Отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки

Особенности и отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки

Компания может составить один из двух документов для перевозки грузов – договор перевозки и договор транспортной экспедиции, базовые отличия которых всегда надо помнить. Понимание взаимосвязи этих бумаг между собой и наличие знаний касательно их характерных особенностей позволяет подобрать наиболее предпочтительный вариант для каждой стороны по отдельности.

Основные понятия

Главной особенностью договора перевозки является то, что он может заключаться между транспортной организацией и собственником товара, который надо доставить. В качестве первой может выступать как индивидуальный предприниматель, так и фирма. Владелец груза также может являться либо частным лицом, так и отдельной компанией, определяющей пункт назначения. При оказании профильных услуг получатель или отправитель груза обязан выплатить вознаграждение за успешно выполненную работу. Стоимость оговаривается заранее.

Заключить договор на доставку груза можно в следующем виде:

  • товарно-транспортная накладная, либо другие документы, указанные в кодексах, которые соответствуют виду применяемого транспортного средства;
  • обычный билет, который выдается пассажирам при их перевозке, либо соглашение, составленное в письменном виде. В последнем случае документ составляется в ситуациях, когда в качестве заказчика выступает не частное лицо, а организация.

Обратите внимание! Заказчик обязан доставить пассажиров или груз в нужное место в заранее оговоренный срок. При этом всю ответственность за причинение физического вреда людям или повреждение вещей при перевозке берет на себя исполнитель договора, в качестве которого выступает юридическая компания, выполняющая заказанные услуги.

Отправитель предоставляет компании-исполнителю полный пакет сопроводительных документов. Одной из форм, по которой составляется такое соглашение, является чартер (договор фрахтования). Заключая его, фрахтовщик обязан передать автомобиль с экипажем и водителем другой стороне, именуемой фрахтователем. Базовые особенности и условия оказания услуг устанавливаются между сторонами в индивидуальном порядке.

Договор транспортной экспедиции составляется между организацией или частным лицом, которое берет на себя ответственность, связанную с выполнением и организацией перевозки груза получателю. Если в качестве перевозчика выступает экспедиторская фирма, она обязана иметь действующую лицензию, открытую в профильных государственных органах. Выполнение услуг при просрочке или отсутствии лицензии является невозможным.

Экспедиторы также могут оказывать следующий набор дополнительных услуг:

  • сбор всех необходимых бумаг, которые понадобятся для перевозки пассажиров или грузов;
  • заключение официального соглашения с перевозчиком;
  • проверка правильности разгрузки и погрузки транспортных средств;
  • полное сопровождение, вплоть до прибытия в назначенное место.

Существуют 3 базовые категории договора транспортной экспедиции:

  • комиссии. Наличие этого документа дает исполнителю право действовать от своего имени, представляя при этом интересы заказчика услуги;
  • поручения. Экспедитор выполняет все операции от имени владельца груза;
  • агентский договор. Это усредненный вариант, предусматривающий возможность выполнения работ любым способом, который подходит для клиента.

Общие моменты

Эксперты гласят о том, что договор перевозки и составляемый договор транспортной экспедиции являются взаимными. Это значит, что после их заключения каждая сторона получает индивидуальные обязанности, обязательные для выполнения. Как первый, так и второй документ предусматривает оплату за оказанные услуги. Все компании, занимающиеся осуществлением работ в определенной сфере деятельности, составляют публичные договоры. Все договоры являются реальными. Особенностью реального договора является то, что одна сторона должна произвести передачу пассажиров или груза другой стороне.

Итоговой задачей заключения каждого вида договора является перевозка вещей или пассажиров до получателя. Каждый документ всегда заключается в письменной форме заказчиком, нуждающимся в оказании услуг. В документации также указываются все реквизиты, печати и подписи организаций/индивидуальных предпринимателей, занятых выполнением потребовавшейся услуги.

Базовые отличия

Теперь предлагаем ознакомиться с тем, в чем заключается отличие договора того или иного типа. Если договор перевозки ставит перед собой задачу напрямую осуществлять транспортировку вещей, выданных владельцем, до места прибытия, в договоре экспедиции формируется процесс перевозки и сбор нужной документации, требуемой для ее осуществления. В качестве предмета договора в первом случае выступает непосредственно транспортировка, выполняемая посредством специального автомобиля в обусловленное время; во втором – посредничество при перевозке.

