Транспортировка особо опасных грузов автотранспортом

Перевозка особо опасных грузов повышенной опасности

Особо опасный груз

Особо опасный груз характеризуется максимальной степенью угрозы для жизни, здоровья и внешней среды. Разрешенные к перевозке автотранспортом грузы повышенной опасности в случае непредвиденных ситуаций могут привести к гибели множества людей или экологическим катастрофам. (стр. 110 ДОПОГ)

Название

№Кл.Подк.Кол-во
Цист-на, kгНав-м, лУпак-ки, kг
11.1Взрывоопасные вещ-ваeeо
1.2Взрывоопасные вещ-ваeeо
1.3Взрывоопасные вещ-ваeeо
1.4Взрывоопасные вещ-ваeeо
1.5Взрывоопасные вещ-ва c номерами 00Н О1О4/О237/О255/О267/О289/О361/О365/О366/О44О/О441/О455/О456/О5ООоeо
2Зажигающиеся газьi, только c кодами Fзоооed
Ядовитые газы, только с кодами Т/TF/TC/TO/TFC/ТОС, кроме аэрозолейоeо
3Легкозажигающиеся жид-ти, группы I и IIзоооed
Десенсибилизированные взрываемые вещ-ваоeо
4.1Десенсибилизированные взрываемые вещ-ваeeо
4.2Вещ-ва гр. Iзоооed
4.3Вещ-ва гр. Iзоооed
5.1Текучие оксидирующие вещ-ва гр. Iзоооed
Перхлораты, нитрат аммония, аммиачные-нитратные удобрения и эмульсиизооозоооd
6.1Отравляющие вещ-ва гр. Iоeо
6.2Заразные вещ-ва катег. А 00Н 2814 и 29ООeоо
8Разъедающие вещ-ва гр. Iзоооed
е – не относится
d – данные положения не используются
о и зооо – свыше данного кол-ва вещ-во особо опасное

Перевозка особо опасных грузов автомобильным транспортом

Перевозка грузов повышенной опасности накладывает максимальную степень ответственности на всех участников процесса доставки опасных грузов, в нем должны быть задействованы как товароотправители и грузополучатели, так и сами грузоперевозчики во взаимодействии с государственными органами надзора. Перевозка особо опасных грузов выполняется исключительно специализированным транспортом и выданным в УГАДH спец-м разрешением , срок подготовки которого составляет до ЗО суток. Автотехника должна соответствовать правилам ДОПОГ и быть включены в реестр категорированных объектов транспорта. В этом разрешении детально прописан маршрут перевозки, отклонение от которого недопустимо. Помимо всего, одним из немаловажных факторов транспортной безопасности является профессиональная пригодность водителя и его знание требований ДОПОГ.

Сделав заказ на перевозку особо опасных грузов в нашей компании Вы гарантированно получаете перевозчика с соответствием всех требований нормативных актов в данной сфере.

Особо опасные грузы

Особо опасные грузы – это грузы, которые требуют особых мер предосторожности при их перевозке.

Такие грузы (особо опасные) представляют максимальную угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу внешней среде. В случае чрезвычайных происшествий, перевозимые автотранспортом особо опасные грузы могут привести как к гибели большого числа людей, так и к экологической катастрофе.

При перевозке (транспортировке) особо опасных грузов автомобильным транспортом используется исключительно специализированный транспорт у которого должны быть все необходимые разрешения на перевозку особо опасных грузов:

  • Специальное разрешение, выданное в УГАДН (срок подготовки до 30 дн.).
  • Соответствующая ДОПОГ автотехника (включенная в реестр категорированных объектов транспорта).
  • Детально прописанный маршрут перевозки (ВАЖНО: отклонения не допустимы).
  • Профессиональная пригодность водителя и его знание требований ДОПОГ.

К особо опасным грузам относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности согласно ГОСТ 19433-88

  • Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1.4, 1.5 и 1.6;
  • Радиоактивные вещества класса 7;
  • Не воспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие;
  • Ядовитые газы окисляющие;
  • Ядовитые газы окисляющие, едкие и (или) коррозионные; 6. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 0 С ядовитые;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 0 С едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 0 С до плюс 23 0 С едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 0 С до плюс 23 0 С ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
  • Легковоспламеняющиеся твердые вещества, саморазлагающиеся при температуре не более 50 0 С с опасностью разрыва упаковки;
  • Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые;
  • Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, Самовозгорающиеся и ядовитые;
  • Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные;
  • Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
  • Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50 0 С;
  • Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50 0 С;
  • Органические пероксиды взрывоопасные;
  • Органические пероксиды без дополнительного вида опасности;
  • Органические пероксиды едкие для глаз;
  • Органические пероксиды легковоспламеняющиеся;
  • Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз;
  • Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности;
  • Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 0 С;
  • Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23 0 С, но не более 6ГС;
  • Ядовитые вещества, летучие едкие и (или) коррозионные;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами ядовитые и окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23 0 С до 61 0 С;
  • Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 0 С;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24 0 С до 61 0 C;
  • Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.

Компания НордЭкс Экспресс перевозит особо опасные наливные грузы в международном сообщении. Мы гарантируем наличие всех необходимых разрешений и безопасность при перевозке особо опасных грузов.

Перевозка автомобильным транспортом опасных грузов: требования, предъявляемые к автомобилю в 2020 году и советы юриста

Довольно часто на дороге мы видим специальные автоцистерны, перевозящие различные грузы. Что в них везут? Газ? Нефть? Бензин? Стоит задуматься, сколько твёрдых опасных грузов перевозится вообще по дорогам в крытых машинах. Например, самые обыденные вещи, такие как краска-эмаль, полиэтиленовая плёнка, ветошь, спички, рыбная мука, вата, бенгальские огни и фейерверки, бытовая химия в аэрозолях – всё это классифицируется, как опасный груз.

