Повышающий коэффициент для транспортного налога в 2019 – 2022 гг.
Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?
Повышающий коэффициент транспортного налога (ТН) был введен в НК РФ в 2014 году. Он применяется в отношении некоторых категорий транспортных средств (ТС) и зависит от средней стоимости авто и его возраста.
Так, п. 2 ст. 362 НК РФ предусмотрены следующие коэффициенты (для 2019-2022 годов):
- 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
- 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
- 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России. Он же размещает на своем сайте в интернете перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., налог по которым нужно считать с повышающим коэффициентом. Отслеживать обновления перечня Минпромторга можно на сайте ведомства.
Актуальный перечень Минпромторга можно скачать здесь.
Возраст автомобиля определяется с учетом года его выпуска (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).
Заметим, что размер повышающего коэффициента принципиально знать только плательщикам ТН — организациям, т. к. они рассчитывают налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). За «физика» коэффициент применит инспекция.
О том, как заполнить декларацию, читайте в этом материале.
ВНИМАНИЕ! Начиная с отчетности за 2022 год налог за организации тоже будет считать налоговая. Декларацию сдавать не понадобится. Подробности см. в материале “Приняты выгодные поправки в НК РФ”.
Повышающий коэффициент транспортного налога в 2019–2022 годах
Повышающий коэффициент по транспортному налогу следует учитывать при расчете не только суммы налога за год, но и авансов по нему (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).
О процедуре расчета налога на транспорт подробнее читайте в статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».
Если на вашу компанию зарегистрирован дорогой автомобиль, прежде чем рассчитать транспортный налог, проверьте:
- Включен ли ваш автомобиль в перечень, размещенный на сайте Минпромторга. Используйте только актуальный перечень (он обновляется ежегодно).
- Не превышает ли срок использования автомобиля срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента. При подсчете срока необходимо начинать с года спуска автомобиля с конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог (письмо ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3274@).
Если хотя бы одно из условий не выполняется, повышающий коэффициент не применяется.
О том, применяется ли повышающий коэффициент к налогу, если автомобиль не указан в опубликованном Минпромторгом перечне, читайте в материале «Как платить транспортный налог, если дорогого авто нет в перечне Минпромторга?».
Если условия выполняются, при расчете транспортного налога по легковому автомобилю средней стоимостью более 3 млн руб. необходимо применить формулу:
где ТПоп — сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам (произведение налоговой базы на ставку налога и коэффициент владения транспортным средством);
Кп — повышающий коэффициент.
Платить налог с учетом повышающего коэффициента нужно и в тех случаях, когда описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в перечне Минпромторга содержит меньше либо больше сведений по сравнению со сведениями из ГИБДД (письмо ФНС от 18.07.2017 № БС-4-21/14024@).
Итоги
Повышающий коэффициент по транспортному налогу применяется в том случае, если автомобиль указан в перечне Минпромторга и срок использования автомобиля не превышает срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента.
Перечень дорогих автомобилей средней стоимостью свыше 3 млн руб. ежегодно обновляется на сайте Минпромторга не позднее 1 марта. Если транспортное средство в этом перечне отсутствует, повышающий коэффициент в расчете транспортного налога не участвует.
Применение повышающего коэффициента при расчете транспортного налога
Дата публикации 28.01.2020
Организация в июле 2019 года приобрела легковой автомобиль Volvo V90 Cross Country 2019 года выпуска. В перечне Минпромторга этот автомобиль указан под номером 529 в категории авто от 3 до 5 млн руб. При этом в графе “Количество лет, прошедших с года выпуска” указано значение “от 1 до 2 лет (включительно)”. Каким будет повышающий коэффициент по транспортному налогу за 2019 год?
Законодательство не содержит прямого ответа на вопрос об исчислении транспортного налога за 2019 год в отношении указанного автомобиля. По нашему мнению, целесообразнее транспортный налог по нему исчислять с применением повышающего коэффициента.
