окружающей среды, правила защиты прав потребителей, правила хранения и т.д.) Международной организацией ООН был разработан свод правил, который стал единым для большинства европейских стран, и России в том числе.

Страны, подписавшие Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), обязуются соблюдать данные правила на территории своей страны и территории стран участниц. Каждая страна реализует конкретные меры по обеспечению исполнения требований Соглашения и обеспечения безопасности на дорогах в соответствии со своим законодательством. В России чувство ответственности перевозчикам за несоответствие правилам перевозки внушают штрафы до 400 тр (!) для юр. лиц, и гарантируют, что такой транспорт не пройдет технический осмотр. Есть еще немаловажный момент: транспорт, перевозящий опасные грузы, может пересекать границы ЕС только в случаи, если его комплектация и маркировка соответствуют требованиям международного соглашения.

ДОПОГ устанавливает требования к классификации, упаковке, маркировке, а также сертификации опасных грузов. Правила едины и распространяются на все страны, подписавшие Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов на Женевской конвенции в 1968 году. Вышеперечисленные требования изложены в Приложении А настоящего соглашения, а требования к транспортным средствам, непосредственно, предъявлены в Приложении В ДОПОГ. Водители, для всех транспортных средств, в том числе с полной массой менее 3,5 тонн, должны иметь свидетельство о подготовке по ДОПОГ. Есть исключения для водителей, которые перевозят грузы в ограниченных количествах.

Каждая страна оставляет за собой право вводить дополнительные правила для всех сторон, вовлеченных в перевозку опасных грузов, в случаи, если эти правила не противоречат основному своду правил – ДОПОГ. Все стороны, вовлеченные в перевозку опасных грузов, обязаны действовать в соответствии с этими правилами. Обязанности сторон распределяются в соответствии с их задачами, и каждый несет свою часть ответственности за безопасность на дорогах.

Грузоотправители (производители, импортеры или дистрибьюторы) отвечают за:

– упаковка и маркировка опасных грузов;

– предоставление соответствующих документов на опасные грузы;

– предоставление инструкции для экипажа транспортной единицы, в рамках которой должен действовать экипаж в случаи аварии, либо чрезвычайной ситуации.

Погрузчики несут ответственность за:

– проверку упаковки и маркировки с целью выявления очевидных дефектов; – подготовка плана загрузки контейнера или транспортного средства;

– разделения несовместимых опасных грузов, если таки перевозятся на транспортной единице;

– исполнение специальных инструкций по заполнению документов на загружаемые опасные грузы;

– размещение маркировки на транспортное средство или грузовой контейнер, в соответствии с требованиями правил;

– закрепления груза в автомобиле или грузовом контейнере;

Водители и/или операторы транспортных средств несут ответственность за:

– размещение маркировки на транспортное средство, в соответствии с требованиями правил;

– наличие соответствующих документов на транспортном средстве;

– хранение документов в доступном и безопасном месте для должностного лица либо служб экстренной помощи;

– контроль и составление расписания, плана нагрузки и количества;

– соблюдение времени парковки;

– остановки на железнодорожных переездах;

– наличие письменной инструкции с описанием мер, принимаемых в случаи аварии или чрезвычайной ситуации;

– наличие знаний, характерных перевозимых для товаров;

– наличие свидетельства о подготовке по ДОПОГ.

Работодатели несут ответственность за:

– весь процесс: от подготовки к перевозке опасных грузов до разгрузочных работ.

Все участники несут ответственность за:

– надежную транспортировку опасных грузов и соблюдение правил;

– прекращения перевозок, если упаковка протекает;

– передачу всех документов на опасные грузы следующему лицу, ответственному за транспортировку, обработку или переработку товара.

Комплектация транспорта по ДОПОГ:

Какими предметами снаряжения для общей и индивидуальной защиты в соответствии с ДОПОГ должна быть снаряжена каждая транспортная еденица перевозящая опасный груз:

Пожарная безопасность

Для всех видов транспортных средств количество и емкость огнетушителей, напрямую зависит от массы транспортной единицы:

Кроме этого, на транспортном средстве перевозящем опасные грузы, должен находится один переносной огнетушитель для тушения пожаров класса А, В, С с минимальной ёмкостью 2 кг сухого порошка.