Если начать обращать внимание на количество таких машин на дорогах, окажется, что примерно ½ общего грузооборота провозится именно по общественным дорогам. У многих возникает два вопроса: неужели эти сложные автоперевозки экономически выгодны для продавцов и насколько безопасны такие перевозки для окружающих? Все понимают, что перевозка опасных грузов – это серьёзная сфера деятельности, требующая специального оборудования, навыков водителя, разрешительной документации и, самое главное, соблюдения максимальной осторожности при погрузке-разгрузке и самой транспортировке.

Что является опасным грузом?

Согласно своему названию, опасным признается тот груз, который при его перевозке, погрузке-разгрузке, нарушении тары самого груза, может нанести вред окружающей среде, другим участникам дорожного движения или может вызвать возникновение опасных ситуаций.

Еще в середине прошлого века в Европе было принято, действующее до сих пор, международное соглашение о правилах безопасного передвижения опасных грузов в рамках международной безопасности. А в связи с бурным развитием химической, нефтегазовой промышленности и фармакологии, меры по увеличению безопасности на дорогах, поддержали почти 50 стран, в том числе и наша страна. Международное соглашение называется ДОПОГ на перевозку опасных грузов, в России также используется аббревиатура ПОГАП (правила перевозки опасных грузов автотранспортом).

Классификация грузов

Согласно международному соглашению, все опасные грузы делятся на классы, в зависимости от своих свойств:

  1. Кл.1: грузы взрывоопасные.
  2. Кл.2: грузы газообразные.
  3. Кл.3: грузы легковоспламеняющиеся твёрдые.
  4. Кл.4: грузы самовозгорающиеся; грузы, способные при взаимодействии с водой выделять горючие газы; грузы окисляющие.
  5. Кл.5: грузы — органические пироксиды.
  6. Кл.6: грузы ядовитые, токсичные, инфекционные.
  7. Кл.7: грузы радиоактивные.
  8. Кл.8: грузы коррозионные, едкие.
  9. Кл.9: прочие.

Чёткое понимание, к какому классу относится груз, нужно для того, чтобы быстро подобрать тару и упаковку, пройти необходимую подготовку к транспортировке, получить сопутствующую документацию и провести специальный инструктаж для водителя.

Основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Единые международные правила перевозки опасных грузов — это своего рода шпаргалка, для приведения к одному формату самого процесса оформления груза, подготовки транспорта и водителя, для разработки безопасного маршрута.

ДОПОГ охватывает весь план перевозки:

  • технические требования к автотранспорту, таре, упаковке, к методам погрузки-разгрузки;
  • юридические требования к документальному взаимодействию между отправителем, получателем и перевозчиком груза;
  • специальные требования к водителю и другим лицам, задействованным в подготовке и транспортировке груза;
  • информационные требования к маркировке, знакам, описи и классификации груза.

Чтобы процесс перемещения опасных грузов был максимально безопасным, правила периодически дополняются.

Согласно правилам ДОПОГ, классификацию грузов производит сам отправитель. На территории России отправитель вынужден обратиться в Федеральное Ведомство по испытаниям и исследованиям материалов, которое выдаст соответствующую документацию.

Перечень необходимых документов

Во время перевозки ОГ у водителя или у лица, сопровождающего груз, при себе должен быть пакет документов, необходимый для такого рода деятельности. Он включает в себя:

  • маршрутный лист (1 экземпляр), по которому двигается автотранспорт с опасным грузом, согласно нормам безопасного движения;
  • лицензия ТС на осуществление данного вида перевозок;
  • аварийная карточка, как документ, содержащий всю информацию о характеристиках перевозимого опасного груза;
  • товарно-накладная документация на перемещение груза;
  • разрешительный документ на право управления данным ТС водителем и свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • контактные данные компании отправителя, получателя и перевозчика;
  • разрешительная документация, выданная Министерством Транспорта или других уполномоченных органов на перевозку особо опасных грузов.

Маршрут

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом происходит по строго установленному маршруту. Нередко на стационарных постах ГИБДД можно увидеть стоящие автоцистерны. Как правило, эти машины нарушили установленный путь следования. Для водителя и компании перевозчика такие нарушения становятся очень дорогостоящими – потеря времени, нарушение сроков доставки и, соответственно, штраф.

Ещё до начала поездки, перевозчик должен согласовать с Госавтоинспекцией маршрут перевозки опасного груза, практически в каждом конкретном случае. Но существуют и общие требования для всех перевозчиков ОГ.

Так на маршруте опасного груза не должны встречаться места и зоны общественного отдыха, природные заповедники и объекты культурного наследия. Запрещено прокладывать пути следования опасных грузов вблизи от учебно-воспитательных, оздоровительных учреждений и крупных промышленных предприятий, производящих опасные вещества и изделия.

Маршрутный лист должен содержать в себе всю информацию о пункте назначения, местах планируемых остановок, стоянок и заправок АЗС. Он выписывается в трёх экземплярах: один берёт с собой водитель или лицо, сопровождающее груз; второй остаётся в компании; третий предназначен для ГИБДД.

Погрузка и разгрузка

Для обеспечения максимальной безопасности сотрудников, осуществляющих погрузку-разгрузку опасных грузов и для сохранности самих грузов, во избежание возникновения опасных ситуаций, необходимо соблюдать ряд требований.

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ необходимо проинструктировать работников, согласно имеющейся на предприятии (складе) инструкции, по вопросам мер профилактики и мер первой медицинской помощи в случае нарушения упаковки, разгерметизации тары ОГ, протечки, розлива опасных веществ.

В местах погрузки должны присутствовать представители отправителя, в местах разгрузки – представителя получателя, а именно, специалисты, способные обезвредить возможную опасную ситуацию.

