Как используются деньги, уплаченные на транспортный налог?
Каждый гражданин, имеющий в своей собственности автомобиль либо иное транспортное средство, обязан уплачивать транспортный налог. Логично предположить, что доходы, которые государство получает из этого источника в свой бюджет, должны направляться на улучшение дорожной инфраструктуры. Так ли это на самом деле? И на что именно власти тратят обозначенные выше деньги? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.
Основные принципы работы налога
До 2002 года каждый владелец автомобиля в РФ уплачивал так называемый дорожный налог. Данный сбор был целевым, и поэтому тратить полученные средства разрешалось только на дороги (ремонт, строительство и поддержание в нормальном состоянии) — деньги аккумулировались в специально созданных дорожных фондах, которые и контролировали потоки распределения расходов.
С 1 января 2003 года в ходе проведенной реформы описанная выше система перестала существовать. Дорожные фонды упразднили, а соответствующий налог заменили транспортным (ТН). Эти деньги уже поступают напрямую в бюджет региона. При этом дополнительно различные субъекты РФ наделяются правом по собственному усмотрению изменять размер налога (в установленных законом рамках) и, что более важно, свободно расходовать получаемые средства. То есть, руководство региона может совершенно спокойно потратить поступления от транспортного сбора на проведение, к примеру, праздничных мероприятий ко Дню города и запуск салюта.
С одной стороны такая система сделала бюджеты субъектов РФ гибкими — ведь они теперь вправе финансировать любые проекты, которые посчитают нужными, и имеют возможность оперативно перераспределять средства. В то же время нынешнее положение дел вызывает справедливое возмущение автолюбителей, ведь они перечисляют в бюджеты большие денежные суммы в виде налогов, но не видят никаких улучшений в текущем состоянии дорог.
Как регионы могут распоряжаться средствами?
Ввиду описанных выше причин, определить, куда именно уходят деньги, собранные с населения посредством ТН, достаточно сложно. Они и в самом деле могут быть потрачены на ремонт дорог, но зачастую основная часть средств уходит на проекты, вообще никак не связанные с дорожным движением. Грубо говоря, данные поступления используются в качестве своеобразных резервов, с помощью которых осуществляется латание дыр в особо проблемных статьях бюджета.
Стоит отметить, что отдельные субъекты РФ по-прежнему стараются поддерживать систему дорожных фондов и честно направляют туда часть денежного потока от сборов. Однако такая практика — явление довольно редкое и даже в этих регионах состояние дорожного полотна обычно оставляет желать лучшего. Для примера можно рассмотреть Волгоградскую область, где подобный фонд как раз существует. В 2014 году на различные нужды (не имеющие отношение к дорогам) из бюджета, предназначенного на дороги, было изъято больше 2 млрд. рублей. В последующие годы ситуация не улучшилась и на данный момент дефицит бюджета у фонда порядка 8 млрд. рублей. Примерно таким же образом обстоят дела и в других регионах.
Практика расходования налоговых средств в субъектах РФ
Власти большинства регионов даже не скрывают того факта, что основная часть поступлений от транспортного налога будет потрачена на не связанные с дорожной инфраструктурой нужды. Так, в Прикамье и Уфе собранные средства перераспределяют между муниципалитетами и уже те, в свою очередь, решают дальнейшую судьбу денег — чаще всего они идут на строительство социальных объектов (детских садов, больниц и т.д.), которым обычно не хватает финансирования, выделяемого целевым бюджетом. В Чувашии транспортный налог используется для выплаты детских пособий, покрытия расходов на льготы ветеранам и другим нуждающимся категориям населения. В Краснодаре собранные средства тратятся на зарплату работников бюджетных организаций, главным образом связанных со здравоохранением и образованием. Иная ситуация в Омской и Кировской областях — Администрация этих регионов утверждает, что транспортный налог здесь расходуется только по назначению. И любое повышение ставок на него положительно отражается на состоянии дорог в городах.
Заключение
Средства, поступающие в бюджет от уплаты транспортного налога автовладельцами, по логике должны распределяться на улучшение дорожной инфраструктуры в субъектах РФ. Но на практике получается, что нигде законодательно это положение не закреплено, и право на расходование этих средств и на окончательное решение остается за властями регионов. Поэтому, зачастую, денежные средства идут не на улучшение состояния дорог и сопутствующих проблем, а на иные статьи бюджета.
Надо ли платить транспортный налог
Особенности
Обязательно ли собственнику транспорта платить транспортный налог
Кто может не платить законно, что будет за неправомерную неуплату, а также другие особенности вопроса
Оглавление
З акон Российской Федерации обязывает уплачивать транспортный налог всех граждан, в собственности у которых есть совершенно любое транспортное средство. Такие деньги зачисляются в счёт бюджета субъекта Российской Федерации. Это объясняет возможную разницу в размере налога, в зависимости от территориального местоположения.
Перед тем, как выбрать автомобиль, не забудьте поинтересоваться о размере налога, чтобы наверняка взвесить все плюсы и минусы такой покупки.
Кого могут освободить от платежа в бюджет?