Огнетушители должны быть установлены таким образом, чтобы в любое время были легкодоступны для экипажа и защищены от воздействия погодных условий. Для перевозки огнетушителей идеально подходят пеналы (ящики) для огнетушителей. Материал, из которого выполнен пенал, должен быть устойчив к высоким и низким температурам.

*ДОПОГ 8.1.4 Противопожарное оборудование

Противооткатные башмаки Каждое транспортное средство с опасными грузами, находящееся на стоянке должно быть поставлено на стояночный тормоз. Транспорт не оснащенный тормозной системой, должны удерживаться посредством минимум одного противооткатного упора. Размер упора должен соответствовать максимальной массе транспорта и диаметру колес.

*ДОПОГ 8.3.7 Использование стояночных тормозов и противооткатных башмаков, ДОПОГ 8.1.5.2

Комплект ADR

Каждая транспортная единица, перевозящая опасные грузы должна быть снабжена сумками ADR (комплектами ADR). Комплекты собираются специалистами в соответствии со списком, приведенным в пункте 8.1.5 ДОПОГ. Это средства индивидуальной защиты и прочее оборудование, укомплектованные в удобные сумки. Содержимое комплектов зависит от класса опасности перевозимых веществ. Комплект абсолютно безопасен. Все содержимое искробезопасное и не несет патенциальной опасности.

*ДОПОГ 8.1.5 Прочее оборудование и средства индивидуальной защиты

Предупреждающие/запрещающие знаки с собственной опорой ОПАСНОСТЬ

Каждая транспортная единица, перевозящая опасные грузы должна быть оборудована двумя предупреждающими знаками с собственной опорой. Знаки на металлической основе с собственной опорой “ОПАСНОСТЬ” (DANGER) используются как запрещающий/предупреждающий знак для обозначения места аварии. Выставляется спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 50 м.

*ДОПОГ 8.1.5 Прочее оборудование и средства индивидуальной защиты

Маячок проблесковый

Проблесковый маячок устанавливается и включается на транспортном средстве, если на борту перевозятся взрывчатые, легковоспламеняющихся, радиоактивные вещества и ядовитых вещества высокой степени опасности.

Примеры комплектации транспорта

1. MEMU – Смесительно-зарядная машина MEMU

Транспортные средства общего назначения могут перевозить только небольшое количество взрывчатых веществ и изделий класса 1. Взрывчатые вещества и изделия класса 1 перевозятся специализированными транспортными средствами, конструкция которых исключает возможность возникновения воздействий на перевозимое вещество в обычных условиях перевозки, которые могли бы спровоцировать взрыв. Специализированные транспортные средства, к которым относится смесительно-зарядные машины.

Некоторые изделия класса 1 не могут перевозиться транспортом общего назначения. Кроме взрывчатых веществ и изделий класса 1, смесительно-зарядные машины могут перевозить вещества классов 3, 5.1, 6.1, 8 в соответствии с требованиями отдельных пунктов ДОПОГ. В случае класса 1, если в специальных отделениях MEMU перевозяться две и более групп совместимости, размещается оранжевая табличка “опасный груз” соответствующая наиболее опасному подклассу в приведенном ниже порядке от наиболее опасного к наимение опасному: 1.5, 1.2, 1.3, 1.6, 1.4.

При перевозке подкласса 1.5 D вместе с веществами и изделиями подкласса 1.2 на транспортной единице должны быть установлены знаки опасности (ромбы) 1. Знаки опасности (ромбы) должны быть размещены по обеим сторонам MEMU и сзади.

