Правила перевозки опасных грузов авиатранспортом

Как осуществляются авиаперевозки опасных грузов

Авиационный транспорт является составной частью транспортной и логистической инфраструктуры России, занимая по объему перевозок 4 место. Только за 7 месяцев 2019 года совокупный объем грузовых перевозок воздушным транспортом составил более 500 тысяч тонн. Авиаперевозки опасных грузов составляют до 10-15% от общего объема. Порядок перевозки опасных грузов (ОГ) на воздушных судах (ВС) регулируется как международной конвенцией по воздушному праву – ИКАО, так и российским национальным транспортным законодательством – Воздушным Кодексом РФ, его 84 главой. В этой статье будет рассказано об основных нормативных положениях, регулирующих перевозку опасных грузов на авиационном транспорте, о том, что попадает в категорию ОГ, какие необходимы документы для оформления подобных типов перевозок на ВС.

Понятие и определение опасного груза при перевозке на воздушных судах

Под ОГ в воздушном Кодексе РФ понимаются твердые и сыпучие вещества, жидкости, товары, промышленные изделия и оборудование, из-за которых при перевозке на ВС может возникнуть опасная ситуация, а также может быть нанесен значительный ущерб самолету, другим грузам, пассажирам и экипажу.

Насколько актуален вопрос, связанный с перевозкой грузов авиатранспортом, в том числе относящихся к категории опасных грузов, показывают недавние новости. Они касаются того, что известный автотранспортный перевозчик в Сибирском регионе страны ТК «Байкал-Сервис» в августе 2019 года запустил сквозной комбинированный сервис по доставке опасных грузов. При этом скорость доставки комбинированных маршрутов, куда входит доставка автофургоном ОГ до аэропорта, погрузка на борт ВС и доставка по месту назначения, в 4-5 раз быстрее, чем использование традиционных схем логистики фурами или ж/д транспортом. Стоимость перевозки всего на 230 руб. больше за каждый кг груза.

Существует четыре основных типа ОГ, используемых для классификации при авиационных перевозках:

легковоспламеняющиеся материалы, способные при определенных условиях привести к самовозгоранию, взрыву, выделению значительной тепловой энергии. Сюда относятся классы веществ 1 категории, куда входят взрывчатые вещества, порох, спиртосодержащие вещества, эфиры и другие. В частности, к этой группе относятся такие типы изделий и товаров, как духи, алкогольные напитки, аэрозольные жидкости, которые могут самовоспламениться при нагреве, гравитационных перегрузках, при изменении давления;

материалы, оборудование, содержащие радиоактивные элементы, которые могут привести к значительному радиоактивному заражению, облучению грузов, пассажиров и экипажа;

химические вещества, при определенных условиях воздушной перевозки выделяющие ядовитые, отравляющие и вредные вещества;

вещества и жидкости, способные при различных условиях, например, разгерметизации упаковки, приводить к образованию коррозии, к негативному воздействию на другие грузы, а также конструктивные элементы самолета.

Классификация ОГ подробно отражена в Приложении № 18 к Протоколу Чикагской конвенции ИКАО. В этом документе предусмотрена классификация всех ОГ для перевозки на 9 основных классов. Также здесь указан список веществ и материалов, полностью запрещенных к перевозке на ВС каким-либо способом.

Полностью запрещенные к перевозке авиационным транспортом опасные грузы

Список веществ и материалов, которые полностью запрещены к авиаперевозке не только в виде грузов, но при любых обстоятельствах, содержит такие группы:

взрывчатые вещества, способные самовоспламеняться при температуре выше 75°C при периоде воздействия не более 48 часов;

фосфорсодержащие взрывчатые смеси;

вещества, в состав которых входят компоненты аммония, хлората и их производных;

химические и взрывчатые вещества, сверхчувствительные к механическим ударам и вибрации;

жидкие материалы, способные при незначительном тепловом или механическом воздействии производить сильную химическую реакцию, приводящую к резкому повышению давления в таре, упаковке и тепловому выбросу;

газообразные вещества, способные даже при незначительном изменении (перепаде) атмосферного давления вызвать нагревание поверхностей баллонов.

Здесь следует особо отметить, что список опасных грузов для авиаперевозок не является закрытым или окончательным. Периодически следует проверять его на предмет обновления и появления в числе запрещенных новых веществ, материалов и оборудования.

Документы, необходимые для оформления перевозки ОГ авиационным транспортом

Чтобы правильно оформить к перевозке груз, подпадающий под определение «опасный груз», когда используется авиаперевозка опасных грузов (включая мультимодальные типы перевозок), необходим ряд документов. Эти документы являются основными, без них невозможен допуск груза не только на борт ВС, но и на грузовой терминал аэропорта. Общий список документов, а также порядок их заполнения и предоставления, указан в следующих нормативных и правовых документах:

Приказе ФАС России № 372 от 29.12.98 г.;

Воздушном кодексе РФ;

международном стандарте качества – ISO 9000.

В этот список входят следующие обязательные документы:

«Декларация о перевозке опасного груза». Этот документ имеет вид бланка на листах формата А4. В этой декларации грузоотправитель или его агент (экспедиторская компания) указывает все точные сведения о грузе – полное наименование, включая химическое или техническое, количество грузовых мест, вес, упаковку, класс опасности. Также прилагаются технические паспорта на сам груз, его упаковку или тару. Декларация заполняется в трех экземплярах.

При отправке одной партии груза, состоящей из нескольких типов ОГ, на каждый из них заполняется отдельная декларация.

Фитосанитарный или гигиенический сертификат, если предполагаются к перевозке вещества, содержащие активные растительные, химические или биологические компоненты.

Сертификат происхождения или Certificate of Origin. В этом документе прописываются все сведения об изготовителе вещества, оборудования, которое перевозится как ОГ.

Упаковочный лист или документ об упаковке, креплении ОГ.

Копия контракта поставки, купли-продажи, инвойсы и другие документы, по которым осуществляется коммерческая перевозка груза .

Кроме этих основных документов, для перевозки ОГ авиакомпания или ее линейный агент может потребовать от грузоотправителя другие дополнительные документы, подтверждающие безопасность перевозки ОГ на конкретном ВС или для принятия на хранение в грузовые терминалы аэропорта, включая таможенную зону.

Упаковка и маркировка ОГ при перевозке воздушным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом, хранение и перевалка должны соответствовать международным стандартам, предъявляемым к упаковке и маркировке.

В общем виде существует три основные группы упаковки, в зависимости от степени опасности того или иного груза:

Первая группа – для грузов с классами опасности от 1 до 4.

Вторая группа упаковки – это класс веществ от 5-7.

