Стандарты и регламент перевозки опасных грузов морским транспортом
В одный транспорт играет важную роль в экономической сфере, морские перевозки занимают первое место из всего объёма грузоперевозок. Перевозка опасных грузов морским транспортом также в приоритете. Весь процесс транспортировки контролируется государственными и международными правилами и стандартами. Участники внешнеэкономической деятельности, занимающиеся торговлей товарами данной категории должны быть ознакомлены с соответствующими рекомендациями.
Основные требования к перевозке по Международному Кодексу
К опасным грузам относятся взрывоопасные, воспламеняющиеся ядовитые и другие представляющие опасность для здоровья человека вещества. Они могут иметь разную структуру, консистенцию и состав, их упаковка также отличается.
Все опасные грузы делятся на классы, важную роль играет вид транспортировки, в зависимости от этого приходится учитывать требования к нормативным документам. Но, вне зависимости от выбора перевозок должны соблюдаться требования, предъявляемые к упаковке и маркировке. Важную роль играет также правильность составления документов, соблюдение правил безопасности.
Особые требования предъявляются к условиям размещения:
- Груз не должен представлять неудобства для персонала;
- Предоставление постоянного доступа для контроля состояния вещества обязательно на всём протяжении пути судна.
Чаще всего для транспортировки морем используются контейнеры, которые устанавливаются на палубу. Подробнее о типах морских контейнеров читайте здесь.
В соответствии с правилами:
- груз не должен занимать больше половины площади палубного пространства,
- ширина проходов между тарой/контейнерами должна быть не меньше 1 м.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Упаковка
В соответствии с установленными правилами и стандартами упаковка должна обеспечивать безопасность груза. Определённые требования предъявляются к её качеству и прочности — она должна быть устойчивой к повреждениям на всех этапах транспортировки.
Соответствующий сертификат является подтверждением прохождения всех испытаний. При контакте материала упаковки с грузом любые химические реакции исключаются.
Токсичные вещества должны перевозиться в герметичной упаковке из-за подверженности воспламенению. Необходимо учитывать, что их опасность повышается при контактировании с кислородом или водой. Бидоны, канистры, полимерные или металлические сосуды дополнительно пакуются в деревянную тару. Стеклянные сосуды укладываются в специальные заполненные негорючим впитывающим веществом ящики весом от 50 кг, они должны быть обязательно прикрыты.
Маркировка
Опасные грузы подлежат маркировке, в этих целях используется специальные знаки. В соответствии с Международным кодексом, правилами и государственными стандартами маркировке подлежат также суда. По знакам можно определить класс перевозимого груза. Если он представляет опасность по нескольким параметрам, на упаковку и судно наносятся все знаки.
Маркировка должна соответствовать следующим требованиям:
- правильное техническое (некоммерческое) название перевозимого груза;
- знаки опасности, чётко отражающие его опасные свойства;
- устойчивость к истиранию — маркировка должна сохраняться в течение 3 месяцев при условии постоянного воздействия морской воды.
Исключения из правил составляют грузы с низкой степенью опасности, а также транспортирующиеся в небольших количествах товары. В категорию исключений относятся также особые обстоятельства, когда места, в которых хранится груз, уже промаркированы соответствующими знаками опасности.
Документы
Обычно транспортировка опасных грузов морским путём связана с необходимостью оформления большого количества документов. Ответственность за их наличие и соответствие стандартам лежит в равной степени на грузоотправителе и транспортной компании. Грузополучатель также должен быть проинформирован о правилах оформления документов при передаче груза.
Разрешительные документы
Обязательным условием является наличие допуска у перевозчика. Документ представляет собой разновидность лицензии, дающей право на транспортировку в том числе опасных грузов. Такой документ оформляется отдельно. Его получение является своеобразным разрешением на отправку судна в рейс, его копия находится у капитана.
На борту должны присутствовать также Правила МОПОГ, правила обеспечения безопасности пассажиров на море.
Грузовые суда часто оснащены спецтехникой по подъему/укладке контейнеров. Все оборудование, а также контейнеры, различные механизмы, крепежные элементы также должны иметь сертификаты, подтверждающие соответствие стандартам качества и исправность. Сертификаты на упаковку и укладку предоставляет грузоотправитель.
Сопроводительные документы
К сопроводительным документам относятся:
- декларация,
- коносамент,
- опись груза,
- международная товарно транспортная накладная,
- доковая расписка,
- деливери-ордер,
- манифест,
- сертификаты качества на упаковку,
- знаки опасности,
- свидетельство о надлежащей упаковке,
- договор фрахтования (при условии фрахтования судна).
Все копии документов хранятся у капитана и предъявляются по требованию официальных представителей портов.
Основные меры предосторожности при морской перевозке опасных грузов
На этапе организации и при последующем выполнении транспортировки обязательно соблюдение следующих мер предосторожности:
- Совместимость товаров разных категорий при перевозке на одном борту;
- Соблюдение правильности проведения погрузочно-разгрузочных операций;
- Обеспечение безопасности в случае наступления форс-мажорных обстоятельств;
- Соблюдение норм укладки и хранения;
- Обеспечение сохранности целостности упаковки, что позволит предотвратить её повреждения и избежать наступления экологической катастрофы.
В процессе планирования морской перевозки обязательно учитывается:
- несовместимость некоторых категорий грузов,
- лимит численности на одном судне.
В случае возникновения чрезвычайных происшествий, опасных ситуаций, которые могут оказать отрицательное влияние на целость ТМЦ, персонал должен предпринять следующие действия:
- Безотлагательно оповестить руководство об инциденте;
- Принять меры по предотвращению детонации, испарения яда, замыкания;
- При повреждении целостности упаковки на открытой воде территория должна быть по возможности обособлена от повреждённой тары;
- На следующей остановке, по ходу пути судна, уполномоченные специалисты принимают меры по ликвидации последствий, место хранения повреждённого груза вычищается.
Заключение
Морская транспортировка опасных грузов считается наиболее надёжным вариантом при условии соблюдения всех правил и стандартов. Все товарные позиции должны быть тщательно упакованы и промаркированы, иметь необходимые документы. Важную роль играет размещение груза, соблюдение правил безопасности при транспортировке.
Информация о стоимости фрахта судна в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.
Бесплатная консультация по телефону:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
Правила перевозки опасных грузов морским транспортом
Главная – Информация – Правила перевозки опасных грузов морским транспортом
Порядок перевозки опасных грузов морским транспортом
Перевозка опасных грузов морским транспортом – удобный способ перемещения товаров между странами с выходом к побережью и развитым портовым хозяйством.