Документ о перевозке предусматривает наличие всего двух сторон – исполнителя и заказчика, являясь при этом прямым основанием для организации доставки. Вторая бумага имеет более сложную схему в виде заказчика, исполнителя и посредника, выполняя функцию стимула для дальнейшей перевозки. Если в первом случае перевозчик ставит перед собой задачу перевезти груз в целостном и сохранном виде, экспедиторы имеют более широкий круг обязанностей. Здесь надо сначала найти оптимальную кандидатуру перевозчика, имеющего право, возможность и желание заняться проведением подобной операции, собрать все нужные бумаги, проследить за тем, чтобы стороны выполнили свои функции. Экспедитор также может взяться за сопровождение определенных категорий грузов.

Из сказанного выше можно заметить, что разница заключается в направленности документов между собой. Договор экспедиции – это более универсальное соглашение. Интересно, что компании, составившей договор экспедиции, потом придется составить и договор о транспортировке.

Нюансы выбора

Зная все особенности того и иного вида документа, выбор следует делать с учетом следующих факторов:

  • отсутствие или наличие свободного времени у заказчика для поиска перевозчика своими силами и составления договорной документации. Если время ограничено, лучше всего связаться с экспедиторской компанией;
  • наличие в компании-заказчика сотрудника, решающего вопросы, связанные с транспортировкой грузов, их погрузкой, разгрузкой на месте, разработкой кратчайшего и удобнейшего маршрута передвижения, сбором полного пакета документов и так далее. Если такой специалист отсутствует, надо обратиться к профессионалам, которые перевезут груз и предварительно соберут документацию;
  • ценовые категории. Если компания, являющаяся собственником вещей, имеет ограниченный запас денег, от договора экспедиции следует отказаться. При этом следует помнить, что все организационные вопросы придется решить своими силами;
  • необходимость предоставления дополнительного набора услуг, справиться с которыми может только экспедиторская компания. Если она имеется, придется обращаться к профессионалам.

Выводы

Основное различие заключается в том, что договор транспортной экспедиции более выгоден для клиента, так как он дает возможность воспользоваться рядом дополнительных услуг, включая прямую транспортировку. С другой стороны, договор перевозки отличается конкретным предназначением по сравнению с договором экспедиции, из-за чего вероятность возникновения конфликтных ситуаций значительно уменьшается.

Поскольку в соглашении на перевозку четко указываются базовые аспекты, при выборе в его пользу не появятся разногласия. А если они и будут, стороны будут знать о своих правах, что поможет успешно разрешить спор.

Перевозка и транспортная экспедиция. Особенности и отличия

источник картинки: buhgalteria.ru

Совершенно любой объект может превратиться в груз. Для этого достаточно, чтобы появилась потребность в его перемещении с использованием любого вида транспорта. При этом участниками процесса становятся не меньше трех субъектов: отправитель, перевозчик и получатель.

Во многих случаях отправитель и получатель могут являться одним лицом. Фактически возможна ситуация, при которой оно же является и перевозчиком, но ее мы рассматривать в данном случае не будем, так как при такой ситуации исключается сам факт договорных отношений между сторонами.

Грузом может выступать и человек. Он в таком случае называется пассажиром и выступает в качестве полноценного и самостоятельного участника транспортного процесса.

Группа SteamTrend оказывает транспортные и экспедиционные услуги. Далее мы расскажем об этих понятиях и о том, чем они друг от друга отличаются.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Что такое перевозка?

Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства. В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность. Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе “Полезные документы”).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе “Полезные документы” , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах. Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности. Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть тут.

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.

источник картинки: cfin.ru

Что такое транспортная экспедиция?

В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее. Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете здесь) . Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.

В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.

Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:

  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику. При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного. Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом. В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения. Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

источник картинки: ТК Чароит

Виды экспедиционных договоров

Существует несколько вариантов договоров экспедирования, от вида которого зависит перечень оказываемых услуг и ответственность сторон. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  • Договор поручения. Предполагает наличие у экспедитора доверенности от заказчика при сохранении ответственности на заказчике услуги. От него требуется не только провести компенсацию всех расходов, случившихся в процессе оказания услуги, но и провести выплату соответствующего вознаграждения.
  • Договор комиссии. Данная схема предусматривает действия экспедирующей компании от своего имени, но с перевыставлением всех счетов на заказчика. Он же проводит и выплату вознаграждения за выполненный объем работ. С учетом личной ответственности экспедирования выдача доверенностей не предусматривается.
  • Агентский договор. Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности. Допускается даже схема, при которой часть услуг ведется от имени экспедитора, а часть от лица заказчика услуги.

Указанные выше особенности позволяют рассматривать услуги транспортно-экспедиторского характера в качестве самостоятельного направления деятельности, при котором компания-экспедитор обладает возможностью заключения договоров оказания услуг. В таком случае в комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой товара, захватывая еще и весь комплекс сопутствующих услуг. При такой схеме экспедитор получает возможность оставить в секрете от заказчика все расходы, понесенные в процессе взаимодействия со сторонними участниками процесса, привлеченными к работе.