Третья группа – для веществ и материалов, входящих в классы опасности от 7 до 9.

Кроме этого, упаковка грузов имеет классификацию по типам А, В и С, в соответствии с нормами, содержащимися в специальном приложении Конвенции ИКАО. Эта группа требований определяет степень прочности, изоляционные свойства, габариты упаковки и тары, в которых перевозится опасный груз.

Что касается маркировки ОГ, когда используется только авиадоставка опасных грузов, то все технические стандарты и условия ее применения содержатся в ч. 2 «Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО.

Согласно этим требованиям, грузу каждого класса опасности присваивается своя собственная цветовая маркировка и отличительные символы, позволяющие однозначно трактовать степень опасности перевозимого груза.

Основные характеристики маркировки ОГ, применяемые в авиационной логистике, приведены в соответствующей таблице.

Объем перевозок опасных грузов в ближайшем будущем может возрасти, что связано в частности с анонсированием переоборудования объекта по уничтожению химоружия в Камбарке в комплекс по утилизации и обезвреживанию отходов I–II классов опасности, а также планами на перезапуск по меньшей мере четырех аналогичных объектов. По мере того, как авиационные перевозки будут все полнее интегрироваться в общую модель логистики, например, в мультимодальные типы перевозок, будут унифицироваться и требования к перевозке опасных грузов. Требования к перевозке ОГ, документационному сопровождению, маркировке, упаковке будут одинаковы для перевозки морем, ж/д транспортом, авиацией или грузовыми автофургонами. Это намного упростит систему управления рисками при доставке ОГ в любую точку страны или мира. Ввиду возможных осложнений при оформлении опасных грузов, рекомендуется обратиться к специалистам в этой сфере. Компания СБ Карго возьмет на себя решение всех проблем и поможет сэкономить силы, время и денежные средства.

Особенности перевозки воздушным транспортом опасных грузов

Услуга перевозки грузов с помощью авиации сравнительно молодая – её начали практиковать в 20-х годах прошлого столетия. С тех пор эта практика приобрела немалые масштабы, а объём перевозок вырос в десятки тысяч раз. Среди них есть такие, которые представляют собой опасность – перевозка опасных грузов воздушным транспортом. Такая транспортировка требует максимальной осторожности, особенных условий.

Правила перевозки опасных грузов самолетом.

Виды авиатранспорта

Являясь специфической, авиаперевозка опасных грузов с помощью самолётов нуждается в специальном транспорте. Основной массив таких товаров перевозят грузовые судна, имеющие надлежащие помещения, оборудование, системы контроля. Они регулярно проходят соответствующую проверку на соответствие техническим и прочим требованиям. Немалую часть грузов перевозят пассажирские лайнеры.

Типы опасных грузов, допустимые к авиаперевозкам

Воздушная перевозка опасных грузов с помощью авиатехники трактуется экспертами как перемещение тех товаров, которые при их перевозке, хранении, погрузке и разгрузке могут быть опасными для здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде или привести к порче самолёта. Система таких грузов, разработанная ООН, насчитывает 9 основных классов, в каждый из которых входит большой перечень конкретных видов. Кроме того, каждый из них, в свою очередь, подразделяют на подвиды в зависимости от степени опасности. Официально сюда входит широкий ассортимент разного рода взрывчатых, самовозгорающихся, легковоспламеняющихся, окисляющихся, инфекционных и ядовитых веществ, сжатых, сжиженных или растворённых газов, радиоактивных, едких, коррозийных и прочих материалов.

Какие предъявляют требования

Координируется весь поток перевозок многими документами, установками, разработанными каждой страной в отдельности, согласованными на международном уровне. Для отечественного авиапространства ключевые требования к грузам заключены в «Перечне опасных грузов» и правилах их перевозки. На практике существует множество требований, которым должна отвечать безопасная перевозка опасных грузов по воздуху. Основные из них:

  • категорически запрещается перевозить грузы, которых нет среди разрешённых;
  • если определённый товар предназначен только для грузовых бортов, его перевозка пассажирскими самолётами запрещена;
  • не разрешается принимать грузы с большими, чем положено, габаритами, объёмом, весом.

Разработан список товаров, которые запрещены к перевозке. Это разные виды оружия, взрывчатые вещества, боеприпасы, животные, вакцины, наркотические вещества, ценные бумаги и производящее их оборудование, почтовые марки, фальшивые деньги, токсические вещества, коррозийные газы и некоторых другие грузы. Запрещено также перевозить товар в неисправной упаковке, а также при отсутствии надлежащих документов.

Требования к таре и упаковке

Опасные грузы авиатранспорт, его экипаж и окружающую среду подвергают потенциальной опасности. Поэтому их упаковка на борту должна строго отвечать всем установленным требованиям. Упаковочные комплекты должны быть сертифицированными, пройдя соответствующую проверку, получив письменное подтверждение. Специальные и транспортные маркировочные знаки, как правило, должно иметь каждое из отдельных грузовых мест. Основную маркировку должна сопровождать дополнительная. Если тара, упаковка или маркировка не отвечают требованиям, такой груз к перевозке не допускается. Согласно стандартам ООН, следует применять три типа упаковки – для грузов с большой, средней, низкой степенью опасности.

Требования к авиатранспорту

Исходя из установленных требований, право перевозок получают не все самолёты. Преимущество имеют те, которые годятся для этого по своим рабочим характеристикам, могут выдержать в пути сложные условия полёта. При подготовке самолётов к перевозке грузов каждый раз тщательно исследуется их техническая готовность выполнить полёт надёжно, без эксцессов. Рейсы самолётом с таким грузом находятся на особенном контроле. Хранить такие грузы в аэропортах разрешают лишь временно, причём отдельные их виды в обход аэропортовских складов необходимо погружать, разгружать прямо в грузовые отсеки непосредственно перед вылетом или сразу же после прилёта.

Важным требованием является также наличие свободного доступа к подобным грузам (за исключением некоторых) на борту самолёта, в том числе во время полёта.

Требования к персоналу, документы

Члены экипажей обязаны чётко, в полном объёме знать все требования, предъявляемые к перевозкам грузов, владеть информацией о том, что именно, как они перевозят. Для поддержания нужного уровня квалификации лётного состава периодически проводят специальную учебную подготовку, аттестацию, или сертификацию его членов, базирующуюся на специфике обеспечения безопасности подобных перевозок, что удостоверяется необходимыми документами. Каждое авиационное предприятие, каждый экипаж обязаны иметь чёткий план действий в аварийных ситуациях, комплекс средств защиты в плане обеспечения авиабезопасности при форс-мажорных событиях.

