Осуществление пассажирских перевозок РЖД

Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

Перевозка пассажиров на железных дорогах Российской Федерации осуществляется в соответствии с «Законом о железнодорожном транспорте», «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» и «Правилами перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам России».

Согласно этим документам каждый пассажир обязан иметь при себе проездной документ (билет); хранить его в течение всего времени поездки и предъявлять по требованию лиц, производящих контроль (за исключением случаев, когда билет хранится у проводника вагона или у сопровождающего группу, если это групповой билет). Безбилетный проезд пассажиров влечет за собой наложение штрафа.

Каждый пассажир имеет право занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест при приобретении проездного документа пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их полной стоимости.

Если при оформлении билета по вине перевозчика была допущена ошибка (билет неправильно оформлен, выдан билет без наличия свободных мест, продано два билета на одно место и др.), то такому пассажиру необходимо при его согласии предоставить место в другом вагоне, в том числе более высокой категории, без взимания дополнительной оплаты. Если с согласия пассажира ему предоставляется место, стоимость которого ниже купленного им ранее, разница в стоимости возмещается.

При невозможности предоставить место пассажиру в этом же поезде перевозчик обязан предоставить ему соответствующее место в другом поезде, при этом проездной документ переоформляется без взимания дополнительных платежей. При отказе пассажира от предложенной замены места ему возвращается стоимость проездного документа полностью.

Пассажир при проезде в поездах дальнего следования вправе провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место. Если ребенок до 5 лет занимает отдельное место, на него необходимо приобрести детский билет. Если с пассажиром едет более одного ребенка в возрасте до 5 лет, одного можно провезти бесплатно, а на остальных Необходимо приобретать детские билеты. Все дети в возрасте от 5 до 10 лет провозятся в поездах в соответствии с детским тарифом. Дети старше 10 лет провозятся по взрослому тарифу. Возраст ребенка определяется на день начала перевозки. Проезд детей в поездах дальнего следования в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых не допускается (за исключением учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения школы).

При проезде в пригородном поезде пассажир может провоза бесплатно любое количество детей в возрасте до 5 лет.

В международном сообщении дети в возрасте до 4 лет, для которых не требуется отдельного места, провозятся бесплатно оформления на них проездных документов. За детей от 4 до 12 и за детей младшего возраста, для которых требуется отдельное место, оплачивается 50 % стоимости билета взрослого пассажира. Для детей старше 12 лет требуется проездной билет, как для взрослого. Помимо этого, для ребенка старше 10 лет требуется плацкарта на спальное или кушетное место. При перевозке в спальных вагонах одно спальное место может быть использовано двумя пассажирами в том случае, если один из них моложе 10 лет.

Пассажир вправе провозить с собой бесплатно кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются соответствующими правилами. Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи независимо от рода и вида упаковки, т.е. вещи, по своим размерам без затруднения помещающиеся в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади. Ручная кладь провозится пассажиром под его ответственность.

Пассажир имеет право в пути следования один раз сделать остановку с продлением срока годности билета не более чем на 10 суток. Обстоятельства, по которым он решил прервать поездку, не имеют значения. Однако в этом случае пассажир должен предъявить свой документ начальнику вокзала или станции в течение 4 ч с момента прибытия поезда на станцию. На билет начальником станции налагается штемпель: «Станция…, остановка с продлением срока годности…, часы…, число…, месяц…, год…, подпись. ». Проездной документ, имеющий штемпель остановки, может быть оформлен для продолжения поездки до станции назначения, если в оставшийся срок годности можно до этой станции доехать.

При желании возобновить прерванную поездку с той же станции, на которой была сделана остановка, пассажир должен закомпостировать билет на этой станции и сделать доплату за плацкарту, поскольку при остановке в пути следования доплата за спальное место теряет свою действительность и стоимость ее пассажиру не возвращается. Кроме того, при дальнейшем следовании после остановки в пути поездом или в вагоне нижеоплачиваемой категории ранее произведенные доплаты не возвращаются. Доплата за скорость сохраняет свое действие наравне с билетом. Пассажир, сделавший остановку в пути с продлением срока действия проездного документа, не вправе больше прерывать свою поездку.

Перерыв поездки по пригородному билету не допускается, если не вызывается условиями движения поезда.

Пассажир имеет право продлить срок действия билета в случае болезни в пути следования на время болезни. Основанием, подтверждающим вынужденную остановку, является документ лечебного учреждения, установившего заболевание. Выздоровев, пассажир при желании имеет право продлить поездку. В этом случае начальник железнодорожной станции обязан продлить старый или выдать пассажиру новый бесплатный проездной документ и обеспечить отправление такого пассажира первым отходящим поездом. На руках у пассажира в таких случаях должен быть акт о прекращении поездки ввиду заболевания, который составляется на той станции, где пассажир прекратил поездку. Если после выздоровления пассажир не желает продолжать путешествие, то на основании данного акта ему возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние (за исключением стоимости плацкарты).

При опоздании согласованных поездов по вине перевозчика выданный пассажиру проездной документ, оформленный от другой станции, сохраняет свое действие и должен быть переоформлен на ближайший поезд, следующий до станции назначения, указанной в билете. Если пассажир отказывается от поездки ввиду опоздания согласованных поездов и возвращает неиспользованный билет, стоимость проезда и все сборы возвращаются ему полностью.

Пассажир имеет право выезжать поездом, отходящим ранее того, на который куплен билет (при наличии свободных мест), однако переоформление проездных документов на ранее отходящий поезд производится только в случаях, если осталось менее 24 ч до отправления этого поезда. При этом, если условия проезда в новом поезде меняются на более комфортные, пассажир обязан доплатить разницу в стоимости проезда; если же условия меняются на менее комфортные, пассажиру возвращается разница в стоимости проезда. Допускается переоформление детского проездного документа на проездной документ за полную стоимость. За переоформление билетов взимается определенный сбор.

Следует отметить, что переоформление различных видов билетов осуществляется по-разному. Переоформление проездных документов через систему «Экспресс» производится, как правило, с выдачей нового билета. Переоформление билетов ручной выписки осуществляется или путем наложения нового компостера и выдачей квитанции разных сборов за улучшение условий перевозки, или путем выписки нового билета после операции возврата старого (это зависит от того, какому перевозчику принадлежит вагон Нового поезда).

Если пассажир после отправления поезда потерял проездной документ (или последний остался у провожающего), он считается безбилетным и с него взыскиваются штраф и стоимость проезда полном размере по квитанции разных сборов. Если впоследствии билет обнаружится, вторичные платежи могут быть возвращены по письменному заявлению пассажира в адрес перевозчика с приложением к нему неиспользованного билета и выданной квитанции разных сборов.

Пассажир имеет право перейти в вагон вышеоплачиваемой категории в том случае, если в нем имеется свободное место. При этом о своем желании он должен заявить начальнику поезда через проводника вагона. Доплата за более комфортные условия оформляется по квитанции разных сборов, а ее размер определяется как разница в стоимости проезда в вагонах соответствующих категорий за расстояние между станцией, где пассажир занял место в вагоне, и станцией, до которой он желает следовать в вагоне более высокой категории.

