Расшифровка кода экстренных мер при перевозке опасных грузов

Знаки ДОПОГ для автомобилей, перевозящих опасные грузы.

Размер таблички по ГОСТу 690х300

КЭМ – код экстренных мер состоит из цифр, обозначающих необходимые действия при тушении пожара (аварии), и букв, обозначающих меры защиты необходимые для людей:

1 – воду и пену не применять, применять сухие огнетушащие средства;

2 – применять водяные струи;

3 – применять распыленную воду;

4 – применять пену или составы на основе хладонов;

5 – предотвратить попадания вещества в сточные воды;

6 – пену не применять;

7 – порошки общего назначения не применять;

Д – необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки;

П – необходим дыхательных аппарат и перчатки только при пожаре;

К – необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат;

Э – необходима эвакуация людей из близко расположенных помещений и зданий.

Опасные грузы класса 1.

    • Подкласс 1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой.
    • Подкласс 1.2 Вещества и изделия, характеризующиеся опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.
    • Подкласс 1.3 Вещества и изделия, характеризующиеся опасностью загорания, а также незначительной опасностью взрыва массой и (или) разбрасывания.

Пример вещества класса 1.1:
Название – ТРИНИТРОТОЛУОЛ
№ вещества по списку ООН – 0209
Группа совместимости – D
Метод упаковывания – Е26
Код экстренных мер (КЭМ) – 234КЭ

Опасные грузы класса 1.

    • Подкласс 1.4 Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.
    • Подкласс 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой.
    • Подкласс 1.6 Вещества чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой.

Пример вещества класса 1.4: Название – ПАТРОНЫ ХОЛОСТЫЕ
№ вещества по списку ООН – 0338
Группа совместимости – С
Метод упаковывания – Е112
Код экстренных мер (КЭМ) – 234КЭ

Опасные грузы класса 2.

  • Подкласс 2.1 Невоспламеняющиеся неядовитые газы.
  • Подкласс 2.2 Ядовитые газы.
  • Подкласс 2.3 Воспламеняющиеся (горючие) газы.
  • Подкласс 2.4 Ядовитые и воспламеняющиеся газы.

Группа А
(подкласс 2.1 по ГОСТу 19433-88)
Невоспламеняющиеся неядовитые газы.

Пример вещества группы А:
Название – АЗОТ
№ вещества по списку ООН – 1066
Код экстренных мер (КЭМ) – 2345КЭ
Группа по ДОПОГу – 1°А
Дополнительная опасность – нет
Идентификационный номер опасности – 20

Опасные грузы класса 2.

Группа Т
(подкласс 2.2 по ГОСТу 19433-88)
Ядовитые (токсичные) газы.

Пример вещества группы Т:Название – ХЛОР
№ вещества по списку ООН – 1017
Код экстренных мер (КЭМ) – 2345КЭ
Группа по ДОПОГу – 2°ТС
Дополнительная опасность – 6.1, 8
Идентификационный номер опасности – 268

Опасные грузы класса 2.

Группа F
(подкласс 2.3 по ГОСТу 19433-88)
Воспламеняющиеся газы.

Пример вещества группы F: Название – ПРОПАН
№ вещества по списку ООН – 1978
Код экстренных мер (КЭМ) – 2345КЭ
Группа по ДОПОГу – 2°F
Дополнительная опасность – нет
Идентификационный номер опасности – 23

Опасные грузы класса 3.

Опасные грузы 3 класса по ДОПОГу на подклассы не делятся.
По ГОСТу 19433-88 делятся на три подкласса в зависимости от температуры вспышки:

Пример вещества класса 3.1:
Название – БЕНЗИН АВТОМОБИЛЬНЫЙ
№ вещества по списку ООН – 1203
Код экстренных мер (КЭМ) – 345КЭ
Температура вспышки – | Политика конфиденциальности

Н. Новгород 8 (831) 230-73-03, 8 (950) 353-73-13, e-mail: 4134949@mail.ru

г. Москва +7 (495) 585-46-25, e-mail: 495-5854625@mail.ru

г. Дзержинск 8 (8313) 23-59-59, e-mail: 3235959@mail.ru

Представительство в г.г. Кулебаки и Выкса: 8 (83176) 5 49 92 (РА “ЗАРЯ”)

КОД ЭКСТРЕННЫХ МЕР

1– ВОДУ НЕ ПРИМЕНЯТЬ! ПРИМЕНЯТЬ СУХИЕ ОГНЕТУШАЩИЕ СРЕДСТВА!

2– ПРИМЕНЯТЬ ВОДЯНЫЕ СТРУИ.

3 – ПРИМЕНЯТЬ РАСПЫЛЕННУЮ ВОДУ.

4 – ПРИМЕНЯТЬ ПЕНУ ИЛИ СОСТАВЫ НА ОСНОВЕ ХЛАДОНОВ.

5 – ПРЕДОТВРАЩАТЬ ПОПАДАНИЕ ВЕЩЕСТВ В СТОЧНЫЕ ВОДЫ И ВОДОЕМЫ.

