Надо ли получать водительское удостоверение на мотоцикл

Как получить права на мотоцикл

Права категории «А» дают водителю право управлять мотоциклом. Они одни из самых простых в получении. Мотоциклы с маленьким объемом двигателя, а также мопеды доступны для езды уже с 16 лет, но только при открытых категориях М или А1.

Мощные мотоциклы и мотоциклы с коляской можно водить с 18 лет. Обучение даётся проще тем, кто знает правила дорожного движения или уже имеет открытую категорию В.

Обучение категории А включает в себя то же, что и категории В – автомобиль, отличие только в контрольных упражнениях при практической учебе вождения и стоимости подготовки. Учеба езде на мотоцикле существенно дешевле и стоит в районе 10-15 тысяч рублей. Конечно, не считая того, что потом вам придется разориться на оплату медкомиссии (примерно 2000 рублей) и госпошлину за получение прав (пока еще 2000 рублей).

Содержание

Как научиться ездить на мотоцикле

Обучение езде на мотоцикле проходит в несколько этапов. Первый этап общий для всех категорий водительского удостоверения: изучение правил дорожного движения.

Учить ПДД для последующей сдачи экзамена в ГИБДД можно как в автошколе, так и самостоятельно – в книжных магазинах ежегодно обновляются пособия, содержащие правила. Это важно – не стоит пытаться изучать правила по устаревшим учебникам.

Второй этап – обучение вождению на мотоцикле. Для многих начинающих водителей сам по себе мотоцикл выглядит пугающе, ведь известно, что нередко падения или столкновения на большой скорости становятся причинами инвалидности или смерти.

Поэтому к сдаче экзамена лучше подходить с наработками практического опыта. Понятно, что кататься по городу на имеющемся в распоряжении двухколесном «коне» не лучший вариант, где научиться ездить на мотоцикле – это чревато или аварией или административным взысканием от сотрудников ГИБДД.

Вождению на мотоцикле обучают только на автодроме. Разумеется, как в машине, рядом с вами не будет никто сидеть. Инструктор объяснит манёвры, а вы будете отрабатывать их самостоятельно на учебном ТС под его контролем.

Сколько длится обучение в автошколе

Полный курс обучения делится на теорию и практику. Согласно законодательству, на полную подготовку к экзамену уходит 2,5 месяца.

  • На теоретические занятия придется потратить не менее 108 часов. Правила дорожного движения едины для всех. Поэтому вам, как и будущим автолюбителям, буду объяснять категории дорожных знаков и то, как правильно читать каждый из них. Также расскажут о работе светофоров и правилах первой медицинской помощи на дорогах. Кстати, раздел «Медицина» зачастую объясняет реальный врач, работающий в скорой помощи катастроф. На такие занятия выделяют обычно часа 4, не больше. Помимо этого, вместе с преподавателем вы прорешаете билеты, которые встретятся на экзамене. По ходу учебы вам будут подробно объяснять, какой билет и как решается. То есть, от вас, по-хорошему, требуется только присутствие и нормальная память.
  • Практические занятия вы проведете на автодроме. На вождение отводится, в среднем, 18 часов. Всё зависит от автошколы, где будете проходить обучение. Инструктор научит вас выполнять следующие упражнения: «Габаритный коридор», «Габаритный полукруг», «Разгон – торможение». Другими словами, надо будет тронуться с места на первой передаче скорости в стартовых воротах. Далее проехать по прямой, доехать до контрольной стойки, подать сигнал левого поворота, вытянув левую руку вверх, и, миновав стойку, опустить руку. Аналогично необходимо будет сделать полукруг, переключить скорости с низкой на более высокую и остановиться на финишной линии, подав сигнал.

Также задействуют упражнения «Змейка» (проехать змейкой, объезжая разметочные конусы), «Колейная доска» (проехать прямо по колейной доске), «Движение с малой скоростью» (тут всё понятно) и «Габаритная восьмёрка» (проехать сначала по прямой в габаритном коридоре, затем по траектории восьмерки и вернуться на финиш). Эти же задания предстоит выполнить и на экзамене.

Будьте внимательны. Поскольку инструктор сидит не рядом, а наблюдает за вашим движением, стоя на дороге, он очень хорошо видит любые малейшие погрешности.

Как получить права на мотоцикл через автошколу

Опытные байкеры рекомендуют для обучения курсы в автошколе, обучающей на права категории А. Вождению мотоцикла учат в подавляющем большинстве автошкол, а экзаменационные упражнения не всегда сразу даются даже тем, кто уже имел дело с таким транспортом.