Все финансовые расчеты клиента – заказчика услуги, осуществляются только с экспедитором, прописанном в договоре, в то время как последний уже рассчитывается с третьими лицами. Подобная схема предполагает сохранение экспедирующей стороной тайны собственных доходов и перечня партнером, с которым организуется взаимодействие.

В свою очередь в ситуациях, когда в процессе оказания услуги пришлось столкнуться с дополнительными финансовыми расходами, носящими непредвиденный характер, и не прописанными в договоре, обязанность их оплаты ложится на непосредственного исполнителя.

В свою очередь в случае, если по вине привлеченных участников процесса качество оказанной услуги оказалось ниже заявленного, претензии со стороны заказчика могут быть предъявлены исключительно экспедитору, как ответственному лицу по договору. Он в свою очередь на основании собственных договоров с привлеченными участниками процесса предъявляем им свои претензии.

статья подготовлена при участии отдела логистики и отдела делопроизводства SteamTrend.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.

Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.

Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец».

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  • В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
  • В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.

ВАЖНО! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).

Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  • названия сторон;
  • наименование транспортного средства;
  • сведения о перевозимом имуществе;
  • места погрузки и доставки имущества;
  • размер вознаграждения фрахтовщика;
  • конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  • срок осуществления транспортировки;
  • правила допуска пассажиров на транспорт;
  • другие сведения.

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).

Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».

Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.

Отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции

Как регулируются транспортные соглашения, в том числе при международной перевозке

Договор перевозки и договор транспортной экспедиции (ТЭ) координируют разные источники.

  • гл. 40 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • уставы (железнодорожного и автомобильного транспорта);
  • кодексы (воздушный, внутреннего водного транспорта, торгового мореплавания);
  • законы («Об организации регулярных перевозок…» от 13.07.2015 № 220-ФЗ и др.).

Договор транспортной экспедиции:

  • гл. 41 ГК РФ;
  • закон «О транспортно-экспедиционной…» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — Закон № 87-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил…» от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка…» от 11.02.2008 № 23 (далее — приказ № 23) и др.

Существенное различие рассматриваемых договоров заключается в том, что перевозка зачастую не требует оформления письменного соглашения. Транспортная же экспедиция, включающая различные вариации услуг, в первую очередь регулируется именно подписанным обеими сторонами договором.

Когда речь идет о международных перевозках, в силу вступают нормы международного права (ст. 15 Конституции РФ), которые имеют приоритет над национальным законодательством: Конвенции о международных воздушных перевозках (Варшава, 12.10.1929), договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 19.05.1956) и др.

Не легализованные в РФ международные нормы применяются, только если на это прямо указывается в договоре перевозки (или договоре транспортной экспедиции при международной перевозке).

Смешанный договор с экспедитором на перевозку грузов

Главные обязанности перевозчика:

  • соблюсти сроки доставки;
  • сохранить груз;
  • выдать товар получателю в конечном пункте.

Ключевой обязанностью экспедитора является услуга по организации перевозки груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Если в тексте не будет прописано это условие, договор можно считать незаключенным.

Существует мнение, что транспортная экспедиция вторична по отношению к договорам перевозок, так как экспедиция не может осуществляться без перевозки. В связи с этим нередки случаи, когда функции экспедитора берет на себя перевозчик (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае с клиентом заключается либо две отдельных сделки (на перевозку и экспедиторство), либо один смешанный договор. Контракт при этом подпадает под юрисдикцию сразу двух видов норм: о перевозке и о транспортной экспедиции.

Образец смешанного договора перевозки и транспортной экспедиции можно скачать ниже:

Предмет договоров

Оба соглашения относятся к категории транспортных договоров, однако предмет их различен.

По договору перевозки грузов перевозчик непосредственно доставляет груз назначенному лицу (в конечный пункт), а отправитель оплачивает данную услугу. Если в тексте не определено место назначения, контракт является беспредметным, т. е. незаключенным.

ВАЖНО! Перемещение груза по данному договору осуществляется только с помощью транспортного средства (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Не считается перевозкой перетаскивание объекта, сплав плотов по реке, подъем на высоту и т. п.

Предметом же транспортной экспедиции является не сама перевозка груза, а связанные с ней услуги и организация их выполнения:

  • выбор маршрута и транспорта;
  • заключение договора перевозки от своего имени или имени заказчика;
  • отправка и получение груза;
  • получение документов на экспорт или импорт;
  • решение таможенных вопросов;
  • проверка состояния груза;
  • погрузка, выгрузка;
  • оплата пошлин и иных расходов;
  • получение и хранение товара;
  • иные действия, связанные с транспортировкой груза.