Д – НЕОБХОДИМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ЗАЩИТНЫЕ ПЕРЧАТКИ.

П – НЕОБХОДИМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ЗАЩИТНЫЕ ПЕРЧАТКИ ТОЛЬКО ПРИ ПОЖАРЕ.

К – НЕОБХОДИМЫ ПОЛНЫЙ ЗАЩИТНЫЙ КОМПЛЕКТ ОДЕЖДЫ И ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ.

З – НЕОБХОДИМА ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ.

Рис. 6. Информационная таблица для обозначения транспортных средств (пример заполнения)

Расшифровка КЭМ — кода экстренных мер:

3— применять распыленную воду.

4 – применять пену или составы на основе хладонов.

5 — предотвратить попадание веществ в сточные воды и водоем.

1203 — номер бензина автомобильного по списку веществ ООН.

К— необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат

Э — необходима эвакуация людей.

Цифры 3.1 на знаке опасности означают номер класса и подкласса опасного груза по ГОСТ 19433-88

Аварийная карточка системы информации об опасности на автомобильном транспорте во многом похожа на железнодорожную, однако заполняется каждый раз заново каждым грузополучателем.

Аварийная карточка СИО при перевозке прилагается к путевому листу и находится у водителя или сопровождающего лица и помогает принять правильные экстренные меры при возникновении аварийной ситуации, а также расследовать причины аварии.

Аварийная карточка заполняется грузоотправителем и грузополучателем на основании условий безопасной перевозки, ГОСТ-ов, ОСТов, технических условий изготовителей на конкретное опасное вещество и изделие.

Аварийная карточка включает в себя следующие положения:

– техническое наименование опасного вещества;

– другие наименования (синонимы);

– класс и подкласс опасного вещества;

– код экстренных мер (КЭМ);

– минимальную безопасную массу опасного груза (мини­мально безопасное количество опасных предметов);

– пожаро- и взрывоопасность вещества;

– опасность для живых организмов;

– меры первой помощи и индивидуальные средства защиты. В странах ЕС согласно правилам АОК/ДОПОГ (добавление В.5, маргинальный номер Кп 250001) транспортное средство маркируется предупредительной табличкой, информирующей о ха­рактере опасного груза и о номере данного вещества по номенкла­туре ООН.

Табличка имеет размеры 300х400 мм и горизонтальной линией разделена на две равные части. В верхней части таблички ставится идентификационный номер вида опасности (2 или 3 цифры), в нижней части идентификационный номер ООН. Все соответствующие номера и обозначения приведены в таблице № 1 ДОПОГ (Кп 250000). Фон таблички оранжевый, окантовка, поперечная полоса и цифры – черного цвета толщиной линии 15 мм (пример заполнения на рис. 4).

Рис. 7. Пример заполнения предупредительной таблички (АDR/ДОПОГ)

Идентификационный номер вида опасности состоит из двух или трех цифр. Как правило, цифры обозначают следующие виды опасности:

2 – Выделение газов в результате давления или химической реакции

3 – Воспламеняемость жидкостей (паров) и газов

4 – Воспламеняемость твердых веществ

5 – Окисляющие свойства (вещество, поддерживающее горение)

6 – Ядовитое вещество

7 – Радиоактивное вещество

8 – Коррозионные свойства

9 – Опасность самопроизвольной бурной реакции

Вопрос 78. Требования к маркировке опасных грузов и ТС

К маркировке опасных грузов предъявляются особые требования, которые должны содержать, помимо заводской маркировки и предупреждающих знаков по ГОСТ 14192-96 “Маркировка грузов” знаки опасности по ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Клас­сификация и маркировка”.

Знаки опасности наносятся в строго определенных местах в зависимости от герметической формы упаковки: на имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнерах и пакетах) – на боковой, торцевой и верхней поверхностях; на бочках – на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон; на мешках – в верхней части у шва с двух сторон; на кипах и тюках – на торцевой и боковой поверхностях. Предупредительные знаки наносятся после знака опасности. Если груз обладает несколькими видами опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, присущие этим видам. При этом номер класса опасного груза наносится на знаке, характеризующем основной вид опасности.

Помимо маркировки транспортного средства каждая грузовая единица, содержащая опасный груз, должна иметь свою маркировку (знак опасности), характеризующую транспортную опасность груза.

Знаки опасности, идущие под своей нумерацией, а именно:

1.3, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6.1, 6.1А, 7А, 7В, 7С и 8 должны иметь форму квадрата со стороной 10 см, поставленного на вершину. Они должны быть обведены по всему периметру в пяти миллиметрах от края линией черного цвета. Размер стороны ярлыка, предназначенного для съемных или несъемных цистерн, должен быть не менее 30 см.

Знаки опасности, идущие под номерами: 10, 11 и 12 должны иметь форму прямоугольника формата А5 (148х210 мм). Для грузовых мест эти размеры могут быть уменьшены до формата А7 (74х105 мм).