В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ исчисление суммы транспортного налога производится с применением повышающего коэффициента, который составляет 1,1 в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет; 2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет; 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Перечень указанных легковых автомобилей, подлежащий применению в 2019 году, размещен на официальном сайте Минпромторга России.
Автомобиль VOLVO V 90 Cross Country D 4 AWD Auto Cross Country Pro с дизельным двигателем объемом 1969 куб. см поименован в позиции 529 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет. При этом по данной позиции в графе “Количество лет, прошедших с года выпуска” есть указание, что коэффициент применяется по автомобилям, с даты выпуска которых прошло от 1 до 2 лет включительно.
Как указано в п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисление сроков для целей применения коэффициентов начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Каких-либо иных пояснений в части применения правил исчисления сроков НК РФ не содержит.
В этой связи в рассматриваемой ситуации возможны два подхода к исчислению указанных сроков.
Один подход основывается на разъяснениях, приведенных в письме ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3274@, где указано, что при исчислении за 2014 год транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2011 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составляет 4 года. Значит, при исчислении транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля, должно определяться в целых годах. Тогда для целей п. 2 ст. 362 НК РФ возраст автомобиля составляет один год сразу же после выпуска этого автомобиля заводом-изготовителем (в т.ч. и в период до конца того календарного года, в котором изготовлен автомобиль).
Соответственно, получается, что при исчислении транспортного налога за 2019 год по автомобилю 2019 года выпуска количество лет, прошедших с года его выпуска, составляет 1 год. Поэтому такой автомобиль подпадает в определенную Перечнем категорию “от 1 до 2 лет включительно”. Следовательно, при уплате транспортного налога за 2019 год необходимо применить повышающий коэффициент 1,1.
Другой подход основывается на разъяснениях, приведенных в письме Минфина России от 11.06.2014 № 03-05-04-01/28303 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 07.07.2014 № БС-4-11/13195@), где указано, что при исчислении за 2014 год транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составит не более 1 года.
Применяя это разъяснение по аналогии к рассматриваемой ситуации, получаем, что для автомобиля, выпущенного в 2019 году, для целей исчисления транспортного налога за 2019 год количество лет, прошедших с года выпуска, составляет не более 1 года. Следовательно, такой автомобиль не подпадает в определенную Перечнем категорию “от 1 до 2 лет включительно” и при уплате транспортного налога за 2019 год повышающий коэффициент применять не требуется.
Материалами арбитражной практики и разъяснениями контролирующих органов непосредственно по ситуациям, которые аналогичны ситуации, приведенной в вопросе, мы не располагаем. В этой связи считаем целесообразным в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ, обратиться в налоговый орган по месту учета с письменным запросом о порядке исчисления и уплаты транспортного налога в рассматриваемом случае. Следование данному разъяснению освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности, а также является основанием для неначисления пеней (пп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).
Кому применять повышающий коэффициент для транспортного налога
Кто платит?
Транспортные средства, которые не являются объектом обложения транспортным налогом, приведены в пункте 2 статьи 358 НК РФ. Это:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (л.с.);
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских илигрузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи), зарегистрированные на сельхоз товаропроизводителей и используемые при сельхозработах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Транспортный налог в случае угона или кражи транспортного средства
- справкой об угоне (краже) транспортного средства;
- справкой или постановлением о возбуждении уголовного дела в связи с угоном или кражей транспортного средства, которые выдаются правоохранительными органами;
- постановлением, или решением, или определением судов, вступивших в силу;
- справкой о прекращении уголовного дела по факту угона или кражи транспортного средства, выданной уполномоченным органом из-за того, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по нему истек.
Кроме того, в этом письме ФНС России указал на необходимость ежегодного подтверждения факта розыска транспортного средства в связи с его угоном или кражей. Ведь в соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.
