Рекомендации экспертов ООН по перевозке опасных грузов

Рекомендации экспертов ООН по перевозке опасных грузов

____________________________________________________________________
В дополнение к настоящему документу см.:
Поправки к тринадцатому пересмотренному изданию рекомендаций по перевозке опасных грузов, принятые Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ 10 декабря 2004 года.
____________________________________________________________________

Характер, цели и значение рекомендаций

1. Настоящие Рекомендации разработаны Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций в свете технического прогресса, появления новых веществ и материалов, потребностей современных транспортных систем и, прежде всего, необходимости обеспечения безопасности людей, имущества и окружающей среды. Они предназначены для правительств и международных организаций, занимающихся регламентацией перевозок опасных грузов. Они не применяются к перевозкам опасных грузов навалом, насыпью или наливом, которые в большинстве стран регулируются специальными правилами.

2. Рекомендации, касающиеся перевозки опасных грузов, представлены в форме “Типовых правил перевозки опасных грузов”, которые прилагаются к настоящему документу. Цель Типовых правил заключается в изложении базовой системы положений, позволяющей на единообразной основе разрабатывать национальные и международные правила, регулирующие перевозки, осуществляемые различными видами транспорта; в то же время они остаются достаточно гибкими, чтобы учитывать любые особые требования, выполнение которых может оказаться необходимым. Предполагается, что правительства, межправительственные организации и другие международные организации при пересмотре или разработке правил, относящихся к их сфере компетенции, будут придерживаться принципов, изложенных в Типовых правилах, содействуя тем самым достижению согласованности правил в этой области в мировом масштабе. Кроме того, следует в максимально возможной степени придерживаться новой структуры, формата и содержания, с тем чтобы обеспечить более удобный для пользователей подход, облегчить задачи, стоящие перед контрольными органами, и сократить бремя административной работы. Хотя Типовые правила носят лишь рекомендательный характер, они разработаны в виде обязательных для выполнения положений (например, вместо глагола “следует” во всем тексте используется утвердительная форма, принятая в нормативных документах), с тем чтобы облегчить прямое использование Типовых правил в качестве основы национальных и международных транспортных правил.

3. Сфера применения Типовых правил призвана обеспечить их полезность для всех, кто имеет прямое или косвенное отношение к перевозкам опасных грузов. Помимо других аспектов, Типовые правила охватывают такие вопросы, как принципы классификации и определения классов, перечни основных опасных грузов, общие требования к упаковке, процедуры испытаний, маркировка, знаки опасности или информационные табло и транспортная документация. Кроме того, в них включены особые требования, касающиеся конкретных классов грузов. Всеобщее применение предусмотренной в Типовых правилах системы классификации, перечней грузов, требований в отношении упаковки, маркировки, знаков опасности, информационных табло и документации облегчит задачи перевозчиков, грузоотправителей и инспектирующих органов благодаря упрощению транспортных операций, погрузочно-разгрузочных работ и контроля, а также благодаря ускорению длительных процедур, связанных с соблюдением формальностей. В целом их работа упростится, и, соответственно, уменьшатся препятствия на пути международных перевозок таких грузов. В то же время преимущества данной системы будут становиться все более очевидными по мере неуклонного расширения торговли товарами, относящимися к категории “опасных грузов”.

Принципы, лежащие в основе регламентации перевозки опасных грузов

4. Регламентация перевозки опасных грузов направлена на предотвращение, насколько это возможно, несчастных случаев с людьми либо причинение ущерба имуществу или окружающей среде, а также используемым перевозочным средствам или другим грузам. В то же время правила должны быть составлены так, чтобы они не препятствовали перевозке таких грузов, за исключением тех, которые слишком опасны для транспортировки. За этим исключением цель правил состоит в том, чтобы способствовать транспортировке грузов, устранив связанный с этим риск или сведя его к минимуму. Таким образом, проблема заключается не только в обеспечении безопасности, но и в не меньшей мере в облегчении задач, связанных с перевозками.

5. Типовые правила, прилагаемые к настоящему документу, предназначены для всех видов транспорта. В тех случаях, когда менее строгие требования могут быть применены только к какому-либо одному виду транспорта, этот факт не указывается, за исключением случаев, специально оговоренных в Правилах. Для воздушного транспорта в некоторых случаях могут применяться более строгие требования.

Классификация и определения классов опасных грузов

6. Принципы классификации грузов по виду связанной с ними опасности разработаны таким образом, чтобы классификация отвечала техническим условиях и в то же время сводила к минимуму опасность коллизии с существующими правилами. Следует отметить, что порядок нумерации классов не соответствует степени опасности груза.

7. Цель рекомендуемых определений состоит в том, чтобы указать, какие грузы являются опасными и к какому классу их следует отнести с учетом присущих им характеристик. Эти определения составлены таким образом, чтобы служить общей моделью, которую можно было бы принять за основу в рамках национальных и международных правил. Указанные определения вместе с перечнем опасных грузов призваны служить руководством для тех, кому приходится применять такие правила, и в заметной степени являются результатом стандартизации, но при этом сохраняют гибкость, позволяющую учитывать различные ситуации. Классификация веществ в Типовых правилах произведена на основе изучения данных, представленных Комитету правительствами, межправительственными организациями и другими международными организациями по форме, рекомендованной на рис.1. Однако сами данные в том виде, в котором они представлены, не получили официального одобрения Комитета.

8. Руководство по испытаниям и критериям Рекомендаций по перевозке опасных грузов (ST/SG/AC.10/11/Rev.3) представляет собой разработанную Организацией Объединенных Наций систему классификации определенных видов опасных грузов и содержит описания методов и процедур испытаний, считающихся наиболее эффективными с точки зрения получения компетентными органами информации, необходимой для правильной классификации перевозимых веществ и изделий. Следует отметить, что Руководство не является кратким сводом процедур испытаний, позволяющих автоматически надлежащим образом классифицировать продукты, а предполагает определенную компетентность органа, проводящего испытания, и оставляет за ним право принятия решений по вопросам классификации. Таким образом, компетентный орган полномочен отказываться от проведения тех или иных испытаний, изменять те или иные требования в отношении испытаний и предписывать проведение дополнительных испытаний, когда это считается оправданным, для получения надежной и реалистичной оценки опасности, которую представляет соответствующий продукт.

9. Отходы должны перевозиться с соблюдением требований, установленных для соответствующего класса, и с учетом присущих им видов опасности, а также критериев, указанных в Типовых правилах. Отходы, которые не подпадают под действие этих Правил, но охватываются Базельской конвенцией*, могут перевозиться в соответствии с требованиями, установленными для класса 9.
________________
* Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 год).

10. Многие вещества классов 1-9, даже если они не требуют дополнительных знаков опасности, считаются опасными для окружающей среды.

11. Многие партии грузов обрабатываются фумигантами, что создает опасность при перевозке, в частности, для работников, которые, не зная об этой опасности, могут подвергнуться ее воздействию при открывании транспортных единиц. В Типовых правилах фумигированные транспортные единицы рассматриваются как грузы, на которые распространяются специальные требования в отношении документации и предупреждающего знака, содержащиеся в части 5, посвященной процедурам отправления.