В транспортных перевозках к опасным грузам относят вещества, а также содержащие такие вещества изделия, которые в силу физико-химических характеристик обладают разрушающим или вредоносным потенциалом:
- разрушаются – утрата товара;
- повреждают материальные объекты в непосредственной близости;
- угрожают здоровью и жизни людей;
- наносят ущерб флоре и фауне.
Поэтому транспортировка ОГ морем требует особой осторожности:
- в открытом море продукты повышенной опасности представляют угрозу для судна, экипажа, других грузов, а также водной среды и ее обитателей;
- в порту и вблизи побережья в зону опасности попадают также инфраструктурные объекты порта, природа и население береговой зоны.
Правила перевозки опасных грузов морским транспортом – это совокупность нормативов, инструкций и требований, соблюдение которых снижает риски для всех заинтересованных сторон. Ответственность за соблюдение международных и национальных законодательных актов несут:
- на берегу – службы и руководство порта;
- на судне – капитан.
За достоверность сведений о товарах, упаковку, размещение в таре отвечает грузовладелец – заказчик перевозки.
Классификация опасных продуктов для морских перевозок
Согласно МК МПОГ (ММОГ/IMDG Code) ОГ для транспортировки морем подразделяют на 9 классов, внутри которых выделяют подклассы.
1 класс – взрывчатые вещества и изделия. При условии правильной упаковки и оформления на борт судна принимают товары, приведенные в перечне раздела 3.2 Кодекса. Решения о транспортировке исключенных продуктов принимаются в индивидуальном порядке.
2 – сжиженный под давлением;
3 – сжиженный охлаждением;
4 – растворенный под давлением.
По физико-химическим свойствам, воздействию на живые организмы, отмечают дополнительные характеристики и опасности газов:
- негорючие;
- горючие;
- поддерживающие горение (окислители);
- едкие/коррозионные;
- нетоксичные;
- токсичные (=ядовитые).
1 – легковоспламеняющиеся жидкости;
2 – жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества.
4 класс – твердые горючие материалы по подклассам:
- 4.1 – легковоспламеняющиеся твердые вещества;
- 4.2 – самовоспламеняющиеся субстанции;
- 4.3 – вещества, которые выделяют горючий газ в реакции с водой, в том числе в незначительном количестве (из воздуха).
Правила дополнительного типирования продуктов 4 класса опасности изложены в частях II и III (раздел 33) Типовых рекомендаций ООН:
- 1 – легковоспламеняющиеся твердые материалы (4.1);
- 2 – самореактивные твердые субстанции (4.1);
- 3 – пирофорные твердые вещества (4.2);
- 4 – пирофорные жидкости (4.2);
- 5 – самонагревающиеся субстанции;
- 6 – вступающие в экзотермическую реакцию с водой с образованием горючего газа.
5 класс – окислители:
- 5.1 – окисляющие вещества. Сами негорючие, выделяют кислород при нагревании, способствуя горению других продуктов.
- 5.2 – органические пероксиды. Термически нестабильные саморазлагающиеся по экзотермическому типу вещества.
Дополнительные опасные свойства пероксидов:
- разложение со взрывом;
- интенсивное горение;
- чувствительность к удару или трению;
- опасные реакции с другими веществами, в том числе с выделением токсичных продуктов;
- разъедающее воздействие на живые ткани.
6 класс по подклассам:
6.1 – токсичные вещества (=ядовитые):
- ядовитые перорально – отравление при проглатывании;
- черезкожного воздействия – яд проникает через кожные покровы, разносится кровотоком по организму;
- ингаляционной токсичности – попадают внутрь организма при вдыхании.
6.2 – субстанции и культуры, содержащие патогенные организмы, которые вызывают заболевания у людей, животных: бактерии, вирусы, грибки, риккетсии, паразиты.
7 класс – радиоактивные материалы: продукты с высокой концентрацией радионуклидов, изделия, их содержащие, тара с остаточным излучением.
8 класс – едкие, коррозионные вещества. Основная опасность – повреждение тканей живых существ (человека, животных), разрушение органических материалов, включая металлы. Дополнительные опасности:
- токсичные пары;
- ядовитые газы при разложении;
- интоксикация при черезкожном проникновении.
9 класс – прочие опасные вещества и изделия:
- продукты, проявляющие опасные качества, не свойственные другим классам;
- генно-модифицированные организмы и микроорганизмы.
Перевозка ОГ морским транспортом необходимые документы, правила
МК МПОГ (ММОГ) с добавлениями и поправками – ключевой международный документ, который определяет порядок организации и выполнения перевозок опасных грузов морским транспортом.
Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов разработан организацией ИМО (International Marine Organization, IMO) на основе:
- Рекомендаций Экспертного комитета ООН (Типовые Правила);
- Системы классификации и маркировки опасных веществ СГС (GHS).
Документ состоит из 7 частей: 1-2, 4-7 части собраны в I-м томе, 3 часть выделена в отдельный II том.
Часть 1 – общие положения, определения, подготовка персонала, положения о безопасности.
Часть 2 – классификация.
Часть 4 – положения по упаковке, контейнерам, цистернам, балк-перевозкам.
Часть 5 – процедуры отправления: применение, знаки опасности, маркировка грузовых и транспортных единиц, документация.
Часть 6 – конструкция и испытания тары, контейнеров, цистерн.
Часть 7 – положения о транспортных операциях:
- порядок размещения;
- разделение;
- пожарная безопасность в чрезвычайных ситуациях;
- погрузка, перевозка груженых и порожних транспортных единиц;
- регулирование температуры;
- доставки ОГ лихтеровозами;
- транспортировка отходов;
- изъятия, одобрения, компетентные органы.
- перечень опасных грузов: приложение А – список обобщенных Н.У.К. гпродуктов, приложение В – глоссарий терминов, алфавитный указатель.
- освобождения (от применения правил) по ограниченным количествам.
Другие важные правила и требования по обеспечению безопасности при морских перевозках ОГ изложены в международных документах:
- МАРПОЛ 73/78. Приложение I к Конвенции “Правила предотвращения загрязнения нефтью”;
- СОЛАС-74 – международная конвенция по охране человеческой жизни на море с правками, в обновленной редакции.
Документы для перевозки опасных грузов морем
Для согласования размещения опасного продукта на портовой территории, морском судне грузовладельцу потребуются:
- коммерческие документы для подтверждения внешнеторговой сделки – договор/контракт, спецификация, проформа;
- техническая документация на товары – описание, характеристики, технология производства и упаковки, стандарты качества;
- паспорт безопасности;
- сертификаты соответствия упаковки;
- документы на транспортную и грузовую тару (если не собственность перевозчика).
После размещения товаров внутри транспортной единицы (тара, контейнер, цистерна) отправитель заполняет упаковочный лист, составляет опись отправления.