Кроме того, новые правила регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД МВД России, утвержденные приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, упростили порядок прекращения регистрации транспортных средств, находящихся в розыске. Согласно новым правилам регистрацию разыскиваемого автомобиля в органах ГИБДД можно прекратить. Для этого владельцу автомашины надо подать заявление в органы ГИБДД о прекращении регистрации транспортного средства, находящегося в розыске. В этом случае органы ГИБДД передают информацию о снятии с регистрации транспортного средства в налоговые органы. На основании таких сведений налоговые органы прекращают исчисление транспортного налога владельцу транспортного средства независимо от периода розыска автомашины.
Сколько платить налог?
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах.
- В отношении не поименованных выше водных и воздушных транспортных средств налоговая база по транспортному налогу определяется как единица транспортного средства отдельно от других транспортных средств.
Базовые ставки транспортного налога установлены пункте 1 статьи 361 НК РФ. Но субъекты РФ могут устанавливать свои ставки транспортного налога. В любом случае отклонения ставки транспортного налога, установленного субъектами РФ, не должны отличаться от базовых ставок в 10 раз. Такое ограничение введено пунктом 2 статьи 361 НК РФ.
Однако, данное ограничение не касается автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. По таким транспортным средствам налоговые ставки могут быть уменьшены законами субъектов РФ более чем в 10 раз. Такое послабление сделано для стимулирования приобретения маломощных транспортных средств. Так как такие транспортные средства меньше наносят вред окружающей среде.
Также налоговая ставка может быть разная в отношении каждой категории транспортных средств. Кроме того, ставка транспортного налога может зависеть от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств и (или) их экологического класса.
Расчет количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, производится с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Количество лет определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах.
Базовые ставки транспортного налога применяются, если законами субъектов РФ налоговые ставки не определены.
Транспортный налог с дорогостоящих легковых автомобилей
1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 3 лет;
2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 5 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 20 лет.
При наличии таких легковых автомобилей нужно сверится с перечнем легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, утвержденным Минпромторгом России. Перечень утверждается на каждый налоговый период и размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На 2018 год такой перечень устережен Информацией Минпромторга России «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде».
Если в перечне, утвержденном на соответствующий налоговый период, вашей модели легкового автомобиля нет, то по нему повышающий коэффициент не применяется, например, по автомобилю Tesla. Если же вы свою модель автомобиля обнаружили в перечне, то надо рассчитывать среднюю стоимость автомобиля. Средняя стоимость автомобиля определяется в порядке, утвержденном Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 НК РФ» .
В Порядке приведены формулы расчета средней стоимости автомобиля определенной базовой версии автомобиля. Расчет средней стоимости автомобиля отличается в зависимости от того, представлены ли в РФ производитель или уполномоченное лицо производителя, представлены ли данные о рекомендованной розничной цене производителем или уполномоченным лицом производителя.
Если не представлены данные о рекомендованной розничной цене производителем или уполномоченным лицом производителя или в РФ не представлены производитель или уполномоченное лицо производителя, то расчет средней стоимости автомобилей основывается на определении средней стоимости автомобилей, исходя из розничных цен на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах.
Как видим, цена приобретения налогоплательщиком дорогостоящего автомобиля для применения повышающего коэффициента значение не имеет. Если средняя стоимость авто равно и выше 3 млн руб., то нужно рассчитать возраст легкового автомобиля.
Возраст таких автомобилей исчисляется с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Например, если у налогоплательщика есть Audi A6 Limousine quattro с типом двигателя «дизель» и объемом двигателя 2967 автомобиль с годом выпуска в 2017 году, то по такому автомобилю повышающий коэффициент применяется при расчете транспортного налога за 2017, 2018 и 2019 года, а за 2022 год уже не применяется, так как перечнем количество лет, прошедших с года выпуска такого автомобиля, установлен равным 3 годам.
