Организация пассажирских перевозок и обслуживания пассажиров

Основы организации пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности общества. Основная задача организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении с обеспечением безопасности и качественного обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах. Этим обусловлена необходимость реализации осуществляемой на железнодорожном транспорте реформы пассажирского комплекса. В частности, создание на базе Федеральной пассажирской дирекции — филиала ОАО «РЖД» — управляющего холдинга «Федеральная пассажирская компания», состоящего из дочерних акционерных обществ, формируемых на основе региональных дирекций по обслуживанию пассажиров. В состав холдинга также войдут предприятия, обслуживающие пассажирский комплекс, в том числе предприятия, занимающиеся оказанием услуг питания, туристическим и другим бизнесом.

Целью реформирования пассажирского комплекса железнодорожного транспорта являются обеспечение устойчивости его работы в рыночных условиях, повышение качества предоставляемых услуг, снижение доли совокупных затрат и удовлетворение платежеспособного спроса на пассажирские перевозки.

Выполнение пригородных перевозок осуществляют созданные в составе железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» или вне их специализированные компании: «Транском» и ОАО «Северо-Западная ППК [1] » (Октябрьская ж.д.), «Алтай-пригород», «Экспресс-пригород», «Омск-пригород», «Кузбасс-пригород» (Западно-Сибирская ж.д.), «Центральная ППК» (Московская ж.д.), идр. Новые ППК создаются в случае их способности обеспечить безубыточность пригородных перевозок.

В ходе реформирования железнодорожного транспорта из состава пассажирских станций были выделены вокзальные комплексы, управление которыми возложено на Дирекцию железнодорожных вокзалов (ДЖВ). В подчинении ДЖВ находятся сервисные, вспомогательные и технические службы, осуществляющие обслуживание пассажиров и содержание вокзальных комплексов.

Значение и преимущества железнодорожного пассажирского транспорта обусловливаются следующими факторами: безопасность и надежность, сравнительно низкая себестоимость железнодорожных перевозок, высокая провозная способность, относительно низкое воздействие на окружающую среду и рядом других. При этом особое внимание уделяется содержанию пассажирского подвижного состава, зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, в исправном состоянии, соответствующем требованиям строительных и санитарных норм, а также других нормативных документов.

Важным элементом процесса организации пассажирских перевозок является планирование их объема с учетом уровня развития экономики различных районов страны, плотности, подвижности, уровня доходов и материального благосостояния населения, строительства новых городов и поселков, сооружения новых и реконструкция существующих железнодорожных линий и т.д. Объем предстоящих пассажирских перевозок определяется в результате специального технико-экономического обследования статистических данных и с учетом заявок на перевозки центральных и местных органов власти. На основе этих данных устанавливают: направление следования, участки обращения и размеры движения пассажирских поездов различных категорий, потребность в подвижном составе, поездных бригадах и материальном обеспечении перевозок.

Пассажирские перевозки подразделяются по видам сообщений в зависимости от сферы обращения пассажирских поездов и от дальности поездки (табл. 27.3).

Виды сообщений при перевозках пассажиров

Сфера обращения пассажирских поездов

Дальность перевозки, км

В пределах 2-х дорог и более

Между станциями одной железной дороги

В пределах пригородных участков, примыкающих к крупным населенным пунктам

В зависимости от скорости движения, условий и комфортности поездки поезда дальнего и местного сообщения подразделяются на скорые, скоростные и пассажирские. Скорые и скоростные поезда имеют высокую маршрутную скорость, в том числе за счет меньшего числа остановок и их меньшей продолжительности. Эти поезда формируются из наиболее комфортабельных вагонов, ряд поездов дальнего и местного следования относятся к категории фирменных, отличающихся высоким уровнем предоставляемых сервисных услуг. Этим поездам могут присваиваться персональные названия, например, «Красная стрела», «Невский экспресс», «Сапсан» и др.

Пассажирские поезда имеют более низкую маршрутную скорость из-за большого количества остановок и меньшей технической скорости.

Для освоения незначительных по величине, но устойчивых пассажиропотоков используется принцип перевозки людей отдельными вагонами или группой вагонов беспересадочного сообщения, которые от станции отправления до станции назначения следуют с разными поездами.

Перевозка почты и багажа осуществляется в специальных вагонах, включенных в скорые и пассажирские поезда. На отдельных направлениях, где значительны перевозки багажа и почты, назначают специальные почтово-багажные поезда, в состав которых могут быть включены и пассажирские вагоны.

На линиях с небольшим объемом перевозок курсируют грузопассажирские поезда, сформированные из вагонов для пассажиров и грузов.

В некоторых случаях при наличии больших пассажиропотоков, а также с целью оптимизации графика движения поездов могут формироваться пассажирские поезда длинносоставные, повышенной длины и соединенные. В первом случае длина поезда превышает установленную схему его формирования, во втором случае пассажирский поезд имеет в своем составе 20 и более вагонов. Пассажирский поезд называется соединенным, если он составлен из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого состава.

На основе плана формирования пассажирских поездов составляется график и расписания их движения. Отправление дальних поездов с начальных пунктов назначают, как правило, в вечернее время, а прибытие на конечные пункты — в утренние часы. Расписание движения местных и пригородных поездов стремятся сделать удобным для основной части категории пассажиров, увязывая его с часами работы предприятий.

Наибольший удельный вес в общем объеме пассажирских перевозок занимают пригородные перевозки. При организации движения пригородных поездов необходимо обеспечить: соотношение числа поездов и размеров пассажиропотока в целом за сутки и по периодам суток; удобное для пассажиров распределение поездов во времени и требуемые частоту и скорость их движения.

В зависимости от величины пассажиропотока и характера его изменений для сокращения затрат времени пассажиров на поездку и более эффективного использования пригородного подвижного состава пригородные участки делятся на зоны. Для зон с большим потоком пассажиров назначается большее число поездов. В тех зонах, где количество пассажиров незначительно, интенсивность движения пригородных поездов ниже, поэтому потери времени пассажиров компенсируются организацией движения поездов-«скороходов», проследующих ряд зон и станций без остановок. На пригородных линиях с небольшими размерами пассажирского движения, где применение электрической тяги может оказаться экономически неоправданным, используют дизель-поезда, автомотрисы или автобусы на рельсовом ходу (рис. 14.10). В крупных городах развивается направление пригородных перевозок, называемое «аэроэкспресс» — между железнодорожными вокзалами и аэропортами.

Устройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать максимум удобств. Это учитывается, в частности, при проектировании вокзалов и планировки вокзальных помещений (рис. 27.7). С конца 1990-х годов на вокзалах создаются сервис-центры, предоставляющие пассажирам широкий спектр услуг, наиболее важными из которых является предоставление возможностей по приобретению проездных документов.

На железнодорожном транспорте используется АСУ «Экспресс», которая позволяет осуществлять продажу и бронирование билетов

Рис. 27.7. Пример планировки первого (а) и второго (б) этажей вокзала:

1 — операционный зал; 2 — касса; 3 — багаж; 4 — почта; 5— камера хранения; 6 — буфет; 7 — парикмахерская; 8 — помещение дежурного по вокзалу; 9 — служебное помещение; 10— зал ожидания; 11 — зал для пассажиров с детьми; 12 — ресторан; 13 — подсобные помещения; 14 — медпункт; 15 — навесы над выходами на платформу; 16 — навес над платформой на все поезда дальнего и местного следования в любой кассе. В состав АСУ «Экспресс» входят терминалы (оборудование билетных касс), справочно-информационное обеспечение, оборудование коммутации и связи для обмена данными между вычислительным комплексом и удаленными терминальными устройствами.

Внедренная недавно в эксплуатацию АСУ «Экспресс-3» позволяет потенциальному пользователю услугами железнодорожного транспорта получить информацию не только во всех пунктах продажи билетов, но и в домашних условиях (Интернет, телевидение). В отличие от предыдущих систем имеются возможности: реализации билетов на поезда дальнего следования с указанием конкретного места с любой промежуточной станции, осуществлять операции по продаже билетов на пригородные поезда и в прямом сообщении, оформление и учет багажа, бронирование мест в гостиницах и др. В системе «Экспресс-3» отражается вся динамика пассажирских перевозок, в том числе оценивается рентабельность того или иного поезда.

АСУ «Экспресс-3» работает в диалоговом режиме, ее основное отличие от ранее действующих систем заключается в сокращении временных затрат для пассажира на приобретение билета (время печати проездного документа до 15 с) и сокращение диалога с кассиром до 24 с.

В пригородном сообщении продолжается внедрение на сети железных дорог Автоматизированной системы сбыта, контроля и учета пассажиров электропоездов (АСОКУПЭ). Этот комплекс позволяет снизить потери ППК от нарушения пассажирами условий пользования их услугами. АСОКУПЭ обеспечивает проход пассажира на посадку или выход его с перрона только при наличии билета за счет специальных устройств (считыватели штрих-кодов и ридеры смарт-карт), установленных на турникетах. Также этот комплекс позволяет автоматизировать процесс сбора информации о работе пригородных касс вокзала, формировать в режиме реального времени статистическую и финансовую отчетность.

В последние годы для повышения конкурентоспособности железных дорог в области пассажирских перевозок на ряде станций — пунктах стыкования различных видах транспорта — созданы объединенные вокзалы, обслуживающие пассажиров железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта.

В настоящее время на сети российских железных дорог, помимо пассажирского подвижного состава ОАО «РЖД», обращается подвижной состав других компаний. Таким образом, формируется конкурентная основа для совершенствования пассажирских перевозок.

Росту пассажирских железнодорожных перевозок в большой степени будет способствовать увеличение скоростей движения поездов (развитие скоростного и высокоскоростного движения), ввод в эксплуатацию скоростных электропоездов, вагонов и локомотивов нового поколения.

Правила организации пассажирских перевозок

Перевозчик обязан качественно в требуемом объеме выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров. А также эффективно использовать транспортные средства и снижать транспортные расходы. Правила организации пассажирских перевозок, закрепленные в нормативных документах, призваны обеспечить четкую организацию скорейшей доставки пассажиров с необходимыми им удобствами.

Общие правила

Организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.

На основе полученных данных:

  • разрабатываются рациональные маршруты (при необходимости открываются новые и/или изменяются существующие), перенаправляются низкорентабельные и ликвидируются убыточные маршруты, выявляются потребности граждан;
  • определяется количество единиц транспорта на маршрутах;
  • нормируется скорость движения транспорта и режим труда водителя;
  • составляется расписание движения и график выпуска транспорта на линию;
  • координируется работа всех видов пассажирского транспорта и контролируется регулярность его движения;
  • организуется обслуживание пассажиров на вокзалах, автостанциях, в пути.

Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности.

Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения. Право на проезд закрепляется договорами перевозки — билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией. При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.

НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.

Общими правилами перевозки пассажиров определены условия:

  • бронирования мест;
  • оформления билетов;
  • обслуживания пассажиров;
  • перевоза домашних животных, багажа, ручной клади;
  • разрешения конфликтных ситуаций между пассажирами и сотрудниками перевозчика.

Перевозчик вправе установить свои правила, не противоречащие общим правилам пассажирской перевозки и не ухудшающие качество обслуживания пассажиров.

Пассажир может быть удален из транспорта, если он:

  • пьян и нарушает общественный порядок, беспокоит (высаживается сотрудниками полиции);
  • в болезненном состоянии, проявления которого нарушают покой окружающих, и нет возможности его отдельного размещения (высаживается медиками на той станции, где есть специализированные медицинские учреждения).

Заказные и регулярные перевозки

Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.

1. Заказные. Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон. При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове. В салоне — информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.

2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.

2.1. Остановочные пункты оснащаются:

  • информационными указателями;
  • защитой от атмосферных осадков (при отправлении более 100 пассажиров в сутки);
  • либо размещаются на территории вокзалов, автостанций (при отправлении от 250 человек в сутки и максимальном интервале отправления транспорта по маршрутам более 2 часов).

2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.