Всего практический экзамен в ГИБДД включает в себя пять упражнений:

  • маневрирование в ограниченном пространстве;
  • торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку;
  • парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
  • остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
  • проезд регулируемого перекрестка.

Для успешного преодоления финального экзамена в автошколе каждый курсант проходит как теоретические, так и практические занятия. В ходе обучения будущий мотоциклист наезжает 10 часов – пять практических занятий по два часа, а также изучает теорию на протяжении 16 часов. Это не очень много, однако учеба на мотоцикл проходит интенсивно, что позволяет сдать непростой экзамен.

Сдача практического экзамена

Если для получения удостоверения категории B необходимо сдать автодром и город, то для категории А нужен только автодром. Экзамен на управление мотоциклом мало изменился за последние годы, и, как правило, транспортное средство для преодоления испытаний предоставляет ГИБДД.

Зачастую это «пожилой» мотоцикл отечественного или же японского производства. Если экзамен проходит в маленьком населённом пункте, инспекция может предоставить возможность сдать экзамен на своём мотоцикле, но в больших городах такой возможности, как правило, не предусмотрено.

Обычно разметка для прохождения экзамена заранее нанесена на площадку, условия прохождения строгие: минимальная скорость и полное соблюдение всех указаний инспектора.

Небольшой лайфхак: если есть возможность выбрать экзаменационный мотоцикл, лучше брать тот, который слабее. Экзамен на мотоцикле сложнее экзамена на авто в том смысле, что здесь намётанный глаз инспектора видит даже мельчайшие ошибки, и за это снижаются баллы.

После идеального выполнения всех упражнений курсант может сразу же в здании ГИБДД получить права категории А.

Если после получения заветной корочки вы решите приобрести подержанный мотоцикл, обязательно проверьте его историю с помощью сервиса Автокод. Сделать это можно по VIN-номеру всего за 5 минут.

На какие мотоциклы не нужны права: особенности, описание, рекомендации

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см 3 .

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.

Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.

На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.

Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права – кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость – 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.

Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.

А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение – от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.

Получение категории А при наличии В

Особенности

Можно ли получить категорию A, если уже открыта категория B

Особенности и нюансы вопроса получения прав на мотоцикл

Оглавление

Д ля того чтобы гражданин мог быть полноценным участником дорожного движения, он обязан иметь водительские права. Каким образом заиметь отметку о наличии категории А, если отметка категории В уже есть, и нужно ли это вообще?

В этой публикации рассмотрим, существуют ли методы открытия подкатегории, если водительское удостоверение с категорией, позволяющей произведение эксплуатации легковушки, уже есть в наличии.

Можно ли получить права автоматически

Возможно ли проставление отметки категории А, если категория В уже имеется? До этого момента у лица, заинтересованного в получении дополнительной отметки, была возможность либо упрощенного получения удостоверения, либо самостоятельной подготовки к сдаче тестирования. Следовательно, процесс подготовки исключал обучение в автошколе. Но начиная с 2013 года в законодательстве появились нововведения, регламентирующие обязательное прохождение обучения и сдачи экзаменов для получения отметки категории А в удостоверении, несмотря на наличие категории В.

Однако для тех, кто планирует пересесть с мотоцикла за руль легковушки, имеются некоторые упрощения в получении заветной отметки. Рассмотрим их ниже.

Получение категории A, если есть B

Из каких этапов состоит процесс проставления отметки категории А при имеющейся категории В:

  • проходим обучение;
  • получаем медицинское заключение;
  • подаем заявление в отделение Госавтоинспекции;
  • сдаем экзамен.

Обучение

Проходить обучение для получения категории А советуем одновременно с подготовкой к категории В, так как в этом случае есть некоторые льготы, а именно:

  • сниженный ценник на получение добавочной категории;
  • медицинское заключение будет действовать в обоих случаях;
  • в ГИБДД можно будет сдать теоретический экзамен только по одной категории.

Такие льготы даются и тем владельцам ТС, что решили начать обучение на вождение мотоцикла в течение 90 дней после того, как получили водительские права с категорией В. Если после сдачи на категорию В прошло больше 90 дней, держатель удостоверения будет вынужден еще раз сдавать тестирование и проходить все этапы обучения и теоретической части, и практической.

