Тара, упаковка и маркировка опасных грузов
Перемещение опасных грузов связано с рядом серьезных рисков. Поэтому предъявляя их к перевозке, владелец должен предпринять максимальные меры, которые обезопасят персонал, население и окружающую среду. Это касается не только правильного выбора транспортного средства, а маркировки и упаковки.
Упаковка и тара для опасных грузов
К таре, в которой перевозят такие продукты, предъявляют строгие требования. Если использовать неправильные материалы, неправильно соединять элементы упаковочных изделий, могут возникнуть аварийные ситуации.
Виды и типы тары
Для транспортирования опасных грузов применяются следующие виды упаковочной продукции:
- барабаны картонные;
- бочки;
- канистры;
- мешки;
- фляги;
- ящики;
- комбинированная тара, состоящая из внешней оболочки и внутреннего сосуда.
Изготавливают их из разных материалов, в зависимости от свойств перевозимых продуктов. Это алюминий, сталь, полимеры, древесина, фанера, бумага, картон, ткань и другие.
Классы упаковки устанавливаются по степени опасности груза:
В каждую единицу тары помещается количество вещества, не превышающее пределов, указанных в правилах транспортировки опасных грузов на автомобильной технике.
Требования к таре опасных грузов
Нужно, чтобы применяемая тара соответствовала следующим нормам:
- сохранность при перевозке и сбережении;
- инертность по отношению к грузу;
- для полимеров — устойчивость к старению вследствие ультрафиолета, воздействия упаковываемого вещества;
- сварные швы на емкостях для перевозки жидкостей с объемом более 40 дм3, для твердыхи текучих грузов до 40 дм3 — механически закатанные или сваренные;
- для алюминиевых барабанов и бочек — приварные фланцы, наличие сварных швов, на тех участках, что соединяют донья со стенками — наличие защитных обручей;
- два и более гофра катания на металлических бочках и барабанах или два обруча, точечная сварка недопустима.
Для производства фанеры, из которой изготавливают тару, используют только водостойкий клей, крышку барабана выкладывают изнутри бумагой или другим материалом, чтобы предотвратить высыпание продукта в кузов или на землю.
Металлические ящики внутри выстилают картоном или войлоком. Их стенки, дно, крышку изготовляют из цельной доски или щитов, скрепленных кромочными соединениями К-1–К-6 на клею или рифлеными металлическими накладками (скрепками). Пенопластовые ящики производят из формованного пенопласта, нижняя часть имеет полости по форме перевозимой тары, верхняя закрывает и плотно прикрепляется к корпусу бумажной лентой. Не допускается, чтобы крышка или пробка тары контактировали с верхней частью ящика. Предусматривают не менее трех слоев в бумажных мешках.
В комбинированной таре сосуды, изготовленные из полимеров, должны плотно вставляться в наружную оболочку. Если внутренняя часть изготовлена из фарфора, стекла или керамики, ее плотно укупоривают. После помещения в ящики, корзины и т. д. промежутки заполняют инертными прокладками, поглощающим материалом. Это не позволит сосуду перемещаться при транспортировке. При этом наружная часть тары должна быть такой, что полностью защищает внутреннюю составляющую от повреждений.
Испытания
Всю упаковку опасных грузов по ДОПОГ проверяют на удар при свободном падении, а также на штабелирование (последний — за исключением мешков), некоторые виды — на герметичность, гидравлическое давление.
Внутреннюю часть комбинированной тары допускается не испытывать. Но для этого должны соблюдаться следующие условия:
- объединяются разные типывнутренней тары, которые были испытаны в наружной;
- сменные внутренние сосуды соответствуют размеру или меньше тех, что использовались ранее, и той же конструкции либо формы, из того же или более прочного материала. Размер горла такой же или меньше с аналогичной укупоркой;
- для заполнения пустот используется достаточно прокладок.
Серийные образцы для упаковки опасных грузов тестируют по нормам соответствующей технической документации. На герметичность проверяют каждую единицу тары для транспортировки жидкостей, в том числе после реставрации. Для заполнения емкостей могут использовать воду или антифриз.
Для испытания на удар в свободном падении тару заполняют продуктом, который предстоит транспортировать, или его эквивалентом с такими же свойствами.
Согласно принятым стандартам, соблюдают и другие требования:
- при проверке на свободное падение наполнение жидкостью составляет 98%, твердыми веществами — 98% от объема посуды;
- до испытания деревянные бочки выдерживают с водой не меньше 24 часов, картонную и бумажную — столько же при влажности 45–55%, температурой 21–25 °C.
Испытание на удар проводят, придерживаясь норм ГОСТ 18425.
На герметичность проверяют сжатым воздухом. Показатели избыточного давления для упаковки первой группы составляют 30 кПа, для второй и третьей — 20 кПа. Если для этого прибегают к погружению в воду, то давление увеличивают на показатель гидростатического давления жидкости в нижней части образца. При любом виде проверки — и этом тоже, испытывают по три экземпляра от каждого производителя.
На гидравлическое давление проверяют по стандартам нормативно-технической документации для этого вида тары. Избыточное давление вычисляют по приведенным ниже формулам:
Ри = 1,75 х Р 50 – 100 или Ри = 1,5 х Р 55 – 100.
Несмотря на то, каким будет результат, показатели для разных групп упаковок не должны быть меньше:
- для первой — 250 кПа;
- длявторой и третьей — 100 кПа.
Испытание на штабелирование проводят согласно ГОСТ 25014. Высота укладки штабелей — от 3 м. Если тестированию подвергают полимерные изделия, то срок составляет 28 суток при температуре 40 °C.
При положительном результате после испытания на тару для опасных грузов оформляют протокол и свидетельство. В документе указываются следующие сведения:
- название предприятия-изготовителя;
- вид, тип исполнения тары;
- маркировку;
- группу и назначение упаковки;
- высоту штабелирования;
- показатели теста гидравлического давления;
- сможет ли тара, в которую помещают вещество, которое плавится при температуре до 50 °С, удерживать продукт;
- номер, дату выдачи и срок действия регистрационного свидетельства (допускается не больше 36 месяцев).