Процедуры отправления

12. При каждом предъявлении опасных грузов к перевозке должны быть приняты определенные меры к тому, чтобы все лица, которые в процессе транспортировки могут соприкоснуться с предъявляемыми к перевозке опасными грузами, были надлежащим образом уведомлены о потенциальной опасности, которую представляют эти грузы. Обычно это делается путем нанесения на упаковки специальной маркировки и знаков опасности в целях указания присущих грузу видов опасности, а также путем включения соответствующей информации в транспортные документы и установки на транспортных единицах информационных табло. Требования на этот счет изложены в Типовых правилах, прилагаемых к настоящему документу.

13. Знаки опасности, рекомендуемые в подразделе 5.2.2.2 Типовых правил, должны наноситься на грузы или упаковки с грузом. Система знаков опасности основана на классификации опасных грузов и разработана в следующих целях:

a) сделать опасные грузы легко распознаваемыми на расстоянии по общему виду имеющихся на них знаков опасности (символ, цвет и форма);

b) обеспечить посредством цветности знаков опасности первое полезное указание в отношении погрузочно-разгрузочных операций, укладки грузов и их разделения.

14. В некоторых случаях, когда опасность груза считается незначительной или грузы упакованы в ограниченном количестве, может быть предусмотрено освобождение от выполнения требований в отношении знаков опасности. В таких случаях может потребоваться нанесение на упаковки маркировки с указанием номера класса или подкласса и группы упаковки.

15. Одним из главных требований к транспортному документу на опасные грузы является предоставление основной информации об опасности предъявляемого к перевозке груза. Для этой цели считается необходимым включать в транспортный документ некоторую основную информацию о партии опасных грузов, если в Типовых правилах не предусмотрено в этом отношении каких-либо исключений. Признается, что отдельные национальные органы или международные организации вправе требовать включения дополнительной информации. Однако в Типовых правилах указаны основные элементы информации, признанные необходимыми для каждого опасного вещества, материала или изделия, предъявляемых к перевозке любым видом транспорта.

Аварийные мероприятия

16. Соответствующие национальные и/или международные организации должны предписывать меры на случай аварий или происшествий во время перевозки опасных грузов с целью обеспечения защиты людей, имущества и окружающей среды. Для радиоактивных материалов соответствующие указания относительно таких положений содержатся в публикации “Планирование мероприятий и готовность на случай транспортных аварий, связанных с радиоактивными веществами”, Серия изданий МАГАТЭ по безопасности, N 87, Вена (1988 год).

Обеспечение соблюдения правил

17. Компетентный орган должен обеспечить соблюдение настоящих Правил. Средства реализации этой ответственности включают разработку и осуществление программы контроля за проектированием, изготовлением, испытаниями, проверкой состояния и ремонтом тары, классификацией опасных грузов, а также за подготовкой, составлением документации, обработкой и укладкой упаковок грузоотправителями и перевозчиками в целях подтверждения соблюдения положений Типовых правил на практике.

Перевозка радиоактивных материалов

18. Компетентный орган должен обеспечить, чтобы отправка, приемка для перевозки и перевозка радиоактивных материалов производились в соответствии с программой радиационной защиты, описанной в Типовых правилах. Компетентный орган должен периодически организовывать проведение оценки доз облучения, полученных в связи с перевозкой радиоактивных материалов, преследуя при этом цель обеспечить соответствие системы защиты и безопасности “Международным основным нормам безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения”, Серия изданий МАГАТЭ по безопасности, N 115, Вена (1996 год).

Информационная карта, подлежащая представлению в
Организацию Объединенных Наций с целью
классификации или реклассификации веществ

Представить всю необходимую информацию, включая источники основных классификационных данных. Данные должны относиться к данному виду продукции в том виде, в котором он подлежит перевозке. Указать методы испытаний. Ответить на все вопросы (при необходимости указать “неизвестно” или “неприменимо”). При отсутствии данных в надлежащей форме подробно изложить данные в том виде, в котором они имеются. Ненужное исключить.

Раздел 1. Идентификация вещества

Правила морской перевозки опасных грузов

К опасным грузам относятся все те вещества и предметы, которые в условиях хранения, погрузки, выгрузки и перевозки могут послужить причиной взрыва, пожара или вообще какого-либо разрушения или порчи транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов Оказание первой помощи при электротравмах, ожогах и утоплении , облучения или других заболеваний людей и животных. В настоящее время к перевозкам может предъявляться около 3000 опасных грузов, входящих в Список опасных веществ ООН и подпадающих под действие международных и национальных правил перевозки опасных грузов.

О разработке международных правил перевозки ОГ морем

В Конвенции по охране человеческой жизни на море 1948 г. ОГ были разделены на 9 категорий (классов). Были приведены основные правила перевозки Правила перевозки грузов , без соблюдения норм которых указанные грузы не должны были перевозиться.

В 1956 г. Комитет экспертов ООН по перевозке ОГ разработал классификацию, составил список ОГ и установил систему ярлыков опасности. Рекомендации Комитета экспертов ООН полностью вошли в Главу УП Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г., в которой регламентация морских nперевозок ОГ нашла свое дальнейшее развитие.

Глава VII Конвенции 1960 г. установила классификацию и основные nположения по упаковке, маркировке, оформлению и техническим условиям перевозки ОГ на морских судах. Она вступила в силу 26 мая 1965 г. и все предписания Главы VJI стали обязательными для перевозчиков стран, подписавших эту Конвенцию или присоединившихся к ней.

Конференция 1960 г. предложила Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) на основе Рекомендации 56 разработать Международный кодекс морской перевозки опасных грузов, а правительствами стран — принять этот Кодекс.

Комитет экспертов ООН по перевозке опасных грузов. Конференция, 1960 г

На основании Рекомендации 56 Конвенции 1960 г. ИМКО, основываясь на ст. 12 Конвенции об ИМКО, создала рабочую группу по перевозке ОГ морем. В первом заседании Рабочей группы по перевозке ОГ в составе экспертов Великобритании, Италии, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, ФРГ и Японии была избрана Редакционная группа и распределены обязанности по подготовке приложений к Кодексу. Было решено, что Редакционная группа возьмет на себя обязанности по подготовке Общей части Кодекса.

Эксперты РГ приняли в качестве основы своей работы Главу VП Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г., Рекомендацию 56 Конференции 1960 г. и рекомендации Комитета экспертов ООН по перевозке ОГ.

Классификация опасных грузов

На основании общепринятого классификатора были установлены определенные виды грузов, которые фиксируются как опасные и заносятся в определенную группу – класс. Степень опасности по маркировке классов следует всегда понимать в хронологическом порядке. Самая первая группа грузов – это наиболее опасные вещества. Они могут причинить самый разрушительный вред людям, животным и природе. Во втором классе классификатора степень опасности несколько занижена, и так далее.

Структура классификатора выглядит так, что в ней находятся:

Внешне общая классность выглядит следующим образом:

Класс 1. Взрывчатые материалы (ВМ):

  • Подкласс 1.1. ВМ с массовыми взрывами;
  • Подкласс 1.2. ВМ без взрывов массами;
  • Подкласс 1.3. Пожароопасные ВМ, что могут взрываться не массой;
  • Подкласс 1.4. ВМ, классифицируемые как не значительные по степени опасности;
  • Подкласс 1.5. ВМ нечувствительные;
  • Подкласс 1.6. Изделия, обладающие очень низкой чувствительностью.