В случае, если секций несколько и в каждой из них перевозится вещество, то знаки опасности и таблички “опасный груз” (таблички ДОПОГ) должны быть размещены в месте расположения каждой секции с обеих сторон. Сзади транспортного средства должны быть размещены по одному знаку опасности каждого образца, которые размещены по бокам на каждой секции. Спереди и сзади должны быть размещены оранжевые таблички “опасный груз” нового образца без номера ООН (пустые), которые будут сигнализировать о наличии нескольких опасных веществ на борту транспортной единицы. Однако в случаи, если в секциях перевозится одно вещество, то спереди и сзади устанавливается знак опасности, соответствующий веществу и табличка ДОПОГ с номером и кодом оон вещества. В случае, если смесительно – зарядная машина перевозит вещества класса 1 за исключением подкласса 1.4, группа совместимости S, знаки опасный груз должны быть прикреплены в месте расположения секции с обеих сторон и сзади транспортного средства.

2. Бензовоз

Бензовозы перевозящие одно опасное вещество, например бензин моторный, должны иметь знаки опасности (ромбы) которые должны быть размещены по обеим сторонам и сзади транспортного средства и соответствовать классу вещества. Спереди и сзади должны быть размещены оранжевые таблички “опасный груз” нового образца с номером ООН перевозимого вещества. Наряду со знаком опасности и табличкой ДОПОГ на боковые стороны и сзади транспортного средства должен быть размещен маркировочный знак “Вещество опасное для окружающей среды”.

3. Бензовоз с несколькими секциями

Вариант-1

Транспортные единицы с одной и более секциями, в которых перевозятся вещества с номером ООН: 1202, 1203, 1223, или авиационное топливо отнесенное к номеру ООН: 1268, 1863 и никакое другое вещество не перевозится, то в этом случаи необязательно размещать таблички “опасный груз” для каждого вещества в месте расположения секции, а крепить таблички ДОПОГ спереди и сзади транспортного средства с номером ООН предписанным для наиболее опасного вещества из перевозимых веществ. Должны быть размещены знаки опасности (ромбы), которые должны быть размещены по обеим сторонам и сзади транспортного средства и соответствовать классу вещества. Наряду со знаком опасности и табличкой “опасный груз” на боковые стороны и сзади транспортного средства должен быть размещен маркировочный знак “Вещество опасное для окружающей среды”.

Вариант-2

В случае, если несколькосекционное транспортное средство перевозит разные виды ОГ, то знаки опасности и таблички “опасный груз” должны быть размещены в месте расположения каждой секции. Сзади транспортного средства должны быть размещены по одному знаку опасности каждого образца, которые размещены по бокам на каждой секции. Спереди и сзади должны быть размещены оранжевые таблички “опасный груз” нового образца без номера оон (пустые), которые будут сигнализировать о наличии нескольких опасных веществ на борту транспортной единицы. Однако в случаи, если в секциях перевозиться одно и то же вещество или как в случаи Вариант-1, то спереди и сзади устанавливается знак опасности, соответствующий веществу и табличка ДОПОГ с номером и кодом оон вещества. В случаи Вариант-1 можно маркировать транспортное средство по аналогии с Вариантом-2. Наряду со знаком опасности и табличкой “опасный груз”, на обе боковые стороны и сзади транспортного средства должен быть размещен маркировочный знак “Вещество опасное для окружающей среды”.

Маркировочный знак веществ опасных для окружающей среды

Знак не является знаком определяющим класс или подкласс вещества, наряду с маркировочным знаком “Вещество, перевозимое при повышенной температуре”. Это маркировочный знак, для жидких или твердых веществ – загрязнителей водной среды, а также растворов и смесей этих веществ.

Основными элементами классификации веществ, опасных для окружающей среды, являются:

– острая токсичность в водной среде;

– способность к биологической аккумуляции или фактическая биологическая аккумуляция;

– разложение (биологическое или небиологическое) применительно к органическим химическим веществам;

– хроническая токсичность в водной среде.

Позиции перечня опасных грузов с номерами ООН:

№ ООН 3077 Вещество, опасное для окружающей среды, твердое, н. у.к.;

№ ООН 3082 Вещество, опасное для окружающей среды, жидкое, н. у.к.