Сбор документов

Медицинское заключение – необходимый атрибут посещения отделения Госавтоинспекции в целях получения новой категории водительских прав. Сама справка остается актуальной в течение года. Если с момента выдачи водительского документа категории В года еще не прошло, есть возможность использования той же самой справки в целях получения новой категории, главное, чтобы в этом документе имелись все сведения, необходимые для категории А. В других ситуациях повторное прохождение обязательно.

Кроме заключения медицинской комиссии понадобится определенный список документации:

  • гражданский паспорт РФ;
  • документ, подтверждающий прохождение курсов;
  • водительские права;
  • заявление на выдачу дополнительной подкатегории;
  • чек об оплате государственного сбора.

Сдача экзаменов

Как мы уже говорили, если есть заинтересованность в получении отметки категории А, и с момента сдачи экзаменов на категорию В прошло менее 90 дней, это можно будет сделать без прохождения теоретической части тестирования. В иных ситуациях все этапы экзамена должны быть пройдены в полном объеме.

Теория состоит из ответов на вопросы, которые содержатся в билетах. Таких билетов, как правило, 20 штук. Вопросы в билетах содержат сведения касательно «внутренностей» мотоцикла, правил дорожного движения, оказания первой помощи и так далее. Держатели удостоверений, которые имеют обе отметки в правах, говорят о том, что теория у этих категорий почти идентична.

Практическая часть

После того, как теоретическая часть успешно сдается, у граждан появляется возможность пройти практику. Практика, в любом случае, необходима, независимо от того, что она могла быть сдана на категорию В не так давно. Категория А подразумевает сдачу практики исключительно в пределах полигона, без выезда в городские дороги.

Сама практическая часть состоит из 3 частей:

  • разгон с последующим торможением, габаритные полукруг и коридор;
  • езда на мотоцикле с небольшой скоростью, змейка, колейная доска;
  • габаритная восьмерка.

Успешной сдача экзамена может считаться только в той ситуации, когда соискатель при прохождении тестирования получил не более 4 штрафных баллов.

За что возможно начисление штрафных баллов?

  • Водитель наехал на разметку «стоп» либо пересек ее.
  • Свет ближних фар был отключен.
  • Езда со скоростью, превышающей разрешенную, при выполнении упражнения «движение с малой скоростью».
  • При сдаче нормативов водитель прикоснулся к покрытию ногой.
  • Мотор был заглушен без команды инструктора.
  • Водитель тормозит недостаточно мягко и, при этом, блокируются колеса.
  • Наезд либо пересечение линии разметки.
  • После того, как водитель остановил ТС, он не выставил нейтральную передачу.
  • Перед снижением скорости водитель не сигнализировал рукой.
  • Несвоевременная подача сигнала «поворот» и «разворот».
  • Водитель сместил ТС с верной траектории движения.
  • Водитель остановил ТС в 40 или больше сантиметрах от разметки «стоп».
  • Не было переключения передач в процессе вождения.
  • Было допущено прикосновение к конусам.

Если вышеописанные ошибки имели место – необходима повторная сдача нормативов через неделю.

Стоимость

Во сколько обойдется получение еще одной категории вождения? При одновременном прохождении курсов часто делаются послабления. Как правило, для получения такого типа водительских прав могут потребоваться такие суммы:

  • от 12 000 до 25 000 рублей на прохождение курсов;
  • прохождение медкомиссии – от 800 до 1 500 рублей;
  • оплата за сдачу экзамена – от 3 000 до 5 000 рублей;
  • выдача водительских прав (с оплатой государственного сбора) – 2 000 рублей.

После получения категории А водитель получит возможность управления мотоциклом, квадроциклом, мопедом и скутером.

Ответственность

В отсутствие отметки категории А в водительском удостоверении эксплуатация мотоцикла является незаконной. Какие штрафные санкции могут последовать за нарушения такого типа?

  • Задержание мотоцикла и его эвакуация на штрафную стоянку
  • От 5 000 до 15 000 рублей штрафа.

Применение штрафных санкций регламентируется законодательством. В случае вождения мотоцикла «лишенником» сумма штрафа увеличивается до 30 000 рублей. Помимо штрафа в виде денег возможно назначение исправительных работ либо административный арест.

Если подытожить вышеописанное, можно сделать вывод, что сдавать на разные категории может быть выгоднее, чем по отдельности.

Видео


Как получить права на мотоцикл в 2019 году? Необходимый пакет документов и порядок прохождения экзамена

В связи с высокими ценами на транспорт не каждый житель России может позволить себе приобрести автомобиль. Один из вариантов выхода из ситуации – покупка мотоцикла. Он даёт возможность быстро перемещаться по городу, сократить затраты на бензин в сравнении с машиной и избежать пробок на дороге. Но чтобы ездить на таком ТС, необходимы права на мотоцикл.