Законом установлен определённый перечень лиц, которые освобождены от уплаты налога, к ним относятся:
- Участники Великой Отечественной войны и узники концлагерей;
- Герои нашей родины и граждане, имеющие Орден Славы;
- Все участники аварии в Чернобыле;
- Пенсионеры – возраст в зависимости от региона;
- Ветераны и инвалиды всех военных действий;
- Сотрудники учреждений, в которых проводятся ядерные испытания;
- Лица с 1-2 группой инвалидности;
- Одинокие родители детей-инвалидов или их опекуны;
- Многодетные родители.
Также, налог не нужно будет оплачивать, если ваш транспорт угнали.
Существует множество способов сэкономить на уплате транспортного налога, например, один из них – зарегистрировать машину на родственника, который освобождён от уплаты налога. Закон запрещает такие действия, но отследить это очень сложно. Также, вы должны знать, что освобождение действует только на одну машину, если их более – платить налог придётся.
Также, если вы длительное время не используете ТС, можно на этот период освободиться от расходов на налог. Например, если вас лишили прав, и на машине никто не ездит, можно сообщить об этом в налоговую. Точно также и в случае смерти собственника. Важно будет представить подтверждающие документы в ФНС.
Что влияет на размер бюджетного платежа?
Не так давно в закон были внесены серьезные изменения, они как раз коснулись порядка начисления налога на машину. Теперь гораздо больше будут платить те, чьи автомобили стоят больших денег. С одной стороны, решение правильное, поскольку если человек готов купить дорогостоящее имущество, то должен быть готов и заплатить, с другой стороны совсем не справедливо, потому что таким образом человек компенсирует налоги других людей, которые будут платить меньше.
Сейчас на размер налога влияют следующие факторы: мощность двигателя ТС, субъект РФ, где будет происходить регистрация машины и возможность лица получить льготу.
Конечно же, самые находчивые граждане уже успели придумать способы, чтобы снизить сумму налога.
Например, можно поставить ТС на учет в том регионе, где налоги гораздо ниже, тогда вы сможете платить меньше, чем другие люди в вашем городе. Согласитесь, это приятный бонус.
Либо вы можете зарегистрировать ТС на близкого вам человека, который имеет право на льготу. Тогда налог можно будет не платить совсем, либо платить определенную часть – все будет зависеть от конкретной ситуации.
Стоит заметить, что такие действия не всегда целесообразны, поскольку присутствует определенный риск. Прежде чем использовать такие способы, обдумайте свое решение.
Как наказывают неплательщиков?
Что будет, если я откажусь платить?
К сожалению, такой возможности у вас нет. Многие люди ошибочно полагают, что если игнорировать требования закона и не платить налоги, ответственности не последуют. Все прекрасно знают, насколько загружены суды и приставы в нашей стране, исходя из этого, люди делают вывод, что до их задолженности дело может и не дойти.
Однако это не так. Согласно судебной практике и большому опыту работы в данной сфере, государство не забудет о неуплаченных налогах, и взыщет их в первую очередь. Как правило, именно по таким делам приставы работают быстрее и лучше всех остальных.
Помимо неприятностей принудительного взыскания вы должны осознавать, что сумма будет гораздо больше. Начиная с первого дня просрочки, на неуплаченную сумму будет начисляться пеня в размере действующей ставки рефинансирования, поэтому сумма долга каждый день будет стремительно расти. Также, если сотрудники ФНС докажут, что вы намеренно не уплачивали налог, может быть применен штраф в размере до 40% от суммы задолженности. Согласитесь, что во всем этом очень мало приятного.
Срок исковой давности по таким делам составляет 3 года. А это значит, что времени на взыскание будет предостаточно, и надеяться на удачу бессмысленно.
Но даже это еще не все. Судебные приставы имеют полное право наложить запрет на выезд за пределы страны либо лишить вас водительских прав, а это уже может стать серьезной проблемой.
Бывает и так, что граждане не платят налог, потому что не получили уведомление. При этом они полагают, что не нарушают закон, поскольку просто не знают о долге. В данном случае такие доводы вряд ли смогут сработать, поскольку обязанность платить налог вытекает не из уведомления, а из норм закона, и все граждане должны об этом знать.
Если все же такая ситуация произошла и у вас возникли проблемы, знайте – в большинстве случаев суд будет на стороне налоговой. Конечно, шанс доказать невиновность гражданина есть, но для этого обязательно нужна грамотная юридическая помощь, оказанная высококвалифицированным и опытным специалистом. Самостоятельно в такой ситуации не справиться.
Перед тем как принять решение платить налог или нет, хорошо подумайте, и взвесьте все плюсы и минусы. Рассчитывая на то, то получится сэкономить таким путем, можно наоборот преумножить свои расходы.
Видео
Налог на машину, транспорт как и куда платить
Транспортный налог нужно платить по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Автомобили зарегистрированы в одном регионе: как отчитаться по транспортному налогу?
У организации есть несколько транспортных средств, которые зарегистрированы в одном субъекте РФ , но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям . Можно ли подать единую декларацию по таким транспортным средствам? Нет, нельзя, считают налоговики. Разъяснения — в письме ФНС России от 19.02.19 № БС-4-21/2802.