Перед приемкой опасного продукта на борт плавсредства грузовладелец предъявляет перевозчику свидетельство/заключение о проверке упаковки, маркировки, условий размещения в грузовом отсеке. Затем заказчик или его представитель оформляет заполняет манифест и коносамент для IMO Cargo.
- Грузовые единицы размещают на судне согласно утвержденной схеме, закрепляют, положение отмечают в плане.
- Перевалку в портах трансшипмента линейные перевозчики согласовывают заранее.
У капитана хранятся до прибытия в порт назначения:
- копии документов на груз;
- договора на грузоперевозку;
- свидетельства об оснащенности судна, пригодности и допуске к операциям с объектами повышенной опасности, загрязнителями моря.
Запреты и ограничения на морскую перевозку
Линейный перевозчик, частный судовладелец откажутся принимать на борт опасный груз:
- без документов;
- без назначенной упаковки, в несоответствующей или нарушенной упаковке;
- без правильной маркировки тары, грузовой единицы;
- в поврежденном контейнере, танк-контейнере, цистерне.
В некоторых странах действует государственный запрет на ввоз/вывоз некоторых ОГ.
Компания «Итака-Транс» заботится о безопасности доставки опасных грузов своих клиентов. Мы организуем перевозки ОГ морским транспортом, оказываем дополнительные услуги:
- таможенное оформление ввоза/вывоза;
- грузовые операции в порту, на складских терминалах Санкт-Петербурга;
- проведение испытаний, получение заключений, сертификатов, разрешений.
Консультируем грузовладельцев на всех этапах международной грузоперевозки ОГ. Организуем налив/перелив, фасовку жидкостей в Санкт-Петербурге. Предоставляем цистерны, танк-контейнеры для транспортировки жидких продуктов наливом.
А почему именно танк-контейнеры? Чем они лучше канистр, бочек и кубов? Сейчас всё узнаете!
Правила и тонкости перевозки опасных грузов морским транспортом
Когда нужно отправить груз на дальнее расстояние, выгоднее переправить его по воде. Это касается и перевозки опасных грузов – с помощью морского транспорта возможна доставка крупных партий, благодаря хорошей грузоподъемности судов. Организация морских перевозок не требует контроля технического состояния путей, но необходимо учитывать погодные условия. Перед транспортировкой следует ознакомиться с правилами, упаковать груз соответствующим образом и подготовить все необходимые документы.
Особенности морской перевозки опасных грузов.
Виды опасных веществ
К опасным грузам можно отнести:
- взрывоопасные смеси;
- сжиженный и абсорбированный газ, сжатый воздух, водород и т. п.;
- легковоспламеняющиеся жидкости, тяжёлые металлы (ртуть), ядовитые вещества, меняющие агрегатное состояние до пара;
- оксиданты;
- фторид урана (то самое вещество, которое после обработки служит топливом для ядерных реакторов);
- самовоспламеняющиеся элементы;
- едкие кислоты, щелочи;
- радиоактивные жидкости и отходы, яды, споры бактерий и капсулы вирусов в пробирках (для выведения вакцин, лабораторных исследований и т. п.).
Все эти вещества делятся на 8 категорий по типу действия и возможности причинения вреда, в свою очередь эти категории делятся на подгруппы – каждой присваивается собственный цвет предупреждающей маркировки. Перевозка столь опасных грузов водным транспортом регламентируется законодательством каждой страны в отдельности, а также международными нормами и взаимными договорами.
Правила транспортировки опасных грузов морем
Правила и рекомендации по морской перевозке опасных грузов регламентируются одноимённым Международным Кодексом, сокращенно МК МОПОГ. На основании этого документа можно выделить основные правила транспортировки:
- Опасные грузы следует распределять в зависимости от их состава и степени опасности.
- Взрывоопасные грузы размещаются в специальных помещениях, которые должны быть надёжно закрыты. Детонаторы изолируют.
- Грузы, выделяющие опасные испарения складируют в местах, где постоянно циркулирует свежий воздух.
- Воспламеняющиеся жидкости и газообразные вещества транспортируют с учётом норм пожаробезопасности.
- Суда, которые ввозят и вывозят опасную продукцию за границу, должны иметь набор маркировочных знаков, которыми помечается груз.
- Перевозка международных грузов осуществляется строго по правилам МК МОПОГ, кроме чрезвычайных ситуаций, при которых все действия должны быть направлены на помощь людям.
- Перевозчик грузов, для которых нужно создать определённые температурные условия и влажность, обязан иметь свидетельство о характеристиках груза.
- Корабль оснащается средствами пожарной безопасности, и должен иметь специальное грузовое помещение.
- Если переправляются несовместимые друг с другом грузы, то судно должно иметь соответствующие помещения, отвечающие необходимым требованиям.
Требования к таре и упаковке опасных грузов
Для успешной доставки необходимо проверить надежность тары, в которую будет упакован груз перед транспортировкой:
- Контейнеры должны в полной мере соблюдать рекомендации, выверенные отечественными и иностранными специалистами и закреплённые законодательно.
- Пустые ёмкости ликвидируют или подвергают обработке для повторного использования (в зависимости от степени опасности вещества, которое там находилось).
- Каждая отдельно взятая упаковка подвергается маркировке, за исключением грузов с минимальной опасностью.
- Ко всем ёмкостям должен быть приложен сертификат освидетельствования, который подтверждает их пригодность к перевозке.
Кроме того, для перевозок по воде обязательно наличие сопроводительных документов: Декларации о перевозке опасных грузов, Правил МПОГ, перечня с наименованием и описанием груза, накладной т. д.
Маркировка
Грузы и суда должны быть отмечены специальными знаками, соответствующими Международному кодексу и отвечающими установленным нормам государства. С помощью специальных пиктограмм определяют класс перевозимого груза. Маркировка отвечает следующим требованиям:
- настоящее химико-техническое название перевозимого груза (не брендовое);
- знаки опасности, которые чётко отражают все свойства, способные причинить вред;
- устойчивость к внешним воздействиям — знак должен сохраняться на протяжении трёх месяцев в условиях непрерывного контакта с морской водой.
Требования к сопроводительным документам
На судне обязательно должна быть опись опасных грузов, грузовой план, который содержит техническое наименование, характеристики, степень опасности груза и место его расположения. Все эти бумаги должны быть проверены ответственными лицами в порту перед отплытием. При перевозке грузов, которые представляют опасность, необходимо иметь следующие бумаги:
- декларацию;
- акт описи груза;
- международную товарно-транспортную накладную;
- документ, подтверждающий прибытие корабля в порт;
- договор о передаче груза принимающей стороне;
- сертификаты соответствия упаковки;
- маркировочные знаки;
- свидетельство о проверке правильности упаковки;
- договор об аренде судна (если оно не принадлежит той же логистической компании, которая перевозит груз).