Процесс обучения в мотошколе состоит из 2 частей – теоретической и практической. В среднем количество занятий равно 12 — 14, где 5 — 6 отведены на практику. После этого собирается пакет документов и назначается дата экзамена. При успешном прохождении тестирования по теоретической базе знаний и правильном осуществлении манёвров претенденту дают права на вождение мотоциклом выбранной категории.

Раньше, чтобы ездить на мопеде или мотоцикле, наличие прав не требовалось. Но сейчас права на мотоцикл – это необходимый документ, который даёт право перемещаться на этом ТС. При его отсутствии водителя ожидает штраф. Получить водительское удостоверение категорий А, А1 и М несложно. Достаточно пройти обучение и успешно сдать экзамен. Но для получения прав на вождение мотоцикла нужно достичь определённого возраста.

Категории водительских прав для вождения мотоцикла

Категории водительских прав определяют, на каком виде транспорта может ездить человек. Касательно мотоциклов выделяют 3 категории – М, А1, А, которые отличаются тем, что дают возможность ездить на ТС с разным весом, объёмом двигателя и вместимостью.

Категория М

До 2013 года такой категории не было. Она была внесена из-за многочисленных аварий на дороге по вине водителей небольших лёгких мотоциклов. Экзамен на вождение таким ТС сдавать было не нужно, получать права также, поэтому нормального контроля над владельцами ГИБДД обеспечить не могли.

Наличие водительского удостоверения категории М позволяет ездить на таких видах транспорта, как:

  • мопеды (трициклы ,мотороллеры);
  • квадрациклы;
  • мокики;
  • скутеры.

Категория А

Наличие категории А позволяет ездить на мотоциклах. К ним выдвигаются такие технические требования:

  • объём двигателя до 125 кубов;
  • масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг (при наличие трёх или четырех колёс).

Разрешается, чтобы была присоединена дополнительная деталь – коляска. В соответствии с ПДД РФ к мотоциклам также относятся 2-колёсные ТС с боковым прицепом.

Категория А1

Категория, которая наиболее распространена среди студентов и подростков. Позволяет ездить на лёгких мотоциклах (обычно это скутеры или ТС, лёгкие по весу). Требования к транспорту такие:

  • объём двигателя от 50 до 125 кубов;
  • максимальная мощность – до 11 кВт.

С какого возраста можно управлять мотоциклом?

Многих интересует, со скольки лет можно сдавать на права на мотоцикл. Именно в этом особенность категорий А1 и М. По законодательству РФ, возрастной ценз имеется, но он значительно ниже, чем у остальных категорий.

Ограничения по возрасту следующие:

  • для категории А1 – с 16 лет;
  • для категории А – с 18 лет;
  • для категории М – с 16 лет.

Процедура получения прав

Тем, кто интересуется, как получить права на мотоцикл, необходимо знать, что изначально проходиться обучение. После чего собирается пакет документов и отводится время на прохождение экзамена.

Важно знать, что помимо обучения следует пройти полное медицинское обследование. Цель врачей – увидеть, можно ли по состоянию здоровья человеку управлять легкомоторным автотранспортом.

К езде на мотоцикле не допускаются люди с такими отклонениями.

  1. Плохое зрение. Если у потенциального водителя острота зрения будет от 0,2 до 0,6 единиц, ему не разрешат управлять ТС. Если будет выявлено, что он видит на 70 — 100 %, к вождению допускается.
  2. Хронические глазные заболевания. Это аберрации, амблиопия, астенопия, англиопатия, астигматизм, блефавит, миопия и т. д.
  3. Явно выраженное косоглазие.
  4. Признаки дальтонизма.
  5. Глаукома глаз.
  6. Ограниченные возможности кругозора (до 20 %), что не позволяет водителю видеть других водителей на дороге.
  7. Деформация черепной коробки.
  8. Инвалидность при отсутствии одной конечности.
  9. Полная или частичная глухота.
  10. Нарушения работы вестибулярного аппарата.
  11. Заболевания сердца.
  12. Бронхиальная астма и другие сопутствующие болезни, которые стремительно развиваются.
  13. Нарушения гинекологических функций.

Особое внимание уделяется психическому состоянию будущего водителя. Не должно быть никаких отклонений, в особенности фобических расстройств. Это может создать аварийную ситуацию на дороге.