Таким образом, предмет также является одним из отличий договора перевозки и договора транспортной экспедиции друг от друга. Экспедиционный договор регулирует весь спектр операций, сопровождающих перемещение груза от начальной до конечной точки, предмет же перевозки более узкий и конкретный.

Документы оформления сделок

Помимо предмета рассматриваемые сделки различаются перечнем сопутствующих документов:

  1. В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ, как уже говорилось выше, договор перевозки в письменной форме может не оформляться. Его заключение подтверждается выдачей отправителю транспортной накладной или иными документами. Согласно транспортным кодексам и уставам, перевозку могут сопровождать следующие бумаги:
    • транспортная накладная (п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта РФ);
    • транспортная накладная и квитанция о приеме груза (ст. 25 Устава железнодорожного транспорта РФ);
    • грузовая накладная (п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ);
    • транспортная накладная, дорожная ведомость и квитанция о приеме груза (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);
    • договор перевозки груза и чартер, коносамент (ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ);
  2. К основному же договору на экспедиторские услуги, в соответствии с п. 5 Правил, оформляются бумаги, имеющие установленную приказом № 23 форму:
    • поручение экспедитору, которое содержит перечень и условия предоставляемых услуг;
    • экспедиторская расписка, подтверждающая передачу груза экспедитору;
    • складская расписка (выписывается, если от клиента принимается товар на хранение).

Таким образом, при перевозке грузов законодатель не требует обязательного заключения договора как единого подписываемого сторонами документа. Соглашение же о транспортной экспедиции должно иметь простую письменную форму (п. 1 ст. 802 ГК РФ).

Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов можно скачать ниже:

Претензии и срок исковой давности

Согласно законодательству (п. 1 ст. 797 ГК РФ, ст. 12, 13 закона № 87-ФЗ), все споры по договорам перевозки и экспедиции сначала необходимо попытаться разрешить с помощью досудебной претензии. Если предъявленные требования не будут удовлетворены или заявитель не получит на свою претензию никакого ответа по истечении 30 дней после ее получения, можно подавать исковое заявление.

Оформление, порядок и сроки досудебного урегулирования прописаны в соответствующих транспортных нормативных актах и законе № 87-ФЗ. Например, по транспортной экспедиции претензия направляется в течение 6 месяцев с момента возникновения такой потребности (п. 4 ст. 12 закона № 87-ФЗ). В отношении перевозок определены такие же (для железнодорожных и воздушных) или более длительные — 12 месяцев (для автомобильных, морских и внутренних водных) — претензионные сроки.

Срок исковой давности для обращения в суд по обеим сделкам составляет 1 год. Момент, с которого срок начинает течь, определяется по правилам, указанным в кодексах и уставах различных видов транспорта, а также ст. 13 Закона № 87-ФЗ.

Иные отличия договора экспедирования и договора перевозки друг от друга

Кроме вышеперечисленных рассматриваемые виды договоров также характеризуются следующими отличиями:

  1. По общему определению перевозка считается реальным договором, т. е. заключается при передаче груза. Хотя на некотором виде транспорта (морской, автомобильный) данная сделка может быть и консенсуальной. Договор же транспортной экспедиции всегда является консенсуальным.
  2. Положения п. 1 ст. 785 ГК РФ устанавливают возмездный характер перевозки. В противном случае суд может квалифицировать безвозмездное перемещение товара как обычную транспортировку для собственных нужд. Договор транспортной экспедиции — взаимообязывающий и возмездный.
  3. Участниками договора перевозки становятся грузоотправитель и перевозчик. Однако само действие осуществляется для удовлетворения потребностей грузополучателя, поэтому его можно назвать сделкой в интересах третьего лица. Сторонами транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент (грузоотправитель или грузополучатель). При этом договоры ТЭ могут быть заключены с множеством лиц по принципу «один клиент — несколько экспедиторов».

Итак, сравнительный анализ рассмотренных соглашений позволяет сделать вывод о кардинальных отличиях договора перевозки и договора транспортной экспедиции друг от друга. При этом транспортную экспедицию проще спутать с другими договорами на возмездные услуги, чем с перевозкой грузов, хотя обе сделки относятся к видам транспортных соглашений. Путаница может возникнуть только в случае, когда мы имеем дело со смешанным договором, т. к. документ может быть поименован исключительно как перевозка груза или как транспортная экспедиция, хотя по факту будет регулировать и ту и другую деятельность.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Перевозка и транспортная экспедиция: различия, ответственность, оформление

Договор перевозки и транспортная экспедиция — в чем различие? В каком случае лучше оформить перевозку? Зачем вообще нужна транспортная экспедиция?