В нижней части знаков опасности допускается цифровая или буквенная надпись, указывающая на характер опасности.

Знаки опасности, если в этом есть необходимость, должны наклеиваться на грузовые места и несъемные цистерны, либо прикрепляться к ним иным способом.

В этом случае, если внешнее состояние грузового места препятствует помещению на нем знаков, то они наклеиваются на картон или на таблички, которые прочно прикрепляются к грузовым местам. На наружной таре и съемных цистернах знаки могут заменяться нестираемыми знаками опасности, в точности соответствующими предписанным образцам.

Если на грузовом месте должно быть два знака одного и того же образца, то эти знаки помещаются следующим образом:

Рис. 4. Размещение знаков одного и того же образца.

Размещение знаков на грузовых местах и, в соответствующих случаях, на съемных цистернах и на контейнерах, является обязанностью грузоотправителя.

Знаки опасности, предписанные для веществ и предметов различных классов, означают следующее:

№1Черная взрывающаяся бомба на оранжевом фоне: предписан для ОГ кл.1а, 1в и некоторых веществ кл.5.2.Взрывчатое вещество.
№1.4Черные цифры на оранжевом фоне, символ не наносится.Взрывчатое вещество подкласс 1.4.
№1.5Черные цифры на оранжевом фоне, символ не наносится.Взрывчатое вещество подкласс 1.5.
№2Этот номер резервируется для возможного в будущем использования на международной основе символа газового баллона на зеленом фоне. В настоящее время не подписывается никакого знака для веществ 2 класса ДОПОГ.
№3Черное (белое пламя) на красном фоне, предписан для ОГ кл.2,3 и некоторых веществ кл.4.3,6.1 и 8.Огнеопасно (воспламеняющиеся жидкости).
№4.1Черное пламя на фоне, образованном чередующимися вертикальными красными и белыми полосами).Огнеопасно (воспламеняющиеся твердые вещества).
№4.2Черное пламя на белом фоне, нижний треугольник знака – красного цвета.Самовоспламеняющееся вещество.
№4.3Пламя черное либо белое на голубом фоне.Опасность выделения газа, воспламеняющегося при соприкосновении с водой.
№5Черное пламя над черным кругом на желтом фоне, предписан для ОГ кл.5.1, 5.2 и как дополнительный знак для некоторых ОГ кл. 7 и 8.Вещество, поддерживающее горение, или органическая перекись.
№6.1Череп и две скрещенные кости на белом фоне, предписан для ОГ кл.6.1 и как дополнительный знак для некоторых ОГ кл.3 и 8.Ядовитое вещество в транспортных средствах, в местах погрузки-разгрузки, изолировать от пищевых продуктов и др. предметов потребления.
№6.1АПшеничный колос, перечеркнутый двумя наклонными черными полосами белом фоне, предписан для отдельных видов ОГ кл. 3 и 6.1.Вредное вещество: изолировать от пищевых продуктов в транспортных средствах, в местах погрузки и выгрузки.
№7АЧерный схематический трилистник с надписью “Радиоактивно”, одна вертикальная красная полоса в нижней части и следующим текстом: содержание…. активность… изображение и надпись – черные на белом фоне; вертикальная полоса красная предписан для ОГ кл.7.Радиоактивное вещество в упаковках категории I – БЕЛАЯ; в случае повреждения упаковки и утечки вещества опасно для здоровья в результате его попадания в органы дыхания или при соприкосновения с ним.
№7ВТот же знак, что и в п.7А, но с двумя вертикальными полосами в нижней части и следующим текстом: содержание… активность… транспорт, показатель, рисунок и надпись – черные, фон в верхней части – желтый, в нижней части – белый, вертикальные полосы – красные, предписан для ОГ кл.7.Радиоактивное вещество в упаковках категории II – ЖЁЛТАЯ; держать упаковки на предписанном расстоянии от грузовых мест, содержащих непроявленные рентгеновские или фотографические пластинки или пленку; в случае повреждения упаковок и утечки вещества опасно для здоровья в результате его попадания вовнутрь организма, а также возможно внешнее облучение на расстоянии.
№7СТот же знак, но с тремя вертикальными полосами в нижней части предписан для ОГ кл. 7.Радиоактивное вещество в упаковках категории III – ЖЁЛТАЯ; (предписания о мерах предосторожности те же, что в п.7С).
№7ДСхематический черный трилистник с надписью “Радиоактивно” на белом фоне: минимальная длина стороны – 15 см.Знак наносится на обе наружные боковые и задние стенки транспортного средства, перевозящего любой радиоактивный груз в упаковках с ярлыками: № 7А6; 7В или 7С
№8Капли вытекающие из одной пробирки на пластинку, а из другой – на руку – черный рисунок на белом фоне, нижний треугольник знака – черный с белой каймой; предписан для ОГ кл.3, 4.3, 5.1, 6.1. и 7Едкое вещество.
№9Верхний треугольник в вертикальную черно-белую полоску.Разные опасные вещества.
№10Черный открытый фон на белом фоне.Беречь от сырости.
№11Две черные стрелы на белом фоне вверх предписан для ОГ кл.1а, 2, 3, 4.1, 4.3, 5.1, 6.1, 6.2 и 8.Этот знак прикрепляется вверх на двух противоположных боковых стеклах грузового места.
№12Красная рамка на белом фоне, предписан для ОГ кл.1а, 2, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 6.1, 6.2 и 8Обращаться осторожно, не опрокидывать.

