Судебная практика по лишению водительского удостоверения

Как выиграть суд по лишению прав?

После изменений, коснувшихся ГИБДД в 2014 году, водителей интересует вопрос: могут ли лишить прав без суда? Нет, больше у сотрудников ГИБДД нет таких полномочий. Теперь вопросом лишения водительского удостоверения занимается суд. Автолюбителям же предстоит самостоятельно или при помощи адвоката отстаивать свои права в суде.

В каких случаях можно выиграть дело в суде о лишении прав?

Автоюристы, которые специализируются на подобных делах, предоставляют, на первый взгляд, достаточно печальную статистику: судебные разбирательства, проводимые мировым судьей, примерно в 95% случаев приводят к лишению водителя права управления транспортным средством. Но, вышестоящая инстанция часто приходит к оправдательному приговору.

Именно по этой причине автоюристы рекомендуют пользоваться правом на обжалование решения мировых судей в вышестоящей инстанции.

У автолюбителя есть только 10 дней после вынесения вердикта на его обжалование. В течение этого времени требуется получить постановление и направить жалобу в городской либо районный суд.

Водителям представлена возможность защищаться самостоятельно. Для этого достаточно изучить материалы собственного дела, дать оценку доказательной базе и составить стратегию защиты. Останется лишь подготовить нужные документы.

Важными факторами считаются настрой и поведение в ходе судебного разбирательства. Если нет чувства уверенности в самостоятельной защите, то юридическая помощь при лишении водительских прав не помешает. Привлечь автоюриста можно на любом из этапов разбирательства.

Какие нарушения ПДД влекут за собой обязательное изъятие прав, что будет использовано судом?

Немедленно отстранить водителя от управления транспортным средством сотрудники ГИБДД могут, если он находится в состоянии опьянения.

Отстранение производится с обязательным оформлением протокола, который должен отражать следующие данные:

  1. основания для составления;
  2. место, где производится отстранение водителя от управления ТС и дата;
  3. ФИО лица, составлявшего протокол, а также его должность и звание;
  4. конкретную информацию о транспортном средстве и потенциальном нарушителе закона.

Документ составляется в двух экземплярах. На каждом должны стоять подписи сотрудника ГИБДД, составлявшего протокол, двух понятых, а также водителя транспортного средства. Один экземпляр отправится в дело, второй вручается автолюбителю.

Существует ряд рекомендаций, которые стоит соблюсти при составлении протокола:

  • все написанное должно полностью соответствовать реальным событиям;
  • если нужно выразить несогласие с протоколом, достаточно в нем коротко написать: «С вменяемым нарушением не согласен»;
  • не нужно расписывать большие «портянки» о причинах несогласия, все свои доводы стоит предоставить судье на заседании.

Судебная практика по лишению водительских прав показывает, что большинство водителей, к сожалению, считают огромное количество замечаний в протоколе верным шагом на пути к оправдательному приговору. В действительности все произойдет в точности наоборот.

Важно! Судом протокол признается документом, составленным незаинтересованным должностным лицом, поэтому вызывает абсолютное доверие. Оправдания или опровержения, написанные водителем, чаще всего рассматриваются в качестве попытки избежать справедливого наказания.

Комментарии автолюбителя в протоколе будут рассматриваться, только если они выражают согласие с позицией инспектора.

Как правильно подготовиться к судебному заседанию о лишении прав?

В первую очередь требуется выполнить анализ доказательной базы. На руках нужно иметь копию каждого процессуального документа. Помимо этого, требуется взять копии рапорта сотрудника ГИБДД и письменных показаний понятых либо свидетелей, если они имеются.

Необходимо внимательно изучить документы, потому как развалить дело до суда не удастся. Следует точно вспомнить происходящие события, сравнить их с тем, что обозначено документами и письменно отразить все не стыковки. Стоит продумать возможные дополнительные доказательства и изложить их на листах бумаги А4-формата.

Важно! Объяснения должны быть написаны простым языком и излагать суть не стыковок или нарушений законодательства, допущенных в процессе оформления протокола инспектором ГИБДД. По каждому пункту придется предоставить аргументы, подтверждающие невиновность.

Использовать нужно факты, а не эмоции. Бумага составляется в двух экземплярах, один необходим для выступления, второй передается судье. Необходима подготовка письменного ходатайства о приобщении написанных объяснений к материалам дела. Кроме того, требуется составить ходатайства о вызове в суд инспекторов ГИБДД, свидетелей и понятых, участвующих в оформлении протокола.

Также потребуется ходатайство, если существуют дополнительные свидетели, согласные выступить в суде. В интернете можно найти все документы и образцы их заполнения.

Как предоставить оправдывающие факторы?

Ни в коем случае нельзя теряться. Перед тем, как развалить дело о лишении прав, необходимо собраться с мыслями и строго придерживаться избранной стратегии — это залог успеха. Судья будет постоянно задавать вопросы по каждому из документов в деле. Нужно держаться спокойно и стараться с самого начала перехватить инициативу.

Ответы на вопросы должны быть грамотными, все нарушения процессуального порядка следует обосновывать по существу. После указания допущенных инспектором ГИБДД нарушений в составленном протоколе или акте необходимо ходатайствовать об исключении оспоренного документа из доказательной базы. Не нужно торопиться перейти к другим нарушениям. Лучше дождаться, пока суд примет либо отклонит ходатайство.

Не следует «осыпать» протокол большим количеством замечаний или комментариев, опровергающих действия инспектора. Этот документ составлен инспектором при исполнении, поэтому воспринимается судом в качестве доказанного факта. Негативные комментарии отрицательно настроят суд по отношению к автолюбителю и могут быть использованы против него.

Какую стратегию защиты лучше выбрать?

Внешний вид должен вызывать уважение. Недопустимы опоздания на судебные заседания. Многие теряются и не знают, что говорить на суде при лишении прав, поэтому следует брать заранее заготовленную речь. Объяснение нужно приносить в двух экземплярах. Один экземпляр, вместе с ходатайством о приобщении, отдается суду. Обязательно наличие подготовленных документов, письменных принадлежностей, бумаги для записей в ходе заседания.