Виды пассажирских перевозок и нормативные документы

Действующие редакции законов Российской Федерации (РФ) определяют условия и основы взаимодействия транспортных структур между собой, с пользователями услуг транспорта (пассажирами), с учетом специфики видов используемого для перевозки транспорта. Основные нормативные акты для каждого вида транспорта представлены в Таблице 1.

Тип перевозки по виду используемого транспортаНормативные документы отраслевого и ведомственного характера, определяющие правила организации перевозки пассажировПримечание
Железнодорожные перевозки«Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 N 18-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».Организация железнодорожных пассажирских перевозок предусматривает обеспечение на вокзале работы справочного бюро, билетных касс, залов ожидания и комнат отдыха, камер хранения багажа. А также ресторанов и буфетов, помещений санитарно-гигиенического.
Для оформления билета и при посадке перевозчик требует удостоверяющий личность пассажира документ.В пригородных поездах курение запрещено (в том числе в тамбурах). В поездах дальнего следования курить разрешено только в тамбурах с некотловой стороны.Пассажиры в пути следования могут воспользоваться:

  • комплектом постельного белья;
  • горячим чаем по установленной цене;
  • кипяченой питьевой водой (для поездов дальнего следования).
Воздушные перевозки«Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

«Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» (г. Варшава, 12.10.1929)В связи с повышенными рисками, вопросам обеспечения безопасности уделяется большое внимание. Перевозчик:

  • при оформлении билета и при регистрации на посадку требует удостоверяющий личность пассажира документ;
  • проводит предполетный досмотр пассажира и его багажа (запрещенные к перевозу предметы изымаются).

Регистрация пассажиров заканчивается за 40 мин. до вылета.

На борту обеспечивается:

  • информирование пассажиров об общих правилах полета и расположении аварийных выходов;
  • предоставление напитков и питания (при времени полета более 3 часов), если это включено в условия полета, заранее сообщенные пассажиру.
Автомобильные перевозкиГОСТ Р 51825—2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования».

Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».Организация пассажирских автомобильных перевозок в части деятельности легковых такси регламентируется ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 21.04.2011 N 69-ФЗ.Морские и речные перевозки.«Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа» (г. Афины, 13.12.1974)

Организация перевозки пассажиров требует серьезного обеспечения:

  • аналитического (исследование пассажиропотоков, разработка маршрутов и т. д.);
  • административного (организация труда водителей, контроль за уровнем их профессиональной подготовки и т. д.);
  • технического (подготовка и экипировка транспорта; обустройство остановок и т. д.).

Поэтому пассажирские перевозки как вид деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию.

Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров

Методы комплексного изучения транспортной подвижности населения. Остановочные, контрольные и технические пункты маршрутов. Использование модели пассажирообразования и пассажиропоглощения для прогноза показателей, характеризующих потребность в перевозках.

РубрикаТранспорт
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления14.05.2016
Размер файла50,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ Грязинский технический колледж

Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров

Специальности: Организация перевозок и

управление на автомобильном транспорте

транспортный маршрут перевозка

1. Методы изучения транспортной подвижности населения

2. Остановочные, контрольные и технические пункты маршрутов

3. Практическое задание

Список использованных источников

1. Методы изучения транспортной подвижности населения

Для получения информации о потребности в перевозках используют 3 группы методов:

1. Отчетно-статистические методы. Основаны на использовании данных действующей системы учета и отчетности по перевозке. Эти методы являются основными при обследовании, проводимом на междугородних и международных маршрутах. В городах эти методы дают информацию об общем объеме перевозок пассажиров.

2. Экспериментальные методы. Основаны на обследованиях, проводимым по разработанным программам, методикам и правилам. Эти методы являются основными для обследования внутригородских и пригородных маршрутов.

3. Расчетно-аналитические методы. Основаны на использовании модели пассажирообразования и пассажиропоглощения для прогноза показателей, характеризующих потребность в перевозках. Эти методы не обеспечивают точности информации и применяются для уточнения и корректировки данных, полученных при других обследованиях.

Транспортные обследования преследуют различные цели. Базисные обследования проводятся каждые 10 лет для корректирования комплекса транспортных схем городов, межрайонные обследования проводятся не реже 1 раза в 5 лет.

Текущие обследования проводят на отдельных маршрутах не реже 2 раз в год. Для корректировки распределения по маршрутам и расписания движения. Объем перевозок по перегонам маршрутов (наполняемость на перегонах) определяется одним из экспериментальных методов.

Глазомерный метод применяется водителем автобуса, который, находясь на наиболее пассажиронапряженном перегоне, на глаз оценивает наполнение автобуса и в специальной форме выставляет соответствующие баллы (1-5).

Силуэтный метод используется при обследовании автобуса на остановках. Учетчики визуально оценивают наполнение автобусов на просвет на основе силуэтов.

Весовой метод предусматривает использование датчиков, смонтированных в подвеске автобусов. Датчики формируют сигналы, пропорциональные массе пассажиров, находящихся в автобусе. Число посадок и высадок пассажиров по отдельным остановочным пунктам определяется одним из экспериментальных методов. Табличный метод может применяться в 2 вариантах: обследование производится в автобусах или остановочных пунктах.

Автоматизированный метод основан на использовании автоматического регистратора пассажиропотока, который состоит из датчиков, фиксирующих вход и выход пассажиров, и блока регистрации данных. Применяются датчики контактного типа (нажимно-педальные) и бесконтактные (ИК и звуковые).

Межостановочные корреспонденции определяются одним из экспериментальных методов:

расчетно-аналитическим на основе данных о посадке – высадке.

Талонный метод – это основной метод при определении межостановочных корреспонденций. Каждому пассажиру при посадке вручают специальный талон, сдаваемый учетчику при высадке из автобуса. Сданные талоны во время движения маркируют, зачеркивая номер остановки выхода.

2. Остановочные, контрольные и технические пункты маршрутов

Остановочные пункты – места на маршруте, предназначенные и оборудованные для остановки транспортного средства с целью посадки и высадки пассажиров. Остановка автобуса может назначаться перевозчиком при организации постоянного маршрута. В этом случае остановочный пункт оборудуется в соответствии с установленными требованиями для соответствующего вида сообщения. Альтернативная форма организации пассажирообмена предусматривает возможность для пассажира указать водителю место для остановки автобуса в режиме движения «маршрутное такси», за исключением мест на трассе маршрута, где остановки транспортных средств запрещены.