Манипуляции с опасными грузами осуществлять максимально с использованием погрузочной техники, машин и механизмов, желательно с дистанционным управлением. При ручных работах опасные грузы переносить на спине, плечах и перед собой. Бросать, волочить ОГ запрещено. Размещать рядом грузы разных классов опасности нельзя, также как и совместно размещать опасные и неопасные грузы.

Требования к автомобилю

Автомобильный транспорт, которым будет проводиться транспортировка ОГ, также должен быть соответствующим образом подготовлен и технически оборудован.

Прежде всего, у такого транспорта должна быть выпускная труба глушителя, вынесенная перед радиатором и обязательно с наклоном. Конструктивно топливный бак должен находиться вдали от аккумулятора, защищённый перегородкой. Вся электрика должна быть изолирована специальным материалом. Напряжение всего электрического оборудования автомашины не может быть больше 24 вольт.

Обязательным условием выхода на линию с опасным грузом выступает система электрического заземления и наличие, усиленного против удара бампера. Отдельного внимания заслуживает тормозная система, она должна быть износоустойчивой, с аварийным аналогом, а для машин массой более 16 т, с противоблокировочной системой. В целях усиления мер безопасности, автомашины, предназначенные для перевозки ОГ, могут оборудоваться специальным устройством, которое позволяет отключать аккумулятор прямо из кабины.

Автомашина с ОГ может быть только с одним прицепом.

Кроме технических требований, для передвижения опасных грузов, автотранспорт должен быть оснащён:

  • усиленными мерами противопожарной безопасности;
  • наличием средств индивидуальной защиты для водителей;
  • установленными сигнальными средствами мигающего оранжевого цвета;
  • наличием маркировки, сигнальных табличек и наклеек, предупреждающих об опасности;
  • специфичным окрасом кузова и цистерны.

Оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов должно быть в соответствии с нормами и требованиями ДОПОГ и не противоречить общим правилам перевозки грузов.

Как подготовить автотранспорт к перевозке?

Как правило, специализированный автотранспорт для перевозки ОГ, уже приобретается технически оснащённым для этого. Производители такого рода машин предусматривают все тонкости и нюансы конструктивных особенностей и стараются угодить своим покупателям.

Что касаемо подготовки автомобильного транспортного средства к транспортировке ОГ, то следует обратить внимание на информационные надписи, таблички, наклейки, согласно классу опасности груза. Особо важными являются коды экстренных мер. Из комбинации цифр и букв специалисты, прибывшие на место аварии, получают информацию о мерах, необходимых для ликвидации опасных последствий. Все надписи и маркировки должно быть хорошо видно, поэтому высота шрифта должна быть 15 см, в крайних случаях при невозможности размещения, не менее 5 см.

Требования к водителю

Помимо общего стажа вождения не менее 3 лет, будущий водитель-перевозчик ОГ должен пройти специальные курсы, так как перевозка опасных грузов может осуществляться только водителем, получившим свидетельство ДОПОГ. Перед рейсом водитель должен пройти обязательный медицинский осмотр.

Водитель должен быть дисциплинированным, организованным, соблюдающим особые меры предосторожности – не курить в транспорте и ближе, чем в 50 метрах от него, не допускать возможность открытого огня вблизи с опасным грузом. Он должен помнить, что резко трогаться с места и резко тормозить с ОГ на борту запрещено, с горки двигаться с выключенным сцеплением и двигателем нельзя, оставлять машину без присмотра также опасно. Обгонять и опережать другие транспортные средства, двигающиеся со скоростью более 30 км/ч, автотранспорту с опасным грузом строго запрещено.

Кроме того, водители, перевозящие опасные грузы, должны помнить и всегда соблюдать общепринятые нормы вождения и правила ПДД.

Как пройти обучение на перевозку грузов?

До 2013 года система обучения водителей для перевозки ОГ сводилась к одной лекции и экзамену в тот же день. Но данная система не показала себя эффективной. Министерством Транспорта было принято решение усложнить обучение: курсы проходят 4 дня и разбиты на классы опасности.

  1. Общеобразовательный курс.
  2. Основной курс по транспортировке ОГ в цистернах.
  3. Спецкурс по 1-му классу опасности.
  4. Спецкурс по 7-му классу опасности.
  5. Допкурс по 2-му классу опасности, перевозка в цистернах.
  6. Допкурс по 3-му классу опасности.
  7. Допкурс по 5, 6, 7, 8-м классам опасности, перевозка в цистернах.

Курсанты проходят классификацию опасных грузов и изучают их характеристики, знакомятся с общепринятыми знаками маркировки, учатся оказывать первую медицинскую помощь в случаях ДТП и контакте с опасными веществами. Также в ходе занятий, водители получают базовые знания, необходимые для составления отчётной документации, а в случае экстренной ситуации, как правильно себя вести и как передать сигналы о помощи.

Обучающиеся на следующий день после прохождения курсов сдают экзамены в присутствии специальной комиссии и получают свидетельства, согласно пройдённым программам. Свидетельство, полученное после курсов, действительно для работы в течение 5 лет.

Требования к грузу

Перед началом процесса перевозки, отправитель должен самостоятельно оценить опасный груз по международной классификации. Если груз подходит под знак «опасно», то он должен получить аварийную карточку, спецдопуск и приложить все усилия для обеспечения максимально безопасного передвижению груза по автодорогам.

В зависимости от химического состава, для каждого вида ОГ необходимо выбирать упаковку и тару, которая обеспечит одновременно его сохранность и качество, соблюдение температурных и иных условий перевозки и безопасность доставки.

Тара должна быть в соответствии с ГОСТом, прочной, водо- и светонепроницаемой, герметичной, хорошо закреплённой и промаркированной, согласно требованиям по перевозке опасных грузов.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Для получения данного разрешения необходимо обратиться в Управление Государственного Автодорожного Надзора с письменным заявлением о выдаче документа.