Самостоятельная защита

Размышляя о том, как выиграть суд по лишению прав, нужно прийти к единственному верному выводу: помимо доказательной базы, немаловажную роль играет поведение. На вопросы нужно отвечать стоя, с уверенной интонацией в голосе. Обращаясь к судье, следует употреблять «Ваша честь» или «Уважаемый суд». Не стоит раньше времени радоваться позитивному настрою судьи. Лучше четко следовать установленной линии защиты.

После начала заседания судья обязан сообщить, какими правами обладает обвиняемый, затем он поинтересуется наличием ходатайств, которые нужно предоставить судье.

После принятия ходатайств настанет время выступить с изложением четкой позиции по существу решаемого вопроса. Здесь каждый сам выбирает – прочитать свои заготовленные объяснения или выступить в свободной форме. Если это первое выступление в суде, то лучше обойтись прочтением.

Нужно быть готовым ответить на вопросы судьи относительно всех материалов дела. При ответах стоит держать себя в руках и говорить максимально спокойно, но уверенно. В ходе объяснений следует постепенно предоставлять суду доказательства собственной невиновности, обращая внимание на совершенные инспектором ГИБДД процессуальные нарушения.

Поскольку обвинитель обычно выстраивает свою позицию, основываясь на показаниях сотрудников автоинспекции, они приглашаются на суд в роли свидетелей.

Важно! Во время допроса следователей со стороны защиты необходимо быть максимально напористым. Стоит обратить внимание суда на каждое нарушение, допущенное инспектором, и не стыковки показаний с материалами в деле.

Список вопросов допрашиваемому свидетелю подготавливается заранее. Их главная цель — разрушить позицию обвинения, выявляя противоречия в показаниях инспектора относительно материалов дела. В этой ситуации нападение — лучший способ защиты.

Нужно быть готовым, что в процессе судебного разбирательства могут вскрыться обстоятельства, ослабляющие линию защиты. Нельзя давать слабину и соглашаться с предложением обвинения пойти на компромисс, признавая себя виновным в обмен на получение смягчения наказания.

Никакого смягчения быть не может, предусмотрено единственное наказание — штраф и лишение ВУ. Если признать вину, судебное разбирательство перейдет к завершению. Но даже в тех случаях, когда вынесен обвинительный приговор, не стоит опускать руки. Нужно обжаловать решение в высшей инстанции в течение десяти дней.

Можно ли выиграть суд самостоятельно или лучше нанять адвоката?

Если подойти к вопросу теоретически, то с подобной защитой может справиться любой образованный граждан страны. Практика же показывает, что далеко не все могут качественно подготовить необходимые документы, выстроить линию защиты и предстать перед судом.

И дело вовсе не в образовании, ведь в сети можно найти всю необходимую информацию. Основная проблема кроется в отсутствии времени и страхе вступить в борьбу с обвинителем самостоятельно. По объективным оценкам, не каждый в состоянии держаться уверенно в суде. Но если есть хоть малейший шанс на победу, а разобраться, как правильно себя защитить в суде не удается, лучше привлечь автоюриста.

Адвокат внимательно проанализирует все документы и обстоятельства с целью выявить допущенные нарушения. Ввиду опыта, ему будет проще найти несоответствия в показаниях инспектора, задать правильные вопросы свидетелям и выстроить линию защиты. Грамотный юрист повысит шанс на победу и поможет остаться с водительским удостоверением.

Верховный суд возвращает водительские права – часть вторая

“Находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения” – не приговор, если решение о привлечении к административной ответственности принято с нарушениями. О типичных ошибках, которые допускают суды нижестоящих инстанций, при рассмотрении дел о лишении прав на управление автомобилем, говорится в решениях Коллегии по административным делам Верховного суда РФ.

ВС, как надзорная инстанция, нередко становится последней надеждой для водителей, лишенных прав за управление автомобилем в нетрезвом виде. Автолюбители или их представители в жалобах указывают на различные нарушения в процессе привлечения к административной ответственности, которые нижестоящие суды игнорируют, а Верховный суд принимает во внимание, что приводит к благополучному для заявителя исходу дела. “Право.ru” продолжает серию публикаций о причинах, по которым ВС может вернуть право на управление автомобилем любителям “нетрезвой езды” (см. “Верховный суд возвращает водительские права”, “Гексорал” – не алкоголь: ВС защитил водителя, оштрафованного за езду в нетрезвом виде”, “Неправильный индекс и ошибка “Почты Росcии” помогли водителю вернуть права в ВС”).

Не та статья

Вечером 25 марта 2014 года инспектор ДПС остановил на 202-м км трассы Омск – Тара Алексея Галашова, который управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. 28 июня 2014 года мировой судья судебного участка № 91 Куйбышевского района города Омска привлек Галашова к ответственности по ч. 4 ст. 12.8 КоАП, с лишением прав на три года и обязанием уплатить штраф в размере 50 000 руб. Эту норму суд применил, так как ранее автолюбитель дважды привлекался к ответственности за вождение в нетрезвом виде: в августе 2011-го его на полтора года лишили прав по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ (невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки), а в сентябре того же года таким же образом наказали уже по ч. 1 ст. 12.8 КоАП (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния).

Попытки обжаловать последнее постановление в районном и областном судах оказались безуспешными, и водитель направил жалобу в ВС РФ (дело № 50-АД15-3).

Второго ноября текущего года ее рассмотрел судья Коллегии по административным делам Сергей Никифоров, который заметил нестыковку: на момент составления протокола у Галашова в принципе не было водительского удостоверения, сотруднику ДПС, как следует из протокола, он предъявлял паспорт. Согласно информации ОГИБДД МВД России “Тарский” и базы данных АИПС “Водитель”, срок действия водительских прав заявителя истек 6 ноября 2013 года, а новые он получил только 29 августа 2014-го. Это значит, что 25 марта прошлого года мужчина одновременно находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения и являлся лицом, утратившим право управления транспортными средствами на основании ч. 1 ст. 28 закона “О безопасности дорожного движения” (истечение срока действия водительского удостоверения). Как указано в постановлении ВС, эти деяния подпадают под санкции ч. 3 ст. 12.8 КоАП (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния), а не ч. 4 той же статьи (повторное совершение нарушений, упомянутых в ч. 1 и 2, в старой редакции), как посчитали суды нижестоящих инстанций.