Все копии документов, необходимых при транспортировке опасных грузов морем, находятся у капитана судна и предъявляются по просьбе уполномоченных портовых работников.
Какие грузы не подлежат перевозке морем
Соблюдая все условия перевозки, требования к упаковке и нанесению опознавательных знаков, имея полный перечень документов, водным транспортом можно перевозить практически любые виды грузов. Нельзя перевозить морем опасную продукцию, которая упакована не по регламенту, имеет видимые повреждения, следы, пятна и т. д. Некоторые вещества могут быть запрещены к ввозу или вывозу законодательством государства.
Итак, теперь вы знаете правила морской перевозки опасных грузов. Но если после прочтения статьи у вас всё-таки остались вопросы, то смело задавайте их в комментариях.
Перевозка опасных грузов морским транспортом
Большинство перевозок по всему миру осуществляется водным транспортом. Когда речь касается перемещения опасных грузов, судоходному транспорту нет равных. Транспортировка опасных грузов морем осуществляется под контролем ведомств как государственного, так и международного формата. Соответствующие регламентирующие документы содержат правила морской перевозки опасных товарных и материальных ценностей.
Морские грузоперевозки опасных грузов регламентируются международным законодательством
Особенности применения водного транспорта
Перевозка ТМЦ таким способом имеет массу преимуществ:
- Приемлемая стоимость перевозки опасных ТМЦ.
- Вероятность транспортировки грузов в больших объемах.
- Наличие разных судовых средств, пригодных для транспортировки определенных грузов: для наливных веществ – танкеры, рефрижераторные установки, балкеры и др.
По отношению к компаниям-перевозчикам, которые осуществляют все перевозки водным транспортом: и речным, и морским, применяется Приказ №415 от. 08.09.2015
В первую очередь под определение «опасный груз» попадают товары различных свойств и назначений, способствующие причинению вреда разной степени тяжести всему живому, что существует на земле.
Виды опасных веществ
В эту группу включены товары, содержащие вещества, способные взорваться вследствие трения и детонации, воспламеняться под воздействием определенной температуры; вызвать процесс коррозии упаковки, способствующий выходу наружу ядовитых паров.
Поэтому перевозка опасных материалов и веществ водным транспортом должна проходить под соблюдением основных мер безопасности.
Необходимо знать ключевые документы правового уровня, касающиеся порядка перемещения грузов, представляющих опасность, судоходными средствами передвижения.
Опасные грузы имеют несколько разновидностей
Документационное обеспечение процесса перемещения опасных грузов морскими судами
Перечень основных документов:
- Правила морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ 27 сентября 1965 г.) установлены Ассамблеей ММО.
- Межгосударственный стандарт «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Данный регламент утвержден Постановлением Госстандарта Советского Союза от 19.08.1988 N 2957. Отредактирован 01.09.92
- Кодекс торгового мореплавання Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, который прошел редакцию 13 июля 2015 г.
- Национальные правила Международного кодекса МОПОГ. Утвержденные Международной морской организацией 13.05.1989 г. Правила упорядочивают систему перемещения опасных ТМЦ судоходством.
- МК МАРПОЛ 73/78. Была утверждена Приказом Минтранспорта РФ 21.04.2003, ред. 6 июля 2012 г. Содержит перечень положений по безопасности транспортировки опасных веществ и материалов водным транспортом.
- МК Солас-74 призвана регулировать систему мер по охране человеческой жизни на воде. Была принята в 1974 г.
Правила морской перевозки опасных грузов регулируются кодексом международного уровня МОПОГ. Кодекс МОПОГ состоит из четырех взаимосвязанных частей.
Кодекс торгового мореплавання Российской Федерации — один из основных регулирующих документов
Ведущие положения порядка перевозки МК МОПОГ
Данный документ включает следующие аспекты:
- Расположение и фиксирование опасного грузового средства на морском судне должно осуществляться без отступлений от требований правил безопасности. Способы укрепления опасных ТМЦ индивидуальны в зависимости от типа груза и уровня опасности.
- В помещения специального назначения помещают товары и материалы, содержащие взрывчатые вещества. Перед погрузкой территория будущего сосредоточения такого груза тщательно осматривается на предмет исключения наличия детонаторных устройств.
- Специально оборудованных мест для перевозки требуют ТМЦ с содержанием опасных веществ, способных испаряться. Помещение для такого вещества или материала должно иметь вентиляцию. Если транспортируются емкости с опасными газами и жидкостями, то выполняются работы по недопущению их воспламенения.
- Судно, выполняющее провоз опасных ТМЦ, должно быть оснащено комплектом МК МОПОГ. Выполнения правил МК МОПОГ требует любая экспортная или импортная транспортировка опасных грузов. В случае непредвиденных ситуаций допускается отклонение от МК МОПОГ, если действия связаны со спасением жизни людей.
Выполняя перевозку вредных материалов и веществ, нуждающихся в особых температурных условиях, перевозчику необходимо иметь документы с указанием товарных характеристик.
Судовое транспортное средство должно располагать спецпомещением для перевозок груза с наличием в нем спецсредств, направленных на ликвидацию огня в случае его возникновения.
В дополнение к международному кодексу МОПОГ перевозки опасных товарно-материальных ценностей водным транспортом контролируются Международными конвенциями МАРПОЛ 73/78 и СОЛАС-74. Все действия, связанные с недопущением загрязнения судоходного средства и защиты жизни людей на воде, выдерживаются правил, которые устанавливают эти документы.
Иностранные грузоотправители, транспортируя товар, выполняют правила МК МОПОГ.
Морские грузоперевозки регулируются международными конвенциями
Правила подготовки товаров к транспортировке
Для перевозчиков можно выделить особенности общих правил к подготовке товара к транспортировке морским судном.
Следуя правилам ГОСТа 26319-84 и условиям транспортировки опасных грузов, отправитель должен запаковать товар с возможностью минимизировать риски повреждения груза вследствие погрузочно-разгрузочных действий и процесса его перемещения. Упаковочный материал должен быть изготовлен из надежных материалов с присутствием внутренней прослойки, предохраняющей от нежелательных последствий из-за касаний с материалами или веществами.
При транспортировке жидкостей, содержащих опасные вещества, упаковочная тара должна выполнять фиксирующую функцию для груза, так как его перемещение недопустимо. Такая упаковка должна обладать специальными свойствами, способными абсорбировать жидкость в ситуации повреждения ее емкости.
Требования МК МОПОГ и ГОСТ 19433-88 указывают на необходимость наличия маркировки. Спецзнаки наносятся на перевозимые средства, а также на судно, его перевозящее. Обозначение опасных ТМЦ указывает на техническое наименование товара, а не только коммерческого. Ярлык опасности должен ясно отражать опасные признаки. Независимо от метода маркирования, знаки не должны смываться водой при погружении в море на протяжении 3 мес.