При выполнении заказных перевозок остановочные пункты специально не оборудуются, а для посадки и высадки пассажиров используются подходящие площадки, на которых остановки транспортных средств допускаются ПДД. Остановочные пункты на внутригородских и пригородных маршрутах могут быть: начальными и конечными. Между конечным и начальным пунктами, расположенными на одном конце маршрута, происходит оборот подвижного состава – изменение направления движения на обратное. Обычно конечные и начальные пункты одного конца маршрута обозначают «А», а другого – «Б»; промежуточными.

Промежуточные остановочные пункты могут использоваться в различных режимах движения – поостановочном, полуэкспрессном, экспрессном; использоваться по требованию или в определенные часы суток, дни недели, сезоны года и др. На некоторых промежуточных остановочных пунктах может производиться оборот автобусов, совершающих укороченные рейсы по маршруту; совмещенными, используемыми одновременно несколькими видами транспорта.

Остановочные пункты на внутригородских и пригородных маршрутах располагают на наиболее близком расстоянии от крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов проходных предприятий, станций метрополитена, ворот стадионов, входов в большие магазины, на рынки и т. п., в центре зоны тяготения, образованной жилыми домами, вблизи перекрестков улиц и перед светофорами, особенно если по пересекающей улице проходят другие маршруты ГПТ, у пешеходных переходов.

При определении места размещения остановочного пункта учитывают совмещение с действующими остановочными пунктами других маршрутов, в том числе с учетом использования уже имеющихся технических средств контроля за работой автобусов. Минимальное обустройство остановочных пунктов городских маршрутов предусматривает сооружение площадки для размещения ожидающих пассажиров и установку указателя остановочного пункта. Для обозначения остановочного пункта применяют специальный дорожный знак. Информация на этом знаке должна содержать наименование остановки и конечного пункта следования маршрута, номер маршрутов с указанием вида ГПТ, интервалы движения на маршрутах по времени суток. Если весь объем информации не помещается на информационном поле знака, то применяют дополнительную табличку, располагаемую непосредственно под знаком и имеющую одинаковые с ним ширину и цвет. Площадка остановочного пункта должна иметь ровное покрытие, приподнятое над проезжей частью на 20 см и отделенное от нее бордюрным камнем. В зимнее время площадка очищается от снега и обрабатывается противогололедными материалами. В темное время площадка должна быть освещена.

Каждому остановочному пункту присваивают наименование по какому-либо наиболее значительному объекту, расположенному поблизости, например: «Вокзал», «Завод». На узких улицах остановочные пункты различных направлений разносят, сдвигая вперед по ходу движения автобуса. Уборка территории остановочных пунктов и обработка площадок противогололедными материалами зимой возлагаются на коммунальные и дорожные службы или на перевозчиков. Содержание павильонов и навесов на остановочных пунктах обеспечивают органы местного самоуправления в централизованном порядке или перевозчики в соответствии с условиями транспортной лицензии. Возможно, возложение этих обязанностей на одну из АТО или специализированное предприятие. В городах с несколькими видами городского пассажирского транспорта (ГПТ) павильоны и навесы на остановочных пунктах, эксплуатируемых совместно несколькими видами ГПТ, перевозчики содержат на паритетных началах пропорционально числу выполняемых рейсов через совмещенные остановочные пункты.

На крупных пассажирообразующих пунктах помещают схемы маршрутов с указанием остановочных пунктов и важнейших объектов тяготения пассажиров. На конечных пунктах маршрута оборудуют служебные автостанции, где размещают диспетчеров маршрутов. Автостанции первого класса предназначены для обслуживания более 30 автобусов в час, второго – менее 30 автобусов в час. В помещении оборудуют диспетчерскую комнату, комнату отдыха водителей, помещение для принятия водителями пищи, туалет. Служебные автостанции (СА) оснащают средствами связи, электрочасами, комплектами маршрутных указателей для экипировки автобусов, оперативно переключаемых на работу на другом маршруте. Допускается оборудование СА в помещениях, арендуемых у предприятий и организаций, на первых этажах жилых домов. Рядом с СА устраивают площадку для отстоя и разворота автобусов. Содержание возлагается на подразделение, в котором работают диспетчеры, размещенные в помещении станции. Если СА эксплуатируется совместно различными видами ГПТ, ее содержат на паритетных началах согласно договору. При этом ответственность возлагают на одну из АТО, а остальные участвуют в контролировании работы и финансировании содержания СА. Остановочные пункты городского сообщения могут иметь интенсивный пассажирооборот, средний пассажирооборот или быть малодеятельными. Автобусы разных маршрутов могут оказывать помехи друг другу на остановочных пунктах при высокой интенсивности движения. В таком случае применяют рассредоточение остановочных пунктов, разделяя маршруты на две или более групп. В каждую группу включают маршруты с наиболее совпадающими трассами, начиная от рассматриваемого пункта. При работе автобусов в режиме маршрутного такси остановки производятся по требованию пассажиров в местах, где это допускается ПДД.

При использовании маршрутными такси остановочных пунктов автобуса и городского электрического транспорта предусматривают участие перевозчиков маршрутного такси в содержании соответствующих остановочных пунктов и линейных сооружений. На междугородных маршрутах автобусы останавливаются на автовокзалах и пассажирских автостанциях. Автобусы международного сообщения останавливаются на автовокзалах и дорожных терминалах на магистралях. При выполнении перевозок в сельской местности практикуется посадка и высадка пассажиров как на остановочных пунктах, так и по требованию. При туристско-экскурсионных перевозках остановки производятся в местах, предусмотренных программой тура. В отличие от городского сообщения, где продолжительность остановки определяется исходя из совершения пассажирообмена, в междугородном и международном сообщениях, а также при туристско-экскурсионных перевозках, продолжительность остановки определяется с учетом необходимости удовлетворения бытовых потребностей пассажиров в пути следования, выполнения культурно-развлекательной программы тура, отдыха экипажа автобуса, продажи пассажирам билетов и контроля полноты оплаты проезда. Контрольные пункты маршрута (КП) – места на каждом постоянном маршруте, в которых контролируется выполнение водителем расписания движения и фиксируется факт продвижения единиц подвижного состава по маршруту. В качестве КП выбираются определенные остановочные пункты. В городском сообщении контрольными являются конечные остановочные пункты маршрутов, а также, в зависимости от длины и сложности маршрута, промежуточные остановочные пункты.