Куда платить транспортный налог организации
Местонахождением водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) признается место их госрегистрации. Местонахождением воздушного транспорта является местонахождение организации – собственника воздушного судна. Такой порядок следует из положений подпунктов 1 и 1.1 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ, статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
Местонахождением остальных транспортных средств (автомототранспорт) признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрировано транспортное средство. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, в зависимости от вида транспортного средства с давать декларацию и платить за него транспортный налог нужно в региональный бюджет по одному из перечисленных мест .
Итак, Декларацию по транспортному налогу нужно сдавать в ту налоговую инспекцию, в которой организация состоит на учете по месту нахождения транспортных средств. Уплата налога производится в бюджет соответствующего региона РФ. Об этом напомнили специалисты Минфина Росси в письме от 19.09.17 № БС-4-21/18669.
В то же время в пункте 1 статьи 358 НК РФ установлено, что декларации по транспортному налогу организации сдают в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 358 НК РФ). По месту нахождения транспортных средств необходимо платить и транспортный налог (ст. 363 НК РФ).
Как считают транспортный налог при изменении места жительства физлица
Исчисление транспортного налога физическим лицам осуществляется налоговыми органами по месту жительства физических лиц. Во избежание двойного налогообложения расчет транспортного налога при смене места жительства физического лица должен осуществляться в налоговом органе:
- по прежнему месту жительства – по месяц изменения места жительства включительно;
- по новому месту жительства – начиная с месяца, следующего за месяцем изменения места жительства.
Постановка на учет в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании сведений о смене места жительства, поступивших из органов миграционного учета.
Как платить транспортный налог по автомобилю, сданному в аренду. Арендатор находится на территории другого региона
Налог перечисляется по местонахождению автомобиля, которое указано в уведомлении о постановке организации на налоговый учет (форма № 1-3 Учет).
Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).
Действующий порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД предусматривает регистрацию автомобиля либо по местонахождению организации-собственника, либо по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 24.3 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 ). Из этого правила есть некоторые исключения, но передача транспортного средства в аренду к ним не относится. Поэтому транспортный налог по автомобилю, сданному в аренду, нужно перечислять в региональный бюджет по местонахождению организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль.
Это следует из положений подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-05-05-04/42742, от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435, ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368.
Куда платить транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал: по местонахождению головного отделения организации или по местонахождению филиала
Налог платится по местонахождению филиала. Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).
Платить налог нужно по местонахождению автомобиля, которое указано в уведомлении о постановке организации на налоговый учет (форма № 1-3 Учет). В рассматриваемой ситуации транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал, нужно перечислять в региональный бюджет по местонахождению филиала.
Это следует из положений подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-05-05-04/42742, от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435, ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368.
Куда платить транспортный налог, если в течение одного месяца автомобиль был перерегистрирован с одного обособленного подразделения организации на другое. Обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ
Налог придется платить в бюджеты разных регионов. Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).
Действующий порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД предусматривает регистрацию автомобиля либо по местонахождению организации-собственника, либо по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 24.3 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Место регистрации указывается в уведомлении о постановке организации на налоговый учет по местонахождению автомобиля (форма № 1-3 Учет).
Если в течение месяца автомобиль был перерегистрирован с одного обособленного подразделения на другое, транспортный налог нужно перечислить:
- за тот месяц, в котором произошла перерегистрация, – в бюджет региона первого подразделения, в котором автомобиль состоял на учете до перерегистрации;
- начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации, – в бюджет региона второго подразделения, в котором автомобиль состоит на учете после перерегистрации.
Рассчитывать суммы налога нужно по ставкам, которые установлены законами соответствующего региона. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11 и ФНС России от 20 июля 2012 г. № БС-4-11/12083.
Куда платить транспортный налог и отчитываться по итогам года. В течение года организация переезжала и регистрировала свой автомобиль в разных регионах. Авансовые платежи предусмотрены не везде
В этом случае транспортный налог платите отдельно по регионам. Таким же образом сдавайте декларации.
По общему правилу транспортный налог платят по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). А таковым является местонахождение организации, на которое зарегистрирован транспорт (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). Так как в течение года организация переезжала и регистрировала автомобиль в разных регионах, транспортный налог нужно заплатить в инспекции каждого региона.
Что касается авансовых платежей, то перечислять их по новому местонахождению нужно с месяца, следующего за снятием с учета в другом регионе (письмо Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11). Но можно ли потом уменьшить транспортный налог по итогам года на сумму авансов, перечисленных в бюджет разных регионов?
В Налоговом кодексе РФ порядок зачета для такой ситуации не прописан (абз. 2 п. 2 ст. 362 НК РФ). Разрешений либо ограничений на это нет.
Принимая решение, стоит исходить из того, что авансы по транспортному налогу, как и сам налог, платят по местонахождению автомобиля. То есть по идее зачесть между собой можно только суммы, перечисленные в один и тот же бюджет (п. 1 ст. 363 НК РФ). Кроме того, порядок уплаты авансов, как и ставки налога, устанавливаются региональным законодательством. Таким образом, налог уплачивается в разные регионы на основании разных законов. Поэтому безопаснее в данном случае заплатить транспортный налог в разные регионы с учетом времени, в течение которого автомобиль был зарегистрирован в каждом из них.