Отступления от требований маркировки допускаются только для грузов уменьшенного уровня опасности, а также материалов и веществ, перевозимых малыми объемами. Свои отступления от правил допускает создание особых ситуаций при помещении груза на места для товара, помеченных спецзнаками по уровню опасности.
Документы, сопровождающие опасные ТМЦ, имеют свои особенности:
- Морское судно, предназначенное для перевозок.
- Манифест.
- Опись.
- Правила МОПОГ.
- Декларацию.
- Доковую расписку.
- Деливири-ордер (договорные условия отправителя и перевозчика).
- Понадобится договор фрахтования в случае фрахтования судоходного средства.
Данные документы предоставляются должностным лицам морской гавани на получение разрешения отправки водного судна. Дополнительно в пакет документов входит заверенное подписью свидетельство о подтверждении наличия у ТМЦ упаковочной тары, маркированных знаков, знаков опасности. Свидетельство предоставляется ответственным за паковку веществ или материалов сотрудником.
При возникновении небезосновательных подозрений в отклонении водного транспортного средства установленным требованиям упаковывания, принимается решение в отказе отгрузки.
Доковая расписка — обязательный документ для сопровождения опасных грузов
Особенности перемещения опасных грузов внутренним водным транспортом
Внутренним водным транспортом опасные ТМЦ переправляют, соблюдая необходимые указания, установленные исполнительной властью федеральных транспортных ведомств.
Понадобятся дополнительные особые разрешения, если груз относится к категории повышенной опасности.
Ответственность и действия лиц, совершающих перевозку опасного груза водным путём
- По факту обнаружения неверного написания названия опасного вещества или материала, запланированного к перевозке внутренним водным транспортом, а также его особенностей, указаний на соблюдение особых мер безопасности при обращении перевозчик должен потребовать за счет отправителя или получателя груза осуществить немедленную срочную разгрузку товара.
- В ситуации, когда отправитель либо получатель ТМЦ игнорируют требование перевозчика об экстренной выгрузке опасного груза, перевозимого внутренним водным транспортом, перевозчику разрешается ликвидировать товар, не восполняя финансовые потери владельцам товара или материала. Перевозчик такого товара вправе требовать от владельца полную стоимость своих услуг по перевозке, если они не были оплачены заранее.
- В ситуации, когда ТМЦ могут представлять опасность для судоходного транспорта либо людей, на нем находящихся, перевозчику необходимо настоять с требованием к владельцам такого груза о его экстренной разгрузке, а в случае отрицательного ответа товар уничтожить, без возложения на себя обязательств по восполнению финансовых потерь. В этом случае перевозчику отправителем или получателем выплачивается сумма за услуги по перевозке за пройденное расстояние по факту.
Экстренная разгрузка товара может потребоваться если он представляет опасность для людей и окружающей среды
Соблюдение мер по охране труда в осуществлении грузоперевозок по морю
Все сотрудники судна, транспортируемого опасный груз, оповещаются о наличии в пути такого груза и о правилах обращения с ним. Рекомендуется провести практические занятия с персоналом по выработке порядка действий в случае возникновения аварийной ситуации из-за протечки емкости или упаковки груза.
Капитан в доступной для восприятия форме доносит персоналу информацию о том, как можно оперативно обезвредить груз, который начал приносить опасность вследствие повреждения его защитной тары.
В целом, сотрудники должны усвоить характеристики опасности ТМЦ, применяемой упаковочной тары, имеющиеся знаки опасности на упаковке и самом судне, порядок оказания экстренной помощи пострадавшим.
Судоэкипаж должен знать
- Правила по соблюдению техники безопасности сотрудниками транспортного средства (охрана труда в период перемещения товара на другие судна; правила соблюдения норм пожарной безопасности и локализации пожара в случае его появления; действия безопасности в случае возникновения шторма).
- Возможные приемы незамедлительного информирования капитана судна о разгерметизации упаковочной тары опасного груза.
- Нормативы, утв. Постановлением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2003г. №10, которые регулируют порядок организации мер по соблюдению пожарной безопасности всех сотрудников водного судна.
Капитан судна должен иметь постоянный контроль над опасным грузом
Меры безопасности
Исходя из рассмотренных выше пунктов, следует, что в случае возникновения в рейсе чрезвычайных ситуаций, способных оказать негативное влияние на целостность опасных товарно-материальных ценностей, нужно срочно приступать к выполнению следующих первоочередных шагов:
- Безотлагательно известить руководящий состав судна об инциденте.
- Провести допустимо-возможные действия по предупреждению детонации, испарения ядовитых веществ, замыкания.
- В ситуации нарушения упаковочного материала груза на месте открытой воды необходимо по возможности обособить территорию нахождения поврежденной тары. На следующей остановке пути нужно принять меры по ликвидации поврежденного груза. Эту работу выполняют специалисты, уполномоченные на осуществление данных видов работ. При выгрузке поврежденного груза, место его хранения тщательно вычищают. Таким образом, обобщая вышесказанное, отметим, что судоходный вид транспортировки опасных грузов является наиболее приемлемым и надежным средством при условии выполнения установленных правил российского и международного уровня.
Перевозки опасных грузов морем — основные правила, требования к упаковке и документации
В отношении перевозок опасных грузов морским транспортом в Российской Федерации приняты правила национального и международного уровней. Участникам ВЭД, занимающихся внешней торговлей сырьём и товарами данного класса, необходимо знать методические рекомендации по их транспортированию.
Для начала разберёмся, какие вещества и материалы попадают под эту категорию и какова их классификация, а затем ознакомимся с основными правилами морской транспортировки в соответствии с МК МОПОГ. Коснёмся правил упаковки, маркировки и сопроводительных документов, необходимых для перевозки опасного груза.
Что такое опасный груз?
Опасные грузы – это любые объекты, характеристики и свойства могут:
- угрожать жизни и здоровью человека;
- нанести непоправимый вред для окружающей среды;
- привести к порче материальных объектов.
Под это обозначение подпадают вещества:
- могущие взорваться из-за трения или детонации, оставив масштабные разрушения;
- могущие легко воспламеняться под действием температуры или других факторов;
- вызывающие коррозийный процесс в обычной таре под хранение, что может повлечь выброс вещества;
- относящиеся к категории сильных ядов, опасных для жизни и здоровья человека.