В случае грузоперевозок посредством авиации обязательным является также наличие всего набора необходимых сопровождающих, разрешающих документов. К полётам привлекают наиболее опытных пилотов и других специалистов, обладающих достаточным уровнем мастерства, стажем полётов.

Разрешительные сопроводительные условия, действующие на внешнем уровне, ответственность за нарушение правил

Перевозка грузов должна сопровождаться чётким выполнением всего комплекса профилактических и прочих мероприятий по безопасности. Однако на практике не исключены форс-мажорные случаи с самим самолётом или перевозимым на его борту товаром по объективным, субъективным, зависящим от человеческого фактора причинам. Для этих случаев предусмотрены меры по оперативной ликвидации неполадок на борту силами самого экипажа, в аэропорту к ликвидационным работам подключается наземный персонал. Предусмотрены также меры ответственности за нарушение, игнорирование технологических, таможенных, санитарных и иных правил перевозки.

Эти меры касаются как перевозчика, так и отправителя, получателя груза. Их регламентируют Воздушный, Гражданский и Уголовный кодексы, Кодекс об административных нарушениях, международные договоры (если речь идёт о международных авиалиниях), конкретные договоры о перевозке данного груза, который следовало перевезти самолётом. Административная, финансовая и уголовная ответственность предусмотрена, когда документально зафиксированы и доказаны утрата, недостача или повреждение (порча) груза, а также при нарушениях условий договора перевозки. Естественно, что её применяют и тогда, когда груз стал причиной нанесения вреда человеческому здоровью, окружающей среде.

Правила перевозки опасных грузов авиатранспортом

Опасные грузы — это изделия либо вещества, которые при воздушной перевозке способны создавать значительную угрозу для здоровья и безопасности людей, а также для безопасности самолета.

Опасные грузы во время перевозки, хранения, транспортировке, выгрузке и других операциях могут повредить борт авиа корабля, а также могут послужить причиной пожара, взрыва, повлиять/уничтожить складское помещение в аэропорту, причинить увечья, облучение, ожоги животным и людям во время авиаперевозки.

Классы опасности грузов, требования к их перевозке содержатся в «Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО. Оружие и боеприпасы к нему, в том числе и не имеющие опасных свойств, перевозятся в соответствии с этими правилами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Опасные грузы (ОГ) классифицируются по своей степени опасности, а также по физико-химическим свойствам.

По степени опасности опасные грузы разделяются на группы:

  • особо опасные грузы;
  • грузы высокой степени опасности;
  • грузы средней степени опасности;
  • грузы низкой степени опасности;
  • опасные грузы в ограниченных количествах;
  • опасные грузы в освобожденных количествах и авиапочте.

К особо опасным грузам относятся относятся грузы, запре­щенные к воздушной перевозке при любых обстоя­тельствах:

  • взрывчатые вещества, которые воспламеняются или разлагаются под воздействием температуры 75 о С в течение 48 часов;
  • взрывчатые вещества, содержащие смеси хлоратов с фосфором;
  • твердые взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с чрезвычайно высокой чувствительностью к механическому удару;
  • взрывчатые вещества, содержащие как хлораты, так и соли аммония;
  • жидкие взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с умеренной чувствительностью к механическому удару;
  • любое вещество или изделие, которое способно выделять опасное количество тепла или газа в обычных условиях авиатранспортировки;
  • легковоспламеняющиеся твердые вещества и органические перекиси, которые обладают способностью взрываться и которые упакованы таким образом, что в качестве знака дополнительного риска правилами классификации предусматривается использование знака опасности взрыва.

К грузам высокой степени опасности относят­ся ОГ, запрещенные к перевозке без специального предварительного государственного освобожде­ния и требующие для перевозки упаковывания по I группе списка ООН, и зараженные животные.

К грузам средней степени опасности относят­ся ОГ, транспортируемые в нормальных условиях полета в соответствии с установленными прави­лами и требующие для перевозки упаковывания по II группе списка ООН.

К грузам низкой степени опасности относят­ся ОГ, транспортируемые в нормальных условиях полета в соответствии с установленными прави­лами и требующие для перевозки упаковывания по III группе списка ООН.

К опасным грузам в ограниченных количествах относятся допускаемые к воздушной перевозке ОГ со значительно меньшим, чем максимально допус­тимо, значением перевозимой массы (объема). Для их транспортировки необходима альтернативная упаковка (знак Y перед номером требуемого упаковочного комплекта).

К опасным грузам в освобожденных количествах и авиапочте относятся допускаемые к воздушной перевозке ОГ низкой степени опасности с незначи­тельной величиной перевозимой массы (объема).

По физико-химическим свойствам опасные грузы разделяются на 9 классов:

  1. Взрывчатые вещества и взрывчатые изделия. Пиротехнические вещества, составы и изделия, даже если они не выделяют газов, тоже относятся к взрывчатым.
  2. Газы — сжатые, сжиженные, в растворе, охлажденные сжиженные, смеси газов, смеси одного или нескольких газов с парами одного или нескольких веществ других классов, изделия, снаряженные газом и аэрозоли.
  3. Легковоспламеняющиеся жидкости — жидкости или смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют пары, легковоспламеняющиеся в закрытом сосуде при температурах не выше 60,5 о С или в открытом сосуде при температурах не выше 65,5 о С.
  4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества — которые легко загораются, самовоспламеняются или выделяют легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
  5. Окисляющие вещества и органические перекиси — могут поддерживать горение за счет выделения кислорода.
  6. Токсичные и инфекционные вещества — газообразные, жидкие или твердые вещества, представляющие опасность отравления, химических ожогов, заболеваний, гибели людей, животных и растений, а также вещества, содержащие жизнеспособные микроорганизмы, в отношении которых известно или имеется достаточно оснований считать, что они вызывают заболевания людей или животных.
  7. Радиоактивные вещества — газообразные, жидкие или твердые вещества или изделия, удельная активность которых превышает 70 кБк/кг (2 нКи/г).
  8. Коррозионные вещества — газообразные, жидкие или твердые вещества или изделия, которые могут вызывать видимое поражение кожи или любой живой ткани, или причинить материальный ущерб другим грузам и конструкции воздушного судна.
  9. Прочие опасные грузы — газообразные, жидкие или твердые вещества или изделия, представляющие во время перевозки воздушным транспортом опасность, которая не может быть отнесена к другим классам опасных грузов. К ним относятся намагниченные, анестезирующие, малотоксичные и другие аналогичные вещества и материалы, которые могут вызвать у членов летного экипажа и пассажиров раздражение или недомогание, а также горючие жидкости, не являющиеся легковоспламеняющимися.