Класс 2. Сжиженные, растворенные или находящиеся под давлением, газы:

  • Подкласс 2.1. Газы неядовитые, не могущие воспламеняться;
  • Подкласс 2.2. Газообразные яды (ЯГ);
  • Подкласс 2.3. Горючие газы (воспламеняющиеся – ВГ);
  • Подкласс 2.4. Газообразные вещества, что могут и воспламеняться, и являются одновременно очень ядовитыми.

Класс 3. Жидкости, что воспламеняются быстро и легко (ЛВЖ):

  • Подкласс 3.1. ЛВЖ, что начинают гореть при вспышке температурой меньше -18 градусов Цельсия при закрытом тигле;
  • Подкласс 3.2. ЛВЖ, вспыхивающие при температурном диапазоне от -18 до +23 градусов Цельсия при закрытом тигле;
  • Подкласс 3.3. ЛВЖ, могущее загореться при температурах от +23 градусов по Цельсию при условии закрытого тигла.

Класс 4. Твердые вещества, которые легко воспламеняются (ЛВТ):

  • Подкласс 4.1. ЛВТ;
  • Подкласс 4.2. Вещества, могущие самовозгореться;
  • Подкласс 4.3. ЛВТ, что при контакте с водной средой могут выделять газообразные вещества.

Класс 5. Вещества окисляющие (ОК), пероксиды органические (ОП):

Класс 6. Вещества ядовитые (ЯВ), инфекционные (ИВ):

Класс 7. Материалы радиоактивные (РМ):

  • Подкласс 7.1. Уровень радиации веществ незначителен — до 0,005 мСв/ч (индекс транспорта равен — 0);
  • Подкласс 7.2. Уровень радиации веществ до 0,5 мСв/ч (индекс транспорта равен — 1);
  • Подкласс 7.3. Уровень радиации веществ до 2 мСв/ч (индекс транспорта равен — 10);
  • Подкласс 7.4. Уровень радиации веществ более 2 мСв/ч (индекс транспорта равен более 10).

Класс 8. Вещества едкие, коррозийные (ЕК):

  • Подкласс 8.1. ЕК с кислотными свойствами;
  • Подкласс 8.2. ЕК с общими свойствами;
  • Подкласс 8.3. Разные ЕК.

Класс 9. Вещества прочие, являющиеся опасными:

  • Подкласс 9.1. Те грузы, что не относятся к классам 1-8;
  • Подкласс 9.2. Такие грузы, которые представляют собой опасность исключительно если их перемещать морским транспортом навалом.

Общие требования при перевозке опасных грузов

Самое первое, на что следует обращать внимание при транспортировке по воде опасного груза любой степени опасности, это разрешение, которое должно получить судоходное учреждение. Это, прежде всего, правила МОПОГ, по которым действуют все транспортники и логисты.

Самым главным документом для отправителя является Декларация о перевозке ОГ, форма которой была разработана FIA TA (ФИАТА) – международной федеративной организацией Экспедиторских Ассоциаций.

Общие требования к таре, упаковке, самим судам, служащему на нем персоналу, а также обращению с ОГ, регулируются общими правилами.

Требования к таре и маркировке груза

Требования, что выставляются к таре или упаковке ОГ, в обязательном порядке должны координироваться ГОСТом 26319-84. Этот норматив показывает, как лучше всего упаковать тот или иной груз, чтобы риск нанесения ущерба имуществу, здоровью людей или экологии максимально свести к минимуму.

Общие характеристики такой упаковки заключаются в общеизвестных, но крайне важных факторах:

  1. Качество упаковки должно быть высоким. Ведь тогда ее эксплуатация позволит сохранять сам груз в безопасности на протяжении всего цикла доставки заказчику;
  2. Внутренняя поверхность оболочки тары или упаковки должна быть такой, чтобы она не смогла спровоцировать появление той или иной форс-мажорной ситуации во время рейса;
  3. Прочность должна соответствовать такой крепости, чтобы можно было легко и свободно перемещать груз при погрузке и выгрузке, даже если это понадобиться сделать подъемными кранами или лебедками;
  4. Тара с жидкостями не должна быть заполнена до краев, внутри следует оставлять свободное пространство;
  5. Пустая тара, из-под ОГ, должна быть либо ликвидирована, либо очищена;
  6. Вся тара и упаковка должна соответствующим образом быть маркирована – сверху, снизу и по бокам каждой упакованной единицы.

Вся упаковка и тара для опасных грузов проходит соответствующие испытания. Поэтому на каждую из них должен быть у отправителя свой сертификат качества, который он предоставляет грузоперевозчику.

К маркировке опасных грузов предъявляются особые требования, которые должны содержать, помимо заводской маркировки и предупреждающих знаков по ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов», знаки опасности по ГОСТ, 19433-88 «Грузы опасные. Клас­сификация и маркировка».

Знаки опасности наносятся в строго определенных местах в зависимости от герметической формы упаковки:

  • На имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнерах и пакетах) — на боковой, торцевой и верхней поверхностях;
  • На бочках — на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон;
  • На мешках — в верхней части у шва с двух сторон;
  • На кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях.

Маркировка классификации опасных грузов

Предупредительные знаки наносятся после знака опасности. Если груз обладает несколькими видами опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, присущие этим видам. При этом номер класса опасного груза наносится на знаке, характеризующем основной вид опасности.

Помимо маркировки транспортного средства каждая грузовая единица, содержащая опасный груз, должна иметь свою маркировку (знак опасности), характеризующую транспортную опасность груза.

Требования к судам

Кроме маркировки тары, упаковки и емкостей, содержащих опасные грузы, сам корабль также маркируется соответствующими знаками, чтобы было видно издалека, что он везет ОГ.

В маркировке судна должны присутствовать следующие атрибуты:

  • Наименование коммерческой организации – отправителя или грузополучателя, несущего ответственность за упаковку и целостность груза при передаче-приемке;
  • Указывается техназвание груза;
  • Яркими цветами должны быть выполнены знаки опасности, подтверждающие тот или иной класс;
  • Прохождение корабля по водной глади не должно способствовать смывания краски маркировки;
  • Срок стойкости краски знаков, обозначающих ОГ, не должен быть меньше 3-х месяцев.

Судно, перевозящее опасный груз

Грузовые отсеки должны быть оборудованы либо специальными площадками для установки на них контейнеров с опасным грузом. Либо же крепежные механизмы и приспособления для обеспечения полноценной безопасности провоза ОГ.

На судне в обязательном порядке должен присутствовать классический набор противопожарных принадлежностей для тушения огня или подавления взрыва. Это огнетушитель, ведро, песок, лопата, защитная одежда и обувь.

Требования к персоналу

Весь персонал должен быть не просто предупрежден о том, что на корабле будет в пути находиться опасный груз, но также, и проинструктирован о том, как именно с ним обращаться. Кроме того, лучше будет, если персонал обучить самым главным действиям, какие следует предпринимать при авариях или протечках тары, упаковки ОГ.

Служащим разъясняется следующая важная информация:

  • В чем состоит опасность груза;
  • Тип упаковки для хранения;
  • Знаках опасности;
  • Правила укладки груза;
  • Правила и нормы техники безопасности;
  • Правила оказания первой помощи, если обнаружились пострадавшие от ОГ.