Зачитывать авансы, уплаченные в бюджет одного региона, в счет транспортного налога, перечисляемого в бюджет другого, рискованно. Это может вызвать споры с налоговой инспекцией.
Аналогичное решение и для отчетности. Декларацию по транспортному налогу нужно подавать по месту нахождения транспорта (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). В связи с переездами в течение года транспорт находился в разных регионах, поэтому организации придется подать декларации в инспекции каждого региона, где транспорт был зарегистрирован в течение года.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме |
- ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ Узнать Ставки, расчет, калькулятор
Описаны вопросы расчета и уплаты транспортного налога с физических лиц, населения за 2019 – 2022 г.г . Возраст автомобиля. Калькулятор транспортного налога. Узнать ставки транспортного налога. - Кто из граждан платит транспортный налог
Статья поможет узнать, кто из граждан должен платить транспортный налог, в каких случаях он не уплачивается.
6 фев. 2022 14:33
Здравствуйте. Транспортный налог нужно платить по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) признается место их госрегистрации. Такой порядок следует из положений подпунктов 1 и 1.1 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ, статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
Когда приходит транспортный налог
Дорожный налог является обязательным денежным сбором с владельцев широкого спектра транспортных средств – мотоциклов и мотороллеров, любых видов автомобилей, автобусов, воздушных и водных судов, самоходных машин и техники. Он является региональным налогом, уплачивается в бюджеты субъектов РФ и привязан к региональной налоговой ставке (категория, год выпуска, вместительность и мощность ТС), налоговой базе (мощность двигателя в лошадиных силах) и сроку пользования авто (до 12 месяцев), а для дорогих автомобилей стоимостью свыше 3 млн. рублей, еще и к повышающему коэффициенту (стоимость и год выпуска).
Транспортный (дорожный) налог должен быть уплачен до 1 декабря, перед этим физические и юридические лица подают декларацию в ИФНС. При этом частные автовладельцы просто уплачивают сумму налога по полученным налоговым уведомлениям и вносят средства раз в год, а организации должны самостоятельно рассчитать сумму налога и уплатить его единоразово или несколькими авансовыми платежами.
Проблема физических налогоплательщиков заключается в том, что очень часто налоговые уведомления по почте приходят несвоевременно, оставляя минимум времени на уплату или опротестование суммы налога. Когда должно приходить уведомление от ИФНС и что делать, если оно не пришло?
Рассылка налоговых уведомлений по транспортному налогу
Юридические лица не получают никаких уведомлений из налоговой инспекции по уплате транспортного налога. Они действуют в соответствии с региональным законодательством, самостоятельно рассчитывают сумму, подают декларацию и вносят платежи единоразово или четырьмя частями (авансовые платежи). Соответственно, проблемы задержки налоговых уведомлений для них не существует, а несвоевременная оплата налога – исключительно их собственная ошибка.
Расчетом же суммы транспортного налога для физических лиц занимаются региональные ИФНС, которые используют открытые базы регистрационных данных ГИБДД. Частному автовладельцу остается только получить уведомление и произвести у плату налога до 1 декабря.
Обычно сотрудники налоговых инспекций формируют расчеты и начинают рассылать уведомления о необходимости уплатить транспортный налог еще в конце лета. В письме налогоплательщику приходит само уведомление и квитанция на оплату с уже указанной суммой налога и реквизитами плательщика.
Автовладелец может уплатить налог наличными в кассе банка, карточкой в банкомате или онлайн – через онлайн-банкинг, порталы ФНС и Госуслуги, сервисы электронных денег Яндекс.Деньги и WebMoney.
Важно! Последним сроком получения налогового уведомления является 1 ноября, после чего у вас останется ровно месяц на внесение налогового платежа.
Однако иногда уведомление не приходит, и перед автовладельцами возникает проблема: как оплатить налог без квитанции? Можно ли не платить без платежного документа? Что делать в ситуации, если квитанция не пришла или опоздала?
Если квитанция на оплату транспортного налога не пришла…
Отсутствие квитанции на оплату транспортного налога в установленные сроки – проблема довольно частая, и связана она с тем, что:
- сотрудники ИФНС вынуждены были произвести перерасчет ранее рассчитанной суммы из-за выявленной ошибки;
- налогоплательщик сменил адрес жительства и не предупредил об этом ИФНС;
- авто оформлено на другое лицо, и квитанции приходят на его адрес;
- «Почта России» работает медленно или потеряла ваше «письмо счастья» при пересылке.
Следует понимать, что отсутствие квитанции не является основанием просрочить уплату транспортного налога в установленные законом сроки. Поэтому, если квитанция не пришла, а сроки «горят», вам необходимо решать проблему самостоятельно, чтобы избежать штрафных санкций и разбирательств с налоговиками в суде. Вы можете на выбор:
- обратиться в региональную ИФНС по месту регистрации лично и уведомить об отсутствии налогового уведомления (придется оформить заявление по форме КНД 1153006, а затем подготовить и оплатить квитанцию собственноручно);
- если не появилась информация о сумме налога в вашем Личном кабинете на сайте ФНС РФ, можно написать в налоговую онлайн и уточнить сумму, после чего оплатить ее прямо на сайте.