Система информации об опасности, принятая на автомобильном транспорте в Российской Федерации, установлена и подробно описана в инструкции МВД по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Система информации об опасности (СИО) на автомобильном транспорте в РФ в настоящее время состоит из:

1) информационной таблицы для обозначения транспортного средства (рис. 2, пример заполнения на рис. 3);

2) информационной карточки системы информации об опасности с расшифровкой кодов экстренных мер (КЭМ), указанных на информационных таблицах);

3) аварийной карточки СИО для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП.

В Системе информации об опасности используются знаки опасности ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация. Маркировка”, наносимые как на тару, в которую упакован опасный груз, так и на информационные таблицы, обозначающие тран­спортное средство, перевозящее опасный груз (указывается знак опасности наиболее опасного груза из нескольких, перевозимых вместе, данным транспортным средством).

На информационной таблице, кроме знака опасности, наносится номер вещества по списку ООН и код экстренных мер.

Знак опасности и номер вещества по списку ООН указывают на принадлежность опасного груза к определенному классу (его правильное транспортное (международное) наименование) и на вид опасности, который представляет данный груз. Код экстренных мер позволяет (при наличии расшифровывающей его информационной карточки) наряду с аварийной карточкой системы информации об опасности, осуществить мероприятия по ликвидации последствий ДТП или другой аварийной ситуации.

Цифры на коде экстренных мер обозначают действия при пожаре и утечке, буквы – экстренные меры по защите людей.

Размеры информационной таблицы, ее окраска и установка на транспортное средство (спереди на правой стороне бампера, сзади – на задней стенке кузова, не загораживая номерных знаков и световых приборов и не выходя за габариты транспортного средства) определяются Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (фон левой части таблицы – белый, фон граф “КЭМ” и “№ ООН — оранжевый, габариты 300х690 мм).

Таблица устанавливается на транспортном средстве, перевозящем данный груз, а после его выгрузки и очистки тары снимается.

Информационной карточкой обеспечивают органы внутренних дел, контролирующие перевозки опасных грузов.

Рис. 5. Информационная таблица для обозначения транспортного средства

1 — код экстренных мер при пожаре или утечке

2 — знак. опасности по ГОСТу 19433-88

КОД ЭКСТРЕННЫХ МЕР

1– ВОДУ НЕ ПРИМЕНЯТЬ! ПРИМЕНЯТЬ СУХИЕ ОГНЕТУШАЩИЕ СРЕДСТВА!

2– ПРИМЕНЯТЬ ВОДЯНЫЕ СТРУИ.

3 – ПРИМЕНЯТЬ РАСПЫЛЕННУЮ ВОДУ.

4 – ПРИМЕНЯТЬ ПЕНУ ИЛИ СОСТАВЫ НА ОСНОВЕ ХЛАДОНОВ.

5 – ПРЕДОТВРАЩАТЬ ПОПАДАНИЕ ВЕЩЕСТВ В СТОЧНЫЕ ВОДЫ И ВОДОЕМЫ.

Д – НЕОБХОДИМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ЗАЩИТНЫЕ ПЕРЧАТКИ.

П – НЕОБХОДИМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ЗАЩИТНЫЕ ПЕРЧАТКИ ТОЛЬКО ПРИ ПОЖАРЕ.

К – НЕОБХОДИМЫ ПОЛНЫЙ ЗАЩИТНЫЙ КОМПЛЕКТ ОДЕЖДЫ И ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ.

З – НЕОБХОДИМА ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ.

Рис. 6. Информационная таблица для обозначения транспортных средств (пример заполнения)

Расшифровка КЭМ — кода экстренных мер:

3— применять распыленную воду.

4 – применять пену или составы на основе хладонов.

5 — предотвратить попадание веществ в сточные воды и водоем.

1203 — номер бензина автомобильного по списку веществ ООН.

К— необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат

Э — необходима эвакуация людей.

Цифры 3.1 на знаке опасности означают номер класса и подкласса опасного груза по ГОСТ 19433-88

Аварийная карточка системы информации об опасности на автомобильном транспорте во многом похожа на железнодорожную, однако заполняется каждый раз заново каждым грузополучателем.

Аварийная карточка СИО при перевозке прилагается к путевому листу и находится у водителя или сопровождающего лица и помогает принять правильные экстренные меры при возникновении аварийной ситуации, а также расследовать причины аварии.

Аварийная карточка заполняется грузоотправителем и грузополучателем на основании условий безопасной перевозки, ГОСТ-ов, ОСТов, технических условий изготовителей на конкретное опасное вещество и изделие.