“Однако, поскольку санкцией ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 4 ст. 12.8 данного Кодекса, переквалификация действий Галашова в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо”, – сказано в постановлении ВС, которым предыдущие акты по делу были отменены, а производство по нему прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.8 КоАП.

Когда водителя “забыли” попросить подышать в трубочку

Житель Нанайского района Хабаровского края Дмитрий Сахно 12 мая этого года также был привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ с лишением на три года права управлять транспортным средством и штрафом в 50 000 руб. Основанием для этого стало совершенное им повторное нарушение – 22 февраля 2015 года мужчина находился за рулем нетрезвым. Оспорить постановление мирового судьи судебного участка № 59 Нанайского района в апелляционном и кассационном порядке он не смог, что и стало причиной обращения в ВС РФ (дело № 58-АД15-5).

Судья Никифоров с выводами коллег из нижестоящих инстанций не согласился. Он напомнил, что надлежащими доказательствами состояния опьянения водителя по делу о нарушении, предусмотренном ст. 12.8 КоАП РФ, являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 года № 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ”).

В материалах дела Сахно зафиксировано: сотрудники ДПС пришли к выводу, что тот нетрезв из-за “поведения, не соответствующего обстановке”, поскольку алкотестер никаких отклонений от нормы не показал. Чтобы понять, пьян водитель или нет, его направили на медицинское освидетельствование, которое подтвердило наличие алкоголя в крови. Однако судья Коллегии по административным делам ВС, ознакомившись с актом медосвидетельствования, счел, что он составлен с нарушениями Инструкции по проведению медосвидетельствования. В пп. 11 и 12 этого документа сказано, что сначала врач должен провести “исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь”. Если результаты отрицательные, а клинические признаки опьянения присутствуют, “отбирается проба биологического объекта для направления на химико-токсикологическое исследование”.

Однако Сахно не проверили алкотестером, а сразу направили на анализ крови, который и показал опьянение. “Таким образом, порядок проведения медицинского освидетельствования в отношении Сахно был нарушен, действия медицинского работника по отбору пробы биологического объекта без исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь не соответствуют положениям Инструкции”, – сказано в постановлении ВС от 6 ноября 2015 года, которое отменило акты судов нижестоящих инстанций. Производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.

Из-за нарушения инструкции при проведении медосвидетельствования ВС 9 ноября 2015 года отменил и акты, вынесенные в отношении туапсинца Игоря Матвеенко (дело № 18-АД15-34), привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП. В его случае исследование выдыхаемого воздуха проводилось при помощи алкотестера, который показал превышение допустимой нормы, но с нарушением п. 16 инструкции, в котором сказано, что пробы нужно отбирать дважды, с интервалом в 20 минут. Но Матвеенко попросили “подышать в трубочку” лишь один раз.

Предположения недопустимы

Николай Савелов постановлением мирового судьи участка № 3 Ершовского района Саратовской области от 17 марта 2015 года был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. За совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения его на два года лишили прав управления транспортными средствами и оштрафовали на 30 000 руб. Ершовский райсуд и Саратовский облсуд оставили решение без изменения. Савелов обратился в ВС РФ с жалобой, в которой просил отменить вынесенные в отношении него судебные акты как незаконные (дело № 32-АД15-8).

Судья Коллегии по административным делам Никифоров при исследовании материалов дела снова нашел нарушения в акте медосвидетельствования. Примечанием к ст. 12.8 КоАП (внесено законом № 196-ФЗ, вступившим в силу 1 сентября 2013 года) установлено, что концентрация паров этилового спирта не должна превышать 0,16 мг (или 0,16 промилле) на один литр выдыхаемого воздуха.

Согласно акту медицинского освидетельствования Савелова от 25 августа 2014 года, концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе нормы не превышала. Но, так как исследование проводилось почти через 12 часов после совершения ДТП, эксперт сделал вывод, что, вероятно, на момент аварии “концентрация алкоголя могла составить примерно 2,0 промилле” (об этом говорится в решении Ершовского райсуда). В заключении судмедэкспертизы сказано, что алкоголь в организме человека подвергается окислению и выведению в соответствии с правилом Видмарка со средней скоростью 0,15 промилле в час, это и позволило медработнику предположить, что за рулем водитель был нетрезв. Несмотря на показания свидетелей, которые утверждали, что Савелов в тот день не пил, суды все же прислушались к теории эксперта.

ВС с этим не согласился и отменил ранее вынесенные постановления. Производство по делу было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На тех же основаниях ВС прекратил и производство по делу Петра Елисейкина (дело № 4-АД15-8), на два года лишенного прав на основании п. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. При измерении во время медосвидетельствования концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе с интервалом в 20 минут алкотестер показал сначала 0,18 мг/л, а потом 0,15 мг/л (нижний допустимый предел 0,16 мг/л). Судья Владимир Меркулов в своем постановлении указал, что в силу ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности предполагаемого нарушителя должны быть истолкованы в его пользу. Поэтому ВС счел верным повторный результат измерения в 0,15 промилле и не нашел оснований для лишения Елисейкина прав.

У Сергея Ягодина, которому также было назначено административное наказание по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (дело № 67-АД15-10) при проведении освидетельствования алкотестер показал 0,16 промилле. “Следовательно, в рассматриваемом деле факт управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, не установлен”, – указал в своем постановлении ВС, отменяя предыдущие акты и прекращая производство по делу.

Срок суда по лишению водительских прав

Многие водители могут столкнуться с ситуацией на дороге, при которой им может грозить лишение права на вождение транспортным средством. Эта санкция является одной из крайних мер при наказании водителей. Если удостоверение уже собираются забрать, нужно знать, как проходит суд по лишению водительских прав и что делать в такой ситуации.

Изменения в законе

В связи с изменениями в административном законодательстве в 2013 году проводить процедуру лишения водительских прав уполномочены лишь органы судебной власти. Ранее сотрудники органов ГИБДД были вправе изъять удостоверение у водителя прямо на месте происшествия. Теперь инспектора могут лишь проверить документы, а права остаются у владельца до решения суда. Чтобы лишить человека права вождения транспортным средством, сотруднику нужно:

  • задержать правонарушителя;
  • составить протокол про правонарушение;
  • собрать доказательства (показания, фото, видео);
  • передать собранные бумаги в суд на рассмотрение.