По правилам полагается с персоналом провести мини-тренинг, учения по оказанию первой помощи или обращению с опасными грузами, находящимися на корабле. Весь экипаж должен знать, что делать в тех или иных экстренных случаях.

Требования к погрузке, разгрузке и хранению

Зачастую при погрузке или выгрузке ОГ в трюме или грузовом отсеке, палубе корабля могут применяться тот или иной прокладочный материал. Обычно он защищает либо от влаги, либо от скольжения контейнеров, тары, упаковок.

Такой материал должен соответствовать следующим нормативам:

  1. Все отсеки, палубы или трюмы должны быть вычищены и тщательно просушены перед погрузкой;
  2. Выполнение функции предотвращения опасного воздействия на окружающую груз обстановку;
  3. Препятствовать тому, чтобы тот или иной сосуд, емкость с жидкостью перемещался, скользил по палубе.
  4. Если тара испортится, то прокладочный материал должен хорошо впитать всю жидкость ОГ;
  5. Вся тара снаружи дополнительно снабжается ремнями, крючками и прочими механизмами для более прочного соединения с подъемной техникой.

Погрузка опасного груза

Погрузку и выгрузку должны обязательно осуществлять люди, имеющие не просто соответствующее образование, но также и навык работы с ОГ. Чтобы во время пути максимально сохранить груз Обеспечение сохранности грузов , следует применять максимально усиленные меры безопасности. Море не всегда бывает тихим, а потому при сильной качке опасные грузы должны быть надежно укреплены в трюмах либо на палубах.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Лаборатория ADR

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Международные соглашения в сфере перевозки опасных грузов

Система международного регулирования перевозки опасных грузов является довольно сложной и включает много конвенций и соглашений. Основные конвенции и соглашения, регламентирующие перевозку опасных грузов различными видами транспорта, и международные организации, обеспечивающие их разработку, показаны на рис. 1.

Рис. 1. Основные конвенции и соглашения, регламентирующие перевозку опасных грузов различными видами транспорта

1. Международные организации:

2. Основные источники законодательства в сфере перевозки опасных грузов:

3. Международные регламенты:

IATA DGR – Правила перевозок опасных грузов ІATA;

IMDG CODE – Международный кодекс морской перевозки опасных грузов;

Основные источники международного законодательства в сфере перевозки опасных грузов

Главным источником всего законодательства в сфере перевозки опасных грузов всеми видами транспорта являются Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Типовые правила.

Разработка рекомендаций по перевозке опасных грузов (Типовых правил) осуществляется Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций. На их основе международные организации и национальные органы власти разных стран разрабатывают нормативные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов разными видами транспорта (см. рис. 1).

Большое влияние на регламентацию перевозки опасных грузов различными видами транспорта оказывает Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химических веществ (СГС).

На практике очень часто сталкиваешься с ситуацией, когда один и тот же химический продукт классифицируется неодинаково. Согласно одного документа он является опасным грузом, согласно другого нет. С маркировкой тоже не все гладко. В одних случаях нужен один маркировочный знак, в некоторых случаях его не достаточно. И все это имеет место в той сфере, в которой законодательство прорабатывается очень тщательно и изменяется каждые два года, чтобы соответствовать уровню техники и технологий. Однако транспортировка это промежуточный процесс в обороте химической продукции. Мы, транспортники, часто забываем о том, что перевозка это всего лишь средство удовлетворения потребностей промышленности и общества в перевозках. То, что перевозчики перевозят, используется в промышленности и быту. И вероятность, что опасный продукт проникнет в окружающую среду или будет иметь место его контакт с человеком или животным, на других этапах использования продукта тоже очень велика. В этом случае неправильная классификация и маркировка могут иметь самые печальные последствия. Не нужно забывать, что человек принимает меры безопасности опираясь на имеющуюся у него информацию. Если этой информации нет или она неверная, то и человек примет неправильные меры безопасности. Что это означает при обращении с токсичными, инфекционными, легковоспламеняющимися, взрывчатыми и другими подобными опасными веществами, несложно представить.

Решить эти и многие другие проблемы, на всемирном уровне, призвана Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химических веществ. На сегодня действует пятая редакция данного документа.

Еще одним очень важным документом являются Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Руководство по испытаниям и критериям, которые дополняют Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Типовые правила и Согласованную на глобальном уровне систему классификации опасности и маркировки химической продукции. Данный документ содержит критерии, методы испытаний и процедуры, которые используются для классификации опасных грузов. В первую очередь он полезен организациям, которые занимаются классификацией опасных грузов. Руководство по испытаниям и критериям разрабатывается Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов.

Еще одним документом, требования которого практически без изменений переносятся в международные регламенты в сфере перевозки опасных грузов, является «Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов» (формат PDF 4,4 Мб) (на схеме – ПБПРМ) .

Целью Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов является установление требований, которые должны выполняться для обеспечения безопасности и защиты лиц, имущества и окружающей среды от воздействия излучения в процессе перевозки радиоактивного материала. Требования ПБПРМ являются обязательными для исполнения. Однако выполнения положений ПБПРМ на практике, зачастую недостаточно при перевозке радиоактивного материала. Это связано с тем, что международные регламенты дополняют требования данного документа, возлагая выполнение его положений на различных участников перевозки опасных грузов, предусматривая дополнительные положения и т.п. Например, в дополнение к требованиям ПБПРМ, для автомобильной перевозки установлены отдельные требования к маркировке и дополнительному оборудованию транспортных средств, перевозочным документам, обучению водителей, совместной загрузке и многие другие.

Международные соглашения в сфере перевозки опасных грузов для различных видов транспорта

Международные соглашения, регламентирующие перевозку опасных грузов различными видами транспорта, разрабатываются в рамках международных организаций.

Выбор международного соглашения, требованиями которого необходимо руководствоваться при организации (осуществлении) международной перевозки опасных грузов, зависит от вида транспорта, которым осуществляются перевозки, вида грузоотправлений, а также маршрута перевозки.

Большинство из нижеприведенных соглашений переиздаются через определенные промежутки времени. Так, приложения к ДОПОГ, переиздаются каждые два года. При пользовании конвенциями, соглашениями, регламентирующими перевозку опасных грузов и приложениями к ним, важно помнить, что следует использовать только действующие издания.

Речной и автомобильный транспорт

В рамках Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR = ДОПОГ) 49 государств согласовали общие правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом через их границы и по их территориям. Самым последним изданием данного соглашения является ДОПОГ 2017

Международную перевозку опасных грузов речным транспортом регламентирует Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ADN = ВОПОГ). Актуальное издание ВОПОГ 2017.

Воздушный транспорт

Перевозка опасных грузов по воздуху регламентируется двумя международными соглашениями: Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху ИКАО (PDF 47,9 Мб) и Правилами перевозки опасных грузов IATA. Технические инструкции издаются Международной организацией гражданской авиации и содержат все подробные инструкции, необходимые для безопасной международной перевозки опасных грузов по воздуху. Однако, отдельные авиакомпании ужесточают требования Технических инструкций ИКАО. С учетом этого, положения Правил перевозки опасных грузов, публикуемые Международной ассоциацией воздушного транспорта, содержат больше запретов и ограничений.