В заявлении описывается класс груза и его характеристики, прикладывается аварийная карточка. Обязательно докладывается маршрут самой перевозки, с указанием точки отправления и точки доставки, мест планируемых остановок, стоянок и АЗС, и прикладывается список лиц, ответственных за транспортировку. На основании заявления, при наличии допуска самого автотранспорта и водителя к перевозке опасных грузов и соблюдении всех требований, согласно международным стандартам и российскому законодательству, перевозчику выдаётся лицензия на транспортировку опасного груза.

Ответственность при отсутствии разрешения

Нередко бывает, что в погоне за прибылью, предприниматели и организации, занимающиеся перевозкой опасных грузов, сознательно идут на нарушения и пытаются отправить опасный груз с нарушением закона, нелегально, под видом обычного рейса. Обычно это касается твёрдых веществ в крытых машинах.

Так, например, на приёме у нашего юриста побывал водитель со стажем, который пришёл проконсультироваться по поводу сложившейся ситуации на работе по перевозке полной машины – фуры лакокрасочных изделий. Работодатель неоднократно, а именно 4 раза в течение 3 месяцев, пытался загрузить машину краской, не имея на то специального разрешения, да и у водителя нет допуска для таких перевозок.

Водитель отказывался брать такой груз. Назрел конфликт, и водитель вынужден был уволиться, не желая нарушать правила ПДД и особые правила перевозки опасных грузов, рисковать «остаться без прав и средств к существованию». Юрист подтвердил, что относительно краски-эмали, то её перевозка в одной машине до 1000 литров не требует специальных разрешительных документов, а полная фура краски требует допуска по всей строгости закона:

  • ответственность водителя выражается в денежном штрафе от 2 до 2,5 т. р. и лишении прав до 6 месяцев;
  • ответственность для компании-перевозчика и отправителя предусматривает штраф от 400 до 500 т. р., конфискацию груза и ТС; изъятие допуска и лицензии по перевозкам ОГ и наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за перевозку от 15 до 20 т. р.

Недобросовестных перевозчиков немало, поэтому передвигающиеся на большие расстояния крытые фуры находятся под усиленным вниманием сотрудников ГИБДД, их чаще других машин останавливают на стационарных постах с целью проверки грузов.

Заключение

Безопасность – превыше всего! Такое убеждение должно быть у всех участников процесса по перевозке опасных грузов. Каждый из них должен знать какие грузы относятся к опасным, какие особые условия транспортировки требуются для них. Насколько бывают опасными последствия халатного отношения к этому вопросу, мы часто узнаем из новостей по телевизору. Несоответствие документов и содержимого автомашин, неправильные маркировки и неподходящая тара, усталость водителей от многочасовых поездок без выходных и нарушения правил дорожного движения приводят к ужасающим последствиям.

Особо важно для отправителя груза работать с надёжной и ответственной фирмой-перевозчиком, которая с особой тщательностью соблюдает все правила и нормы закона, щепетильно подбирает кадры для работы с ОГ. Качественное обучение водителей на специальных курсах ДОПОГ — это обязательная составляющая безопасности на дорогах. Но одного обучения мало, водитель – перевозчик должен быть серьёзным специалистом и ответственным человеком!

Правила перевозки на автомобильном транспорте опасных грузов, требования безопасности

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом обязательны для исполнения всеми людьми, неважно, работают они в больших промышленных компаниях или ведут свое дело как индивидуальные предприниматели. Правила равно касаются перевозок транспортом рк как по государственным дорогам, так и по принадлежащим частным владельцам как по городским районам и улочкам, так и по сельской земле. Опасный груз представляет угрозу вне зависимости от того, какая их машина везет, поэтому правила касаются всех автомобилей.

Перевозка опасных грузов строго регулируется законодательством

В любых правилах есть и исключения: они не распространяются на автомобили, перевозящие опасные вещества по территории их производителей и потребителей, а также на машины, принадлежащие военным и органам внутренних дел. Однако знание правил перемещения веществ, готовых взорваться или загореться при малейшем нарушении норм, будет нелишним даже для тех, кто подпадает под исключения.

Что такое опасные грузы

Опасные грузы — это все товары будь то вещества, газы или твердые материалы, которые несут потенциальную опасность при перевозке для людей, их имущества и для окружающей среды. Перечень веществ группируют по классам опасности, коих насчитывается девять. Требования безопасности включают маркировку грузов специальными опознавательными знаками, благодаря которым автомобилисты могут издалека узнать насколько опасные вещества везет автомобиль.

Взрывчатые материалы

Первый класс опасности объединяет материалы и вещества, которые могут загореться или взорваться, а также различные устройства вызывающие взрывы. Примеры таких материалов – тротил и нитроглицерин. Класс имеет шесть подклассов: самые опасные для людей и окружающей среды, подклассы от 1.1 до 1.3. Вещества, причисляемые к подклассам от 1.4 до 1.6 менее склонны взрываться «на ровном месте», но все еще опасны — порядок обращения со взрывчатыми материалами не должен нарушаться во время поездки неважно к какому подклассу принадлежит изделие. Все материалы первого класса требуют особой осторожности в обращении: взрыв или пожар способны спровоцировать искры, повышение температуры или неаккуратная транспортировка.

  1. Вещества этого подкласса способны взорваться массой.
  2. Материалы опасны, разбрасыванием, но не взрываются массой.
  3. Изделия пожароопасны, могут взорваться и им также свойственна опасность разбрасывания. Взрыва массой можно не опасаться;
  4. Вещества представляют небольшую опасность взрыва, чаще всего эффекты от него проявляются только внутри упаковки.
  5. Материалы подкласса могут взорваться массой, но из-за малой чувствительности риск такого исхода крайне низок.
  6. Изделия малочувствительны и не взрываются массой, одни из самых «безопасных» для перевозки грузов первого класса.