Недавно, разговаривая с директором фирмы, оказывающей услуги транспортной экспедиции (к слову, им был предъявлен иск на значительную сумму в связи с утратой груза), а также изучая их первичные документы, я поняла, что компания хоть и называется транспортно-экспедиционной, однако в действительности осуществляет услуги по перевозке в чистом виде. Почему так работают и оформляют документы директор ответить не смог, так как разницы не понимает между экспедицией и перевозкой. Но ее необходимо понимать, чтобы избежать проблем как с налоговой инспекцией, так и мер ответственности, связанной с утратой или повреждением груза.

Перевозка или экспедиция?

Вдаваться в термины гражданского кодекса не хочется, поэтому говоря обычным языком: перевозчик — непосредственный исполнитель, он перевозит груз, экспедитор — это агент, который организует перевозку, иными словами — посредник между заказчиком и перевозчиком. Но! Экспедитор может перевозить груз непосредственно сам или с привлечением третьего лица и тогда он будет считаться перевозчиком. Как сделать так, чтобы экспедитора не посчитали перевозчиком проверяющие органы или суд?

Недавно по перевозке и экспедиции вышли сразу два разъясняющих документа от Верховного суда — Обзор и Пленум. Ничего революционного в них нет, между тем, ряд спорных моментов хорошо разъяснены. Хочу вкратце их резюмировать.

  1. Перевозчик отвечает за груз в любом случае — в очень редких ситуация он будет освобожден от ответственности. Также перевозчик не несет ответственность за утрату груза по причине плохой упаковки, осуществленной отправителем.
  2. Экспедитор отвечает за перевозимый груз только если действует как фактический перевозчик, выписывает транспортные документы. Об этом пункте я расскажу подробнее ниже.
  3. Грузоотправитель имеет право солидарно взыскать стоимость утраченного (поврежденного) груза с перевозчика и экспедитора (ст. 323 ГК РФ). Следовательно, у собственника груза гораздо больше шанса взыскать ущерб, так как перевозчик может быть ИП или вообще обычным физическим лицом без имущества (как правило именно так и бывает).
  4. Отправитель груза или экспедитор обязаны обеспечить перевозчика всей необходимой разрешительной документацией на груз, а перевозчик со своей стороны не обязан проверять их полноту и правильность заполнения.

В Пленуме также есть разъяснения по пассажирским перевозкам, утрате багажа и т.п. — всем интересующимся рекомендую посмотреть.

Так что лучше — договор перевозки или договор транспортной экспедиции? В первую очередь, разница между этими двумя договорами в уровне ответственности. Перевозчик отвечает за груз в любом случае, иными словами, его вина презюмируется. Исключения — да, есть, но они редки и их нужно доказать. С экспедитором все сложнее.

В Обзоре практики по перевозкам суд обратил внимание, что экспедитор отвечает за утрату груза, если является фактическим перевозчиком . Что это значит? Вот как это понимает суд:

экспедитор не предлагал заказчику на выбор перевозчиков для согласования, а указал конкретное лицо, которое будет доставлять товар, стоимость экспедиторских услуг равна рыночной стоимости перевозки, а на сайте компании — экспедитора было указано, что общество обеспечивает доставку товара.

Как видно, исходя из действий экспедитора, суд пришел к выводу, что он принял на себя обязанности перевозчика. Следовательно, мало назваться «экспедитором » и составить договор на оказание транспортно — экспедиционных услуг, необходимо еще этому следовать в своей деятельности. Каким образом?

Исходя и цитаты выше — перед каждой перевозкой согласовывать письменно перевозчиков, а не направлять к заказчику единственного (ставить перед фактом), стоимость услуг экспедитора никак не может быть равной стоимости перевозки (перевозка дороже), либо услуги экспедитора должны выделяться в платежных документах отдельной строкой, проверить информацию на сайте на соответствие деятельности экспедитора ( есть ли гарантии о сохранности груза ?).

Экспедитор ответит за груз, если он:

  • осуществлял его доставку своим или нанятым транспортом;
  • выписал транспортную накладную.

Если экспедитор является организатором перевозки, находит перевозчика, согласовывает его кандидатуру с заказчиком, выставляет плату за свои услуги — ответственность за перевозку он не понесет. А если экспедитор является по сути перевозчиком?

Экспедитор перевозит груз личным транспортом — это не экспедитор, а самый настоящий перевозчик, избежать ответственности точно не получится. Кстати, как бы не была названа сторона сделки (экспедитор, перевозчик, исполнитель) — суд даст оценку договору и определит какие отношения и договоренности были достигнуты между сторонами, говоря иначе — будет исходить из буквального смысла договора и действий сторон. Оформление документов — в перевозочной накладной в качестве перевозчика указывается экспедитор, отправителем — поставщик. Плюсы — у покупателя товара нет риска в части не признания расходов на перевозчика необоснованными (для возмещения НДС).