- уточнить сумму налога на сайте «Госуслуги», введя свои данные, номер и ВИН-код автомобиля.
Кроме того, вы можете самостоятельно рассчитать сумму налога на автомобиль, используя удобный онлайн-калькулятор транспортного налога .
В заключение отметим, что для физических лиц, владеющих транспортными средствами и обязанных уплачивать за них транспортный налог, созданы комфортные условия: сумму налога рассчитывают сотрудники ИФНС, которые должны своевременно прислать налоговое уведомление с квитанцией, где уже указана сумма к оплате.
Однако из-за ряда технических причин квитанция об оплате ТН, вы можете не получить квитанцию своевременно (до 1 ноября), что создаст риск просрочки по налоговым платежам. В этом случае не нужно ждать объяснений налоговой инспекции, а следует самим обратиться в ИФНС лично или через государственные сервисы, уточнить причины отсутствия уведомления, узнать сумму налога, самостоятельно заполнить квитанцию на оплату и внести платеж. Это позволит вам избежать просрочки и последующих штрафных санкций.
Транспортный налог
Россияне обязаны оплачивать транспортный налог за имеющиеся у них легковые, грузовые и другие автомобили. Размер налога, обычно, небольшой, но граждан всё больше интересует, какие нюансы заложены в Налоговом кодексе по этому вопросу.
Кроме того, некоторые путают транспортный налог с налогом на имущество, однако это совершенно разные вещи. Подробнее читайте в этой статье.
И сегодня мы подробно рассмотрим, что же такое налог на транспортное средство, налогоплательщики, общие понятия, сущность и элементы, объекты и субъекты налогообложения, необходимые документы, какие машины (автомобили и др.) не облагаются ТН, чем грозит неуплата, нужно ли сдавать декларацию, когда присылают ТН, к чему он относится, для чего он нужен, за что и кто его платит в Российской федерации и по каким меркам он рассчитывается.
В общем, поговорим о проблемах, особенностях, целях, категориях, характеристиках и назначении ТН.
- объект налогообложения;
- налогоплательщики;
- налоговая база;
- ставки;
- период;
- порядок исчисления;
- порядок и сроки уплаты.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-41-74 . Это быстро и бесплатно !
Что такое транспортный налог
Транспортным налогом называют обязательную ежегодную пошлину, которая взимается с владельцев автомобилей или других ТС. Платить налог должны физические и юридические лица.
Ставка налогообложения ТН устанавливается региональными чиновниками. Его оплата является обязательной. Куда идет транспортный налог? Все деньги от ТН на машину перечисляются в бюджет РФ.Положения по налогу прописаны в главе 28 НК РФ.
В частности, статьи этой главы поясняют обо всех нюансах оплаты налога:
- общие сведения;
- информация о тех, кто обязан платить налог;
- база, ставка, отчётные и налоговые периоды;
- порядок предоставления декларации;
- способы исчисления ТН и др.
Часто граждане путают ТН с налогом на имущество. Это в корне неверно, потому что последний платят за недвижимое имущество, к которому относятся дома, квартиры, комнаты, гаражи, сараи и т.д.
Сущность ТН и его назначение
При введении в 2003 году транспортный налог стал заменой сразу нескольким фискальным поборам, в частности он стал применяться вместо тех налогов, которые формировали дорожные фонды (налог на покупку ТС, налог с автовладельцев, на пользователей дорог и на реализацию ГСМ), а также налога на транспорт как на имущество физлиц, и транспортного налога от фонда оплаты труда.
Вместо этого внушительного списка теперь существует только один ТН, который объединяет роли всех этих исключенных налогов — и в этом вся его суть.
Транспортный налог имеет следующие характеристики:
- региональный – уплачивается в бюджет субъекта РФ и его элементы регламентируются региональными законодательными актами;
- прямой поимущественный – устанавливается непосредственно на активы (имущество, принадлежащее плательщику);
- смешанный – взимается, как с физических лиц (в том числе ИП), так и с организаций;
- специальный – собранные средства из бюджета идут на конкретные цели, определяемые властями.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно определить, к какому налогу (типу, виду) относится ТН: это прямой, специальный, смешанный налог на определенный вид имущества, направляемый в региональный бюджет.
Средства, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет субъекта РФ (100% транспортного налога поступает в региональную казну согласно ст. 56 Бюджетного кодекса), идут на те цели, которые определяются непосредственно при распределении бюджета.
Для чего же нужен ТН? По логике, назначение транспортного налога — улучшать жизнь автовладельцев. Следовательно, эти деньги должны направляться исключительно на содержание и ремонт дорог регионального и местного значения, однако, вопрос распределения средств находится в ведении субъекта РФ и деньги могут идти на любые нужды области, края, республики.
В результате автовладельцы, уплачивающие ТН, не могут гарантированно получить возможность передвигаться по дорогам должного качества – все зависит от эффективности расходования бюджета и финансирования данного направления.
Объекты налогообложения
В триста пятьдесят восьмой статье НК РФ говорится о том, что признаётся объектом налогообложения для учета транспортного налога.