Аварийная карточка включает в себя следующие положения:

– техническое наименование опасного вещества;

– другие наименования (синонимы);

– класс и подкласс опасного вещества;

– код экстренных мер (КЭМ);

– минимальную безопасную массу опасного груза (мини­мально безопасное количество опасных предметов);

– пожаро- и взрывоопасность вещества;

– опасность для живых организмов;

– меры первой помощи и индивидуальные средства защиты. В странах ЕС согласно правилам АОК/ДОПОГ (добавление В.5, маргинальный номер Кп 250001) транспортное средство маркируется предупредительной табличкой, информирующей о ха­рактере опасного груза и о номере данного вещества по номенкла­туре ООН.

Табличка имеет размеры 300х400 мм и горизонтальной линией разделена на две равные части. В верхней части таблички ставится идентификационный номер вида опасности (2 или 3 цифры), в нижней части идентификационный номер ООН. Все соответствующие номера и обозначения приведены в таблице № 1 ДОПОГ (Кп 250000). Фон таблички оранжевый, окантовка, поперечная полоса и цифры – черного цвета толщиной линии 15 мм (пример заполнения на рис. 4).

Рис. 7. Пример заполнения предупредительной таблички (АDR/ДОПОГ)

Идентификационный номер вида опасности состоит из двух или трех цифр. Как правило, цифры обозначают следующие виды опасности:

2 – Выделение газов в результате давления или химической реакции

3 – Воспламеняемость жидкостей (паров) и газов

4 – Воспламеняемость твердых веществ

5 – Окисляющие свойства (вещество, поддерживающее горение)

6 – Ядовитое вещество

7 – Радиоактивное вещество

8 – Коррозионные свойства

9 – Опасность самопроизвольной бурной реакции

Коды экстренных мер при пожаре или утечке и их расшифровки

На цистернах, фурах и других автомобилях иногда можно увидеть оранжевые таблички с набором различных цифр и букв. Что обозначают эти символы, для чего нужны, где должны находиться – читайте в статье.

Код экстренных мер

При транспортировке небезвредных для людей и окружающей среды грузов необходима специальная маркировка на автомобиле-перевозчике.

Что это такое

После возникновения на дороге инцидента с машиной, транспортирующей опасное вещество (возгорание, утечка вредных смесей), огромную роль играет скорость принятия решений.

Необходимо быстро получить информацию о допустимости использования тех или иных средств воздействия (какой тип огнетушителя применить, можно ли тушить огонь водой) и защиты (респиратор, огнеупорный комплект одежды и др).

Маркировка кода экстренных мер при пожаре.

Код экстренных мер при пожаре или утечке вредных веществ во время их перемещения – это набор символов, состоящих из цифровых и буквенных обозначений.

Он позволяет быстро определить, что можно использовать для тушения пламени, какие мероприятия необходимы для спасения жизней, защиты окружающей среды и локализации аварии.

На автомобиле КЭМ размещается таким образом, чтобы указанная информация была доступна спасателям.

Кто его составляет

В соответствии с ДОПОГ (международный договор о перевозке опасных грузов), нанесение специальной маркировки на ТС в виде оранжевых табличек возлагается на собственника машины.

Соответственно, если предприятие занимается перевозками опасных грузов, то оно должно иметь отдел, отвечающий за безопасность движения. Обычно за своевре-менную маркировку отвечает сотрудник этого подразделения – он и является должностным лицом, несущим ответственность.

Если такого специалиста в организации нет, то обязанность за составление и нанесение кодов возлагается на руководителя отдела БДД или на директора учреждения.

Нормативно-правовая документация

Российское и международное законодательство совместно регулируют перевозку опасных грузов.

Основные документы, определяющие этот вид деятельности:

  • ДОПОГ;
  • соглашение о грузовом сообщении (международное), прил. №2;
  • ВОПОГ (соглашение по водным путям);
  • морской международный кодекс;
  • правила перевозок ОГ по СНГ (5.04.1996 г.);
  • постановление № 272 (15.04.11 г.);
  • приказ Минтранса № 141 (5.09.08 г.).

Назначение

КЭМ – система, которая предупреждает о движении ТС с небезвредным грузом. Она определяет мероприятия по устранению последствий ДТП и необходимые действия для защиты жизни и здоровья населения и окружающей среды.

Основные функции таблички:

  • дает ценную информацию о грузе, что минимизирует время на подбор средств для ликвидации аварии;
  • позволяет правильно выбрать надлежащие огнегасительные вещества и эффективную индивидуальную защиту;
  • указывает уровень опасности для населения и окружающей местности, подсказывает, какие меры надо сразу принять;
  • помогает понять, необходима ли локализация перевозимого вещества, нужны ли специальные средства нейтрализации или его можно безопасно разбавить;
  • не требуется извлечение информационной карточки из кабины.

Когда КЭМ необходим

Табличка должна присутствовать на любом автомобиле, перевозящем опасный груз.