Копию свидетельства направляют предприятию, на котором изготовлена тара. Каждую единицу, кроме той, в которой перевозятся грузы классов 2, 7, 6.2, предприятие маркирует. Для этого используют несмываемые красители, оттиски делают четкими, читаемыми. Если посуда многооборотная и ремонтопригодная, то маркировку на тару для опасных грузов наносят таким способом, чтобы она сохранялась даже после проведения реставрации.
Параметры упаковки, которая применяется для транспртировки опасных грузов, описаны в ГОСТ 26319-84. Стандарт установлен для грузового места, чья масса нетто не превышает 400 кг, вместимость — до 450 дм3.
Маркировка при перевозке опасных грузов
Маркируют опасные грузы тоже особым способом. Специальные знаки вывешивают на автомобильной технике и на упаковке.
Табличка «опасный груз»
Такая табличка вывешивается на совершающую транспортировку автомобильную технику спереди и сзади. Применяются два ее варианта — с подписью или без нее. Первая используется, когда у перевозимых продуктов имеет номер ООН.
Размеры информационной таблички — 30 х 40 см, рамка черного цвета — шириной 1,5 см, фон — оранжевый. На поле имеется горизонтальная черта, которая делит площадь на две равные части. В верхней половине располагается КЭМ (код экстренных мер), в нижней — номер ООН. Высота знаков — 10 см. Если указанные размеры слишком велики для используемого транспортного средства и по этой причине их невозможно зафиксировать, то их уменьшают до 12х30 см, при этом обязательно указывают номер ООН.
Перед тем как загрузить другой вид опасного груза, предыдущую табличку снимают и заменяют ее новой.
Знаки опасности
При использовании цистерн и контейнеров на их боковой и задней поверхности вывешивается знак опасности. Он имеет форму ромба с длиной стороны 25 см. Если транспортировочная емкость состоит из нескольких секций, в каждой из которых находится вещество другого вида опасности, то на каждом размещают свой знак.
У групп знаков цвета фона отличаются в зависимости от опасности, которые те представляют. Это:
- взрывоопасно — оранжевый;
- газы — зеленый;
- ядовитые газы — белый;
- легковоспламеняющиеся жидкости — красный;
- твердые легковоспламеняющиеся продукты — полосатый (красный и белый);
- самовозгорающиеся — верхняя половина поля белая, нижняя — красная;
- исключен контакт с водой — синий;
- продукты, которые при благоприятных условиях подвержены окислению, органические пероксиды, при благоприятной среде выделяющие кислород — желтый;
- яды, инфекционные вещества, иные вещества из шестого класса опасности без сильного токсического действия — белый;
- радиационные грузы (более 70 кБк на 1 кг) — желтые в верхней половине и белые внизу;
- едкие и коррозионного действия — белые в верхней половине и черные снизу;
- девятый класс опасности — полосатые (белый с черным) вверху, белые внизу.
На каждый знак нанесена надпись, предупреждающая об опасности, класс вещества и соответствующая пиктограмма, которая интуитивно распознается.
Знаки опасности для маркировки опасных грузов утверждены ГОСТ 19433-88.
Обозначения на упаковке
На каждую упаковку тоже наносят маркировку с номером ООН груза, который находится внутри. Если упаковки нет, то маркируют само изделие, его опорную часть, транспортно-загрузочное, пусковое устройство, приспособления для хранения. Надписи должны быть разборчивыми, четкими, выдерживающими воздействие погодных условий. На аварийной таре проставляется также маркировка «Аварийная».
Если продукцию помещают в контейнер средней грузоподъемности, вместимость тары превышает 450 л или она является крупногабаритной, то маркируют две противоположные стороны.
Для отдельных классов предусмотрены особые правила маркировки опасных грузов.
Неправильная упаковка и маркировка грузов приводит к трагическим последствиям. Кроме того, владелец груза и перевозчик рискуют понести убытки, в том числе вызванные штрафными санкциями, наложенными на них надзирательными органами.
Подтверждение соответствия тары для опасных грузов
Российский морской регистр судоходства оказывает услуги по подтверждению соответствия тары для опасных грузов (включая крупногабаритную и специальную тару, контейнеры средней грузоподъёмности для массовых грузов) требованиям Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) и положениям «Типовых правил» Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов.
Согласно МК МПОГ, РС назначен национальным компетентным инспекционным органом для одобрения, приемки и всех последующих действий, связанных с контейнерами средней грузоподъёмности для массовых грузов КСГМГ и тарой, предложенными для регистрации в Российской Федерации.
Для начала оказания услуг, Заказчик должен обратиться в Регистр с заявкой на проведение подтверждения соответствия тары для опасных грузов.
Заказчик должен информировать Регистр о всех производственных площадках, где происходит изготовление, заявленного для подтверждения соответствия типа тары.
Если Заказчик не является изготовителем тары для опасных грузов, то при подтверждении соответствия серийно изготавливаемой тары он должен быть уполномочен изготовителем (что должно быть подтверждено документально):
- представлять на рассмотрение и одобрение PC или использовать одобренную PC техническую документацию
- организовывать проведение соответствующих освидетельствований, включая освидетельствование производства, в необходимом объеме
- организовывать проведение испытаний тары в необходимом объеме.
Регистром применяется две схемы подтверждения соответствия:
- подтверждение соответствия серийно изготавливаемой тары
- подтверждение соответствия партии тары
Схема подтверждения соответствия серийно изготавливаемой тары применяется при подтверждении соответствия тары, которая серийно изготавливается под техническим наблюдением Регистра.
Схема подтверждения соответствия партии тары применяется:
- при подтверждении соответствия партии тары, которая на момент подтверждения соответствия уже была изготовлена без технического наблюдения Регистра
- при подтверждении соответствия тары, изготавливаемой единично под техническим наблюдением Регистра
- при подтверждении соответствия тары, которая согласно МК МПОГ требует освидетельствования Регистром каждой единицы тары.
Порядок подтверждения соответствия серийно изготавливаемой тары для опасных грузов
- Рассмотрение Регистром технической документации на тару.
- Освидетельствование предприятия-изготовителя тары для опасных грузов экспертом Регистра, с целью подтвердить возможность серийного изготовления продукции со стабильным качеством, по одобренной Регистром документации.
- Проведение испытаний образцов тары в признанной Регистром испытательной лаборатории по одобренной Регистром программе. Если отбор образцов тары для испытаний проводился без участия Регистра, то перед испытаниями эксперт Регистра должен убедиться в соответствии представленных на испытание образцов одобренной документации.