По дорогостоящим легковым автомобилям авансовые платежи по транспортному налогу также уплачиваются с учетом повышающего коэффициента.
Если транспортное средство зарегистрировано или снято с регистрации в течение налогового периода
Месяц регистрации принимается за полный месяц, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца.
Месяц регистрации не учитывается, если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно.
Транспортный налог по большегрузам
Но, согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ, такой порядок действовал до 31.12.2018 года. В связи с чем с 01.01.2019 года такие организация уплачивают транспортной налог в общем порядке, то есть уплачивать авансовые платежи, если иное не установлено законами субъектов РФ, и сам налог.
Когда платить транспортной налог?
В Москве, например, организации уплачивают транспортный налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 г. № 33). При этом авансовые платежи по налогу в течение налогового периода организация не уплачивают.
Физические лица уплачивают транспортный налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на прибыль
Из статьи 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ признан утратившим силу пункта 48.21, который не позволял уменьшить налог на прибыль в размере, на который в соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузов.
Аналогичные изменения в отношении учета в расходах сумм транспортного налога с большегрузов внесены по системам налогообложения ЕСХН и УСН (пп. 45 п. 2 ст. 346.5, пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Транспортный налог по дорогостоящим автомобилям
Автор: Столяров Д. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
С 1 января 2014 года при расчете транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей нужно применять повышающие коэффициенты. Размер коэффициента зависит от года выпуска транспортного средства и его средней стоимости. Как определить эти показатели? Нужно ли повышающий коэффициент использовать при расчете авансовых платежей?
Общие нормы НК РФ
На основании п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансового платежа по нему самостоятельно. По общему правилу (п. 2 указанной статьи) сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Если организация по истечении каждого отчетного периода (I, II и III кварталов) должна уплачивать авансовые платежи (отменить данную обязанность может субъект РФ), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
В отношении дорогостоящих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн руб.) исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента. Следовательно, формула расчета транспортного налога по дорогостоящему автомобилю выглядит так:
Сумма исчисленного транспортного налога
Налоговая база
Налоговая ставка
Повышающий коэффициент
Значение повышающего коэффициента, как мы уже указали, зависит от средней стоимости автомобиля и года его выпуска.
Показатели по легковому автомобилю
Значение повышающего коэффициента
Средняя стоимость
Период, прошедший с года выпуска
От 3 млн до 5 млн руб. включительно
От 1 года до 2 лет
Не более 1 года
От 5 млн до 10 млн руб. включительно
От 10 млн до 15 млн руб. включительно
Не более 10 лет
Не более 20 лет
Таким образом, транспортный налог на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн руб. рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3) в зависимости от года выпуска автомашины.
О средней стоимости легкового автомобиля
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга в Интернете. Поэтому перечень легковых автомобилей, размещенный на указанном сайте 28.02.2014, применяется для налогового периода 2014 года, перечень легковых автомобилей от 27.02.2015 – для налогового периода 2015 года, перечень от 26.02.2016 – для налогового периода 2016 года, перечень от 28.02.2017 – для налогового периода 2017 года. С целью установления факта включения Минпромторгом конкретного автомобиля в перечень нужны такие входные данные:
марка и модель (версия) ТС;
тип двигателя (бензиновый, дизельный или гибридный);
количество лет, прошедших с года выпуска.
В перечне не приводится средняя стоимость каждого автомобиля по отдельности. ТС с учетом количества лет, прошедших с года выпуска, объединены в группы по показателю «Средняя стоимость», заданному Налоговым кодексом. Автомобили «раскидываются» по группам на основании средней стоимость ТС, процедура расчета которой закреплена в Порядке расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316.
Количество позиций в перечне год от года все возрастает (Минпромторг проводит работу по уточнению перечней), поэтому налогоплательщику нужно проверять свой дорогостоящий автомобиль на предмет включения в очередной перечень ежегодно.