Особенно важным ее наличие становится в 2-х случаях:

  • при устранении последствий ДТП или утечки опасного вещества;
  • для установления причины произошедшего.

Скорость и безопасность работ в любой нештатной ситуации с машиной, транспортирующей опасный груз, зависят от того, насколько знакома человеку, пришедшему на помощь, расшифровка маркировки кода экстренных мер при пожаре или утечке вредных смесей.

Где применяется

КЭМ указывается не только на оранжевой табличке на кузове автомобиля, перевозящем рискованный груз, но и:

  • в картах – аварийной, информационной;
  • на таре или контейнере с веществом.

Необходимость соблюдать специальные условия хранения, перемещения вредных смесей на складе также определяют обязательность маркировки упаковки, в которой находится опасный груз.

Из чего состоит система оповещения

КЭМ – это не единственное средство информирования о небезопасности груза. Существует целая система информации об опасности (СИО).

Помимо обязательной таблички с кодами, у ТС должны присутствовать:

  • знак опасности, наносимый на контейнер, тару, автомобиль;
  • информационная табличка;
  • № ООН (Организации Объединенных Наций);
  • аварийная карта СИО, которая определяет действия, необходимые для устранения последствий происшествия.

Важно! Знак опасности изготавливается по ГОСТ 19433-88. При перевозке нескольких видов грузов указывается код наиболее вредоносного.

Требования к оформлению и применению

Основные требования по изготовлению информационных таблиц:

  • общий белый фон;
  • для № ООН и КЭМ необходима подложка оранжевого цвета, ее размер от 300*120 мм минимум до 400*300 мм (со светоотражающим покрытием);
  • все надписи, линии деления таблиц и граф должны быть черного цвета, толщиной 15 мм;
  • символы пишутся шрифтом, толщина которого для №ООН, КЭМ – 15 мм, на знаке опасности – 3 мм;
  • названия граф (№ООН и КЭМ) выполняются белым цветом;
  • знак опасности обводится черной линией, толщина которой минимум 5 мм, отступ от края знака тоже 5 мм.

Маркировка на автомобилях с опасным грузом.

Таблички крепятся как на передней части автомобиля, так и сзади.

Боковые стороны помечаются для каждой составляющей сцепки:

  • автоцистерн (с одной или несколькими емкостями);
  • батарей транспортных средств.

Расшифровка кодов

КЭМ имеет два вида маркировки – цифровой и буквенный. Посмотрим, что они обозначают по правилам ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов).

Цифры

Код КЭМЗначение
1Тушение огня возможно только с помощью сухих средств. Не применять воду.
2Использовать воду под сильным давлением (струи).
3Можно использовать только устройства, выпускающие водяную пыль или разряженные тонкие струйки.
4Допустимо применение составов на основе хладонов или пены.
5Опасно: не допускать попадание опасного вещества в водоемы, сточные воды.

Буквы

СимволЗначение
ДПри работе с веществом требуются защитные перчатки и дыхательный аппарат.
ПВ случае пожара необходимо использование дыхательного аппарата и перчаток.
КПонадобится комплект защитной одежды и дыхательный аппарат.
ЭПолная эвакуация населения из зоны поражения.

Зная значения всех символов, можно легко и быстро расшифровать КЭМ, определить средства пожаротушения и обеспечить требуемый уровень защиты населения.

Например, маркировка кода экстренных мер при пожаре или утечке 145К. Расшифровка – не применять воду (1), можно воспользоваться пенным огнетушителем (4). Необходимо ограничить распространение вещества, есть опасность заражения окружающей среды (5).

При проведении работ на месте происшествия требуется защитная одежда и аппарат для обеспечения безопасного процесса дыхания.

Штраф за нарушения

Административное наказание за несоблюдение правил перевозки опасных грузов отражено в таблице:

Что нарушеноВодитель ТСДолжностное лицоКомпания-собственник
Квалификация водителя не соответствует требованиям (автотранспорт)Штраф от 500 до 2 500 р. и/или лишение права управления автомобилем на срок до 6 месяцевШтраф от 15 до 20 тыс. р., при наличии жертв возможно наступление уголовной ответственностиШтраф до 500 тыс. р.
Не получен допуск для ТС (автотранспорт)
Отсутствуют необходимая маркировка, документы (автотранспорт)
Требования на железной дорогеШтраф до 300 р.Взыскание до 500 р.Штраф до 5 тыс. р.
Законодательные акты для воздушных ТСШтраф до 1000 р.Взыскание до 2 000 р.Штраф до 20 тыс. р.
Положения для водных ТСШтраф до 500 р.Взыскание до 1 000 р.Штраф до 10 тыс. р.

Важно! В случае порчи имущества третьих лиц суд может возложить обязанность по возмещению ущерба на водителя, ответственного на предприятии за БДД и на компанию-собственницу ТС.

Выводы

Система СИО необходима всем участникам дорожного движения – от пешеходов и пассажиров до водителей.