Если пассажир отстал от поезда, он должен заявить об этом начальнику станции. Если у отставшего от поезда пассажира остались в вагоне его вещи или билет, начальник станции обязан сразу дать телеграмму начальнику поезда о снятии оставленных вещей или передаче билета на станцию по ходу поезда, где продолжительность стоянки не менее 10 мин. Получив телеграмму, начальник поезда и проводник того вагона, где оставлены вещи, принимают меры к снятию и сохранению вещей отставшего пассажира.

После этого вещи и билет сдаются на станцию по акту с указанием наименования и количества мест или проездного документа, после чего об этом сообщается на станцию, где остался пассажир. На основании данного уведомления пассажиру выдается бесплатный билет (общий или плацкартный) без предоставления места от пункта нахождения пассажира до станции, где оставлены снятые с поезда вещи.

Отставшему пассажиру на основании акта о снятии ручной клади или проездного документа возобновляется срок действия проездного документа на следующий поезд. Плата за уведомление о снятии ручной клади или проездного документа не взимается.

Если пассажир опоздал на поезд, начальник станции обязан возобновить действительность проездного документа на другой поезд, если об этом заявлено в течение 3 ч с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ. При этом пассажир должен доплатить стоимость плацкарты. В случае отказа пассажира от поездки ему возвращаются внесенные платежи за вычетом стоимости плацкарты.

При опоздании на поезд вследствие болезни или несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, в течение 3 сут. с момента отправления поезда пассажиру разрешается возобновить проездные документы на другой поезд с доплатой стоимости плацкарты или выплатить ему стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. При этом ставится штамп: «Действительность проездного документа восстановлена. число. месяц. год. подпись. ».

Если пассажир проехал свою станцию назначения, указанную в Проездном документе, то составляется акт за подписью начальника поезда, проводника вагона и пассажира. В акте указываются фамилия пассажира, номер проездного документа, номера поезда, вагона, маршрут следования поезда, станция фактической высадки пассажира. Этот акт дает пассажиру право возвратиться до станции назначения бесплатно.

Пассажир вправе на любом участке пути следования (на любой железнодорожной станции, где поезд имеет остановку) прервать поездку и в течение 4 ч с момента прибытия поезда на станцию получить обратно стоимость проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты.

При отцепке вагона из-за технической неисправности в пути следования начальник станции совместно с перевозчиком обязаны принять меры к прицепке другого вагона и перевести в него пассажиров. Если же прицепка невозможна, перевозчик обязан разместить пассажиров на свободные места, хотя бы и более высокой категории. При этом доплата с пассажиров не взыскивается, постельное белье выдается вновь – бесплатно. Пассажиры, не размещенные в том же поезде, должны быть отправлены с ближайшим отходящим по времени поездом по переоформленным проездным документам.

Пассажир имеет право сдать билет обратно в кассу, если он решил отказаться от поездки. При этом причина, по которой он это делает, не имеет значения.

Если билет сдается:

– не позднее чем за 8 ч до отправления поезда, пассажир получает полную стоимость проезда (стоимость билета и стоимость плацкарты);

– менее чем за 8 ч, но не позднее чем за 2 ч до отправления поезда, ему возвращается стоимость билета и 50 % стоимости плацкарты;

– менее чем за 2 ч до отправления поезда, то получает обратно только стоимость билета, а стоимость плацкарты не выплачивается.

Если билет на обратный путь сдается в пункте его приобретения:

– не позднее, чем за 24 ч, пассажир получает полную стоимость проезда;

– в срок меньше суток до отправления поезда, пассажиру возвращают стоимость проезда за вычетом плацкарты.

При возврате проездного документа в пункте обратного отправления действует порядок, описанный выше.

Следует иметь в виду, что проездной документ с отметкой «багаж» может быть принят к возврату только после возвращения пассажиру багажа и нанесения отметки об этом на проездном документе или после доплаты пассажиром разницы между тарифами грузобагажа и багажа по квитанции разных сборов. При э багажный кассир перечеркивает отметку «багаж» и вписывает проездной документ номер квитанции разных сборов с указание взысканной суммы.

Возврат денежных сумм по неиспользованным проездным документам производится при предоставлении документов, удостоверяющих личность пассажира, и под расписку установленной формы. При возврате проездных документов с пассажиров, как правило, взимается установленный комиссионный сбор – за операцию по оформлению возврата платежей.

В случае задержки отправления поезда дальнего следования или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию в адрес перевозчика об уплате штрафа, предусмотренного ст. 110 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации». В соответствии с этой статьей перевозчик должен уплатить пассажиру штраф в размере 3 % стоимости проезда за каждый час задержки (но не более чем в размере стоимости проезда), если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Следует, однако, иметь в виду, что задержка или опоздание поезда менее чем на 1 ч в расчет не принимается.

Пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами и вокзальными помещениями и бережно относиться к имуществу организаций железнодорожного транспорта.

Перевозчик вправе отказать в перевозке или удалить пассажира из поезда, если пассажир при посадке в поезд или в пути следования находится в нетрезвом состоянии; нарушает общественный порядок и правила проезда; распивает спиртные напитки и мешает спокойствию других пассажиров. В этом случае отказ в посадке или снятие с поезда производится либо проводником вагона, либо другим должностным лицом железнодорожного транспорта, либо, при неподчинении, сотрудниками милиции. Такому лицу на проездном документе начальник поезда (механик-бригадир) делает отметку «Поездка прекращена на основании подпункта «а» пункта 27 Правил оказания услуг», а деньги за проезд и провоз багажа не возвращаются.

Перевозчик имеет право снять пассажира с поезда в том случае, если пассажир находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, и если при этом нет возможности поместить его отдельно. В данной ситуации пассажира удаляют при обязательном участии врачебно-медицинского персонала и лишь на той станции, где имеются соответствующие лечебно-медицинские учреждения. В этом случае пассажиру возвращаются деньги за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или же делается отметка об остановке и продлении срока годности билета. Если больному медперсонал ставит диагноз инфекционного заболевания или острого пищевого отравления, проводник обязан переписать данные пассажиров, находившихся в контакте с больным.

В пассажирских вагонах дальних поездов курение разрешается в тамбуре вагона с некотловой стороны. В вагонах пригородных поездов курение запрещается (в том числе и в тамбуре). В противном случае налагается штраф.

Если по вине железной дороги с пассажиром произошел несчастный случай, он имеет право на получение страхового возмещения, так как в стоимость билета входит страховой тариф. При получении травмы в результате несчастного случая на железнодорожном транспорте пассажиру выплачивается часть страховой суммы, соответствующей степени тяжести травмы. В случае смерти пассажира страховая сумма полностью выплачивается родственникам погибшего. Выплата страховой суммы пассажиру или его наследникам должна производиться не позднее 10 дней после получения страховщиком акта о несчастном случае.