При автоматизированном диспетчерском управлении движением на конечных пунктах маршрута отсутствует диспетчерский персонал, и водители могут прибывать на такие конечные пункты с нагоном расписания, а потом производить отметку якобы точного момента прибытия. Чтобы избежать этого, конечные КП располагают на остановочных пунктах, предшествующих соответствующим конечным пунктам маршрутов. Перечень КП приводится в паспорте маршрута. В расписании движения обязательно указывают расчетное время проследования всех КП маршрута. Точность прибытия подвижного состава на КП является критерием уровня регулярности движения на маршруте. Контрольные пункты оборудуют техническими средствами, обеспечивающими получение информации о движении подвижного состава.

При организации резервирования маршрутных автобусов устанавливаются места дислокации резервных автобусов. В каждом месте дислокации по согласованию с органами местного самоуправления, ГИБДД и дорожными службами обустраивают площадку, достаточную для размещения необходимого числа резервных автобусов. При необходимости места дислокации оснащают средствами диспетчерской связи, помещениями для отдыха водителей и кондукторов. Международные автобусные перевозки выполняются по автомобильным дорогам, имеющим развитую систему сервиса. В Европе на магистральных дорогах через каждые несколько километров располагаются терминалы для путевого обслуживания пассажиров, автобусов и их экипажей. На таких терминалах имеются площадки для стоянки автомобилей, рестораны и бары, медпункты, магазины по продаже предметов первой необходимости и запасных частей, расходных материалов, туалеты и душевые кабины, игровые площадки для детей, заправочные станции, мастерские для мелкого ремонта автомобилей, автомойки. Терминалы оснащены современными средствами связи. Такие терминалы сооружают и в России на дорогах федерального значения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И ПРАВИЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ

Оформление проездного документа (билета) производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение, дети до 14 лет – свидетельство о рождении), а для оформления льготного или бесплатного билета – документы дающие право на льготы.

При продаже билетов в вагоны с нумерованными местами пассажирам, приобретающим 2 билета и более, предоставляется равное количество верхних и нижних мест.

Поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в билете.

– до 5 лет Бесплатно, без занятия отдельного места, с оформлением безденежного проездного документа. Оформление проездного документа на таких детей производится по предъявлении свидетельства о рождении или по паспорту родителей, в который вписан ребенок и с которым проезжает ребенок. Если при посадке в поезд у пассажиров отсутствуют проездные документы на таких детей, то проезд их должен быть оформлен начальником пассажирского поезда по квитанции PC-97 с взиманием сбора за оформление проезда,

– от 5 до 10 лет Детский билет

– с 10 лет Взрослый (полный) билет Двое детей до 5 лет: один бесплатно, один детский билет 5 лет

Возраст ребенка определяется на день начала поездки.

Если ребенок едет не с родителями, а с бабушкой, дедушкой или другими лицами, должна быть нотариально заверенная доверенность.

Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в билете, но на промежуточных станциях посадка производится в любой вагон.

Гашение билетов производится:

Системы Экспресс – путем надрыва золотой голограммы (до половины);

Бланковый билет – путем надрыва посередине.

Провоз группы. При оформлении группового билета в нем указывается фамилия руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. Перед посадкой руководитель должен предъявить список группы в двух экземплярах с отметкой в кассе пункта отправления.

Оформление билетов организованным группам школьников производится при проезде организованной группы школьников в количестве не менее 10 человек. С группой детей должен быть врач и один сопровождающий (на 10 чел.).

В случае утери проводником вагона принятого им на хранение билета, начальником поезда составляется акт в 3-х экземплярах, акт подписывает ЛНП, проводник и пассажир. В акте указываются: номер поезда, железная дорога формирования поезда; акт заверяется штемпелем ЛНП. На основании этого акта ЛНП, без участия пассажира, на ближайшей станции со стоянкой более 10 мин. оформляет в билетной кассе новый билет (без взимания провозной платы с пассажира). На обратной стороне билета пишется «Взамен утерянного по вине железной дороги».

При проезде в поездах пассажир должен занимать в вагоне место, указанное в билете.

В случае продажи нескольких билетов на одно место ЛНП составляет акт в 2-х экземплярах. В акте указываются сведения о билетах, оформленных на одно место:

– маршрут следования поезда;

– номера вагона и места;

– станция отправления и дата отправления;

– дата оформления билетов (4-я строка билета).

Акт должен иметь штамп организации железной дороги формирования поезда. Акт направляется:

1 экз. – в организацию формирования поезда;

1 экз. – на железную дорогу, на которой допущены перепродажи билетов.

ЛНП и проводник вагона принимают меры к предоставлению пассажирам мест в поезде.

Проводники вагонов предупреждают пассажиров о подходе поезда к станции их назначения не позднее чем за 30 мин. В случае проезда пассажиром станции назначения, указанной в билете, составляется акт за подписью ЛНП, проводника вагона и пассажира. В акте указываются: фамилия пассажира; номер билета; номера поезда и вагона: маршрут следования поезда; станция фактической высадки пассажира. На основании этого акта пассажир возвращается до станции назначения бесплатно.

Пассажир, отставший от поезда, должен незамедлительно заявить об этом начальнику станции (вокзала). Если у отставшего пассажира остались в вагоне ручная кладь и билет, начальник станции (вокзала) уведомляет телеграммой начальника ближайшей станции, где стоянка поезда более 10 мин., о снятии оставленных вещей или билета. Начальник станции (вокзала) при получении данной телеграммы совместно с поездной бригадой принимает меры к снятию и сохранению вещей или билета отставшего пассажира.

Начальник поезда, проводник и два свидетеля-пассажира составляют акт-опись в 3-х экз., в котором указывается количество и наименование оставленных вещей.