Группа по показателю «Средняя стоимость»
Количество позиций в группе для налогового периода
2017 года
2016 года
2015 года
От 3 млн до 5 млн руб.
От 5 млн до 10 млн руб.
От 10 млн до 15 млн руб.
Свыше 15 млн руб.
Итого
909
708
425
В случае отсутствия легкового автомобиля в перечне (в том числе с учетом типа и объема двигателя транспортного средства) или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю перечня повышающий коэффициент применяться не должен.
Вывод от ФНС: если приобретенный легковой автомобиль отсутствует в перечне, размещенном на официальном сайте Минпромторга, транспортный налог по данному ТС нужно исчислять без учета повышающего коэффициента (Письмо от 11.01.2017 № БС-4-21/149).
О годе выпуска легкового автомобиля
В Налоговом кодексе указано, что в целях определения периода, прошедшего с года выпуска ТС, отсчет начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Финансисты уточняют: срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог. Допустим, при расчете транспортного налога за 2016 год в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска следует исходить из того, что с года выпуска ТС прошло три года.
Вывод от Минфина: в отношении транспортного средства 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2016 год применяется повышающий коэффициент 1,1 (Письмо от 18.05.2017 № 03-05-05-04/30334).
Соответственно, в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2017 год применять повышающий коэффициент не нужно (ведь с года выпуска в этом случае прошло уже четыре года).
Повышающий коэффициент и авансовые платежи
В силу п. 2 ст. 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, если только законами субъектов РФ не предусмотрено иное. В ситуации, когда авансовые платежи уплачивать нужно, возникает вопрос, надо ли при определении их величины в отношении дорогостоящих автомобилей учитывать повышающий коэффициент. Ответ можно найти в п. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ.
Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, формула расчета авансового платежа по транспортному налогу в отношении дорогостоящего автомобиля выглядит так:
Сумма авансового платежа
Повышающий коэффициент транспортного налога в 2017 году
Любое лицо, имеющее в собственности зарегистрированный легковой автомобиль, обязано регулярно отчислять налог на свой транспорт. Это обязаны делать как физические, так и юридические лица. Таким образом, влияние повышающего коэффициента транспортного налога в 2017 году распространяется на любые зарегистрированные машины, в чьей бы собственности они ни были. О данном коэффициенте и пойдет речь в статье.
Самостоятельное определение суммы налога
Исключительно юридические лица самостоятельно высчитывают для себя величину налога на транспорт. Если владелец машины – обычный человек, то для него размер налога на транспорт к оплате насчитывает налоговый орган. То есть физлица отчисляют транспортный налог после получения соответствующего документа из инспекции ФНС.
Далее детально обсудим методику определения суммы налога предприятиями.
Если у организации в 2017 году на учете находилось недешёвое транспортное средство, бухгалтер при расчёте налога на транспорт обязан применить повышающий коэффициент транспортный налог в 2017 году – Кп. В итоге общую величину налога по методике расчета определяют по всем машинам в отдельности.
Существует чёткое правило, согласно которому сумма налогового платежа – это произведение:
- базы налогообложения (с учетом мощности двигателя машины, обычно в лошадиных силах);
- ставки налога;
- долевого участия в собственности на машину;
- коэффициента Кв (отношение количества месяцев обладания автомобиля в отчетном году к количеству календарных месяцев в периоде налогообложения (всегда 12 мес.))
- повышающего коэффициента Кп.
Увеличение налога за роскошные авто
С 2014 года для определения величины налогового платежа за транспорт необходимо учитывать коэффициент Кп. Используя данный инструмент, государство применяет увеличенное обложение налогом в отношении объектов роскоши.
Но высчитывают Кп не для каждого транспортного средства, зарегистрированного за предприятием, а исключительно в тех ситуациях, когда компания владеет так называемым роскошным авто.