СТАНДАРТЫ И ПРАВИЛА ООН

Правила перевозки опасных грузов и их классификация представлены в так называемой «Оранжевой книге» ООН, которая издается соответствующим экспертным комитетом.

Все вещества, являющиеся опасными грузами, имеют единое международное название, которое применяется при маркировке, упаковке и оформлении транспортных документов. В соответствии с правилами авиаперевозки опасных грузов, каждому веществу присваивается уникальный четырехзначный номер.

Правилами перевозки опасных грузов предусмотрена их обязательная маркировка с указанием всех классов опасности. Причем, при указании основного класса должна быть точно указана и категория. При транспортировке изделий нестандартной формы маркировка производится путем крепления висячего ярлыка.

Инструкция по перевозке опасных грузов ООН предусматривает нанесение знака опасности с двух сторон тары, а также на четырех сторонах – для контейнера. По форме такой знак представляет собой ромб с минимальным размером 100*100 мм. В соответствии с правилами перевозки опасных грузов, информация включает в себя символическое обозначение и номер основного класса (при наличии – категории вещества), а также буквенный код группы совместимости. Возможно дополнительное нанесение других информационных надписей.

ПРАВИЛА АВИАТРАНСПОРТИРОВКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Опасные грузы должны быть надежно упакованы в соответствующую тару и упаковку, опломбированы и иметь соответствующую маркировку. Также необходимо правильно описать груз в «Декларации отправителя на опасный груз».

Грузоотправитель обязан выполнять все требования перевозчика относительно упаковки, крепежа, предоставления дополнительных нейтрализующих веществ, средств пожаротушения и т.д.

На одном воздушном судне не могут находиться несовместимые по своим свойствам опасные грузы. Перевозка опасных грузов и оружия должна производиться, как правило, прямыми рейсами до пункта назначения. Перевозка с перегрузкой в промежуточных аэропортах допускается только при специальном разрешении трансфертного аэропорта.

При авиаперевозке опасных грузов и оружия должна быть предоставлена вся требуемая информация. В аэропортах допускается только временное хранение опасных грузов, а отдельные категории опасных грузов, должны загружаться и разгружаться непосредственно в грузовые кабины воздушных судов перед вылетом (после прилета), минуя склады аэропортов.

На борту воздушного судна (в том числе и в полете) должен быть обеспечен доступ к опасным грузам (за исключением установленных нормативными документами категорий) для наблюдения за их состоянием и принятия срочных мер в случаях проявления опасных свойств.

Компания «Д.С.Л.» готова организовать авиаперевозку опасных грузов, гарантируя максимальную защиту и обеспечивая выполнение всех требований авиаперевозчика.

Правила перевозки опасных грузов авиатранспортом

Процесс перевозки опасных грузов авиатранспортом неразрывно связан с понятием «Авиационная безопасность». Данный термин определён на международном уровне в Приложении 17. «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.» — Изд. 9. — Монреаль: ИКАО, 2011 г. Документ гласит: «Авиационная безопасность — комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». В случае с безопасностью, законодатель не делает различий между транспортной и гражданской авиацией. Правила перевозки опасных грузов едины для всех видов самолётов и обязательны к исполнению.

Нормативные требования

Упорядочение использования авиации началось в 1944 году. В Чикаго (США) была подписана «Конвенции о международной гражданской авиации» Документ № 7300, тогда же была организованна «Международная организация гражданской авиации» (ИКАО, ICAO — International Civil Aviation Organization). ИКАО – самый авторитетный и признанный орган, регулирующий отношения в авиации с законодательными правами, это значит, что документы, принятые ИКАО, обязательны для исполнения во всех странах.

В СССР большое внимание уделяли безопасности в авиации. Сегодня, Статьи 84 и 113 Воздушного кодекса РФ (п. 3) устанавливают, что одним из направлений обеспечения авиационной безопасности является исключение возможности незаконного провоза на воздушном транспорте оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ, и введение особых мер предосторожности при разрешении их провоза.

Классификация, характеристики а также требования к маркировке и упаковке опасных грузов определены в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Особенности перевозки опасных грузов авиатранспортом

Авиация имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при перевозке опасных грузов.

Во-первых – изменение атмосферного давления на 68 кПа (0,8 атм) на больших высотах (более 11 км) полета.

Во-вторых – вибрация с амплитудой в диапазоне от 5 мм на частоте 7 Гц до 0,05 мм на частоте 200 Гц.

В третьих – изменение температуры окружающего воздуха до ±60 оС, эксплуатационные перегрузки до 3g, а при аварийной ситуации до 9g и выше.

Но главное – замкнутость пространства. Практически невозможно удалить груз, если начали проявляться опасные свойства в полете а также ограниченная возможность применения средств пожаротушения и нейтрализации опасных веществ. По этой причине многие привычные в нашей жизни вещества в случае перевозки самолётами классифицируются как опасные грузы, например, одеколоны, зажигалки, аэрозоли и т.д.

Правила авиаперевозки опасных грузов

Требования, обеспечивающие безопасную перевозку грузов воздушными судами, распространяются на:

  • непосредственно груз;
  • упаковку и маркировку опасных грузов;
  • багажное отделение или отсек грузового воздушного судна;
  • средства погрузки;
  • сопроводительную документацию;
  • персонал, обеспечивающий обращение опасных грузов в авиации.

Правила обращения опасных грузов и обязанности персонала регламентированы на всех уровнях управления и исполнения процессов в авиации.

Опасный груз, упаковка и маркировка

Опасные грузы разделены на 9 классов опасности согласно ГОСТ 19433-88. Данные классы опасности распространяются на весь жизненный цикл опасных веществ, авиаперевозки рассматриваются в этом контексте как вид транспортировки. Каждый класс разделён на подклассы, детализирующие свойства и степень опасности.

Требования к упаковке опасных грузов для авиаперевозок оговорены в ГОСТе или технических условиях на вещество. Упаковка должна обеспечить герметичность и исключить разгерметизацию в случае реализации риска аварии.

Опасные грузы должны быть замаркированы согласно ГОСТ 19433-88, маркировка должна чётко идентифицировать исходящую опасность и должна быть нанесена несмываемым или иным методом, исключающим её удаление.

Багажное отделение или отсек грузового воздушного судна

Багажное отделение или грузовой отсек воздушного судна должны быть оборудованы средствами крепления груза, исключающими его произвольное перемещение по время полёта. Средства пожаротушения должны быть в рабочем состоянии, о чём свидетельствует маркировка на огнетушителях.

Багажное отделение или грузовой отсек должны герметично отделяться от пассажирского салона и кабины пилотов.

Аэропортовая инфраструктура и средства погрузки

Средства предполётного контроля должны обнаруживать опасный груз в случае попытки его незаконного проноса на воздушное судно.