Важнейшей составляющей этой системы являются коды экстренных мер. Их своевременная расшифровка поможет быстро сориентироваться в обстановке и минимизировать последствия серьезного происшествия.

Соблюдение правил по маркировке машин с опасными грузами значительно облегчит работу спасательных отрядов и поможет сохранить имущество перевозчика.

Детальная информация видна на видео:

Особенности маркировки автомобильных транспортных средств при перевозке опасных грузов

Система информации об опасности (СИО) включает в себя следующие основные элементы:

  • — информационные таблицы для обозначения транспортных средств;
  • — аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий;
  • — информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице;
  • — специальную окраску и надписи на транспортных средствах.

Организация СИО возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов, и грузоотправителей (грузополучателей).

Практические мероприятия по обеспечению СИО осуществляются автотранспортными организациями совместно с грузоотправителями (грузополучателями).

Информационные таблицы СИО изготавливаются организациями — изготовителями опасных грузов и представляются автотранспортным организациям для установки спереди и сзади транспортного средства (спереди — на правой стороне бампера, сзади — на задней стенке кузова, не загораживая номерных знаков и световых приборов и не выходя за габариты транспортного средства).

Информационные таблицы для обозначения транспортных средств должны изготавливаться по размерам, указанным на рис. П1, и с соблюдением следующих требований:

  • — общий фон таблицы белый;
  • — фон граф «КЭМ» и «ООН №» оранжевый;
  • — рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;
  • — наименование граф (КЭМ, ООН №) и надпись в знаке опасности «Едкое вещество» выполняются белым цветом;

Рис. П1. Информационная таблица, устанавливаемая на автотранспортное средство при перевозке опасного груза

  • — рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака;
  • — толщина букв в графах «КЭМ» и «ООН №» равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм;
  • — рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной, равной 15 мм.

Написание буквенно-цифрового кода экстренных мер производится в любом порядке букв и цифр.

Информационная карточка СИО изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, а на оборотной стороне приведены образцы знаков опасности.

Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке, а также информации о последствиях попадания веществ в сточные воды:

  • 1 — применять сухие вещества, воду не применять.
  • 2 — применять водяные струи.
  • 3 — применять распыленную воду или тонкие водяные струи.
  • 4 — применять пену.

5 — предотвратить попадание веществ в сточные воды.

Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей. Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных слов применяемого кода:

Д — необходим ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки;

П — необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при ПОЖАРЕ;

К — необходим полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный аппарат;

Э — необходима ЭВАКУАЦИЯ людей.

В случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО.

Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности, а также в заявке (разовом заказе) на перевозку этого груза.

Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы — цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи:

  • — при перевозке метанола транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет с черной полосой и оранжевой надписью по обечайке «Метанол — яд!»;
  • — при перевозке аммиака — цвет транспортного средства любой и подпись «Аммиачная вода. Огнеопасно»;
  • — при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносится надпись «Огнеопасно!»;
  • — при перевозке самовозгорающихся веществ нижняя часть транспортного средства (цистерны) окрашивается в красный цвет, верхняя — в белый и наносится надпись черного цвета «Огнеопасно»;
  • — при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись «Огнеопасно»;

— при перевозке веществ, поддерживающих горение, транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет и наносится двойная надпись: «Огнеопасно»

— при перевозке едких веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет с черной полосой по обечайке, на которую наносится надпись желтым цветом «Едкое вещество».

Высота букв и надписей, наносимых на транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должна быть не менее 150 мм, черного цвета.

Опознавательные знаки на опасных грузах

По правилам дорожного движения, перевозимый автотранспортом опасный груз следует маркировать. Предупреждающие знаки в виде таблички или наклейки закрепляют на грузы, контейнеры и перевозящий их транспорт. Опознавательный знак предупреждает грузчиков и водителей на допустимом расстоянии, все это направлено на предупреждение аварийной ситуации на дороге.

Знак опасного груза необходим при его перевозке

Опасности нет там, где ее не боятся

Классификация опасностей

При перевозке опасного груза предпринимается и череда мер:

  • Транспорт должен передвигаться со скоростью не больше 70 км/ч. Точную скорость регулируют знаки и тип дороги.
  • Транспорт должен находиться в исправном состоянии, соответствовать всем нормам, быть оснащенным предупредительными оранжевыми маячками, а у его водителя на руках обязаны быть документы.

Опасный груз – это груз, который во время перевозки и использования может навредить здоровью или даже лишить жизни людей, а также нанести ущерб экологии окружающей среды. Сюда относятся взрывоопасные, токсичные, радиоактивные грузы. Чтобы предотвратить описанные последствия применяется комплекс мер, основанных на регламенте Министерства транспорта. Перевозка опасных грузов, не несущих на себе опознавательный знак нового образца, категорически запрещена. Свод правил по перевозке сокращенно именуется ДОЛОГ – это международный свод и соблюдение правил из него распространяется на все страны, где он был подписан.