- Оформление Регистром результатов освидетельствования.
Порядок подтверждения соответствия партии тары для опасных грузов
Для целей подтверждения соответствия положениям МК МПОГ:
- партии тары, которая на момент подтверждения соответствия уже была изготовлена без технического наблюдения Регистра
- тары, единично изготавливаемой под техническим наблюдением Регистра
- тары, которая согласно МК МПОГ требует освидетельствования Регистром каждой единицы тары, устанавливается следующий порядок подтверждения соответствия.
1. Рассмотрение технической документации на тару
2. Освидетельствование экспертом Регистра партии тары, предъявленной для подтверждения соответствия. При этом эксперт Регистра:
- проверяет соответствие тары одобренной документации
- визуальным осмотром определяет техническое состояние тары в партии и пригодность тары к использованию по назначению
- участвует в отборе образцов тары для испытаний. Количество образцов определяется исходя из требований МК МПОГ, размеров партии, однородности технического состояния тары в партии.
3. Проведение испытаний образцов тары в признанной РС испытательной лаборатории по одобренной РС программе. Если отбор образцов тары для испытаний проводился без участия Регистра, то перед испытаниями эксперт Регистра должен убедиться в соответствии представленных на испытание образцов одобренной документации.
Требования к технической документации
Рассмотрение Регистром технической документации осуществляется с целью проверки соответствия конструкции тары для опасных грузов требованиям МК МПОГ и документального фиксирования конструкции и технических характеристик тары.
Изготовление тары для опасных грузов должно осуществляться в соответствии с одобренной Регистром технической документацией.
Техническая документация должна быть разработана с учетом требований МК МПОГ и представлена для одобрения Регистру.
Техническая документация на тару для опасных грузов должна представляться Регистру на рассмотрение и одобрение (согласование) до начала изготовления.
Документы должны быть составлены на русском или английском языке.
Документы представляются в бумажном виде (в виде подлинников, дубликатов или копий)- в двух экземплярах; или в электронном виде в формате PDF (на компакт- диске, по электронной почте, через FTP-сервер или иным согласованным с Регистром способом). Представление на рассмотрение части документации в электронном виде, а части документации в бумажном, не допускается.
Представляемая на рассмотрение Регистру техническая документация должна быть разработана таким образом или снабжена такими дополнительными сведениями, чтобы на ее основании можно было удостовериться, что соответствующие положения МК МПОГ выполнены, а конструкция, материал и технические характеристики тары однозначно определены.
Объём предоставляемой в Регистр на рассмотрение документации на тару, изготовление которой будет проводиться под техническим наблюдением Регистра, должен позволять однозначно определить тип тары, требования к её изготовлению и соответствие тары требованиям МК МПОГ – конструкцию, размеры, материалы и их толщину, методы соединения, способ изготовления, маркировку в соответствии с МК МПОГ, требования по контролю качества при изготовлении, при необходимости- инструкцию по эксплуатации.
Объём предоставляемой в Регистр на рассмотрение документации на партию уже изготовленной тары должен позволять определить тип тары и её соответствие МК МПОГ- конструкцию, размеры, материалы и их толщину, методы соединения, способ изготовления, маркировку в соответствии с МК МПОГ, при необходимости- инструкцию по эксплуатации.
Если представляемая техническая документация отражает полное или признанное Регистром за достаточное соответствие тары для опасных грузов требованиям Регистра и положениям МК МПОГ, такая документация одобряется (согласовывается). Документация, не соответствующая требованиям, возвращается на доработку и/или исправление.
Одобрение (согласование) технической документации подтверждается путем проставления на ней соответствующих штампов Регистра и составлением письма-заключения. Образцы штампов, применяемые Регистром, приведены в Главе 8 Части II «Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов».
Экземпляры документов, на которых поставлены оригинальные штампы Регистра, являются контрольными.
При отрицательных результатах рассмотрения в письме-заключении сообщаются требования РС, которые должны быть выполнены для одобрения (согласования) документации. При этом на документах штампы Регистра не ставятся.
Срок действия одобрения Регистром технической документации на тару для опасных грузов — 4 года.
Независимо от срока действия одобрения (согласования), техническая документация на тару для опасных грузов подлежит обязательной корректировке, связанной с необходимостью учета обязательных требований международных конвенций и соглашений, вступивших в силу после одобрения (согласования) документации. Также вся одобренная и согласованная Регистром документация подлежит корректировке с учетом требований циркулярных указаний РС, если они предусматривают их обязательное выполнение до даты окончания одобрения документации.
В представляемой Регистру на переодобрение (пересогласование) технической документации по истечение срока действия предыдущего ее одобрения (согласования), должны учитываться требования МК МПОГ, действующие на момент представления документации.
Одобрение (согласование) Регистром технической документации теряет силу:
- по истечение срока действия одобрения
- по истечение срока действия документации (там, где этот срок предусмотрен)
- если в одобренную (согласованную) документацию или технологию производства без ведома Регистра внесены изменения, затрагивающие вопросы, входящие в его компетенцию
Регистр может аннулировать свое одобрение (согласование) технической документации или изменить условия одобрения (согласования) в следующих случаях:
- если документация своевременно не приведена в соответствие с предписаниями МК МПОГ, а также с требованиями циркулярных указаний Регистра
- если окажется, что качество и надежность тары для опасных грузов находится на низком уровне, не удовлетворяющем требованиям Регистра.
Изменения, вносимые в одобренную (согласованную) Регистром техническую документацию и затрагивающие требования, регламентируемые правилами Регистра или международными конвенциями, должны быть одобрены (согласованы) Регистром по результатам рассмотрения перевыпущенных измененных документов или извещений об изменении. Эти изменения должны быть детально описаны или четко обозначены в измененных документах, чертежах.
Вся документация, представляемая в Регистр на рассмотрение, является конфиденциальной и может передаваться третьей стороне только с письменного согласия ее юридического владельца или в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к предприятиям-изготовителям тары для опасных грузов
Освидетельствование предприятия-изготовителя тары для перевозки опасных грузов проводится Регистром для подтверждения возможности серийного выпуска предприятием тары, заявленной для подтверждения соответствия, по одобренной документации со стабильным уровнем качества. Качество серийно выпускаемой продукции должно обеспечивать соответствие каждой единицы выпущенной в обращение тары для опасных грузов положениям соответствующих глав Части VI МК МПОГ.