К погрузке и выгрузке опасных грузов должны привлекаться только исправные и аттестованные погрузочные средства, оборудованные специальными приспособлениями, исключающими падение или опрокидывание груза.

Сопроводительная документация

С целью обеспечения перевозки опасных грузов авиатранспортом, необходимо применять документацию, оформленную в соответствии с Приказом ФАС России № 372 от 29.12.98 г. Бланк «Декларации грузоотправителя на опасные грузы» печатается на бумаге формата А4 или А3. Бланк должен иметь обрамление из косых толстых линий красного цвета. Заполнение бланка должно производиться машинописным или четким разборчивым почерком (печатными буквами). Бланк Декларации не является бланком строгой отчетности.

К «Декларации грузоотправителя на опасные грузы» грузоотправитель прилагает документы, подтверждающие заявленные характеристики опасных грузов.

Персонал, обеспечивающий обращение опасных грузов в авиации

Персонал, допущенный к обращению опасных грузов, должен быть обучен и аттестован, о чём должны быть сделаны соответствующие записи.

Обязанности персонала по обращению с опасными грузами должны отражаться в должностных и рабочих инструкциях.

Опасные грузы, запрещенные к перевозке на воздушных судах

Запрещенными к перевозке при любых обстоятельствах являются:

  • любые взрывчатые вещества;
  • вещества способные выделять опасное количество тепла или газа в обычных условиях перевозки по воздуху;
  • легковоспламеняющиеся твердые вещества и органические перекиси, которые обладают способностью взрываться и которые упакованы таким образом, что в качестве знака дополнительного риска правилами классификации предусматривается использование знака опасности взрыва.

Законодательством предусмотрены строгие санкции за нарушение правил авиаперевозки опасных грузов в авиации.

Содержание

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 113 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации”*, статьями 32, 33 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) для реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (Приложение 18 “Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху”) и распространяются на полеты воздушных судов гражданской авиации (далее – воздушные суда) в воздушном пространстве Российской Федерации, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов и (или) эксплуатируемых эксплуатантами, имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта Российской Федерации, а также на наземное обслуживание воздушных судов в гражданских аэропортах (аэродромах) Российской Федерации.

2. Уполномоченный орган в области гражданской авиации на основании решения может предоставить освобождение от выполнения настоящих Правил при условии, что будет сделано все возможное для достижения равнозначного уровня безопасности перевозки опасного груза воздушным судном, обеспечиваемого соблюдением настоящих Правил и Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО) (далее – Технические инструкции).

3. Опасные предметы и вещества, создающие угрозу для здоровья человека и безопасности имущества или окружающей среды, указанные в перечне Технических инструкций и классифицирующиеся в соответствии с Техническими инструкциями (далее – опасные грузы), перевозятся воздушными судами в соответствии с требованиями Технических инструкций.

4. Настоящие Правила не распространяются на опасные грузы, необходимые на борту воздушного судна в соответствии с требованиями летной годности и правилами эксплуатации, или для специальных целей, указанных в Технических инструкциях.

5. Изделия и вещества, классифицируемые как опасные, которые сняты с воздушного судна для замены или предназначены для замены изделий и веществ воздушного судна с целью восстановления его летной годности, перевозятся на борту воздушного судна в соответствии с настоящими Правилами и Техническими инструкциями.

6. Опасные грузы перевозятся пассажирами или членами экипажа воздушного судна в соответствии с требованиями Технических инструкций.

7. Требования по обеспечению авиационной безопасности к грузоотправителям, эксплуатантам и другим лицам, обеспечивающим перевозку опасных грузов воздушными судами, установлены Техническими инструкциями и Федеральными авиационными правилами “Требования авиационной безопасности к аэропортам”, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 142 (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2005 г., регистрационный N 7321).

8. Опасные грузы по степени опасности классифицируются в соответствии с Техническими инструкциями.

9. Не принимаются для перевозки воздушными судами опасные грузы, запрещенные настоящими Правилами и Техническими инструкциями.

10. Не принимаются для перевозки воздушными судами опасные грузы, маркировка, знаки опасности и (или) упаковка которых не соответствуют требованиям Технических инструкций.

11. Программы подготовки специалистов эксплуатанта, грузоотправителя и других лиц, указанных в Технических инструкциях и участвующих в грузовой отправке, обработке, упаковке и перевозке опасных грузов воздушными судами, составляются, обновляются и утверждаются в установленном порядке в соответствии с требованиями Технических инструкций.

12. Контроль исполнения настоящих Правил осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации.

II. Ограничения при перевозке опасных грузов воздушными судами

13. Запрещается перевозка опасных грузов воздушными судами, за исключением случаев, указанных в настоящих Правилах и Технических инструкциях.

14. Запрещается перевозка опасных грузов воздушными судами, указанных в Технических инструкциях как запрещенные для перевозки воздушными судами в обычных условиях, и зараженных животных при отсутствии освобождения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил или указания в Технических инструкциях о возможности перевозки опасных грузов в соответствии с освобождением (разрешением), выданным государством отправления (государство, на территории которого первоначально был погружен на борт воздушного судна опасный груз).

15. Запрещается перевозка опасных грузов воздушными судами любого типа, указанных в Технических инструкциях как запрещенные для перевозки воздушными судами при любых обстоятельствах.

III. Упаковывание опасных грузов

16. Опасные грузы упаковываются и перевозятся в упаковочных комплектах (емкости или другие компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции по удержанию содержимого) в соответствии с настоящими Правилами и Техническими инструкциями.

17. Требования к упаковочным комплектам указаны в Технических инструкциях.

18. Упаковочные комплекты проходят испытания в соответствии с Техническими инструкциями.

19. Для перевозки жидких опасных грузов используются упаковочные комплекты, выдерживающие значение давления, указанное в Технических инструкциях.

20. Упаковочные комплекты защищаются и снабжаются прокладками и абсорбирующими материалами, не вступающими в опасное взаимодействие с опасным грузом.

21. Упаковочный комплект не используется повторно до тех пор, пока не пройдет проверку, установившую отсутствие в нем коррозии или других повреждений.

Если упаковочный комплект используется повторно, то принимаются все необходимые меры для того, чтобы не допустить загрязнения нового груза.

22. Если пустые неочищенные упаковочные комплекты могут представлять опасность, то они плотно закрываются и обрабатываются, исходя из степени опасности, которую они представляют.

23. На внешней стороне грузового места (упаковочный комплект и его содержимое, подготовленные к перевозке воздушным судном) не допускается наличие опасных веществ в количестве, которое может причинить вред окружающей среде.