Маркировочный знак веществ, перевозимых при повышенной температуре

Данный знак размещается на транспортной единице в случае, для веществ:

№ ООН 99 3257 ЖИДКОСТЬ ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ, Н.У.К., перевозимая при температуре не ниже 100°С, но ниже ее температуры вспышки (включая расплавленные металлы, расплавленные соли и т. д.).

№ ООН 99 3258 ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ, Н.У.К., при температуре не ниже 240°С Знаки опасности (информационные табло, ромбы) Определить знак опасности соответствующий классу опасности нужно при помощи таблицы А колонка (5) “Знаки опасности”.

Качественная светоотражающая маркировка также важна, как и хорошие дороги. Безопасных Вам рейсов!

МАРКИРОВКА АВТОЦИСТЕРН ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Маркировка автоцистерн. Перевозка опасных грузов.

При ликвидации последствий аварий с транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, очень важную роль играет наличие точной и достоверной информации, позволяющей определить, каким опасным грузом загружено транспортное средство, и опасные свойства этого груза.

Для обеспечения наличия указанной информации при перевозке опасных грузов эта информация должна указываться на каждом средстве удержания опасного груза (в том числе и цистернах) и дублироваться в перевозочных документах.

Требования к маркировке транспортных средств, перевозящих опасные грузы, определенны в правилах дорожной перевозки опасных грузов и главе 5.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ).

Основными факторами, определяющими требования к маркировке цистерн, являются количество опасных грузов в цистерне, виды опасности грузов, тип цистерны и их количество на транспортной единице.

Нужно понимать, что цистерна, является средством удержания груза, и при отсутствии перевозочных документов, которые, например, могут быть недоступными в случае аварийной ситуации, необходимую для ликвидации аварии информацию можно получить только из маркировки цистерны.

Для указания необходимой информации используются информационные таблицы опасного груза (в ДОПОГ – таблички оранжевого цвета). Эти информационные таблицы имеют оранжевую, светоотражающую поверхность. Какой бы опасный груз не перевозился, информационные таблицы, должны всегда крепиться как минимум спереди и сзади транспортной единицы. Эти таблицы специально предусмотрены для индикации наличия опасных грузов в транспортной единице.

Идентификатором перевозимого опасного груза является номер ООН опасного груза. По этому номеру, используя Перечень опасных грузов, можно быстро определить требования к перевозке опасного груза и другую необходимую информацию.

Для указания на опасные свойства груза используются пиктограммы (знаки-табло опасности), имеющие целью передать конкретную информацию об опасных свойствах груза. Знаки-табло опасности представляют собой знаки опасности, увеличенный до размера 250 х 250 мм. Знаки-табло опасности указывают только на вид опасности груза, но зачастую, не характеризуют степень его опасности. Подобное утверждение является справедливым и для многих номеров ООН опасных грузов.

Для указания на опасные свойства груза и его степень опасности, используется номер опасности, иногда называемый кодом Кемлера. Идея этого номера такова, что он состоит из цифр, каждая из которых указывает на определенное опасное свойство.

Первая цифра номера опасности зачастую совпадает с номером класса опасного груза. Удвоение же цифр указывает на то, что опасный груз характеризуется высокой степенью опасности. В коде также может использоваться буква «Х», указывающая на то, что вещество вступает в опасную реакцию с водой.

Идентификационный номер ООН, номер опасности и номер образца знака опасности определяются для перевозимого опасного груза по Перечню опасных грузов, приведенному в главе 3.2 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Знаки-табло опасности выполняются зачастую краской или на самоклеящейся пленке. Оба этих способа являются допустимыми так, как обеспечивают долговечность маркировки. Однако в случае пожара эта информация утрачивается буквально в первые минуты, после возгорания.

И возникает потребность обеспечения сохранности необходимой информации хотя бы некоторый промежуток времени, необходимый аварийным службам для прибытия к месту аварии. За такой промежуток времени принят временной интервал продолжительностью в 15 минут.

Обеспечение сохранности знаков опасности в условиях пожара на протяжении такого промежутка времени довольно проблематично, да и разборчивость знаков-табло опасности после их пребывания в огне вызывает определенные сомнения.