Предприятия-изготовители тары для перевозки опасных грузов должны отвечать следующим требованиям:
- Юридический статус предприятия должен соответствовать действующему законодательству
- Предприятие должно иметь руководителя и задокументированную организационную структуру
- Персонал предприятия должен иметь соответствующее образование, профессиональную и специальную подготовку, квалификацию и опыт, необходимые для изготовления тары для перевозки опасных грузов
- Предприятие должно располагать техническим оснащением, необходимым для серийного изготовления тары для перевозки опасных грузов, в том числе соответствующим оборудованием, помещениями и площадями для складирования материалов, комплектующих и готовых изделий
- Предприятие должно иметь действующие договоры на арендуемые помещения, территорию и техническое оснащение
- Предприятие должно обеспечить техническое обслуживание оборудования и средств в соответствии с документацией по их эксплуатации и техническому обслуживанию
- Предприятие должно иметь и применять необходимое для контроля качества сырья, материалов и готовой продукции метрологическое обеспечение, соблюдать сроки поверки приборов и инструментов
- Предприятие должно иметь действующие нормативные и технические документы, необходимые для изготовления тары для перевозки опасных грузов, в том числе документы, содержащие требования к объектам технического наблюдения; техническую документацию на тару, одобренную Регистром; технологическую документацию по изготовлению тары, проверкам и контролю. Документация должна быть доступна для персонала предприятия там, где необходимо
- Предприятие должно иметь эффективную систему контроля качества готовой продукции и вести идентификацию забракованных изделий
- Предприятие должно выполнять проверки и осуществлять контроль соответствия материалов, комплектующих и готовой продукции одобренной документации, а также контролировать процесс изготовления и испытаний тары для перевозки опасных грузов
- Предприятие должно принимать меры по устранению и предупреждению несоответствий и претензий в заявленной области деятельности
Документы, выдаваемые по результатам освидетельствования
При положительных результатах подтверждения соответствия тары для опасных грузов требованиям МК МПОГ, Регистр оформляет соответствующие Свидетельства, при отрицательных результатах- письмо или Акт с замечаниями.
При необходимости выполнения периодических освидетельствований тары, дата первого освидетельствования указывается в Свидетельстве.
При положительных результатах подтверждения соответствия серийно изготавливаемой тары, Регистр оформляет Свидетельство на тип тары (СТТ). Срок действия СТТ устанавливается с учётом вида тары, но не более трёх лет. При первоначальном подтверждении соответствия, срок действия СТТ устанавливается не более двух лет.
При положительных результатах подтверждения соответствия партии тары, изготовленной без технического наблюдения Регистра, единично изготавливаемой тары и тары, которая согласно МК МПОГ требует освидетельствования Регистром каждой единицы тары, Регистр оформляет Свидетельство на партию тары (СТ).
Срок действия СТ устанавливается с учётом вида тары, фактического состояния, назначения, и не должен превышать срока действия СТТ для тары аналогичного вида. Срок действия СТ не должен превышать оставшегося назначенного изготовителем срока эксплуатации тары или срока до ближайшего освидетельствования.
Свидетельства на тару размещаются на официальном интернет-сайте Регистра, по адресам:
Отсутствие информации о Свидетельстве на официальном интернет-сайте Регистра означает недействительность соответствующего Свидетельства.
Свидетельства могут быть отозваны:
- в случаях, предусмотренных Общими условиями оказания услуг Регистром
- если конструкция тары, её свойства, и т.п. изменены без согласования с Регистром
- если не обеспечивается эксплуатационная пригодность тары, не выполняются требования МК МПОГ.
Отзыв осуществляется путём удаления информации о Свидетельстве с официального интернет-сайта Регистра.
Коды типов тары для упаковки опасных грузов
Вид | Материал | Категория | Код | |
---|---|---|---|---|
Барабан | A | Сталь | с несъемным днищем | 1A1 |
со съемным днищем | 1A2 | |||
B | Алюминий | с несъемным днищем | 1B1 | |
со съемным днищем | 1B2 | |||
D | Фанера | 1D | ||
G | Картон | 1G | ||
H | Пластмасса | с несъемным днищем | 1H1 | |
со съемным днищем | 1H2 | |||
N | Металл, кроме стали или алюминия | с несъемным днищем | 1N1 | |
со съмным днищем | 1N2 | |||
Канистра | A | Сталь | с несъемным днищем | 3A1 |
со съемным днищем | 3A2 | |||
B | Алюминий | с несъемным днищем | 3B1 | |
со съемным днищем | 3B2 | |||
H | Пластмасса | с несъемным днищем | 3H1 | |
со съемным днищем | 3H2 | |||
Ящик | A | Сталь | 4A | |
B | Алюминий | 4B | ||
C | Естественная древесина | обычный | 4C1 | |
с плотно пригнанными стенками | 4C2 | |||
D | Фанера | 4D | ||
F | Древесный материал | 4F | ||
G | Фибровый картон | 4G | ||
H | Пластмасса | пенопластовый | 4H1 | |
из твердой пластмассы | 4H2 | |||
N | Металл, кроме стали или алюминия | 4N | ||
Мешок | H | Полимерная ткань | без вкладыша или внутреннего покрытия | 5H1 |
плотный | 5H2 | |||
влагонепроницаемый | 5H3 | |||
H | Полимерная пленка | 5H4 | ||
L | Текстиль | без вкладыша или внутреннего покрытия | 5L1 | |
плотный | 5L2 | |||
влагонепроницаемый | 5L3 | |||
M | Бумага | многослойный | 5M1 | |
многослойный, влагонепроницаемый | 5M2 | |||
Составная тара | H | Пластмассовый сосуд | с наружным стальным барабаном | 6HA1 |
с наружной стальной обрешеткой или ящиком | 6HA2 | |||
с наружным алюминиевым барабаном | 6HB1 | |||
с наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком | 6HB2 | |||
с наружным деревянным ящиком | 6HC | |||
с наружным фанерным барабаном | 6HD1 | |||
с наружным фанерным ящиком | 6HD2 | |||
с наружным картонным барабаном | 6HG1 | |||
с наружным ящиком из фибрового картона | 6HG2 | |||
с наружным пластмассовым барабаном | 6HH1 | |||
с наружным ящиком из твердой пластмассы | 6HH2 | |||
P | Стеклянный, фарфоровый или керамический сосуд | с наружным стальным барабаном | 6PA1 | |
с наружной стальной обрешеткой или ящиком | 6PA2 | |||
с наружным алюминиевым барабаном | 6PB1 | |||
с наружной алюминиевой обрешеткой или ящиком | 6PB2 | |||
с наружным деревянным ящиком | 6PC | |||
с наружным фанерным барабаном | 6PD1 | |||
с наружной плетеной корзиной | 6PD2 | |||
с наружным картонным барабаном | 6PG1 | |||
с наружным ящиком из фибрового картона | 6PG2 | |||
с наружной тарой из пенопласта | 6PH1 | |||
с наружной тарой из твердой пластмассы | 6PH2 | |||
Легкая металлическая тара | A | Сталь | с несъемным днищем | 0A1 |
со съемным днищем | 0A2 |
За кодом типа тары могут быть указаны буквы:
“T” – аварийная тара;
“V” – специальная тара;
“W” – изготовленная с некоторыми отличиями.