Табличка оранжевого цвета должна отражать свет, а ее размеры в среднем 400 x 300 мм. В верхней части расположен кэм, а номер ООН в нижней. Если транспорт слишком мал, таблицу можно сделать меньше по размеру – 300 x 120. Предупредительные знаки прикрепляют на переднюю и заднюю части транспортного средства, а также на цистернах и контейнерах.

Знак опасного груза должен быть светоотражающим

На основании опасности перевозимых грузов, их разделяют на девять классов. Опознавательные знаки указывают на класс, также в табличку входят кэм и код ООН. Ниже дана их расшифровка:

  • Класс 1. Взрывчатые вещества. Самый опасный класс – 1.1. Опознавательный знак: оранжевая табличка ромбовидной формы с рисунком взрыва на ней и цифрой 1.1. в нижней ее части. Груз маркированный цифрами от 1.4 до 1.6 менее склонен взрываться;
  • Класс 2. Газы – воспламеняющиеся неядовитые, ядовитые и то и другое вместе. О легковоспламеняющихся газах предупреждает красный ромбовидный опознавательный знак с изображением взрыва, о нетоксичных – зеленый с рисунком баллона, а о токсичных – табличка белого цвета с изображением черепа;
  • Класс 3. Легковоспламеняющиеся вещества. Класс 3.1 и 3.2 – загораются при температуре ниже нуля, класс 3.3. – вспыхивают при температурах выше нуля. Помечает груз красный знак в форме ромба с надписью;
  • Класс 4. Различные воспламеняющиеся, но не взрывающиеся вещества. Грузы класса 4.1. отмечают знаки с изображением пламени на полосатом красно-белом фоне. Класс 4.2 обозначает груз склонный к самовозгоранию. Его отмечает ромбовидная таблица, на верхней, белой части которого нарисовано черное пламя, а нижняя часть – красная. 4.3. – загораются, вступив в контакт с жидкостью, высвобождая ядовитые газы. Опознавательный знак — черное пламя на синем фоне;
  • Класс 5.Означает, что идет перевозка окислителей при возгорании выделяющие вредоносные вещества. Наклейка: желтый фон и изображение в виде языков пламени горящих над кругом;
  • Класс 6. Транспорт везет ядовитые или инфекционные вещества. Наклейка представляет собой белый ромб с черепом и перекрещенными костями. В случае если перевозят бактериологически опасное вещество, контейнер помечают ромбическим знаком с рисунком в виде перекрещенных полумесяцев;
  • Класс 7. Радиоактивные вещества нескольких классов. Наклейка с изображением трилистника;
  • Класс 8. Едкие вещества вызывающие коррозию металла и вредящие коже человека. Табличка – ромб с нижней черной половиной и верхней белой, на которой изображены человеческая рука и слиток;
  • Класс 9. Разные вещества, которые могут представлять угрозу человеческому здоровью или экологии. Наклейка – ромб, верхняя белая часть которого покрыта вертикальными толстыми полосами.

Каждая разновидность опасного груза имеет свой знак опасности

Особенности маркировки

В состав маркировки кэм входят:

  1. Рисунок и иногда надпись, внизу расположен код. Скажем наклейка в форме ромба, красного цвета с изображением черного пламени и цифрой 3 внизу.
  2. Код ООН – четырехзначный номер, позволяющий определить перевозимое вещество. Распознав код можно также узнать какие предъявляются требования к перевозке вещества. Пример: 30 1202 или 90 3082. Цифры 30 1202 – легковоспламеняющееся топливо, где 30 – обозначение класса, а 1202 — идентификационный номер ООН. 3082 – опознавательный номер жидких веществ, угрожающих окружающей среде и людям. Также можно расшифровать другие номера, скажем 30 1268, 30 1863 и 30 3065 – все относятся к 3 классу легковоспламеняющихся соединений, но 1268 – нефтепродукт, а 3065 – алкоголь.
  3. Код экстренных мер- кэм. состоит из цифр и букв. Код экстренных мер указывает на действия, которые следует предпринять при возникновении экстремальной ситуации и для защиты людей( 1 – нельзя применять воду для тушения; 2 – можно использовать струи воды; 3 – разрешена распыленная вода;4 – позволительно тушить пеной; 5 – не позволять веществам попасть в сточные воды; Буква «Д» напоминает о необходимости ношения перчаток и дыхательного аппарата; «П» — защитную одежду и приборы можно надевать только при возникновении экстренных ситуаций; «К» — требуется ношение полной защиты; «Э» — эвакуация людей).

Скажем у вещества 3082 — кэм 45П, это означает, что при возникновении чрезвычайного положения можно воспользоваться пеной для тушения пожара необходимо следить, чтобы не произошла утечка в сточные воды. При соблюдении экстренных мер следует защитить себя перчатками и дыхательным аппаратом.

Информационная функция табличек очень важна. Наклейка тревожащих цветов предупреждает о возможных угрозах для жизни, номер экстренных мер позволяет сориентироваться в чрезвычайной ситуации. Знание этих нюансов поможет сохранить транспорт и жизни.

Ссылка на основную публикацию