В некоторых случаях возникает необходимость в перевозке больных пассажиров. В таких ситуациях перевозка больных, требующих изоляции производится с участием сопровождающих в изолированных купе с оплатой полной стоимости всех мест в занимаемом купе, независимо от числа единиц едущих. Организации или лица, отправляющие таких больных, обязаны заблаговременно, но не позднее, чем за 5 дней подать заявку для подготовки отдельного купе. К заявке должно быть приложено требование врача с указанием условий перевозки. Если необходимо перевезти группу больных пассажиров в отдельных санитарных вагонах, такая перевозка осуществляется на условиях аренды с оплатой на общих основаниях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Перевозка пассажиров России железнодорожным транспортом

Железнодорожные пассажирские перевозки по России имеют огромную, столетнюю историю. На сегодняшний день это развитое направление, отличающееся комфортностью, выгодой, особенно, при поездках на дальние расстояния.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Поездки по РЖД имеют свои особенности, некоторые из них изменены благодаря нововведениям. Рассмотрим основное на 2020 год.

Виды и задачи

Развитая инфраструктура пассажирских перевозок позволяет любому клиенту выбрать услугу в соответствии со своими требованиями. Это позволяет удовлетворить требования, сделав поездку не только комфортной, но и приятной.

Перевозчики предлагают:

  • перевозку внутри страны;
  • международные поездки;
  • доставку багажа поездами дальнего следования;
  • дополнительное сервисное обслуживание (вагоны с детской кухней, багажные, индивидуальные арендованные);
  • ремонт и техобслуживание состава.

Виды пассажирских перевозок классифицируются таким образом:

  1. Пригородные.
  2. Междугородные по территории страны.
  3. Международные.

С целью привлечения большего числа клиентов современное состояние пассажирских перевозок контролируют не только государственные компании, но и частные, предлагающие и мультимодальные рейсы.

С целью улучшения уровня предоставляемых услуг РЖД изменяет правила перевозок, вводит новые пункты:

  1. Возможность получения электронного билета, дистанционного его оформления. Его можно распечатать или предъявить, показав во время посадки на гаджете, а оплачивать электронными переводами.
  2. Теперь багаж может перевозиться не только в специальных багажных вагонах, но и внутри обычных, для которых применяется соответствующая технология, заимствованная из опыта европейских стран. Заключается она в использовании специально выделенного купе. Такое нововведение позволило обходиться без дополнительных оформлений на перевозимый багаж, который обычно сдавался в багажный вагон. Ставится поклажа во время посадки пассажира, а оплачивается при покупке билета.
  3. Новое сегодня и в подвижных составах удаленного, пригородного направления, их классификации, оборудовании. Все направлено на улучшение уровня сервиса. Ориентируясь на требования, установленные в других странах, появился прогресс и в российском железнодорожном транспорте.

Нормативные документы

Деятельность РЖД основана на ФЗ-18 ст. 3 от 10.01.2003 г. Другой документ, который также основополагающий в перевозке пассажиров, багажа – Приказ Минтранса РФ № 473 от 19.12.2013 г. с ред. от 30.11.2016 г.

Согласно указанному приказу установлены правила для:

  • проезда людей разных категорий (льготников, детей);
  • животных;
  • багажа;
  • оплаты, возврата денег;
  • действий при утрате багажа;
  • действия при нарушениях.

Объем доставок

Для оценки деятельности железнодорожного транспорта существуют различные показатели статистики. Они характеризуют возможности ТС, позволяют определить наиболее подходящие средство передвижения в зависимости от целей, решить комплекс задач логистики перевозок.

На объемы пассажиропотока обращают внимание в первую очередь при планировании расписания, графика движения.

В учет берутся:

  1. Качественные показатели:
    • число проданных билетов;
    • пассажирооборот – количество билетов и расстояние;
    • поездокилометры;
    • количество используемых составов.
  2. Количественны показатели:
    • скорость по участкам;
    • скорость по маршруту;
    • населенность вагонов;
    • средняя дальность поездки;
    • среднесуточный пробег.
  3. Экономические показатели:
    • себестоимость провоза;
    • доходная ставка;
    • доход от пассажирских перевозок;
    • рентабельность;
    • производительность труда.

Объемы пассажирских перевозок можно оценить по таблице:

Правила перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

Кроме нововведений в части улучшения услуг перевозки людей по ОАО «РЖД», изменились и правила перевозки. Они касаются разных направлений.

Рассмотрим некоторые:

  1. Для приобретения билета человек должен предъявить один из вариантов удостоверения личности:
    • паспорт;
    • военный билет;
    • водительское удостоверение;
    • свидетельство о рождении (для детей).
  2. После покупки билета следует проверять правильность заполненных данных, отсутствие ошибок, так как при их обнаружении в поездке или посадке документ может быть определен, как не действительный.
  3. При наличии льгот важно иметь при себе документ, подтверждающий их.

Пассажир, едущий поездом дальнего или ближнего следования, имеет право:

  1. Покупать билет на любой нужный поезд, выбирать лучшее для себя место до той станции, которая требуется.
  2. Дети до 5 лет едет с родителями или лицами, их представляющими, без отдельного проездного документа и без выделения места. При возрасте 5 – 10 лет используются пониженные тарифы с выделением места.
  3. Дети до 10 лет обязательно должны быть со взрослыми. Самостоятельный проезд запрещен.
  4. Документ на посадку сроком до 10 дней можно продлевать.
  5. При возвращении приобретенного проездного документа возвращается стоимость:
    • 100 %, если обращение происходит белее, чем за 15 часов до отправления;
    • 100 % или 50 % плацкарты в период 4 – 15 часов до указанного в билете времени;
    • стоимость плацкарты за 4 часа до поездки и в течение 3 часов после;
    • вернуть стоимость оплаченного документа в обратную сторону за день до выезда.
  6. Разрешено восстанавливать утраченный билет в месте его продажи, но по нему возврат средств не предусмотрен.
  7. При наличии свободного места разрешено приобрести дополнительное по аналогичной стоимости.
  8. Свободные места лучшей категории разрешено занимать, но это требует согласования с механиком бригадиром и доплатой.
  9. При отсутствии возможности предоставления места согласно купленному билету, разрешается предоставить категорией выше без необходимости доплаты.
  10. Постельное белье не входит в обязательную покупку, кроме случаев, когда его включают автоматически при продаже услуги проезда.
  11. Проезд в вагоне повышенной комфортности предполагает обслуживание. Оно включается компанией, предоставляющей услуги перевозки.
  12. Чтобы провозить животных, следует внести оплату в кассу до поездки, предварительно уточнив требования к провозу такой категории пассажиров. Более расширенный список по ним в международном направлении.

Про вертолетные перевозки на АК Ямал читайте здесь.