После медосмотра человек получает сведение о состоянии здоровья, оформленное согласно приказу Министерства здравоохранения № 302.

Обучение вождению мотоцикла

Это первый шаг к получению водительского удостоверения. Обучение на все 3 категории в принципе сильно не отличается.

Сначала обучают базовым навыкам управления мотоциклом. Изучаются основные технически-необходимые детали ТС (узлы, механизмы, запчасти). Главное – понять, как именно работает мотоцикл и какие есть особенности вождения транспорта при разных категориях.

Управление мотоциклом подразумевает изучение таких аспектов:

  • строения ТС;
  • законодательной базы;
  • предоставления первой медицинской помощи;
  • правильного расположения водителя и других пассажиров на транспорте;
  • бокового зрения;
  • навыков торможения, с использованием заднего и переднего тормоза (вплоть до полной остановки);
  • безопасного старта;
  • вождения одной рукой (основные принципы);
  • быстрого переключения передач;
  • поворотов на мотоцикле на минимальной и максимальной скорости;
  • езды на ТС в чрезвычайных ситуациях;
  • поведения водителя при ДТП;
  • балансировки на крутых поворотах;
  • отработки чувства габаритов выбранного транспортного средства (изучается специальный комплекс упражнений и манёвров);
  • особенностей проездка по мосту и через железные пути;
  • навыков вождения по кольцевому маршруту и т. д.

После этого проходят тестирование (это ещё не экзамен, а учебные проверочные тесты). Если результат будет успешным, ученика допускают к практическим занятиям.

На практике студенты обучаются вышеперечисленному и основным манёврам:

  • проезд «змейкой»;
  • проезд по доске;
  • остановка на линии «стоп» и т.д.

Нацеленность обучения – успешное прохождение экзамена в ГАИ и выработка навыков бесстрашного вождения мотоцикла выбранной категории.

Необходимые документы для получения прав

После того, как курсы окончатся, нужно собрать необходимый пакет документов. Его отправляют в ГИБДД.

Понадобятся такие документы:

  1. Заявление на бланке утверждённой формы. Образец берут в автошколе, на сайте или отделении ГИБДД.
  2. Паспорт с регистрацией.
  3. Чек или квитанция об оплате госпошлины. Её размер равен 2 000 рублей.
  4. Свидетельство о прохождении обучения и его окончании. Подаётся копия вместе с оригиналом.
  5. Медицинская справка. Так же, как и свидетельство, нужны и копия, и оригинал.
  6. Две фотографии размером 3,5 на 4,5 см.

В порядке очереди эти документы регистрируют. Если не окажется никаких проблем (отсутствие какого-то документа, их подделка и прочее), сотрудник ГИБДД назначает место, дату и время проведения экзамена. Учитывается место жительства или регистрации будущего водителя.

Процедура прохождения экзамена

К прохождению экзамена допускаются ученики, которые прошли весь курс обучения и получили медицинское свидетельство, подтверждающее, что их можно допускать к управлению мотоциклом. Экзамен состоит из 2 частей – теоретической и практической. В случае неуспешной сдачи теории к прохождению практической части тестирования человек не допускается, а отправляется на пересдачу.

Теоретическая часть

Состоит из 20 вопросов. Претенденту разрешается сделать максимум 2 ошибки. Сейчас тестирование проходит на компьютерах. В программе есть более 500 вопросов на проверку знаний ПДД, строения транспорта и т. д.

Если же человек сделает больше 2 ошибок, экзамен автоматически прекращается. На это указывает программа, которая автоматически выключается. В таком случае ученик отправляется на пересдачу. Она назначается не раньше, чем через 5 дней после предыдущего тестирования.

Практическая часть

Подразумевает исполнение соответствующего комплекса манёвров. Классический набор состоит из упражнений по маневрированию в ограниченном пространстве. Включает в себя 4 манёвра, из которых экзаменатор выбирает 3. Их перечень:

  1. Габаритная восьмёрка. Задача кандидата – проехать по заданной траектории, не съезжая за её границы. Экзаменатор выставляет 4 конуса, которые человек должен объехать по траектории в виде восьмёрки.
  2. Змейка. Создаётся траектория в виде «змейки» с использованием 3 конусных фигур.
  3. Габаритный коридор. Включает в себя правильное проделывание нейтральной передачи и удерживание ТС в неподвижном состоянии.
  4. Скоростное маневрирование. По мнению учеников, самый сложный манёвр. Делается расстановка из 5 конусов, которые нужно объехать с правой или левой стороны. В процессе претендент проезжает габаритные ворота в количестве 3 штук. Время выполнения этого манёвра составляет 35 секунд и меньше.