Итак, оплачивать ТН должны владельцы:
- автомобилей, автобусов, мотоциклов и других транспортных средств;
- самоходок, пневматических и гусеничных машин;
- вертолётов, самолётов, яхт, судов, теплоходов, катеров, снегоходов, моторных лодок, гидроциклов, несамоходных судов;
- а также других водных или воздушных ТС, зарегистрированных на территории любого региона РФ согласно закону.
Кроме того, есть и такие ТС, за которые не придётся платить налог — согласно закону, они попросту им не облагаются.
Счастливчиками являются владельцы:
- вёсельных и моторных лодок, с двигателем не мощнее 5 «лошадей»;
- автомобилей для инвалидов и машин, мотор которых не мощнее 100 л.с., приобретённых через программу социальной защиты;
- судов для промысла, перевозки людей или груза.
При этом транспорт из категории «грузовик» облагается отличным от легкового транспортным налогом (как правило, ниже). К таковым относятся и некоторые пикапы — при соответствии определенным требованиям, индивидуальным в каждом регионе, такие автомобили будут оцениваться ФНС как грузовые.
Платить не надо, если автомобиль принадлежит органам правопорядка или силовым ведомствам. За угнанный автомобиль тоже не взимают ТН. Освобождают от оплаты налога владельцев медицинских авиасудов, а также судов, зарегистрированных в Международном реестре.
Документы для оплаты
Налог оплачивается каждый год. Физлица получают квитанцию транспортного налога, где прописаны сумма и срок, в который необходимо заплатить сбор.
Если вы просрочите оплату ТН, за каждый день будут начисляться пени. ФНС даёт достаточно времени на уплаты налога, и лучше не затягивать с выполнением этой обязанности.
Оплатить ТН можно в любом банковском отделении. Комиссия зависит от финансовой организации, в которую вы обратились.
Бывает и такое, что квитанция на оплату не приходит. В этом случае автовладелец обязан обратиться в территориальные налоговые органы. Может выясниться, что автомобиль не поставили на учёт из-за ошибки сотрудников Госавтоинспекции.
Не забывайте и о том, что сотрудники почтамта могут потерять вашу квитанцию. Тогда придётся вновь обратиться в ФНС. Скорее всего, пени вам начислят, но обычно размер задолженности небольшой — главное быстро сообщить о неполучении квитанции в налоговую службу.
С приходом интернета появился ещё один, пожалуй, самый простой способ уплаты транспортного налог — через сайт Госуслуги. Там нужно зарегистрироваться, заполнить необходимые пункты (паспортные данные, ИНН), получить и распечатать квитанцию.
Кто обязан платить: субъекты ТН
Кто является плательщиком транспортного налога? В Налоговом кодексе чётко сказано, что оплачивать налог должны физические и юридические лица, на которых зарегистрированы автомобили. Об этом написано в триста пятьдесят седьмой статье НК РФ.
Субъектами транспортного налога являются собственники автомобилей, поскольку именно на них и регистрируются в ГИБДД (или других регистрирующих органах) средства передвижения. Плательщиком ТН является только то физическое или юридическое лицо, на которое оформлен объект налогообложения (ст. 358 НК РФ).
Есть исключения – автовладелец не всегда обязан поставить машину на учет на свое имя: при приобретении ТС по договору лизинга можно соглашением сторон определить, кто именно будет выступать собственником авто, а, следовательно, и плательщиком транспортного налога – лизингодатель или лизингополучатель. Свои нюансы с регистрацией есть при вывозе транспортного средства за пределы РФ. Во всех остальных случаях субъект налогообложения – это автовладелец, на кого оформлено ТС, а не тот, кто пользуется автомобилем. Также читайте о транспортном налоге на проданный автомобиль.
Некоторым категориям налогоплательщиков предоставляются льготы по ТН: ветеранам, пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям. Чтобы воспользоваться этой возможностью и, получив скидку, уменьшить транспортный налог, надо подать документы о том, что человек может воспользоваться льготными условиями. Документы подаются в ФНС по месту жительства.
Как платить
Компаниям необходимо подсчитывать сумму самого налога и авансов. Для физлиц все необходимые данные предоставляет ФНС.
Чтобы подсчитать сумму ТН самостоятельно, можно воспользоваться следующей формулой — умножьте друг на друга базу и ставку, если во владении находятся несколько автомобилей, соответственно суммируете.
Организации высчитывают разницу полученной суммы и суммы внесённых авансов. Авансы рассчитываются после отчётного периода и составляют 1/4 от произведения ставки и базы, сказано в статье триста шестьдесят второй НК РФ.
Когда платить
Граждане платят ТН не позже того срока, который установлен властями региона.
Крайний срок оплаты ТН не устанавливается раньше, чем прописано в НК РФ. Так, региональные законы должны ориентироваться на ст. 363.1 НК РФ, которая предусматривает, что плательщики – организации должны предоставить декларацию до 1 февраля, что означает – власти не могут назначить срок уплаты ТН ранее этой даты, зато могут установить его позже, например, на 1 марта или 1 апреля.
В свою очередь п. 1 ст. 363 НК РФ гласит, что физические лица (в том числе ИП) должны оплатить транспортный налог по уведомлению не позднее 1 октября.