Услуги на особых условиях

С целью обеспечения комфорта в организации пассажирских перевозок, РЖД предлагает различные услуги, имеющих статус «особых». К таким относятся:

  1. Сдача в аренду вагонов. В стоимость услуги входит непосредственная аренда, пройденный километраж, маневровая работа (подача, уборка, сцепление, отцепление вагонов). Для таких собственников предусмотрена оплата налогов. При проезде через узлы Москвы, Казани, Санкт-Петербурга предусмотрены большие начисления по установленным тарифам. Устанавливает коэффициенты РЖД. Дополнительные условия:
    • железная дорога не отвечает за сохранность имущества в арендованных вагонах, как частных лиц, так и юридических;
    • количество пассажиров не может быть большим предоставленных мест;
    • ручная кладь должна соответствовать требованиям, установленным правилами перевозки;
    • провоз багажа и грузобагажа аналогичен общим.
  2. Законодательным актами РФ предусмотрены особые условия для людей, имеющих право на бесплатный проезд и имеющих льготы для проезда по железной дороге. К таким относится:
    • скидка 50 % на билеты, покупаемые с 01.09 по 15.06 (летние каникулы не входят в льготный период);
    • бесплатный проезд для сопровождающих лиц инвалидов 1 группы, детей-инвалидов к месту лечения (обследования) и обратно. Для этого обязательно наличие направления с лечебного учреждения, в том числе об обязательном сопровождении в 2 стороны;
    • выделение отдельных купе для перевозки больных, требующих изоляции. Необходимое условие – выкуп всех мест;
    • при перевозке гроба следует запросить разрешительные документы от санитарно-эпидемиологической службы, органов власти. Для этого выделяется место в багажном, почтово-багажном вагоне. Гроб должен быть запаянным в металлический аналог и помещен в деревянный. Такой груз сопровождается человеком, который должен оформить проездной документ. Плата за гроб, как за груз 300 кг, а за урну – как за 30 кг.

Лежачие больные

Легче перенести дальнюю дорогу важно для больных людей.

С этой целью они могут воспользоваться железнодорожным транспортом, что более актуально, чем перевозка лежачих больных автотранспортом (учитывается тряска по дорогам):

  1. Важным условием является выкуп всех мест в купе, что приводит к удорожанию поездки для одного человека. Такой способ является удобным, так как с ним может ехать сопровождающее лицо (медработник или родственник, что зависит от состояния), а посторонние не будут мешать.
  2. Возможно использование и отдельных санитарных вагонов на условиях аренды, но в таком случае оплата происходит на общих основаниях.
  3. Дополнительные затраты нужны будут только на доставку на жд вокзал, занос в купе, а соответственно на встречу и вынос. Цена на данную услугу в среднем около 5000 руб. в одну сторону.

Важно! За 5 дней до отправки лежачего больного поездом частное лицо или представитель больницы должны подать заявку для выделения отдельного купе. В документе указываются условия перевозки, что может повысить эффективность услуги.

Документы свидетельствующие о заключении договора

Использование услуг железной дороги имеет юридическую силу только тогда, когда оформлен договор. В зависимости от цели, статуса заказчика он имеет определенную форму и требования к оформлению.

Рассмотрим возможные варианты:

  1. При провозе багажа, который оплачен и едет вместе с пассажиром требуется билет на багаж. Он подтверждает заключение договора на его провоз и оплату услуги. Для него требуется удостоверение личности пассажира.
  2. Билет на поезд для пассажира. Он содержит информацию о пассажире, его месте в вагоне, пункт отправления, станцию высадки, время отправления, оплату. Для заключения также требуется документ – паспорт.
  3. Единый групповой билет на перевозку организованной группы детей. Его оформляют организаторы поездки заранее, в соответствии с правилами железной дороги.

Нормы транспортировки ручной клади

Багажом «ручная кладь» называют те вещи, которые пассажиру разрешено взять с собой и которые могут разместиться в специально отведенных для них местах.

Они рассчитаны на каждого пассажира, а оплата входит в стоимость билета. Важно понимать, что в железнодорожном вагоне едет продолжительное время большое количество людей.

Ограниченное пространство требует соблюдения правил, среди которых:

  1. Ограничение по размерам сумки: в сумме высоты, ширины, длины максимальное значение 180 см.
  2. Предел по массе:
    • для плацкарта 36 кг;
    • для купе 50 кг. Если выкупаются все места, вес поклажи не должен превышать 150 кг.

Если вес сумки больше указанных ограничений, тогда за превышение следует платить (кроме детских инвалидных колясок). Эта услуга называется «багаж на руках».

При поездках на дальние направление разрешается брать с собой байдарки, детские коляски и велосипеды, но их размеры также не должны быть больше 180 см в сумме. Другие вещи должны размещаться в багажном вагоне.

Про правила авиаперевозки пассажиров и багажа в 2020 году читайте здесь.

Информация про договор перевозки пассажиров воздушным транспортом в этой публикации.

Важно! Поклажа не должна создавать неудобств при перемещении по вагону. Следует проследить за ее чистотой, отсутствием неприятных запахов.

Пользуясь железнодорожным транспортом, не забывайте об обязательных для исполнения правилах не только для пассажиров, но и для их багажа. Несоблюдение может привести к высадке из вагона, оформлению административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Видео: РЖД: бизнес-блок «Пассажирские перевозки».

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Основы организации пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности общества. Основная задача организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении с обеспечением безопасности и качественного обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах. Этим обусловлена необходимость реализации осуществляемой на железнодорожном транспорте реформы пассажирского комплекса. В частности, создание на базе Федеральной пассажирской дирекции — филиала ОАО «РЖД» — управляющего холдинга «Федеральная пассажирская компания», состоящего из дочерних акционерных обществ, формируемых на основе региональных дирекций по обслуживанию пассажиров. В состав холдинга также войдут предприятия, обслуживающие пассажирский комплекс, в том числе предприятия, занимающиеся оказанием услуг питания, туристическим и другим бизнесом.

Целью реформирования пассажирского комплекса железнодорожного транспорта являются обеспечение устойчивости его работы в рыночных условиях, повышение качества предоставляемых услуг, снижение доли совокупных затрат и удовлетворение платежеспособного спроса на пассажирские перевозки.

Выполнение пригородных перевозок осуществляют созданные в составе железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» или вне их специализированные компании: «Транском» и ОАО «Северо-Западная ППК [1] » (Октябрьская ж.д.), «Алтай-пригород», «Экспресс-пригород», «Омск-пригород», «Кузбасс-пригород» (Западно-Сибирская ж.д.), «Центральная ППК» (Московская ж.д.), идр. Новые ППК создаются в случае их способности обеспечить безубыточность пригородных перевозок.

В ходе реформирования железнодорожного транспорта из состава пассажирских станций были выделены вокзальные комплексы, управление которыми возложено на Дирекцию железнодорожных вокзалов (ДЖВ). В подчинении ДЖВ находятся сервисные, вспомогательные и технические службы, осуществляющие обслуживание пассажиров и содержание вокзальных комплексов.

Значение и преимущества железнодорожного пассажирского транспорта обусловливаются следующими факторами: безопасность и надежность, сравнительно низкая себестоимость железнодорожных перевозок, высокая провозная способность, относительно низкое воздействие на окружающую среду и рядом других. При этом особое внимание уделяется содержанию пассажирского подвижного состава, зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, в исправном состоянии, соответствующем требованиям строительных и санитарных норм, а также других нормативных документов.