Правила перевозки опасных грузов IATA не издаются на русском языке, также мне не удалось найти их в свободном доступе в Интернет.

Железнодорожный транспорт

Основными международными соглашениями по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом являются:

  • Правила международной перевозки опасных грузов по железной дороге (RID) (приложение 1 в добавление С «Единые правила международной перевозки по железной дороге» к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ);
  • Правила перевозок опасных грузов Приложение 2 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС);
  • Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам, с учетом всех изменений и дополнений, согласованных на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций (Протокол от 17-18 марта 2009 года).
  • Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, согласованные на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций (Протокол от 17-18 марта 2009 года).

Морской транспорт

Основными соглашениями, регламентирующими международную перевозку морским транспортом, являются:

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС–74);

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ);

Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ);

Кодекс безопасной практики перевозки незерновых навалочных грузов (BC Code).

Рекомендации экспертов ООН по перевозке опасных грузов

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

ХАРАКТЕР, ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ

1.Настоящие Рекомендации разработаны Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций в свете технического прогресса, появления новых веществ и материалов, потребностей современных транспортных систем и, прежде всего, необходимости обеспечения безопасности людей, имущества и окружающей среды. Они предназначены для правительств и международных организаций, занимающихся регламентацией перевозок опасных грузов. Они не применяются к перевозкам опасных грузов навалом, насыпью или наливом, которые в большинстве стран регулируются специальными правилами.

2.Рекомендации, касающиеся перевозки опасных грузов, представлены в форме “Типовых правил перевозки опасных грузов”, которые прилагаются к настоящему документу. Цель Типовых правил заключается в изложении базовой системы положений, позволяющей на единообразной основе разрабатывать национальные и международные правила, регулирующие перевозки, осуществляемые различными видами транспорта; в то же время они остаются достаточно гибкими, чтобы учитывать любые особые требования, выполнение которых может оказаться необходимым. Предполагается, что правительства, межправительственные организации и другие международные организации при пересмотре или разработке правил, относящихся к их сфере компетенции, будут придерживаться принципов, изложенных в Типовых правилах, содействуя тем самым достижению согласованности правил в этой области в мировом масштабе. Кроме того, следует в максимально возможной степени придерживаться новой структуры, формата и содержания, с тем чтобы обеспечить более удобный для пользователей подход, облегчить задачи, стоящие перед контрольными органами, и сократить бремя административной работы. Хотя Типовые правила носят лишь рекомендательный характер, они разработаны в виде обязательных для выполнения положений (например, вместо глагола “следует” во всем тексте используется глагол “должен”), с тем чтобы облегчить прямое использование Типовых правил в качестве основы национальных и международных транспортных правил.

3.Сфера применения Типовых правил призвана обеспечить их полезность для всех, кто имеет прямое или косвенное отношение к перевозкам опасных грузов. Помимо других аспектов Типовые правила охватывают такие вопросы, как принципы классификации и определения классов, перечни основных опасных грузов, общие требования к упаковке, процедуры испытаний, маркировка, знаки опасности или информационные табло и транспортная документация. Кроме того, в них включены особые требования, касающиеся конкретных классов грузов. Всеобщее применение предусмотренной в Типовых правилах системы классификации, перечней грузов, требований в отношении упаковки, маркировки, знаков опасности, информационных табло и документации облегчит задачи перевозчиков, грузоотправителей и инспектирующих органов благодаря упрощению транспортных операций, погрузочно-разгрузочных работ и контроля, а также благодаря сокращению затрат времени, связанных с соблюдением формальностей. В целом их работа упростится, и, соответственно, уменьшатся препятствия на пути международных перевозок таких грузов. В то же время преимущества данной системы будут становиться все более очевидными по мере неуклонного расширения торговли товарами, относящимися к категории “опасных грузов”.

ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

4.Регламентация перевозки опасных грузов направлена на предотвращение, насколько это возможно, несчастных случаев с людьми либо причинение ущерба имуществу или окружающей среде, а также используемым перевозочным средствам или другим грузам. В то же время правила должны быть составлены так, чтобы они не препятствовали перевозке таких грузов, за исключением тех, которые слишком опасны для транспортировки. За этим исключением цель правил состоит в том, чтобы способствовать транспортировке грузов, устранив связанный с этим риск или сведя его к минимуму. Таким образом, проблема заключается не только в обеспечении безопасности, но и в не меньшей мере в облегчении задач, связанных с перевозками.

5.Типовые правила, содержащиеся в приложении к настоящему документу, предназначены для всех видов транспорта. В тех случаях, когда менее строгие требования могут быть применены только к какому-либо одному виду транспорта, этот факт не указывается, за исключением случаев, специально оговоренных в Правилах. Для воздушного транспорта в некоторых случаях могут применяться более строгие требования.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛАССОВ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

6.Принципы классификации грузов по виду связанной с ними опасности разработаны таким образом, чтобы классификация отвечала техническим условиях и в то же время сводила к минимуму внесение изменений в существующие правила. Следует отметить, что порядок нумерации классов не соответствует степени опасности груза.

7.Цель рекомендуемых определений состоит в том, чтобы указать, какие грузы являются опасными и к какому классу их следует отнести с учетом присущих им характеристик. Эти определения составлены таким образом, чтобы служить общей моделью, которую можно было бы принять за основу в рамках национальных и международных правил. Указанные определения вместе с перечнем опасных грузов призваны служить руководством для тех, кому приходится применять такие правила, и в заметной степени являются результатом стандартизации, но при этом сохраняют гибкость, позволяющую учитывать различные ситуации. Классификация веществ в Типовых правилах произведена на основе изучения данных, представленных Комитету правительствами, межправительственными организациями и другими международными организациями по форме, рекомендованной на рис. 1. Однако сами данные в том виде, в котором они представлены, не пользуются официальным одобрением Комитета.

8.Руководство по испытаниям и критериям Рекомендаций по перевозке опасных грузов (ST/SG/AC.10/11/Rev.2) представляет собой разработанную Организацией Объединенных Наций систему классификации определенных видов опасных грузов и содержит описания методов и процедур испытаний, считающихся наиболее эффективными с точки зрения получения компетентными органами информации, необходимой для правильной классификации перевозимых веществ и изделий. Следует отметить, что Руководство не является кратким сводом процедур испытаний, позволяющих автоматически надлежащим образом классифицировать продукты, а предполагает определенную компетентность органа, проводящего испытания, и оставляет за ним право принятия решений по вопросам классификации. Таким образом, компетентный орган полномочен отказываться от проведения тех или иных испытаний, изменять те или иные требования в отношении испытаний и предписывать проведение дополнительных испытаний, когда это считается оправданным, для получения надежной и реалистичной оценки опасности, которую представляет соответствующий продукт.

9.Отходы должны перевозиться с соблюдением требований, установленных для соответствующего класса, и с учетом присущих им видов опасности, а также критериев, указанных в Типовых правилах. Отходы, которые не подпадают под действие этих Правил, но охватываются сферой применения Базельской конвенции/, могут перевозиться в соответствии с требованиями, установленными для класса 9.

10.Многие вещества классов 1—9, даже если они не требуют дополнительных знаков опасности, считаются опасными для окружающей среды.