Класс опасности грузов 1,4-1,6 не взрывается беспричинно

Второй класс опасных грузов группирует газы – иначе говоря, вещества, являющиеся газообразными в нормальном состоянии. В класс входят газы сжатые, сжиженные или хранящиеся под давлением, а также чистые или смешанные с другими газами. Автомобильным транспортом РК перевозят газы с различным воздействием от удушливых до ядовитых, от воспламеняющихся до едких. В зависимости от дополнительных свойств, газообразный груз относят к одной из девяти групп.

Легковоспламеняющиеся вещества

Под таким названием понимают различные жидкости и их смеси обладающие свойством воспламеняться от малейшей искры. Сюда относится бензин. Жидкость относят к одной из групп, смотря, какую опасность она представляет. Некоторые грузы ядовиты, или могут перейти в состояние газа либо обладают коррозийными эффектами.

Воспламеняющиеся твердые вещества

Их особенность в том, что они легко загораются – достаточно искры, трения, попадания влаги или повышения температуры. Воспламеняющимися твердыми веществами можно назвать спички, белый фосфор, цинк. Требования важно соблюдать при обращении с каждым трех подгрупп класса:

  1. Легковоспламеняющиеся материалы, самореактивные вещества или изделия, вымоченные в жидкости. Твердые вещества обычно находятся в порошкообразном виде или в форме гранул либо же в пастообразной. Помимо воспламеняемости, дополнительная опасность идет от продуктов горения. Особо опасны загоревшиеся порошки металлов, так как их труднее потушить – обычные меры вроде воды здесь не дают желаемого эффекта, а только усугубляют положение.
  2. Ко второму подклассу воспламеняющихся твердых веществ относятся, пирофорные вещества и растворы, воспламеняющиеся при встрече с воздухом за считаные минуты. Пирофорные вещества загораются легче прочих материалов четвертого класса грузов, а потому требования безопасности по отношению к ним нужно соблюдать особенно четко. К подклассу 4.2. относят вещества к самонагреванию. В отличие от пирофорных материалов, загорающихся даже в небольших долях, самонагревающиеся изделия возгораются только в больших объемах и не за минуты, а за часы или дни. Самонагреваются вещества от контакта с кислородом.
  3. К этому подклассу причислены вещества, которые производят воспламеняющиеся газы, столкнувшись с жидкостями. Получившиеся смеси взрываются от соприкосновения с искрами, порождая взрывную волну и пожар.

Второй класс опасности грузов воспламеняется при контакте с воздухом

Окисляющие вещества

Изделия поддерживают горение из-за того, что вырабатывают кислород. Вместе с другими веществами или материалами и при определенных условиях могут взорваться.

  1. Вещества подкласса 5.1 благодаря свойству выделять кислород, могут поддерживать очень долгое горение грузов и именно этим они опасны.
  2. Подкласс образуют пероксиды, которые разлагаются при повышении температуры, из-за трения или в результате контакта с кислотами. Разложение становится причиной выделения легковоспламеняющихся газов, причем некоторые виды пероксидов разлагаются со взрывом. Инструкция по правилам обращения с пероксидами велит беречь глаза, так как попадание веществ на органы зрения вредит им также эти вещества разъедают кожу. Пероксиды сгруппировали в семь уровней в зависимости от уровня опасности для окружающих.

Ядовитые вещества

Токсичные или инфекционные вещества, по степени риска разделяющиеся на четыре класса опасности. Четвертая группа – это патогенны вызывающие тяжелые заболевания. Патогены эти легко передаются от одного живого существа, человека или животного, к другому, быстро заражая население. Эффективных способов лечения от таких болезней не существует. Патогены третьей группы также вызывают тяжелые заболевания, но не недуги эти обычно не считаются заразными и против них разработаны действенные методики излечения.

Вторая группа включает патогены, которые меньше всего опасны для людей. Болезни, вызываемые ими, сравнительно легко лечатся, существуют профилактические меры против недугов.

Класс ядовитых материалов распадается на два подкласса, требования безопасности к перемещению грузов обеих групп очень высокие:

  1. Токсичные. В зависимости от угрозы людям разделяют на три группы: сильно-токсичные, средне и слабо.
  2. Инфекционные – вещества, имеющие в составе патогены-микроорганизмы возбуждающие заболевания у живых существ.

Ядовитые вещества могут быть токсичными или инфекционными

Радиоактивные вещества

Опасно радиоактивное излучение, а разделяется класс на категории согласно опасности. Требования безопасности к перемещению радиоактивных веществ особенно строги из-за ущерба здоровью, которое может нанести лучевое излучение.

Едкие вещества

В восьмой класс также входят коррозийные материалы. Коррозийные вещества воздействуют на кожу и слизистую оболочку, наносят ущерб грузам если была повреждена упаковка. Некоторые вещества этого класса превращаются в коррозийные пары из-за воды или влажности воздуха.

Прочие вещества

В последний, девятый класс грузов входят все прочие опасные жидкости, не вошедшие в предыдущие классы. Перемещение всех этих изделий, веществ или материалов опасно, следует четко выполнять порядок работы с ними, как гласит приложенная инструкция.

Опасные грузы, не подпадающие под классификацию, также снабжаются значками опасности и всей необходимой техникой

Организация перевозок

Перевозят грузы в соответствии с правилами РФ. Важно также соблюдать требования безопасности, которые помогают избежать травмоопасных ситуаций. Предварительно придется добыть специальный допуск к перевозкам:

  • Веществ от первого до шестого класса опасности.
  • Для материалов в цистернах и других съемных сосудах с вместимостью от тысячи литров.
  • Для международных перевозок.

Грузоотправитель получает разрешение на перемещение грузов от органов внутренних дел, перед выдачей допуска МВД проверяет состояние машины.

Порядок подачи документов для получения допуска на перевозки автотранспортом РК:

  • Заявление от грузоотправителя с указыванием названия перевозимого товара и его количество; перечисление лиц сопровождающих и перевозящих опасные материалы; должен быть отмечен маршрут перевозки.
  • Аварийная карточка СИО.
  • Путь перевозки, выработанный организацией, предоставляющей автотранспорт рк, и согласованный со всеми необходимыми инстанциями и грузоотправителем. В верхней части бланка оставляют запись о разрешении на транспортировку груза;
  • Документ о допуске водителя автотранспорта РК и самой машины к перевозке опасных грузов.

Разрешение перевозить груз дается на несколько подобных мероприятий или на партию веществ, перемещаемых по одному и тому же маршруту на 6 месяцев, но не более. Право на перевозку ядерных продуктов выдается Госатомнадзором.

Позволение перевозить особо опасный груз дают только в случае, если его будет сопровождать специально обученный человек, который знает порядок обращения с ним и может эти знания применить на практике. Сопровождающих специалистов и охрану обязан представить заказчик. Если обе функции ложатся на водителя автотранспорта РК, то порядок обращения с грузом и требования безопасности необходимые для соблюдения, водителю разъясняет грузоотправитель.

Человек, отвечающий за груз, выполняет следующие обязанности:

  • Наблюдает за погрузкой и выгрузкой товара в и из транспорта РК. Сопровождает товар на протяжении всей перевозки до конца путешествия.
  • Надзирает за тем, чтобы требования безопасности по обращению с ним были соблюдены и охраняет его. Следит за тем чтобы упаковка была в соответствующем состоянии, не поврежденная.

Аварийная карточка СИО необходима для получения разрешения на перевозку опасных грузов

Установление маршрута

Путь перевозки выбирает и прорабатывает грузоперевозчик. Путь следования транспорта, везущего опасный груз, согласовывается с ГАИ МВД, в особенности если маршрут проходит по дорогам со сложной транспортной ситуацией, при плохой видимости или по горным областям. А также тогда когда опасные вещества перевозит колонна из трех и более грузовиков. Требования безопасности настаивают на том, чтобы маршрут не пролегал через или рядом с:

  • Зонами отдыха и заповедниками, а также разного рода достопримечательностями.
  • Не проходит по территории промышленных объектов.
  • Внутри крупных городов, а в случае если все же проезд по крупному населенному пункту неизбежен, путь пролегал далеко от школ, больниц и культурных центров.
  • Маршрут должен быть проложен с таким расчетом, чтобы на пути находились стоянки для грузовиков и места отдыха для их водителей, а также автозаправки.

План маршрута должен быть представлен МВД за 10 дней до начала мероприятия по перевозке. Работникам МВД нужно предоставить документы с маршрутом перевозки, отпечатанные в трех экземплярах, свидетельство о допуске автомобиля к перевозке. А также если планируется перемещение особо опасного груза, вкупе к перечисленным выше документом нужна инструкция по перевозке, которую передают грузоперевозчикам их заказчики и разрешение на перевоз этого груза.

Если возникает ситуация, при которой маршрут приходится изменить, это изменение также нужно согласовать с МВД – тем отделом, где утверждался первоначальный вариант путешествия. Утвержденный экземпляр маршрута хранится у МВД, в организации грузоперевозчика и у водителя либо у сопровождающего лица.

Транспортные средства рк должны двигаться в соответствии с нормами, установленными МВД на основании выбранного маршрута и правил дорожного движения. Выбранная скорость передвижения должна быть такой, чтобы не подвергать опасности контейнеры со взрывчатыми веществами. При движении колонны автомобилей рк, они должны двигаться так, чтобы расстояние между транспортами составляло 50 метров. При перевозке особо опасных веществ, автомобили сопровождают для охраны машины ГАИ.

Перемещение транспорта с опасными веществами в районе заповедников и рекреационных зон крайне нежелательно

Знаки и прочие меры безопасности

Прежде чем принимать грузы, грузоперевозчики получают паспорт безопасности перевозимого вещества. Если он не был передан заказчиком – сделка сорвалась, товар на машины не загружают и никуда его не везут. По тем же нормам, опасные грузы маркируют знаками, оповещающими об угрозе. Оповещающими таблицами украшают и транспортные средства, причем таблицы должны быть определенного формата и со светоотражающей поверхностью. Порядок маркирования груза зависит от его класса опасности:

  • Взрывчатые вещества. Оранжевого цвета знак с символическим рисунком взрыва.
  • Воспламеняющиеся газы. Красный ромб, на фоне которого изображены черные или белые языки пламени. Нетоксичные и несклонные к воспламенению, газы – на зеленом фоне рисунок баллона.
  • Легковоспламеняющиеся материалы подкласса 4.1 – знак, окрашенный в красно-белую полоску, со стилизованным изображением пламени. Подкласс 4.2. – знак, поделенный на две части: внизу красного цвета, сверху окрашен в белый. На белой половинке нарисовано пламя. Подкласс 4.3 – синий фон и рисунок огня.
  • Окисляющие вещества. Ромб желтого цвета, на котором нарисована окружность, объятая языками пламени;
  • Подкласс 6.1 – токсичные вещества, отмечаются белым знаком с «пиратским» рисунком черепа и перекрещенных костей; инфекционные вещества из подкласса 6.2 предупреждают о себе также белым знаком, но с изображением перекрещенных месяцев на нем.
  • Радиоактивные вещества. Внешний вид ромба зависит от категории, но обязательно должен быть рисунок в виде черного трилистника, а в нижней половине знака большими буквами написано слово «Радиоактивно».
  • Коррозийные вещества – их опознавательный знак выполнен в форме ромба, нижняя часть которого окрашена в черный цвет, а на верхней, белой половине нарисованы пробирки, склоненные к руке или слитку металла.
  • Прочие вещества из девятого класса выделяет знак, верхняя половина которого закрашена вертикальными черными полосами, а нижняя часть оставлена белой.

Новые правила перевозки (с 2012 г.) гласят, что перевозка опасных грузов автомобилями возможна только в соответствии с международным соглашением ( ДОЛОГ). Согласно одному из пунктов этого соглашения, транспорт, перевозящий опасные грузы должен быть промаркирован информационной таблицей. Оранжевого цвета таблица должна быть величиной 40×30, со светоотражающей поверхностью. На табличке должны быть начертаны номер опасности и цифры ООН. Качество изготовления табличек должно быть таким, чтобы нарисованные на них цифры смогли вынести огонь и воду. Иногда грузоперевозчики приобретают наклейки или таблицы из дешевых материалов – это неприемлемо.

В случае возникновения нештатной ситуации, водители должны знать как и в какой последовательности действовать, чтобы ликвидировать последствия. А также водителям следует предпринять все меры для собственной защиты, изложенные в аварийной карточке. Главные задачи при появлении нештатных ситуаций: первая помощь попавшим в беду, при необходимости эвакуация людей, нахождение поврежденной емкости и удаление его и вылившегося вещества, оповещение о происходящем организации грузоотправителя.

Знак маркировки коррозийных веществ

Погрузка и разгрузка

Контролирует погрузочные работы представитель грузоотправителя. Вес грузов, загружаемых на машину, не должен превышать меру грузоподъемности. Погрузочные и разгрузочные работы осуществляются людьми, работающими на грузоотправителя, но если это было заранее оговорено, эти мероприятия берет на себя водитель транспорта РК.

При погрузочно-разгрузочных мероприятиях должно царить четкое следование установленным нормам. Требования безопасности запрещают во время этих работ допускать толчки или удары по контейнерам с веществами, а также давление на них или высекание искр. Во время работ двигатель автомобиля заранее выключают, а сам водитель покидает транспортное средство и уходит на безопасное расстояние. Посторонним лицам также запрещено присутствовать при процессе разгрузки или погрузки товара. Иногда машины, используемые в погрузочных работах, требуют включенного двигателя.

Во избежание катастроф, погрузка или выгрузка взрывоопасных товаров не проводится во время грозы. А также все мероприятие проводится на постах, причем единовременно возможна работа, только с одной машиной. Посты должны быть обустроены на расстоянии не менее чем 125 метров от грузовых и производственных строений или жилых домов. Все эти правила разработаны для предотвращения опасных ситуаций: порчи груза и увечий среди рабочих людей и прохожих.

Перевозка особо опасных грузов повышенной опасности

Процедура перевозки грузов повышенной опасности представляет собой транспортировку веществ, характеризующихся наибольшим уровнем опасности для людей и их здоровья, а также негативно влияющих на окружающую экосистему. Допускаемые к трансферу грузы повышенной угрозы при возникновении определенного форс-мажора потенциально приводят к поражениям людских масс или техногенной катастрофе.

Перевозка особо опасных грузов автомобильным транспортом

Транспортировка особо опасных грузов предусматривает наибольший уровень обязательств для каждого из участников процедуры перевозки особо опасных грузов, поэтому в ней необходимо участвовать отправителям товаров и товарополучателям, а также перевозчикам. Все действия во время перевозки грузов повышенной опасности требуется согласовывать с соответствующими контролирующими организациями.

Перевозка особо опасных веществ должна выполняться только при помощи специального транспорта опасных веществ. Необходимо при этом иметь на руках оформленное в УГАДH специальное разрешение на особо опасные вещества, каковое подготавливается около месяца. Автомобиль должен быть подготовлен к перевозке особо опасных грузов согласно правилам транзита опасных веществ и необходимо внесение в соответствующий государственный реестр категорированного транспорта. Такой документ содержит подробное описание маршрута транспортировки особо опасных материалов, не допускающего отклонений. Кроме того, в качестве обязательного условия безопасной перевозки особо опасных грузов автомобильным транспортом выступает профпригодность водителя, а также уровень его квалификации касательно положений ДОПОГ.

Во время транспортировки особо опасных веществ необходимо провести грамотный расчет длины маршрута перевозки, объема груза, а также его габаритов. Расчет стоимости транзита включает стоимость страховки, которая в случае возникновения непредвиденных ситуаций не позволит потерять огромные денежные средства. Вероятность аварии в случае несоблюдения правил перевозки опасных грузов довольно небольшая, однако такая страховка обязательно придаст уверенность в надежной защищенности груза.

Особо опасные грузы

№ КлПКлПредельное количество
в цистернах, кг (л)Россыпью, кг (л)в упаковках, кг
11.1Взрывоопасные материалыне касаетсяне касаетсяноль
1.2Взрывоопасные материалыне касаетсяне касаетсяноль
1.3Взрывоопасные материалыне касаетсяне касаетсяноль
1.4Взрывоопасные материалы c числами UN O1O4,O237,O255,O267,O289,O361,O365,O366, O44O,O441,O455,O456,O5OOне касаетсяне касаетсяноль
1.5Взрывоопасные материалынольне касаетсяноль
2Горючие ГА3Ы только группы Fтри тысячине касаетсяположения не используются
Отравляющие ГА3Ы групп Т-TF-TC-T0-TFC-Т0С, без аэрозольных баллончиковнольне касаетсяноль
3ЛВЖ групп упаковки I и IIтри тысячине касаетсяположения не используются
Десенсибилизированные взрывчатые материалынольне касаетсяноль
44.1Десенсибилизированные взрываемые вещ-ване касаетсяне касаетсяноль
4.2Взрывчатые твердые материалы группы упаковки Iтри тысячине касаетсяположения не используются
4.3Взрывчатые твердые материалы группы упаковки Iтри тысячине касаетсяположения не используются
55.1Жидкие окисляющие субстанции группы упаковки Iтри тысячине касаетсяположения не используются
Перхлораты, аммиачная селитра, аммиачно-нитратные удобрения и эмульсиитри тысячитри тысячиположения не используются
66.1Ядовитые субстанции группы упаковки Iнольне касаетсяноль
6.2Инфекционные материалы класса А, UN 2814 и 29OOне касаетсянольноль
8Коррозионные субстанции группы упаковки Iтри тысячине касаетсяположения не используются

Современная транспортная компания “ТехСтройТранс” во время организации перевозок особо опасных грузов применяет требуемую маркировку опасных грузов. Все вещества при перевозке должны находиться в запечатанной таре и упаковке. При этом автотранспорт комплектуется специальными знаками опасности, которые обозначают соответствующий класс вещества.

Транспортировка опасных грузов: способы, правила, международные конвенции

Любые манипуляции с опасными грузами, в том числе и их перевозки, строго регламентированы национальными и международными правилами. Бизнесменам, решившим заниматься поставками материалов и веществ, входящих в категорию «опасных», необходимо знать все правила и требования в отношении перевозки опасных грузов.

В этом разделе пойдёт речь, в первую очередь, об определении понятия «опасные грузы», классов и маркировке, о способах их транспортировки, о правилах перевозки разными типами транспорта и международных конвенциях.

Опасные грузы

Опасный груз – это материалы или вещества, потенциально угрожающие окружающей среде, здоровью или жизни человека, а также материальным ценностям.

Всего, по классификации ООН, имеется 9 классов опасных грузов. Сюда относятся и взрывчатые вещества, и ядовитые газы, и другие вещества и материалы. Каждый класс имеет свой способ маркировки. Подробная информация о маркировке, таре, упаковке и классах опасных грузов вот здесь.

Перевозки опасных грузов — виды транспорта

Транспортировать опасные грузы можно разными способами. Выбор конкретного из них зависит от места назначения, класса опасного груза, общего бюджета, договоренностей между обеими сторонами. Можно выделить несколько основных видов перевозки:

  • Перевозка опасных грузов ж/д транспортом. Отличается повышенным уровнем безопасности и относительной финансовой доступностью. Если есть необходимость в перевозке большой партии, железные дороги решат и эту проблему. Можно наметить точную дату доставки груза, так как у поездов есть точное расписание. Одновременно с этим ж/д транспорт не отличается большой скоростью. Необходимо ориентироваться в правилах перевозки опасных грузов по железным дорогам, получить разрешение, оформить страховку.
  • Автомобильные перевозки опасных грузов. Способ отличает высокая скорость перевозки. При этом он довольно демократичен. Идеален для перевозки небольших партий груза на небольшие расстояния. При этом у перевозки автомобильным транспортом есть свои ограничения. В частности, он не подходит для перевозок больших партий груза. При организации такой транспортировки важно принимать во внимание погодные условия. Кроме того, автомобильные перевозки сопряжены с различными опасностями: кражи, аварии и так далее. К такой транспортировке предъявляются особые требования. Если вас интересуют правила перевозки опасных грузов автотранспортом, загляните сюда.
  • Воздушный транспорт. Отличается максимальной скоростью перевозки. Подходит для осуществления оперативных межконтинентальных транспортировок. В числе минусов воздушных перевозок можно отметить высокую стоимость и средний уровень безопасности груза при этом. Кроме того, на авиационном транспорте не удастся перевезти большие партии или габаритный груз.
  • Перевозка опасных грузов морским транспортом. Отличается наибольшей демократичностью в плане стоимости, а также высокой безопасностью. Позволяет транспортировать большие партии груза. Одновременно с этим при организации морских перевозок требуется учитывать погодные условия. Для подготовки транспортировки нужно сначала ознакомиться с правилами морской перевозки опасных грузов, произвести соответствующую упаковку, оформить все требуемые документы и разрешения.

Перед выбором способа транспортировки следует изучить особенности каждого из них, а затем соотнести полученные данные с вашей индивидуальной ситуацией. К примеру, если вам требуется высокая скорость, вы можете выбрать воздушный транспорт. Если же нужно перевезти большую партию груза, лучше обратить внимание на транспортировку по железным дорогам.

Правила перевозок

Перед организацией транспортировки опасного груза требуется обязательно изучить соответствующие правила. При такой перевозке важно и правильно упаковать, и закрепить груз, и нанести нужную маркировку. Одним из ключевых пунктов в организации транспортировки является также подготовка документов и разрешений. При международных перевозках опасных грузов могут потребоваться специальные разрешения, принятые в данной стране.

Для правового регулирования перевозок опасных грузов существуют специальные правила, главными из которых являются международные правила. Существуют общие правила и конвенции, регламентирующие перевозку опасных грузов. К ним относятся «Оранжевая книга ООН», «Базельская конвенция», КГПОГ и так далее. Также существуют правила, применимые к конкретному способу перевозки:

  1. Воздушный транспорт. Такие перевозки регулируются конвенцией «о международной гражданской авиации», инструкциями ИКАО и другими документами;
  2. Автомобильный транспорт. Основной документ, регулирующий автомобильные перевозки опасных грузов – ДОПОГ, подробнее здесь. Также к автомобильному транспорту применима КГПОГ.
  3. Морской транспорт. Такие перевозки организуются согласно пунктам СОЛАС 74, ВОПОГ, МАРПОЛ, КГПОГ.
  4. ЖД транспорт. Перевозки регулируются СМГС, МПОГ, КГПОГ.

При организации международных перевозок требуется учесть, что в каждом государстве есть своё законодательство по транспортировке опасных грузов, которое требуется соблюдать. Для того чтобы упростить процесс перевозки, лучше обратиться в специализированную организацию.

При организации перевозки опасных грузов нет лишних моментов. Здесь важна и упаковка, и маркировка, и крепление груза. Для успешного проведения доставки нужно правильно подобрать способ транспортировки. Перевозка должна проводиться в соответствии с правилами. Если маршрут международный, нужно учитывать и законы другого государства.

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Ссылка на основную публикацию