IV. Нанесение маркировочных знаков опасности

24. Грузовое место с опасным грузом маркируется с нанесением знаков опасности в соответствии с Техническими инструкциями.

25. Грузовое место с опасным грузом маркируется с указанием отгрузочного наименования его содержимого и номера по списку ООН, если он присвоен (четырехзначный номер, присвоенный комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов для обозначения вещества или конкретной группы веществ), и другой маркировкой в соответствии с Техническими инструкциями.

26. Упаковочный комплект изготавливается и маркируется в соответствии с Техническими инструкциями. Упаковочный комплект не снабжается маркировкой с указанием технических требований, если он не отвечает требованиям Технических инструкций к упаковке.

27. Маркировка опасного груза производится на русском языке. При перевозке опасного груза воздушными судами в другое государство, маркировка дополняется переводом на английском языке.

V. Обязанности грузоотправителя

28. Грузоотправитель обязан выявить и надлежащим образом подготовить опасные грузы для перевозки воздушными судами грузовой отправкой (одно или несколько грузовых мест с опасным грузом, принятое эксплуатантом от одного грузоотправителя в одно время и в один адрес, включенных в одну партию и перевозимых одному грузополучателю в один пункт назначения).

Перед предъявлением грузового места или внешней упаковки (упаковка объединяет одно или несколько грузовых мест и не является средством пакетирования) с опасным грузом для перевозки воздушными судами грузоотправитель должен убедиться в том, что опасные грузы не запрещены для перевозки воздушными судами, классифицированы, упакованы, маркированы, снабжены знаками опасности и сопровождаются декларацией грузоотправителя на опасный груз (документ перевозки опасного груза), оформленной в соответствии с требованиями настоящих Правил и Технических инструкций.

29. Лицо, предоставляющее опасные грузы для перевозки воздушными судами, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях, составляет, подписывает и передает эксплуатанту декларацию грузоотправителя на опасный груз, которая содержит информацию, предусмотренную Техническими инструкциями.

30. В грузовой накладной должна содержаться информация о декларации грузоотправителя на опасный груз, свидетельствующая о том, что представленный для перевозки опасный груз воздушными судами в полной мере и точно определен согласно отгрузочным наименованиям, классифицирован, упакован, маркирован, снабжен знаками опасности и находится в состоянии, готовом для перевозки воздушными судами с соблюдением настоящих Правил и Технических инструкций.

31. Декларация грузоотправителя на опасный груз оформляется на русском языке. При перевозке опасного груза воздушными судами в другое государство, декларация дополнительно переводится на английский язык.

VI. Обязанности эксплуатанта

32. Эксплуатант не принимает опасные грузы для перевозки воздушными судами:

если опасные грузы не сопровождаются декларацией грузоотправителя на опасный груз, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях о том, что наличие такого документа не требуется;

без проверки грузового места, внешней упаковки или грузового контейнера с опасными грузами в соответствии с порядком, установленным в Технических инструкциях;

если упаковочные комплекты не защищены и не снабжены прокладками, предотвращающими повреждение упаковочных комплектов, утечку опасного груза и обеспечивающими осуществление контроля за его перемещением внутри внешней упаковки в обычных условиях перевозки опасных грузов воздушными судами.

33. Эксплуатант составляет приемно-контрольный перечень опасных грузов в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.

34. Погрузка упаковок и внешних упаковок с опасными грузами и грузовых контейнеров с радиоактивными материалами** на борт воздушного судна и их размещение осуществляется в соответствии с Техническими инструкциями.

35. Грузовые места, внешние упаковки с опасными грузами и грузовые контейнеры (грузовой контейнер любого типа, авиационный контейнер, авиационный поддон с сеткой, авиационный поддон с сеткой над защитным колпаком) с радиоактивными материалами до погрузки на борт воздушного судна или в средство пакетирования опасных грузов, которое не является внешней упаковкой, проверяются на отсутствие признаков утечки или повреждения.

Протекающие и поврежденные грузовые места, внешние упаковки и грузовые контейнеры для погрузки на борт воздушного судна не допускаются.

36. Средство пакетирования опасных грузов до проверки, устанавливающей отсутствие утечки или повреждения находящихся в нем опасных грузов, для погрузки на борт воздушного судна не допускается.

37. В случае если грузовое место с опасным грузом, погруженное на борт воздушного судна, оказалось повреждено или имеет утечку, то эксплуатант принимает все меры, чтобы такое грузовое место было снято с борта воздушного судна соответствующим уполномоченным органом или организацией, после чего обеспечивает остальной части грузовой отправки защиту от загрязнения.

38. Грузовые места, внешние упаковки с опасными грузами и грузовые контейнеры с радиоактивными материалами проверяются на отсутствие признаков повреждений или утечки также при выгрузке из воздушного судна или из средства пакетирования опасных грузов.

При обнаружении признаков повреждений или утечки производится проверка зоны на борту воздушного судна, в которой опасные грузы или средства пакетирования опасных грузов размещались, с целью выявления повреждений или загрязнения.

39. Опасные грузы не перевозятся в салоне пассажирского воздушного судна или в кабине экипажа воздушного судна, за исключением обстоятельств, предусмотренных Техническими инструкциями.

40. Опасное загрязнение на борту воздушного судна, полученное в результате утечки или повреждения опасных грузов, незамедлительно устраняется.

41. Воздушное судно, загрязненное радиоактивными материалами, незамедлительно снимается с эксплуатации до тех пор, пока уровень радиации на любой доступной поверхности или уровень нефиксированного загрязнения не будет ниже значений, указанных в Технических инструкциях.

42. Грузовые места с опасными грузами, которые могут вступать в опасное взаимодействие друг с другом, не размещаются на борту воздушного судна рядом или в положении, которое в случае утечки может привести к их взаимодействию.

43. Грузовые места с токсическими или инфекционными веществами размещаются на борту воздушного судна в соответствии с Техническими инструкциями.

44. Грузовые места с радиоактивными материалами размещаются на борту воздушного судна отдельно от людей, животных или не проявленной фотопленкой в соответствии с требованиями Технических инструкций.

45. Если опасные грузы погружены на борт воздушного судна в соответствии с настоящими Правилами, то эксплуатант обеспечивает защиту опасных грузов от повреждений.

Опасный груз закрепляется на борту воздушного судна таким образом, чтобы исключить его перемещение во время полета.

Грузовые места с радиоактивными материалами закрепляются на борту воздушного судна таким образом, чтобы обеспечить во время полета соблюдение требований пунктов 42 и 44 настоящих Правил.

46. Грузовые места с опасным грузом со знаком “Только грузовым воздушным судном” размещаются на борту воздушного судна таким образом, чтобы член экипажа воздушного судна или другое уполномоченное лицо имели возможность осматривать опасный груз, при необходимости отделять его от других грузов во время полета, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях.