Тара для перевозки опасных грузов
Dangerous cargo. Package
1 . Настоящий стандарт устанавливает упаковку опасных грузов, предъявляемых к перевозке транспортом любого вида, массой нетто грузового места не более 400 кг и вместимостью не более 450 дм 3 и устанавливает общие требования к транспортной таре и упаковке, а также их виды, типы, основные параметры и виды испытаний.
Стандарт должен применяться при разработке нормативно-технической документации на транспортную тару и упаковку конкретных видов опасных грузов, а также правил перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.
2 . Стандарт не распространяется на упаковку опасных грузов классов 2, 7 и подкласса 6.2.
3 . Стандарт полностью соответствует требованиям Рекомендаций, подготовленных Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций, и международных правил перевозки опасных грузов.
1 – 3. (Измененная редакция, Изм. № 1).
4 . Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1 .
5 . Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативно-технической документации на продукцию; на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также требованиям настоящего стандарта.
6 . Для опасных грузов должна применяться транспортная тара, указанная в табл. 1 .
Вид, тип, исполнение и обозначение транспортной тары
Барабаны, бочки, фляги
Со съемным верхним дном или широкогорлые
Со съемным верхним дном или широкогорлые
Барабаны, бочки, фляги
Со съемным верхним дном или широкогорлые
Сухотарные (со съемным верхним дном)
С внутренним вкладышем или покрытием
С внутренним вкладышем или покрытием
Из полимерной ткани
Без внутреннего покрытия или вкладыша
Из полимерной пленки
Без внутреннего покрытия или вкладыша
1. Полимерный сосуд в:
стальной обрешетке или ящике
алюминиевой обрешетке или ящике
2. Стеклянный, фарфоровый или керамический сосуд в:
стальной обрешетке или ящике
алюминиевой обрешетке или ящике
7 . Масса нетто и вместимость транспортной тары для опасных грузов не должны превышать указанных в табл. 2 .
Вместимость, дм 3
1А1, 1А2, 1В1, 1В2
Барабаны, бочки и фляги стальные и алюминиевые
Барабаны и бочки фанерные
Барабаны, бочки и фляги полимерные
3А1, 3А2, 3Н1, 3Н2
Канистры стальные и полимерные
4А1, 4А2, 4В1, 4В2, 4С1, 4С2, 4D, 4F, 4G
Ящики стальные, алюминиевые, дощатые, фанерные, древесноволокнистые картонные
5Н1, 5Н2, 5Н3, 5Н4, 5L1, 5L2, 5L3, 5М1, 5М2
Мешки полимерные, тканевые, бумажные
6НА1, 6НВ1, 6HD1, 6HG1, 6НН1
Комбинированная тара (полимерный сосуд в барабане)
6НА2, 6НВ2, 6НС, 6HD2, 6HG2, 6НН2
Комбинированная тара (полимерный сосуд в ящике)
6РА1, 6РА2, 6РВ1, 6РВ2, 6РС, 6PD1, 6PD2, 6PG1, 6PG2, 6РН1, 6РН2
Комбинированная тара (стеклянный, фарфоровый или керамический сосуд в транспортной таре)
5 – 7. (Измененная редакция, Изм. № 1).
7 а. Транспортная тара (упаковка) каждого вида, типа и исполнения по показателям прочности, устанавливаемым в результате испытаний, разделяется на три группы упаковки (см. приложение 1а ).
8 . Допускаемое количество конкретного опасного груза в таре или упаковке или масса брутто должны соответствовать правилам перевозки опасных грузов, действующим на каждом виде транспорта.
9 , 10. (Исключены, Изм. № 1).
11 . Воздушные пробки и другие устройства для сброса внутреннего давления допускается устанавливать при условии, что количество выделяющихся паров или газов неопасно. Тара с устройствами для сброса внутреннего давления не допускается для транспортирования воздушным транспортом. Герметичная тара, включая укупорочные средства, предназначенная для перевозки жидких опасных грузов воздушным транспортом, должна выдерживать без утечки снижение наружного давления до 68 кПа.
12 . Возвратную тару перед наливом жидкости подвергают испытанию на герметичность в соответствии с п. 36 настоящего стандарта.
13 . Транспортную тару применяют для опасных жидкостей при соблюдении одного из следующих условий:
где Рр – рабочее давление в таре при 55 °С, т.е. суммарное давление паров жидкости, воздуха и других неконденсирующихся газов в таре с учетом коэффициента наполнения п. 14 минус 100 кПа;
Р и – испытательное гидравлическое давление, кПа;
Р 50 , Р 55 – давление насыщенных паров жидкости, кПа, при 50 и 55 °С соответственно.
14 . При наливе в таре оставляют незаполненное пространство (недолив) из расчета, чтобы жидкость не заполняла весь внутренний объем тары при температуре 55 °С.