Важным элементом процесса организации пассажирских перевозок является планирование их объема с учетом уровня развития экономики различных районов страны, плотности, подвижности, уровня доходов и материального благосостояния населения, строительства новых городов и поселков, сооружения новых и реконструкция существующих железнодорожных линий и т.д. Объем предстоящих пассажирских перевозок определяется в результате специального технико-экономического обследования статистических данных и с учетом заявок на перевозки центральных и местных органов власти. На основе этих данных устанавливают: направление следования, участки обращения и размеры движения пассажирских поездов различных категорий, потребность в подвижном составе, поездных бригадах и материальном обеспечении перевозок.

Пассажирские перевозки подразделяются по видам сообщений в зависимости от сферы обращения пассажирских поездов и от дальности поездки (табл. 27.3).

Виды сообщений при перевозках пассажиров

Сфера обращения пассажирских поездов

Дальность перевозки, км

В пределах 2-х дорог и более

Между станциями одной железной дороги

В пределах пригородных участков, примыкающих к крупным населенным пунктам

В зависимости от скорости движения, условий и комфортности поездки поезда дальнего и местного сообщения подразделяются на скорые, скоростные и пассажирские. Скорые и скоростные поезда имеют высокую маршрутную скорость, в том числе за счет меньшего числа остановок и их меньшей продолжительности. Эти поезда формируются из наиболее комфортабельных вагонов, ряд поездов дальнего и местного следования относятся к категории фирменных, отличающихся высоким уровнем предоставляемых сервисных услуг. Этим поездам могут присваиваться персональные названия, например, «Красная стрела», «Невский экспресс», «Сапсан» и др.

Пассажирские поезда имеют более низкую маршрутную скорость из-за большого количества остановок и меньшей технической скорости.

Для освоения незначительных по величине, но устойчивых пассажиропотоков используется принцип перевозки людей отдельными вагонами или группой вагонов беспересадочного сообщения, которые от станции отправления до станции назначения следуют с разными поездами.

Перевозка почты и багажа осуществляется в специальных вагонах, включенных в скорые и пассажирские поезда. На отдельных направлениях, где значительны перевозки багажа и почты, назначают специальные почтово-багажные поезда, в состав которых могут быть включены и пассажирские вагоны.

На линиях с небольшим объемом перевозок курсируют грузопассажирские поезда, сформированные из вагонов для пассажиров и грузов.

В некоторых случаях при наличии больших пассажиропотоков, а также с целью оптимизации графика движения поездов могут формироваться пассажирские поезда длинносоставные, повышенной длины и соединенные. В первом случае длина поезда превышает установленную схему его формирования, во втором случае пассажирский поезд имеет в своем составе 20 и более вагонов. Пассажирский поезд называется соединенным, если он составлен из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого состава.

На основе плана формирования пассажирских поездов составляется график и расписания их движения. Отправление дальних поездов с начальных пунктов назначают, как правило, в вечернее время, а прибытие на конечные пункты — в утренние часы. Расписание движения местных и пригородных поездов стремятся сделать удобным для основной части категории пассажиров, увязывая его с часами работы предприятий.

Наибольший удельный вес в общем объеме пассажирских перевозок занимают пригородные перевозки. При организации движения пригородных поездов необходимо обеспечить: соотношение числа поездов и размеров пассажиропотока в целом за сутки и по периодам суток; удобное для пассажиров распределение поездов во времени и требуемые частоту и скорость их движения.

В зависимости от величины пассажиропотока и характера его изменений для сокращения затрат времени пассажиров на поездку и более эффективного использования пригородного подвижного состава пригородные участки делятся на зоны. Для зон с большим потоком пассажиров назначается большее число поездов. В тех зонах, где количество пассажиров незначительно, интенсивность движения пригородных поездов ниже, поэтому потери времени пассажиров компенсируются организацией движения поездов-«скороходов», проследующих ряд зон и станций без остановок. На пригородных линиях с небольшими размерами пассажирского движения, где применение электрической тяги может оказаться экономически неоправданным, используют дизель-поезда, автомотрисы или автобусы на рельсовом ходу (рис. 14.10). В крупных городах развивается направление пригородных перевозок, называемое «аэроэкспресс» — между железнодорожными вокзалами и аэропортами.

Устройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать максимум удобств. Это учитывается, в частности, при проектировании вокзалов и планировки вокзальных помещений (рис. 27.7). С конца 1990-х годов на вокзалах создаются сервис-центры, предоставляющие пассажирам широкий спектр услуг, наиболее важными из которых является предоставление возможностей по приобретению проездных документов.

На железнодорожном транспорте используется АСУ «Экспресс», которая позволяет осуществлять продажу и бронирование билетов

Рис. 27.7. Пример планировки первого (а) и второго (б) этажей вокзала:

1 — операционный зал; 2 — касса; 3 — багаж; 4 — почта; 5— камера хранения; 6 — буфет; 7 — парикмахерская; 8 — помещение дежурного по вокзалу; 9 — служебное помещение; 10— зал ожидания; 11 — зал для пассажиров с детьми; 12 — ресторан; 13 — подсобные помещения; 14 — медпункт; 15 — навесы над выходами на платформу; 16 — навес над платформой на все поезда дальнего и местного следования в любой кассе. В состав АСУ «Экспресс» входят терминалы (оборудование билетных касс), справочно-информационное обеспечение, оборудование коммутации и связи для обмена данными между вычислительным комплексом и удаленными терминальными устройствами.

Внедренная недавно в эксплуатацию АСУ «Экспресс-3» позволяет потенциальному пользователю услугами железнодорожного транспорта получить информацию не только во всех пунктах продажи билетов, но и в домашних условиях (Интернет, телевидение). В отличие от предыдущих систем имеются возможности: реализации билетов на поезда дальнего следования с указанием конкретного места с любой промежуточной станции, осуществлять операции по продаже билетов на пригородные поезда и в прямом сообщении, оформление и учет багажа, бронирование мест в гостиницах и др. В системе «Экспресс-3» отражается вся динамика пассажирских перевозок, в том числе оценивается рентабельность того или иного поезда.

АСУ «Экспресс-3» работает в диалоговом режиме, ее основное отличие от ранее действующих систем заключается в сокращении временных затрат для пассажира на приобретение билета (время печати проездного документа до 15 с) и сокращение диалога с кассиром до 24 с.

В пригородном сообщении продолжается внедрение на сети железных дорог Автоматизированной системы сбыта, контроля и учета пассажиров электропоездов (АСОКУПЭ). Этот комплекс позволяет снизить потери ППК от нарушения пассажирами условий пользования их услугами. АСОКУПЭ обеспечивает проход пассажира на посадку или выход его с перрона только при наличии билета за счет специальных устройств (считыватели штрих-кодов и ридеры смарт-карт), установленных на турникетах. Также этот комплекс позволяет автоматизировать процесс сбора информации о работе пригородных касс вокзала, формировать в режиме реального времени статистическую и финансовую отчетность.

В последние годы для повышения конкурентоспособности железных дорог в области пассажирских перевозок на ряде станций — пунктах стыкования различных видах транспорта — созданы объединенные вокзалы, обслуживающие пассажиров железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта.