При получении телеграммы вещи снимаются на станции, указанной в ТЛГ, при отсутствии ТЛГ – веши везутся до конечного пункта и сдаются в камеру хранения забытых вещей.

В случае, когда билет остается у провожающих, пассажир считается безбилетным. В этом случае пассажир обязан оплатить стоимость проезда (никаких актов). Если пассажир не оплачивает, на ближайшей станции он обязан оставить поезд.

В пути следования пассажир имеет право сделать одну остановку, с продлением срока годности билета до 10 суток. В этом случае пассажир обязан обратиться к начальнику вокзала, который продлевает срок действия билета. Участники Великой Отечественной войны имеют право сделать 3 остановки в пути следования. Пассажир имеет право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории.

Пассажир может быть удален из поезда:

– работниками органов внутренних дел – если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии алкогольного опьянения, нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров (в соответствии с пунктом 36 Правил оказания услуг подпункт «а»);

– врачебно-медицинским персоналом – если он находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие пассажиров и если нет возможности поместить его в отдельном купе (в соответствии с пунктом 36 Правил оказания услуг подпункт «б»).

При отцепке вагона по технической неисправности начальник поезда и проводник принимают меры к расселению пассажиров в составе поезда.

При переводе в вагон более высокой категории доплата с пассажиров не взимается, в первую очередь предоставляются места пассажирам с детьми, инвалидам, больным, лицам пожилого возраста.

При переводе в вагоны низкой категории начальником поезда составляется акт, на основании которого пассажиру в пункте формирования поезда выплачивают разницу.

За вновь приобретенное постельное белье плата не взимается.

За утрату, порчу постельных принадлежностей пассажир несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Составляется акт в 2-х экз., один экз. — пассажиру.

Комплект постельных принадлежностей в СВ: простынь, две наволочки, махровое полотенце, полотенце хлопчатобумажное, пододеяльник.

Проезд детей самостоятельно (без взрослых) допускается с 10 лет.

«Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на автомобильном транспорте»

Название«Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на автомобильном транспорте»
страница1/10
ТипУчебное пособие

rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рязанский автотранспортный техникум имени С.А. Живаго»

Учебное пособие
по дисциплине
« Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на автомобильном транспорте »


Для студентов по специальности 23.02.01

Организация перевозок и управление на транспорте

Квалификация выпускника: техник

Тема 1. Развитие пассажирского транспорта 5

Тема 2. Подвижной состав пассажирского автомобильного транспорта 11

Тема 3. Классификация автобусных маршрутов 15

Тема 4. Технико-эксплуатационные показатели работы автобусов 18

Тема 5. Нормирование скоростей движения автобусов на маршруте 22

Тема 6. Пассажиропотоки и методы их изучения 25

Тема 7. Организация труда водителей и кондукторов 31

Тема 8. Расписание движения автобусов 35

Тема9. Организация движения автобусов в городском и внегородском сообщениях 40

Тема 10. Техническое обеспечение пассажирских перевозок 48

Тема 11. Линейные сооружения пассажирской службы и организация их работы 50

Тема 12. Порядок обслуживания пассажиров легковыми таксомоторами 52

Тема 13. Технико-эксплуатационные показатели работы таксомоторов 55

Тема 14. Организация таксомоторных перевозок 58

Тема 15. Маршрутные таксомоторные перевозки 62

Тема 16. Координация работы различных видов пассажирского транспорта 64

Тема 17. Диспетчерское управление автобусными перевозками 66

Тема 18. Диспетчерское управление таксомоторными перевозками 71

Тема 19. Тарифы и билетная система на автобусном транспорте 74

Тема 20. Качественная характеристика обслуживания населения автобусным транспортом 76

Тема 21. Комплексная система управления качеством перевозок пассажиров таксомоторами 79

Тема 22.Контрольно-ревизорская служба на пассажирском автомобильном транспорте 82

Тема 23. Контрольно-ревизорская служба на таксомоторном транспорте 84

Тема 24. Общие принципы государственного регулирования транспортной деятельности в условиях рынка 85

Тема 25. Особенности и принципы управления автобусными пассажирскими перевозками. Организационные структуры управления. 88

Тема 26. Лицензирование услуг пассажирского транспорта в России 91

Список литературы 95

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.

В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, т.к. только автомобильным парком Министерства транспорта РФ ежедневно перевозится более 80 млн. пассажиров. В связи с этим увеличивается значение данной дисциплины в подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта.

Целью изучения этого курса является приобретение знаний: по коммерческой эксплуатации и управлению пассажирским автомобильным транспортом, формирования пассажирских потоков, методы их изучения и обследования; формирование рациональных маршрутных систем в городах и внегородских районах; типы и технико-эксплуатационные характеристики пассажирских автотранспортных средств, методы определения потребности в них; организация труда водителей; организация движения подвижного состава, системы контроля и управления движением пассажирских транспортных средств; методы и критерии оценки качества перевозок пассажиров; тарифы и билетные системы, действующие на пассажирском автомобильном транспорте. А также предусматривается приобретение умения и навыков по разработке технологических схем организации перевозок; определению рациональных сфер использования автомобильного транспорта и координации его работы с другими видами транспорта; выбору типа подвижного состава; проведению расчетов и анализу эксплуатационных показателей; составлению маршрутов и графиков движения автобусов и такси; расчету и составлению схем взаимодействия различных видов городского транспорта; исследованию пассажиропотоков и режимов движения транспортных средств; расчету экономической эффективности мероприятий по организации автомобильных перевозок.

Основной задачей предмета является подготовка специалистов широкого профиля по эксплуатации автомобильного транспорта; способных самостоятельно применять полученные знания и умения для практического решения задач по развитию и совершенствованию транспортного обслуживания населения городов, пригородов и сельских местностей, по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов.

По данному предмету учебным планом предусматривается: чтение лекций по дисциплине, проведение практических работ, а также выполнение и защиту курсового проекта.