Объем жидкости вычисляют по формуле
где V ж – объем жидкости при наливе, дм 3 ;
K н – коэффициент наполнения тары вычисляют по формуле
где a – температурный коэффициент объемного расширения;
t н – температура жидкости при наливе, °С;
z – величина, выбираемая в зависимости от температурного коэффициента объемного расширения, приведена в табл. 4.
Св. 0,0010 до 0,0014
* Таблица 3. (Исключена, Изм. № 1).
15 . Материалы, из которых изготовлена тара, упаковка и укупорочные средства, должны быть инертными по отношению к упаковываемому продукту или иметь инертное покрытие или прокладку (вкладыш).
16 . Полимерная тара должна быть изготовлена из материалов, устойчивых к старению, вызываемому воздействием упаковываемого продукта или ультрафиолетового излучения, и должна обеспечивать сохранность груза при транспортировании и хранении.
17 . Швы корпуса стальных барабанов, бочек и канистр (1А1, 3А1, 3А2) вместимостью более 40 дм 3 , предназначенных для жидкостей, должны быть сварными.
Швы корпуса барабанов, бочек и канистр (1А1, 1А2, 3А1, 3А2), предназначенных для твердых грузов, а также для жидкостей, вместимостью менее 40 дм 3 должны быть механически закатаны или сварены.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
18 . Алюминиевые барабаны и бочки (1В1 и 1В2) должны изготовляться со сварными швами. Швы, соединяющие донья с корпусом, должны быть защищены обручем. Фланцы должны быть приварены.
19 . Металлические барабаны и бочки (1А1, 1А2, 1В1, 1В2) вместимостью более 60 дм 3 должны иметь не менее двух гофров катания или двух обручей, прочно соединенных с корпусом. Точечная сварка в этом случае не допускается.
20 . Фанера, применяемая для изготовления барабанов и бочек, должна быть склеена водостойким клеем.
20 а. Крышка фанерного барабана (1D ) должна быть выложена с внутренней стороны бумагой или другим материалом для предотвращения просыпания продукта. Бумага (материал) должна быть прикреплена к крышке и выступать за ее края по всему периметру.
20 б. Металлические ящики (4А2, 4В2) должны быть выложены с внутренней стороны картоном или войлочными прокладками. В ящиках с двойным швом не допускается попадание вещества в полость шва.
20 а; 20б. (Введены дополнительно, Изм. № 1).
21 . Каждая стенка ящика (4С2), дно и крышка, должны быть изготовлены из цельной доски или щитов, собранных при помощи кромочных соединений типов К-1 – К-6 по ГОСТ 9330 на клею или с применением рифленых металлических накладок (скрепок).
22 . Картонные ящики (4G ) изготовляют из картона, влагопрочность наружной поверхности которого должна быть такой, чтобы при испытании на водопроницаемость по ГОСТ 25439 в течение 30 мин масса поглощенной воды не превышала 155 г/м 2 .
21 ; 22. (Измененная редакция, Изм. № 1).
23 . Пенопластовые ящики (4Н1) должны состоять из двух частей, изготовленных из формованного пенопласта; нижней части, имеющей специальные полости, соответствующие форме помещаемой в них тары, и верхней части, закрывающей нижнюю и плотно с нею скрепляемой тканевой или ламинированной бумажной лентой. Крышка или пробка, уложенной в ящик тары, не должна соприкасаться с верхней частью ящика.
24 . На внутреннюю поверхность мешков (5Н2 и 5L4) при их изготовлении наклеивают бумагу или полиэтиленовую пленку или применяют один или более вкладышей из бумаги или полимерного материала.
25 . На внутреннюю поверхность мешков (5Н3 и 5L3) при их изготовлении наносят покрытия из полимерного материала или применяют внутренние вкладыши из влагопрочной бумаги (парафинированной, битумированной или ламинированной полиэтиленом) или из полимерной пленки.
26 . Количество слоев в бумажных мешках должно быть не менее трех.
Наружный слой бумажного мешка (5М2) должен быть влагопрочным. В четырехслойных и более мешках (5М2) влагопрочным допускается второй слой после наружного.
Внутренний слой мешка для упаковывания гигроскопичной продукции или для продукции во влажном состоянии должен быть влагопрочным.
27 . В комбинированной таре (6НА1 – 6НН2) внутренний сосуд из полимерных материалов должен отвечать требованиям п. 16 и должен быть плотно встроен или вставлен в наружную тару.
24 – 27. (Измененная редакция, Изм. № 1).
28 . Внутренние сосуды из стекла, фарфора или керамики комбинированной тары (6РА1 – 6РН2) должны быть плотно укупорены и помещены в ящики, обрешетки, корзины или барабаны с заполнением промежутков инертным прокладочным и (или) поглощающим материалом так, чтобы сосуд не перемещался в наружной таре во время транспортирования. Наружная тара должна полностью закрывать внутренний сосуд и защищать его от механических повреждений. Допускается применять съемные крышки или колпачки.
31 . Испытания образцов транспортной тары (упаковки) каждого проектного типа для конкретных видов продукции должны проводиться в соответствии с табл. 5 .
31 а. Серийные образцы тары и упаковки испытывают в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Виды тары для перевозки опасных грузов
Опасные грузы в зависимости от их физико-химических свойств помещают в различные виды тары.
Стальные бочки – (емкость 210 л) – наиболее распространенный вид упаковки, который может использоваться для перевозки большого ассортимента жидких и твердых опасных грузов. Бочки могут быть со съемными и с несъемными крышками. Бочки заполняют через верх, после чего их закупоривают для обеспечения герметизации.
Пластиковые бочки – более легкая упаковка, но дороже стальных бочек. Используется для перевозки широкого спектра опасных грузов, а особенно для перевозки едких веществ, которые не могут перевозиться в стальных бочках.
Металлические канистры – это тара меньшего размера, чем бочки. Изготавливают канистры из стали или алюминия.
Пакеты (мешки) – используются обычно для перевозки твердых опасных грузов. Часто выпускаются в пластиковом исполнении, хотя бывают и из других материалов. Несколько пакетов размещают на один паллет (европоддон), после чего используется дополнительная упаковка, облегчает работу погрузочно-разгрузочных механизмов.
Ящики – имеют различную форму и размеры. Могут изготавливаться из стали, дерева, картона. Ящики могут содержать одну или несколько упаковок.