В настоящее время на сети российских железных дорог, помимо пассажирского подвижного состава ОАО «РЖД», обращается подвижной состав других компаний. Таким образом, формируется конкурентная основа для совершенствования пассажирских перевозок.

Росту пассажирских железнодорожных перевозок в большой степени будет способствовать увеличение скоростей движения поездов (развитие скоростного и высокоскоростного движения), ввод в эксплуатацию скоростных электропоездов, вагонов и локомотивов нового поколения.

Осуществление пассажирских перевозок РЖД

Порядок проезда в пригородных поездах регулируется:
Федеральным Законом «устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ;
Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. № 111;
Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта России от 19 декабря 2013 г. № 473.
Пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» вопросы согласования тарифов и порядка их формирования на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении находятся в компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Термины и определения

Пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира (ст.2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003г. №18-ФЗ).
Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003г. №18-ФЗ).

Перевозка пассажиров

Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами). При этом пассажиры обязуются оплатить свой проезд при заключении договора перевозки согласно установленным тарифам.
При посадке в поезд пригородного сообщения пассажир в случае проведения контроля предъявляет проездной документ (билет), а при наличии льгот на проезд предъявляет также документы, подтверждающие право на льготы.
Проездные документы (билеты), приобретенные пассажирами на поезда пригородного сообщения, действительны на время следования поезда или вагона беспересадочного сообщения, с которым следует пассажир до пункта своего назначения.
Проездной документ (билет), оформленный для разовой поездки в одном направлении на поезде пригородного сообщения без указания мест, действителен на одну поездку в течение календарных суток, указанных в билете, и одного часа следующих календарных суток. Проездной документ (билет), оформленный в направлении туда и обратно, действителен, кроме одной поездки в направлении туда, на одну поездку в направлении обратно в течение суток, указанных в билете, и следующих календарных суток.

Проезд в скорых пригородных поездах 7000-й нумерации

К скорым пригородным поездам относятся поезда 7000-й нумерации с указанием мест или без указания мест.
Для проезда в скором пригородном поезде пассажиру оформляется проездной документ (билет) для разовой поездки в одном направлении. Проездной документ для проезда в скором пригородном поезде с указанием мест осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность пассажира, при наличии льгот на проезд – документы, подтверждающие право на льготы.
При посадке пассажира в вагон скорого пригородного поезда с указанием мест проверяются проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, на основании которого оформлен проездной документ (билет), при наличии льгот на проезд – документы, подтверждающие право на льготы, а также соответствие веса, габаритов ручной клади пассажира установленным нормам.
При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру документа, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд пригородного сообщения с указанием мест не допускается.
В случае расхождения данных документа, удостоверяющего личность пассажира, с данными, указанными в проездном документе (билете) (не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере), пассажир допускается для проезда в поезде пригородного сообщения с указанием мест.
Если при посадке в поезд пассажир предъявляет проездной документ (билет), фамилия пассажира в котором не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность пассажира, и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, то такой пассажир допускается для проезда в поезде пригородного сообщения с указанием мест.
Проезд в скором пригородном поезде с указанием мест не допускается по проездному документу (билету), оформленному на скорый пригородный поезд без указания мест.
Проезд в скором пригородном поезде без указания мест допускается по проездному документу (билету), оформленному на скорый пригородный поезд с указанием мест.
При предъявлении пассажиром в скором пригородном поезде без указания мест разового билета на обычный пригородный поезд, пассажиру оформляется доплата, как разница между стоимостью проезда по разовому билету в скором пригородном поезде без указания мест и в обычном пригородном поезде, при этом также взимается сбор за оформление проездного документа непосредственно в скором пригородном поезде.
Абонементные билеты, оформленные для проезда в обычных поездах пригородного сообщения, для проезда в скорых пригородных поездах являются недействительными.
При предъявлении пассажиром в скором пригородном поезде правильно оформленного абонементного билета на обычный пригородный поезд, пассажир считается безбилетным и с него взимается полная стоимость проезда по тарифу скорого пригородного поезда с оформлением сбора.
Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в пригородном сообщении с указанием мест. Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается.
Проездные документы, оформленные на скорые пригородные поезда без указания мест, действительны для проезда в обычных пригородных поездах.
На скорые пригородные поезда с указанием мест возможно оформление электронного проездного документа в порядке, установленном перевозчиком.

Проверка наличия проездных документов

Проверка наличия у пассажиров проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах.
Проверку наличия у пассажиров проездных документов (билетов) в пригородных поездах осуществляют кассиры-контролеры и другие контролирующие лица установленным порядком.
Безбилетным является гражданин, обнаруженный без проездного документа (билета) или предъявивший недействительный проездной документ (билет) при проведении контроля:

  • • в поезде пригородного сообщения;
  • • непосредственно после окончания поездки в поезде пригородного сообщения и/или до выхода через пункты контроля проездных документов.

Безбилетный гражданин, обнаруженный в поезде пригородного сообщения, обязан оплатить стоимость проезда от станции посадки до станции своего назначения. При этом с него взимается сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде. Если безбилетный гражданин заявляет о желании покинуть поезд, он оплачивает стоимость проезда до станции, на которой покинет поезд, и сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде.
В случае отказа оплатить стоимость проезда и покинуть поезд безбилетный гражданин удаляется из поезда работниками перевозчика на ближайшей станции или остановочном пункте.
Безбилетный гражданин, обнаруженный при проведении контроля после окончания поездки на поезде пригородного сообщения, обязан оплатить на станции назначения стоимость проезда от станции посадки до станции назначения и сбор за оформление проездного документа (билета) в специализированной перронной кассе.
При возникновении сомнения относительно возраста детей, провозимых бесплатно или по детским проездным документам (билетам), кассиры-контролеры вправе потребовать предъявления соответствующих документов, подтверждающих возраст ребенка (например, свидетельство о рождении, запись в паспорте родителей и т.п.), а при наличии льготного проездного документа (билета), оформленного школьнику старше 14 лет – справки из общеобразовательного учебного заведения.

Возврат денег, уплаченных за проезд в поездах пригородного сообщения

Возврат стоимости неиспользованного пассажиром билета для разовой поездки на поезде пригородного сообщения без указания мест любой категории не производится.
Исключение составляют случаи незапланированного перерыва в движении таких поездов пригородного сообщения более чем на час
Возврат стоимости неиспользованного пассажиром билета для разовой поездки на поезде пригородного сообщения без указания мест любой категории производится только в часы незапланированного перерыва в движении таких поездов на станции отправления пассажиров.
Порядок возврата стоимости неиспользованного пассажиром билета для поездки на скором пригородном поезде с указанием мест осуществляется в порядке, установленном перевозчиком.
Возврат стоимости абонементного билета осуществляется перевозчиком после подачи пассажиром письменного заявления.
Размер суммы, которая подлежит возврату, определяется путем деления стоимости абонементного билета на количество дней действия билета или количество поездок и умножения на фактическое количество дней, оставшихся до истечения срока действия билета с даты его возврата или количество неиспользованных поездок. При возврате абонементного билета до начала срока его действия (или осуществления поездок) возвращается полная стоимость проезда.
За возврат неиспользованного или частично неиспользованного абонементного билета на поезд пригородного сообщения с пассажира перевозчиком взимается сбор за оформление возврата денег по неиспользованному проездному документу (билету).
Возврат денежных средств за неиспользованный проездной документ (билет), оформленный по безналичному расчету или с использованием платежной карты, производится на банковский счет юридического или физического лица, оплатившего проездной документ (билет).