11.Многие партии грузов обрабатываются фумигантами, что создает опасность при перевозке, в частности для работников, которые, не зная об этой опасности, могут подвергнуться ее воздействию при открывании транспортных единиц. В Типовых правилах фумигированные транспортные единицы рассматриваются как грузы, на которые распространяются специальные требования в отношении документации и предупреждающего знака, содержащиеся в части 5, посвященной процедурам отправления.

12.При каждом предъявлении опасных грузов к перевозке должны быть приняты определенные меры к тому, чтобы все лица, которые в процессе транспортировки могут вступить в контакт с предъявляемыми к перевозке опасными грузами, были надлежащим образом уведомлены о потенциальной опасности, которую представляют эти грузы. Обычно это делается путем нанесения на упаковки специальной маркировки и знаков опасности с целью указания присущих грузу видов опасности, а также путем включения соответствующей информации в транспортные документы и установки на транспортных единицах информационных табло. Требования на этот счет изложены в Типовых правилах, прилагаемых к настоящему документу.

13.Знаки опасности, рекомендуемые в подразделе 5.2.2.2 Типовых правил, должны наноситься на грузы или упаковки с грузом. Система знаков опасности основана на классификации опасных грузов и разработана в следующих целях:

a)сделать опасные грузы легко распознаваемыми на расстоянии по общему виду имеющихся на них знаков опасности (символ, цвет и форма);

b)обеспечить посредством цветности знаков опасности первое полезное указание в отношении погрузочно-разгрузочных операций, укладки грузов и их разделения.

14.В некоторых случаях, когда опасность груза считается незначительной или грузы упакованы в ограниченном количестве, может быть предусмотрено освобождение от выполнения требований в отношении знаков опасности. В таких случаях может потребоваться нанесение на упаковки маркировки с указанием номера класса или подкласса и группы упаковки.

15.Одним из главных требований к транспортному документу на опасные грузы является предоставление основной информации об опасности предъявляемого к перевозке груза. Для этой цели считается необходимым включать в транспортный документ некоторую основную информацию о партии опасных грузов, если в Типовых правилах не предусмотрено в этом отношении каких-либо исключений. Признается, что отдельные национальные органы или международные организации вправе требовать включения дополнительной информации. Однако в Типовых правилах указаны основные элементы информации, признанные необходимыми для каждого опасного вещества, материала или изделия, предъявляемых к перевозке любым видом транспорта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ В ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ С ЦЕЛЬЮ КЛАССИФИКАЦИИ

ИЛИ РЕКЛАССИФИКАЦИИ ВЕЩЕСТВ

Представить всю необходимую информацию, включая источники основных классификационных данных. Данные должны относиться к продукту в том виде, в котором он подлежит перевозке. Указать методы испытаний. Ответить на все вопросы (при необходимости указать “неизвестно” или “неприменимо”). При отсутствии данных в надлежащей форме, подробно изложить данные в том виде, в котором они имеются. Текст, не имеющий отношения к продукту, опустить.

Раздел 1.ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВА

1.4.1Номер ООН1.4.2Номер ХРС (СAS)

1.5Предлагаемая классификация для Рекомендаций

1.5.1надлежащее отгрузочное наименование (3.1.2*/)

1.5.3предлагаемые специальные положения, если таковые имеются

1.5.4предлагаемый метод упаковки

Раздел 2.ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

2.1Температура или диапазон температур плавления°С

2.2Температура или диапазон температур кипения°С

2.3Плотность при температурах:

2.4Давление насыщенного пара при температурах:

2.5Вязкость при температуре 20°С (**/)м2/с

2.6Растворимость в воде при температуре 20°Сг/100 мл

2.7Физическое состояние при температуре 20°С (2.2.1.1*/)твердое вещество/жидкость/газ**/

2.8Внешний вид при нормальных температурах перевозки, включая цвет и запах

2.9Другие значимые физические свойства

3.1.1Температура вспышки (2.3.3*/)°С ос/зс

3.1.2Поддерживается ли горение? (2.3.1.2*/)да/нет

3.3Область воспламенения (НКПВ/ВКПВ)% объемные

3.4Является ли рассматриваемое вещество легковоспламеняющимся твердым веществом? (2.4.2*/)да/нет

3.4.1Если да, укажите подробности

Раздел 4.ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

4.1Требует ли вещество для предотвращения опасной реакционной способности ингибирования/стабилизирования или применения других мер, таких, как азотная подушка?

Если да, укажите

4.1.3Время эффективности при 55°С

4.1.4Условия нарушения эффективности

4.2Является ли вещество взрывчатым согласно пункту 2.1.1.1? (2.1*/)да/нет

4.2.1Если да, укажите подробности

4.3 Является ли вещество десенсибилизированным взрывчатым веществом? (2.4.2.4*/)да/нет

4.3.1Если да, укажите подробности

4.4Является ли вещество самореактивным веществом? (2.4.1*/)да/нет

Если да, укажите:

4.4.1Клетку “выход” на схеме

Каково значение температуры самоускоряющегося разложения (ТСУР) для упаковки весом 50 кг?°C

Требуется ли регулирование температуры? (2.4.2.3.4*/)да/нет

Рекомендации по перевозке опасных грузов. В 2-х томах (Изд. 18)

от Аноним

Хорошо и качественно

Рекомендации по перевозке опасных грузов предназначены для правительств и международных организаций, занимающихся вопросами безопасности при перевозке опасных грузов.
В настоящем восемнадцатом пересмотренном издании Рекомендаций учтены все поправки, которые были распространены в качестве документа ST/SG/AC.10/40/Add.1.
Настоящая публикация подготовлена секретариатом Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), которая обеспечивает секретариатское обслуживание Комитета экспертов Экономического и Социального Совета.
СОДЕРЖАНИЕ
ТОМ I
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Характер, цели и значение Рекомендаций
Принципы, лежащие в основе регламентации перевозки опасных грузов
Классификация и определения классов опасных грузов
Процедуры отправления
Аварийные мероприятия
Обеспечение соблюдения Правил
Перевозка радиоактивных материалов
Представление отчетов об авариях и происшествиях
Рис. 1. Информационная карта, подлежащая представлению в Организацию Объединенных Наций с целью классификации или реклассификации веществ
ПРИЛОЖЕНИЕ: ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Содержание
Часть 1: Общие положения, определения, подготовка работников и обеспечение безопасности
Часть 2: Классификация
Часть 3: Перечень опасных грузов, специальные положения и освобождения
ДОБАВЛЕНИЯ
Добавление A: Перечень обобщенных и не указанных конкретно (Н.У.К.) надлежащих отгрузочных наименований
Добавление B: Глоссарий терминов
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ

ТОМ II
ПРИЛОЖЕНИЕ: ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ (продолжение)
Часть 4. ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ УПАКОВКИ И ЦИСТЕРН
Глава 4.1 – Использование тары, включая контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов (КСГМГ) и крупногабаритную тару
4.1.1 Общие положения по упаковке опасных грузов в тару, включая КСГМГ и крупногабаритную тару
4.1.2 Дополнительные общие положения по использованию КСГМГ
4.1.3 Общие положения, касающиеся инструкций по упаковке
4.1.4 Перечень инструкций по упаковке
4.1.5 Специальные положения по упаковке грузов класса 1
4.1.6 Специальные положения по упаковке грузов класса 2
4.1.7 Специальные положения по упаковке органических пероксидов (подкласс 5.2) и самореактивных веществ подкласса 4.1
4.1.8 Специальные положения по упаковке инфекционных веществ категории А (подкласс 6.2, № ООН 2814 и № ООН 2900)
4.1.9 Специальные положения по упаковке грузов класса 7
Глава 4.2 – Использование переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК)
4.2.1 Общие положения по использованию переносных цистерн для перевозки веществ класса 1 и классов 3-9
4.2.2 Общие положения по использованию переносных цистерн для перевозки неохлажденных сжиженных газов и химических продуктов
под давлением
4.2.3 Общие положения по использованию переносных цистерн для перевозки охлажденных сжиженных газов
4.2.4 Общие положения по использованию многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК)
4.2.5 Инструкции и специальные положения по переносным цистернам
4.2.6 Переходные меры
Глава 4.3 – Использование контейнеров для массовых грузов
4.3.1 Общие положения
4.3.2 Дополнительные положения, касающиеся массовых грузов подклассов 4.2, 4.3, 5.1, 6.2 и классов 7 и 8
Часть 5. ПРОЦЕДУРЫ ОТПРАВЛЕНИЯ
Глава 5.1 – Общие положения
5.1.1 Применение и общие положения
5.1.2 Использование транспортных пакетов
5.1.3 Порожняя тара
5. 1.4 Совместная упаковка
5.1.5 Общие положения для класса 7
Глава 5.2 – Маркировка и знаки опасности
5.2.1 Маркировка
5.2.2 Знаки опасности
Глава 5.3 – Размещение информационных табло и маркировки на грузовых транспортных единицах
5.3.1 Размещение информационных табло
5.3.2 Размещение маркировки
Глава 5.4 – Документация
5.4.1 Информация, касающаяся перевозки опасных грузов
5.4.2 Свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства
5.4.3 Информация о мерах, принимаемых в чрезвычайных ситуациях
5.4.4 Хранение информации, касающейся перевозки опасных грузов
Глава 5.5 – Специальные положения
5.5.1 (Исключен)
5.5.2 Специальные положения, применяемые к фумигированным грузовым
транспортным единицам (№ ООН 3359)
5.5.3 Специальные положения, применяемые к упаковкам и грузовым транспортным единицам, содержащим вещества, представляющие опасность асфиксии при использовании для целей охлаждения или кондиционирования (такие, как сухой лед (№ ООН 1845), или азот охлажденный жидкий (№ ООН 1977), или аргон охлажденный жидкий (№ ООН 1951))
Часть 6. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ИСПЫТАНИЯМ ТАРЫ, КОНТЕЙНЕРОВ
СРЕДНЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ДЛЯ МАССОВЫХГРУЗОВ (КСГМГ), КРУПНОГАБАРИТНОЙ ТАРЫ, ПЕРЕНОСНЫХ ЦИСТЕРН, МНОГОЭЛЕМЕНТНЫХ ГАЗОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВ (МЭГК) И КОНТЕЙНЕРОВ ДЛЯ МАССОВЫХ ГРУЗОВ
Глава 6.1 – Требования к изготовлению и испытаниям тары (за исключением тары
для веществ подкласса 6.2)
6.1.1 Общие положения
6.1.2 Код для обозначения типов тары
6.1.3 Маркировка
6.1.4 Требования к таре
6.1.5 Требования к испытаниям тары
Глава 6.2 – Требования к изготовлению и испытаниям сосудов под давлением, аэрозольных распылителей, емкостей малых, содержащих газ (газовых баллончиков), и кассет топливных элементов, содержащих сжиженный воспламеняющийся газ
6.2.1 Общие требования
6.2.2 Требования, предъявляемые к сосудам ООН под давлением
6.2.3 Требования, предъявляемые к сосудам под давлением, кроме сосудов ООН
6.2.4 Требования, предъявляемые к аэрозольным распылителям, емкостям
малым, содержащим газ (газовым баллончикам), и кассетам топливных элементов, содержащим сжиженный воспламеняющийся газ
Глава 6.3 – Требования к изготовлению и испытаниям тары, предназначенной для инфекционных веществ категории А подкласса 6.2
6.3.1 Общие положения
6.3.2 Требования к таре
6.3.3 Код для обозначения типов тары
6.3.4 Маркировка
6.3.5 Требования к испытаниям тары
Глава 6.4 – Требования к изготовлению, испытаниям и утверждению упаковок и радиоактивных материалов
6.4.1 (Зарезервирован)
6.4.2 Общие требования
6.4.3 Дополнительные требования, предъявляемые к упаковкам, перевозимым воздушным транспортом
6.4.4 Требования, предъявляемые к освобожденным упаковкам
6.4.5 Требования, предъявляемые к промышленным упаковкам
6.4.6 Требования, предъявляемые к упаковкам, содержащим гексафторид урана
6.4.7 Требования, предъявляемые к упаковкам типа А
6.4.8 Требования, предъявляемые к упаковкам типа В(и)
6.4.9 Требования, предъявляемые к упаковкам типа В(М)
6.4.10 Требования, предъявляемые к упаковкам типа С
6.4.11 Требования, предъявляемые к упаковкам, содержащим делящийся материал
6.4.12 Процедуры испытаний и подтверждение соответствия
6.4.13 Испытание целостности системы защитной оболочки и защиты и оценка безопасности по критичности
6.4.14 Мишень для испытаний на падение
6.4.15 Испытания для подтверждения способности выдерживать нормальные условия перевозки
6.4.16 Дополнительные испытания для упаковок типа А, предназначенных для жидкостей и газов
6.4.17 Испытания для проверки способности выдерживать аварийные условия перевозки
6.4.18 Усиленное испытание упаковок типа B(U) и типа В(М), содержащих более 105 А2, и упаковок типа С методом погружения в воду
6.4.19 Испытание на водонепроницаемость упаковок, содержащих делящийся материал
6.4.20 Испытания упаковок типа С
6.4.21 Испытания упаковочных комплектов, предназначенных для гексафторида урана
6.4.22 Утверждение конструкций упаковок и материалов
6.4.23 Заявки на перевозку радиоактивного материала и утверждения
6.4.24 Переходные меры для класса 7
Глава 6.5 – Требования к изготовлению и испытаниям контейнеров средней грузоподъемности для массовых грузов
6.5.1 Общие требования
6.5.2 Маркировка
6.5.3 Требования к конструкции
6.5.4 Испытания, сертификация и проверка
6.5.5 Особые требования к КСГМГ
6.5.6 Требования к испытаниям КСГМГ
Глава 6.6 – Требования к изготовлению и испытаниям крупногабаритной тары
6.6.1 Общие требования
6.6.2 Код для обозначения типа крупногабаритной тары
6.6.3 Маркировка
6.6.4 Особые требования к крупногабаритной таре
6.6.5 Требования к испытаниям крупногабаритной тары
Глава 6.7 – Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК)
6.7.1 Применение и общие требования
6.7.2 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям переносных цистерн, предназначенных для перевозки веществ класса 1 и классов 3-9
6.7.3 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям переносных цистерн, предназначенных для перевозки неохлажденных сжиженных газов
6.7.4 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям переносных цистерн, предназначенных для перевозки охлажденных сжиженных газов
6.7.5 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК), предназначенных для перевозки неохлажденных газов
Глава 6.8 – Требования к конструкции, изготовлению, проверке и испытаниям контейнеров для массовых грузов
6.8.1 Определения
6.8.2 Применение и общие требования
6.8.3 Требования к конструкции, изготовлению, проверке и испытаниям грузовых контейнеров, используемых в качестве контейнеров
для массовых грузов ВК1 или BK2
6.8.4 Требования к конструкции, изготовлению и утверждению контейнеров для массовых грузов ВК1 или BK2, кроме грузовых контейнеров
6.8.5 Требования к конструкции, изготовлению, проверке и испытаниям мягких контейнеров для массовых грузов ВК3
Часть 7. ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Глава 7.1 – Положения, касающиеся транспортных операций, осуществляемых всеми видами транспорта
7.1.1 Применение, общие положения и требования к погрузке
7.1.2 Разделение опасных грузов
7.1.3 Специальные положения, применяемые к перевозке взрывчатых веществ и изделий
7.1.4 Специальные положения, применяемые к перевозке газов
7.1.5 Специальные положения, применяемые к перевозке самореактивных веществ подкласса 4.1 и органических пероксидов подкласса 5.2
7.1.6 Специальные положения, применяемые к перевозке веществ, стабилизируемых путем регулирования температуры (кроме самореактивных веществ и органических пероксидов)
7.1.7 Специальные положения, применяемые к перевозке грузов подкласса 6.1 (токсичные вещества) и подкласса 6.2 (инфекционные вещества)
7.1.8 Специальные положения, применяемые к перевозке радиоактивных материалов
7.1.9 Представление отчетов об авариях или происшествиях, связанных с перевозкой опасных грузов
7.1.10 Хранение информации, касающейся перевозки опасных грузов
Глава 7.2 – Положения, касающиеся отдельных видов транспорта
7.2.1 Применение и общие положения
7.2.2 Специальные положения, применяемые к перевозке переносных цистерн на транспортных средствах
7.2.3 Специальные положения, применяемые к перевозке радиоактивных материалов
7.2.4 Положения по безопасности, применяемые к перевозке грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ между номерами пунктов в публикации МАГАТЭ “Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов” (издание 2012 года) и номерами пунктов в восемнадцатом пересмотренном издании Рекомендаций по перевозке опасных грузов (включая Типовые правила)