Обеспечить разборчивость цифр в этих условиях гораздо легче, например, путем применения штамповки или накладных металлических цифр. В связи с чем, и Правилами и ДОПОГ, установлены требования к огнестойкости информационных таблиц опасного груза, а точнее идентификационного номера ООН и номера опасности.

При перевозке одного опасного груза в автоцистерне существует два равнозначных варианта маркировки, наиболее экономный из которых следующий. К автоцистерне, загруженной одним опасным грузом (бензином, дизельным топливом, маслом моторным и пр.) прикрепляются две информационные таблицы опасного груза и три знака-табло опасности.

Одна из этих таблиц должна закрепляться спереди транспортной единицы (на кабине водителя), а вторая – сзади (на цистерне или полуприцепе-цистерне), и обе – перпендикулярно продольной оси транспортной единицы.

Знаки-табло опасности крепятся по бокам и сзади автоцистерны. Информация на информационных таблицах опасного груза (идентификационный номер ООН и номер опасности) и знаки-табло опасности должны соответствовать опасному грузу, содержащемуся в цистерне.

Таким образом, если в цистерне перевозится один опасный груз (например, дизельное топливо), то в информационных таблицах опасного груза указываются идентификационный номер ООН и номер опасности для этого груза (номер ООН 1202, номер опасности 30).

Если после разгрузки дизельного топлива цистерна будет наполнена другим опасным грузом (например, бензином), то информационные таблицы опасного груза необходимо заменить информационными таблицами для бензина (номер ООН 1203, номер опасности 33).

Для облегчения этих операций обычно используются информационные таблицы со сменными цифрами. Кроме этого, в случае необходимости, надо заменить и знаки-табло опасности.

Требования к маркировке многосекционных цистерн, в которых одновременно перевозится несколько опасных грузов, отличается от маркировки цистерн, загруженных одним опасным грузом.

Так, в случае одновременной перевозки нескольких опасных грузов в многосекционной цистерне информационные таблицы опасного груза крепятся к боковым поверхностям каждого отсека цистерны.

В этих информационных таблицах опасного груза должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН соответственно для каждого из веществ, перевозимых в отсеке цистерны. На информационных таблицах опасного груза, которые крепятся спереди и сзади транспортной единицы идентификационный номер ООН и номер опасности не указываются.

Знаки-табло опасности должны размещаться по бокам автоцистерны, в месте размещения соответствующих отсеков, а также по одному знаку-табло опасности каждого образца, имеющегося на каждой боковой стороне, размещается сзади автоцистерны.

Однако, если для всех отсеков, требуются одинаковые знаки-табло опасности, эти знаки-табло опасности должны размещаться по одному на каждой боковой поверхности цистерны.

Законодатель предусматривает упрощенные требования к маркировке многосекционных цистерн, в которых одновременно перевозятся вещества с номерами ООН 1202 (дизельное топливо), 1203 (бензин моторный), 1223 (керосин) или авиационное топливо, отнесенное к номерам ООН 1268 или 1863, и не перевозятся другие опасные вещества.

В этом случае на информационных таблицах опасного груза, которые крепятся спереди и сзади транспортной единицы, должен указываться идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для наиболее опасного вещества, т.е. для вещества с наиболее низкой температурой вспышки. К боковым поверхностям цистерн (отсеков цистерн) информационные таблицы опасного груза в этом случае прикреплять необязательно.

Таким образом, если в многосекционной цистерне одновременно перевозятся опасные грузы, такие как бензин и дизельное топливо, то достаточно транспортную единицу обозначить двумя информационными таблицами опасного груза с указанными на них идентификационным номером ООН и номером опасности для бензина моторного, соответственно 1203 и 33.

Одна из этих таблиц должна крепиться спереди транспортной единицы (на кабине водителя), а вторая – сзади (на полуприцепе-цистерне). Знаки-табло опасности № 3 (легковоспламеняющаяся жидкость) должны крепиться по бокам и сзади автоцистерны.

Если в многосекционной цистерне одновременно перевозятся опасные грузы, такие как дизельное топливо и моторное масло (упрощенные требования не применяются), то информационные таблицы опасного груза крепятся на боковых поверхностях каждого отсека цистерны.