VII. Предоставление информации об опасных грузах

47. Прием особо опасного груза для перевозки воздушными судами, указанного в Технических инструкциях, производится только после получения эксплуатантом подтверждения о готовности к отправке грузоотправителем и приему грузополучателем особо опасного груза, а также получения подтверждения о готовности к приему и обработке особо опасного груза всех аэропортов посадки по маршруту полета воздушного судна.

48. Перед вылетом воздушного судна с опасным грузом эсксплуатант или юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания грузов и почты (агент по наземной обработке грузов в аэропорту), как можно раньше по возможности предоставляет командиру воздушного судна письменную информацию об опасном грузе в соответствии с Техническими инструкциями.

49. Перед вылетом воздушного судна с опасным грузом эсксплуатант информирует аэропорт назначения о наличии опасного груза на борту воздушного груза.

50. В руководстве по производству полетов эксплуатанта должна быть информация, необходимая для выполнения перевозки опасного груза летным экипажем воздушного судна, и о его действиях в случае возникновения аварийной обстановки на борту воздушного судна с опасным грузом.

51. Администрация аэропорта и эксплуатант предоставляют информацию о видах опасных грузов, которые не разрешается перевозить пассажирам на борту воздушного судна.

52. Эксплуатанты, грузоотправители и другие организации предоставляют своему персоналу информацию, необходимую им для выполнения обязанностей, связанных с перевозкой опасных грузов, и дают указания о действиях в случае возникновения аварийной обстановки с опасным грузом.

53. В случае возникновения аварийной ситуации во время полета на борту воздушного судна с опасным грузом, командиру воздушного судна необходимо сообщить об этом органу обслуживания воздушного движения с целью передачи данной информации аэропорту посадки воздушного судна в соответствии с Техническими инструкциями и Инструкцией о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на воздушных судах (Doc 9481 AN/928 ИКАО).

54. В случае авиационного происшествия или серьезного авиационного инцидента на борту воздушного судна с опасным грузом, эксплуатант незамедлительно передает сведения об опасных грузах, находящихся на борту воздушного судна, аварийным службам, задействованным в связи с авиационным происшествием или серьезным авиационным инцидентом, а также в течение 24 часов передает сведения соответствующим уполномоченным органам в области гражданской авиации государства эксплуатанта и государства, в котором произошло авиационное происшествие или серьезный авиационный инцидент.

55. В случае серьезного авиационного инцидента, эксплуатант воздушного судна с опасным грузом по запросу незамедлительно передает аварийным службам, задействованным в связи с серьезным авиационным инцидентом, и соответствующему уполномоченному органу в области гражданской авиации государства, в котором произошел серьезный авиационный инцидент, сведения об опасных грузах, находящихся на борту воздушного судна.

VIII. Соблюдение настоящих Правил

56. Уполномоченный орган в области гражданской авиации осуществляет контроль соблюдения настоящих Правил.

В процедуру осуществления контроля соблюдения настоящих Правил входит проверка документов, опасных грузов и деятельности эксплуатантов (агентов эксплуатантов), а также участие в расследовании нарушений настоящих Правил.

57. За нарушение правил перевозки опасных грузов воздушными судами виновные несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

58. Требования настоящих Правил применяются к перевозкам почтовых отправлений, содержащих опасные грузы, воздушными судами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IX. Предоставление отчетов об авиационных происшествиях и серьезных авиационных инцидентах, связанных с перевозкой опасных грузов воздушными судами

59. С целью предотвращения авиационных происшествиях и серьезных авиационных инцидентов, связанных с перевозкой опасных грузов воздушными судами, уполномоченный орган в области гражданской авиации участвует в их расследовании и ведет сбор информации об авиационных происшествиях и серьезных авиационных инцидентах, которые произошли при перевозке опасных грузов:

на территории Российской Федерации;

в Российскую Федерацию из другого государства или в другое государство из Российской Федерации;

эксплуатантами, имеющими сертификат (свидетельство), выданный Российской Федерацией.

По авиационным происшествиям и серьезным авиационным инцидентам, связанным с перевозкой опасных грузов воздушными судами, составляются отчеты в соответствии с Техническими инструкциями.

60. С целью предотвращения повторения фактов перевозки незадекларированных или неправильно задекларированных опасных грузов на борту воздушного судна, уполномоченный орган в области гражданской авиации ведет расследование и сбор информации о таких фактах. По этим фактам составляются отчеты в соответствии с Техническими инструкциями.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239; ст. 6244; ст. 6245; “Российская газета”, 2008, N 153.

** Требования к упаковочному комплекту, предназначенному для радиоактивных материалов, содержатся в части 2 Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

Список запрещенных к перевозке грузов воздушных транспортом

Компания Авиакурьер-Экспресс имеет право отказать заказчику в перевозке, если груз относится к категории опасных грузов или нарушает законодательство Российской Федерации. Для отправки грузов следует обращаться в специализированные компании.

Статья 113. Воздушная перевозка опасных грузов. Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.

Статья 121. Ответственность грузоотправителя.
Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

1. Огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное и механическое оружие всех видов:

пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства и их имитаторы;
арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, кортики, стилеты, ножи: охотничьи, десантные, финские, штык-ножи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, а также хозяйственно-бытовые ножи с длиной клинка свыше 110 мм.

2. Взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные:

порох в любой упаковке и в любом количестве;
патроны боевые (в том числе малокалиберные);
патроны к газовому оружию;
капсюли (пистоны) охотничьи;
пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;
тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;
капсюли, детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур и т.д.

3. Сжатые и сжиженные газы:

газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;
газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия.

4. Легковоспламеняющиеся жидкости:

ацетон;
бензин;
пробы легковоспламеняющихся нефтепродуктов;
метанол;
метилацетат (метиловый эфир);
сероуглерод;
эфиры;
этилцеллюлоза;
все другие легковоспламеняющиеся жидкости.

5. Воспламеняющиеся твердые вещества:

вещества, которые от действия на них воды выделяют тепло и горючие газы, что может вызвать самовоспламенение и пожар: калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и другие;
фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ;
перекиси органические;
нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25% воды или растворителя. Нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25% спирта. Нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30% растворителя или 20% воды.

6. Ядовитые и отравляющие вещества:

любые ядовитые, сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару;
бруцин;
никотин;
стрихнин;
тетрагидрофурфуриловый спирт;
антифриз;
тормозная жидкость;
этиленгликоль;
ртуть;
все соли синильной кислоты и цианистые препараты;
циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и все другие сильнодействующие ядовитые и отравляющие вещества.