Сумма налога начисляется, когда налоговый период истекает. Налоговые декларации готовят сами плательщики – юридические лица к 1 февраля, а уведомления для физических лиц составляются фискальными органами. Извещения направляются в адрес плательщиков соответствующими налоговыми инспекциями по месту жительства или временного пребывания автовладельца.
Когда же ФНС присылает квитанции по ТН? Налоговики формируют уведомления ежегодно в период с апреля по август, чтобы успеть предупредить о размере ТН не позднее 30 дней до срока уплаты (1 октября). Но при этом каждая инспекция устанавливает свои сроки подготовки и рассылки таких уведомлений. Узнать, когда в определенном регионе придут уведомления о ТН, можно на сайте налоговой службы.
Отчётность
Для юридических лиц
Налогоплательщики по окончании налогового периода обязаны предоставить в ФНС декларацию по ТН. Согласно статье в законодательстве, этот документ должен быть предоставлен не позже, чем первого февраля того года, который следует за окончившимся налоговым периодом. Рассчитать ТН юридическим лицам.
Категория крупнейших налогоплательщиков
Налогоплательщики, относящиеся к данной категории, должны предоставлять декларацию по месту собственной регистрации в ФНС.
Для физических лиц
Для физических лиц квитанции транспортного налога ФНС присылает сама, в которых уже подсчитана сумма годового ТН. Что делать, если квитанция не пришла, сказано выше. Предлагаем ознакомиться с тем, как законно обойти транспортный налог.
Транспортный налог и бензин
И самая животрепещущая тема — как учитывается стоимость бензина при подсчёте транспортного налога. Когда его включать в стоимость? В 2015 году депутаты Государственной думы решили не рассматривать отмену ТН, который предлагается заменить акцизами на бензин. Народные избранники заявили, что данная инициатива будет рассматриваться лишь весной 2016 года.
Идея впервые была озвучена 4 года назад, именно тогда появилось предложение ввести акцизы на бензин, заменив таким образом прямой транспортный налог косвенным. Сделать это необходимо, по задумке авторов инициативы, потому что водителям придётся платить не просто за наличие зарегистрированного автомобиля, но за количество пройденных километров.
В настоящий момент налог рассчитывается в зависимости от количества л.с. Соответственно, чем «круче» двигатель, тем больше платит автомобилист. А многие пенсионеры, которые почти не пользуются машинами, платят лишь за их наличие.
В том случае, если будет введён акциз на бензин, водителям придётся оплачивать время эксплуатации автомобиля. А владельцу электромобиля, к примеру, платить налог не придётся вообще.
Не приняли данный закон ещё три года назад потому, что Министерство финансов высказалось против — чиновники испугались трудностей, связанных с регулировкой акциза на бензин. Речь шла о льготных категориях граждан, которые вообще не платят ТН.
Стоит отметить, что сейчас это единственный подводный камень, который не позволяет принять закон об отмене налога. Есть ещё опасения, что акцизы повысят цену на топливо в несколько раз, но твёрдого обоснования этим словам, сказанным опять же в Минфине, нет.
Однако «Российская газета», ссылаясь на слова первого заместителя председателя комитета Госдумы по конституционным вопросам Вячеслава Лысакова, сообщила, что стоимость топлива поднимется не выше, чем на два рубля.
Таким образом, ТН, который создаёт немало проблем автомобилистам, может быть отменён уже в следующем году. Помимо Минфина, все чиновники положительно высказываются за введение акцизов на бензин. Это позволит гражданам платить за фактическое время использования автомобиля, и избавит власти от сложного механизма сбора налога.
Правда, в этом случае деньги будут поступать в те регионы, где заправлялся водитель, и будут перечисляться постепенно, а не в один период, как в случае с ТН.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Куда уходит наш транспортный налог
Субъект Федерации наделяется правом по своему усмотрению корректировать налог, повышая его в пять раз или понижая в десять раз. Самое интересное, что субъекты Федерации даже не скрывают того, что всех денег они на дороги не потратят.
П роект федерального закона о повышении транспортного налога, одобренный правительством, вызвал бурю негодований среди россиян. В самом деле, начиная с 2010 г. для юридических, а с 2011 г. – для физических лиц государство планирует повысить среднюю ставку налога в два раза. Всё бы ничего, в конце концов, в стране кризис, и надо же государству где-то брать деньги на преодоление одной из извечных русских бед. Поскольку вполне логично предположить, что коль налог транспортный, значит, за счёт него и должны ремонтироваться дороги. Итак, могут ли россияне надеяться, что с повышением налога в два раза так же в два раза улучшится и их качество?
Д ля начала рассмотрим, куда направляются деньги. Согласно 56 статье Бюджетного кодекса, транспортный налог в размере 100% идёт в бюджет субъекта Федерации. Причём сам субъект наделяется правом по своему усмотрению корректировать налог, повышая его в пять раз или понижая, в соответствии с новыми поправками, в десять раз. То есть будет действовать, исходя их собственных возможностей и потребностей. Но самое интересное, что субъекты Федерации даже не скрывают того, что всех денег они на дороги не потратят. Вот как планируется с ним поступить в разных регионах России.