Экспедитор нанимает транспорт для перевозки — здесь ответственность наступит, если экспедитор примет на себя обязанности перевозчика. Оформление — в транспортной накладной перевозчиком указывается тот, кто повезет груз. Покупатель (или лицо, в чьей адрес доставляется груз) уведомляется о непосредственном перевозчике. Отправителю предоставляются кандидатуры перевозчика с условиями перевозки для согласования. Стоимость своих услуг экспедитор выделяет отдельной строкой в счете (если оплачивает сам за перевозку), либо иных документах, предоставленных отправителю для возмещения затрат экспедитора. В идеале — чтобы отправитель (заказчик) оплачивал перевозку непосредственно конечному исполнителю. Для подтверждения посреднических услуг экспедитора необходим акт выполненных услуг.

К акту прилагается отчет экспедитора , в котором он перечисляет выполненную работу в интересах заказчика. Вместе с отчетом заказчику передаются копии: договора перевозки, акта выполненных услуг по перевозке, платежных квитанций, поручений, подтверждающих затраты экспедитора. К слову, закон не требует от экспедитора составлять и подписывать акт выполненных услуг, однако его наличие упрощает расчеты между сторонами и доказывает реальность услуги. К тому же в акте можно отдельно прописать все расходы экспедитора, вознаграждение и иную информацию.

Знаю, что это в реальности так все оформить практически невозможно и никто не захочет раскрывать условия сделки с перевозчиком перед заказчиком. Следовательно, работу нужно строить исходя из максимально возможного — заключать договор экспедиции, не указывая при этом, что экспедитор обязуется доставить груз. Не выписывать на экспедитора (его водителя) доверенность на получение груза. Предложить письменно заказчику несколько перевозчиков. В отчетных документах отдельно выделить услуги экспедитора и стоимость услуг перевозчика (не предоставляя при этом первичку по перевозке в подтверждение ее стоимости). Если экспедитор не хочет отвечать за сохранность груза — он не должен его принимать к перевозке и выписывать соответствующие транспортные документы.

Но все же, если экспедитор доставляет груз, выписывает транспортные документы и так далее — размер его ответственности может быть ограничен и он ответит только в том объеме, в каком отвечает перевозчик. Как известно, закон о транспортно — экспедиционной деятельности для экспедитора устанавливает повышенную ответственность — в размере полного возмещения ущерба, неустойки 3% (если получатель физическое лицо), упущенной выгоды, размера самого вознаграждения экспедитора.

Однако, если экспедитор докажет, что груз поврежден или утрачен был по вине перевозчика — экспедитор ответит по правилам ответственности, установленным для перевозчика. Что тоже неплохо, потому что перевозчик возмещает только реальный ущерб — стоимость груза или сумму, на которую понизилась его стоимость.

Кстати, если клиент не объявлял стоимость груза, она не указана в перевозочных документах или счетах на оплату — это не повод не возмещать ущерб. Так указал Верховный суд в вышеуказанном Обзоре. Стоимость можно определить исходя из рыночных цен на аналогичный товар или иным способом, исходя из конкретной ситуации.

Конечно, сам клиент, отправляя груз должен проявлять бдительность в оформлении документов, объявлении его стоимости, подробного описания внешних характеристики, упаковки, составных частей. Необходимо проверять кому выписывается доверенность на отгрузку, выдать инструкции кто имеет право получить груз. Часты случаи мошенничества, когда товар получает лицо, не имеющее отношение к получателю — выходит какой то человек, говорит я подрядчик, да груз для нас, выгружайте.

Водитель товар отдал, документы подписал и поехал. Потом выясняется, что получатель знать не знает этого «подрядчика», требует свой товар. Следовательно, необходимо требовать доверенность, сверять ее данные с паспортом получателя. Причем доверенность должна быть в оригинале — скан по электронное почте в суде экспедитору не поможет (в качестве доказательства добросовестности).

Также в суде не помогут свидетельские показания, подтверждающие передачу груза — у меня был подобный спор, в котором я представляла интересы отправителя. Перевозчик не смог доказать, что груз был доставлен в виду полного отсутствия первичных документов, подписанных со стороны получателя товара. В суд он привел 3 свидетелей, прилагал косвенные доказательства, подтверждающие доставку. Однако суд принял нашу позицию. Как и в другом деле — где я выступала со стороны поставщика.