Классификация
Согласно ГОСТ, выделяются классы опасных грузов:
- вещества, способные вызвать взрыв;
- сжатые, растворенные под давлением газовые вещества;
- жидкости, легко и быстро воспламеняющиеся;
- твёрдые вещества, отличающиеся лёгкостью воспламенения; самовозгорающиеся вещества; грузы, при воздействии воды выбрасывающие газы, подверженные воспламенению;
- окисляющие грузы; органические пероксиды;
- ядовитые грузы, а также грузы, способные вызвать инфекцию;
- радиоактивные грузы;
- едкие вещества, а также вещества, способные вызвать коррозию;
- другие грузы, опасные для человека и окружающей среды.
Существует 9 классов опасных грузов, выделенных на основании их характеристик и степени опасности.
Правила транспортировки
Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МОПОГ) разработан Международной морской организацией (ИМО). Кодекс часто редактируется, дополняется. Включает в себя 4 части, исходя из них можно выделить ключевые правила транспортировки по МК МОПОГ.
- Опасные грузы должны быть размещены и закреплены так, чтобы не нарушались нормы безопасности. Метод закрепления груза зависит от его свойств, класса опасности.
- Грузы, относящиеся к взрывчатому классу, укладываются в специальные помещения. Помещения должны быть заперты во время транспортировки. Рядом с таким грузом не должно находиться детонаторов.
- Грузы, относящиеся к классу веществ, выделяющих опасные пары, укладываются в специальное помещение, где предусмотрена вентиляция.
- К грузам, относящимся к классу жидкостей или газов, подверженных воспламенению, должны применяться специальные меры, позволяющие не допустить пожара.
- На судне, посредством которого производятся экспортные или импортные транспортировки, должен иметься комплект МК МОПОГ.
- Импортная или экспортная перевозка опасных грузов не может производиться без соблюдения МК МОПОГ, однако в случае форс-мажора возможны действия, не имеющиеся в кодексе, направление на спасение людей и груза.
- При транспортировке грузов, для которых необходим специальный температурно-влажностный режим, перевозчику потребуется предоставить Свидетельство о характеристиках груза.
- В судне должно быть специальное грузовое помещение, огнетушащее средство, соответствующие данному типу груза.
- В том случае, если транспортируются несовместимые грузы, на судне должны иметься соответствующие условия размещения.
Помимо МК МОПОГ, морские перевозки опасного груза регламентируются международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 (предотвращение загрязнения судов) и СОЛАС-74 (международная конвенция, направленная на охрану человеческой жизни на море).
Требования к упаковке
В соответствии с ГОСТом (26319-84) и правилами перевозки опасных грузов грузоотправитель обязан упаковывать груз таким образом, чтобы упаковка сводила к минимуму возможные риски при транспортировке и погрузке и разгрузке. Упаковка должна соответствовать ряду характеристик.
- Высокое качество, хорошие эксплуатационные характеристики.
- Наличие внутренней поверхности, которая не спровоцирует риск создания форс-мажора при соприкосновении с ней груза.
- Эксплуатационные свойства, которые позволят выдержать риск при погрузке-выгрузке и морской транспортировке.
К прокладочному материалу, необходимому при транспортировке опасных жидкостей, также предъявляется ряд требований. Он должен:
- предотвращать опасное воздействие, которое может оказывать груз;
- препятствовать перемещению сосуда с жидкостью, плотно прилегать к нему;
- по возможности, объём материала должен быть таким, чтобы его хватило на поглощение жидкости при порче тары;
- в таре для опасных жидкостей, при соответствующем жидкости температурном режиме при наполнении, должно оставаться свободное пространство. Объём свободного пространства зависит от максимальной рабочей температуры при транспортировке;
- В случае если на судне имеется неочищенная порожняя тара, в которой ранее находилась опасная жидкость, к ней также применяются вышеизложенные правила. Исключение составляют ёмкости, в отношении которых были предприняты действия, делающие их безопасными.
Маркировка
О том, что на борту судна находится опасный груз, сообщают специальные знаки. Требования к маркировке регулируются ГОСТом (19433-88) и правилами МОПОГ.
Маркировка опасных грузов должна соответствовать следующим требованиям:
- наличие указания верного технического названия груза. Указание только коммерческого названия противоречит правилам;
- знаки опасности, соответствующие классу груза, чётко указывающие на его опасные характеристики;
- вне зависимости от способа нанесения маркировки, она не должна стираться при нахождении в морской воде на протяжении минимум трёх месяцев. При выборе способа нанесения маркировки должна учитываться надёжность применяемых средств, особенности поверхности упаковки;
- на каждую упаковку должны наноситься знаки опасности и маркировка. Исключения составляют только грузы с пониженной степенью опасности и грузы, транспортируемые в малом количестве. Исключения также относятся к особым обстоятельствам, когда допускается укладка товара на грузовые места, имеющие соответствующие знаки опасности.
Сопроводительные документы
К сопроводительной документации при транспортировки опасных грузов, также применяются правила.
- На судне, выполняющем перевозку опасного груза, в обязательном порядке должна находится их опись, манифест или грузовой план, в котором указывается техническое наименование, характеристики, класс опасности груза, а также места его расположения. Копии этого документа должны быть представлены официальным лицам порта для отхода транспортного средства.
- К документам, относящимся к транспортируемому грузу, прилагается подписанное свидетельство, удостоверяющее в том, что опасный груз имеет надлежащую упаковку, маркировку, снабжён знаками опасности, может транспортироваться. Документ должно представить лицо, ответственное за упаковку.
- В том случае, если есть обоснованные сомнения в факте несоответствия грузовой транспортной единицы (CTU) вышеизложенным правилам контейнеров, то она не должна быть принята к отгрузке. Аналогичное правило применимо при отсутствии свидетельства о правильно произведённой укладке в контейнере/автотранспортном средстве.
- При наличии любых нарушений упаковки (тара деформирована, повреждена, оставляет следы, пятна) опасный груз не погружается на судно.
- Грузовые транспортные места размещаются и закрепляются исходя из Наставления по креплению груза, получившего одобрение Администрации.
Грузоотправители зачастую фрахтуют судна для перевозки опасного груза. Информация о том, как происходит расчёт фрахта вот здесь. Огромное значение имеют и условия поставки. Здесь может быть интересны условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010 CFR или ИНКОТЕРМС 2010 CIF ссылка.
Документы, необходимые для перевозки опасного груза морем, оформляется в дополнение к коносаменту и другой документации, требуемой для перевозки обычных грузов. в том числе и таможенной. Некоторые компании обращаются за помощью к посредникам. Сколько стоит таможенный брокер мы уже писали в предыдущей статье.
Транспортировка опасных грузов – отдельное направление в перевозках. При таком виде транспортировки двойное внимание уделяется соблюдению всех правил. Существует ряд кодексов, регулирующих как международные морские, так и внутренние перевозки опасного груза.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».