Стандарты ИСО на перевозку опасных грузов и снижение углеродного следа зданий

Перевозка опасных грузов упрощается благодаря обновленному международному стандарту ИСО 16106

Перевозка опасных грузов требует наличия программ обеспечения надлежащего качества и безопасности услуг, соответствующих местным и международным законам. Международный стандарт, в котором изложены требования к таким программам для упаковки, только что был обновлен.

Речь о документе под названием ИСО 16106:2020 “Транспортные упаковочные комплекты для опасных грузов – Тара для опасных грузов, контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов (КСГМГ) и крупногабаритная тара – Руководящие указания по применению ИСО 9001”.

Стандарт ИСО 16106, в котором изложены требования к эффективной системе управления качеством при производстве и оценке упаковки опасных грузов, был разработан с учетом Рекомендаций Организации Объединенных Наций (ООН) по перевозке опасных грузов, известных как Типовые правила ООН.

Этот стандарт был недавно пересмотрен с целью гармонизации текста документа с самыми свежими версиями стандартов ИСО 9001:2015 “Системы управления качеством – Требования” и ИСО 16495 “Упаковка – Транспортная упаковка для опасных грузов – Методы испытаний”. Также была добавлена дополнительная информация о крупногабаритной таре.

Стандарт ИСО 16106 в его текущем виде охватывает все важные темы: от внедрения политики максимизации качества до важности привлечения руководства к этой работе, мониторинга и документирования достижений, информирования о них и многого другого.

Этот стандарт был разработан техническим комитетом ИСО / ТК 122 (Упаковка). Он изначально создавался для использования в тандеме с самым известным стандартом на системы управления качеством. Речь о ИСО 9001.

Авторы документа отмечают, что внедрение системы управления качеством на основе ИСО 16106 обеспечивает заинтересованным сторонам уверенность не только в том, что нормативы последовательно соблюдаются, но также и в том, что ожидания клиентов полностью удовлетворяются.

Транспортная отрасль сложна. Она меняется быстро и часто. При этом прогнозирование будущих требований законодательства, а также ожиданий конечных потребителей является непростой задачей для тех, кто участвует в разработке или изготовлении упаковки для опасных грузов.

Системный подход к управлению качеством, основанный на стандартах ИСО 16106 и ИСО 9001, используемых в тандеме, обеспечивает гармонию с международными требованиями, снижение рисков и постоянное улучшение на каждом этапе.

Минимизировать углеродный след зданий поможет международный стандарт ИСО 20887

Генерируя почти 40 процентов глобальных выбросов CO2, связанных с использованием энергии, строительный сектор предоставляет заинтересованным сторонам огромные возможности для оптимизации технологических процессов с целью снижения негативного антропогенного влияния на окружающую среду.

Новый международный стандарт поможет всем желающим добиться этого путем оптимизации процесса проектирования зданий, а также эффективного повторного использования и переработки их компонентов после вывода таких построек из эксплуатации.

Упомянутый выше стандарт называется ИСО 20887:2020 “Устойчивость зданий и работ по возведению гражданских сооружений – Проектирование для упрощения разборки и обеспечения адаптивности – Принципы, требования и руководящие указания”.

Он был разработан техническим комитетом ИСО / ТК 59 (Здания и работы по возведению гражданских сооружений). Целевой аудиторией стандарта выступают владельцы зданий, архитекторы, инженеры и любые другие заинтересованные стороны, участвующей в жизненном цикле того или иного здания и стремящиеся к повышению его устойчивости при одновременной экономии времени и ресурсов.

Новый документ должен помогать пользователям двумя способами. Во-первых, продлевая срок службы зданий за счет эффективной адаптивности, что сделает их более пригодным для альтернативного использования (как пример можно привести переоборудование промышленных построек в жилье). Во-вторых, путем оптимизации ресурсов в конце срока службы благодаря эффективной разборке, повторному использованию, переработке и утилизации различных материалов.

Результатом внедрения стандарта, как ожидается, станет уменьшение выбросов двуокиси углерода за счет оптимального использования зданий. Следствием его применения также будет снижение затрат за счет увеличения срока службы и улучшения использования ресурсов, равно как и уменьшение количества отходов, поступающих на свалки.

Представители технического комитета ИСО, который разработал стандарт, отмечают, что пользователи получат наибольшую выгоду от руководства по разборке и адаптации, если они решат интегрировать его на самых ранних этапах подготовки проекта здания и до начала строительных работ.

Это поможет им определить полную потенциальную ценность здания на протяжении всего его жизненного цикла, а также оценить соответствующие расходы: от ремонта и переоборудования до повторного использования, переработки и надлежащей утилизации его компонентов, когда они больше не смогут использоваться по назначению.

В случае массового распространения нового стандарта у его авторов будет возможность внести существенный и непосредственный вклад в достижение цели Организации Объединенных Наций (ЦУР ООН) за номером 11, касающейся устойчивого развития городов и сообществ.

Ссылка на основную публикацию