Маневрирование исполняется на автоматизированном автодроме или закрытой площадке. Если сдача экзамена прошла успешно, человек получает водительское удостоверение. Выдача прав осуществляется спустя 5 — 7 рабочих дней после предъявления паспорта. Пакет нужных документов передаётся мотошколой в МРЭО.

Во сколько обойдётся получение прав?

Многих водителей интересует, сколько стоят права на мотоцикл в 2019 году. Хотя само транспортное средство не очень дорогое (в сравнении с автомобилем), придётся потратить много денег для получения прав на вождение.

Основные статьи затрат:

Название статьи затратРазмер оплаты
ГоспошлинаВ стоимость также входит получение пластикового водительского удостоверения. Общая стоимость – 2 000 рублей.
Медицинская справкаВ 2019 году в среднем обходится в 1,5 — 2 000 рублей. Если клиника приватная, оплата может быть в 2 раза выше.
Оплата обученияВ зависимости от пакета обучения цена меняется. Многие мотошколы делают заманчивое предложение – заплати немного больше, но сразу получи не только категорию А, но и А1 и М. Это очень удобно для водителей. В среднем цена на обучение составляет 15 — 25 000 рублей. Но в некоторые сезоны или за несколько дней до начала обучения при наличии свободных мест делают скидки (обычно до 30 %), что также позволит сэкономить.
Оплата сдачи экзаменовТеория обходится дешевле. Вместе с практикой цена варьируется от 3 до 5 000 рублей.

Если просуммировать, то получение водительского удостоверения категорий А, А1 и М обойдётся в 25 — 30 тысяч рублей. Это в 2 раза дешевле, чем обучение на вождение автомобилем, где только траты на прохождение теории и практики равны 27 — 40 тысячам рублей.

Итоги

Сдать на право вождения мотоцикла несложно. Это дешевле, чем получение водительского удостоверения на управление автомобилем. Вначале нужно пройти обучение, которое состоит из теоретической и практической части. Продолжительность зависит от выбранного пакета услуг. Дальше собирают необходимый пакет документов, который потом мотошкола отправляет в МРЭО. По окончанию обучения претендента отправляют на экзамен, который также состоит из 2 частей – теории и практики. Важная особенность категорий А1 и М – их можно получить в возрасте 16 лет, в то время, когда А – при совершеннолетии.

Нужны ли права на скутер (мопед) в 2020 году?

Добрый день, уважаемый читатель.

В связи с постоянными изменениями российского законодательства у многих водителей транспортных средств, особенно несовершеннолетних, довольно часто возникает вопрос, нужны ли права на скутер (мопед) в 2020 году, и какое наказание предусмотрено за отсутствие водительского удостоверения.

Тем более что начиная с 5 ноября 2013 года требования к водителям транспортных средств небольшой мощности стали куда более серьезными.

Права на скутер (мопед) в 2020 году

Рассмотрим пункт 1 статья 25 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”:

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):
.

  • категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;

Водительское удостоверение категории М для управления мопедами и скутерами введено начиная с 5 ноября 2013 года.

На первый взгляд кажется, что 5 ноября 2013 года все водители скутеров и мопедов должны были отправиться в ГИБДД для сдачи квалификационного экзамена. Однако на практике все было не так просто. Новые правила выдачи водительских удостоверений были приняты 5 ноября 2014 года. Только начиная с этой даты сознательные водители смогли пройти обучение в автошколе и получить права на скутер.

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что в правила дорожного движения также были внесены соответствующие изменения. А поскольку мопед (скутер) в соответствии с пунктом 1.2 ПДД является механическим транспортным средством, его водитель обязан иметь при себе водительского удостоверения (пункт 2.1 ПДД):

“Мопед” – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

Данное изменение было внесено в ПДД 8 апреля 2014 года. Именно с этой даты водители мопедов и скутеров обязаны иметь при себе водительское удостоверение.

Категория водительских прав для управления мопедом (скутером)

Право управления мопедом или скутером подтверждается водительским удостоверением категории М.

Однако для управления мопедами и скутерами подойдут не только права категории М. Федеральный закон “О БДД” разрешает управление этими транспортными средствами при любой открытой категории прав.