В Прикамье, например, планируют поднять планку налога в пять раз, а планируемое поступление в размере 830 миллионов рублей направят на поддержку местных муниципалитетов, без оговорки, что те отремонтируют или построят дороги.
В Уфе вообще никто не знает, куда пойдёт этот налог, а расчетами по его увеличению или уменьшению только ещё собираются заняться. Раньше транспортный налог шёл в специальный фонд развития дорожной инфраструктуры. Теперь такого фонда нет, и все поступающие деньги направляются в областной бюджет и там тратятся на усмотрение администрации, в том числе на строительство детских садов, больниц, парков и других нужных области объектов.
В Чувашии налог увеличат на 25%. Это позволит республике получить дополнительный доход в размере 47 млн рублей. Глава Минфина Чувашии Николай Смирнов называет эти деньги «компенсацией бюджета в условиях реального падения экономики». При этом он замечает, что, поскольку начиная со следующего года государство больше не финансирует детские пособия, коммунальные услуги ветеранам и труженикам тыла и ещё ряд других пособий, повышение налога поможет подлатать эти «дыры» в бюджете Чувашии.
П о словам заместителя директора департамента финансов Краснодара Елены Чулковой, бюджетные средства расходуются и на здравоохранение, и на заработную плату бюджетникам, и на медикаменты, и на питание учащихся в школах – то есть на все общебюджетные расходы, в том числе и на расширение дорог и ликвидацию пробок.
А дминистрация Омской области утверждает, что у них транспортный налог расходуется исключительно по назначению. И повышение ставок налога, который в этом регионе самый низкий по сравнению с другими, обещает существенное улучшение состояния дорог.
А налогичный ответ дают и в Кировской области. Как уверяет губернатор Никита Белых, других источников для обеспечения содержания дорог, кроме повышения ставки налога, нет.
И з всего вышесказанного следует, что, платя транспортный налог, сегодняшний автомобилист не обязательно получит хорошие дороги в том регионе, где он проживает. Перестав быть целевым, налог может быть направлен и на другие потребности регионов. А это значит, что само название налога – транспортный – перестаёт быть правильным, а значит и справедливым. Никто не спорит, что отчисление денег детским садам и школам – дело благородное, но почему тогда взимают только с тех, кто имеет машину? Разве люди, пользующиеся общественным транспортом, или те, кто ходит пешком, не в ответе за детские сады, школы и больницы? И почему владельцы не имеют права знать, сколько именно от заплаченного ими налога идёт конкретно на ремонт и строительство дорог? Или хотя бы что планируется сделать в этом направлении?
А пока этого нет, напрасно взывать к совести простого российского гражданина, который не платит транспортный налог. Тем более что на сегодняшний день статистика выглядит удручающе.
П о данным экономиста Михаила Делягина, 47 % российских автомобилистов считают состояние российских дорог неудовлетворительным. На Дальнем Востоке состояние дорог считает неудовлетворительным 67% опрошенных. И это понятно: так называемая федеральная трасс «Лена» – это кошмар, фотографии которого ходят по всему российскому Интернету уже лет пять. Это глиняное пространство, по которому не каждый танк проедет. Там ездят с гусеничными тягачами. В целом по России 39% опрошенных оценивают состояние дорог в своем регионе как «удовлетворительное», но уточняют, что хорошим можно назвать только состояние центральных улиц, а второстепенные дороги разбиты. «Хорошим» состояние дорог в своем регионе считают 13% опрошенных. Но понятие «хорошая дорога» в представлении российских водителей – это та, по которой «можно ездить»! Таким образом, 86 % российских дорог это то, по чему ездить нельзя.
О тсюда и налоговые органы, хоть пока неофициально, но понемногу выражают беспокойство по поводу того, что собираемость налога низкая. А с повышением ставки она упадёт ещё больше. На сегодняшний день в одном только Санкт-Петербурге ежегодно налог не платят тысячи человек, а по данным Петербуржского УФНС, общая задолженность по транспортному налогу на сегодняшний день составляет более 500 миллионов рублей.
А дминистрация Калуги тоже бьёт тревогу: за первое полугодие 2009 г. недоимка по налогу составила более 60 миллионов рублей. Сейчас владельцу автомобиля выгоднее платить сторублёвые штрафы за неуплату налога, чем каждый год выкладывать за своё авто 18-20 тысяч. Если ставка налога возрастёт, неплательщиков будет ещё больше. И этот факт не вызовет общественного порицания, поскольку причитающихся им дорожных благ автолюбители могут и не получить – за что же тогда платить?
И сходя из этого, более справедливым было бы принять предложение депутатов Волгоградской городской думы о замене существующего транспортного налога налогом на топливо. Т.е. заложить этот налог в каждый литр бензина или солярки, заливаемых в бак машины. Дорог это, правда, не улучшит, зато решится хотя бы одна сторона несправедливости: те, кто пользуется машиной только от случая к случаю, будут платить существенно меньше. Но это предложение так и не нашло поддержки в правительстве.
Н о правительство новых путей и не искало. Введение любого налога – это и так очередное залезание в карман рядовых граждан, в условиях кризиса особенно болезненное. Так почему бы не отнестись с уважением к тем же налогоплательщикам, сделав его хотя бы более-менее справедливым?