Покупатель требовал допоставить товар, но в документах была ошибка в единице измерения товара — на первый взгляд ерунда. Но мне удалось ситуацию повернуть ровно на 180 градусов — суд отказал покупателю в удовлетворении требований, а наши встречные — удовлетворил. Поэтому первичные перевозочные (и не только) документы важно проверять, особенно в части характеристики товара.

Экспедитор не обязан страховать груз, если это прямо не будет указано в экспедиторском договоре. Если же застрахует — стоимость страховки может возмещаться заказчиком, либо нет. Если возмещается — расходы на страхование груза должны подтверждаться и передаваться заказчику вместе с актом выполненных услуг (отчетом экспедитора).

Что касается страхования ответственности экспедитора или перевозчика — это его право, но не обязанность, расходы на страховку клиент не возместит по закону.

Подводя итоги сказанному — что лучше — экспедиция или перевозка? Как вижу я — если экспедитор фактически осуществляет перевозку груза (сам или с помощью нанятого транспорта) — лучше заключать прямые договоры перевозки, учитывая, что ответственность перевозчика ограничена по закону.

Да и в плане документации все проще и понятнее, как и в налогообложении (особенно в части возмещения НДС покупателем).

Если исполнитель оказывает комплексные услуги, связанные доставкой груза — его страхование, сопровождение, охрану и так далее — нужен, конечно, договор экспедиции, либо смешанный договор перевозки. Но обязательно с оформлением отчета экспедитора, актом выполненных услуг, предложением клиенту перевозчиков на выбор. Если экспедитор просто организует перевозку без доставки груза — тут все проще — оформляется простая экспедиция, в которой не нужно указывать про доставку, перевозку груза. Четкие и ясные обязанности экспедитора — этого будет достаточно.

Чем отличается перевозка от экспедирования: различия договоров перевозки и экспедирования

Транспортные споры, возникающие из несохранной перевозки, занимают значительную часть практики транспортного права, особенно если речь идет о железнодорожной перевозке. Помня о статусе монопольного государственного перевозчика и аспектах ведения споров против подобной структуры, грузовладельцы предпочитают пробовать взыскивать собственные потери с экспедиторов, что, тем не менее, тоже может заканчиваться неудачей. Все дело в разнице между правоотношениями, возникающими при перевозке и экспедировании.

Прежде чем говорить о различиях между двумя отмеченными понятиями, следует отметить главный общий признак, который связывает их, а именно – доставка груза. И перевозка, и экспедирование имеют общей целью доставить груз в пункт назначения, но на этом общие признаки заканчиваются.

Гражданское законодательство определяет договор перевозки груза как такой, по которому перевозчик обязуется доставить доверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, который имеет право на получение груза. Из этого определения прямо не следует, что перевозчик обязательно должен доставлять груз собственными силами, используя находящийся у него во владении транспорт. Но если в договоре между сторонами присутствует формулировка «обязуется доставить», то речь будет непременно идти о перевозке и сторона, которая взяла на себя обязательство по доставке груза в пункт назначения, по общему правилу, будет нести ответственность именно как перевозчик. Естественно, в определенных законом случаях у перевозчика должны быть соответствующие лицензии на перевозку, и грузовладельцам рекомендуется заранее поинтересоваться, во-первых, относительно необходимости получения определенных лицензий в зависимости от типа транспорта, на котором планируется осуществить перевозку, а во-вторых, о наличии таких лицензий, если их получение все же необходимо.

Общим условием ответственности перевозчика (независимо от вида перевозки) за несохранную перевозку является вина, наличие которой предполагается.

Следует заметить, что морская, железнодорожная, авиационная и автомобильная перевозки принципиально отличаются друг от друга в юридическом плане, поскольку дополнительно регулируются уставами и конвенциями, в которых раскрываются определенные особенности каждого вида перевозки и, что самое главное, описываются аспекты привлечения перевозчиков к ответственности. Тем не менее можно выделить некоторые общие черты, характерные для определения ответственности перевозчика вне зависимости от вида перевозки.

Общим условием ответственности перевозчика за несохранную перевозку является вина, наличие которой предполагается. Перевозчик отвечает за сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. При этом перевозчик не несет ответственности за несохранную перевозку, если докажет, что такая перевозка являлась результатом обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также которые возникли не по его вине. То есть в случае утраты, недостачи, порчи или повреждения груза перевозчик может избежать ответственности путем указания на обстоятельства, которые, во-первых, не могли быть предотвращены им, а во-вторых, устранение которых от него не зависело. Гражданский кодекс Украины не содержит исчерпывающего перечня таких обстоятельств, они, скорее всего, как раз и будут содержаться в соответствующих уставах, правилах, конвенциях либо же могут быть предусмотрены договором перевозки.