Газовые баллоны – изготавливают из различных материалов (стали, армированной пластмассы). Они должны быть прочными, чтобы выдерживать большое внутреннее давление газов. Выпускные клапаны баллонов очень чувствительны к различным повреждениям, поэтому нужно соблюдать особую осторожность при перевозке.
Контейнеры средней грузоподъемности – используются для насыпных опасных грузов, их объем в 3000 л. Для их изготовления используют пластик, металл.
Тара для опасных грузов, перевозимых в международном сообщении, соответственно кодируется. Код тары содержит:
а) цифру, определяет вид тары;
б) большую латинскую букву, указывающую материал тары;
в) цифру, определяет категорию тары в рамках того вида, к которому она принадлежит.
Если тара изготовлена из двух материалов, принимают две буквы:
– первая буква – обозначает материал, из которого изготовлено внутреннюю часть (сосуд);
– вторая буква – обозначает материал, из которого изготовлена наружная тара.
Для комбинированной тары и тары для инфекционных веществ указывается только код, обозначающий наружную тару.
За кодом тары могут следовать буквы “Т”, “V” или “W”. Буква “Т” обозначает аварийную тару, буква “V” обозначает специальную тару, буква “W” обозначает, что тара хотя и принадлежит к указанному в коде типа, но изготовлена с некоторыми отклонениями от требований.
Цифры в обозначениях видов тары означают следующее:
2 – деревянная бочка;
6 – складируемых тара;
0 – легкая металлическая тара.
Для определения материала тары используют такие буквы:
А – сталь всех типов;
С – естественная древесина;
F – материал из дерева;
Н – пластмассовые материалы;
М – бумага многослойная;
N – металл (кроме стали и алюминия);
Р – стекло, фарфор или керамика.
Для различных видов тары используют различные методы ее тестирования. Наиболее распространены следующие методы тестирования тары.
Испытания на ударные нагрузки – тару ударяют по поверхности жидкости различными сторонами, ребрами, трубопроводам. Тест считают пройденным, если тара содержит вещество внутри, то есть не допускает протекания жидкостей или разрыхления твердых веществ.
Тест на герметичность – тару погружают в воду на 5 минут. При этом в зависимости от групп тары создают давление. Тест пройден, если тара не пропускает воду.
Гидравлические испытания – в таре создают внутреннее давление в течение 5 минут. Тест пройден в случае отсутствия протекания.
Испытания на штабелирование – тару нагружают силой, аналогичной той, которую она будет воспринимать, находясь в низком ряде при штабелирования. Тест пройден в случае отсутствия протекания или повреждений, которые могут влиять на устойчивость штабеля.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10371 – | 7653 –
или читать все.
Требования к таре и упаковке опасных грузов
К перевозке допускают только опасные грузы, изготовленные в соответствии с действующей документацией. Вид, тип и исполнение тары определяет производитель в соответствии с предписаниями ГОСТа и Технических условий (по отдельным видам опасных грузов), ДОЛОГ, правил перевозок. В ДОЛОГ дают очень подробную информацию о таре и упаковке по каждому классу и подклассу груза.
Тара—это емкостьдляхранения, упаковки и транспортировки, т.е. ящики, мешки, банки, бутыли, бочки, бидоны, сосуды, баллоны 1 , канистры, флаконы, тубы [1] [2] , бутыли, кюветы [3] , контейнеры, цистерны и т.д. (рис. 3.2). Тара должна быть исправной, с пломбой, с соответствующей маркировкой, достаточно прочной, чтобы выдерживать удары и нагрузки, возникающие во время перевозки или перегрузки. Для подтверждения этих свойств тип конструкции тары должен пройти соответствующие испытания.
Упаковка, т.е. материал, в который пакуют изделие, должна быть также достаточно прочной, чтобы предохранить окружающую среду от возможного воздействия опасного груза при погрузке, разгрузке, транспортировке и хранении. Естественно, что в связи с разными свойствами груза упаковка и тара должны быть соответствующими его специфике и инертными по отношению к грузу.
Лапример, упаковка патронов (пример в 3.1.1) должна быть в соответствии с методом Е112, т.е. без внутренней упаковки, но в ящиках из различного материала по 13-му номеру особых условий, записан ных в маргинальном номере Rn 2103 (7) ДОЛОГ, т.е. наружный упаковочный комплект должен иметь мягкие прокладки.
В особых требованиях для каждого класса опасных грузов предусматривают три группы упаковок в зависимости от опасности перевозимого вещества: группа I (вещества группы а); II (вещества группы Л); III (вещества группы с). Группы предусмотрены в пунктах перечня веществ.
Неочищенную после транспортировки порожнюю тару перевозят по тем же условиям, что и соответствующий опасный груз. В накладной для перевозки порожней тары делается отметка красным цветом, какой груз (идентификационный номер) находился ранее в таре.
Материал для изготовления тары может быть различным: сталь, латунь, стекло, фторопласт, полиэтилен, эмалированный металл, би- тумированные мешки, резина, фанера, льноджутокенафная ткань, бумага, дерево, картон и т.д.
В качестве вспомогательного материала, употребляемого как прокладочный, могут использоваться: вермикулит (поглощающий материал), парафин, обезвоженные трансформаторное и минеральное масла, пеньковый шнур, лаки, солевые растворы, солома, опилки и др.
К материалам для изготовления тары и упаковки предъявляют повышенные требования. Так, например, пластмасса, применяемая для тары, должна быть непроницаемой, не размягчаться и не быть хрупкой от воздействия температур и старения. Картонные коробки — прочными и водоустойчивыми, использовать их должны как одноразовые. Стеклянная тара должна быть помещена по горлышко в прочные ящики, обрешетки или корзины, проложена инертными прокладочными материалами. Металлическая тара должна быть запаяна или оборудована завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами с надписью о величине пробного давления и дате проведения последнего испытания (рис. 3.3). Сосуды для жидкостей должны заполнять не полностью (не более 90% для жидкостей и 85% для водного аммиака, сжиженных углеводородных газов) (рис. 3.4), что определяет соответствующие положение в документах. Баллоны для жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройств безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Их изготавливают из труб, прошедших ультразвуковой контроль во избежание неоднородности металла. Баллоны окрашивают масляной, эмалевой или нитрокраской соответствующего газу цвета.