Например, если у Вас есть водительское удостоверение категории B, то оно вполне подойдет для управления скутером.

Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”, глава IV, статья 25, пункт 7:

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории “М”.

Еще одно замечание. Если в таблице на обратной стороне водительского удостоверения в строке с категорией М стоит особая отметка ML, то управление мопедами и скутерами данному водителю запрещено. Указанная отметка означает, что водитель имеет медицинские ограничения к управлению транспортными средствами категории М.

Удостоверение тракториста-машиниста при управлении мопедом (скутером)

Для управления скутерами (мопедами) подходят только российские национальные водительские удостоверения (пункт 7 статьи 25 закона “О БДД”).

При управлении нельзя использовать удостоверение тракториста-машиниста.

Иностранное водительское удостоверение при управлении мопедом (скутером)

Пункт 7 статьи 25 закона “О БДД” позволяет использовать российское национальное удостоверение любой категории для управления скутерами. Однако на иностранные права данное требование не распространяется.

Например, если водитель имеет иностранное водительское удостоверение категории B, он не может управлять мопедами и скутерами на территории России.

Таким образом, иностранные права можно использовать в России для управления мопедом лишь в том случае, если в них открыта категория М.

Штраф за отсутствие прав на скутер (мопед)

Поскольку в настоящее время отсутствие прав на скутер (мопед) является нарушением правил дорожного движения, за него предусмотрен и административный штраф.

Штраф за отсутствие прав на скутер (мопед) составляет 5 000 – 15 000 рублей:

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), –

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Кроме того, водитель будет отстранен от управления двухколесным транспортным средством, а сам мопед (скутер) будет задержан и отправлен на штрафстоянку. Забрать это оттуда сможет только человек, имеющий водительское удостоверение, позволяющее управлять мопедами.

Где и как сдать на права на мотоцикл – куда обращаться и как проходит экзамен

Сдать на права на мотоцикл мечтает каждый, кому по душе двухколесные транспортные средства.

Открыть новую категорию не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Главное — учесть все нюансы и тщательно подготовиться к сдаче экзамена.

Как получить права на мотоцикл

Чтобы получить права на мотоцикл, необходимо отучиться в мотошколе и успешно сдать экзамен в ГИБДД. Прежде чем записываться на занятия, стоит определиться с выбором категории.

Тем, кто по какой-то причине не может или не хочет открывать категорию А, стоит обратить внимание на следующие варианты:

  • Категория А1. Позволяет управлять мототехникой с рабочим объемом мотора не превышающим 125 см 3 и мощностью не более 11 кВ.
  • Категория М. Дает право на управление мопедами и легкими квадрициклами.

При выборе категории стоит отталкиваться от собственных пожеланий и возможностей. Предпочтение лучше отдавать универсальному варианту (категория А), но в некоторых случаях (например, если человек не достиг 18-летнего возраста) стоит обратить внимание на подкатегорию А1.

Сдача практической части

Что касается категории М, то многие считают ее бесполезной. Дело в том, что при получении любого водительского удостоверения (ВУ) она открывается автоматически.

Куда обращаться

Чтобы отучиться на права, необходимо обращаться в специальные учреждения. Мотошкола должна обладать лицензией и положительным заключением Госавтоинспекции. Также лицензии должны быть у всех преподавателей (как показывает практика, во многих учреждениях с этим беда).

При выборе мотошколы необходимо обратить внимание на:

  • количество теоретических и практических часов (чем больше, тем лучше);
  • местоположение площадок, где обучают теории и практике (желательно, чтобы они располагались вместе или в одном районе);
  • наличие или отсутствие организованной сдачи экзамена в ГИБДД;
  • численность учеников, занимающихся на площадке с одним преподавателем (желательно, чтобы оно не превышало двух);
  • наличие экипировки.

Также стоит узнать, предоставляет ли автошкола мотоцикл для сдачи практической части экзамена. Если нет, аренду транспортного средства придется оплатить дополнительно. Обойдется это в 1-2 тысячи рублей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Основные требования

Открыть категорию А можно в 18 лет, а категории А1 и М — в 16 лет. Записаться в мотошколу может ученик более младшего возраста, но к сдаче экзамена он будет допущен после достижения 16 или 18 лет.

Для получения водительского удостоверения необходимо собрать следующие документы:

  • паспорт (используется для подтверждения личности, возраста и регистрации);
  • заключение медиков о состоянии здоровья;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 2 тысяч рублей;
  • фотография 3х4 см (для изготовления ВУ);
  • свидетельство из мотошколы (если учреждение не принимает участие в организации экзамена);
  • ранее полученные права на управление транспортом (если водитель открывает дополнительную категорию).