Как правило, вне зависимости от вида перевозки, перевозчик не будет нести ответственность за несохранную перевозку, если такая перевозка стала результатом обстоятельств, возникших вследствие:

(1) вины грузоотправителя;

(2) особых природных свойств перевозимого груза;

(3) дефектов тары или упаковки, которые не могли быть выявлены при внешнем осмотре при принятии груза к перевозке, или использования тары, не соответствующей свойствам груза, при отсутствии следов повреждения тары в дороге;

(4) передачи груза к перевозке без указания в сопроводительных документах его особенностей, требующих особых условий или мер предосторожности при хранении или транспортировке;

(5) передачи к перевозке груза, влажность или температура которого превышают установленные нормы.

Под договором экспедирования понимается не только организация перевозки груза по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, обеспечение отправки и получения груза, но и выполнение иных обязательств, связанных с перевозкой

Из вышеуказанного следует, что перевозка предполагает физическую доставку товара из одного пункта в другой, а следовательно, ответственность перевозчика будет наступать, если товар был принят к перевозке и не был доставлен, или все же был доставлен, но с повреждениями или недостачей, при условии, что перевозчик не сможет доказать свою невиновность.

В свою очередь, под договором экспедирования понимается организация перевозки груза по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, обеспечение отправки и получения груза, выполнение иных обязательств, связанных с перевозкой.

То есть, если схематически изобразить весь процесс перемещения груза от пункта отправления до пункта назначения, то перевозка, то есть доставка, будет занимать центральное место, а все, что происходит до передачи груза перевозчику и после выдачи груза получателю – это экспедирование.

Примечательно, что если в случае с перевозкой законодательство прямо определяет, что перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи получателю в пункте назначения, то в случае с экспедированием границы ответственности экспедитора не определены. Одновременно это и достоинство, и недостаток. Преимуществом для пользователей транспортно-экспедиторских услуг является то, что поскольку такие границы не определены законодательно, то их можно определить в договорном порядке. Недостатком является то, что если стороны по какой-то причине не указали в договоре пределы ответственности экспедитора, то в случае несохранной перевозки привлечь экспедитора к ответственности невозможно. Украинские суды склонны считать, что поскольку перевозчик в силу закона принимает на себя ответственность за сохранность груза на время перевозки с момента принятия груза, то этот момент означает переход ответственности за груз от экспедитора к перевозчику.

Более того, суды считают, что поскольку в обязанности экспедитора входит обеспечение перевозки, то есть обеспечение того, чтобы груз был доставлен в определенное место, то если груз прибыл даже с недостачей или повреждениями, значит, перевозка состоялась. А раз она состоялась (пусть и несохранная), то экспедитор свои обязательства по обеспечению перевозки выполнил, претензии по поводу качества перевозки должны предъявляться к перевозчику.

Многие грузовладельцы пытаются привлечь экспедиторов к ответственности в случае несохранной перевозки, руководствуясь ч. 3 ст. 14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», где указано, что экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к исполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, что и за собственные действия. Это вариант тоже обречен на неудачу.

Как уже было отмечено, договор перевозки предусматривает доставку груза, а договор экспедирования – организацию и обеспечение такой доставки. То есть это два разных договора. Указанная норма предполагает, что экспедитор несет ответственность за тех исполнителей, которые были привлечены им к выполнению договора экспедирования, то есть к организации и обеспечению доставки, а не к осуществлению доставки как таковой. Перевозчик, в понимании ч. 3 ст. 14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», не является третьим лицом, которое привлекается экспедитором к исполнению договора транспортного экспедирования.

Поскольку законодательством четких границ ответственности экспедитора не установлено, стороны могут сами установить их. Тем не менее, поскольку, как уже было отмечено, четких границ ответственности экспедитора законом не установлено, стороны могут сами установить их. Иными словами, если договором будет предусмотрено, что экспедитор отвечает за сохранность груза вплоть до момента вручения груза конечному получателю, то экспедитор может быть привлечен к ответственности, даже если груз был частично утрачен или поврежден по вине перевозчика.

Таким образом, если перевозка предполагает физическое перемещение груза в пространстве из одного места в другое, то все действия, направленные на то, чтобы такое перемещение начало происходить, а также на то, чтобы груз, в конечном итоге, был получен тем, кому он был адресован, будут являться экспедированием. Соответственно, по общему правилу перевозчик будет нести ответственность за сохранность груза с момента начала перемещения и до момента выдачи груза получателю в пункте назначения, в то время как экспедитор будет нести ответственность за то, чтобы перемещение груза состоялось в принципе. Тем не менее ответственность экспедитора может быть расширена на весь период доставки груза получателю, если стороны предусмотрят это в договоре.

Ссылка на основную публикацию