Перевозка ручной клади

Допускается перевозка в качестве ручной клади за дополнительную плату электронной, бытовой, видео- и аудиотехники, которая по сумме трех измерений превышает 180 см, независимо от наличия у пассажира ручной клади, не более одного предмета на проездной документ (билет), во всех вагонах поездов пригородного сообщения.
За каждый перевозимый в поезде пригородного сообщения один предмет, размеры которого по сумме трех измерений превышают 180 см, независимо от его веса взимается плата.
В поезде пригородного сообщения пассажир имеет право дополнительно к установленной норме провезти до 50 кг ручной клади за отдельную плату.
Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату дополнительно к установленной норме не более одного велосипеда в не разобранном виде.
Пассажирам с детьми и инвалидам, имеющим ограниченную способность к передвижению, разрешается провозить при себе в поездах пригородного сообщения сверх установленной нормы провоза ручной клади без взимания платы соответственно детскую и инвалидную коляску, а также иные необходимые для их передвижения технические средства реабилитации.

Перевозка мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц в качестве ручной клади

В поездах пригородного сообщения допускается перевозка мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц за отдельную плату.
Мелкие домашние (комнатные) животные, собаки (кроме крупных собак и собак-проводников) и птицы перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, которые должны помещаться на местах, предназначенных для размещения ручной клади, и которые должны быть устроены таким образом, чтобы была исключена возможность нанесения животными вреда пассажирам и перевозчику, и размещаться на местах, предназначенных для размещения ручной клади. Размер такого места ручной клади по сумме трех измерений не должен превышать 180 см.
В поездах пригородного сообщения разрешается перевозка мелких собак без тары в намордниках, на поводке и кошек под наблюдением их владельцев или сопровождающих.
В поездах перевозка крупных собак производится в намордниках и с поводком в тамбуре поезда пригородного сообщения (не более двух собак на один вагон) – под наблюдением их владельцев или сопровождающих с оплатой стоимости их провоза.
В поездах пригородного сообщения разрешается перевозка служебных собак под наблюдением их владельцев или сопровождающих с оплатой стоимости их провоза.
Собак-проводников инвалиды провозят с собой в вагонах всех типов. Плата за перевозку собак-проводников не взимается, и перевозочные документы не оформляются.
Собака-проводник должна иметь ошейник и намордник и находиться у ног пассажира, которого она сопровождает.

В пригородных поездах запрещается:

Осуществлять несанкционированную торговлю.
Распивать спиртные напитки.
Курить в вагонах и тамбурах.
Перевозить мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц при отсутствии соответствующих ветеринарных документов.

Правила организации пассажирских перевозок

Перевозчик обязан качественно в требуемом объеме выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров. А также эффективно использовать транспортные средства и снижать транспортные расходы. Правила организации пассажирских перевозок, закрепленные в нормативных документах, призваны обеспечить четкую организацию скорейшей доставки пассажиров с необходимыми им удобствами.

Общие правила

Организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.

На основе полученных данных:

  • разрабатываются рациональные маршруты (при необходимости открываются новые и/или изменяются существующие), перенаправляются низкорентабельные и ликвидируются убыточные маршруты, выявляются потребности граждан;
  • определяется количество единиц транспорта на маршрутах;
  • нормируется скорость движения транспорта и режим труда водителя;
  • составляется расписание движения и график выпуска транспорта на линию;
  • координируется работа всех видов пассажирского транспорта и контролируется регулярность его движения;
  • организуется обслуживание пассажиров на вокзалах, автостанциях, в пути.

Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности.

Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения. Право на проезд закрепляется договорами перевозки — билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией. При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.

НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.

Общими правилами перевозки пассажиров определены условия:

  • бронирования мест;
  • оформления билетов;
  • обслуживания пассажиров;
  • перевоза домашних животных, багажа, ручной клади;
  • разрешения конфликтных ситуаций между пассажирами и сотрудниками перевозчика.

Перевозчик вправе установить свои правила, не противоречащие общим правилам пассажирской перевозки и не ухудшающие качество обслуживания пассажиров.

Пассажир может быть удален из транспорта, если он:

  • пьян и нарушает общественный порядок, беспокоит (высаживается сотрудниками полиции);
  • в болезненном состоянии, проявления которого нарушают покой окружающих, и нет возможности его отдельного размещения (высаживается медиками на той станции, где есть специализированные медицинские учреждения).

Заказные и регулярные перевозки

Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.

1. Заказные. Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон. При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове. В салоне — информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.

2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.

2.1. Остановочные пункты оснащаются:

  • информационными указателями;
  • защитой от атмосферных осадков (при отправлении более 100 пассажиров в сутки);
  • либо размещаются на территории вокзалов, автостанций (при отправлении от 250 человек в сутки и максимальном интервале отправления транспорта по маршрутам более 2 часов).

2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.

Виды пассажирских перевозок и нормативные документы

Действующие редакции законов Российской Федерации (РФ) определяют условия и основы взаимодействия транспортных структур между собой, с пользователями услуг транспорта (пассажирами), с учетом специфики видов используемого для перевозки транспорта. Основные нормативные акты для каждого вида транспорта представлены в Таблице 1.

Тип перевозки по виду используемого транспортаНормативные документы отраслевого и ведомственного характера, определяющие правила организации перевозки пассажировПримечание
Железнодорожные перевозки«Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 N 18-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».Организация железнодорожных пассажирских перевозок предусматривает обеспечение на вокзале работы справочного бюро, билетных касс, залов ожидания и комнат отдыха, камер хранения багажа. А также ресторанов и буфетов, помещений санитарно-гигиенического.
Для оформления билета и при посадке перевозчик требует удостоверяющий личность пассажира документ.В пригородных поездах курение запрещено (в том числе в тамбурах). В поездах дальнего следования курить разрешено только в тамбурах с некотловой стороны.Пассажиры в пути следования могут воспользоваться:

  • комплектом постельного белья;
  • горячим чаем по установленной цене;
  • кипяченой питьевой водой (для поездов дальнего следования).
Воздушные перевозки«Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

«Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» (г. Варшава, 12.10.1929)В связи с повышенными рисками, вопросам обеспечения безопасности уделяется большое внимание. Перевозчик:

  • при оформлении билета и при регистрации на посадку требует удостоверяющий личность пассажира документ;
  • проводит предполетный досмотр пассажира и его багажа (запрещенные к перевозу предметы изымаются).

Регистрация пассажиров заканчивается за 40 мин. до вылета.