Тема 1. Развитие пассажирского транспорта

  1. История развития пассажирского автомобильного транспорта

История развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом начинается в 19 веке, когда были построены опытные образцы паровых карет и омнибусов, развивающих скорость от 10 до 12 км/час. После приобретения в 1801 году двигателя внутреннего сгорания было сделано много попыток – построить двигатель, работающий на газообразном или жидком топливе, в 1885 – 1886 г.г. в Германии Готлаб Даймер установил бензиновый двигатель на трехколесный автомобиль, который и считается родоначальником современного автомобиля.

Большое значение для широкого использования автомобилей внесло появление пневматических шин (1880 г.). В 1886 году Акционерным обществом постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей был создан первый легковой автомобиль в России. В 1902 году этой же фирмой был построен первый в России автобус вместимостью 8 пассажиров с двигателем «Де-Дион-Бутой» мощностью 8 л.с. 1 сентября 1907 года в России в городе Москве появился первый таксомотор.

Накануне первой мировой войны в России насчитывалось 8,8 тыс. преимущественно легковых автомобилей. Условно, историю развития пассажирских перевозок в России можно разделить на 5 периодов.

Первый период (1918-1929 г.г.) В начале 1918 года в стране насчитывалось около 35 тысяч автомобилей. В 1922 г. решением Советского Правительства было разрешено государственным учреждениям и частным лицам приобретать за границу и ввозить автомобили и автомобильное имущество («Рено», «Фиат», «Лей ланд», «Манн» и т.д.)

В 1925 – 1928 г.г. на улицах крупных городов появились легковые автомобили и автобусы иностранных марок, что позволило организовать (хотя и в небольших объемах) регулярные пассажирские перевозки.

Второй период (1929-1940 г.г.) характеризуется строительством отечественных автомобильных заводов. В 1929-1930 г.г. началось серийное производство. Ярославский и Московский автомобильные заводы выпустили 19-местный автобус ЗИС-8 (на базе грузового автомобиля ЗИС-5). В 1931-1932 г.г. вступил в действие завод АМО (ныне ЗИЛ) и завод в г. Горьком – автобус ГАЗ-03-30 (17 пассажиров). В 1932 г. приступили к выпуску автобусов АМО-4, в 1938г. – ЗИС-8, в 1938г. – ЗИС-16 (вместимость 21 и 26 пассажиров). В 1936 году в таксомоторные парки страны начали поступать легковые автомобили ЗИС-101 (7 человек), ГАЗ-М1 (5 человек).

Таблица Динамика роста производства подвижного состава

/№ГодАвтобусыЛегковые автомобили
1193210030
21937130018300

В 1940 году пассажирские автомобильные перевозки были организованы более чем в 300 городах. Автобусный парк насчитывал 15,6 тыс. автобусов, причем 40 % которых были общего пользования. В годы Великой Отечественной войны перевозки пассажиров фактически во многих городах и областях прекратились, т.к. подвижной состав был мобилизован.

Третий период (1947-1960 г.г.) К началу 1947 года автобусные перевозки были восстановлены во всех городах, в которых они существовали до войны. В 1950 г. автобусное сообщение было организовано в 459 городах, а таксомоторное – в 420 городах страны. За период с 1946 по 1950 г.г. парк автобусов увеличился до 22 тыс. ед. В 1946 г. появился ЗИС-154 (дизеле генераторный автобус), в 1949 г. ЗИС-155, с 1950 г. производство автобусов Павловского автозавода ПАЗ-651. В 1956 г. М-402, с 1958 г. М-407, ГАЗ-20 («Победа»), ЗИС-110, ГАЗ-12, с 1960г. ЗАЗ-965 («Запорожец»), с 1965г. ГАЗ-21 («Волга»).

Четвертый период (1960-1990 г.г.) ознаменовались высокими темпами развития пассажирских автомобильных перевозок. В 1972 г. СССР по выпуску автомобилей перешагнул миллионный рубеж. В России за период с 1970 по 1990 г.г. объем перевозок пассажирским автомобильным транспортом увеличился в 1,7 раза, а пассажирооборот – в 2,6 раза.

Производство автобусов в стране возросло в 1980 г. (по сравнению с 1960 г.) более чем в 3,7 раза, а легковых автомобилей в 9,6 раза. В этот период начался выпуск автобусов ЛиАЗ-677, ПАЗ-672, КАВЗ-685, ЛАЗ-695 и т.д., легковых автомобилей ВАЗ-2101.

Пятый период (с 1990 года и по настоящее время) характеризуется общей экономической обстановкой в стране. К 1993 году фактическое наличие автобусов в 1,7 раза ниже нормативного, изношенность парка более 50 %, отменено более 3000 автобусных маршрутов.

Объем пассажирских автобусных перевозок к 1996 г. (по сравнению с 1990г.) сократился на 19 %, численность парка – на 27,8 тыс. ед., количество автобусных маршрутов уменьшилось на 7,2 тыс.

В настоящее время в ГИБДД зарегистрировано 627 тыс. автобусов всех классов, из которых только 400 тыс. работают. Выпускаются следующие марки автобусов ЛИАЗ-5256 (вместимость 120 пассажиров), ЛиАЗ-695, ПАЗ-5275 (городской автобус вместимостью 104 пассажира), МАЗ-103 (100 пассажиров) и т.д.
2.Виды пассажирского транспорта, их классификация и характеристика
В перевозках пассажиров участвуют несколько видов транспорта, которые имеют как достоинства, так и недостатки, а именно:

1. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта по перевозке пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении, не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток, высокая провозная способность (массовость), сравнительно высокая скорость и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, тем не менее, большие капитальные вложения.

2. Водный транспорт подразделяется:

а) морской пассажирский транспорт (пригородный, дальний международный) – велико значение в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока

б) речной транспорт (городской, пригородный, дальний). В России более 70 тыс. рек общий протяженностью в 2 млн. км и более 2 тыс. крупных озер. Самый дешевый вид транспорта, но имеет (речной) сезонность в работе.

3. Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозок пассажиров на дальние расстояния, отличается высокой скоростью сообщения, комфортабельностью, доступностью (вертолеты) абсолютно всех районов, но, тем не менее, высокая себестоимость перевозки пассажиров.

4. Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус) – экологически чистый вид транспорта, небольшая шумность, большие затраты на строительство путей сообщения.