Бесплатная консультация по телефону:
Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
Международный кодекс морских грузоперевозок опасных материалов
Первая конференция, организованная Международной морской организацией (ИМО) в 1960 была посвящена морской безопасности. Эта конференция приняла Конвенцию СОЛАС, которая вступил в силу в 1965 г. и заменила версию, принятую в 1948 г.
СОЛАС-1960 г – конвенция, охватывающая широкий диапазон мер, разработанных для улучшения условий безопасности судоходства.
Безопасность судов и их команд – главная цель ИМO. Конвенция СОЛАС 1960г. была основным международным инструментом по вопросам морской безопасности, и в соответствии с новыми достижениями в области безопасности вводились дополнения и изменения к конвенции. Однако из-за сложной процедуры принятия новых изменений к конвенции, ни одно из дополнений к конвенции не вступило в силу.
Ни одна из этих Поправок к Конвенции 1960 г. фактически не стала международно-признанной.
Исправить сложившуюся ситуацию с целью необходимости усовершенствования более быстрого принятия поправок к конвенции была созвана в 1974 Конференция ИMO для принятия новой международной конвенции по безопасности человеческой жизни на море, на которой будут приняты поправки, принятые к Конвенции 1960 г.
Конвенция СОЛАС-74 вступила в силу 25 мая 1980г.
Конвенция предусматривает, что договаривающиеся правительства обязуются выполнять положения конвенции и приложения к ней, а также издавать законы, декреты, приказы и правила и принимать все другие меры, для полного осуществления положений Конвенции.
Перевозка опасных грузов регламентирована правилами главы VII Конвенции СОЛАС.
В соответствии с этими правилами Международной морской организацией (ИМО) разработан и постоянно совершенствуется Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ)
МК МПОГ состоит из 4 частей и Дополнения:
Часть I – Информация и инструкции для всех опасных грузов, включая Алфавитный и ООН числовые списки
Часть II – Классы 1, 2 и 3:
Информация и инструкции к каждому веществу, материалу или изделию данного класса .
Часть III – Классы 4.1, 4.2, 4.3, 5.1 и 5.2:
Информация и инструкции к каждому веществу, материалу или изделию данного класса .
Часть IV – Классы 6.1, 6.2, 7, 8 и 9:
Информация и инструкции к каждому веществу, материалу или изделию данного класса.
Дополнение состоит из следующих разделов:
список сокращений единиц
аварийные мероприятия (EmS)
руководство по оказанию первой медицинской помощи (MFAG)
кодекс безопасной практики для твердых навалочных грузов (BC Сode)
порядок сообщений с судов
упаковка в грузовые транспортные единицы
использование пестицидов на судах
перевозка ядерных материалов (INF Code)
Общее Введение, в I части МК МПОГ, включает следующее
3 Международная конференция по охране человеческой жизни на море 1960 г.
4 Применение Кодекса
6 Стандартизация метода определения температуры вспышки
7 Идентификация, нанесение маркировки, знаков опасности и предупредительных знаков опасных грузов
8 Знаки опасности, предупредительные знаки, маркировочные знаки и информационные знаки
9 Документация для перевозки опасных грузов
11 Таблицы пересчета
12 Контейнерные перевозки
13 Съемные цистерны и автоцистерны
16 Пожарная безопасность
17 Перевозка опасных грузов на судах ро-ро
18 Опасные грузы в ограниченных количествах
19 Перевозка опасных грузов в лихтерах на лихтеровозах
20 Химическая стабильность опасных грузов
21 Требования по регулированию температуры
22 Утверждение компетентным органом (включая перечень названий и адресов офисов назначенных национальных компетентных органов для контакта)
23 Загрязнители моря
24 Перевозка твердых навалочных материалов, обладающих химической опасностью
25 Перевозка твердых опасных грузов в крупногабаритных упаковках и съемных цистернах
26 Контейнеры малой грузоподъемности (КМГ)
27 Перевозка отходов
Международная конвенция
по предотвращению загрязнения с судов
1973/78 г. (МАРПОЛ 73/78).
Огромный рост объемов транспортировки нефти морем, размеры танкеров, увеличивающееся количество химикалий, которые попадают в море, явилось предпосылкой к принятию в 1969 г. в ИMO международного соглашения по безопасности морской среды.
Технические меры по обеспечению безопасности морской среды включены в пять Приложений к МАРПОЛ, которые предусматривают:
- Приложение I .Загрязнение нефтью
- Приложение II. Загрязнение вредными жидкостями наливом
- Приложение III. Загрязнение вредными веществами в упакованном виде
- Приложение IV. Загрязнение сточными водами
- Приложение V. Загрязнение мусором
ПРИЛОЖЕНИЕ III К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78
ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ПЕРЕВОЗИМЫМИ МОРЕМ В УПАКОВКЕ
Правило 1 Применение
1 Если специально не предусмотрено иное, правила настоящего Приложения применяются ко всем судам, перевозящим вредные вещества в упаковке.
1.1 Для целей настоящего Приложения “вредными веществами” являются вещества, которые определены как загрязнители моря в Международном кодексе морской перевозке опасных грузов (МК МПОГ).
1.2 Руководство по определению вредных веществ в упаковке приведено в дополнении к настоящему Приложению,
1.3 Для целей настоящего Приложения “упаковка” определяется как формы грузовых емкостей, указанные для вредных веществ в Кодексе МК МПОГ.
2 Такие перевозки вредных веществ, осуществляемые не в соответствии с положениями настоящего Приложения, запрещены,
3 В дополнение к положениям настоящего Приложения Правительство каждой Стороны Конвенции издает или поручает издание подробных требований по упаковке, маркировке, ярлыкам, документации, укладке, предельным количествам и исключениям в целях предотвращения или сведения к минимуму загрязнения морской среды вредными веществами.
4. Для целей настоящего Приложения порожние упаковки, ранее использовавшиеся для перевозки вредных веществ, сами рассматриваются как вредные вещества, если только не были приняты надлежащие предупредительные меры для того, чтобы обеспечить отсутствие в них какого-либо остатка, представляющего вред для морской среды.
5 Требования настоящего Приложения не применяются к судовым запасам и судовому оборудованию.
Правило 2 Упаковка
Упаковки должны отвечать требованиям сведения к минимуму опасности для морской среды с учетом их специфического содержимого.
Правило 3 Маркировка и нанесение знаков опасности
1 Грузовые места, содержащие вредное вещество, маркируются надежной долговечной маркировкой с правильным техническим наименованием (одни коммерческие названия применять нельзя) и они должны надежно маркироваться или снабжаются надежным долговечным ярлыком (знаком опасности), указывающими, что вещество является загрязнителем моря. Такое обозначение дополняется, где это возможно, также и любым другим способом, например, указанием соответствующего номера вещества по Списку опасных грузов ООН.