Подготовительный этап

Подготовка к экзамену занимает от 1,5 до 4 месяцев (во всех школах по-разному). На протяжении этого времени ученик получает теоретические знания и приобретает навыки управления транспортным средством.

Инструктор должен объяснить, как выполнять упражнения в соответствии с регламентом:

  • на каком расстоянии от линий останавливаться;
  • за какое время проезжать ту или иную дистанцию;
  • с какой стороны заезжать на змейку;
  • когда ставить ногу на землю и т. д.

Практика на автодроме

Тому, кто освоит и детально проработает все упражнения, присутствующие в практической части, сдать экзамен будет несложно.

Особенности проведения экзамена

Когда изучение теории и практики подходит к концу, ученик отправляется на экзамен (самостоятельно либо в составе группы от мотошколы). Последний, состоит из двух частей: проверка теоретических знаний и практических навыков. Выезжать в город для получения ВУ не нужно, по крайней мере, на сегодняшний день. К сдаче практической части допускаются лица, успешно сдавшие теорию.

Теоретическая часть экзамена идентична той, что сдается при получении прав категории В. Иными словами, ученику придется ответить на 20 вопросов и допустить не более 2 ошибок. Время испытания ограничено 20 минутами — так как экзамен проходит в тестовой форме, этого более чем достаточно. Если попытка не увенчалась успехом, теорию можно сдать повторно, но только через неделю.

Разметка автодрома для мотоцикла

Те, кто ответил правильно хотя бы на 18 вопросов из 20, могут переходить к сдаче практической части экзамена. Обычно для этого используется транспорт, на котором ученик проходил обучение, либо техника из МРЭО (в последнем случае аренда транспортного средства обойдется примерно в 700-1000 рублей). Сдавать экзамен на собственном мотоцикле запрещено.

Задача практической части — проверить навыки управления транспортным средством. Для этого в программу включены следующие испытания:

  • езда по прямой линии (так называемый габаритный коридор);
  • совершение плавного поворота с указанием направления движения;
  • разгон с места, торможение.

Что касается второй части практического экзамена, то она включает:

  • выполнение упражнения «змейка» (проезд между установленными конусами);
  • движение по колее (вдоль начерченной линии);
  • маневр на минимально возможной скорости (необходимо проехать определенный отрезок пути за 5 секунд);
  • выполнение упражнения «габаритная восьмерка».

Штрафные баллы

Успешная сдача экзамена возможна в том случае, если задания выполняются в соответствии с действующим регламентом. Делать упражнения нужно «чисто», стараясь не допускать ошибок. Любой промах приводит к начислению штрафного балла.

Три штрафных балла начисляются в случае, если:

  • мотоцикл глохнет на старте;
  • взмах рукой осуществляется с запозданием.

Пять штрафных баллов начисляются, если:

  • мотоциклист резко отклоняется от заданной траектории движения;
  • поворот совершается без включенных габаритов;
  • мотоцикл наезжает на стоп-линию и т. д.

Когда количество штрафных баллов достигает пяти, экзамен автоматически считается не сданным. В случае неудачи практику можно пересдать через неделю. Если человек не может сдать экзамен три раза подряд, совершить следующую попытку можно только спустя 30 дней. Тут важно учитывать, что результаты теоретического экзамена действуют в течение трех месяцев. Если человек не успевает сдать практику за это время, все приходится начинать сначала.

В том случае, если теорию и практику получилось сдать, подготовка водителя объявляется законченной. Перечень дальнейших действий включает передачу в ГИБДД пакета документов и ожидание изготовления ВУ. Права выдают в МРЭО в день, когда был сдан экзамен, либо в течение последующих 1-2 дней. Иногда возникают всевозможные накладки (отсутствие бланков прав, поломка оборудования и т. д.), что приводит к выдаче временных водительских удостоверений, которое необходимо обменять на постоянное, в течение 14 дней с момента выдачи.

Таким образом, в получении прав на мотоцикл нет ничего сложного. Главное — пройти обучение и успешно сдать теоретический экзамен. При выборе школы стоит быть предельно внимательным. Отдавать предпочтение нужно тем учреждениям, которые имеют все необходимые лицензии и сопровождают ученика, начиная с момента поступления в школу, заканчивая сдачей экзамена в МРЭО.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Ссылка на основную публикацию