За что могут лишить прав на управление ТС

Законодательство выделяет десять видов правонарушений, за которые водитель будет лишен права на вождение транспортным средством:

  • управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • при отказе проходить медицинское освидетельствование степени опьянения;
  • проезд по полосе встречного движения;
  • проезд по дороге с односторонним движением в обратном направлении;
  • движение с фальсифицированными номерными знаками или без них;
  • езда со специальными знаками и устройствами, на которые у водителя нет разрешения;
  • превышение допустимой скорости на незаконных основаниях;
  • перевозка грузов с повышенной опасностью с нарушением законодательства;
  • остановка транспорта на железнодорожных переездах;
  • если водитель скрылся с места произошедшего ДТП;
  • водитель при ДТП нанес легкие повреждения здоровью;
  • водитель при ДТП нанес средние повреждения.

Порядок рассмотрения дела в суде

В отдельных случаях срок суда по лишению прав может колебаться. После направления сотрудником ГИБДД всех собранных документов в суд, там в течение 15-дневного срока рассматривается протокол, написанный инспектором. Далее, водитель получает повестку про вызов на заседание суда.

Если повестки нет, значит она могла еще просто не дойти. Не рекомендуется избегать посещения заседания. На рассмотрении есть шанс доказать свою невиновность.

Место проведения суда. Рассмотрение дела обычно проходит в мировых судах. Выбирается суд, который ближе всего располагается к месту составления протокола.

Водитель имеет право изменить место проведения. Для этого нужно подать ходатайство или указать изъявленное желание в протоколе на месте происшествия.

Как узнать, когда суд по лишению прав? Если вы не получили повестку, узнать время и дату проведения процесса можно в органах ГИБДД или на официальном сайте Госавтоинспекции.

Рассмотрение дела и судебный процесс. После получения судьей протокола он назначает время и дату проведения суда. Далее водителю направляется повестка про явку на судебное заседание.

Водитель имеет право ознакамливаться со всеми материалами по данному делу. Это требуется для того, чтобы знать, что говорить в суде при лишении прав.

После начала процесса судья узнает, есть ли у водителя ходатайства или заявления. При любом нарушении закона во время составления документов или рассмотрения дела, такие доказательства можно легко обжаловать. Даже если это ни к чему не привело и права изъяли, можно обжаловать само решение суда при наличии доказательств.

Обязательно ли идти в суд

Никаких штрафов за неявку на судебное разбирательство законом не предусмотрено. Водитель может не прийти в суд по направленной ему повестке. Но в таком случае владелец водительского удостоверения теряет возможность выступить с доказательствами своей невиновности и предотвратить изъятие прав.

Когда обвиняемый не является в суд, решение по делу выносится на основе тех доказательств, которые предоставляет судье инспектор. А в таком случае исход проведенного заседания уже будет ясен сразу – однозначное лишение водительских прав.

При рассмотрении дела на решение суда могут повлиять:

  • стаж водителя;
  • сведения про нарушение и составление протокола;
  • признание своей вины;
  • отсутствие или наличие других, ранее совершенных, правонарушений;
  • фото- и видеофиксация происшествия.

Как узнать решение суда

Будет ли вынесено постановление суда по лишению водительского удостоверения водитель может узнать несколькими способами:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Разберемся как проходит суд по лишению водительских прав

Остаться без прав – страшный сон каждого водителя. Но ситуации бывают разные, и «страшные сны» могут воплощаться в действительность. По современным законам РФ лишить водительского удостоверения (ВУ) может только суд. Как это происходит, подробно разберем в данном материале.

Посмотрим на все этапы этого неприятного процесса, и, главное, на возможности что-либо изменить. Узнаем, что можно предпринять, а параллельно укажем на последствия, если нарушитель не будет предпринимать никаких действий, а станет просто ждать.

Какие нарушения ПДД рассматривает суд?

Этот перечень регламентирован нормативными актами, и может варьироваться в зависимости от различных факторов. Однако в контексте нашего разбирательства, интересуют случаи, когда наказание подразумевает лишение ВУ, а этот список строго ограничен гл.12 КоАП РФ.

Основные (по серьезности наказания) нарушения:

  • Управление ТС без номеров, регистрации и пр.
  • Не предоставление преимущества авто со спецсигналом.
  • Нарушение при пересечении железнодорожного переезда.
  • Значительное превышение скоростного режима.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Нарушения при перевозке организованных групп детей.
  • Поддельные спецсигналы.
  • Незаконное оставление места ДТП.
  • Езда в нетрезвом состоянии, в т.ч. отказ от освидетельствования.

При этом, отдельные наказания существуют за повторные нарушения, а внутри указанных, причины могут быть разной степени ответственности (например, при превышении на 60 или 80 км/ч).

Важно понимать, что приостановка права на управление ТС, в соответствии со ст. 17.17 КоАП РФ, может быть назначена в рамках исполнительного производства, к примеру, при неуплате алиментов. Однако это отдельный процесс, в данной статье не рассматриваемый.

Если в первом случае есть вероятность «обойтись штрафом», то во втором такой вариант невозможен, и добиваться нужно полного признания невиновности.

Какой суд лишает водительских прав?

Процедура лишения прав довольно длительна, и состоит из разных этапов, различных служб и ведомств. Мы во всех подробностях рассматривали процесс, связанный с управлением в нетрезвом состоянии – желающие могут ознакомиться со статьей здесь.

Рассмотрением дела занимается мировой судья, апелляцией – апелляционный (об этом подробнее далее). Дело направляется в суд, расположенный по месту совершения правонарушения (ст. 29.5 КоАП РФ). При этом часть первая этой же статьи дает право нарушителю подать ходатайство, чтобы дело рассматривалось по месту его жительства.

Подать ходатайство можно не только в суде. Статья 25.1 КоАП допускает подачу ходатайства лицом, в отношении которого осуществляется производство по административному нарушению, непосредственно в момент фиксации такого нарушения. То есть, водитель вправе требовать, чтобы его желание рассмотрения дела по месту жительства было внесено в протокол сотрудником ГИБДД.

Через сколько будет суд и сколько он длится?

Предоставим максимальную продолжительность процесса, понимая, что каждый из этапов может занимать меньше времени:

  1. Составление протокола – на месте.
  2. Передача материалов в суд – 3 суток.
  3. Открытие дела – 10 суток.
  4. Вынесение решения – 2-3 месяца.

Если решение будет обжаловано, то срок будет пролонгирован на апелляционные мероприятия.

Как проходит мировой суд по лишению прав?

Каждое дело уникально, но можно выделить и общие этапы, а значит и общие для всех возможности. Рассматривать последовательность будем после фиксации правонарушения, т.е. подразумевая, что нарушение уже совершено, а протокол ДПС составлен.

Шаг 1. Направление протокола и доказательств в суд

Часть 1 статьи 28.28 КоАП подразумевает передачу сотрудником ГИБДД материалов в суд в течение трех дней с момента фиксации правонарушения. Вместе с протоколом передаются все документы, имеющие отношение к делу:

  • свидетельские показания;
  • медицинские освидетельствования;
  • фото или видео материалы;
  • т.п.

Шаг 2. Рассмотрение протокола

Рассмотрение дела судьей – вынесение Постановления – осуществляется в течение двух месяцев с момента получения протокола (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП). Существует возможность продлить рассмотрение в сложных случаях, но не более чем еще на месяц (ч. 2 той же статьи). Продление может быть инициировано, как судом, так и сторонами процесса.

Шаг 3. Повестка в суд

После назначения даты заседания, водитель, в отношении которого ведется административное дело, вызывается на судебное заседание повесткой. Отправка повестки осуществляется через почту.

Следующее, что необходимо точно понимать: работа почты (в данном случае – факт доставки повестки) не влияет на проведение процесса. Если водитель по какой-то причине не получит сообщение о дате и месте проведения заседания, суд может состояться без его присутствия. Это в подавляющем большинстве случаев лишает возможности защиты, и приводит к негативному решению – лишению прав.

Если водитель прибегнет к помощи юриста по лишению водительских прав, он поможет выяснить все обстоятельства дела, в т.ч. и время проведения судебного процесса.

Шаг 4. Судебное заседание по административному делу

Любой суд – сложный и многогранный процесс. Вынесение решения по административному правонарушению происходит по совокупности различных факторов, имеющих как прямое, так и опосредованное отношение к произошедшему.

Например, на решение суда о лишении часто влияют такие общие данные, как:

  • Водительский стаж.
  • Частота предыдущих нарушение ПДД.
  • Чистосердечное признание.

Очень важным является соблюдение процессуальных норм при фиксации правонарушения. Именно на их несоблюдении удается выиграть множество дел, связанных с лишением прав. Выявить и зафиксировать нарушения сможет профессиональный автоюрист.

Что говорить в мировом суде при лишении прав?

В ходе заседания не стоит вести себя вызывающе или препятствовать проведению суда. Одновременно нужно знать и уметь защищать свои права:

  • Ознакомление со всеми материалами дела.
  • Оповещение судьей водителя обо всех имеющихся у него правах и обязанностях в рамках производства.
  • Ходатайствовать о привлечении своих свидетелей, доказательств, пояснений.

Ходатайства подаются в письменном виде. В ходе заседания водитель будет опрошен устно. В качестве свидетеля обвинения, в большинстве случаев, будет выступать сотрудник ДПС, оформивший протокол. Не нужно проявлять агрессии по отношению к нему или судье, это чревато дополнительными проблемами. Отвечать на вопросы нужно четко, чтобы формулировки не предполагали двоякого толкования.

Адвокат, защищающий водителя, сможет подготовить его к заседанию, а, в случае необходимости, и представлять его интересы полностью.

Шаг 5. Вынесение постановления суда о лишении прав

В данном случае судебное решение фиксируется в постановлении. Взвесив все имеющиеся факты и доказательства, судья принимает решение о наказании (или его отсутствии), которое и фиксируется в данном документе.

Форма постановления о лишении ВУ четко установлена законодательно. На основании норм ст. 198 ГПК РФ, документ состоит из четырех основных частей: вводной, описательной, мотивировочной и заключающей (резолютивной) частей. Рассмотрим каждую подробно на примере.

Вводная и описательные части

Часто вводную часть называют просто «шапкой». Именно в ней указывается номер дела, место проведения заседания, стороны, судья и его помощники (если привлекались к заседанию). В описательной части указывается суть дела – претензии сторон, статья КоАП, по которой происходит рассмотрение.

Выглядят эти части постановления примерно так:

В данной части указываются все обстоятельства, выявленные судом, выводы и нормативные основания, на которых они сделаны, доказательства и пр.

В рассматриваемом нами примере эта часть выглядит так:

Здесь указывается суть постановления – удовлетворение иска или отказ, сроки обжалования, другая необходимая информация. Продолжая выше начатый пример, эта часть выглядит следующим образом:

Видно, что в нашем примере все закончилось хорошо для водителя, однако без квалифицированной помощи подобные дела могут не иметь столь положительной развязки.

Шаг 6. Когда вступает в силу постановление?

На обжалование постановления дается 10 дней. В течение этого времени водитель, лишенный ВУ, может подать апелляцию. Если этого не сделать, решение вступает в силу через 10 дней с момента вынесения постановления.

Шаг 7. Сдача ВУ на хранение

Обязательным шагом, в случае вступления постановления о лишении ВУ в силу, является сдача прав на хранение в ГИБДД. Сделать это необходимо в течение 3-х дней.

Чем чреват отказ сдать ВУ? Во-первых, без этого не начнется отсчитываться срок лишения прав – его отсчет будет приостановлен. Во-вторых, за езду с таким удостоверением ответственность может быть еще более серьезной.

Можно ли обжаловать и как оспорить лишение прав в суде?

Право обжаловать постановление суда дает ст. 30.1 КоАП РФ. Срок обжалования 10 дней с момента вынесения постановления. Заявление об этом подается в вышестоящий суд.

Важно понимать, что подать апелляцию может любая из сторон процесса, в т.ч. должностное лицо, зафиксировавшее правонарушение, если результат не удовлетворяет.

Что будет, если не пришел на суд?

Законы, в данном случае, не приписывают каких-либо санкций за неявку в суд. Проблема в том, что рассмотрение произойдет без водителя, и решение будет предопределено, и не в пользу нарушителя. Тем не менее такое возможно и не является противозаконным.

В случае если водитель не явился на суд необходимо получить свою копию постановления. Без этого процесс возвращения прав может быть затруднен. Получить копию постановления можно разными способами:

  • Непосредственно в канцелярии суда (если водитель участвовал в заседании – после заседания).
  • На сайте конкретного суда.

Однако, чтобы воспользоваться онлайн-возможностями, необходимо иметь номер дела – именно по нему происходит поиск.

Как узнать номер постановления?

Для этого нужно воспользоваться официальным сайтом ГИБДД. Выполните ряд простых действий:

  1. Перейдите на сайт гибдд.рф.
  2. В верхней части кликните по пункту «Сервисы».
  3. Следующий шаг – пункт «Проверка водителя», кликните по нему.
  4. Введите параметры водительского удостоверения на открывшейся странице. Нажмите «Запросить проверку».

Если судебные постановления, связанные с данным водительским удостоверением, существуют, они будут выведены на экран. Соответственно, можно использовать указанный номер, чтобы воспользоваться сайтом «Правосудие».

Онлайн проверка судебного решения

Имея номер постановления, узнать его содержание (в допустимых законодательством пределах) можно онлайн. Для этого:

  1. Перейдите на сайт «Правосудие».
  2. Выберите раздел «Мировые судьи».
  3. На открывшейся странице кликните «Поиск дела».
  4. Выберите субъект федерации и номер дела.
  5. Нажмите кнопку «Найти».

Внимательно надо вводить номер дела. Оно может быть указано (известно) в формате «AA/Б – ВВВВ», где АА – номер участка мирового судьи, а Б и В – цифровой идентификатор. Однако в поиск номер вводится в виде «Б-ВВВВ/год открытия дела». К примеру, при номере дела 55/1-1234, открытого в 2015 году, вводить требуется 1-1234/2015.

Судебная практика по лишению удостоверения

Мы не будем погружать читателя в дебри судебной практики. Обратим лишь внимание, что выиграть подобные процессы чаще всего удается благодаря тщательной и детальной проверки действий сотрудника ДПС, фиксировавшего нарушение. Так ли составлен протокол? Правильно ли привлечены понятые? Так ли указаны детали? Эти и тысячи других моментов часто позволяют добиться в суде отмены обвинений.

На самом процессе водитель должен вести себя соответствующе, грамотно и квалифицированно предъявляя аргументы и доказательства. Постановление, с которым не согласен, должен оспорить, верно оформив заявление, предоставив документы, проведя новый процесс.

Может ли сделать все вышеописанное (и многое из неуказанного) неподготовленный человек? Ответ очевиден. Значительно больше шансов на успех у профессионала. Нанять адвоката по автомобильным делам, значит увеличить вероятность остаться с правами в разы. При этом, первая консультация, по которой можно определить саму возможность / необходимость сотрудничества, можно получить совершенно бесплатно. Для этого достаточно задать свой вопрос через форму, указанную под статьей.

Как вести себя и что говорить на суде по лишению водительских прав?

​Систематические нарушения ПДД, вождение в пьяном виде в скором времени приведут к заслуженному наказанию. Наиболее строгой мерой в этом отношении стало лишение водительских прав. Остаться без них на 3 года никому не хочется. Но если такое произошло, нужно знать правила поведения на судебном заседании по лишению прав.

Изменения в законодательстве

Начиная с 2013 года, в Административном кодексе проведены корректировки и изменения на соответствие с Федеральным законом 196-ФЗ. Вопрос касается лишения и возврата водительских прав.

Только суд может лишить владельца автомобиля водительского удостоверения. Независимо от степени вины, документы находятся у водителя до решения судьи. Инспектор ГИБДД может только проверить документы.

До этого времени сотрудники Госавтоинспекции составляли протокол, забирали права, а вместо них выдавали временное разрешение. Эта процедура проводилась на месте задержания на дороге.

Сейчас досудебные действия проводятся в таком порядке:

  1. Сотрудник задерживает водителя, нарушившего ПДД.
  2. Составляет протокол о нарушении.
  3. Собирает пакет доказательств – видеозаписи, фотографии, показания свидетелей.
  4. Документы отправляют в суд.

К протоколу инспектор прикладывает все аргументы вины:

  • медицинское освидетельствование;
  • справка о ДТП;
  • схема машин на дороге;
  • видео или фотоснимки нарушения Правил;
  • показания свидетелей.

За что лишают прав в 2020 году

К лишению прав водителя могут привести многие нарушения, которые подробно описаны в Административном кодексе России в главе 12:

  1. вождение автомобиля в нетрезвом виде;
  2. движение с поддельными госномерами или без них;
  3. езда по дороге с односторонним движением навстречу потоку;
  4. езда по «встречке»;
  5. отказ от медосвидетельствования для выявления степени опьянения;
  6. движение на машине с нелегальными спецзнаками или сигнальными устройствами;
  7. превышение скорости выше установленного норматива;
  8. транспортировка опасных грузов с нарушением закона;
  9. скрытие с места дорожного происшествия;
  10. остановка на железнодорожном переезде;
  11. ДТП с легкой или средней степенью тяжести повреждений потерпевшему.

Если при неправильной перевозке опасного груза автовладельцу можно надеяться на штраф, то при пьянке за рулем права наверняка заберут.

Как рассматривается дело в суде

Инспектор отправляет все собранные материалы в суд вместе с протоколом. Он рассматривается в течение 15 суток, затем водителю направляется повестка. Если вам не пришла повестка, это не значит, что на суд можно не ходить. Ведь с протоколом о нарушении вас ознакомил инспектор ГИБДД, а повестка просто могла затеряться на почте. На суд вас никто не заставляет идти, но вы теряете шанс обжаловать решение судьи.

Чтобы этого не случилось, сами узнайте, когда будет проходить суд. Для этого обратитесь в ГИБДД или посетите ее портал в Интернете, указав данные водительских прав в строке поиска.

Где проводится судебное заседание

Дела о лишении прав водителей чаще всего рассматриваются в мировых судах. Протокол отправляют в суд, который находится ближе к месту ДТП или нарушения ПДД. Но водитель может ходатайствовать о переносе заседания по месту прописки. Такую просьбу можно указать в протоколе, оформленном сотрудником Госавтоинспекции на месте задержания. Кроме того, можно подать заявление в суд с аналогичной просьбой.

Судебный процесс по делу

После поступления всех документов, мировой судья начинает работать над ними. Он определяет время и дату проведения разбирательства, уведомляет об этом водителя путем почтовой повестки. Водитель в процессе рассмотрения может изучать материалы и документы, предоставлять в суде доказательства и объяснения. На судебном заседании нужно правильно себя вести.

Вначале судья должен разъяснить права, узнать, есть ли ходатайства. Если водитель принес с собой объяснение, то необходимо ходатайствовать о приобщении документа к делу. Затем нужно устно рассказать свое отношение к делу и все обстоятельства. Судья может задать вопросы, относящиеся к делу.

Если в документах или действиях сотрудников ГИБДД вы заметили нарушения закона, обратите на это внимание судьи.

Обычно в суде свидетелем является инспектор ГИБДД, составлявший протокол. Нужно противостоять ему, добиваться разъяснения пунктов, выявлять нарушения, но не оправдывать себя. Если были выявлены нарушения в составлении документов, подайте ходатайство, чтобы их исключили из дела. Если документов не хватает, запросите о приобщении их к материалам, и просите суд перенести заседание.

Если судья отказывает, то можно обжаловать его действия. На окончательном этапе можно просить суд о приглашении свидетелей и понятых, если они есть. Если решено лишить вас прав, то это можно обжаловать. При недостаточности доказательств дело могут прекратить, а права останутся у вас.

Нужно ли присутствовать на суде

Что, если водитель не придет в суд по делу о лишении прав? Это не является нарушением закона, он не обязан присутствовать в суде. Судья рассмотрит дело самостоятельно. Однако, не все автовладельцы знают, что при неявке на судебное заседание они лишаются возможности обжаловать решение и доказать отсутствие вины. Судья примет решение по имеющимся документам, которые поступили от инспектора ГИБДД. О результате можно легко догадаться.

Если автовладелец придет на суд с доказательствами, то разбирательство по делу можно изменить в свою сторону.

Решение будет зависеть от следующих факторов:

  • Данные о нарушениях инспектора при составлении протокола во время задержания.
  • Стаж вождения.
  • Признание виновности.
  • Положительная характеристика по вождению, отсутствие прошлых нарушений.
  • Фотоснимки, видеозаписи с места ДТП.

Как узнать решение судьи

Автовладельцы, не присутствовавшие на суде, могут ознакомиться с решением разными способами:

  1. В отделении ГИБДД, прибыв лично с паспортом.
  2. Отправив письмо в ГИБДД.
  3. На посту ДПС.
  4. В суде, обратившись в канцелярию.
  5. Во всемирной сети на сайтах Госуслуг, судебных приставов или Госавтоинспекции.

Иногда уведомления о решении поступают на электронную почту автовладельца. Если будет решено не лишать прав управления в связи со смягчающими обстоятельствами, то будет наложен штраф. Тогда водителю по почте придет «письмо счастья» для оплаты штрафной санкции.

Если водитель, которого лишили прав, будет ездить на автомобиле более 10 суток после вынесения постановления, то Госавтоинспекция может наложить за это штраф, остановив на дороге.

Сумма штрафа в 2020 году установлена в размере 30 тысяч рублей. В качестве альтернативы может быть использован арест на 15 суток, либо обязательные работы от 100 до 200 часов. Эти меры описаны в Административном кодексе РФ ст. 12.7.

Срок давности

В законах России имеется информация, относящаяся к сроку давности по нарушениям Правил дорожного движения. Если документы из Госавтоинспекции своевременно не были отправлены в суд, либо он вовремя не принял решение, то дело закрывается. Срок давности, указанный в КоАП статье 4.5, составляет 1 год.

Иногда нарушители стараются специально отложить рассмотрение дела, не получая повестку. Но обычно судья в таких случаях принимает решение самостоятельно.

Вступление решения в силу

Срок, когда решение суда вступит в силу, установлен Административным кодексом ст. 31.1 и равен 10 суткам с даты Постановления. Но это действует, если водителем не подана жалоба.

Водитель должен сдать права в течение 3 суток со вступления в силу постановления судьи. Срок лишения будет считаться с момента сдачи прав.

Права находятся на хранении в Госавтоинспекции не более 3 лет. Если за это время водитель не забрал их, то документ уничтожается. После этого придется получать новое удостоверение, сдавая экзамены.

Можно ли выиграть суд и оставить права

Это возможно, если инспектор ГИБДД грубо нарушил составление документов:

  1. Нет понятых.
  2. Протокол составлен с ошибками.
  3. Нет подписи водителя о разъяснении статьи 51 Конституции России.
  4. Виновника не ознакомили с правилами медосвидетельствования.

Если на самом деле вины нет, то вину признавать не нужно. Также можно подать ходатайство, чтобы рассмотрение дела перенесли на другой день. Это потребуется для сбора дополнительных доказательств, а также обращения за услугами адвоката.

Обжалование решения

В течение 10 суток после вынесения решения судьей водитель может оспорить его, подав соответствующую жалобу. Для повышения вероятности на положительный итог, нужно обратиться к услугам юриста и собрать аргументы в свою пользу, которые могли оказать влияние на управление машиной.

К ним относятся:

  • Неработающий светофор.
  • Некачественное покрытие дороги.
  • Нет знаков предупреждения об опасности.
  • В гололед дорога не была обработана реагентами.
  • Рабочие не соблюдали обязанности на дороге.
  • Другие факторы.

Если найти несколько оправдывающих аргументов в свою пользу, то есть вероятность уменьшить срок лишения прав или ограничиться штрафом. Каждый водитель должен знать, что ездить пьяным за рулем запрещено. Тогда никто не будет лишать прав. Если это касается других нарушений, обстоятельства зависят от многих факторов. При отсутствии вины нужно смело действовать и защищаться в суде, как описано выше в обзоре. Невиновный водитель не должен быть наказан.