Что подразумевают под роскошным автомобилем? Законодательно с 2016 года к роскошным средствам передвижения стали относить машины соответствующего объема двигателя и цены, превышающей 3 000 000 рублей. При этом, кроме первоначальной цены, по которой был куплен автомобиль, нужно учитывать время, истекшее с момента изготовления машины.
Используют повышающий коэффициент транспортного налога в 2017 году, если машина соответствует следующим условиям:
- цена – не менее 3 000 000 рублей;
- марка и модель упомянуты в списке Минпромторга;
- с даты изготовления авто прошло не больше лет, чем указано в перечне Минпромторга.
Как же вычислить стоимость автомобиля? Прежде прочих действий, нужно установить, присутствует ли ваше транспортное средство в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 рублей для периода налогообложения за 2017 год.
Данный Перечень готовит и размещает у себя на сайте Минпромторг России. Полный список автомобилей, попадающих под налог на роскошь в 2017 году, на нашем сайте опубликован по следующей ссылке.
Также актуальный список автомобилей Минпромторга, подготовленный им на период 2017 года, на нашем сайте можно посмотреть и скачать по следующей ссылке.
Отметим, что для целей расчёта транспортного налога перечень автомобилей с повышающим коэффициентом регулярно дополняют. Так, в 2016 году список модельного ряда составлял более 700 разновидностей машин, а на 2017 год – уже более 900 позиций.
Определение времени эксплуатации автомобиля
В Перечне можно найти ссылки на количество лет с даты производства машины (столбец № 6). После окончания такого срока транспортное средство, как бы приобретает статус «бюджетной» машины. То есть коэффициент Кп при определении величины налога на транспорт уже не используют.
Каким образом определить период эксплуатации транспорта? Так, для целей коэффициента Кп, который увеличивает величину платежа, время с момента изготовления машины считают с учётом зарегистрированной даты изготовления автомобиля (включая ее).
ПРИМЕР
При расчете налога на транспорт с использованием повышающего коэффициента Кп за 2017 год по машине ценой от 3 до 5 млн рублей, изготовленной в 2014 году, срок, прошедший со времени производства этого т/с, составляет 4 года. С учетом методики исчисления, с 2017 года коэффициент Кп к этому средству передвижения применять не нужно.
Учитывая вышесказанное, при определении времени с даты изготовления автомобиля нужно оканчивать годом, за который идет налог. Именно этот подход подтверждают разъяснения налоговиков, основанные на Налоговом кодексе (письмо ФНС от 02.03.2015 № БС-4-11/3274).
Если машины нет в Перечне
Что нужно предпринять, если машина, по которой нужно внести налог на транспорт, не включена в документ, регламентирующий применение повышающего коэффициента Кп? В данной ситуации нужно высчитывать среднюю стоимость транспортного средства самостоятельно.
Для верного подсчета Минпромторгом России утверждена Методика расчета средней стоимости легковых авто. Вариант её определения зависит от территориального месторасположения дилера или производителя автомобиля. То есть учитывают стационарное положение точки продажи машины – на отечественной территории или за границей:
- Если точка реализации транспортного средства находится в России – дилер/производитель предоставляют сведения о рекомендованных продажных ценах данного авто в розницу.
- Во втором случае берут данные из автомобильных каталогов – «Audatex», «DAT», «Kelley Blue Book», «Mitchel», «Mоtor», «Canadien Black Book», «Schwacke».
Налог × 3
Что нужно предпринять, если машина включена в Перечень автомобилей транспортного налога с повышающим коэффициентом, стоит более 3 000 000 рублей и ее время эксплуатации больше установленных НК РФ и Перечнем Минпромторга норм для применения повышающего коэффициента Кп?
В такой ситуации величину платежа нужно отредактировать на коэффициент. Всего их 5 типов. Каждый зависит от года изготовления машины и ее цены.
Минимальный процент увеличения платежа – 10. В случае максимально увеличения – налог утроится (см. таблицу ниже).