7. Едкие и коррозирующие вещества:

сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие;
фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества.

8. Драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;

9. Драгоценные камни и изделия из них;

10. Денежные знаки и эквиваленты денежных знаков;

11. Стратегические материалы;

12. Ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;

13. Уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;

14. Рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

15. Результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;

16. Шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование;

17. Наркотические средства и психотропные вещества;

18. Спирт этиловый;

19. Отходы радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;

20. Специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование.

21. Животные, занесенные в красную книгу;

22. Человеческие органы.

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ТРАНСПОРТИРУЕМЫХ НАИМЕНОВАНИЙ ГРУЗОВ, в отношении которых необходимо подтверждение содержимого грузовых мест, поскольку они могут содержать ОПАСНЫЕ грузы:

Аэрозоли. При изменении давления в самолете на высоте, может быть вытекание содержимого или взрыв баллончиков.

Баллоны, металлические емкости (бочки, фляги). Могут содержать сжатые или сжиженные газы, топливо, растворители, краски.

Бытовые принадлежности, домашняя утварь, багаж пассажиров. Могут содержать легковоспламеняющиеся хозяйственные жидкости, коррозионные вещества для чистки кухонных плит, токсические вещества для борьбы с бытовыми насекомыми, легковоспламеняющийся газ или жидкие заправочные элементы для зажигалок, баллоны для туристических плиток, спички, отбеливающие составы, аэрозоли.

Вакцины. Могут быть упакованными с использованием сухого льда (твердая двуокись углерода).

Газовые зажигалки, жидкость для зажигалок. При низком атмосферном давлении возможна утечка газа, появляется возможность взрыва.

Диагностические пробы, образцы для тестирования, лабораторное оборудование. Могут содержать любое опасное вещество, в том числе инфекционное. Замороженные фрукты, овощи. Могут быть упакованы с использованием сухого льда (твердая двуокись углерода).

Инструменты. (барометры, манометры, ртутные выключатели, выпрямительные лампы, термометры и т.д.). Могут содержать ртуть.

Краска – в большинстве своем, легковоспламеняющиеся жидкости, в эту категорию относятся эмали, лаки, полироли, загустители.

Медицинские препараты, фармацевтика. Могут включать инфекционные вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, окислители, органические перекиси или коррозионные вещества.

Наборы инструментов. Могут содержать строительные пистолеты с патронами, сжатые газы, аэрозоли, легковоспламеняющиеся клеи, краски, коррозионные вещества.

Станки, оборудование. Могут содержать химикаты, очищающие растворители, краску.

Ремонтные комплекты. Могут содержать органические перекиси и легковоспламеняющиеся клеи, краски, основанные на растворителях, смолы и т.д.

Фармацевтические препараты. Могут содержать элементы, включаемые по какому-либо критерию в категорию опасных грузов, в частности радиоактивный материал, легковоспламеняющиеся жидкости, токсические и коррозионные вещества.

Фото принадлежности. Могут содержать элементы, включаемые по какому-либо критерию в категорию опасных грузов, в частности устройства, выделяющие тепло, легковоспламеняющиеся жидкости, легковоспламеняющиеся твердые вещества, окислители, органические перекиси, токсические или коррозионные вещества.
Химические вещества для бассейнов. Могут содержать окисляющие или коррозионные вещества.

Электрическое оборудование. Может содержать намагниченные материалы, ртуть в устройстве включения, электронные лампы или жидкостные батареи.

1. Процедура отправки опасных грузов

1. Опасный груз допускается к воздушной перевозке только с разрешения Перевозчика (после подачи соответствующего заявления отправителем), а также аэропортов отправления, трансфера, транзита и назначения. Предъявление опасного груза к перевозке осуществляется грузоотправителем не позднее чем за 48 часов до его отправки.

2. При сдаче к перевозке опасного груза отправитель обязан выполнять все требования перевозчика, относящиеся к соблюдению правил перевозки опасного груза, его упаковки, маркировки, документального оформления, а также обеспечения безопасности перевозки, предусмотренные специальными правилами перевозки опасного груза, изложенными в «Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО.

3. Отправитель обязан предоставить перевозчику необходимые для безопасной перевозки опасного груза крепежные и пожарные средства, нейтрализующие материалы и т.п.

  • Тара (упаковка) опасного груза должна соответствовать требованиям, установленным действующими стандартами и правилами перевозки опасного груза (герметичность, стойкость и т.д.). Совместная упаковка в одну тару опасного груза с каким-либо грузом запрещается.
  • Места (ящики, барабаны, баллоны и др.) с ядовитыми веществами, сжатыми и сжиженными газами отправитель обязан пломбировать. Сверху и на одной из сторон упаковки каждого места отправитель обязан наклеить ярлык специальной маркировки.
  • Перевозка опасного груза производится прямыми рейсами, без перегрузок. Прием к перевозке опасного груза с перегрузками в промежуточных аэропортах категорически запрещается.
  • При предъявлении к перевозке груза, не указанного в перечне опасных грузов, но наименование которого вызывает сомнение в возможности приема его к перевозке на общих условиях, грузоотправитель обязан предоставить Перевозчику описание характера груза и его свойств.
  • 2. Документальное оформление опасных грузов

При отправке груза, относящегося к категории опасных, отправитель должен предоставить все документы на груз: счет-фактура, ТТН, сертификаты на содержимое груза. документы, разрешающие транспортировку на воздушном судне.

В соответствии со ст.105 Воздушного Кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки груза между перевозчиком и грузоотправителем удостоверяется грузовой авианакладной.

Грузовая авианакладная заполняется на русском языке для внутренних перевозок и на английском языке для международных перевозок.

Грузовая авианакладная оформляется на основании заполненной и подписанной грузоотправителем «Заявки грузоотправителя», а при перевозке грузов, отнесенных к категории «опасных» — «Декларации грузоотправителя на опасные грузы».

Бланк «Заявка грузоотправителя» оформляется в одном экземпляре и остается у юридического лица, оформляющего «Грузовую накладную».

Бланк «Декларация грузоотправителя на опасные грузы» оформляется в двух экземплярах и является приложением к грузовой накладной. Один экземпляр остается в аэропорту отправления, второй следует с грузом до пункта назначения.

(из Приложения № 1 к приказу ФАС России от 29/12/98 № 372)

Декларация отправителя о перевозке опасных грузов должна быть заполнена и подписана отправителем и передана экспедитору. Экспедирование опасных грузов, авиаперевозки которых ограничены по условиям авиационной безопасности, осуществляются только экспедиторами, имеющими программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с Управлением авиационной безопасности Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию