Чем отличаются Договор аренды ТС с водителем, Договор перевозки пассажиров, Договор фрахтования? Какой лучше заключать в случае нерегулярных перевозок по заказам микроавтобусом на 8 пасс.мест?
Чем отличаются Договор аренды ТС с водителем, Договор перевозки пассажиров, Договор фрахтования?
Какой лучше заключать в случае нерегулярных перевозок по заказам физ лиц, юр лиц микроавтобусом на 8 пасс.мест?
Лицензия, как я понимаю, нам не нужна, но нужно будет Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси?
Ответы юристов ( 4 )
- 8,0 рейтинг
- 897 отзывов эксперт
Чем отличаются Договор аренды ТС с водителем, Договор перевозки пассажиров, Договор фрахтования?
Договор перевозки пассажиров заключается перевозчиком с самим пассажиром. То есть предметом является услуга по перевозке пассажира, прав на использование ТС нет.
ГК РФ Статья 786. Договор перевозки пассажира
1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Договор аренды ТС с экипажем предусматривает передачу в аренду всего ТС. То есть ТС переходит во владение и пользование арендатора.
ГК РФ Статья 632. Договор аренды транспортного средства с экипажем
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (статья 621) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются.
При фрахтовании можно взять в аренду часть ТС, кроме того фрахтование используется при рейсовых маршрутах.
ГК РФ Статья 787. Договор фрахтования
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Какой лучше заключать в случае нерегулярных перевозок по заказам физ лиц, юр лиц микроавтобусом на 8 пасс.мест?
Договор аренды с экипажем, если передаете ТС полностью одному лицу, договор перевозки, если будете продавать именно места.
Лицензия, как я понимаю, нам не нужна, но нужно будет Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси?
Да, на 8 мест для перевозки по заказам не нужна. Нужно именно разрешение.
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее — разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
на ком лежит ответственность за текущие расходы (ГСМ, мойка, ремонт) в случае договора фрахтования и в случае договора аренды с экипажем? есть ли здесь разница?
При аренде расходы по коммерческой экплуатации на арендаторе. Можно предусмотреть иное.
Статья 636. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
Однако, ремонт за арендодателем.
Статья 634. Обязанность арендодателя по содержанию транспортного средства
Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.
При договоре фрахтования также? или есть разница?
ГК для договора фрахтования данный вопрос не регулирует. Можно смотреть аренду по аналогии.
Всё зависит от того, что вы пропишите в договоре. Разницы между договорами нет
Наталия, добрый день!
Давайте сначала пройдем по отличиям:
1. Договор аренды ТС с водителем.
Согласно ст. 632 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ):
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
В отличие от других договоров, предметом данного договора является именно аренда ТС. В этом случае арендатору передается именно ТС и он может осуществлять установленные договором аренды правомочия по пользованию ТС. То есть целью договора является не перевозка пассажиров, а именно аренда ТС для любых, не противоречащих закону, целей арендатора.
2. Договор перевозки пассажиров:
Согласно п.1 ст. 786 ГК РФ:
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Предметом договора является именно перевозка пассажира из пункта А в пункт Б. При этом обязательства Исполнителя ограничены только перевозкой пассажира. Об аренде здесь речи не идет. При этом, наряду с одним пассажиром перевозка может быть оказана и другим пассажирам одновременно. Самый просто пример — рейсовый автобус.
3. Договор фрахтования
Согласно ст. 787 ГК РФ:
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Здесь предметом договора является именно предоставление фрахтователю вместимость ТС, для перевозки. То есть, например такси — пассажир, по сути, фрахтует ТС, ему предоставляется вместимость целого ТС для перевозки. При этом, других пассажиров быть не может.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Касательно выбора формы договора — рекомендую сделать вывод на основании представленных данных.
Договор фрахтования
Договор фрахтования (чартер) предусматривает, что одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить за определенную плату другой стороне (фрахтователю) всю или определенную часть вместимости одного или более транспортных средств на один или несколько рейсов с целью перевозки груза, пассажиров и багажа.
Такая формулировка предмета договора позволила квалифицировать данный договор как разновидность договора аренды. Проще говоря, предметом договора является предоставление транспортного средства с экипажем для перевозки грузов или пассажиров и багажа.
К числу существенных условий договора фрахтования относятся сведения:
— о фрахтовщике и фрахтователе;
— о типах предоставляемых транспортных средств (в случае необходимости — их количестве);
— о маршруте, времени и месте подачи транспортных средств;
— о лицах, для перевозки которых необходимо транспортное средство;
— о сроках выполнения перевозок и размерах оплаты;
Помимо указанных сведений в договор фрахтования могут быть включены и дополнительные пункты (в т. ч. права и обязанности сторон, порядок разрешения споров и т. д.).
При возникновении споров суд будет оценивать наличие всех обязательных пунктов договора, в противном случае он может быть признан незаключенным.
Одним из видов договора фрахтования является так называемый бэрбоут-чартер. Согласно условиям такого договора судовладелец на условиях аренды может передать фрахтователю судно без экипажа. На период аренды фрахтователь становится временным владельцем судна. Он несет все расходы, связанные с его эксплуатацией, включая расходы по страхованию. Данный договор по своей природе довольно близок к договору аренды транспортного средства, в то время как отношения по фрахтованию регламентируются другими нормами.
Еще один вид договора фрахтования называется тайм-чартер и предусматривает фрахтование судна на время. По такому договору владелец за обговоренную оплату должен обеспечить фрахтователю судно, которое укомплектовано экипажем, на обусловленное время, для осуществления перевозки груза, пассажиров и т.д.
В качестве формы заключения договора фрахтования автотранспорта для целей перевозки пассажиров и багажа допускается оформление заказа-наряда в случаях отсутствия потребности в систематических перевозках.
Законодательством России не предъявляется особых требований к содержанию договора фрахтования. Так как данный договор представляет собой одну из разновидностей условий перевозки, все существенные условия определены положениями о договоре перевозки. Исключение составляет только поправка на соглашение о вместимости транспортного средства. Помимо всего прочего, договор фрахтования должен содержать условия времени и места подачи ТС для погрузки.
В соответствии с договором фрахтования может быть нанят любой вид транспортных средств: воздушные, речные и морские суда, автобусы и т. д. Составление и оформление договора фрахтования осуществляется согласно требованиям гражданского законодательства, а также в зависимости от вида нанимаемого транспорта соответствующих транспортных кодексов и уставов.
В статье 27 Устава автотранспорта и городского наземного электрического транспорта установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется наземным транспортом, который предоставлен по договору фрахтования, заключенного в письменной форме.
Из-за того, что чартерный рейс является нерегулярным, его нельзя отнести к перевозкам транспортом общего пользования.
Еще одно отличие договора фрахтование является в том, что к фрахтовщику не переходят обязательства по ответственности за груз во время перевозки. Это условие сохранилось от ранее действующего законодательства. Согласно ему, на перевозку грузов, по которым не ведется складской учет, не оформляется товарно-транспортная накладная.
В п. 1. ст. 18. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ сказано, что транспортное средство для перевозки груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, предоставляется на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.
И последнее это то, что при чартерных перевозках фрахтовщик не берет на себя обязательства по предоставлению определённого количества мест в транспортном средстве или обязательства по приему определенного числа мест груза к перевозке. Предметом соглашения при данном виде фрахтования являются обязательства по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.
При заключении такого вида договора права и обязанности фрахтователя похожи на те, которыми обладает грузоотправитель при заключении договора перевозки. Также есть возможность заключить договор фрахтования, в котором в качестве выгодоприобретателя может выступать третье лицо – грузополучатель.
Фрахтовщик — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, у которых есть лицензия на предоставление услуг по перевозке и технически исправный транспорт. Он принимает на себя обязательство о предоставлении на возмездной основе второму субъекту договора вместимость одного или более транспортных средств для перемещения пассажиров и багажа, транспортировки грузов на один или несколько рейсов.
Фрахтователем выступает предприниматель или организация, которые нуждаются в транспортном средстве и за определенную плату нанимают его для перевозки грузов, своего персонала или багажа в коммерческих целях.
В обязанности фрахтовщика входит:
— предоставление фрахтователю услуги, связанной с управлением и технической эксплуатацией транспортного средства, обеспечивающей его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с условиями договора и положениями законодательных актов РФ;
— обеспечение соответствия экипажа транспортного средства, его квалификации требованиям законодательных актов РФ по обычной практике эксплуатации транспорта, в ходе предоставления услуг по заказным перевозкам, а также условиям договора.
Перевозчик несет прямую ответственность за порчу, утрату или задержку поставки груза.
Помимо этого на него ложится ответственность за все коммерческие риски, которые напрямую связаны с простоем, если это случилось не по вине фрахтователя, а такжериски повышения финансовых затрат.
В частности, непосредственный фрахтовщик несет ответственность за любую разновидность ущерба, который был нанесен грузу по причине:
— несоблюдения специально разработанных инструкций в части обеспечения сохранности предоставленного груза.
Согласно общепринятому правилу вина перевозчиков не требует доказательств. Одновременно с этим, если груз будет сопровождаться проводником самого отправителя, либо прибыл на место за исправными пломбами отправителя груза или в исправной таре бремя доказательств полностью возлагается на отправителя или получателя.
Фрахтователь обязан:
— своевременно внести плату в указанном размере за использование транспортного средства;
— при перевозке обеспечить условия, которое не будут создавать помех экипажу при эксплуатации транспортного средства;
— зафиксировать пассажиров ремнями безопасности и не допускать их перемещения по салону при движении транспортного средства.
Одной из особенностей договора фрахтования является то, что фрахтователь может потребовать от перевозчика предоставить конкретное транспортное средство для перевозки. Поэтому, если договором предусмотрено конкретное транспортное средство, без согласия фрахтователя заменить его невозможно. Также важное преимущество заключается в том, что в сравнении с линейными перевозками, где график устанавливает перевозчик, при договоре фрахтования договоренность об утверждении маршрута, сроках перевозки и месте для погрузки груза возможна только с учетом нужд и требований фрахтователя.
Договор фрахтования разрешает арендовать транспортное средство частично или полностью с целью перевозки грузов или пассажиров с багажом. Поэтому, согласно договору, перевозчик не имеет права самовольно принимать решения по перевозке других пассажиров или грузов. Если фрахтователь не согласен с присутствием посторонних, он вправе потребовать снять с перевозки незаявленных пассажиров или грузы. Если перевозчик нарушил договоренность по этим пунктам договора и не устраняет их, заказчик имеет право обратиться с требованием о расторжении договора (статья 450 ГК РФ). Также фрахтователь может потребовать соответствующего снижения размера оплаты фрахта и компенсации убытков.
В случае заключения договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь принимает на себя ответственность за перевозку групп пассажиров. В большинстве случаев такие договоры заключают туристические операторы. Пассажиры, которые не являются участниками договора, обладают защитой, гарантированной ГК РФ и действующим транспортным законодательством. Когда причиняется вред здоровью, жизни или имуществу пассажиров всю ответственность несет перевозчик. Кроме того, если перевозка осуществляется ненадлежащим образом, пассажиры имеют право предъявить требования к перевозчику, ссылаясь не только на договор фрахтования, но и на закон «О защите прав потребителей».
Со стороны законодательства нет жесткого регламента и условий оплаты по договору. Заключая договор фрахтования, используя обычные проформы, достаточно прописать ставку фрахта за срок перевозки или количество транспортируемого груза в соответствующей графе. Порядок и условия будут регламентироваться в соответствии с указанными в проформе.
Стороны могу определить другой вид расчета фрахта. Необходимо прописать в договоре ставку фрахта (сумма, подлежащая оплате), график оплаты, способ и реквизиты для оплаты. Размытое обозначение данных условий может потянуть за собой некорректное понимание договора, а, следовательно, сложности при взаиморасчетах.
Как правило, фрахт оплачивается в полном объеме до отправки груза или пассажиров. Однако в законодательстве допускается возможность частичной оплаты. К примеру, фрахтователь перечисляет часть средств в момент погрузки, а оставшиеся средства – после прибытия в пункт назначения.
Так же в договоре есть возможность прописать неустойку, штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты. Зачастую штраф прописывается в качестве процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки или указывается фиксированная сумма.
Наиболее распространенный вид обеспечения обязанностей по оплате фрахта – удержание. Как указано в статье 359 ГК РФ, в случае неисполнения должником своих обязательств, кредитор, имеет право удержать вещь, подлежащую передаче должнику либо лицу, указанному должником, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. В этом случае удержание, без внесения советующего пункта в договор, происходит в силу закона.
Гражданское законодательство предусматривает такие удержания, если они обговорены условиями договора фрахтования. В остальных вариантах фрахт должен быть оплачен в полном объеме, а после производятся остальные взаиморасчеты.
То же касается и возможности залога груза: владелец ТС имеет право применить залог на груз при условии, что это обговорено в договоре. Согласно российскому законодательству обращение взыскания на предмет залога (например, груз) может быть произведен исключительно в судебном порядке посредством реализации предмета залога через судебных исполнителей и получении от продажи суммы, которая полагается владельцу ТС. Если груз скоропортящийся взыскать сумму будет практически невозможно.
Еще один нюанс в том, что к договорам о залоге некоторых видов имущества, применяются специальные требования, к примеру: наличие нотариального удостоверения или регистрация в специальных органах, при несоблюдении которых договор о залоге является недействительным.
Договор фрахтования автобуса для перевозки детей
Организованная перевозка детей на автобусе осуществляется на основании договора фрахтования. Допускается заключение такого договора в форме заказа-наряда, содержание которого установлено приложением № 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.
Договор фрахтования подлежит хранению фрахтовщиком и фрахтователем в течение 3 лет после выполнения каждой организованной перевозки детей (п. 5 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177).
Копия договора фрахтования в указанной ситуации подлежит передаче водителю, назначенному на выполнение перевозки детей, за 2 рабочих дня до осуществления такой перевозки (абз. 2 п. 7 Правил № 1177).
Касательно перевозок детей также есть несколько нюансов, которые критично важно принимать во внимание: продолжительность пути свыше трех часов актуальна исключительно для учащихся от 7-ми лет; транспортные средства должны в обязательном порядке содержать соответствующие знаки «Дети», «Внимание»; взрослый человек, который сопровождает детей, в процессе поездки должен пребывать неподалеку от двери; транспортные средства должны быть оборудованы приборами, которыми фиксируют скоростной режим движения. Все эти аспекты и факты их соблюдения должны быть указаны в рамках соглашения.
Должностное лицо, которое несет ответственность за обеспечение безопасных условий дорожного движения, должно определить контингент перевозимых детей, а также их количество, что позволит определить основные направления перевозки и предположить требования к транспорту. Не допускается включение в эти группы детей до 7-ми лет, если предполагается время перемещения от 4-х часов.
ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
18 Февраль 2022
Минтранс России оцифрует транспортную накладную и путевой лист
«Эксперимент ускорит запуск Суперсервиса 22 «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» – комплексной электронной государственной услуги цифрового оформления перевозочного процесса на принцип
13 Февраль 2022
Мотивированный письменный отказ присоединиться к отраслевому соглашению
В связи с изложенным ООО (ИП) сообщает, что вынуждено отказаться присоединиться к Соглашению, поскольку присоединение к Соглашению повлечет убыточность хозяйственной деятельности, осуществляе
12 Февраль 2022
Ответственность за несоблюдение федерального отраслевого соглашения
Какова ответственность за несоблюдение федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту?
14 Февраль 2022
Принят закон о расширении прав Ространснадзора на проверку автобусов
Ространснадзор получает право на досмотр автобусов, выполняющих международные рейсы на автостанциях, автовокзалах и в других местах в пределах населенных пунктов
Кузбасских транспортников научат бережливому производству
Центр станет действующей моделью по применению инструментов бережливого производства. А обучаться лучшим практикам будут как специалисты автопредприятий Кузбасса
27 Декабрь 2019
Правительство РФ решило не запрещать перевозку детей в автобусах старше 10 лет
Специфика автобусного парка в России такова, что автобусы старшего возраста в среднем лучше, чем те, которым сейчас менее 10 лет. Тюрина пояснила, что более старые – это машины лучших европей
Договор фрахтования
На сегодняшний день в Российской Федерации существует два вида перевозки пассажиров и багажа, а именно :
- регулярная перевозка;
- перевозка по заказу.
В этом разделе мы расскажем о перевозке пассажиров и багажа по заказу , об оформлении документации и об ответственности.
Заказная перевозка в свою очередь делится на 2 вида:
- перевозка определенного круга лиц;
- перевозка неопределенного круга лиц.
Сами названия перевозок говорят за себя , в чем их различие, если обычным языком, Вы знаете кого Вы будете перевозить и Вы не знаете кого Вы будете перевозить, самое главное запомнить что в случае перевозки неопределенного круга лиц взимание платы за проезд запрещается и наказывается штрафом от 5 тыс. руб. на физическое лицо ( водитель) до 200 тыс. руб. на юридическое лицо.(перевозчик) индивидуальный предприниматель в данном случае рассматривается как должностное лицо и сумма штрафа составляет 50 тыс. руб.
А теперь подробнее : вся заказная перевозка регламентируется 259 ФЗ « Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08 ноября 2007 года; Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
Что говорит нам 112 постановление правительства РФ? Заказная перевозка расписана в главе 3 и содержит следующий текст :
Выдержка из нормативного акта
89. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.
90. Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
91. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.
92. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
93. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.
94. Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
95. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью “Заказной”, размещаемыми:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства.
96. Высота таблички, размещаемой на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота таблички, размещаемой на лобовом стекле транспортных средств категории “M3”, – минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
97. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
98. В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).
99. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые при перевозках неопределенного круга лиц, оборудуются указателями, на которых размещается следующая информация:
а) условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу;
б) наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров;
в) время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту;
г) расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию);
д) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
100. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.
101. На указателях пунктов посадки (высадки) пассажиров, используемых при осуществлении перевозок неопределенного круга лиц, может быть размещена помимо информации, указанной в пункте 99 настоящих Правил, другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по заказам.
В п.89 говорится о том что требования к договору фрахтования (заказ-наряду ) указываются в статьей 27 Федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, возьмем выдержку из данной статьи:
Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:
1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.
4. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
5. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
Это основное что Вам необходимо учитывать!
Обратите внимание что что в п.3 говорится о месте подачи транспортного средства , так вот если у Вас место может изменитсяили оно примерное , то стоит в договоре фрахтования (заказ- наряде)в данной графе написать известный Вам адрес куда подать ТС а так же прописать примерно следующее : в зависимости от дорожной ситуации место подачи ТС может изменится в радиусе 1 км.от указанного адреса.
Подводим итог по документации!
Из выше перечисленного Вы уже поняли, что в автобусе должны находится:
1. Путевой лист.
2. Договор фрахтования (заказ-наряд)
3. Список пассажиров или у пассажиров служебные удостоверения, пропуска и т д в зависимости от договора фрахтования при перевозкиопределенного круга лиц.
Это надо знать!
Контроль за заказной перевозкой пассажиров и багажа возложен на управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) и только инспектор УГАДН имеет право попросить предоставить данную документацию, проверить правильность ее заполнения а так же в случает выявления нарушений составлять протоколы и выносить постановления.
Договор фрахтования для перевозки пассажиров
С недавних пор все организации, частные предприниматели и физ.лица, осуществляющие различные перевозки общественного характера, несут повышенную ответственность за свою деятельность. Теперь граждане-пассажиры могут не переживать за сохранность собственной жизни и багажа и уверенно пользоваться предоставленной услугой. Но знать базовые положения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров важно всем участникам сделки.
Фрахтование транспортного средства – что это?
Договор фрахтования является арендой различных видов транспорта и защитой прав сторон сделки. Говоря о самих транспортных средствах, можно описать их разнообразие. Оно включает:
- Морские корабли и другие судна.
- Воздушный транспорт.
- Автотранспорт.
- Железнодорожные средства передвижения.
Первые три варианта с успехом пользуются, да и должны, данного рода защитой. Однако касаемо железнодорожных средств передвижения такое нововведение не слишком затронуло этот вид ТС по ряду причин.
По договору фрахтования фрахтовщик (арендодатель) обязуется предоставлять фрахтователю ( арендатору) различного рода транспорт или долю его емкости. Категории или какой-либо иной список транспортных средств не установлен законодательной базой.
Соглашение о фрахтовании подразумевает наем ТС за определенную плату (фрахт). Составляется оно между двумя сторонами, которые проставляют подписи и печати. Стороны соглашения состоят из:
- Фрахтовщика – собственника транспорта. Он обязуется предоставлять вместимость или ее некоторую часть в согласии с техническими требованиями и нормами безопасности. Количество маршрутов, сроков, сумм оплаты, наименование груза, отправную и конечную точки доставки физлиц, багажа или груза, а также другие моменты прописываются индивидуально в бланке договоренности.
- Фрахтователя – физического либо юридического лицо, которое нанимает автомобильный транспорт (воздушный, морской) с целью осуществления своей деятельности как перевозчика.
Одно из законодательных требований состоит в том, чтобы бланк соглашения заполнялся исключительно письменно, без ошибок и исправлений.
Пассажирский договор и любой другой начинает действовать с момента его подписания обеими сторонами. Заканчивается его действие по исполнению всех прописанных условностей и истечению срока действия.
Основания для заключения и условия сделки
Нормативные документы, на основании которых происходит сделка сторон, состоят из нескольких правоустанавливающих форм. Однако наиболее исчерпывающая информация содержится в двух нормативно-правовых источниках:
- Ст. 787 ГК РФ.
- ФЗ № 259 от 2007 г. «Устав автомобильного транспорта».
Первостепенную важность при заключении договора фрахтования имеют:
- Присутствие лицензионного права деятельности перевозчика и других необходимых документов в целях легальной работы.
- Реквизиты и наименование организаций, участвующих в сделке, Ф. И. О. представителей юр.лиц или Ф. И. О. физических лиц.
- Описание предоставляемой услуги и объект защиты (грузы, физ.лица и др.).
- Указание типа транспорта (авто, морской, речной или воздушный).
- Период использования ТС.
- Оформление заказов конкретного характера, если составлен договор на долгосрочный период.
- Описание маршрута.
Отсутствие вышеприведенных необходимых пунктов договора или одного из них, а также добавление к ним иных условий запрещено. Это приведет к отступлению от Российского законодательства. Сделка может уже не иметь той юридической силы, на которую рассчитывают стороны.
Виды договоренностей
Особенности составления разных видов соглашений не слишком разнообразны. На данный момент насчитывается только два главных отличия:
- Без состава экипажа.
- С включением экипажа.
К первому пункту следует относить фрахтовщика как ответственное лицо, предоставившее судно, авиалайнер или грузовик для перевозок. Он не предоставляет соответствующий экипаж, поскольку данный вариант, именуемый бербоут-чартер, подразумевает только транспортировку. Оснащенность, готовность к эксплуатации, а также основной ремонт проводится арендодателем. Заправка топливом, техническое обслуживание и мелкий ремонт проводятся фрахтователем.
Второй вариант подразумевает предоставление ТС вместе с составом экипажа. Такая договоренность оформляется на определенное время и называется тайм-чартер. По-другому этот вариант называется «аренда транспорта с экипажем». Здесь арендодатель проводит ремонт транспорта как капитальный, так и текущий. Техобслуживание, заправка горючим, оснащение экипажем и обеспечение обслуживающим персоналом входит также в его обязанности.
Члены экипажа являются работниками фрахтовщика. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Небольшое различие в договоренностях по перевозке багажа или грузов заключается во внесении изменений. В случае оформления тайм — чартерного типа, в котором определены начальная и конечная точки, вносить поправки в одностороннем порядке запрещено. Необходимо согласие другой стороны. В противовес этому типу фрахтования линейный тип сделки регулирует назначение графика и маршрута непосредственно нанимателем.
Принадлежность сделок и их отличия
Составление разных видов соглашений несет индивидуальную смысловую нагрузку. Это зависит в первую очередь от характеристики самого груза, перевозок пассажиров по возрастным группам, типа транспортного средства и других отличий. Поскольку автомобильное фрахтование наземного автотранспорта преобладает в России, то немного упомянем о его особенностях.
Перевозка детей
Сначала рассмотрим, чем отличается транспортировка детей посредством автобусного рейса. Договор фрахтования автобуса для перевозки детей оформляется как на постоянной основе, так и временно. Имеются в виду маршрутные рейсы до детских учреждений и обратно либо отдельные туристические поездки.
Условия сотрудничества базируются на Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. за № 112 раздел о «Подготовке перечня документов» для организации групповых поездок детей на автобусах. Соглашение может иметь долгосрочные обязательства. Однако на каждую поездку может оформляться заказ-наряд, образец которого предлагается для скачивания.
Каждый договор сохраняется у обеих сторон сроком на три года вместе с отдельными заявками. Копия соглашения или отдельный заказ передается водителю, осуществляющему извоз, за два дня до поездки.
Перевозка пассажиров
Договор фрахтования автобуса или другого типа автотранспорта для извоза физических лиц и определенного багажа немного отличается от детского. Он регулируется статьей 27 ФЗ Устава автомобильного и наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 года.
Одним из пунктов соглашения является указание круга лиц либо он не определен. Согласно этому пункту выясняется приблизительный возраст пассажиров (до 14 лет или после). Заказ-наряд оформляется в случае единичной перевозки. Постоянная езда регулируется одним соглашением на продолжительный срок.
Важно! Правилами безопасности запрещается передвижение пассажиров по салону. Посадка проводится строго по списку с предоставлением удостоверения личности гражданина, если он приложен. Все пассажиры должны пристегиваться ремнями безопасности. При несоблюдении пассажирами правил безопасной езды, с перевозчика снимается ответственность за жизнь и здоровье перевозимых граждан.
Как отличить фрахтование от обычной арены
Во-первых, фрахтование включает в себя как само транспортное средство, так и долю его вместимости. Это создает удобство при перемещении как больших грузов или объема группы лиц, так и небольших транспортируемых объектов. При аренде предоставляется транспорт целиком как с составом экипажа, так и без него.
Во-вторых, при чартерных рейсах учитывается начальная и конечная точки маршрута, описывается характеристика груза или пассажирский (обслуживающий) состав и другие аспекты. Сдача ТС в аренду не привязывает перевозку к месту доставки и иным составляющим. Оговаривается только время пользования ТС. Техническое обслуживание и управление возлагается на плечи арендодателя.
Поскольку фрахтование транспортных средств является обязательным в нашей стране, отсутствие такого соглашения или нарушений его условий штрафуется.
Штраф за отсутствие договора или за отказ водителя предоставить его госслужащим равен 5 тыс. рублям.
Иные нарушения, связанные с его оформлением и соблюдением всех пунктов, регулируются статьей 11.14.2 КоАП РФ, введена 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года. Образец договора фрахта и заявки на транспортное средство прилагаются. Успешных вам поездок!
Договор фрахтования
Обратившись к истории можно увидеть, что договор фрахтования появился в эпоху Средневековья, и был предшественником договора о страховании груза. В дальнейшем появилось две разновидности договора фрахтования: одна по-прежнему была связана с арендой, а вторая стала неотъемлемой частью перевозки груза.
Что собой представляет договор фрахтования?
Договор фрахтования (чартер) является разновидностью договора перевозки. Данный договор обязывает обе стороны, являясь консенсуальным и возмездным. Фрахтоваться могут как принятые на борт грузы, так и пассажиры с их багажом. У этого договора есть ряд особенностей и одна из них – это то, что фрахтователь может возложить на перевозчика обязанность предоставления конкретного транспортного средства для перевозки или какой-то части его вместимости. В том случае, когда договором регламентируется конкретное транспортное средство, замена его без согласия фрахтователя будет невозможна. Также безусловным преимуществом является то, что в отличие от линейных перевозок, где график устанавливается непосредственно перевозчиком, при договоре фрахтования появляется возможность договориться и утвердить маршрут, сроки перевозки и/или места для погрузки груза, учитывая нужды и требования фрахтователя.
В настоящий момент, законом не лимитируются виды транспортных средств, к которым применим договор фрахтования. В то же время исторически сложилось, что подобное соглашение применяется при речных, морских и воздушных перевозках.
Как уже упоминалось выше, договора фрахтования позволяет арендовать транспорт частично или целиком под перевозку грузов или пассажиров с багажом. Следовательно, согласно договору, перевозчик не может в одностороннем порядке принимать решения по перевозке прочих пассажиров или товаров. В случае несогласия фрахтователь может потребовать снять с перевозки не заявленные грузы или пассажиров. Если перевозчик нарушает договоренности по этим пунктам договора и отказывается устранить их, заказчик вправе обратиться с требованием по расторжению договора (ст. 450 ГК). Если владелец морского транспортного средства отказывается освободить судно (его часть) от не заявленного перовозимого груза, фрахтователь может требовать соответствующего снижение по оплате фрахта и компенсации убытков (ст. 137 КТМ).
Договор фрахтования в части предоставления заказчику места под перевозку напоминает аренду транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК). Но в случае с договором фрахтования – это не предусматривает возможность владения и пользования зафрахтованным транспортом. Такой вид договора оставляет за владельцем права, связанные с эксплуатацией во время перевозки.
Сторонами договора фрахтования являются перевозчик и фрахтователь. Заключая такой вид договора права и обязанности фрахтователя схожи с теми, которые получает грузоотправитель при заключении договора перевозки. Предусматривается возможность заключения договора фрахтования, в котором выгодоприобретателем будет третье лицо – грузополучатель.
При заключении договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь берет на себя ответственность за организацию перевозки группы пассажиров (как правило такие договоры заключаются туристическими операторами). Пассажиры, не являясь участниками данного договора, защищены гарантиями, предоставляемыми согласно ГК и транспортным законодательством. При возникновении вреда здоровью, жизни или имуществу вся ответственность лежит на перевозчике. Кроме того, в случае ненадлежащего осуществления перевозки, пассажиры могу предъявлять требования к перевозчику с отсылкой на закон о защите прав потребителей.
Договор фрахтования заключается в письменной форме. Отличительная черта договоров фрахтования на морском транспорте – это то, что к заключенному в письменной форме договору прилагается коносамент (ст. 117 КТМ). Все условия, регулирующие отношения двух сторон (фрахтовщика и фрахтователя) регулируются заключенным договором фрахтования. Если по условиям имеется отсылка в коносаменте, то они становятся обязательными. При отсутствии подобной отсылки взаимоотношения двух сторон договора регулируются коносаментом. Существует еще одна особенность: оформление договора фрахтования для перевозки на морском транспорте происходит соответственно одной из стандартных форм (проформ). На данный момент существует порядка 200 подобных форм. Все они разработаны для перевозки различных товаров.
Российское законодательство не предъявляет требований к содержанию договора фрахтования. Поскольку договор фрахтования является одной из разновидностей условий перевозки, все существенные условия договора определены принятыми положениями о договоре перевозки, с поправкой на соглашение о предоставлении вместимости транспортного средства (всей или части). Помимо всего прочего, договор фрахтования должен содержать условия времени и места подачи судна для погрузки.
Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения перевозки или направления судна. По договоренности в чартер можно включить и другие условия.
Виды договора фрахтования
Существуют следующие виды морского фрахтования:
договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер);
договор фрахтования судна на время (тайм-чартер).
По договору фрахтования судна без экипажа владелец обязан за обговоренную стоимость (фрахт) обеспечить фрахтователю судно без экипажа, для перевозки грузов, пассажиров или для других задач (ст.211 Кодекса Торгового мореплавания).
По договору фрахтования судна на время владелец должен за обговоренную оплату (фрахт) обеспечить фрахтователю судно, укомплектованное экипажем, на обговоренный период, для осуществления перевозки груза, пассажиров или прочего. (ст.198 Кодекса Торгового Мореплавания)
Разница этих двух вариантов абсолютно ясна. Оба вида договора заключаются для осуществления перевозки, только в первом обеспечивается только судно, во втором – судно с персоналом.
В случаях, когда по договоренностям сторон не предусмотрены другие условия, применяются статьи 199 и 212 кодекса торгового мореплавания, установленные в главах 10 и 11.
Существенными условиями тайм-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:
время, место передачи и возврата судна;
срок действия контракта.
иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ)
Существенными условиями бербоут-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:
время, место передачи и возврата судна;
срок действия контракта;
иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ).
Договор фрахтования и договор аренды: в чем разница
Основной правовой вопрос договора фрахтования – очень спорный. Главная проблема заключается в несовершенстве действующей законодательной базы. В ГК РФ договору фрахтования уделяется очень мало внимания. В сущности, ему посвящена всего лишь одна статья. В тоже время, у различных транспортных уставов и кодексов нет единой базы для оптимизации правовых норм в этой сфере правового регулирования, чем и провоцируют поводы для дискуссий.
Долгие годы, особенно в последнее время, регулярно обсуждается вопрос что такое чартер – договор оказания услуг по перевозке либо аренда имущества. Если формулировать вопрос точнее, то его смысл будет заключаться в том, что же такое договор фрахтования – услуги по перевозке или это один из вариантов аренды транспортных средств(тайм-чартер)? В действующем гражданском кодексе договор фрахтования включен в главу 40 «Перевозка», что в свою очередь относит его к категории оказания услуг. Кроме того, суть и того, и другого договора заключается в экономической выгоде от перевозки товаров из пункта А в пункт Б.
Однако, чартерные перевозки имеют отличия и от договора перевозки, и от договора перевозки пассажиров. В условия договора фрахтования, может входить не только лишь перевозка грузов, но и перевозка пассажиров. Помимо этого, из-за того, что чартерный рейс является нерегулярным, его нельзя отнести к перевозкам транспортом общего пользования. В определении ВАС РФ от 29 декабря 2010 г. № ВАС-17823/10 мы можем прочесть, что договор фрахтования не относится к договорам перевозки транспортом общего пользования и не является публичным. Именно это определение не дает права истцу требовать в судебном порядке заключение договора, в том виде, который предусматривает статья 445 ГК РФ.
Еще одно отличие договора фрахтование является в том, что к фрахтовщику не переходят обязательства по ответственности за груз во время перевозки. Мы не будем давать оценку этой позиции договора. Это условие сохранилось от ранее действующего законодательства. Согласно ему, на перевозку грузов, по которым не ведется складской учет, не оформляется товарно-транспортная накладная.
В современном транспортном законодательстве эти взгляды получили развитие. В п. 1. ст. 18. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ сказано, что транспортное средство для перевозки груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, предоставляется на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.
И последнее это то, что при чартерных перевозках фрахтовщик не берет на себя обязательства по предоставлению определённого количества мест в транспортном средстве или обязательства по приему определенного числа мест груза к перевозке. Предметом соглашения при данном виде фрахтования являются обязательства по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.
Подробно рассмотрев очень важные аспекты и нюансы такого вида договорных отношений главным остается ответ на вопрос: услуга фрахтования – что это? Договор фрахтоварния и его предметом считаются обязанности фрахтовщика (грузоперевозчика) перед фрахтователем (заказчиком) за оплату всей или части вместимости одного или более транспортных средств для перевозки товаров, пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. (ст. 787 ГКРФ). Такая формулировка вызвала много споров. Не точное определение «вместимость транспортных средств» была воспринята с имуществом, то есть с транспортными средствами, в результате чего была квалифицированна к разновидности договора аренды. Зачастую услуги по перевозки (фрахтованию) квалифицируют как аренду не запланировано – ошибочно.
Фрахтование – это разновидность услуг по перевозке, транспортировке, но не аренде транспортного средства, разница максимально прослеживается в морском законодательстве. Есть четкое определение, что российское законодательство не принимает договор фрахтования на рейс, а только два вида морской перевозки. Так же регламентируется, что договор морской перевозки грузов имеет право быть заключен при соблюдении следующих условий: предоставления всего судна, его части, или определенных судовых помещений (чартер). Исходя из презумпции соответствия положений КТМ РФ ст. 787 ГК РФ стоит обратить внимание на тот факт, что и в других видах транспорта, фрахтование и перевозка будут как минимум не разделенными понятиями.
Против чартера договора аренды есть еще один фактор. Фрахтователем может быть покупатель, при уточнение некоторых условий в договоре. В таком варианте продавец товара должен осуществить перевозку товара до судна и обеспечить погрузку товара на борт зафрахтованного покупателем транспорта, по факту выступить отправителем. Перевозчик выдает отправителю коносамент на предъявление для перевозки товара. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком только за несвоевременное предъявление груза несвоевременную перевозку до места погрузки или другие недостатки до момента окончания погрузки. Договор заключенный между покупателем и перевозчиком в таком случае будет – договор фрахтования.
Договор фрахтования: заключение и особенности
Важные нюансы, которые требуют внимания при заключении договора фрахтования:
1. Фрахтователь: правоспособность, адрес, средства, полномочия представителя
При составлении договора фрахтования с клиентом необходимо уточнить, есть ли у него право на заключение таких договорных отношений. Проверить это можно запросив копии учредительных документов (Устава и свидетельство регистрации), которые необходимо прикрепить к Вашему договору до момента выполнения всех обязательств по нему. При отсутствии такой возможности (дистанционное заключение договора), фрахтователь должен указать все необходимые сведения из учредительных документов.
Чтобы избежать возможных сложностей коммуникации с фрахтователем в период перевозки и исполнения обязательств по договору фрахтования, обязательно должно быть зафиксировано максимально возможное количество средств коммуникации между сторонами (фактический, юридический, почтовый адреса, и прочие средства связи). Так же рекомендуется добавить в договор фрахтования пункт обязывающий фрахтователя сообщать об изменении адреса, при нарушении которого, уведомления перевозчика будут считаться полученными при доставке их по указанным адресам указанным в договоре фрахтования.
Серьезным пунктом является определение платежеспособности фрахтователя. В наше время регулярно суда оформляют в аренду для осуществления перевозки или добычи при условии оплаты фрахта из прибыли, полученной от использования судна. Во-первых, даже честный фрахтователь в Российских реалиях при учете всех факторов работы в море не может быть уверен, получит ли прибыль и в каком размере. Наилучший способ гарантировать исполнение выгод судовладельца – предоплата фрахта. В случаях, когда нет такой возможности, стоит обратить внимание на другие способы обеспечения обязательств. Перечень таких способов можно изучить в ст. 329 ГК РФ, один из вариантов, исполнение обязательств может быть гарантированно неустойкой, залогом, обеспечением имуществом должника, поручительством, банковской гарантией или любим другим способом предусмотренном законом или договором.
Так же требуют тщательного изучения полномочия лица, который подписывает договор фрахтования. Зачастую уставные документы дают право представлять интересы организации без доверительных документов от имени генерального директора организации, такое лицо как правило, одно. Другие же представители могут действовать только на основании доверенности, выданной и оформленной с соблюдением всех требований. Должны быть четко прописаны полномочия доверенного лица, сроки доверенности, возможность передоверия прав на основании доверенности, при наличии возможности передоверия. Доверенность, выданная в вышеупомянутом порядке должна быть нотариально удостоверена. Согласно ст. 183 ГК РФ, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается совершенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Для предупреждения неприятных ситуаций, судовладельцу нужно обязательно хранить оригиналы всех документов, заверенные копии доверенностей представителя фрахтователя на период действия договора фрахтования и вплоть до полного выполнения всех обязательств по нему.
2. Законность заключения договора
Статьей 168 ГК РФ, предусматривается возможность оспорить законность сделки, которая была заключенна с несоответствием закону. Следовательно, при составлении договора фрахтования, впрочем как и любого другого договора, необходимо удостовериться в отсутствие ограничений прав сторон нормативными актами. Перед заключением договора фрахтования необходимо получить согласие компетентных органов. Департамент Морского Транспорта, Роскомрыболовство и прочие выдают свое одобрение на заключение договора аренды судна на условиях бербоут-чартера. Ограничения также могу быть связанны с отсутствием у судовладельца необходимых лицензий и разрешений. В спорных ситуациях заинтересованное лицо может сослаться на незаконность сделки и требовать в судебном порядке признать ее недействительной. Нарушение действующего законодательства и валютном регулировании, охране природы и прочее, при включении таких пунктов в договор, так же влечет за собой недействительность договора. Признание судом сделки незаконной или недействительной пагубно отражается на выгодах судовладельца, когда тот уже в свою очередь выполнил свою часть обязательств. Учитывая все эти риски судовладельцам необходимо очень тщательно проверят условия сделки на предмет ее законности и соответствию всем правовым документам, особенно когда речь идет о крупных заказах на долгий период. Нарушение согласно законодательству, в договоре фрахтования судна на условиях бербоут-чартера несет за собой отказ в регистрации судна в Морской администрации.
3. Арендная ставка, порядок и сроки уплаты, штрафные санкции, зачет, возможность применения права залога на груз
Со стороны законодательства нет жесткого регламента и условий оплаты по договору. Заключая договор фрахтования используя обычные проформы, достаточно прописать ставку фрахта за срок перевозки или количество транспортируемого груза в соответствующей графе. Порядок и условия будут регламентироваться в соответствии с указанными в проформе. Стороны могу определить другой вид расчета фрахта. Необходимо прописать в договоре ставку фрахта (сумма, подлежащая оплате), график оплаты, способ и реквизиты для оплаты. Размытое обозначение данных условий может потянуть за собой некорректные понимание договора, а, следовательно, сложности при взаиморасчетах. Так же в договоре есть возможность прописать неустойку, штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты. Зачастую штраф прописывается в качестве процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки или указывается фиксированная сумма.
Бывают случаи, когда фрахтователь в одностороннем порядке производит удержание из суммы фрахта, причитающаяся судовладельцу. Гражданское законодательство предусматривает такие удержания, если они обговорены условиями договора фрахтования. В остальных вариантах фрахт должен быть оплачен в полном объеме, а после производятся остальные взаиморасчеты. То же касается и возможности залога груза: судовладелец имеет право применить залог на груз при условии, что это обговорено в договоре. Этот способ имеет много сложностей, согласно российскому законодательству обращение взыскания на предмет залога (например, груз) может быть произведен исключительно в судебном порядке посредством реализации предмета залога через судебных исполнителей и получении от продажи суммы, которая полагается судовладельцу. Предположим если груз скоропортящийся взыскать сумму будет практически невозможно. Еще один нюанс в том, что к договорам о залоге некоторых видов имущества, применяются специальные требования, к примеру: наличие нотариального удостоверения или регистрация в специальных органах, при несоблюдении которых договор о залоге является недействительным.
Наиболее распространенный вид обеспечения обязанностей по оплате фрахта – удержание. Как указано в статье 359 ГК РФ, в случае неисполнения должником своих обязательств, кредитор, имеет право удержать вещь, подлежащую передаче должнику либо лицу, указанному должником, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. В этом случае удержание, без внесения советующего пункта в договор, происходит в силу закона.
Договор фрахтования №_ автотранспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ №________
автотранспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
«__» ___________ 2017 г.
Индивидуальный Предприниматель , действующий на основании Свидетельства серии 77 № 000 от 01.01.01 г. (, далее именуемый фрахтовщик, с одной стороны, и _______________________________________________________именуемое фрахтователь с другой стороны, в дальнейшем по тексту при совместном упоминании именуемые Стороны, а по отдельности – Сторона, руководствуясь Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 01.01.2001 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1.1 Согласно настоящему договору Фрахтовщик предоставляет Фрахтователю транспортное средство для осуществления пассажирских перевозок неопределенного круга лиц (далее по тексту – Пассажиров) во временное пользование за плату, а также оказывает Фрахтователю своими силами услуги по управлению Транспортным средством и его технической эксплуатации. Тип и количество единиц предоставляемых транспортных средств, маршрут следования, места подачи и доставки, сроки выполнения перевозки, размер платы за пользование, а также дополнительная информация указываются Фрахтователем в Приложении №1 к настоящему Договору.
1.2 Фрахтователь использует автотранспорт Фрахтовщика на условиях и в порядке, установленным настоящим Договором, производит оплату согласно стоимости, согласованной с Фрахтовщиком.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1 фрахтовщик обязуется:
а) предоставить фрахтователю услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства с обеспечением его нормальной и безопасной эксплуатации в соответствии с целями фрахтования и нормативно-законодательными актами РФ и МО в сфере транспортного обслуживания и безопасности движения.
б) обеспечить соответствие водительского состава экипажа транспортного средства, его квалификации требованиям нормативно-законодательных актов РФ и МО по обычной практике эксплуатации пассажирского автомобильного транспорта, при предоставлении услуг по заказным перевозкам и условиям настоящего договора.
в) водительский состав экипажа транспортного средства должен в обязательном порядке пройти предрейсовое медицинское освидетельствование и быть допущен к осуществлению перевозок медицинским работником, имеющим соответствующую квалификацию и сертификат на осуществление услуг по предрейсовому медицинскому освидетельствованию водителей. О допуске водительского состава экипажа к осуществлению перевозок в путевом листе транспортного средства должна быть сделана соответствующая отметка.
г) транспортное средство должно пройти технический контроль перед выездом и быть допущено к осуществлению перевозок техническим сотрудником, имеющим соответствующую квалификацию. О допуске транспортного средства к осуществлению перевозок в путевом листе транспортного средства должна быть сделана соответствующая отметка.
д) предоставить транспортное средство соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, прошедшее уборку и мойку кузова и салона.
е) нести расходы по оплате содержания и ремонта транспортного средства.
ж) нести ответственность за жизнь и здоровье пассажиров в случае неисполнения условий договора, страховать транспортное средство и ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией. Застраховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
з) незамедлительно информировать Фрахтователя обо всех изменениях, возникающих в ходе осуществления перевозки и имеющих существенное значение для его интересов.
и) при организации многодневной поездки обеспечить стоянку транспортного средства в неоплачиваемом и разрешенном для парковки месте, в случае отсутствия такой возможности дополнительную оплату согласовать с Фрахтователем.
к) в случае неисправности автотранспортного средства, Фрахтовщик производит его замену в кратчайшие сроки на транспортное средство согласованного Сторонами.
л) выполняя Заказ от имени Фрахтователя, разместить на лобовом и боковом стекле транспортного средства табличку с фирменным наименованием последнего.
2.2 фрахтовщик имеет право:
а) запрашивать у Фрахтователя дополнительную информацию необходимую для оказания услуг по настоящему договору.
2.3 фрахтователь обязуется:
а) предоставить Фрахтовщику заявку на перевозку Пассажиров по телефону или в письменном виде по электронной почте по адресам: mr. *****@***ru, – не менее чем за 24 (Двадцать четыре) часа до предполагаемой даты (времени) выезда автотранспортного средства.
б) своевременно внести размер платы за пользование Транспортным средством.
в) при перевозке создать условия, не создающие помех водительскому составу экипажа при осуществлении эксплуатации транспортного средства.
г) обеспечить фиксирование пассажиров ремнями безопасности и не допускать перемещение пассажиров по салону во время движения транспортного средства.
д) обеспечить своевременный выезд автотранспортного средства из пунктов отправления, согласно времени указанному в Заявке.
е) при необходимости внесения изменений в маршрут следования автотранспортного средства незамедлительно согласовывать такие изменения и соответствующие изменения стоимости заказа с Фрахтовщиком.
ж) при исполнении заказа Фрахтовщиком от имени Фрахтователя, передать Фрахтовщику табличку с фирменным наименованием Фрахтователя для размещения ее на лобовом и боковом стекле транспортного средства.
з) в случае увеличения времени оказания услуг сверх времени, указанного в заявке, Фрахтователь должен предварительно согласовать продолжение оказание услуг с Фрахтовщиком по телефону.
2.4 фрахтователь имеет право:
а) отказаться от оказания услуг в случае предоставления транспортного средства не соответствующего заявке и требованиям Фрахтователя или непригодного для перевозки пассажиров и/или багажа, а также несоответствие водительского состава требованиям, установленным настоящим договором.
б) Фрахтователь имеет право изменить ранее подтвержденный Фрахтовщиком заявку или аннулировать её, направив Фрахтовщику соответствующее письменное уведомление об изменении или аннулировании Заказа не менее чем за 1 (одни) сутки, до даты начала оказания услуг.
в) Фрахтователь имеет право обратиться к Фрахтовщику с письменным заявлением о возврате средств за неиспользованные или частично использованные услуги. Фрахтовщик обязан вернуть денежные средства или направить письменный мотивированный отказ от возврата в течение 5 (пяти) банковских дней от даты получения заявления Фрахтователя.
ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ
3.1 Расчет стоимости услуг производится из расчета 1 350,00 руб. (одна тысяча триста пятьдесят рублей 00 коп.) за 1 час (один час) работы автобуса. Объем указанных услуг по настоящему Договору составляет 6 часов (шесть часов) работы автобуса включая время на подачу 2 часа (два часа) на общую сумму 8 100,00 руб. (восемь тысяч сто рублей 00 копеек).
3.2.Оплата услуг Фрахтовщика производится Фрахтователем по безналичному расчету, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Фрахтовщика на основании выставленного счета в течение 20 (двадцати) рабочих дней путем внесения 100% суммы с момента подписания Сторонами настоящего Договора.
3.3. По итогам выполненных услуг Фрахтовщик выставляет Фрахтователю акты выполненных работ.
3.4. На основании Уведомления о возможности применения УСН /4484 Фрахтовщиком, в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, стоимость услуг по настоящему договору не включает НДС.
4.1 Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору в соответствии с условиями Договора, а в части, не урегулированной Договором в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2 Предоставление Фрахтовщиком транспортного средства, не соответствующего условиям заявке или с опозданием считается не предоставлением Транспортного средства. В случае не предоставления Фрахтовщиком транспортного средства Фрахтователь вправе взыскать с Фрахтовщика штраф в размере 50% (пятьдесят процентов) от стоимости заказа, но не более минимального времени работы транспортного средства. Фрахтователь также вправе отказаться от исполнения настоящего договора и потребовать от Фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Время подачи транспортного средства к месту, предусмотренному заявкой, исчисляется с момента предъявления водителем транспортного средства Фрахтователю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа. Под опозданием транспортного средства понимается нарушение времени прибытия указанного в заказе более чем на 30 (тридцать) минут.
4.3 В случае отказа Фрахтователя от перевозки после предоставления транспорта к месту подачи или аннуляции заказа менее чем за сутки, Фрахтователь выплачивает неустойку в размере стоимости минимального заказа автотранспорта по согласованным тарифам. Фрахтовщик также вправе потребовать от Фрахтователя возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4 Аннулирование Фрахтователем заявки без штрафных санкций возможна не менее, чем за 24 часа до начала его исполнения.
4.5 Фрахтователь несет полную материальную ответственность за убытки, нанесенные участниками поездки автотранспорту Фрахтовщика, оплачивает фактический ремонт оборудования автобуса, испорченного по вине пассажиров Фрахтователя, на основании документов подтверждающих осуществления такого ремонта. Факт причинения убытков и порчи оборудования участниками поездки фиксируется немедленно составлением двухстороннего Акта и подписывается представителями каждой Стороны. Отсутствие Акта освобождает Фрахтователя от ответственности в рамках данного пункта Договора.
4.6 Фрахтовщик несет ответственность за: вред, причиненный жизни и здоровью Пассажира во время оказания Услуг, в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса РФ; сохранность Багажа во время следования по Маршруту в размере его стоимости, которая определяется Пассажиром исходя из цены, которая обычно взимается за аналогичные товары; действия/бездействия водителя транспортного средства осуществляющего перевозку, в т. ч. за нарушение ст. 11.14.2 КоАП РФ.
4.7 В случае нарушения сроков оплаты, указанных в п. п. 3.2, 3.4, 3.5. настоящего Договора, при выборе Авансового или Предоплатного порядка оплаты – Фрахтовщик имеет право без ущерба для себя отказать в подаче транспортного средства Фрахтователю и вправе приостановить оформление и исполнение последующих Заявок до погашения задолженности Фрахтователем.
4.8 Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, если докажут, что это было вызвано возникновением обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с п. 5.1 Договора.
5.1 Единственным основанием, освобождающим Стороны от ответственности, является действие непреодолимой силы. Под непреодолимой силой в смысле данного пункта понимаются обстоятельства, указанные в статье 401 ГК Российской Федерации.
5.2 Сторона, подвергшаяся действию непреодолимой силы, обязана (в течение трех рабочих дней с того момента, когда информирующая Сторона узнала об их возникновении) письменно (в том числе и по факсу) известить другую Сторону о возникновении, виде, возможной продолжительности действия непреодолимой силы и о том, выполнению каких именно обязанностей по настоящему Договору она препятствует.
5.3 В случае неуведомления Сторона, подвергшаяся действию непреодолимой силы, не может в дальнейшем ссылаться на действие непреодолимой силы как на основание, освобождающее ее от ответственности.
5.4 В случае, если действие непреодолимой силы продлится на срок более 2 (Двух) месяцев, Стороны обязаны, по предложению одной из Сторон, согласовать дальнейшие условия действия и/или возможность и условия прекращения настоящего Договора.
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
6.1. К настоящему Договору прилагаются тарифы. Фрахтовщик вправе изменять тарифы пропорционально уровню инфляции, но не чаще одного раза в 6 (шесть) месяцев, письменно уведомив Фрахтователя не позднее чем за 14 (четырнадцать) календарных дней до планируемого изменения тарифа. Новые тарифы вступают в силу после согласования Сторон (подписанием Дополнительного соглашения к настоящему договору).
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
7.1 Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания, Договор считается пролонгированным на 12 (Двенадцать) месяцев на тех же условиях, если за 30 (Тридцать) календарных дней до срока его окончания ни одна из Сторон в письменном виде не заявила о своем намерении его расторгнуть. При соблюдении указанных в данном пункте условий возобновление договора возможно неограниченное количество раз.
7.2 Фрахтовщик имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке в случае, если Фрахтователь не выполняет свои обязанности и условия настоящего Договора. При намерении одной из Сторон расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке, она должна сообщить о своих намерениях другой Стороне не менее чем за 30 (Тридцать) календарных дней до предполагаемой даты прекращения действия настоящего Договора.
7.3 Досрочное расторжение Договора может быть осуществлено на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ и настоящим Договором. При прекращении или расторжении настоящего Договора все расчеты должны быть произведены не позднее 7 (Семи) банковских дней со дня прекращения или расторжения Договора.
7.4 Стороны примут все меры к разрешению всех споров и разногласий, путем переговоров. В случае невозможности решения споров и разногласий в результате переговоров споры разрешаются в Арбитражном суде г. Москвы.
7.5 Все приложения, дополнения и/или изменения являются неотъемлемой частью настоящего Договора, имеют такую же юридическую силу, составляются в письменном виде и подписываются уполномоченными лицами сторон.
7.6 Данный Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Каждый экземпляр имеет одинаковую юридическую силу и действителен до окончания действия Договора.
7.7 В случае изменения информации, указанной в Статье 8 Договора, Стороны обязаны уведомить друг друга в течение трех дней с момента такого изменения, путем направления соответствующего уведомления другой Стороне.