В этих информационных таблицах опасного груза должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН соответственно для каждого из веществ, перевозимого в отсеке цистерны (для дизельного топлива: № ООН 1202, номер опасности 33, для масла моторного: № ООН 3082, номер опасности 90).

Спереди и сзади транспортной единицы закрепляются по одной информационной таблице опасного груза без указанных на них идентификационного номера ООН и номера опасности.

Знаки-табло опасности размещаются на боковых поверхностях автоцистерны, в месте размещения соответствующих отсеков (для дизельного топлива знак опасности № 3, для масла моторного – № 9), а также сзади автоцистерны должны размещаться знаки-табло опасности № 3 и № 9.

Лаборатория ADR

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

23/10/2016

Четыре информационные таблицы опасного груза и три знака опасности вне закона

В Правила дорожного движения постановлением Кабинета министров Украины от 14.09.2016 № 641 внесены изменения в части размещения табличек оранжевого цвета и информационных табло на транспортных средствах. В соответствии с новыми положениями Правил дорожного движения размещение информационных таблиц опасного груза и знаков опасности определяется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Напомним основные способы маркировки транспортных средств с опасными грузами, предусмотренные ДОПОГ. Приведенные варианты маркировки не являются исчерпывающими.

1. Маркировка транспортных средств при перевозке опасных грузов в упаковках (кроме опасных грузов классов 1 и 7)

Транспортные единицы при перевозке опасных грузов (кроме грузов классов 1 и 7) в упаковках маркируются двумя табличками оранжевого цвета. Одна табличка оранжевого цвета крепится спереди транспортной единицы, другая — сзади (см. п. 5.3.2.1.1 ДОПОГ). Идентификационный номер опасности и номер ООН на табличках не указываются.

Табличками оранжевого цвета не обозначаются транспортные единицы с опасными грузами, на перевозку которых распространяются освобождения, предусмотренные в подразделе 1.1.3 ДОПОГ.

2. Маркировка транспортных средств при перевозке опасных грузов класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) в упаковках

Транспортное средство при перевозке опасных грузов класса 1 в упаковках маркируется двумя табличками оранжевого цвета. Одна табличка оранжевого цвета крепится спереди транспортной единицы, другая — сзади (см. п. 5.3.2.1.1 ДОПОГ). Идентификационный номер опасности и номер ООН на табличках не указываются.

Кроме того, транспортные средства, загруженные упаковками с опасными грузами класса 1, маркируются информационными табло, которые крепятся на боковых сторонах и сзади каждого транспортного средства (см. п. 5.3.1.5.1 ДОПОГ). К транспортным средствам, перевозящим вещества и изделия разных подклассов класса 1, крепятся только информационные табло, соответствующие наиболее опасному подклассу, в следующем порядке: 1.1 — наиболее опасный; 1.5, 1.2, 1.3, 1.6, 1.4 — наименее опасный (см. п. 5.3.1.1.2 ДОПОГ).

Табличками оранжевого цвета и информационными табло не обозначаются транспортные единицы с взрывчатыми веществами и изделиями, на перевозку которых распространяются освобождения, предусмотренные в подразделе 1.1.3 ДОПОГ. В частности, не обозначаются транспортные средства, перевозящие опасные грузы, которым назначен классификационный код 1.4S, какое бы количество этих грузов не перевозилось.

3. Маркировка автоцистерн при перевозке одного опасного груза

При перевозке в автоцистерне только одного опасного груза оптимальным является способ маркировки, при котором спереди и сзади транспортной единицы крепится по одной табличке оранжевого цвета (см. п. 5.3.2.1.1 ДОПОГ). На них должен указываться идентификационный номер опасности и номер ООН перевозимого груза (см. п. 5.3.2.1.6 ДОПОГ).

Для указания на виды опасности перевозимого груза автоцистерны маркируются информационными табло, которые крепятся к боковым сторонам и сзади автоцистерны (см. п. 5.3.1.4.1 ДОПОГ).