Судебная практика по лишению водительского удостоверения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Постановление Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. N 46-АД17-2 Состоявшиеся судебные акты о привлечении общества к административной ответственности за допуск к управлению транспортным средством водителя, лишенного указанного права, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены оспариваемые судебные решения

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,

рассмотрев жалобу защитника ООО «Кировский комбинат школьного питания» Куракиной И.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ОГИБДЦ УМВД России по г. Самаре от 8 декабря 2015 года № . решение судьи Кировского районного суда г. Самара от 28 декабря 2015 года, решение судьи Самарского областного суда от 17 марта 2016 года и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 30 мая 2016 года, вынесенные в отношении ООО «Кировский комбинат школьного питания» (далее – общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением начальника ОГИБДД УМВД России по г. Самаре № . от 8 декабря 2015 года общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 16).

Решением судьи Кировского районного суда г. Самара от 28 декабря 2015 года, решением судьи Самарского областного суда от 17 марта 2016 года и постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 30 мая 2016 года постановление должностного лица ГИБДД оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник общества Куракина И.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, 2 декабря 2015 года должностным лицом ГИБДД в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 15).

Согласно данному протоколу 16 ноября 2015 года в 08:00 часов по адресу: г. Самара, пр. К. Маркса, 412, общество допустило к управлению транспортным средством . государственный регистрационный знак . Головинского А.В., не имеющего права управления транспортными средствами (постановлением суда по делу об административном правонарушении № . от 30 сентября 2014 года Головинский А.В. лишен права управления транспортными средствами).

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом ГИБДД в отношении общества постановления о назначении административного наказания по статье 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебными инстанциями данное постановление оставлено без изменения.

С такими решениями согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

В силу пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории.

В соответствии со статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

В ходе производства по делу защитники общества указывали на отсутствие в действиях общества вины, заявляя, что при приеме на работу Головинский А.В. представил водительское удостоверение, сведений о том, что он ранее был лишен права управления транспортными средствами, общество не имело.

Данный довод заслуживает внимания, однако не был должным образом проверен в ходе производства по делу.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется умышленной формой вины.

Согласно статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, в числе прочих документов, перечисленных в данной норме, предъявляет работодателю документ об образовании, о квалификации или о наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учетом специфики работы указанным Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Работа водителя предусматривает наличие у работника специальных знаний и навыков управления транспортным средством соответствующей категории, поэтому при трудоустройстве на должность водителя гражданин обязан предъявить работодателю водительское удостоверение.

При этом в силу названной нормы запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных названным Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Статьей 64 ТК РФ запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Защитники общества при рассмотрении дела заявляли, что при приеме 9 ноября 2015 года Головинского А.В. на работу в авторемонтную мастерскую ООО «Кировский комбинат школьного питания» в качестве водителя- экспедитора наличие у него права управления транспортными средствами проверено, Головинским А.В. было представлено водительское удостоверение.

В соответствии со статьей 65 ТК РФ общество было не вправе требовать у Головинского А.В. предъявления иных документов, поводов для отказа в заключении с ним трудового договора не имелось.

Отклоняя изложенные в жалобах на постановление должностного лица ГИБДД доводы общества, суды, сославшись на пункт 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 и пункт 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 29 июня 1995 года № 647, сделали вывод о том, что на обществе лежит обязанность проведения сверки с органами ГИБДД, независимо от того, участвовало транспортное средство в дорожно-транспортных происшествиях или нет. В ходе указанной сверки проверке подлежат и данные о водителях транспортных средств.

Данный вывод судов является ошибочным. Так, в соответствии с пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

В статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» указано, что персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, информация о привлечении к административной ответственности физических лиц относится к персональным данным и может быть получена только с их согласия.

Кроме того, нормы закона не возлагают обязанности на должностных и иных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, проверять данные о водителях транспортных средств.

Судья Кировского районного суда г. Самары при рассмотрении дела установил, что 30 сентября 2014 года Головинский А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на 1 год 6 месяцев.

Данное постановление вступило в законную силу 28 октября 2014 года, однако водительское удостоверение Головинский А.В. в ГИБДД не сдал.

При этом в материалах дела имеется справка ГИБДД из которой следует, что водительское удостоверение у Головинского А.В. изъято 16 ноября 2015 года (л.д. 17-18), то есть после заключения трудового договора с обществом.

Таким образом, материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что обществу было известно о лишении Головинского А.В. права управления транспортными средствами.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица ГИБДД судьей Кировского районного суда г. Самары и вышестоящими судебными инстанциями не соблюдены требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных выше положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно прийти к безусловному выводу о том, что наличие состава вменяемого обществу административного правонарушения в его действиях является доказанным.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Самаре от 8 декабря 2015 года, решение судьи Кировского районного суда г. Самара от 28 декабря 2015 года, решение судьи Самарского областного суда от 17 марта 2016 года и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 30 мая 2016 года, вынесенные в отношении общества по делу административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановления по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу защитника ООО «Кировский комбинат школьного питания» Куракиной И.В. удовлетворить.

Постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Самаре от 8 декабря 2015 года, решение судьи Кировского районного суда г. Самара от 28 декабря 2015 года, решение судьи Самарского областного суда от 17 марта 2016 года и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 30 мая 2016 года, вынесенные в отношении ООО «Кировский комбинат школьного питания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановления.

Судья Верховного Суда Российской ФедерацииС.Б. Никифоров

Обзор документа

Организация была привлечена к административной ответственности за допуск к управлению транспортным средством водителя, лишенного прав.

Но Верховный Суд РФ счел, что ее вина не доказана, и прекратил производство по делу.

Постановление о лишении водителя прав вступило в силу еще до того, как организация приняла его на работу. Однако он не сдал водительское удостоверение в ГИБДД и поэтому смог предъявить его при трудоустройстве. Данный документ был изъят уже после заключения трудового договора.

Предыдущие инстанции, отклоняя доводы о невиновности организации, указывали, что она обязана проводить сверку с органами ГИБДД, независимо от того, участвовало транспортное средство в ДТП или нет. И в ходе сверки должны проверяться также данные о водителях транспортных средств.

Между тем такой вывод судов является ошибочным.

Информация о привлечении физлиц к административной ответственности относится к персональным данным и может быть получена только с их согласия. Кроме того, закон не обязывает лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, проверять данные о водителях.

Ссылка на основную публикацию