На борту обеспечивается:

  • информирование пассажиров об общих правилах полета и расположении аварийных выходов;
  • предоставление напитков и питания (при времени полета более 3 часов), если это включено в условия полета, заранее сообщенные пассажиру.
Автомобильные перевозкиГОСТ Р 51825—2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования».

Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».Организация пассажирских автомобильных перевозок в части деятельности легковых такси регламентируется ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 21.04.2011 N 69-ФЗ.Морские и речные перевозки.«Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа» (г. Афины, 13.12.1974)

Организация перевозки пассажиров требует серьезного обеспечения:

  • аналитического (исследование пассажиропотоков, разработка маршрутов и т. д.);
  • административного (организация труда водителей, контроль за уровнем их профессиональной подготовки и т. д.);
  • технического (подготовка и экипировка транспорта; обустройство остановок и т. д.).

Поэтому пассажирские перевозки как вид деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию.

Правила перевозки пассажиров

Правила перевозки пассажиров регламентируются «Уставом», посмотреть или скачать который можно по ссылке. Посмотреть дополнительные правила пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, актуальные на 2018 год, можно на сайте «РЖД-документы».

Наличие проездного документа

Правила, определяющие пассажирские перевозки транспортом РЖД, обязывают иметь посадочный талон или другую бумагу, разрешающую проезд в жд-транспорте. Билет должен сохраняться до момента окончания поездки. Безбилетный проезд строго запрещен. Льготами может пользоваться только лицо, имеющее на них право.

Права пассажира

Люди в момент посадки на подвижной транспорт имеют не только обязанности, но также права. Далее правила перемещения пассажиров по РЖД.

Место для проезда и провоза багажа

  • на транспортировку ручкой клади каждый имеет право, если она не превышает вес в 36 килограмм. Если куплено место в СВ, то размер груза может достигать 50 килограмм;
  • при условии превышения лимита разница должна быть компенсирована строго в соответствии с действующими тарифами;
  • кондуктор вправе отказать в размещении багажа, если тот мешает другим людям в вагоне;
  • нельзя перевозить в подвижном составе скоропортящиеся продукты;
  • если ручная поклажа не положена в специальный контейнер, за ее сохранность отвечает хозяин;
  • при наличии квитанции об оплате можно перевозить домашних питомцев;
  • сотрудники ЖД не обязаны кормить животных во время пути.

Проверка документов перед посадкой пассажиров в вагон поезда

Дополнительная информация! Садиться можно в любой вагон, проводник не вправе запрещать данную процедуру. Но потом нужно пройти на свое место.

Возможность бесплатного проезда детей

При путешествии РЖД согласно правилам перевозки пассажиров, каждый ребенок, не достигший возраста 5 лет, может путешествовать в сопровождении взрослых бесплатно.

Варианты продления срока годности билета

  • согласно «Правилам перевозки», турист имеет право выйти на любой понравившейся станции и продлить своей билет на 10 суток без взимания дополнительной платы;
  • при условии наличия уважительной причины (к примеру, болезни и наличия медицинского ее подтверждения), посадочный талон может быть продлен на любой срок («Правила перевозки» Пункт №13 ж).

Сидячий вагон поезда дальнего следования

Переоформление билета

Клиент вправе переоформить билет на другой вагон или поменять место до отхода состава. Также можно сделать переоформление ранее отходящего состава при условии, что до отправления осталось более суток. Запрещено менять маршрут поездки. При процедуре взимается комиссия.

Переход в вагон выше оплачиваемой категории

Пассажир, имеющий проездкой документ, согласно «Правилам перевозки» может воспользоваться правом перехода в вагон более высокого класса, но на условиях правил по перевозке пассажиров и грузового багажа.

Дополнительная информация! Каждый пассажир плацкартного вагона может доплатить разницу в стоимости посадочного талона и перейти в СВ если есть свободные места. Проводник не имеет права отказать.

Право сдать билет обратно в кассу

На основании 25 пункта «Правил перевозки», каждый пассажир может вернуть в кассу свой неиспользованный проездной билет:

  • Получить всю сумму за купленный посадочный талон можно только за 8 часов до отправки от станции, указанной в билете.
  • При условии возвращения за несколько часов до отбытия возвращено будет 50% от полной стоимости.
  • Если возврат проводится незадолго до отправления, сумма за место не компенсируется, поэтому она может быть минимальной.

Компенсация при несчастном случае

Пассажир, получивший увечье при путешествии железной дорогой, может рассчитывать на:

  • Возмещение морального ущерба и ежемесячные выплаты, если была утрачена возможность работать и поставлена группа инвалидности;
  • Российская железная дорога берет на себя все затраты на лечение;
  • За счет компании проводится покупка инвалидной коляски и переквалификация пострадавшего лица.

Родственники пассажира, погибшего на жд-дороге, также получают выплаты за моральный ущерб и пособие в связи с потерей кормильца. Транспортная компания берет на себя издержки по организации похорон.

Детям старше 10 лет РЖД разрешает ехать в поезде без взрослых

Что делать, если пассажир

Опоздал на поезд

Уехать на поезде, идущем в данном направлении, после того, на который был куплен билет, при условии опоздания не более чем на двенадцать часов. Для этого проводится перерасчет стоимости билета, разница доплачивается либо возвращается пассажиру. Если опоздание было по уважительной причине, время продления увеличивается до пяти суток. При опоздании на пересадку можно требовать возмещения полной стоимости билета.

Проехал свою станцию назначения

Пассажир, проехавший свою станцию, согласно «Правилам перевозки пассажиров» может бесплатно добраться до места назначения на другом поезде бесплатно.

Обязанности пассажира и права перевозчика

Обязанность соблюдать общественный порядок

Статья 67 «О железнодорожном транспорте» обязывает пассажира строго соблюдать правила, установленные на вокзале, в поезде, беречь имущество компании, соблюдать нормы пользования специализированными контейнерами при грузоперевозках и так далее.

Случаи, при которых перевозчик вправе отказать пассажиру в перевозке или удалить из поезда

  • Пассажира могут удалить из поезда при нарушении правил, установленных на железной дороге, и сознательном нарушении общественного порядка. Стоимость посадочного талона не возмещается.
  • Если лицо, следующее по маршруту, представляет угрозу здоровью окружающих ввиду заразной болезни, оно снимается с поезда или не допускается к поездке при установлении диагноза до отправления со станции. Затраты на билет компенсируются или его действие продляется до выздоровления.
  • Пассажир без билета не допускается в вагон, проникновение в поезд без отсутствия посадочного талона карается штрафом, а пассажир снимается с поезда.
  • Другие причины высадки из пригородных поездов и транспорта дальнего следования регулируются «Правилами перевозки», пункт 36.

Курение в поезде и др. распространенные вопросы

В вагонах городского жд-транспорта и поездах дальнего следования курить строго запрещено. Согласно закону об охране здоровья, принятому в 2014 году, данное нарушение карается штрафом. Информацию касательно других часто задаваемых вопросов можно получить, перейдя по ссылке.

Прежде чем ехать на железнодорожном транспорте, пассажиру рекомендуется ознакомиться со всеми правилами поведения, его правами и обязанностями перевозчика.

Ссылка на основную публикацию