Если вещество, перевозимое в автоцистерне, является опасным для окружающей среды, то рядом с информационным табло крепится маркировочный знак опасного для окружающей среды вещества (см. п. 5.3.6.1 ДОПОГ).

4. Маркировка автоцистерн при перевозке одновременно нескольких нефтяных топлив класса 3

Автоцистерны для перевозки жидких нефтяных топлив класса 3 маркируются тремя информационными табло, которые соответствуют образцу знака опасности № 3. Информационные табло крепятся к боковым сторонам и сзади автоцистерны (см. п. 5.3.1.4.1 ДОПОГ). Рядом с информационными табло крепятся маркировочные знаки опасного для окружающей среды вещества (см. п. 5.3.6.1 ДОПОГ).

Если в автоцистерне одновременно перевозится несколько жидких нефтяных топлив класса 3 (№ ООН 1202, 1203, 1223 или авиационное топливо с номером ООН 1268 или 1863) и не перевозится никаких других веществ, то достаточно спереди и сзади транспортной единицы прикрепить таблички оранжевого цвета с указанными на них идентификационным номером опасности и номером ООН, которые предписаны для наиболее опасного из перевозимых веществ, в данном случае — для вещества с самой низкой температурой вспышки (см. п. 5.3.2.1.1 и п. 5.3.2.1.3 ДОПОГ).

Следует учитывать, что если в цистерне перевозится только один нефтепродукт или остатки только одного нефтепродукта, то на табличках, прикрепленных спереди и сзади транспортной единицы, должны указываться идентификационный номер опасности и номер ООН, предписанные для него в Перечне опасных грузов. Поэтому наиболее оптимально для маркировки автоцистерн для перевозки бензина и дизельного топлива использовать таблички оранжевого цвета с переключающимися цифрами бензин/дизельное топливо.

5. Маркировка автоцистерн при перевозке нескольких опасных грузов

Транспортные единицы с одной или несколькими встроенными цистернами, в которых перевозятся опасные грузы, маркируются двумя табличками оранжевого цвета. Одна табличка крепится спереди транспортной единицы, другая — сзади (см. п. 5.3.2.1.1 ДОПОГ). Идентификационный номер опасности и номер ООН на табличках не указываются.

Кроме того, к боковым сторонам цистерны (отсека цистерны) крепятся хорошо видимые и размещенные параллельно продольной оси транспортного средства дополнительные таблички оранжевого цвета. На них указываются идентификационный номер опасности и номер ООН для каждого перевозимого в цистерне или отсеке цистерны опасного груза (см. п. 5.3.2.1.2 ДОПОГ).

Для указания на виды опасности перевозимого груза автоцистерны маркируются информационными табло (см. п. 5.3.1.4.1 ДОПОГ). Информационные табло крепятся к боковым сторонам и сзади автоцистерны. Когда в автоцистерне с несколькими отсеками перевозится больше одного опасного груза, соответствующие информационные табло должны размещаться на боковых сторонах автоцистерны в местах расположения соответствующих отсеков. Сзади автоцистерны размещаются информационные табло каждого образца, нанесенного на боковых сторонах. Однако в том случае, если для всех отсеков требуются одни и те же информационные табло, они должны быть размещены по одному на каждой боковой стороне и сзади транспортного средства.

Если в автоцистерне перевозится вещество, опасное для окружающей среды, рядом с соответствующим информационным табло крепится маркировочный знак опасного для окружающей среды вещества (см. п. 5.3.6.1 ДОПОГ).

Четыре информационные таблицы опасного груза и три знака опасности вне закона

ДОПОГ не предусмотрен фактически ни для одного из способов перевозки опасных грузов вариант маркировки транспортных средств четырьмя информационными таблицами опасного груза с указанными на них идентификационным номером опасности и номером ООН и тремя знаками опасности, который был предусмотрен ранее Правилами дорожного движения. Более того, использование такой маркировки при перевозке опасных грузов в упаковках будет являться нарушением требований ДОПОГ и Правил дорожной перевозки опасных грузов.

Ссылка на основную публикацию