Год выпуска авто и транспортный налог | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Цена авто (млн руб.) | Коэффициент по числу лет с года выпуска легкового авто | |||||
До 1 года | От 1 до 2 лет | От 2 до 3 лет | До 5 лет | До 10 лет | До 20 лет | |
От 3 до 5 | 1.5 | 1.3 | 1.1 | |||
От 5 до 10 | 2 | |||||
От 10 до 15 | 3 | |||||
От 15 | 3 |
Ежеквартальный расчет налога
Как правило, налог на транспорт предприятия обязаны определять каждый квартал, тоже применяя корректирующий коэффициент Кп.
К примеру, в 2014 году Кп применяли исключительно к годовой сумме налога на транспорт. Все поквартальные платежи вычисляли без применения корректирующего повышающего коэффициента. Но с 2015 года его надо использовать и при расчёте авансов по налогу.
В процессе заполнения главного отчета по налогу за транспорт коэффициент Кп указывают в строчке 180 Раздела 2. Его значение берут из таблицы, которую мы привели выше.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Проверить расчет повышающего коэффициента по транспортному налогу
Есть авто 2015 г.в. в собственности с 2015 года.
Мерседес S 500 4 matic.
За 2017 год пришло налоговое уведомление с коэффициентом 2, в то время как за 2016 год – был коэффициент 1.
Направили запрос в ИФНС, те ответили со ссылкой на перечень Минпромторга (авто №193 в разделе от 5 до 10 млн.).
Однако в перечне в столбце “количество лет прошедших с года выпуска” указано “от 4 до 5 лет включительно”.
Правильно ли я понимаю, что это значит, что коэффициент 2 может быть применен к указанному автомобилю возраста старше 4 лет, т.е. в отношении налогового периода 2019 г. ? (если минтпромторг ничего не изменит в следующем году)
Ответы юристов ( 3 )
Согласно п.3 ст.361 НК РФ
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
То есть, если автомобиль, входящий в перечень 2015 года выпуска, то в 2019 году будет 3 года с года выпуска, так как налог в 2019 году начисляется за 2018 год.
(Письмо Минфина РФ от 29.03.2010 N 03-05-05-04/08).
Соответственно в 2022 году будет 4 года и в 2022 году 5 лет.
И что то Вы неверно указываете, так как именно такого автомобиля Мерседес S 500 4 matic в перечне 2018 года нет.
Этот порядок применяется в отношении автомобилей, не входящих в перечни, установленные Минпромторгом на основании статьи 362 НК РФ. Для автомобилей из перечня порядок подсчета количества лет иной, специальный, включающий в себя в том числе год выпуска
Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Да, именно так. Видимо в ФНС произошла техническая ошибка.
Автомобиля Мерседес S 500 4 matic в перечне для налогового периода за 2018 год нет, указан автомобиль Мерседес S 500 4 matic L (не более двух лет).
- 7,7 рейтинг
- 6419 отзывов
Правильно ли я понимаю, что это значит, что коэффициент 2 может быть применен к указанному автомобилю возраста старше 4 лет, т.е. в отношении налогового периода 2019 г. ?
Год выпуска тоже необходимо считать, то есть для авто с годом выпуска 2015, в налоговом периоде за 2017 год количество лет составит не 2, а 3 года (2015, 2016 и 2017).
Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Вот, например, одно из разъясняющих писем Минфина по этому поводу:
Вопрос: О возможности применения повышающего коэффициента при исчислении за 2014 г. транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2011 года выпуска стоимостью от 3 до 5 млн руб.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 марта 2015 г. N БС-4-11/3274@
Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом определено, что исчисление сроков, указанных в этом пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
В силу указанной нормы Кодекса срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный пунктом 2 статьи 362 Кодекса, исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог.
Таким образом, при исчислении за 2014 год транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2011 года выпуска стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составляет 4 года, в связи с чем при исчислении транспортного налога за 2014 год повышающий коэффициент не применяется.