Тара должна быть изготовлена и испытана в рамках программы обеспечения качества с целью гарантировать выполнение требований соответствующих документов. Тару укупоривают для обеспечения ее герметичности в целях безопасности запорными вентилями, закатыванием, запаиванием, свариванием, склеиванием, сшиванием, завязыванием проволокой и т.п.
Рис. 3.2. Виды тары для опасных грузов: а — бочки, бидон; б — контейнер; в — бочка и канистра; г — ящики; д — баллончики и емкости малые; е — мешки; ж — контейнеры металлический и мягкий (эластичный)
Рис. 3.3. Металлическая тара (баллоны) для перевозки опасных газов. Цвет баллона соответствует определенному газу
Грузовые места, включающие тару из чувствительных к влаге материалов, должны перевозить в закрытых или крытых брезентом транспортных средствах. Тара должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля.
Допускают совместную упаковку нескольких опасных грузов согласно таблице совместимости (см. 3.1.3), но внутренняя тара должна быть надежно отделена одна от другой, например с помощью прокладочного материала. При использовании дополнительной тары проставляют предупредительные надписи и манипуляционные знаки (см. 3.3.2).
Очистку тары осуществляет грузовладелец. Очищенную тару перевозят на общих основаниях с отметкой в накладной красным цветом «Тара очищена». Ремонт такой тары, как контейнеры и резервуары, проводят после анализа воздушной среды на содержание ранее перевезенного вещества.
Лишь в отдельных случаях допускают бестарную перевозку опасных грузов. Перевозку опасных твердых веществ навалом разрешают лишь тогда, когда этот способ непосредственно допускают для этих веществ, но с соблюдением условий, прописанных в соответствующих документах. Перевозку веществ навалом в контейнере допускают лишь в случае, если допускают вообще перевозку этих грузов в контейнере. Отдельные грузы иногда требуют специализированного подвижного состава, например алюминий фтористый технический.
Все перевозимые опасные грузы требуют обязательной маркировки в соответствии с ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» и ДОЛОГ. Маркировка призвана облегчить задачу соблюдения безопасности изготовителям тары, пользователям, перевозчикам и регламентирующим органам.
Рис. 3.4. Степень наполнения тары жидкостями: а — в цистерне; б — процент от вместимости тары в зависимости от температуры начала кипения вещества
Государственный стандарт определяет знаки маркировки для обращения с грузом, основные, дополнительные и информационные надписи с указанием наименования и адреса грузополучателя, числа грузовых мест и номера в партии груза. Дополнительно указывают наименования и адреса грузоотправителя и транспортных организаций. Информационные надписи касаются характеристик грузового места, массы, объема и габаритов. Стандарт устанавливает манипуляционные знаки, место, способы, материал, шрифты для нанесения маркировки и размеры деталей знаков (рис. 3.5).
Для экспортных грузов есть дополнительные требования по указанию номеров контракта, заказа, мест перегрузки, страны назначения и товарного знака грузоотправителя. Язык знаков определяют по правилам страны ввоза. ГОСТ 14192—96 на экспортные грузы, соответствующий требованиям Рекомендаций ООН и международным правилам перевозок, устанавливает требования к таре и упаковке для этого вида перевозок. Отдельными стандартами нормируют опасные грузы для районов Крайнего Севера и труднодоступных районов в связи с неординарными условиями перевозки, в том числе пониженными температурами.
На каждую упаковку должен быть нанесен идентификационный номер содержащегося в ней вещества после букв UN [4] . При наличии в одной упаковке различных грузов пишут их идентификационные номера и буквы LQ [5] («ограниченное количество») (рис. 3.6). При перевозке нескольких опасных грузов в сборной таре (контейнере) грузоотправитель делает заявление, что совместная упаковка этих грузов не запрещена.
Рис. 3.5. Расположение маркировки транспортной тары, содержащей опасный груз:
- 1 — надписи транспортных организаций; 2 — количество мест в партии, порядковый номер внутри партии; 3 — знак опасности;
- 4 — манипуляционные знаки по ГОСТ 14192—77; 5 — серийный номер ООН; 6 — классификационный шифр; 7 — транспортное наименование
Рис. 3.6. Знаки маркировки опасного груза: UN — символ ООН для тары; LQ — символ ограниченного количества опасного вещества
Вид тары при маркировке обозначается цифрами (кодом): 1 — барабан; 3 — канистры; 4 — ящик; 5 — мешок; 6 — составная тара; 0 — легкая металлическая тара. Цифры 2 и 7 зарезервированы. Для обозначения материала, из которого изготовлена тара, используют буквы: А — сталь; В — алюминий; С — естественная древесина; D — фанера; F — древесный материал; G — фибровый картон; Н — пластмасса; L — текстиль; М — многослойная бумага; N — металл (кроме стали и алюминия).
Для составной тары (рис. 3.7) применяют две прописные латинские буквы, например 6 HD1 — составная тара, состоящая из внутренней пластмассовой емкости с внешним фанерным барабаном. При комбинированной таре проставляют лишь код, обозначающий наружную тару.
В маркировке за номером кода тары следует буква, обозначающая группу упаковки, тип конструкции которой выдержал испытания: X — для тары, в которую можно поместить упаковки трех групп веществ; Y — для тары, в которую можно поместить упаковки II и III групп веществ; Z — для тары, в которую можно поместить упаковки III группы веществ.
Рис. 3.7. Составная тара:
внутренняя — стеклянные сосуды; внешняя — прочная упаковка из различных материалов. На таре, имеющей неправильную форму, маркировочные надписи и знаки опасности могут быть нанесены с помощью прочно прикрепленных этикеток
На таре, предназначенной к перевозке жидкостей без внутренней тары, проставляют величину относительной плотности этой жидкости, если она превышает 1,2 кг/м 3 .
Может быть указан год производства тары, так как, например, на пластмассовый барабан и канистры устанавливают срок эксплуатации 5 лет, причем при перевозке отдельных опасных грузов этот срок может быть уменьшен.
Такая детализация маркировки опасных грузов должна предохранять от произвольного затаривания груза без учета его опасных свойств и давать полнейшую информацию о грузе, его таре и их свойствах, особенно в момент различных неблагоприятных ситуаций, которые могут возникнуть при транспортировке и перегрузке.