5. Специальный транспорт (городской, внегородской) предназначен для обслуживания пассажиров в крупных зонах (много рельсовый, подвесные дороги).

6. Автомобильный транспорт подразделяется по административно-территориальному признаку:

а) городские перевозки (8-10 км)

б) пригородные (до 50 км)

г) междугородние

  • внутриобластные 100-200 км
  • межобластные 300-400 км
  • межреспубликанские 500-800 км

д) международные.

3.Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок

Основы организации пассажирских перевозок

Основная задача организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении наряду с обеспечением безопасности и высококачественного обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах.

Для организации пассажирских перевозок и развития соответствующих устройств устанавливают ожидаемый объем перевозок в пассажирокилометрах. Основой для этого служат результаты анализа отчетности о выполненных перевозках за прошедший период, данные о численности населения, состоянии экономики (в том числе о строительстве новых городов и поселков, железнодорожных линий), расширении сети курортов и домов отдыха, развитии коллективного садоводства и огородничества и т.д. Учитывают и такие факторы, как массовые организованные перевозки пассажиров на выставки и туристов, удельный вес междугородных и пригородных перевозок пассажиров другими видами транспорта.

Пассажиропотоки определяют по направлениям и периодам года, а для пригородного движения — также по месяцам, дням недели и времени суток. Для этого используют данные обследований пассажиропотоков. Из-за специфики пассажирских перевозок осуществляют их раздельное планирование в дальнем, местном и пригородном сообщениях по методикам, приведенным в курсе «Экономика транспорта».

Пассажирские поезда подразделяют на следующие категории: дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные —

150. 700 км и пригородные — до 150 км.

Дальние и местные поезда в зависимости от скорости движения и числа остановок могут быть скоростными, скорыми и пассажирскими.

К скоростным и скорым относятся поезда, следующие с высокой скоростью и имеющие остановки только на больших станциях. Комфорт для пассажиров и скорость до 200 км/ч обеспечивают скоростные поезда ЭР200 и «Невский экспресс», которые курсируют на линии Петербург—Москва.

Пассажирские поезда следуют с меньшей скоростью и останавливаются на всех или на большинстве станций. Их средняя скорость движения составляет лишь около 50 км/ч. Перевозка почты и багажа осуществляется в специальных вагонах, включаемых в скорые, пассажирские и почтово-багажные поезда.

При составлении расписания отправление дальних поездов с начальных пунктов назначают, как правило, в вечернее время, а прибытие на конечные пункты — в утреннее. Расписание местных и пригородных поездов стремятся сделать удобным для основной категории пассажиров, согласовывая его с часами работы предприятий и учреждений. В некоторых случаях при возникновении больших пассажиропотоков помимо обычных могут быть сформированы пассажирские поезда длинносоставные, повышенной длины и соединенные. В первом случае длина поезда превышает установленную схемой его формирования, во втором случае в состав пассажирского поезда входят 20 вагонов и более.

Пассажирский поезд называют соединенным, если он составлен из двух сцепленных пассажирских поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда.

Наибольший удельный вес в общем объеме пассажирских перевозок занимают пригородные перевозки. Их характерными особенностями являются необходимость частых остановок для посадки и высадки пассажиров и значительная неравномерность движения по периодам года, дням недели и времени суток.

На пригородных линиях с небольшими размерами пассажирского движения, где применение электротяги может оказаться экономически неоправданным, используют дизель-поезда и автомотрисы.

Устройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать им максимальные удобства. Это учитывается, в частности, при проектировании вокзалов и планировке вокзальных помещений.

Для удобства пассажиров проводится предварительная продажа билетов с доставкой на дом, причем не только в городах, но и на промежуточных станциях пригородных зон; практикуется оформление билетов на дальнейший путь следования непосредственно в поездах. На крупных вокзалах внедрена система диспетчерского руководства продажей билетов. Билетные кассиры включаются в диспетчерскую сеть центрального пункта. Внедрена автоматизированная система «Экспресс-2» для резервирования, учета мест и продажи билетов на поезда дальнего следования. Эта система затрачивает на обслуживание одного пассажира 45 с.

Внедрение системы «Экспресс-3», основанной на новых программных средствах и имеющей существенно больший объем памяти, чем у системы «Экспресс-2», помимо повышения качества сервисных услуг, предоставляемых пассажирам, обеспечит полную автоматизацию технологических процессов и более высокий уровень управления пассажирскими перевозками в целом по сети.

Для удобства пассажиров на ряде станций — в пунктах стыка различных видов транспорта — созданы объединенные вокзалы, обслуживающие пассажиров железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта.

В последние годы введены новые фирменные поезда, обеспечивающие комфортные условия поездки; на крупных вокзалах созданы центры сервисного обслуживания, предоставляющие пассажирам широкий спектр услуг: оформление билетов по России и сопредельным странам, бронирование мест по телефону, доставка проездных билетов на дом, междугородная и международная связь и др.

На дорогах стали функционировать дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и создаются дирекции по обслуживанию пригородных пассажиров.

Росту пассажирских перевозок в значительной мере способствует увеличение скорости движения поездов благодаря вводу в эксплуатацию скоростных электропоездов, вагонов И ЛОКОМОТИВОВ нового поколения.

Однако в нашей стране, как и за рубежом, пассажирские перевозки, особенно пригородные, всегда были и остаются убыточными. Для покрытия этих убытков принимаются меры по снижению эксплуатационных затрат, повышению уровня комфортности и сервиса. Особое значение приобретает роль региональных администраций в приобретении нового подвижного состава, выделении средств на развитие устройств для обслуживания пассажирских перевозок.

Контрольные вопросы 1. Перечислите основные операции перевозочного процесса.

2. Каково содержание плана формирования поездов?

3. Что представляют собой отправительский и ступенчатый маршруты?

4. Как подразделяются поезда по старшинству?

5. Какие грузовые и пассажирские поезда относятся к поездам повышенной длины?

6. В чем состоит грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте?

7. Какие пассажирские поезда относятся к дальним, местным и пригородным?

8. Что представляют собой системы «Экспресс-2» и «Экспресс-3»?

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Ссылка на основную публикацию