2 Метод маркировки правильного технического наименования или снабжения ярлыками грузовых мест, содержащих вредное вещество, является таковым, чтобы эта информация поддавалась распознанию на грузовых местах, находившихся в море в погруженном состоянии по меньшей мере в течение трех месяцев. При выборе подходящих маркировки и ярлыков учитывается долговечность применяемых материалов и поверхности грузового места.
3 На грузовые места, содержащие небольшие количества вредных веществ, требования по маркировке могут не распространяться.
Правило 4 Документация
1 Во всех документах, относящихся к морской перевозке вредных веществ, в которых перечисляются такие вещества, используется правильное техническое наименование каждого такого вещества (одни коммерческие названия применять нельзя), и вещество обозначается дополнительными словами “ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ МОРЯ”.
2 Транспортные документы, представленные грузоотправителем, должны включать подтвержденные подписью свидетельство или декларацию о том, что предъявляемый к перевозке груз надлежащим образом упакован, маркирован или снабжен ярлыками и находится в пригодном к перевозке состоянии, обеспечивающем сведение к минимуму опасности для морской среды, либо сопровождаться такими свидетельством или декларацией.
3 Каждое судно, перевозящее вредные вещества, должно иметь специальный реестр или манифест с перечислением находящихся на борту вредных веществ и указанием их размещения на судне. Вместо такого специального реестра или манифеста может использоваться подробный грузовой план, на котором представлено расположение имеющихся на борту вредных веществ. Копии таких документов сохраняются также на берегу у судовладельца или его представителя до выгрузки этих вредных веществ. Копия одного из этих документов предоставляется перед отходом судна лицу или организации, назначенным властями Государства порта.
4 При наличии на судне специального реестра, манифеста или подробного грузового плана, предписываемых Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками для случая перевозки опасных грузов, документы, предписываемые настоящим правилом, могут быть объединены с документами, предписываемыми для перевозки опасных грузов. В случае объединения этих документов проводится четкое разграничение между опасными грузами и вредными веществами, на которые распространяется действие данного Приложения. Копия одного из этих документов должна представляться перед отходом судна лицу или организации назначенным властями Государства порта.
Правило 5 Размещение
Вредные вещества размещаются и закрепляются так, чтобы свести к минимуму опасность для морской среды без ухудшения безопасности судна и находящихся на борту людей.
Правило 6 Предельные количества
Некоторые вредные вещества по обоснованным научным и техническим причинам могут требовать запрещения их перевозки либо ограничения количества, которое может перевозиться на борту любого судна. При ограничении перевозимого количества учитываются должным образом размер, конструкция и оборудование судна, а также характер упаковки и свойства вещества.
Правило 7 Исключения
1 Выбрасывание за борт вредных веществ, перевозимых в упаковке, запрещается, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море.
2 С учетом положений настоящей Конвенции принимаются соответствующие меры, основанные на физических, химических и биологических свойствах вредных веществ, для контролирования смыва за борт утечек при условии, что применение таких мер не ухудшает безопасности судна и находящихся на борту людей.
РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В УПАКОВКЕ
Для целей настоящего Приложения вредными веществами являются вещества, определяемые по любому из следующих критериев:
В значительной степени биоаккумулируемые и по имеющимся данным создающие опасность для морских живых организмов и здоровья человека (категория опасности “+” в колонке А*); или
биоаккумулируемые с сопутствующим риском для морских живых организмов или здоровья человека и ненадолго сохраняющие свои свойства, в течение недели или менее (категория опасности “Т,” в колонке А) ; или
способные приводить морские живые организмы в непригодность к употреблению в пищу (категория опасности “Т” в колонке А) ; или
* Концентрация вещества, при которой в определенный период временя (обычно 96 часов) погибнет 50% группы подвергающихся воздействию испытываемых организмов. ЬС50 часто выражается в мг/л (частей на миллион) .
Национальные правила
Российские национальные Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) в настоящее время соответствуют требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 r. (СОЛАС-74), Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г. (МАРПОЛ 73/78) и требованиям Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) с Поправками 28-96.
В соответствии с решениями, принятыми в мае 2000 года на 72 сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) с 01 июля 2001 года вводятся в действие Поправки 30-00 МК МПОГ.
Новая структура МК МПОГ, принятая в Поправках 30-00, гармонизирована с Типовыми правилами Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов.
ВНИМАНИЕ: информацию о новой структуре МК МПОГ Вы можете найти на нашем сайте или получить у консультанта по тел/факс (095) 951-06-20.
Кроме МК МПОГ и национальных Правила МОПОГ, регламентирующих перевозки опасных грузов в упаковке, в российском законодательстве перевозки отдельных видов и классов опасных грузов регламентируются:
- Правилами морской перевозки разрядных грузов:
- Правилами безопасности морской перевозки не зерновых навалочных грузов (Правила ННГ);
- Общими и специальными правилами перевозки наливных грузов;
- Правилами перевозки грузов в контейнерах морским транспортом,
и государственными стандартами:
- ГОСТ 19433 – 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»;
- ГОСТ 26319 • 84 “Грузы опасные. Упаковка»;
Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).
В необходимой степени учитывают требования таких международных документов как, Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (IMDG Code), Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов, а также государственных стандартов России: ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», ГОСТ 26319 «Грузы опасные. Упаковка».
Правила морской перевозки разрядных грузов
Указанные правила регламентируют морскую перевозку взрывчатых веществ, боеприпасов и ядовитых сильнодействующих веществ и устанавливают общие положения перевозки и организации погрузочно-разгрузочных работ, требования к упаковке и маркировке грузов, порядок оформления документов, технические условия перевозки разрядных грузов на судах.
Правила безопасности морской перевозки не зерновых навалочных грузов (Правила ННГ)
Правила ННГ включают необходимые меры по безопасной упаковке и размещению опасных грузов, предосторожности по отношению к другому грузу. Требования Правил ННГ корреспондируются с положениями Кодекса безопасной практики для твердых навалочных грузов (Code ВС).
Общие и специальные правила перевозки наливных грузов
Настоящие Правила распространяются на перевозки нефти и нефтепродуктов, химических веществ, сжиженных газов, пищевых и других наливных грузов, подпадающих под МК МПОГ.
Аналогично с международными требованиями в Правилах МОПОГ, Правилах ННГ и в Правилах перевозки наливных грузов предусмотрено одно из главных требований к транспортному документу на опасные грузы – предоставление основной информации об опасности предъявляемого к перевозке груза – Декларации об опасном грузе.
ВНИМАНИЕ: специалисты “Объединенного транспортного методического центра” проконсультируют Вас по всем вопросам перевозки грузов морским транспортом (обращайтесь по факсу (095) 951-06-20).